Автор Тема: Арена ди Верона / Arena di Verona  (Прочитано 24458 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #25 : Август 16, 2014, 20:48:36 »
Пользуюясь свободным часом перед «Аидой», публикую в хронологическом порядке следующий отчёт – о «Бале-Маскараде».


Фото из ФБ фестиваля.

Arena di Verona, «Бал-маскарад» Верди, 8 августа

Conductor   Andrea Battistoni
Director, sets and costumes designer   Pier Luigi Pizzi
Riccardo   Stefano Secco
Renato     Luca Salsi
Amelia     Virginia Tola
Ulrica   Elena Gabouri
Oscar      Natalia Roman
Silvano     Davit Babayants
Samuel       Alessandro Guerzoni
Tom   Victor Garcia Sierra
A judge    Antonio Feltracco
One of Amelia's servants   Saverio Fiore



Что может быть лучше прекрасной оперы Верди в классической постановке на Arena di Verona? Пожалуй, только опера Россини в том же виде там же (шутка). Наконец-то, на пятом оперном спектакле, могу со всей уверенностью заявить, что мне всё очень понравилось. У Верди, при сохранении и узнаваемости общего стиля, каждая опера погружает в свою, особую атмосферу. Я хорошенько расслушала оперу «Бал-маскарад» перед поездкой и получила большое удовольствие на Арене. На этом отчёт можно было бы завершить, но всё же следует рассказать о таком хорошем спектакле немного подробнее.



Постановка Пьера Луиджи Пицци ровно такая, какой должна быть хорошая оперная постановка: она воспроизводит те события в том месте и в то время, как это предусмотрено в либретто. В данном случае Пицци учёл, что речь шла о бостонском губернаторе, и в своих декорациях изобразил нечто похожее на Белый дом. В сцене с колдуньей эти декорации поворачиваются к публике своей тёмной стороной. В отдельных сценах действие смещается в боковые крылья этого здания. Всё очень точно и понятно. Мой муж иногда любит посещать оперную экзотику, поэтому он видел постановку «Бала-маскарада» Дмитрия Бертмана. Какие же мы бедные, что в Москве, оперной деревне, столь красивую и изящную оперу Верди можно живьём послушать только в театре «Геликон-опера», да ещё в режоперной постановке.



Теперь по певцам. В Москве не всегда везёт с тенорами в вердиевских операх, если говорить о концертных исполнениях опер Верди капеллой Полянского или в Новой Опере. Поэтому я привыкла в первую очередь ориентироваться на баритона. Баритон был очень хороший – Лука Сальси. Ровный, крепкий, классический баритон, и эти вердиевские партии – на 100% его. Правда, мой фаворит по яркости тембра всё же другой постоянный участник веронского фестиваля Марко Вратонья, прошлогодний Набукко, а в этом году я услышу его в «Аиде» (жаль, что партия Амонасро так мала).

Но так как Верона не Москва, в Вероне мне тенор понравился больше, чем баритон. Скорее всего, имя Стефано Секко ничего не скажет российским любителям оперы, это же не мировая звезда и не ученик Дмитрия Вдовина. А просто тенор с очень приятным, ровным и свободным голосом. Он поёт и более крепкие партии, но я не уверена, что он годится для драматических теноровых партий. А для Рикардо – самое то. Умное и выразительное пение сделало его по праву одним из героев этого вечера. Я и слушала, и сочувствовала, и аплодировала от души.



Из певиц лично мне больше всех понравилась Елена Габури – Ульрика. Меццо такого типа иногда поют рваным, надрывным звуком, который ложится на образ, но мне не очень нравится. А Габури спела ровно и красиво и в то же время угрожающе и эмоционально. У неё хороший диапазон, все ноты хорошо были слышно. Очень хорошая вердиевская певица для подобных партий.

Публика лучше всех приняла исполнительницу брючной партии Оскара Наталью Роман. Певица хорошая, голос красивый и звонкий, но, по-моему, спела она не совсем идеально. Впрочем, это если придраться, а придираться на самом деле не хочется.

