Автор Тема: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор  (Прочитано 47857 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Думаю, не помешает вспомнить этого замечательного певца, тем более что в этом году исполняется 100 лет со дня его смерти.

Из словаря А.М. Пружансокго:

КЛЕМЕНТЬЕВ (Klementyeff) Лев Михайлович, 12(24).2.1868, Петербург — 13(26).10.1910, Тифлис, похоронен в Александро-Невской лавре, Петербург — арт. оперы (лирико-драм. тенор) и оперетты. Образование получил в Коммерческом уч-ще и в кадетском корпусе. В 1887—88 обучался пению в Петербурге у К. И. Кржижановского (в "Großes Sängerlexikon" есть данные, что он обучался в Петерб. и Харьков. конс). Позднее совершенствовался в вокальном иск-ве в Париже (у проф. Оливьери, 1889) и Милане (у Мартина Петца, 1890). В 1887—88 выступал в Петерб. оперетте (антр. С. Пальма, дебютировал в роли Баринкая в "Цыганском бароне" И. Штрауса). Летом 1888 выступал в оперетте в Одессе и Харькове (антр. В. Родона), затем — в Петербурге (сезон 1890/91), Москве (антр. М. Лентовского, сезон 1891/92). В сезоне 1888/89 солист Киев. оперы (антр. И. Я. Сетова), в 1889/90 — Тифлис. оперы (антр. В. Форкатти), в 1892—1902 — моск. Большого т-ра (дебютировал в партии Германа — "Пиковая дама" П. Чайковского; композитор высоко оценил певца в этой роли), на сцене к-рого исп. 35 партий. Позднее пел в оперных т-рах Петербурга (Большой зал конс., Частная опера, антр. У. Гвиди, 1902; Новый летний т-р "Олимпия", антр. Е. Кабанова и К. Яковлева, Рус. опера, антр. Е. Кабанова и К. Яковлева, 1903 и 1906; Мариинский т-р, 1906; "Новая опера", антр. А. А. Церетели, 1906; Нар. дом, 1907—09), Москвы (1903, Товарищество рус. частной оперы; 1903—04, т-р "Аркадия", антр. М. Медведева; Опера С. Зимина; Частная опера С. Мамонтова), в оперных т-рах Н. Новгорода (антр. А. Дракули, 1905), Харькова и Киева (1905). Гастролировал в Одессе, Харькове, Казани (осень 1896, антр. М. Г. Ярона), Киеве, Тифлисе, Баку и за границей — в Париже (1904, т-р "Олимпия", где пел партию Богдана Собинина — "Жизнь за царя" М. Глинки и был партнёром Ф. И. Шаляпина), по городам Европы и Америки (1906), в Софии (1908).

Обладал красивым сильным голосом (баритонального оттенка с хорошо поставленным верхним регистром) широкого диапазона (свыше двух октав), актер. дарованием. Исп. отличалось повышенной эмоциональностью. Создавая образ, большое внимание уделял жесту и пластике. Не получил профессионального образования, однако благодаря упорному труду достиг вокального мастерства. Репертуар певца насчитывал свыше 50 партий (лирич., драм., характерные). Его комическое дарование проявилось в партии Бобыля-Бакулы ("Снегурочка" Н. Римского-Корсакова). В числе близких певцу партий были те, в к-рых преобладала эффектная внешняя сторона.

1-й исп. партий: Молодого цыгана ("Алеко" С. В. Рахманинова, 1893), Родольфа ("Анджело" Ц. Кюи, 2-я ред., 1901), Графа Рузова ("Потемкинский праздник" М. Иванова, 1902);

Лучшие партии: Нерон (одноим. опера А. Рубинштейна, 1903), Герман ("Пиковая дама" П. Чайковского), Ленский ("Евгений Онегин" П. Чайковского, до Л. В. Собинова был лучшим исп. этой партии), Садко (одноим. опера Н. Римского-Корсакова; в этой партии был единственным соперником А. Секар-Рожанского), Левко ("Майская ночь" Н. Римского-Корсакова), Владимир Дубровский ("Дубровский" Э. Направника), Ричард ("Бал-маскарад" Дж. Верди), Канио ("Паяцы" Р. Леонкавалло), Хозе ("Кармен" Ж. Бизе), Рауль де Нанжи ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Тангейзер (одноим. опера Р. Вагнера).

