Автор Тема: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)  (Прочитано 60916 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 480
    • Русское исполнительское наследие на CD
Сегодня исполняется 60 лет со дня кончины великой певицы Антонины Васильевны Неждановой.

НЕЖДАНОВА Антонина Васильевна, 4(16).6.1873, село Кривая Балка, ныне в черте г. Одессы — 26.6.1950, Москва (похоронена на Новодевичьем кладбище, надгробный памятник скульптора М. К. Аникушина) — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), концерт. певица, вокальный педагог. Нар. арт. СССР (1936). Герой Труда (1925). Доктор искусствоведения (1944). Род. в семье учителей, где любили музыку, литературу, нар. песни (отец певицы играл на скрипке, рук. любительскими хорами). С 1878 начала систематически заниматься музыкой под рук. отца. С семи лет солировала в церковном и сельском хорах. В 1883—91 училась в одесской Мариинской гимназии (с нояб. 1885 до начала 1886 обучалась игре на ф-п. в Муз. уч-ще). С августа 1891 преподавала рус. и нем. языки в Одесском гор. женском уч-ще. Нек-рое время брала уроки пения у Софьи Рубинштейн, выступала на муз. вечерах Одесского военного собрания (1891—92), в концертах Литературно-артистического и Славянского благородного обществ (1899), на любительских вечерах, где гл. обр. пела нар. песни. Весной 1899 посещала оперные спектакли с участием М. И. и Н. Н. Фигнеров, Л. Г. Яковлева, Л. Тетраццини, М. Баттистини, Дж. Гальвани. Пению обучалась в 1899—1902 в Моск. конс. (кл. У. Мазетти, позднее под его рук. разучивала новые партии), к-рую окончила с малой золотой медалью. В студенческие годы неоднократно участвовала в концертах (в т. ч. в концерте в память Н. Г. Рубинштейна, 6 декаб. 1900), где обратила на себя внимание знатоков и любителей вокального искусства, в т. ч. А. Скрябина и В. Сафонова. Познакомившись в 1900 с семьей И. Сеченова, пела в его доме перед выдающимися деятелями рус. науки и культуры. Впервые выступала в консерваторских ученических спектаклях на сцене Большого т-ра: в партии Миссис Форд ("Виндзорские кумушки" О. Николаи, 16 и 22 апр. 1900, её партнёрами были В. Петров, Н. Д. Веков. Дирижёр Э. Крушевский), Констанцы ("Похищение из сераля" В. А. Моцарта, 5 апр. 1902 в ансамбле с В. Петровым). Летом 1901 вместе с У. Мазетти посетила Италию. В 1902—34 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Антониды — "Жизнь за царя" М. Глинки). Гастролировала в Петербурге (Мариинский т-р, 1908, 1911, 1915, 1916; Нар. дом, 1915, 1916), Киеве (1909), Париже ("Гранд-Опера", 1912, в сезоне итал. оперы, где пела в "Риголетто" в ансамбле с Э. Карузо и Т. Руффо; здесь встречалась с П. Масканьи, Дж. Пуччини, А. Тосканини), Ташкенте и Самарканде (1924), Свердловске (1929). С июня 1918 вместе с Ф. И. Шаляпиным, М. Н. Каракашем, Е. И. Поповой и др. певцами вошла в состав Первого театр. кооперативного товарищества в России, спектакли проходили в "Зеркальном т-ре".

Обладала красивым, лиричным, ровным во всех регистрах голосом нежного тембра и широкого диапазона (до фа, соль 3-й октавы), блестящей виртуозной колор. техникой, безупречной интонацией. Исп. отличалось драм. выразительностью, естественностью, "искренней простотой и настоящим душевным благородством" (В. Немирович-Данченко). Создавая муз.-сцен. образы, уделяла большое внимание звуковой окраске, интонации каждой муз. фразы. В процессе работы над ролями пользовалась советами Л. В. Собинова (своего постоянного партнёра), Ф. И. Шаляпина (в партиях Розины — "Севильский цирюльник" Дж. Россини и Маргариты — "Фауст" Ш. Гуно) и К. С. Станиславского. В её обширный и разнообразный (лирический, романтический, комический и сказочный) репертуар входили 16 партий рус. композиторов и 21 — зарубежных.

1-я исп. партий — Забавы Путятичны ("Добрыня Никитич" А. Гречанинова, 1903), Герды ("Оле из Нордланда" М. Ипполитова-Иванова, 1916), Параси ("Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского; ред. и инструментовка Ю. Сахновского, 1925);

в моск. Большом т-ре — Лейлы ("Искатели жемчуга" Ж. Бизе, 1903), Волховы ("Садко" Н. Римского-Корсакова, 1906), Шемаханской царицы ("Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова, 1909), Мими ("Богема" Дж. Пуччини, 1911), Манон Леско ("Манон" Ж. Массне, 1915), Марфы ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова, 1916), Царевны Ненаглядной Красы ("Кащей бессмертный" Н. Римского-Корсакова, 1917), Нинетты ("Любовь к трём апельсинам" С. Прокофьева, 1927);

на рус. сцене — Утраты ("Зимняя сказка" К. Гольдмарка, 1909).

Создала целую галерею разнохарактерных худож. образов, среди к-рых Антонида ("Жизнь за царя" М. Глинки), Людмила ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Волхова ("Садко" Н. Римского-Корсакова), Снегурочка (одноим. опера Н. Римского-Корсакова, 1907, в работе над партией помогали режиссёры В. А. Лосский, Л. Сулержицкий и худож. К. Коровин), Шемаханская царица (1909, партию готовила с балетмейстером М. Мордкиным), Марфа ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова, 1916; считала своей лучшей ролью), Иоланта (одноим. опера П. Чайковского, 1917; Н. специально посетила лазарет для слепых, где изучала их движения; эта роль по силе худож. впечатления стала одной из вершин её творчества), Царевна-Лебедь ("Сказка о царе Салтане" Н. Римского-Корсакова, 1913), Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Джильда ("Риголетто" Дж. Верди), Виолетта ("Травиата", сцен. подготовку партии проходила с Э. Павловской, позднее с М. Ермоловой), Мими ("Богема" Дж. Пуччини, работала над сцен. воплощением образа также вместе с М. Ермоловой), Лакме (одноим. опера Л. Делиба, партию готовила с Марией ван Зандт), Маргарита ("Фауст" Ш. Гуно), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Ш. Гуно), Эльза ("Лоэнгрин" Р. Вагнера, в исп. партии внесла лирическую интонацию; вместе с Л. В. Собиновым открыла "новую эпоху в сценической истории вагнеровских образов").

Др. партии: Ольга ("Русалка" А. Даргомыжского), Татьяна ("Евгений Онегин" П. Чайковского, 1908), Царица Ночи ("Волшебная флейта" В. А. Моцарта), Микаэла ("Кармен" Ж. Бизе), Офелия ("Гамлет" А. Тома), Филина ("Миньон" А. Тома), Маргарита Валуа ("Гугеноты" Дж. Мейербера), Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д. Обера).

Постоянно пела в симф. концертах — п/у В. Сафонова (исп. сольную партию в финале 9 симфонии Л. Бетховена, Москва, 2(15) февр. 1902; с ним также выступала 19 февр. 1905), п/у С. Василенко (в "Исторических концертах" в Москве, была одной из первых участниц таких концертов), п/у С. Кусевицкого (в Петербурге в 1907; в Москве, 16 марта 1919 исп. сольную партию в "Эгмонте" Л. Бетховена в Колонном зале Дома союзов, в этом же концерте принимал участие и драм. артист А. И. Южин), п/у Э. А. Купера (1911), п/у Эрнста Венделя/Ernst Wendel (15 декаб. 1910 в моск. Большом зале Рус. Благородного собрания, в ансамбле с Е. И. Збруевой, В. И. Касторским, Г. А. Алчевским).

В 1912 и 1913 вместе с клавесинисткой В. Ландовской пела в концертах старинной музыки. Часто в концертах певице аккомпанировали А. Аренский, А. К. Глазунов, А. Скрябин, С. Танеев, С. Рахманинов; постоянным аккомпаниатором в её камерных выступлениях был Н. С. Голованов. В 1908 и 1911 принимала участие в шевченковских вечерах в Москве, в 1910—17 — в вечерах укр. муз.-драм. общ-ва "Кобзар" в Москве. С 1911 гастролировала во многих городах России (Одесса, Харьков, Киев, Саратов, Казань, Ростов-н/Д, Смоленск, Минск, Тбилиси, Баку и др.) и за рубежом (в 1922 совершила турне по городам Прибалтики, Германии, Польши и Чехословакии; в течение девяти мес. дала 41 концерт). 29.1.1915 принимала участие в концерте в Большом зале Благородного собрания в пользу жертв войны, в этом же концерте принимали участие Н. А. Обухова и Л. В. Собинов. После 1917 принимала активное участие в шефских концертах для рабочих, крестьян, красноармейцев, с 1924 выступала на радио (участница первого радиоконцерта). Последний концерт певицы состоялся в 1937. В годы Великой Отечественной войны много пела в госпиталях.