Меньше всех мне понравилась Амелия – Вирджиния Тола. Ей единственной немного не хватило не то что звучности, а скорее какой-то энергетики. Её было слышно, но внутренней силы не хватило. А, может, мне просто не очень понравился сам голос. Но, наверное, я опять придираюсь, потому что общее впечатление от спектакля – прекрасное.



Заговорщики Алессандро Гуэрцони и Виктор Гарсия Сьерра зачётно спели своё «хахаха», один из самых запоминающихся фрагментов оперы. Небольшую партию Сильвано спел армянский баритон Давид Бабаянц, очень приличный Жермон из нашей прошлогодней «Травиате» под управлением того же дирижёра.



Мне очень понравился дирижёр Андреа Баттистони. То, что оркестр был деликатен к певцам, это само собой. Вообще словами не объяснишь, но оркестр звучал прекрасно, изящно, даже рафинированно. Также мне очень понравилось абсолютно чёткое взаимодействие всех и вся, по части вступлений и снятия звука. Отлично выступил хор, начиная с первой сцены после увертюры – хорошо прослушивались отдельные группы голосов и весь хор как единое целое.



Да, ещё нас сильно развлекла дама, наша соотечественница, она выпила на Арене немного белого вина (а, может, ещё какие-нибудь напитки до того), её слегка развезло на жаре захлестнули эмоции от прекрасной оперы, а в её руках был веер. На Арене существует традиция, что зрители в начале спектакля зажигают маленькие свечки (их бесплатно раздают на входе). Эта дама задула своим веером свечки всем соседям. В дальнейшем она дала мастер-класс бурного художественного обмахивания веером в стиле Кармен.

Несколько фото финальных сцен.





Поклоны:

« Последнее редактирование: Август 17, 2014, 21:28:34 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #26 : Август 17, 2014, 19:06:56 »
Дорогая Papataci, шикарные репортажи, просто блеск!!
А как вам тамошняя подзвучка - не очень портит впечатление от прослушивания?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #27 : Август 18, 2014, 00:09:09 »
Дорогая Papataci, шикарные репортажи, просто блеск!!
А как вам тамошняя подзвучка - не очень портит впечатление от прослушивания?

Спасибо! Отпуск закончился, но продолжение оперных репортажей из Вероны и Пезаро следует. Соглашусь с Вольфрамом - на форум неудобно выкладывать фотографии, это затягивает процесс публикации отчётов :(

Подзвучка на слух вообще не заметна. Я бы даже сказала, что если уж они делают подзвучку, то оперы могли бы звучать громче. И ещё певцы звучат не одинаково с точки зрения объёма голоса. Например, в "Аиде" Амнерис Анита Рачвелишвили звучала громче всех, хотя теоретически её могли бы "сделать потише", уравнять с другими певцами.
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 388
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #28 : Август 18, 2014, 00:12:46 »
Мы очень ждём Пезаро - сравнить отчёты)))))

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #29 : Август 18, 2014, 00:27:52 »
Мы очень ждём Пезаро - сравнить отчёты)))))

Ждите, скоро будет. Если коротко - то в Пезаро мне понравилось:) А с чем сравнить-то? :)
Che mai sento!

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 388
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #30 : Август 18, 2014, 00:38:06 »
Ну..... Кое с чем!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #31 : Август 18, 2014, 00:42:58 »
Ну..... Кое с чем!

Дык пусть это кое-что первым на форуме появится :)) У меня-то мнение уже сформировано и отчёты почти написаны. Просто не успеваю оформлять мысли в буквы, добавлять фото и публиковать.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #32 : Август 18, 2014, 00:48:56 »
Carmina Burana, 9 августа, Арена ди Верона

Conductor   Andrea Battistoni
Choir master   Armando Tasso
Controtenore   Raffaele Pè
Soprano   Nadine Sierra
Baritone   Artur Rucinski
Treble voices choir    A.Li.Ve.
Conductor of treble voices   Paolo Facincani
Conductor of treble voices   Marco Tonini
Treble voices choir    A. d'A.Mus.