Др. партии: Баян ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Владимир Игоревич ("Князь Игорь" А. Бородина, 1898), Князь Синодал ("Демон" А. Рубинштейна), Андрей Морозов ("Опричник" П. Чайковского), Школьный учитель ("Черевички" П. Чайковского), Водемон ("Иоланта" П. Чайковского), Трике ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Руальд ("Рогнеда" А. Серова), Княжой дурак ("Рогнеда" А. Серова); Фауст (одноим. опера Ш. Гуно), Фра-Дьяволо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д. Обера), Леопольд ("Жидовка" Ж. Ф. Галеви), Джеральд ("Лакме" Л. Делиба), Альфред ("Травиата" Дж. Верди), Герцог ("Риголетто" Дж. Верди), Отелло (одноим. опера Дж. Верди), Радамес ("Аида" Дж. Верди), Манрико ("Трубадур" Дж. Верди), Энцо ("Джоконда" А. Понкьелли), Каварадосси ("Тоска" Дж. Пуччини), Зигмунд ("Валькирия" Р. Вагнера, один из первых исп. на сцене моск. Большого т-ра).
http://slovari.yandex.ru/dict/pruzhansky/article/pr1-0866.htm

Л.М. Клементьев исполняет ариозо Германа:

http://www.youtube.com/watch?v=UEVCWJMbuE0



Л.М. Клементьев в роли Германа.

С.Ю. Левик о Клементьеве: "Выше среднего роста, плечистый человек, борец по призванию, одно время доже арбитр на турнирах, он обладал типично русским широким лицом, которое великолепно поддавалось гриму, и несомненным актерским дарованием, в частности комического плана. Голос у него был превосходный, большой, мягкий, красивого тембра, с почти баритоновой серединой и в то же время с нисколько не обуженными верхами. Владел он им отлично. В роли Германа Клементьев не поднимался до трагедийных высот, но не впадал и в мелодраматизм. В общем он давал вполне удовлетворительный образ глубоко несчастного человека, одержимого одной мыслью, одной губительной страстью".

« Последнее редактирование: Апрель 17, 2010, 12:46:48 от Максим »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #1 : Апрель 17, 2010, 11:09:56 »
Одним из самых ярких образов, созданных Л.М. Клементьевым на оперной сцене, был Нерон в одноименной опере А.Г. Рубинштейна.



С.Ю. Левик вспоминал:

"Клементьев был склонен считать себя великим артистом. Простой и добродушный человек, он был способен из-за пустяка потерять равновесие и выказать себя очень жестоким. И было в этом что-то от лицедея, комедианта. Может быть, именно поэтому ему на редкость хорошо удавался образ Нерона - "шута на троне", в котором человеческая душа просыпалась только изредка, в момент увлечения Кризой. Как ни в какой другой опере, Клементьев обыгрывал здесь некоторые недостатки своего тембра. Гнусавость некоторых нот, вообще не очень заметная, но в этой партии чуть-чуть усиливаемая, придавала репликам Нерона несколько фанфаронский характер. Природная близорукость, мешавшая артисту в "Садко", и та в данном случае шла ему на пользу: по-бычьи выставляя голову вперед, чтобы лучше разглядеть Виндекса во время спора в первом действии, Клементьев-Нерон одним этим движением вызывал неприязненное отношение к себе".


"В основных сценах - в палатке  у Кризы, во время пожара и при исполнении "Строф" - Клементьев умел так поднять тонус всего спектакля, что партнеры заражались его подъемом, и опера приобретала интерес вопреки обилию мест со слабой музыкой. Роль Нерона была не только лучшей в репертуаре Клементьева, но молва считала его лучшим Нероном в России".



Л.М. Клементьев исполняет строфы Нерона (слушать с 4:43):
http://www.youtube.com/watch?v=UQFR_wu_nts


 
"С виду относительно грузный человек, Клементьев в то же время был очень легок в движениях Изредка исполняя роль Бобыля в "Снегурочке", он так лихо отплясывал, что из-за его успеха раз-другой возникали инциденты: публика настаивала на бисе, не давала продолжать спектакль, а дирижер В.И. Сук принимал это за оскорбление памяти Римского-Корсакова, а заодно и как личное оскорбление, и выходил из себя. Однажды роль Бобылихи с Клементьевым исполняла жена В.И. Сука. Поддавшись увлечению, и она, очевидно, где-то "пересолила". Вынужденный бисировать номер с танцами, Сук рассвирепел и с пульта крикнул: - Ну, балаганщики, бисируйте!
Погиб он трагически. Осенью 1910 года заболев, запустил болезнь. Когда начался перитонит, он, невзирая на высокую температуру, отложил срочную операцию до утра и поехал спеть назначенный концерт. На следующий день его не стало. Было ему сорок два года, и находился он в полном расцвете сил и голоса" (из "Записок оперного певца").



« Последнее редактирование: Апрель 17, 2010, 12:53:49 от Максим »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #2 : Апрель 17, 2010, 15:37:18 »
А фонограммы его (начала 20-го века) сохранились ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #3 : Апрель 17, 2010, 15:50:39 »
А фонограммы его (начала 20-го века) сохранились ?
Посмотрите внимательнее два предыдущих поста - там есть ссылки.
Записи Клементьева были сделаны в 1902, 1903 и 1909 гг. на фирмах "Граммофон"  (9 дисков). В 1983 г. некоторые записи были изданы фирмой "Мелодия": ария Хозе, каватина Владимира Игоревича, строфы Нерона,  романс Рауля, баллада Ричарда, ариозо Германа.


