Автор Тема: О вреде плохого концертмейстера  (Прочитано 10083 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
О вреде плохого концертмейстера
« : Октябрь 14, 2009, 21:18:10 »
В вокальном коллективе, с которым я достаточно часто выступаю на концертах, сменился концертмейстер. Смена - в худшую сторону :-( По первому впечатлению, возможно, бывают даже промахи в нотах.

Вопрос - есть ли какие угрозы для вокалиста от работы с плохим концертмейстером ? То, что на концерте произведение может быть исполнено не лучшим образом, это очевидно. А нет ли каких еще потенциальных проблем ?

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Re: О вреде плохого концертмейстера
« Ответ #1 : Октябрь 15, 2009, 11:39:26 »
Смотря что Вы имеете ввиду под "плохим". если концертмейстер не умеет вести фразы и жутко тормозит всю музыку - есть риск начать за ним петь также. Вообще, я когда-то подымал тему про ансамбль "вокалист-концертмейстер": http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=938.0, правда тогда более опытные собеседники не вступили в разговор. Но я сам играл, как концертмейстер, поэтому кое-что понимаю  :)

Вообще, конечно, самое страшное, что может сделать концертмейстер - задушить певца на концерте (слишком медленным или слишком быстрым темпом)

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: О вреде плохого концертмейстера
« Ответ #2 : Октябрь 15, 2009, 19:41:13 »
Спасибо за ответ ! Интересно, что дискуссии насчет темпа как раз у меня и идут :-). Но в моем случае это - вопрос творческого восприятия произведения.

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Re: О вреде плохого концертмейстера
« Ответ #3 : Октябрь 16, 2009, 20:30:12 »
Ну дискуссии на счёт темпа - они всегда будут. А ещё - ньюансы. Мой знакомый здорово как-то с концертмейстером из-за первой арии Каварадосси поспорил. Там Пуччини написал петь несколько высоких мест на пьяниссимо. А исполнительская традиция - петь всю арию полным голосом. Но сей аргумент концертмейстером не принимался :)

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: О вреде плохого концертмейстера
« Ответ #4 : Октябрь 17, 2009, 04:23:50 »
Петь самые высокие ноты диапазона пьяниссимо - ой как тяжело !

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Re: О вреде плохого концертмейстера
« Ответ #5 : Октябрь 17, 2009, 13:08:24 »
Ага, и это раз, хотя там и не предельно высокие ноты в этом месте!
А два - этого не делают даже те исполнители, которые умеют.

Morales

  • Гость
Re: О вреде плохого концертмейстера
« Ответ #6 : Март 12, 2010, 21:01:44 »
Концертмейстеры, бывает, забывают кто они. При всем к ним уважении. Часто они грубо вмешиваются в работу педагога. Да и в театре нужно сто раз подумать, с кем из них работать (если есть выбор). Это целое лобби, в дружбе с руководством. "Спецы" все это знают, а начинающим совет: "Не ошибитесь с выбором концертмейстера!"
« Последнее редактирование: Март 12, 2010, 21:14:45 от Morales »

Оффлайн Adri

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 223
Re: О вреде плохого концертмейстера
« Ответ #7 : Март 22, 2010, 11:19:52 »
Вообще, конечно, самое страшное, что может сделать концертмейстер - задушить певца на концерте (слишком медленным или слишком быстрым темпом)
О,да, Михаил, вы правы на все 100!
Причем ничего нельзя сделать, он гнет свое и гнет, и у него как назло в аккомпанементе восьмые, а у тебя, например, четверти  ;D И не сдвинешь его никогда в жизни, если только поперек аккомпанемента ехать. Хотя лирико-колоратурам всегда все стремятся играть быстро и скачкообразно, я с этим явлением уже устала бороться. Если лирико-колоратурное сопрано, так яуже и на легато неспособна что ли. Короче к концертмейстерам у меня давний счет!!  ;D ;D