Кармина Бурана на Арене в 2014 году исполнялась один раз и стояла на втором месте в рейтинге продаж на сайте geticket.it. Это произведение, написанное на средневековые стихи на устаревших языках и олицетворяющее собой представление современного человека о средневековой музыке, раскрученное в разных фильмах и на телевидении, привлекает большое количество публики. Вроде и билеты пользовались спросом, и народу было много, но аншлаг почему-то не состоялся (в отличие от «Аиды» 10 августа). Но оно и к лучшему – меньше народу, больше кислороду :)

Во время исполнения этой кантаты оркестр вместе с хором и певцами располагается на сцене, стоят микрофоны. Баритон, сопрано и контртенор пели в отдельные микрофоны. Я подумала, что сейчас на Арене сделают «погромче», как на рок-концерте, и громкость была выше раза в полтора, чем на операх здесь же. Но «Кармина» не гремела, как рок-концерт. Это было всё же классическое, а не развлекательное мероприятие.





Я слушала Кармину в феврале этого года в ММДМ. Там исполнение сопровождается световым шоу с иллюстрациями из средневековья. Было интересно, сделают ли какое-нибудь шоу на Арене. Ничего особенного не было, лишь фигурная подсветка за сценой. Сама Арена, заполненная тысячами человек из разных стран, представляла собой отличное дополнение к этой музыке. Тут и интерес к прошлому, и страсть к путешествиям (на Арену собирается публика со всей Европы и даже мира). Самым ожидаемым было In taberna quando sumus, в паузах на аплодисменты все наши соседи на разных языках обсуждали, что «скоро оно будет». В то же время публика хорошо приняла все фрагменты.

Кантата прозвучала на очень приличном уровне, как и практически всё на Арене. Баритон, сопрано и контртенор отлично справились со своими сольными фрагментами. Мужской хор звучал грубовато, как звучат монашеские хоры. Женщины и дети в хоре тоже не подвели. Не настолько досконально знаю разные версии Кармины и не могу сравнить интерпретации разных дирижёров, но на мой слух, всё звучало хорошо по темпам и по координации трёх хоров, оркестра и солистов. Дирижёру Андреа Баттистони в этот вечер могли позавидовать рок-звёзды. На поклонах он услышал восторженные овации Певцов и хор тоже хорошо приняли. На бис был исполнен первый фрагмент, O Fortuna. Бис был всего один, хотя время для Арены было не позднее, всего-то 23.30 (к примеру, «Аида» заканчивается в час ночи). Жалко, что не спели больше. А в Москве было три биса, и дирижёр тоже был очень приличный, англичанин по фамилии Гендель. Так что в Москве Кармину исполняют не хуже, чем в Вероне.

В общем, мне «Кармина» в Вероне, безусловно, понравилась, но каким-то особым событием не стала. Наверное, не хватило именно шоу, «картинок» :) Тем не менее выкладываю несколько фото, сделанных во время исполнения этого произведения.













Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #33 : Август 18, 2014, 18:39:31 »
Ну..... Кое с чем!

А где это "кое-что"? Размещайте ссылки.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 099
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #34 : Август 18, 2014, 19:52:51 »
 Ирина Сорокина

«Кармина Бурана» на фестивале в Арена ди Верона
 
Летний фестиваль в Арена ди Верона представляет, как правило, одну новую постановку, а остальные пять – прокат спектаклей прежних лет. Так что журналисту, ежегодно посещающему древний амфитеатр, в принципе писать не о чем, разве что о вокальных составах.

В последние годы есть тенденция «разбавить» привычное особыми событиями, так называемыми highlight, часто это гала-концерты под маркой «знаменитость и друзья». В нынешнем сезоне таких было три, и типология их была различна. “Пласидо Доминго поет Верди”, “Роберто Болле и его друзья” принадлежали к числу особых событий много раз виденных и апробированных. Обстоятельства сложились так, что автору не пришлось побывать на этих мероприятиях, о чем она не сожалеет. А вот третий highlight был для Арены новостью, имел умную рекламу и собрал аж тринадцать тысяч зрителей. Речь шла о знаменитой кантате Карла Орфа «Кармина Бурана». Ее исполнили 9 августа, когда спектакли в Арене шли уже три недели, набрали обороты, и никаких чудес не наблюдалось.

http://www.operanews.ru/14081804.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #35 : Август 18, 2014, 20:04:19 »
Сколько людей, столько мнений. Как говорится, to whom how :))

Carmina Burana, 9 августа, Арена ди Верона
В общем, мне «Кармина» в Вероне, безусловно, понравилась, но каким-то особым событием не стала.