Обширный и разнообразный камерный репертуар певицы насчитывал свыше 700 произв. В него вошли соч. А. Скарлатти, Дж. Перголези, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига, М. Равеля, К. Дебюсси, А. Даргомыжского, М. Балакирева, С. Гулака-Артемовского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. В. Рахманинова (посвятил Н. "Вокализ" op. 34 № 14, 1915; впервые исп. 24 янв. 1916, Москва, п/у С. Кусевицкого), М. М. Ипполитова-Иванова (посвятил Н. "Четыре провансальские песни"), Н. Метнера, И. Стравинского, С. Василенко (1-я исп. цикла "Маорийские песни", 11 февр. 1917), Р. М. Глиэра (одна из лучших исп. его вокальных произв. — "Звездочка кроткая", "Лада", "Падают капли печальные", "Ночь идет", "Проснись, дитя", "Русалка", "Сладко пел душа соловушко"), Я. Степового, К. Стеценко, В. И. Зарембы ("Соловейко"), Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, З. Левиной, нар. песни (русские украинские, белорусские, татарские, чешские, немецкие, испанские, норвежские, французские.).

В 1936 (янв.—май) преподавала в Оперной студии Большого т-ра, с декаб. того же года по май 1941 и в 1943 — в Оперно-драм. студии им. К. С. Станиславского. В 1943—45 и 1947—50 проф. Моск. конс.

Среди её учеников: Р. И. Атакишев, В. В. Воробьева, Анна Петровна Выспрева (в 1936—41), Л. Геловани, Лилия Олимпиевна Гриценко (в ? — 1941), Г. Г. Долидзе (в ? — 1953), В. А. Нечаев, А. П. Огнивцев.

Н. вела активную муз.-общ. деят-сть. Председатель жюри Всесоюзных конкурсов и смотров вокалистов (1938, 1945, 1949), принимала участие в работе различных муз. и театр. комиссий и советов.

Записывалась на грампластинки в Петербурге ("Пате"/Pathé, 1904; "Граммофон", 1913) и Москве ("Граммофон", 1906, 1907—08, 1910—15); а также на фирмах HMV (1910), Музпред (1912), Музтрест (1906/07, 1912—1913), ГПТ (1934—1935, 1937—40); на первых дисках — в ансамбле с У. Мазетти.

Награждена орденами Ленина (1937), Трудового Красного Знамени (1933), медалями. Гос. премия СССР (1943).

Имеются портреты певицы худож. Ф. Захарова (1951), П. Скотаря — в роли Волховы ("Садко" Н. Римского-Корсакова, карандаш, акварель).

В 1951 оперному кл. Моск. конс. было присвоено имя певицы. Её именем названы организованный при Доме актера ВТО муз. кружок (1951), вокально-творческий кабинет им. А. В. Неждановой (Москва, 1952), Одесская консерватория, улица в Москве. В 1973, к 100-летию со дня рождения Н., был выпущен почтовый конверт с её портретом. В 1980 по заказу СССР в Югославии был построен теплоход "Антонина Нежданова".
(из словаря А.М. Пружанского)

Нежданова - Волхова
Колыбельная Волховы - http://www.youtube.com/watch?v=a8gdjhU_B2s&feature=related


Нежданова - Антонида
Романс Антониды - http://www.youtube.com/watch?v=oZ4AeFdCtI8&feature=related
Ария Антониды (под аккомпанемент своего педагога Умберто Мазетти!) - http://www.russian-records.com/details.php?image_id=5522


Нежданова - Виолетта
Ария Виолетты - http://www.youtube.com/watch?v=G5KVEgyy7DE&feature=related
Дуэт Альфреда и Виолетты с И.С. Козловским (1939 г.) - http://www.russian-records.com/details.php?image_id=5385  (начало)
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=5386  (окончание)

Соловей - http://www.youtube.com/watch?v=Gh9g56B1nio
Дуэт Эльзы и Лоэнгрина с Л.В. Собиновым (1910 г.) -  http://www.youtube.com/watch?v=1Xxe4sBZ4cA&feature=related
Рахманинов "Не пой, красавица" (ф-но Н.С. Голованов) - http://www.russian-records.com/details.php?image_id=6747

Редкости:
Колыбельная Дамаянти (Аренский "Наль и Дамаянти") -  http://www.russian-records.com/details.php?image_id=4192
Ария Мизоли (Давид "Бразильская жемчужина") - http://www.russian-records.com/details.php?image_id=9492
Ария из оп. "Зимняя сказка" К. Гольдмарка - http://www.russian-records.com/details.php?image_id=1666


Фильм телеканала "Культура" "Ангельский голос любви" (снятый к 135-летию А.В. Неждановой) - http://kornevgen.ya.ru/replies.xml?item_no=270  (смотреть с 1:25)

Этот день - 26 июня - также является днем памяти двух других великих певцов: Сергея Яковлевича Лемешева и Александра Степановича Пирогова
« Последнее редактирование: Июнь 26, 2010, 16:56:56 от Максим »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 480
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Нежданова (1973-1950)
« Ответ #1 : Июнь 26, 2010, 14:40:12 »
Интересная новая статья о записях А.В. Неждановой. Замечательно, что автор проделал такую работу по изучению записей певицы.

Творчество А.В. Неждановой в звукозаписи
(к 60-летию со дня смерти)
Многие выдающиеся деятели отечественной музыкальной культуры считали Антонину Васильевну Нежданову (1873-1950) своим "художественным камертоном" (по выражению И.С.Козловского). Думаю, в этих словах при всей их патетичности есть большая правда. И на меня, человека, родившегося через много лет после смерти Неждановой, ее пение, сохраненное в записи, производит удивительно благотворное впечатление. Предельно аккуратное в музыкальном отношении исполнение в то же время поражает сердечностью, теплотой, своеобразным обаянием. А вот, что писала об искусстве Неждановой видная советская певица и вокальный педагог Н.Д. Шпиллер: "Неждановой были присущи, с одной стороны, легкость беглой техники, широкий диапазон, захватывающий фа третьей октавы, с другой - тембральная наполненность среднего регистра, свободное владение кантиленой. Мы знаем, что певицы, как правило, опасаются сочетания этих качеств, считая, что звуковая сочность среднего регистра может плохо отразиться на легкости, моторности техники. Между тем современная вокальная музыка чуть ли не напрочь исключает виртуозность. Специально для колоратурного сопрано новых произведений почти не создано. Но легкие, высокие голоса в природе существуют, и надо помочь им приобщиться к современным сочинениям, сохранив виртуозность колоратурного сопрано. Вот еще почему вокально-техническое мастерство Антонины Васильевны должно изучаться"[1].

Очень часто мы слышим такую мысль: "Несовершенство грамзаписи раннего периода приводило к искажению и обеднению голоса певца". Однако, при чутком прослушивании даже самой архаичной записи многое можно воспринять и в вокально-техническом, и в музыкально-психологическом плане. Эта мысль напрямую относится и к записям Неждановой. Старая грамзапись - интереснейший объект исследования, живое подтверждение восторженных оценок современников. В своих работах к грамзаписям певицы обращались М.Львов [2], В.Богданов-Березовский [3], Г.Поляновский [4].

Хочу выразить сердечную благодарность академику РАН Валентину Лаврентьевичу Янину, любезно предоставившему возможность ознакомиться с материалами его собрания граммофонных пластинок.

Антонина Васильевна Нежданова создала за многие годы творческой деятельности достаточно обширное звуковое наследие. Она записывалась на диски Пате, граммофонные пластинки и тонфильмы (звуковая дорожка киноплёнки) в течение многих лет, начиная с 1904 года. Во второй половине 1940-х годов A.B. выступала по радио с чтением некоторых своих статей, сохранились магнитные записи этих выступлений. Последняя запись была осуществлена 15 октября 1949 года - чтение статьи о совместной работе с Л.В.Собиновым. А впервые ее голос был зафиксирован на дисках компании "Пате" в 1904 году (NN 21850-21853) [5]. Через два года певица начала плодотворное сотрудничество с компанией ГРАММОФОН. Последняя дореволюционная запись датирована 1915 годом (Монолог Лакме из одноименной оперы Делиба). За 9 лет сотрудничества с компанией ГРАММОФОН было записано как минимум 86 акустических фонограмм. Репертуар пластинок 1906-15 годов - это, в основном, фрагменты оперных партий, исполнявшихся Антониной Васильевной в Большом театре. Более конкретно: 48 фрагментов из опер (соло), 3 оперных дуэта (2 с Л.В.Собиновым, 1 с Е.А.Попелло-Давыдовой), 24 романса, 1 народная песня (в дуэте с сестрой Ниной Васильевной Неждановой (1876-1958)), 1 духовное сочинение в сопровождении хора Юхова [5].