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #4 : Апрель 17, 2010, 16:36:06 »
Виноват, скользнул взглядом, но не заметил ссылок в потоке информации, хотя должен был вспомнить о диске "Мелодии" :)) Хорошо, что вы о диске напомнили.
Зато теперь у нас это обстоятельство отмечено отдельной строкой ! :) Записи имеются.
Тех, кто послушал, прошу высказаться.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #5 : Апрель 17, 2010, 18:04:32 »
Я послушал. Мне очень понравилось. Впечатляет его пение. Хоть и качество записи не очень хорошее. Все таки начало века

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #6 : Апрель 17, 2010, 20:33:00 »
Я послушал. Мне очень понравилось. Впечатляет его пение. Хоть и качество записи не очень хорошее. Все таки начало века

Но можно понять, что певец был далёк от завершения своей карьеры !
Шикарный тенор ! Какой запас динамики !
Да, ушёл в цвете лет и сил. И записей, наверное, всего на полпластинки осталось.
« Последнее редактирование: Апрель 18, 2010, 14:29:10 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #7 : Апрель 18, 2010, 00:21:48 »
Небольшой фрагмент из воспоминаний оперного режиссера Н. Н. Боголюбова, который застал Л. М. Клементьева в самом начале творческого пути, когда он пел еще в оперетте:

   "Тенор Л. М. Клементьев был главной притягательной силой оперетты; высокий, молодой, кудрявый блондин, он обладал прекрасным тенором баритонального оттенка с отличными верхними нотами. Он прекрасно, правда, несколько фатовато, говорил прозу, легко танцевал, что ему самому, видимо, доставляло удовольствие. Впоследствии Клементьев был ведущим тенором московской оперы, выдающимся исполнителем теноровых партий в операх Вагнера, а в опере Рубинштейна "Нерон" создал образ главного героя с такой силой и художественной правдой, что приходится невольно жалеть, что это время еще не имело кинематографа и, увы, звуковой записи, для того чтобы сохранить для последующих поколений искусство великих оперных певцов.



   Позднее я слушал Клементьева на сцене Большого театра во всех его партиях и присутствовал в Петербурге на "Нероне" с его участием. Я тщательно искал в нем черты казанских опереточных героев, современников моей юности; передо мной был зрелый артист огромного драматического и вокально-декламационного масштаба. Умер Клементьев как-то нелепо и рано, не исчерпав, увы, всех возможностей, вложенных природой в его многогранную сценическую личность" ("Шестьдесят лет в оперном театре").

Еще две записи Л.М. Клементьева  - романс Рауля ("Гугеноты") и баллада Ричарда ("Бал-маскарад"). 1909 г.
http://www.youtube.com/watch?v=4bTxS4RnDaA

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Переслушал строфы Нерона в разных исполнениях, каждое по-своему интересное, но только Клементьев создает яркий и запоминающийся вокально-драматический образ (см. выше ссылку на запись).

Из старых русских теноров строфы записали Александр Давыдов, Василий Дамаев, Николай Большаков, Петр Словцов.
Сравните, например, запись А.М. Давыдова:
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=1628
(на этикетке пластинки забавный ляп: вместо "О, печаль, о, тоска" из оп. "Нерон"  написано "О печаль" из оп. "Тоска" :))

И еще две записи в оригинальной французской версии (как известно, Рубинштейн написал первоначальный вариант оперы на французское либретто):

Одно из лучших исполнений - Э. Карузо (1917 г.):
http://www.youtube.com/watch?v=GBpWQFza7FY

И современное исполнение - Р. Аланья:
http://www.youtube.com/watch?v=ecnnwrqYsKE

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Прочитал замечательные мемуары Т. Л. Щепкиной-Куперник. В главе о Большом театре она пишет, в частности, о Л.М. Клементьеве. Воспоминания интересные и к тому же очень хорошо написаны. Вот небольшой кусочек:

Большой театр
 

   Мои воспоминания о Большом театре уводят меня в далекое прошлое; с ними связано ощущение чего-то праздничного и увлекательного.
   С самого раннего детства, по Щепкинской традиции, я считала Малый театр как бы родным домом; главным режиссером там был муж моей родной тетки, артистки Малого театра А.П.Щепкиной, и я постоянно бывала там, знала всех артистов, все входы и выходы, смотрела спектакли, стоя в кулисе или приплюснув нос к проволочной сетке, изображавшей окно в декорации, и вообще чувствовала себя там как дома.
   Но Большой театр - другое дело. Туда меня брали редко, только по праздникам, и это являлось событием. Помню, как сейчас, поездки туда по тихим, заснеженным улицам Москвы, где еще не было ни трамваев, ни автомобилей; изредка лениво позванивала допотопная конка, поскрипывали полозья саней, слышался чей-то смех - снег мягко скрадывал шаги прохожих...
   После этой тишины и полумрака скупо освещенных улиц - вдруг роскошный зал Большого театра, блестящий золотом и огнями хрусталя, ярко освещенный газом; звуки настраиваемых инструментов, говор празднично одетой толпы - все давало особенный подъем.
   И то, что делалось на сцене, тоже отличалось от Малого театра: там по большей части я видела людей одетых как в жизни, говоривших как в жизни, изображавших то, что было знакомо в повседневности; здесь - детское воображение поражалось атмосферой фантастики и сказки, тем, как "амуры, черти, змеи на сцене скачут и шумят", как писал Пушкин; и все это выводило за пределы обычного.
   В самые ранние годы, конечно, большое впечатление производил балет. Помню красавицу Гейтен с очаровательным и злым лицом, которая плыла, как лебедь, в русской пляске, помахивая платочком; помню величественную фигуру Гельцера, отца Екатерины Васильевны, замечательного артиста, образы которого до сих пор стоят в глазах.
   Когда детство уступило место отрочеству, конечно, опера стала привлекать больше. Ведь уже были прочитаны Пушкин, Лермонтов, и изображение любимых героев на сцене - Евгения Онегина, Демона -- производило незабываемое впечатление.
   В те далекие годы опера была не такова, как теперь: артисты, за малыми исключениями, обращали свое внимание только на пение, а не на игру; о хористах и говорить нечего. Любопытно было бы сейчас показать прежний хор. Обычно хористы и хористки были одеты в одинаковые костюмы: русские сарафаны - так у всех одинаковые, цыганские наряды - так по одному образцу. Мужчины и женщины выстраивались в шеренгу, пели, не отрываясь взглядом от дирижерской палочки и, как по команде, делали одинаковые жесты, поднимая или вытягивая руки по мере надобности. Но на это совсем не обращалось внимания: дело было в музыке, в чудесных голосах певцов и певиц и в тех исключениях, о которых я упомянула, - одним из которых являлся Павел Акинфиевич Хохлов.
   
   П.А.Хохлов был высококультурный человек, прекрасный певец с большим и хорошо обработанным голосом. Я помню первое впечатление от него в "Демоне". Помню декорации, изображавшие мрачные, серые скалы... Кстати сказать: уже и в то время, девяностые годы, декоративная часть Большого театра стояла на большой высоте, некоторые декорации, например, в "Руслане и Людмиле", Шишкова, позднее Вальца, были великолепны.
   На фоне мрачных скал, почти не отделяясь от них, точно сливаясь с серыми камнями, - в сером одеянии Демон. И только видно бледное лицо и глаза (которые позже узнала я на картине Врубеля "Демон").

П.А. Хохлов в роли Демона

 Я не помню Тамары, смутно помню Ангела, вероятно, в силу контраста с Демоном: Демон был такой, который мог захватить юное воображение, но Ангел - была очень полная дама (как бывают почти все меццо-сопрано) в белом пеньюаре, перетянутом в талии, ясно выдававшем туго затянутый корсет, с крыльями за плечами.
   Зато от Демона остались в памяти все интонации, все лермонтовские слова, получившие двойную прелесть от музыки.
   То же могу сказать и об "Евгении Онегине". Хохлов не был красавцем, но у него было тонкое, умное лицо, и образ Евгения Онегина в его исполнении не мешал пушкинскому герою.
   Я слышала много о Хохлове (к нему очень хорошо относилась М.Н.Ермолова), это был человек передовых убеждений, и молодежь Москвы боготворила его.
   
   Следующим ярко запомнившимся мне певцом был Богумир Богумирович Корсов, и на нем следует остановиться подробнее, так как это был, в сущности, один из первых артистов-новаторов, стремившийся внести на оперную сцену принципы реализма.
   Корсов был человек огромной эрудиции. В юности он готовился к архитектурной карьере и с этой целью ездил в Италию изучать архитектурные памятники, но влечение к пению заставило его переменить карьеру; он занимался пением с первоклассными профессорами, в результате получил дебют и, с огромным успехом продебютировав, вступил в труппу Мариинского театра в 1869 году, а в 1882 году перешел на сцену московского Большого театра, с которой уже не расставался в течение всей жизни.