Ирина Сорокина пишет: "А вот третий highlight был для Арены новостью, имел умную рекламу и собрал аж тринадцать тысяч зрителей. Речь шла о знаменитой кантате Карла Орфа «Кармина Бурана». Ее исполнили 9 августа, когда спектакли в Арене шли уже три недели, набрали обороты, и никаких чудес не наблюдалось.

А тут чудо произошло! Было принято простое и мудрое решение: довериться музыке, не отягощать прекрасное творение Орфа декорациями, не делать из кантаты балет... совсем недавно, в середине июля, «Carmina Burana» в хореографической версии в исполнении Балета Национальной Оперы Бордо показали на сцене Teatro Romano в той же Вероне. Великолепный хор Арены, молодой и харизматический дирижер, превосходные солисты и световые эффекты: «Carmina Burana» стала подлинным событием".

:)
« Последнее редактирование: Август 18, 2014, 22:15:07 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #36 : Август 20, 2014, 15:42:30 »
Я планировала написать об «Аиде» 10 и 16 августа в качестве финального аккорда моей серии отчётов об оперном отпуске. Но по просьбе читателей меняю план и сегодня выкладываю текстовый отчёт, написанный по большей части после спектакля 10 августа с добавлениями от 16 августа и завершённый сегодня. Фото и несколько видео «Аиды» выложу в качестве завершающего поста, после публикации всех отчётов о Пезаро и Вероне.

Ещё раз напишу, что 10 августа было количество народу, которое я лично засчитываю как аншлаг. Предыстория. Я была на Арене на следующих спектаклях: в 2011 году на «Севильском цирюльнике», в прошлом году на «Аиде», «Набукко», «Травиате» и «Риголетто». В этом году на «Турандот», «Бале-маскараде», «Кармине Буране», двух «Аидах», «Кармен» и «Мадам Баттерфляй». Мне есть, с чем сравнить. Когда народу не очень много, наглые молодые бородатые итальянцы, которые рассаживают народ на секторе, без споров дают садиться, куда хочешь. Когда у них sold-out, они начинают последовательно заполнять сектора внутри трибуны. Чтобы сесть, куда хочется, с ними приходится спорить и доказывать, что раз билет без места, право выбора – за потребителем, за зрителем. Так было и 10 августа, пришлось спорить и говорить о правах человека, в частности, о праве на свободу передвижения :)) На нумерованных местах в партере и на нелепых неудобных полукреслах между партером и камнями, может, и оставалось некоторое, небольшое количество свободных мест, и билеты туда продавались. 95% нумерованных мест было занято, а места вообще-то дорогие, поэтому не очень хорошо распродаются. На дешёвых ненумерованных секторах, где и сидит основная масса народу, на «Аиде» 10 августа было битком. Люди сидели плечо к плечу на каждой ступеньке. Опоздавшим втиснуться было физически некуда. 16 августа сектора без мест были полны, но не битком.

10 и 16 августа участвовал практически один и тот же состав, только Аиды были разные:

Дирижёр   Daniele Rustioni
Директор постановки   Gianfranco de Bosio
Постановка    Историческая 1913 г.

The King   Andrea Mastroni
Amneris   Anita Rachvelishvili
Aida   10 августа Amarilli Nizza / 16 августа Monica Zanettin
Radames   Marco Berti
Ramfis      Dmitry Beloselsky
Amonasro   Marco Vratogna
High Priestess      Anna Malavasi
A messenger      Riccardo Botta
Lead guest dancer   Myrna Kamara

Постановку по мотивам спектакля 1913 года восстанавливал Джанфранко Де Бозио (он же ставил на Арене «Набукко», хорошая классическая постановка). «Аида» 1913 в афише фестиваля обозначено отдельно. До августа на этом фестивале «Аида» шла в современной цирковой постановке 2013 года. В прошлом году мы не обратили внимание на наличие сразу двух постановок и не глядя взяли билеты на современную. При очень хорошем составе исполнителей дурацкая постановка несколько испортила впечатление от оперы.