Автор знаком со значительной частью записей этого периода. При всей художественной ценности каждого исполнения, можно выделить наиболее удачные. Например, ария и ариетта Снегурочки из оп. "Снегурочка" (с оркестром, записи 1908 г), колыбельная Дамаянти из оп. "Наль и Дамаянти" (с ф-но, 1908 г), ария Эльвиры из оп. "Пуритане" (с оркестром, запись 1912 г - об исполнении этой арии остались восторженные воспоминания А.К. Глазунова), дуэты с Л.В. Собиновым (1910 г). Интересно отметить, что за 32 года работы в Большом театре (1902-1934), а также в оперной студии консерватории во время обучения (1899-1902) А.В. спела 37 оперных партий. В грамзаписи зафиксированы фрагменты более 20 партий из ее репертуара, причем, больше всего записано номеров из оперы "Лакме" Делиба и "Травиата" Верди.

При советской власти относительно активное развитие граммофонной промышленности началось лишь в конце 20-х годов. МУЗТРЕСТ с 1928 года начал запись на пластинки электромеханическим методом (с применением микрофона), что позволило повысить качество звучания пластинок и приблизить его к оригинальному исполнению. Правда, на первых порах качество записи все же бывало очень низким. Среди артистов, записывавшихся на пластинки МУЗТРЕСТА - выдающиеся русские певцы Е.А.Степанова, Е.К.Катульская, К.Г.Держинская, Н.С.Ханаев, С.Я.Лемешев, И.С.Козловский, А.В.Нежданова... Широко известна всего одна запись Неждановой этого периода - "Лебедь" Грига в сопровождении Н.С.Голованова (фортепиано) (N 778, 1932 год, издана на долгоиграющей пластинке Из сокровищницы мирового исполнительского искусства, 1983) - весьма удачный вариант. Интересно отметить, что существует пластинка Неждановой, записанная Музтрестом, не вышедшая в свет из-за нестандартной скорости вращения (брак). По некоторым данным [5] матрица с этой записью хранится сейчас в Российском Государственном Архиве Фонодокументов (РГАФД). В картотеке архива есть ссылка на запись Баллады Кьерульфа с аккомпанементом Голованова (ф-но) -производственный, т.е. матричный номер 779A, на карточке пометка "оригинал есть, пластинки нет", т.е. есть только матрица. Возможно, это и есть та самая пластинка.

Образованный в 1933 году ГРАМПЛАСТТРЕСТ осуществил ряд записей певицы на грампластинки, позднее записи осуществлялись также Всесоюзным Радиокомитетом на тонфильмы (звуковую дорожку кинопленки).

Всего было сделано свыше 65 электрических записей А.В.Неждановой (информация получена в результате анализа каталога Гостелерадиофонда, каталога РГАФД, собрания академика В.Л.Янина, личного архива автора). Репертуар поздних записей певицы, в основном, составляют произведения русской и зарубежной камерной вокальной литературы, а также народные песни и песни советских композиторов. Здесь надо отметить, что подавляющее большинство поздних записей Неждановой были осуществлены в ансамбле с Н.С.Головановым - выдающимся русским дирижером и пианистом. На протяжении многих лет он был бессменным аккомпаниатором А.В.Неждановой. Их ансамбль - яркий пример музыкальности и чуткого проникновения в исполнительский замысел друг друга. В ряде записей участниками ансамбля становились виолончелисты Л.Фурер, В.Кубацкий, В.Матковский. Существуют поздние записи певицы в сопровождении оркестра, точнее ансамбля солистов оркестра Большого театра СССР под управлением того же Н.С. Голованова: песня Сольвейг Грига (N147, 1934г), колыбельная Сольвейг (2 варианта NN 709 и Б709 - оба 1935г). Большую ценность представляют совместные записи Неждановой с И.С. Козловским: мадригал из оперы Гуно "Ромео и Джульетта" (N8953, 1939г), дуэт "Покинем край мы" из оперы "Травиата" Верди (2 варианта - NN 8952 и 8950/8951 - 1939г), элегия Глинки "Не искушай" (запись на тонфильм, вероятно 1939г). По данным РГАФД существует еще запись русской песни "Деревня Ольховка", осуществленная А.В.Неждановой и И.С.Козловским (в архиве хранится перепись с тонфильма на магнитную пленку - последняя перезапись 1971г). Исполнение двух прославленных певцов-музыкантов производит превосходное впечатление. Эти записи были осуществлены в ту пору, когда Неждановой было более 60 лет, но звучание ее голоса оставалось привлекательным. Здесь хочется привести слова нар.арт.СССР А.П.Иванова, замечательного певца, солиста Большого театра. Он вспоминает о пении Неждановой в зрелом возрасте: "А.В. Нежданова пела очень аккуратно, следя за каждым звуком. Если слушать ее, закрыв глаза, невозможно было поверить, что поет старая женщина. ... Голос лился ровной тонкой струей, кристально чистый и удивительно красивого мягкого тембра. Особенно покоряло ее пиано. Она, естественно, не пыталась исполнять виртуозных произведений с крайними верхними нотами, но лирика ее была безукоризненна"[6]. По-своему любопытна запечатленная в грамзаписи работа Неждановой над исполнением песен советских композиторов Н.Чемберджи, Н.Кочетова, С.Потоцкого, В.Захарова (записи 1937-38 гг). Большой интерес представляют записи русских народных песен, осуществленные в 1934-37 годах: "Потеряла я колечко" (N 708Б и N 5966), "Прощай, радость" (N 5783), "Ноченька" (N 5782), "Как за горенкой" (N 5969), "Что не в озере вода" (N 5780), "Зачем тебя я, милый мой, узнала" (N 134), "Не велят Маше", "Что мне жить и тужить" (две записи - N 707Б). Исполнение этих песен завораживает мягкостью звучания.

Процесс работы певицы в студии звукозаписи в определенной степени могут проиллюстрировать различные варианты записи одной и той же вещи. Например, известны следующие дубли (в скобках указаны матричные номера пластинок):

1. Иванов. Ария Забавы из оп. "Забава Путятишна" (1185r и 1185 1/2r) - 1906г

2. Делиб. Ария с колокольчиками из оп. "Лакме" (1186r и 1186 1/2r) - 1906г

3. Гуно. Ариетта Джульетты из оп. "Ромео и Джульетта" (1196r и 1195 1/2r) - 1906г

4. Гуно. Ария с жемчугом из оп. "Фауст" (1197r и 1197 1/2r) - 1906г

5. Римский-Корсаков. Колыбельная из оп. "Садко" (2717r и 2717 1/2r) - 1907г

6. Григ. Колыбельная Сольвейг (709 и Б709) - 1935г

7. Рубинштейн. Ночь. (оба варианта 1935г - 1-й - N 711В, 2-й издан на долгоиграющей пластинке 33Д15337-8)

8. Верди. Дуэт Виолетты и Альфреда (Травиата) (NN 8950-8951(2 стороны) и N 8952)-1939г

Интересно отметить, что при записи первых пяти номеров Неждановой на фортепиано аккомпанировал ее учитель Умберто Мазетти (1869-1919). Возможно, он в процессе работы подсказывал более выигрышные штрихи исполнения, и затем осуществлялась запись еще одного варианта. Несколько слов о дублях электрических записей. Изучая звучание фонограмм, можно предположить, что при исполнении Колыбельной Сольвейг в варианте 709 звучание финала произведения не удовлетворило певицу, и был сделан дубль (Б709) - более удачный в вокально-техническом отношении. Надо отметить, что различия вариантов 709 и Б709 невелики. Интереснее обстоит дело с романсом "Ночь" Рубинштейна. В этом случае на 2-х фонограммах зафиксированы два различных варианта исполнения в смысле нюансировки и штрихов, различные музыкальные образы. Еще более заметно это в вариантах записи дуэта Виолетты и Альфреда "Покинем край мы" (один из них издан на долгоиграющей пластинке И.С.Козловский. Из старых записей, другой - в комплекте А.В.НЕЖДАНОВА (к 175-летию ГАБТ СССР)).

И при жизни Неждановой, и после ее смерти существовало значительное внимание к ее записям, производились переиздания различных фонограмм на более современных носителях. Первым переизданием можно считать выпуск Музтрестом в 1920-х гг пластинок с дореволюционных матриц. Это было коммерчески выгодно тем более, что запись новых пластинок в этот период времени производилась мало. Надо сказать, что отпечатанные в 1920-х годах пластинки звучат хуже дореволюционных оригиналов. Автор располагает рядом таких пластинок (Ария с жемчугом (Фауст), Легенда Лакме (Лакме), Болеро Кюи и проч.). В 1930-50-е годы практиковалось переиздание восстановленных дореволюционных записей на патефонных пластинках. Особенно интересен комплект патефонных пластинок А.В.НЕЖДАНОВА, вышедший в 1951 году к 175-летию Большого театра (опубликованы восстановленные избранные записи камерных произведений 1935-39 годов, а также несколько наиболее популярных записей 1900-10-х гг).

В конце 1940-х-начале 1950-х гг осуществлялись восстановительные перезаписи дореволюционных фонограмм А.Неждановой и некоторых других выдающихся певцов прошлого с наложением нового звучания оркестрового сопровождения. Подобным образом была восстановлена запись дуэта Эльзы и Лоэнгрина из одноименной оперы Р.Вагнера (дуэт с Л.В.Собиновым, запись 1910г). Матричный номер этого издания э019422/3-3В.