Б.Б. Корсов

   В юные годы Корсов, привыкший к итальянской музыке, был поклонником ее; но после того как познакомился с произведениями Серова, он перенес все свои симпатии на русскую оперу, стал ее горячим пропагандистом и на нашей сцене, и за рубежом, и в провинции. Он способствовал постановкам таких опер, как "Демон", "Вражья сила", "Юдифь", "Опричник", - в публике проснулся интерес к национальной опере. Это его огромная заслуга перед русской оперой.
   Корсов был не только прекрасный певец, но и великолепный артист. Он создавал образы, которым нельзя было не верить. Выходил ли он в виде средневекового рыцаря или русского крестьянина - все, каждая черта его грима, его походка, жесты - все менялось в соответствии с ролью; в этом его смело можно было назвать предшественником Шаляпина.
   Довольно привести такой пример: я часто видела его в самых разнообразных ролях. Случилось так, что я уехала из Москвы и несколько лет не была там. Возвратившись, я как-то попала в Большой театр, случайно, в ложу к знакомым, пригласившим меня послушать какую-то заезжую знаменитость в роли Джильды в "Риголетто". Знаменитость была на высоте, но меня поразил своей игрой артист, игравший Риголетто. Я спросила у моих друзей, кто же этот великолепный артист? - Как кто? Корсов! - Я не узнала Корсова.
   Корсов был обаятельный собеседник. Как-то мы встретились с ним в Париже, в Луврской галерее. Прошли в египетский отдел. И вдруг он мне там буквально прочел блестящую лекцию об египетском искусстве. Я слушала, затаив дыхание... А потом я узнала, что он окончил Академию художеств в Петербурге и имел звание свободного художника по архитектуре.
   Корсов никогда не ограничивался своей партией в опере: он являлся как бы добровольным режиссером, стремился и в артистах пробудить желание настоящей игры. Это ему, между прочим, удалось с его женой, прекрасной певицей Крутиковой; лучшей графини в "Пиковой даме" я не видала.
   
   Из певиц того времени капризная память удержала мало: хорошо помню прелестную Маргариту Эйхенвальд, ее серебристый голос, ее белую фигурку в "Снегурочке", ее детски наивные голубые глаза и золотистые волосы; помню, что в "Пиковой даме" она исполняла роль Прилепы в интермедии и до того была похожа на драгоценную статуэтку из севрского фарфора, что ее хотелось поставить на полочку.
   Запомнились три тенора: Медведев, Донской и Клементьев, все такие различные.
   М.Е.Медведева я слышала в Киеве, когда туда приезжал Чайковский ставить "Пиковую даму". Композитор был очень доволен им как Германом: не знаю, по его ли совету, но в следующем году Медведев уже пел Германа на сцене Большого театра.
   За несколько лет до этого Медведев окончил Московскую консерваторию, у него был тогда небольшой голос, пригодный для лирических партий; но каким-то непонятным образом голос этот стал меняться в регистре и изменился так основательно, что ему пришлось отказаться от лирических партий, - его голос стал настоящим, могучим tenore di forze - героическим тенором; и певец стал с огромным успехом исполнять такие партии, как Роберт-Дьявол, Тангейзер, Герман.
   На сцене он производил большое впечатление. В Германе его глаза, весь его вид ясно подчеркивали, что он маниак; в Тангейзере он давал настоящую страсть, а рассказ его вызывал волнение. Он был любимцем публики, но знатоки опасались, что его голос имеет тенденцию перейти в баритон. Не знаю, случилось ли это, и вообще не знаю, как окончилась карьера этого прекрасного певца.
   О Л.Д. Донском вспоминается с невольной улыбкой. У него был сильный, хороший голос, но несколько глуховатого тембра при полном отсутствии металла. Вот певец, который определенно не играл на сцене и даже не делал вида, что играет! Это был могучего вида человек, очень полный, с хорошим русским лицом -- таким можно было представить себе русского ямщика, способного шутя править лихой тройкой. Когда он пел Сабинина в "Сусанине", Редрикова в "Тушинцах" и тому подобные партии, он был вполне на месте; но, когда он выходил, например, в "Фаусте", в трико, обтягивавшем его монументальные ноги, и в шляпе с пером на кудрях деревенского ямщика, нельзя было не улыбнуться. Однако он добросовестно нес репертуар, пел ведущие роли и был очень музыкален.
   Л.М. Клементьев вспоминается мне в обстановке русской природы в Новгородской губернии, где у него была усадебка на берегу прозрачной речки Льнянки. Я гостила в его семье, и по вечерам он часто катал в лодке меня и нашу общую приятельницу, певицу, меццо-сопрано. Я лежала на ковре на дне лодки и смотрела в ночное небо, на котором горели звезды, а Клементьев и моя приятельница пели - то дуэты, то просто песни, арии из опер. И у меня осталось очаровательное воспоминание об этих прогулках, где ночная свежесть, пение и звезды сливались в одну гармонию.
   У Клементьева был настоящий лирический тенор, хотя он пел и такие роли, как Германа. Все его роли мало подходили к его индивидуальности: в нем совсем не было лирики, романтизма, это был веселый, жизнерадостный человек, любивший жизнь во всех ее проявлениях...
   Он как-то спел Бобыля в "Снегурочке", и тут вдруг блеснул игрой, с таким русским задором отплясал трепака, что вызвал аплодисменты. Он позже покинул оперу для оперетки, и имел там огромный успех (здесь Татьяна Львовна, вероятно, ошибается: Л.М. Клементьев начинал как опереточный актер, затем перешел в оперу; ср. выше воспоминания Н.Н. Боголюбова - М.).
http://az.lib.ru/s/shepkinakupernik_t_l/text_0360.shtml