Де Бозио родился в Вероне 16 сентября 1924 года. Вот тут можно посмотреть его послужной список http://it.wikipedia.org/wiki/Gianfranco_De_Bosio Несмотря на возраст, никаких тараканов или маразма в голове Де Бозио нет – во всяком случае, в постановке они никак не проявились. Красивая классическая «Аида» с нормальными мизанцсценами. Оформление красивое, но со вкусом, чрезмерной пышности нет. В качестве иллюстрации выложу одно фото из ФБ фестиваля.



В 1913 году прогрессивное человечество ещё не дошло до представления об «Аиде» как о камерной, цирковой или ещё какой-нибудь эдакой опере. Поэтому в те стародавние времена действие «Аиды» происходит именно в Египте, об этом свидетельствуют и костюмы, и декорации. Декорации не столь масштабные, они скорее символические. Это колонны, обелиски, сфинксы, пальмы и статуя фараона, факелы, конечно, плюс сама Арена – бесценная и неповторимая декорация. Самым громоздким был постамент, на котором стояла Амнерис, а перед ним, на первом плане, умирающие Аида и Радамес. Тут можно придраться, что не было самого подземелья, но это вторично. На слоне сэкономили, зато вывели четырёх лошадей, которые поклонились публике во время триумфальной сцены и в дальнейшем вели себя очень послушно и 10-го, и 16-го августа. Публика бурно поддержала такой стиль постановки, после каждой смены декораций или массовой сцены – аплодисменты. А как аплодировали балету! Он тут, конечно же, был, никуда не делся.

Теперь по исполнителям. Ранее я слышала двух певцов – Марко Вратонья (эталонный Набукко, в августе 2013 года сделавший в эту оперу моим любимым произведением Верди) и Дмитрия Белосельского (невероятный по впечатлению Филипп). Про Аниту Рачвелишвили я читала восторженные отзывы, но поскольку сейчас такие отзывы можно прочитать о ком угодно, я ни во что не верю, пока не услышу сама. Остальные певцы мне были неизвестны. А дирижёр вообще дебютант.

Начну с самого интересного – с Аиды. Амарилли Ницце (Аида от 10 августа) партия по голосу, она старалась петь с разнообразными динамическими оттенками, но осталось ощущение, что ей немного не хватало звучности и что она пела на пределе сил. В дуэте Аиды и Амнерис Анита Рачвелишвили её полностью подавила по объёму звука.

В этом месте я хочу сделать лирическое отступление. Есть ли на Арене подзвучка? Я слышала три версии: подзвучки нет, подзвучивают оркестр, подзвучивают всё и вся. На слух, по моему личному восприятию, которому я верю абсолютно – звук живой, никаких призвуков или посторонних звуков типа щелчков нет. Оперы звучат так, что и певцов, и оркестр слышно, но это не самый громкий звук. Во время исполнения «Кармины Бураны» на сцене стояли микрофоны, и общее звучание музыки было раза в два громче, чем во время оперных спектаклей. На Арене проводятся и рок-концерты, поэтому наличие пульта звукорежиссёра и прочей техники объяснимо.

Но я услышала разные версии, о том, что у певцов есть микрофоны, и о том, что подзвучивается оркестр, и эти версии меня, откровенно говоря, смутили и огорчили. И в то же время, почему тогда звукорежиссёр в «Аиде» не уравнял двух певиц, одна из которых, меццо, обладает огромным, подавляющим голосом? В Риме, в термах Каракаллы, все звучали одинаково громко, и микрофонный звук был заметен. В общем, мой вывод – подзвучки на Арене всё-таки нет. И я этого вывода буду придерживаться в своих оценках в дальнейшем.