Весьма любопытными являются издания (а не переиздания) записей певицы, осуществленных Всесоюзным Радиокомитетом на тонфильмы. Подобные выпуски проводились например Апрелевским заводом в 1952 году - номера пластинок 21439 - 21445, среди них изданы романс Рахманинова "Сирень", романс Голованова "Свеж и душист твой роскошный венок", элегия Глинки "Не искушай" (дуэт с Козловским), тирольская песня "Мюзетта", романс Грига "В вечерний час" и др. В этой связи необходимо отметить, что вопрос датировки записей на тонфильмы весьма трудно разрешим. Практика показывает, что записи эти остались в фондах Радио и архивов в виде магнитных копий или грампластинок с этих магнитных копий. Вследствие чего порой известен лишь год издания пластинки, либо год последней перезаписи фонограммы на новый носитель. Однако анализ картотеки фондов Радио - производителя этих фонограмм, позволяет сделать такой вывод: записи на тонфильмы Нежданова, в основном, делала в 1939-41 годах (всего около 25 фонограмм).

Переиздания записей, осуществленные в 1920-50-х гг, в настоящее время являются (как и оригинальные пластинки) коллекционной редкостью и известны сравнительно немногим. Большое значение в связи с этим имеют издания восстановленных фонограмм на современных носителях - долгоиграющих пластинках, компакт-дисках в аудио- и MP3-формате. Ниже приведен список подобных изданий (в основном отечественных), не претендующий на полноту, но достаточно представительный.
Долгоиграющие пластинки (33 об/мин):

1. Всесоюзная Студия Грамзаписи. 33Д8855-6. Выдающиеся певцы. А.В.Нежданова. Формат гранд. Издано 10 фонограмм 1906-13гг, на пластинке ошибочно указано 1908-13гг

2. Всесоюзная Студия Грамзаписи. Д028361-2. Искусство А.В.Неждановой. Формат гигант. Издано 15 фонограмм 1906-13гг, на пластинке ошибочно указано 1905-12гг

3. Фирма МЕЛОДИЯ. 33Д-15337-8. А.В.Нежданова: романсы русских композиторов. Формат гранд. Издано 11 фонограмм 1930-х гг. На пластинке указано: записи 1932-40гг. Изучение звучания изданных фонограмм и имеющихся у автора исходных патефонных пластинок позволяет сузить этот временной отрезок до 1935-40гг

4. Фирма МЕЛОДИЯ. М10 45311 007. Из сокровищницы мирового исполнительского искусства. Антонина Нежданова (сопрано). Формат гигант. Издано 14 фонограмм 1906-13гг и 1 фонограмма 1932 года (N778-по некоторым данным год записи 1930-й).

5. Фирма МЕЛОДИЯ. ЗЗД-025210. Искусство Л.В.Собинова. 1-я пластинка. Формат гигант. Издан Дуэт Эльзы и Лоэнгрина из оп. "Лоэнгрин" и дуэт Лейлы и Надира из оп. "Искатели жемчуга" - записи 1910 года.

6. Фирма МЕЛОДИЯ. М10 42837-38. И.С.Козловский. Из старых записей. Формат гигант. Издан Дуэт Виолетты и Альфреда из оп. "Травиата" - запись 1939 года
Аудио компакт-диски:

1. NIMBUS RECORD. NI 7877. PRIMA VOCE. Antonina Nezhdanova in opera & song.1996. Издано 15 акустических фонограмм (1906-13гг) и 7 электрических (1935-39гг)

2. Bomba Music. BoMB 04-07. Кумиры XX века. Антонина Нежданова. 2000г. На диске издано 20 фонограмм 1906-13гг.

3. Bomba Music. BoMB 05-11. Колыбельные. 2000г. Издана запись Колыбельной Сольвейг Грига в сопр. ансамбля солистов оркестра ГАБТ СССР п.у. Н.С.Голованова - запись 1935 года.

4. Bomba Music. BoMB 03-05. Русские народные песни (Застольные). 2000г Издана запись песни "Зачем тебя я, милый мой, узнала" в сопр. фортепиано (Н.С.Голованов) и виолончели (В.Матковский) - запись 1934 г.

5. RCD. Таланты России. И.С.Козловский. Диск 2. 1995г. Издана запись дуэта Глинки "Не искушай" в сопровождении ф-но (Н.С.Голованов), виолончели (В.Л.Кубацкий) - тонфильм - вероятный год 1939-й
MP3 диски:

1. ИДДК. Звезды русской императорской сцены (2 СD). 2002г. На диске изданы записи ряда певцов, в том числе А.В.Неждановой - 23 фонограммы 1906-13гг

Отрадно, что творчество замечательной певицы не забыто, и ее записи пользуются определенной популярностью. Издано много, но не все, что заслуживает переиздания. Освоить фонографическое наследие А.В.Неждановой в более полной мере (включая издание пробных записей, хранящихся в музее-квартире артистки) - важная задача сохранения и обобщения вокальной культуры прошлого.
Литература

1. Н.Д. Шпиллер. Учиться у нее мастерству, 1973г

2. М.Л. Львов. А.В. Нежданова, М.: Музгиз, 1952г

3. А.В. Нежданова. Материалы и исследования. М.: Искусство, 1967г

4. Г.А. Поляновский. А.В. Нежданова, М.: Музыка, 1973г

5. В.Л.Янин. Каталог вокальных записей российского отделения компании ГРАММОФОН; П.Н. Грюнберг. История начала грамзаписи в России. М.: Языки славянской культуры, 2002г

6. А.П. Иванов. Жизнь артиста, М.: Советская Россия, 1978г

Андрей Лаврешников, певец
http://temnyjles.narod.ru/Lavr.htm

От себя хотел бы добавить, что не менее интересны киносъёмки Неждановой, сделанные в ее квартире. Кое-что из этих записей включается иногда в телепрограммы, но давно уже пора их все собрать и издать на современном носителе.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #2 : Июнь 26, 2010, 15:55:19 »
Из письма Н.С.Голованова родным (5 сентября 1926 г.)

__________________
У Коутса замечательно интересное общество: каждый почти день к чаю приезжал Бернард Шоу, их великий писатель, которого в Англии считают 2-м Шекспиром и уважают, как Толстого Л.Н. Это 70-летний старик, бодрый, здоровый, весёлый ирландец, на вид которому можно дать лет 50, не больше. Антонина Васильевна пела ему довольно много, и он — бывший первый музыкальный критик Лондона, поющий наизусть все темы Бетховена, Моцарта, Вагнера и всех итальянцев, — был так поражён, что, обычно сдержанный, очень умный и холодный логик, каким его по преимуществу считают в Англии, подарил нам свои портреты и Антонине Васильевне написал по-французски следующее: "Я понимаю, почему господь бог дал мне возможность дожить до 70 лет. Он на склоне моей жизни дал счастье послушать своё лучшее творение — Нежданову". Вообще говоря, он влюбился в Антонину Васильевну окончательно, и его радость была безгранична. А англичане говорят, что никому никогда он не писал ничего подобного. [...]
__________________
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Антонина Нежданова (1873-1950)
« Ответ #3 : Июнь 26, 2010, 18:11:08 »
не менее интересны киносъёмки Неждановой, сделанные в ее квартире. Кое-что из этих записей включается иногда в телепрограммы

Вы имеете в виду те съёмки, где за роялем сидит Н.С Голованов ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 480
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Нежданова (1873-1950)
« Ответ #4 : Июнь 26, 2010, 19:30:48 »
Вы имеете в виду те съёмки, где за роялем сидит Н.С Голованов ?

Да, некоторые из них есть в ГТРФ, но, наверное, полное собрание должно храниться в музее-квартире Неждановой. Раньше там делались передачи о ней с использованием этих съёмок.


Гостиная А.В. Неждановой

Но что сейчас происходит с этим уникальным местом, где раньше проводились музыкальные вечера, - не знаю. Сведения очень странные (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2277.msg27013#msg27013).

Оффлайн Andrey_L

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 14
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #5 : Июль 14, 2010, 17:39:53 »
Большое спасибо за размещение на форуме моей статьи и оценку проделанной работы.
Хотел бы добавить, что для киносъемки, о которой идёт речь, А.В. исполнила "Колыбельную"
Гречанинова и "Менуэт" Дель Акуа. Фрагменты этих вещей вошли в передачу "Ангельский
голос любви". Возможно, существуют и ещё киносъёмки её выступлений (был бы рад узнать
об этом).

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 480
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #6 : Июль 14, 2010, 22:09:15 »
Большое спасибо за размещение на форуме моей статьи и оценку проделанной работы.
Хотел бы добавить, что для киносъемки, о которой идёт речь, А.В. исполнила "Колыбельную"
Гречанинова и "Менуэт" Дель Акуа. Фрагменты этих вещей вошли в передачу "Ангельский
голос любви". Возможно, существуют и ещё киносъёмки её выступлений (был бы рад узнать
об этом).