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #10 : Май 28, 2010, 13:13:49 »
Опера А. Г. Рубинштейна "Нерон", в которой некогда блистал Л.М. Клементьев, прозвучит 31 мая в Москве в Болгарском культурном центре (Ленинградский проспект, 20). Наверное, это единственная возможность за неимением записей услышать оперу целиком. Она будет исполнена силами содружества "Музыкальные видения":

http://muzvid.narod.ru/profile.htm
http://muzvid.narod.ru/neron.htm

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #11 : Июнь 13, 2010, 17:15:37 »
Нашел интересную информацию: оказывается, у Льва Михайловича Клементьева есть внук - дирижер Георгий Клементьев


внук Л.М. Клементьева - дирижер Георгий Клементьев

"...его дед Лев Клементьев был знаменитым оперным тенором, певшим в том числе и на сцене Большого театра.
 
Г. Клементьев:
   - Когда я представляю, что Чайковский работал с моим дедом над партией Водемона, у меня мороз по коже...
 
   Голос деда Георгий Клементьев слышал только на пластинке: певец умер в 1910–м году прямо на сцене от острого аппендицита. Его могилу внук отыскал в Александро-Невской лавре рядом с могилами Радищева, Ломоносова, Чайковского...
 
Г. Клементьев:
   - Я никогда не видел могилу Чайковского, потрясающая совершенно могила! Я меня были две розы, я не мог не положить - я положил. Потом когда подошли к могиле деда, я побежал в надвратную церковь и купил еще 2 розы. И вот возвращаюсь, кладу эти две розы на меня что-то такое нахлынуло, неуправляемая какая-то эмоциональная стихия, слезы градом. У меня было полное ощущение, что мы встретились...".

http://www.samru.ru/society/novosti_samara/18782.html

"Заслуженный артист РФ Георгий Клементьев - дирижер, музыковед, педагог, журналист, музыкальный общественный деятель. Окончил историко-теоретический факультет Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (1971 г.) и факультет оперно-симфонического дирижирования в Уральской государственной консерватории (класс народного артиста РФ, профессора М.И. Павермана, 1979 г.). Работал в Омском и Хабаровском музыкальных театрах, Куйбышевском театре оперы и балета, Хабаровском, Томском и Красноярском симфонических оркестрах. С августа 1990 года - дирижер Академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии.

Индивидуальность дирижера Г. Клементьева проявляется, прежде всего, в его обращении к духовным традициям русской музыки и несении ее высокого этического пафоса. В репертуаре дирижера – все симфонии Бородина, Чайковского, Калинникова, Скрябина, сочинения Глинки, Римского-Корсакова, Глазунова, Аренского, Шостаковича, Прокофьева, Свиридова, Шнитке. Большой интерес аудитории вызвали программы Клементьева: «Великий подвижник Земли русской Сергий Радонежский», «Княгиня Ольга», «Русь колокольная», «Отчалившая Русь», «Серафим Саровский».

Дирижер представляет и пропагандирует «русскую идею» в мировом искусстве и как отдельную программу для студенчества (Бородин, Чайковский, Свиридов - сезон 1999-2000 гг.), и как принцип общечеловеческого единения в вершинных произведениях мирового симфонического наследия: «Страсти по Иоанну» Баха, «Те Deum» Брукнера, Реквием Моцарта и Верди, 9-я симфония Бетховена, 4-я, 10-я симфонии и «Песнь о Земле» Малера.

По отзыву прессы, дирижерская манера Клементьева «романтична, сгущена по психологии. Его пластика артистична, напоена поэзией звука - она рождается из музыки, помогая слушателям «видеть» музыку в пространстве» («Культура», г. Оренбург). Вместе с тем, в его дирижировании отчетливо ощутимы стремление к философскому прочтению партитуры и индивидуальное видение ее архитектоники.

Программы Г. Клементьева раскрывают важные стороны бытия и помогают слушателям пройти путь к духовному и душевному просветлению.

С большим успехом под его управлением был исполнен цикл программ из серии «Русский проект»: «Неупиваемая чаша», «Живые источники земли русской», «Живые источники земли самарской». За осуществление этого грандиозного проекта Г.Клементьев стал обладателем Губернского гранта в области культуры и искусства (2006 г. ).