Оффлайн kotsubays

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 173
Re: О вреде плохого концертмейстера
« Ответ #8 : Июнь 26, 2012, 15:18:04 »
1.Концертмейстер - это очень полезный, но не очень одушевленный предмет повседневного обихода. 2. В иерархии ценностей концертмейстер располагается примерно между любимой скрипкой (варианты: контрабасом, фаготом, трубой и т.д.) и нотным пультом. 3. У концертмейстера может с течением времени меняться имя, возраст, длина носа, цвет волос, размер ноги, национальность, пол, а также эксплуатационные характеристики, но это - всё тот же концертмейстер. 4. Концертмейстер - это то, что играет. То, что не играет, концертмейстером не является. Если его не удается привести в рабочее состояние, от него следует избавиться и найти другого. 5. Концертмейстер начинает и заканчивает работать (играть) по кивку головы. 6. Концертмейстер выдерживает неограниченное число повторов одного и того же, т.е. является многоразовой системой. Однако иногда со временем в нем что-то портится, и он даёт сбой при повторах. В этом случае - см. пункт 4. 7. В обычном режиме концертмейстер появляется и исчезает в определённое время, т.е. по расписанию. Если он перестаёт появляться по расписанию - см. пункт 4. 8. В некоторых случаях концертмейстер может появиться вне расписания по слову "надо". При этом у него можно заметить признаки недовольства, что даёт основания некоторым изучающим концертмейстеров учёным поставить вопрос: а не являются ли они всё-таки немножко одушевлёнными предметами? 9. Как правило, концертмейстер играет молча. Однако иногда у него самопроизвольно активизируется речевая функция, и он произносит малопонятные речи, в которых проскальзывают смутно знакомые музыкальные термины. Это явление безпасное, его надо просто переждать. 10. У концертмейстера четыре конечности: две верхних и две нижних. Верхними он нажимает на клавиши, а нижними - на педали. Желательно, чтобы все четыре конечности были работоспособны. Однако в крайнем случае можно обойтись двумя - одной верхней и одной нижней. При этом следует помнить, что из верхних конечностей важнее та, которая отбивает доли, что избавляет от необходимости считать. Чаще всего это левая конечность. Из двух нижних также важнее левая конечность, поскольку при помощи нее концертмейстер достигает такого эффекта, что его почти не слышно, и он не мешает. 11. Таким образом, концертмейстеру свойственна левосторонность. Изучающими концертмейстеров учеными замечено, что со временем многие из них приобретают левые убеждения, а также им свойственно стремление пойти налево, т.е. сменить партнёра. 12. Отличие концертмейстеров от сотовых телефонов состоит в том, что новые модели сотовых, как правило, лучше предыдущих, а новые модели концертмейстеров - хуже. Это подтверждается многократными высказываниями старших товарищей: "Вот когда я был студентом, у меня был ТАКОЙ концертмейстер - закачаешься!.." 13. Жить без концертмейстера очень трудно. Жить с концертмейстером - тоже не мёд, поскольку стирается грань между работой и личной жизнью. 14. Концертмейстер всегда виноват во всём. Так следует думать всегда, но ни в коем случае нельзя так говорить вслух при концертмейстере.

Оффлайн Mariaslava

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 43
Re: О вреде плохого концертмейстера
« Ответ #9 : Июнь 26, 2012, 21:38:02 »
 Какая исчерпывающая классификация :) Ещё может быть самозабвение от самосознания, что первоначально Konzertmeister, первая скрипка, мог заменить при необходимости дирижёра. По выше перечисленным причинам, наверное, теперь в русском языке "первая скрипка" звучит высоко, а "концертмейстер" - на регистр ниже.

Оффлайн Mikky

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 300
Re: О вреде плохого концертмейстера
« Ответ #10 : Июнь 26, 2012, 22:11:07 »
Прекрасный юмористический текст насчет концертмейстера ! Может, продублировать этот текст в теме "юмор"
(кажется, в разделе "На галёрке") ?

Наверное, важно ещё, можно ли концертмейстеру доверить подготовку к оперному спектаклю, чтобы он (она) помог выловить все возможные ошибки. На самом деле, далеко не все это могут. За пять лет занятия вокалом мне пришлось поработать с 6 концертмейстерами (это на регулярной основе - с учетом выступлений на концертах, наверное, наберется больше десятка). Но доверить подготовку к спектаклю было можно только 2-3 (включая концертмейстера из консерватории). А вот тех, с кем мне было хорошо готовиться к концерту и выступать там - чуть больше.

Оффлайн arghee

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 37
Re: О вреде плохого концертмейстера
« Ответ #11 : Июль 01, 2012, 02:47:03 »
Замечательная классификация =)

Оффлайн АлексВин

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 508
  • АлексВин
Re: О вреде плохого концертмейстера
« Ответ #12 : Июль 04, 2012, 10:41:42 »
Для себя я четко разграничиваю концертмейстера с которым нужно учить материал и который отличается скрупулезностью во всем и в темпо-ритмах, и в интонировании, цезурах, ферматах, теннутах и т.д., т.е. такой концертмейстер строит верный, правильный макет произведения.

Но выступать публично с таким музыкантом бывает не всегда интересно, потому что он (она), как правило, не обладает крупным, ровным звуком, проблемы с левой рукой, задающей опорный темп, кстати, очень важный для вокалиста, часто не хватает эмоциональной выразительности и с таким вялым сопровождением я чувствую себя не поддержанным, обделенным.

В идеале у вокалиста с концертмейстером должен быть симбиоз, перекличка, вопросы, парирование, один выливается из другого, друг друга поддерживают и опытный концертмейстер даст попеть, дышать певцу, а толковый певец даст концертмейстеру поиграть! Всё это на намерениях и объяснить довольно трудно. ИМХО