И Вам спасибо за подготовленный материал. Приятно сознавать, что кому-то еще интересна история русского вокального искусства в звукозаписи. Н.Д. Шпиллер в телепередаче из музея-квартиры А.В. Неждановой рассказывала когда-то, что в музее хранятся некоторые киносъемки певицы. Что именно хранится  сейчас (и хранится ли) - теперь трудно узнать. Возможно, имеет смысл обратиться в Музей им. Глинки к О. И. Захаровой и А. А. Наумову. которые выпустили книгу о коллекции живописи Н.С. Голованова (http://www.ozon.ru/context/detail/id/3966416/).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #7 : Июль 14, 2010, 22:54:27 »
Мне давно мечтается увидеть ту легендарную съёмку в квартире Неждановой целиком !
Там Голованов в некоторых кадрах такие молнии мечет глазами в сторону кинокамеры, что просто ужас ! :)) Представляю себе, как под таким его взглядом ёжились оркестранты, если это даже на киноплёнке производит впечатление !
А Нежданова чуть ли не до последних лет жизни была в прекрасной вокальной форме.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 480
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #8 : Июль 28, 2010, 10:45:12 »
На "Старом радио" есть передача об А.В. Неждановой (ведущие - Н.Д. Шпиллер и Д.Н. Журавлев).
http://www.staroeradio.ru/collection.php

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #9 : Август 29, 2010, 14:34:35 »
Великий русский дирижёр Николай Семёнович Голованов, муж А.В.Неждановой и её коллега по искусству, оставил о ней трогательные воспоминания, которые я хочу предложить вашему вниманию. Читая его текст, следует иметь в виду, что он написан профессионалом высочайшей пробы, который сам по величию и своему значению для русского искусства не уступит Неждановой.
Голованов был пианистом-аккомпаниатором в камерных концертах Неждановой, начиная с сезона 1916-1917 гг и заканчивая последним её выступлением в августе 1943 года. Это ещё одна грань творчества великого дирижёра, великолепно владевшего фортепиано.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #10 : Август 29, 2010, 14:34:58 »
Н.С.Голованов. Воспоминания о Неждановой.

А.В.Нежданова

В 1915 году в Большом зале консерватории М.М.Ипполитов-Иванов исполнял с оркестром Большого театра сюиту из моей оперы «Принцесса Юрата». Она имела колоссальный успех, и мы с Михаилом Михайловичем без конца выходили на бурные аплодисменты зала. Потом все пошли ужинать к Ипполитову-Иванову в его директорскую квартиру. Здесь он впервые представил меня Антонине Васильевне, бывшей на концерте и внимательно слушавшей мою музыку. Долгие годы дружбы соединили меня с А.В.Неждановой, я был около неё почти всю свою творческую жизнь.

     ***

В годы учения Антонины Васильевны в Московской консерватории: её учитель У.А.Мазетти предсказывал ей великую будущность, а сдержанный и корректный А.Н.Скрябин, бывая на ученических выступлениях Неждановой, восхищался ею: «Какое совершенное пение! Какой красоты голос! Какая чистота и точность интонации! Естественность, легкость, никакой форсировки, музыкальная выразительность, теплота — вот это можно назвать художественным пением».
Неповторимой особенностью Антонины Васильевны как вокалистки был её тембр; очарование его известно всем, кто её слышал. Тембр как окраска звука является его душой и даётся природой. Судьба наградила певицу мягким, тёплым тембром, напоминающим интимность и задушевность скрипок Амати. Первым это отметил дирижер Большого театра И.К.Альтани.
Главным свойством певческого мастерства Неждановой было её необычайно большое и ровное дыхание. Отсюда изумительное ведение звука. Это — от школы, от усиленных занятий. Большой диапазон, ровность звучания во всех регистрах (явление чрезвычайно редкое) также являлись результатом кропотливой работы.
Великолепная дикция, естественная, непринужденная, была плодом большой работы Антонины Васильевны над словом. Надо вспомнить, как она пела испанскую песню «Гвоздика» или целый ряд французских песенок, где произношение на первом плане. В 1922 году па концерте в Таллине Антонина Васильевна пела на бис арию Лакме, и присутствовавший в зале А.К.Глазунов говорил мне, что он никогда не слышал такого божественного presto.
Вообще все вокальные трудности она преодолевала с невероятной легкостью, чёткостью и изяществом. Во время исполнения, трудных виртуозных пассажей её рот имел естественную форму. Это дало повод одному из слушателей сказать, что, вероятно, Нежданова упрощает исполняемую арию, так как он слышал многих первоклассных певиц, которые своей артикуляцией подчеркивали, насколько трудны эти пассажи.
Антонина Васильевна обладала исключительной легкостью звукообразования (это меня всегда поражало). К.С.Станиславский называл её волшебной птицей, которая родилась, чтобы петь, и поёт потому, что не может не петь. Антонина Васильевна с утра могла в любую минуту спеть арию Царицы ночи и, не распеваясь, легко взять высочайшее фа и выполнять блестящие staccato, как на скрипке или флейте.
В связи с этим мне вспоминается случай, произошедший в Италии, в Salsomaggiore. Существует традиция, по которой все знаменитые итальянские певцы со своими профессорами приезжают сюда лечиться и «чинить» свои голоса. Не помню, в каком году, среди приехавших была известнейшая певица, которая по утрам долго и дотошно распевалась в своей комнате. Осторожно она начинала петь довольно трудное упражнение на беглость и филировала на верхнем до. Как-то утром она раз сорок без особых достижений пропела это упражнение; тогда Антонина Васильевна (мы завтракали) повторила то же самое легко и свободно, а так как окна были открыты, певица услышала и сейчас же смолкла. Когда мы вернулись с прогулки, разговорчивая хозяйка гостиницы нам сообщила, что приехала какая-то знаменитая певица и все страшно заинтригованы, кто эта незнакомка. Мы тоже сделали вид, что страшно заинтересовались этой сенсацией. Но никто так и не узнал (мы никогда не объявляли своей профессии), что спела этот пассаж так легко и свободно А.В.Нежданова. Эту драгоценную особенность — необычайную лёгкость звукообразования —- она сохранила до самых последних дней.
Безупречная интонация и ритмичность были присущи пению Антонины Васильевны. «Надо уметь себя слушать и корректировать все недостатки своего пения, — говорила она, — без этого никогда артист не будет хорошо петь. Музыкальный слух является лучшим и настоящим критиком каждого певца».
Хороший вкус, благородство исполнения и чувство меры отличали Антонину Васильевну. Ничто не было ей так чуждо, как пустая виртуозность и самопоказ. Ни жеманничанье, ни увлечение ферматами, ни подделывание под вкусы публики не были свойственны певице, её не трогала красивость салонных произведений. Антонина Васильевна чрезвычайно строго относилась к поведению па сцепе и у рояля, была всегда принципиальной в выборе дирижёра, оркестра, аккомпаниатора.
А.В.Неждановой был свойствен настоящий художественный темперамент, без надрыва, без ненужного сентиментализма. Умение владеть собой на сцене (управлять своим темпераментом) в сочетании с музыкальностью и сценическим обаянием делали создаваемые ею образы живыми и волнующими. Вспоминаю, как в 20-х годах В.И.Немирович-Данченко говорил, что если он в последние годы не послушает «Травиату» с Неждановой, то считает этот год потерянным для себя эстетически, — а ведь Владимир Иванович был человек тонкого вкуса, кое-что понимавший в делах театра.
«Полонили нас песни твои», — можно было сказать, слушая Нежданову в «Садко», особенно нежную колыбельную и дуэт второй картины. Совершенно обаятельной была Антонина Васильевна и весенней сказке Римского-Корсакова «Снегурочка». Этот образ — одно из дивных ее созданий. Сколько вкуса, тонкости и изысканности было в этом исполнении! Меня, повидавшего виды дирижёра, всегда до слёз умиляли целомудренное исполнение ею ариетты «Как больно здесь» и сцена таяния, где последние вздохи дивного голоса совершенно зачаровывали всех — артистов и публику. Но самым ярким художественным впечатлением осталась для меня «Царская невеста». Потрясающий образ несчастной невесты Ивана Грозного — прекрасной, чистой Марфы, — созданный Неждановой, был истинным шедевром певицы.
Никогда не изгладятся из памяти видевших и слышавших её современников женственная Антонида, блестящая Людмила, мечтательно-задумчивая Татьяна, поэтичная Царевна-Лебедь, печальная, одухотворенная Иоланта и сказочная Нинетта (в прокофьевской опере «Любовь к трём апельсинам»), нездешняя, вознесенная Эльза (вызвавшая восхищение и восторги поэта-дирижера Артура Никиша, привыкшего к несколько тяжеловесной немецкой трактовке (Никиш дважды дирижировал оперой "Лоэнгрин" в Большом театре, оба раза в бенефис оркестра в 1909 и 1911 гг), кокетливая Розина, задумчивая Лакме, прекрасная Манон, поэтичная Джильда и волшебная Царица ночи.
Один из слушателей писал Антонине Васильевне: «Я вернулся домой, зачарованный этим неземным голосом. Этот голос продолжал звучать в моих ушах. Слышанные мелодии одна за другой теснились в моём взволнованном сознании, и я не мог заснуть. Прошло несколько дней, прежде чем я мог разобраться в неотступном вопросе: в чём же, наконец, тайна этого очарования? Ведь А.В.Нежданова вызывает не мимолетный восторг или умиление, она овладевает сердцем слушателя и не отпускает его. [...] Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что голос Неждановой — это воплощенная в звуке сила женственности, [которая] очаровывает и возвышает одинаково всех людей».
«Вечная женственность» (Гёте) — это то обаяние артистической души, которое запечатлевается на всю жизнь. Это удел немногих чистых душой: только чистая душа может создать в искусстве величайшие ценности. Счастлив тот, кто владеет таким даром!
А.В.Нежданова от природы имела этот чудный дар. Недаром её выступления в концертах и опере озаряли "духовный мир многих и многих людей, и они писали ей об этом.
Академик Б.В.Асафьев, отдавая дань восторженного преклонения глубоко национальному дарованию Антонины Васильевны, отмечал: «Её выдающееся мастерство всегда было и продолжает быть для меня [...] источником глубокой художественной радости и жизненного оптимизма. Кроме того, искусство Антонины Васильевны — нежнейшее лирическое искусство, выросшее из интимнейшей и задушевной лирики русской музыки; тем оно ещё роднее и ещё жизненно необходимее!» (цитата из письма Асафьева Голованову от 1933 г)
А.В.Нежданова вошла в историю отечественного искусства как величайшая представительница русской вокальной школы. Некоторые сомневаются в существовании таковой. Для меня же сомнений нет. Русская вокальная школа идет от исполнения Глинкой и Даргомыжским своих произведений, через О.Петрова, которого обожал Мусоргский, к золотому веку русской оперы в лице Неждановой, Шаляпина, Собинова.
Какие черты отличают нашу национальную певческую школу? Прежде всего проникновение в смысл и существо образа, осмысление того, что поёшь и о чём поёшь, чисто славянская теплота и искренность. В этом — основа русского пения, где техника не самоцель, а только средство.
Мы, славяне, народ поющий. Наше хоровое искусство a cappella всегда стояло на высокой ступени мастерства. Из недр хорового искусства вышли почти все наши знаменитые оперные певцы. Каждый из них так или иначе прошёл хоровую школу с её пением без сопровождения, где вырабатывается большое дыхание (столь свойственное плавному и медлительному пению хора), абсолютно точная интонация (дело чести всякого хорового коллектива), безупречный слух, строгий ритм, наконец, чувство ансамбля и формы.
Антонина Васильевна — в дни своей молодости участница любительских хоров — развила в себе замечательные элементы хорового пения, освоила блестящую технику итальянцев (под руководством профессора У.А.Мазетти) и, одухотворив всё это глубоким внутренним содержанием, драматическим смыслом и жизненной правдой, поднялась на вершины вокального искусства.