Г.Клементьев своей деятельностью вносит большой вклад в духовное развитие подрастающего поколения. Авторские программы дирижера и его коллег-музыкантов являются подлинно культурным просветительством. В настоящее время это пять циклов программ для школьников (Аб. №№5, 5А, 6, 7, 16), в которых волшебный мир музыки раскрывается через мир сказки, а дети знакомятся с культурой и искусством разных стран и народов. Признанием молодежной аудитории пользуются симфонические концерты для студентов – два интереснейших абонемента (№№ 8, 9), которые, синтезируя смежные виды искусств, предоставляют молодежи возможность развития личности.
 
В 2006 г. Г. Клементьеву присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации»."
http://www.filarm.ru/artists/symphonic_orchestra/dirizher/art53.html

Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #12 : Июнь 13, 2010, 19:45:47 »
Я знаю Георгия Клементьева, как дирижера нашей филармонии, как прекрасного дирижера. Я очень люблю его и с удовольствием хожу на концерты. Но я не знал, что он внук такого человека... Вы меня приятно удивили.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #13 : Июнь 13, 2010, 20:21:06 »
Да, поразительный пример из нашей музыкальной истории, плавно переходящей в сегодняшний день.
Спасибо за информацию, Максим ! Я был потрясён, когда прочитал.
Быть может, поищем в сети записи дирижёра Клементьева ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн pulenk

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 822
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #14 : Июнь 13, 2010, 20:45:45 »
Это будет не просто, потому что даже записей главного дирижера очень мало. Но дирижер Клементьев очень хороший. Знаю, как постоянный слушатель:)

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #15 : Июнь 13, 2010, 23:09:41 »
Может быть общими усилиями что-нибудь найдем? Меня этот материал тоже приятно удивил. Во всяком случае тема получает новый интересный импульс для дальнейшего развития.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #16 : Июнь 14, 2010, 00:42:15 »
Да, поразительный пример из нашей музыкальной истории, плавно переходящей в сегодняшний день.
Спасибо за информацию, Максим ! Я был потрясён, когда прочитал.
Быть может, поищем в сети записи дирижёра Клементьева ?
Нашел пока только это. Пример, переходящий даже не столько в сегодняшний день, сколько в завтрашний: Георгий Клементьев исполняет произведения 16-летнего самарского композитора:

http://www.youtube.com/watch?v=0mFGY4RZEvI
http://vids.myspace.com/index.cfm?fuseaction=vids.individual&videoid=105066547

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #17 : Июнь 14, 2010, 01:49:01 »
А вот и правнучка Льва Михайловича - певица Екатерина Клементьева (сопрано):



Клементьева Екатерина Георгиевна

Образование:

2000 – 2005 г.г. - Самарская Государственная Академия Культуры и искусств,
Специальность: академический вокал.
Квалификация: оперная певица, концертно-камерный исполнитель.

2004 - 2005г.г. - Центр Оперного пения Галины Вишневской - стажировка.

2005 - 2007г.г. – Академия Хорового искусства г. Москва, аспирантура, вокальное отделение.

Достижения:

    * Лауреат Регионального конкурса им. Глинки г. Тольятти 2004г. - II премия;
    * Лауреат Международного конкурса «Веlla voce» г. Москва 2005г. – III премия;
    * Лауреат I Международного конкурса-фестиваля «Современное искусство и образование» г. Москва 2006г. – II премия;
    * Cпец - приз на международном конкурсе вокалистов «Конкурс конкурсов им. Л. Собинова» г. Саратов  2006г.
http://www.bogolublib.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1273:1572&catid=124:latest-news&Itemid=392

Среди исполненных партий - Виолетта (http://www.operny.ru/main1.php?d=novosti/anons_2%20apr).

Собиновский фестиваль 2006 г.:
"Специальную премию критиков получила самая молодая участница смотра Екатерина Клементьева (1982 г.р., Москва, аспирантка Академии имени Гнесиных). Екатерина уже успела окончить Самарскую академию искусств, стать лауреатом Международного конкурса вокалистов "Bella voce 2005", обладательницей второй премии международного конкурса-фестиваля современного искусства и образования.

— Последний прошел в апреле этого года, — улыбается девушка. — В мае же получила ответ из Саратова, заявку подавала в феврале и уже не надеялась, что позовут. Очень приятно было оказаться в числе 12 самых достойных. Если честно, ехала за победой. Но и спецприз критиков поражением не считаю. Получила в подарок две недели отдыха в санатории в Ялте. Уже предвкушаю море солнца и удовольствия! Жалко, что путевку вручили на одно лицо.

Вокалистка признается, что поет с двух лет. Виной тому, возможно, музыкальная семья. Прадед Екатерины — Лев Михайлович Клементьев — был известным солистом Императорского театра. Папа — дирижер, мама — скрипачка.