     ***

Громадный интерес представляет собой процесс изучения Неждановой камерного репертуара. На протяжении двадцати семи лет я был аккомпаниатором А.В.Неждановой и поэтому знаю все тонкости ее исполнения.
В поисках выразительных красок тембра Антонина Васильевна долго и тщательно изучала каждую фразу (иногда повторяла её или отдельный такт, какую-нибудь ноту по многу раз) и работала до тех пор, пока произведение темброво не было закончено и не ложилось удобно на связки певицы.
Антонина Васильевна много работала над дикцией (она всегда стояла у певицы на первом месте). Выразительность слова должна абсолютно совпадать с музыкальной — этому способствовало правильное произнесение гласных, и этим достигалась красота звука.
Антонина Васильевна долго искала и добивалась не только наилучшего музыкального звучания, но и яркого словесно-драматического выражения. Это придавало глубокий смысл и законченность исполняемой вещи. В поисках декламационной выразительности она вслух читала текст, обращая внимание не только на целые строфы, но и на отдельные слова. Результатом этой сознательной и упорной работы над гармонией слова и музыки были художественная простота и правдивость.
Динамика и нюансировка занимали её внимание особо. С тонким мастерством отделывала она каждую деталь; отсюда её непостижимые воздушные пианиссимо, отсюда её совершенная филировка. Но часто Антонина Васильевна меняла установленные нюансы, если в голову приходили другие идеи.
Когда все эти ингредиенты были в полной гармонии, произведение отдавалось на суд публики.
Умение работать — это высший дар. Антонина Васильевна обладала им в полной мере. Она писала: «Самый ярый и страшный враг подлинного искусства — дилетантизм. Вдохновение и талант всегда должны сочетаться с упорным и долгим трудом».
Если в опере артисту помогают не только слова, но и сценическая ситуация, костюм, мизансцены, освещение, грим, партнер, оркестр и т. д., то в камерном репертуаре какую тщательную работу надо проделать, чтобы в романсе или песне продолжительностью иногда до минуты выразить мысль композитора и взволновать публику. Как много Антонина Васильевна работала над Чайковским, Григом, Рахманиновым! Как много было продумано и найдено при изучении нежных акварелей Дебюсси, Равеля, Шоссона!
Вот, например, Вокализ С.В.Рахманинова, ей посвященный, который она неоднократно певала под прекрасный аккомпанемент автора. Надо сказать, что это одно из труднейших вокальных сочинений. Здесь все скромно и как будто просто. Но, исполняя этот шедевр, нужно раскрыть всю глубину мысли, философскую созерцательность и скорбную патетику, а главное, нужна вдохновенная передача напевности во всей её трогательности и нежности.
Внимание Антонины Васильевны было обращено на постоянное legato и в связи с этим на длительность дыхания. Она также искала нужную динамику и нюансы, тут были бесконечные пробы crescendo и diminuendo, ritenuto и accelerando. Остановившись на верхнем до-диез на тончайшем пианиссимо, она делала небольшое crescendo и снова уходила на пианиссимо — приём, не всякому доступный по своей трудности. Пробовались оттенки звучания: как взять ту или иную ноту — ближе, глубже, светлее, темнее, и, наконец, велись вдохновенные поиски нужного настроения — тихой грусти, светлой, целомудренной печали — и того неописуемого «чуть-чуть», которое в искусстве — всё.
Нежданова очень сердилась, когда досужие репортеры обращались к ней с наивной просьбой «кратенько рассказать» о своём творческом пути. «Я могу ответить кратко: это такая грандиозная работа и такое большое напряжение духовных сил, что не может быть рассказано легкомысленно в двух словах».

     ***

Бог вдохнул в неё живую, нежную душу и одарил необыкновенной простотой и скромностью, которые свойственны только великим людям в искусстве. На сцене и в жизни Антонина Васильевна была исключительно скромна. До самого последнего времени, бывая в театрах и на концертах, она старалась сесть незаметно в ложу и не быть на виду. Её чрезвычайно смущали громадная популярность и слава.
Как-то раз в Берлине мы увидели на афише: идёт «Парсифаль». Бросились в кассу — билетов нет, в дирекцию в летних костюмах идти неудобно. Какой-то студент продаёт нам места на галерею, предупреждая, что это очень высоко и будет плохо видно. Мы с благодарностью купили билеты и поднялись наверх. Надо было видеть сияющую от удовольствия А.В.Нежданову, она восхищалась всем и говорила: «Вспоминаю студенческие годы... Здесь сидят лучшие критики, и здесь лучше всего слышно, а главное, нас никто не знает. Когда мы с вами попадём опять на галерею — наверное, никогда».
Простота, скромность и естественность Антонины Васильевны известны всем. Здесь сказалось замечательное влияние окружавшей её среды. По окончании гимназии А. В. Нежданова посещала лекции профессоров Зелинского и Гамалеи в университете, вращалась в кругах одесской интеллигенции (педагогический мир); по приезде в Москву жила в семье знаменитого физиолога И.М.Сеченова, где была как дочь, даже выступала под фамилией Сеченова. Непосредственное влияние на её мировоззрение, на нормы жизненных отношений и поведение оказала эта семья.
У Антонины Васильевны было много друзей и знакомых среди московской интеллигенции. М.Горький и А.Толстой, М.Ермолова и К.Станиславский, А.Южин и В.Мейерхольд, В.Качалов и Л.Сулержицкий, Л.Таиров и А.Коонен, К.Коровин, М.Нестеров, П.Кончаловский, И.Шадр, А.Щусев, А.Мартынов, А.Реформатский, П.Лазарев бывали у неё, так же как и многие известные музыканты. Общение с ними оставило глубокий след в творческом облике Антонины Васильевны.
С.Танеев, Л.Ауэр, И.Гржимали, А.Вержбилович, А.Брандуков выступали с Антониной Васильевной в концертах («Шотландские песни» Бетховена). А.Аренский, А.Гречанинов и С.Рахманинов аккомпанировали ей. И когда подумаешь, с кем была знакома и общалась А.В.Нежданова, становится совершенно понятным её положение в искусстве и принципиальные взгляды на него.
Её авторитет был непререкаем. Она всегда была желанной (как Петроний) в оперном и концертном зале для своих друзей, артистов и музыкантов. Виднейшие мастера Большого театра пользовались её ценными указаниями и меткими замечаниями, которые делались с величайшим тактом и осторожностью, чтобы не ранить самолюбие артиста и не убить и нём веру в себя, без чего невозможно выступать на сцене. Не случайно И.С. Козловский называл Антонину Васильевну «нашим камертоном, по которому мы все обязаны строиться», а М.П.Максакова назвала её «нашей вокальной совестью».
В архиве А.В.Неждановой собралось достаточно много писем с заманчивыми предложениями петь за границей, часто от очень солидных импресарио. Но она не поддавалась самым лестным предложениям, если они шли вразрез с её художественными воззрениями. Соблазны славы, деньги, карьера не волновали и не трогали чистую душу певицы; её пугали и отталкивали вечная шумиха, реклама, сенсация и нездоровое любопытство к жизни артистов. Подкупность прессы и клака казались ей чем-то уродливым на фоне подлинного искусства. Это был не её мир, натуры спокойной, содержательной и подлинно художественной. В то же время она безотказно пела в различных сборных-концертах, зная, что деньги пойдут курсисткам, студенткам и вообще бедному учащемуся люду. Так могут поступать только большие люди, щедро даря человечеству своё вдохновение, свой талант.
Жизнерадостность, оптимизм и какая-то влюблённость в жизнь отличали Антонину Васильевну. Она была человеком, с которым людям легко и радостно жить. И какое счастье было находиться около неё, быть свидетелем её художественных радостей, проникать в её тонкие артистические намерения и наслаждаться ее высоким искусством!
« Последнее редактирование: Август 29, 2010, 14:48:03 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #11 : Август 29, 2010, 14:46:12 »
Из этих интереснейших наблюдений мне лично чаще всего вспоминается замечательно остроумная история, о которой поведал Голованов ! :)

Антонина Васильевна с утра могла в любую минуту спеть арию Царицы ночи и, не распеваясь, легко взять высочайшее фа и выполнять блестящие staccato, как на скрипке или флейте.
В связи с этим мне вспоминается случай, произошедший в Италии, в Salsomaggiore. Существует традиция, по которой все знаменитые итальянские певцы со своими профессорами приезжают сюда лечиться и «чинить» свои голоса. Не помню, в каком году, среди приехавших была известнейшая певица, которая по утрам долго и дотошно распевалась в своей комнате. Осторожно она начинала петь довольно трудное упражнение на беглость и филировала на верхнем до. Как-то утром она раз сорок без особых достижений пропела это упражнение; тогда Антонина Васильевна (мы завтракали) повторила то же самое легко и свободно, а так как окна были открыты, певица услышала и сейчас же смолкла. Когда мы вернулись с прогулки, разговорчивая хозяйка гостиницы нам сообщила, что приехала какая-то знаменитая певица и все страшно заинтригованы, кто эта незнакомка. Мы тоже сделали вид, что страшно заинтересовались этой сенсацией. Но никто так и не узнал (мы никогда не объявляли своей профессии), что спела этот пассаж так легко и свободно А.В.Нежданова

Как рассказывают, любовь к подобным розыгрышам и другим невинным шалостям вообще была свойственна как Неждановой, так и Голованову ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 480
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #12 : Август 29, 2010, 14:50:00 »
Интересно, будет ли как-то отмечена память Неждановой в этом году (все-таки, 60 лет со дня кончины)? Например, конференцией, концертом или спектаклем. Наверное, это компетенция Большого театра и Музея им. Глинки.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #13 : Август 29, 2010, 15:38:47 »
Интересно, будет ли как-то отмечена память Неждановой в этом году (все-таки, 60 лет со дня кончины)? Например, конференцией, концертом или спектаклем. Наверное, это компетенция Большого театра и Музея им. Глинки.

Наверное. Я думаю, что это прежде всего дело Большого театра, которому Нежданова посвятила всю свою жизнь, пренебрегая, как мы знаем, многочисленными зарубежными приглашениями.
Но с другой стороны, не будет ли стыдно нынешнему Большому театру, находящемуся последние 20 лет в состоянии полнейшей творческой разрухи, вспоминать о великих певцах своего славного прошлого ? Удобно ли для Большого театра в его нынешнем позорном творческом состоянии столь неуместное сравнение ? :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 480
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #14 : Сентябрь 04, 2010, 11:43:49 »
Конкурс памяти А. Неждановой пройдет в Одессе



С 8 по 16 октября в Одессе состоится Первый Международный конкурс вокалистов памяти А.В.Неждановой.

Конкурс учрежден Министерством культуры Украины для возобновления культурных связей между Россией и Украиной

Предусмотрены две номинации: оперное и концертно-камерное вокальное искусство.

Конкурс пройдет на базе Одесской областной филармонии и Одесской государственной музыкальной академии им. А.В.Неждановой.

http://music-academy.odessa.ua/russian/competiton_nezhdanova_ru.html
http://www.mosconsv.ru/news.phtml?id=2147&c=2&s=2

Ранее в Одессе проходили фестивали памяти А.В.Неждановой .Её имя присвоено Одесской консерватории (сейчас- Государственная Музыкальная Академия).
« Последнее редактирование: Сентябрь 04, 2010, 12:14:06 от Максим »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 480
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #15 : Сентябрь 04, 2010, 15:50:39 »
Главная книга о Неждановой: Антонина Васильевна Нежданова. Материалы и исследования (редактор В. А. Васина-Гроссман.. М., 1967. 543 с.)



Содержание:

От редколлегии 5

А. В. Нежданова. Воспоминания. Статьи. Из записных книжек

Воспоминания
Детство 9
В Одессе и на Лимане 20
Юность 29
Консерватория 44
Мои друзья 59
На пути в Большой театр 66
Вторая поездка за границу 76
Первый год в Большом театре 82
Поездки в Париж и Швейцарию 85
Путь артистки 88
Поездки в Лондон и Париж (1905 – 1912) 106
Первая мировая война 118
Артистка советской сцены 126
Поездка за границу в 1922 году 135
Поездка по Средней Азии 146
1923 – 1930 годы 151
Сезон 1932/33 года 165

Статьи
Сергей Васильевич Рахманинов 169
Леонид Витальевич Собинов 174
Федор Иванович Шаляпин 183

Из записных книжек
Вступительная статья П. Норцова 187

Исследования
В. М. Богданов-Березовский Великая русская певица 201
В. М. Богданов-Березовский Концертная деятельность 237
В. М. Богданов-Березовский На оперной сцене 285
Л. Б. Дмитриев А. В. Нежданова – педагог 366

Воспоминания современников
Н. С. Голованов Заметки об А. В. Неждановой 395
Е. К. Катульская Ее памяти 404
М. В. Давыдова (Фармаковская) Это было в Одессе 409
М. С. Неменова-Лунц Из воспоминаний 411
С. Н. Василенко На сцене и в жизни 415
С. Н. Дурылин Народная артистка 419
В. Н. Рыжова Русская душа 430
И. Э. Грабарь Памятная встреча 432
А. В. Богданович Слово благодарности 433
К. Е. Антарова Искусство, одухотворенное человечностью 434
Е. А. Степанова Неутомимая труженица 437
С. И. Мигай Жизнеутверждающее творчество 440
М. П. Максакова А. В. Нежданова – Эльза 447
И. П. Верховская Несколько слов об Антонине Васильевне Неждановой 450
Ф. Ф. Федоровский О творческом содружестве с великой артисткой 453
Д. Н. Журавлев Немеркнущее горение 454
В. В. Барсова А. В. Нежданова и артистическая молодежь 459
Халима Насырова Так учила меня Антонина Васильевна 461
Л. О. Гриценко В классе А. В. Неждановой 465
Г. Г. Долидзе Мои самые светлые воспоминания 470
А. П. Выспрева «Всегда к новым берегам» 478
Шевкет Мамедова А. В. Нежданова в моей жизни 480
А. П. Огнивцев Драгоценные встречи 484
А. С. Яковлев На Николиной горе 486
Е. Б. Гардт Памяти великой русской артистки 488

Приложения
Летопись жизни и творчества 493
Оперный репертуар 506
Концертный репертуар 507
Библиография 519
Указатель имен 526

Эта исключительно содержательная книга до сих пор часто попадается в Москве в букинистическом отделе нотного магазина на Тверском бульваре по очень низкой цене.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Нежданова (1873-1950)
« Ответ #16 : Сентябрь 04, 2010, 19:04:16 »
А. В. Нежданова. Воспоминания. Статьи. Из записных книжек

Шикарная книга, она у меня есть !
А я когда увидел, что здесь приведено её оглавление, поначалу решил, что кто-то её отсканировал и выложил в сеть. Было бы неплохо это сделать, но книга объёмная и работа большая. Тираж тоже был большой - 40000 экз.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 480
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #17 : Сентябрь 06, 2010, 14:15:47 »
Небольшое дополнение к дискографии Неждановой: в 2008 г. (год 135-летия Антонины Васильевны) фирма Preiser Records выпустила ее сольный диск в своей известной серии Lebendige Vergangenheit (записи 1907-1914 гг.).



http://www.cduniverse.com/productinfo.asp?pid=7714983
« Последнее редактирование: Сентябрь 06, 2010, 14:36:20 от Максим »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 480
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #18 : Сентябрь 19, 2010, 18:01:43 »
В "Аквариусе" вот-вот должен выйти потрясающе интересный диск с неопубликованными записями А. В. Неждановой!