— Любовь к музыке, видимо, передалась по наследству. Знала с детства, что жизнь свою свяжу с искусством. Правда, вначале собиралась поступать в музучилище, как пианистка. Хоть пою на сцене с 10 лет. Саратовский зал очень понравился акустически. Считаю, что лучше всего удалось исполнить каватину Эльвиры из оперы "Эрнани" Верди — очень органично чувствую себя в этом образе, прекрасная музыка, есть что попеть и где показать чувства, эмоции. Видела и свои недочеты, знаю, над чем надо еще поработать. Сейчас намечается мое сотрудничество с "Новой оперой", саратовский приз придется весьма кстати".
 http://www.nedelia.ru/?nums-2006-025-page16

"Обаяние молодости

Честь открыть XXXV (V) Международный фестиваль искусств «Цветущий багульник -2010» выпала молодой, но очень талантливой вокалистке из Самары Екатерине Клементьевой. Несмотря на свой молодой возраст, она уже несколько лет является солисткой Московской государственной академической филармонии. Получив высшее музыкальное образование в Самаре, она продолжила совершенствовать свое мастерство в знаменитом Центре Оперного пения Галины Вишневской и в Московской государственной консерватории, которая имеет свою блистательную вокальную школу.

Свои артистические данные Екатерина Клементьева реализовала на международном «Конкурсе конкурсов им. Л. Собинова», завоевав престижный приз от Союза театральных деятелей России. Неоднократный лауреат многочисленных международных фестивалей, как в России, так и за рубежом, многогранная актриса, блистательная певица Екатерина Клементьева представит забайкальской публике творчество великих композиторов. от Баха до Щедрина".
http://zabinfo.ru/modules.php?op=modload&name=Sections&file=index&req=viewarticle&artid=169&page=1



"Екатерина Клементьева завораживала зал поэтической женственностью. Филигранный вокал в сочетании с очаровательной внешностью - стопроцентное попадание в зрительские сердца. Не уступая своему партнёру по сцене, Екатерина заставляла слушателя верить созданным образам. Верить в угрозы девушки, готовой кинуться с моста, если отец не даст согласия на её брак, сопереживать Манон, прощающейся с возлюбленным. Певице одинаково точно удаются образы страстных женщин и невинных девушек".http://filarman.ru/content/view/164/49/

Запись нашел только эту: "Не пой, красавица, при мне" С. Рахманинова:
http://www.muzgruz.ru/music/7945761/

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #18 : Июнь 14, 2010, 13:32:10 »
Запись нашел только эту: "Не пой, красавица, при мне" С. Рахманинова:
http://www.muzgruz.ru/music/7945761/

Очаровательный голосок ! :) Правда, в записи трудно оценить его объём, динамику.
Конечно, он ещё ожидает работы, шлифовки, но для своей области материал хороший.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #19 : Июнь 14, 2010, 17:17:06 »
Уважаемый Pulenk, мы с вами земляки ;)
Вот еще записи Георгия Клементьева
http://vkontakte.ru/gsearch.php?q=%E3%E5%EE%F0%E3%E8%E9%20%EA%EB%E5%EC%E5%ED%F2%FC%E5%E2&section=video

Один из моих любимых дирижеров, много смотрел его в живую. Умный, глубокий дирижер. Но мне больше нравится главный дирижер Михаил Щербаков. Он более харизматичный


Я предлогаю создать тему Самарская филармония, где и будем обсуждать наших дирижеров и наших музыкантов филармонии.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #20 : Июнь 14, 2010, 21:07:50 »
Я предлогаю создать тему Самарская филармония, где и будем обсуждать наших дирижеров и наших музыкантов филармонии.
:)) Да уж, создайте, пожалуйста. Многие любимые мной певцы Большого театра были выходцами из Самары, либо начинали в Самаре. Елизавета Антонова, Глафира Жуковская, Наталия Шпиллер и т. д. Кстати, 6 лет назад в Самарском театре оперы и балета по моей инициативе прошел вечер, посвященный 100-летию Е.И. Антоновой (http://www.scat-tv.ru/news/05.05.2004/14294/). Приятно сознавать, что и у Льва Михайловича тоже есть самарские ниточки.

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #21 : Июнь 14, 2010, 21:10:19 »
Хорошо я создам. А еще баритон Большаков из Самары ;)
Здорово, что по вашей инициативе проходят такие замечательные вечера.

Helene

  • Гость
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #22 : Июнь 14, 2010, 21:14:35 »
Cesar, вы упомянули, правда,  в другой теме, что вам нравится Ханс Циммер. Мне тоже. Может быть, откроем эту тему? (Ничего, что он не из Самары? :D :D :D)

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 472
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #23 : Июнь 14, 2010, 21:18:50 »
Cesar, вы упомянули, правда,  в другой теме, что вам нравится Ханс Циммер. Мне тоже. Может быть, откроем эту тему?
Только если можно, не в этом потоке  :).

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Лев Михайлович Клементьев (1868-1910), тенор
« Ответ #24 : Июнь 14, 2010, 21:19:30 »
Тема про Циммера открыта
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3230.0;topicseen

А вот тема о нашей филармонии
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3231.msg41106#new