Впервые за 70 лет публикуются ее записи, сделанные на тонфильм в 1939-1941 гг. в ансамбле с Н. С. Головановым. При составлении альбома была поставлена задача охватить прежде всего те записи, которые еще никогда не выходили в свет.
Таким образом, можно сказать, что с выходом этого диска все уникальное аудионаследие великой русской певицы наконец становится всеобщим достоянием и не канет в неизвестность, где оно пребывало до сих пор. Программу диска составили шедевры камерного репертуара Неждановой - романси и песни Э. Грига, Х. Кьерульфа, К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса, М. Регера, украинские, русские, испанские, тирольские, французские, чешские песни. "Изюминка" альбома - песня "Деревня Ольховка", исполненная в дуэте с И.С. Козловским и записанная по трансляции (вероятно, это единственная "живая" запись Неждановой).

Подробнее о записях Неждановой см. выше (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3268.msg41595#msg41595).

Диск посвящен двум памятным датам - 60-летию со дня кончины А.В. Неждановой и 120-летию со дня рождения Н.С. Голованова, которое будет отмечаться в начале следующего года.
 
Более подробно о диске я напишу, как только он выйдет (возможно, уже на этой неделе, одновременно с диском Н.С. Ханаева).

Сообщаю об этом альбоме заранее, поскольку он выходит в новой подписной коллекционной серии малым тиражом. Подписаться на серию еще можно на сайте (http://aquarius-classic.ru/). В открытую продажу поступит только оставшаяся часть тиража (около 100 экз.).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Антонина Нежданова (1873-1950)
« Ответ #19 : Сентябрь 20, 2010, 02:00:59 »
В "Аквариусе" вот-вот должен выйти потрясающе интересный диск с неопубликованными записями А. В. Неждановой!

Впервые за 70 лет публикуются ее записи, сделанные на тонфильм в 1939-1941 гг. в ансамбле с Н. С. Головановым. При составлении альбома была поставлена задача охватить прежде всего те записи, которые еще никогда не выходили в свет.

Замечательное событие !
Трудно поверить, что записи гигантов нашего музыкального прошлого лежали под спудом. Фактически, вы возвращаете "долги" предыдущей эпохи, потому что всё это должно было быть выпущено давным давно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 480
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Нежданова (1873-1950)
« Ответ #20 : Сентябрь 21, 2010, 01:25:03 »
Замечательное событие !
Трудно поверить, что записи гигантов нашего музыкального прошлого лежали под спудом. Фактически, вы возвращаете "долги" предыдущей эпохи, потому что всё это должно было быть выпущено давным давно.

Это, действительно, очень большое событие, поскольку Шаляпин, Собинов и Нежданова всегда заслуженно занимали вершину нашего музыкально-театрального Олимпа. Представить себе, что такое может быть в наше время, так же трудно, как если бы где-нибудь в Италии вышел диск с неизвестными записями Карузо, Тита Руффо или Джильи. Зато мы в 21-м веке можем открывать для себя неизвестные страницы исполнительского искусства великой Неждановой - в этом тоже есть какой-то свой шарм.

Кстати, эти записи очень интересно слушать, познакомившись с вышеприведенными воспоминаниями Н.С. Голованова о работе с Неждановой над камерным репертуаром (http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3268.msg44262#msg44262).   

Уникальность этого альбома ведь еще и в том, что в нем мы впервые слышим голос Антонины Васильевны в переписях не с пластинок, а с магнитных лент, что наполняет эти записи особой динамикой, раскрывает голос гораздо глубже и богаче. В последнее время мы смогли особенно оценить достоинство таких записей (тонфильмов) на примере Собрания дисков С.Я. Лемешева.


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Антонина Нежданова (1873-1950)
« Ответ #21 : Сентябрь 21, 2010, 20:15:24 »
Представить себе, что такое может быть в наше время, так же трудно, как если бы где-нибудь в Италии вышел диск с неизвестными записями Карузо, Тита Руффо или Джильи

А я вот даже не знаю: если бы сегодня нашлись какие-нибудь уникальные и приемлемые по качеству фонограммы Карузо, которых никто не слышал, вызвало бы это ажиотаж в околооперных кругах или нет ? Или это просто молча и спокойно "приобщили бы к коллекции" и на этом успокоились ?

Не знаю, волнует ли сегодня кого-нибудь обнародование уникальных артефактов прошлого, понимают ли, осознают ли нынешние профессионалы и любители музыки, какова историческая ценность подобных фонодокументов ? Более того, действительно ли имена Карузо и Неждановой, в своё время произносимые с придыханием, способны сегодня привлекать внимание, соответствующее их рангу в искусстве ?

Хотелось бы верить ……
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 480
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Нежданова (1873-1950)
« Ответ #22 : Сентябрь 22, 2010, 00:01:21 »
Не знаю, волнует ли сегодня кого-нибудь обнародование уникальных артефактов прошлого, понимают ли, осознают ли нынешние профессионалы и любители музыки, какова историческая ценность подобных фонодокументов ? Более того, действительно ли имена Карузо и Неждановой, в своё время произносимые с придыханием, способны сегодня привлекать внимание, соответствующее их рангу в искусстве ?

Трудно сказать. Я помню, что для меня долгое время имя Неждановой было только легендарным именем, поскольку записи, которые приходилось слышать, не давали возможность понять, почему именно она считалась самой великой  русской певицей наравне с Шаляпиным. Прорыв произошел после того, как увидел киносъёмку, где она поёт в уже немолодом возрасте "Колыбельную" Гречанинова. Необыкновенной красоты верхние ноты нежнейшего хрустального тембра сохранились у нее до конца. Возможно, диск, составленный из записей, сделанных на звуковую дорожку кинопленки, кому-нибудь сегодня тоже откроет эту певицу по-новому. Наверное, для того эти записи и пролежали столько времени, чтобы сказать нам что-то важное именно сегодня, когда так размыты критерии подлинного искусства и когда совершенно недостойное внимания зачастую преподносится и обсуждается как что-то выдающееся и великое. 

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 480
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #23 : Сентябрь 26, 2010, 14:51:32 »
Новый диск:

Антонина Нежданова / Николай Голованов


http://aquarius-classic.ru/album?aid=176&tid=9

1.Фонтану Бахчисарайского дворца (А. Гурилев)
2.Песня Сюневе (Х. Кьерульф)
3.В лесу (Х. Кьерульф)
4.В вечерний час (Э. Григ)
5.Лебедь (Э. Григ)
6.Тайная любовь (Э. Григ)
7.Проснись (М. Равель, из цикла «Пять греческих песен». № 1)
8.Веселый танец (М. Равель, из цикла «Пять греческих песен». № 5)
9.Мандолина (К. Дебюсси)
10.Любовно приношу (К. Дебюсси)
11.Романс (К. Дебюсси)
12.Мечтания в сумерках (Р. Штраус)
13.Колыбельная (М. Регер)
14.Без тебе, Олесю (украинская народная песня)
15.Дощик (украинская народная песня)
16.Гаю, мий гаю (украинская народная песня, обр. Н. Лысенко)
17.Не щебече, соловейко (М. Глинка)
18.Садок вишневий коло хати (Н. Лысенко)
19.Деревня Ольховка (русская народная песня, дуэт с И.С. Козловским) - live!
20.Когда б вы поняли меня (Л. Денца)
21.Приходи ко мне, мой милый (чешская народная песня)
22.Мюзетта (тирольская народная песня)
23.Сердце (французская народная песня)
24.Пастушка (французская народная песня)
25.При луне (Э. Серрано)
26.Гвоздички (С. Вальверде)

Записи 1937-1941 гг.

Хотелось бы выразить огромную благодарность Андрею Лаврешникову за помощь при составлении альбома и за его замечательную вышеприведенную статью, которая стала своего рода "катализатором" в подготовке уже давно задуманного диска с редкими записями А.В. Неждановой.
А всем участникам форума - спасибо за прямую или мысленную моральную поддержку, которая помогает, несмотря ни на что, продолжать начатое дело. 

Оффлайн Andrey_L

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 14
Re: Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950)
« Ответ #24 : Сентябрь 28, 2010, 10:15:38 »
Замечательное событие! Сделан важный шаг в деле освоения творческого наследия Антонины Васильевны Неждановой. Большое спасибо и за теплые слова в мой адрес.