Вернёмся к спектаклю 10 августа. Исполнение первой арии Аиды (как и Радамеса) мне не очень понравилось. Коварный Верди заставил обоих влюблённых петь арии в самом начале своих партий, когда голос ещё не разогрет. Если перестать придираться, Ницца пела неплохо, но та самая коварная верхняя нота в O patria mia, о которой столько говорилось на форуме :)), ей почему-то не поддалась. Она спела её не единой линией, а пунктиром. Не удержала. Я ничего не знаю об этой певице, и у меня нет никаких оснований, чтобы определить, случайность это или нет. В любом случае жалко. До конца этого действия Ницца допела нормально, сбоев или хрипа не было. А в антракте перед финалом (здесь антрактов штуки три или четыре, и последний из них перед финальным действием в могиле) объявили, что партию Аиды допоёт другая певица. По моим предположениям, Ницца расстроилась и не стала продолжать спектакль. Но достоверно никто этого не знает, ибо в таких случаях солистки, конечно, ссылаются на внезапное недомогание, а это уважительная причина, про которую никто не станет расспрашивать.

Аида Моника Занеттин 10 августа в финальной сцене звучала как минимум не хуже, чем Ницца, и достойно завершила этот спектакль. Я подумала, что 16 августа есть надежда на более интересную Аиду. Так оно и получилось. У Занеттин более сильный и звучный голос, и в дуэте с Амнерис-Рачвелишвили она не сильно проигрывала по объёму звука. Арии хорошо спела, все верхние ноты взяла уверенно. Хорошая певица, очень приличная Аида, но для полного впечатления ей пока не хватает всего по чуть-чуть – и силы звука, и индивидуальности, и эмоциональной выразительности. Даниэла Десси в прошлом году мне понравилась больше.

Радамес Марко Берти манерой пения и тембром мне отдалённо (подчёркиваю – отдалённо!) напомнил Михаила Губского :)) Бетти хорошо спел оба спектакля, но, пожалуй, 16 августа лучше, особенно Челюсти. И голос достаточно приятный (к слову, я вообще не слышала на Арене теноров с противными голосами), и на партию его хватило. На Арене не получится сослаться на то, что у Радамеса на половине партии в партитуре написано piano (это, кстати, удобное объяснение, когда партия не по голосу, и если её петь в полный голос, то на весь спектакль запаса звука просто не хватит). Бетти пел, как и подобает Радамесу, полным голосом, и его было хорошо слышно. Это полноценный Радамес, хотя и не самый интересный из возможных. Как и с Аидой, прошлогодний Радамес Вентре мне понравился больше :)

Лучше всех на поклонах встретили Амнерис Аниту Рачвелишвили. Она действительно была лучшей, сильнейшей в этих двух спектаклях. Фантастическая АМНЕРИС. Огромный впечатляющий ГОЛОС, такой, что оперу можно переименовывать.

Марко Вратонья 9 августа пел Скарпию в Мачерате, в тот же день мы были на «Кармине Буране». Эх, как жаль, что нельзя было оказаться в двух местах сразу. Вратонья – потрясающий баритон. У нас вряд ли знают этого певца. А он офигенный!!! Он поёт крепкие вердиевские и пуччиниевские партии в европейских и американских театрах.

http://www.operabase.com/listart.cgi?lang=ru&name=marco+vratogna&acts=+%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0+%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9+

Яркий тембр, крепкий и в то же время эластичный голос, длинное дыхание, кантилена, хороший диапазон, конечно же, дикция… И поёт свой репертуар, то, что ему максимально подходит. На сцене нормально держится, не деревянный. В общем, всё при нём. Как говорится, умереть – не встать. Ну почему Верди не предусмотрел для Амонасро хотя бы небольшой арии? Плохих баритонов в Верди не ставят даже в МАМТе (тьфу-тьфу-тьфу). А хорошим тут негде развернуться и продемонстрировать голос во всей красе. Конечно, Вратонья спел очень хорошо, но преступно маленькая партия, так нельзя, ну что ж не дали послушать-то! :)) В жизни Вратонья – мелкий бритоголовый тип, похожий скорее на рок-звезду :)) Не могу не поделиться ссылкой на прошлогоднее видео – Набукко http://www.youtube.com/watch?v=Jusf5JDeDeM

Дмитрий Белосельский успешно провёл сразу два дебюта – в партии Рамфиса и на Арене ди Верона. Спел хорошо, прозвучал тоже, но Рамфиса особо обсуждать не приходится, ибо партия небольшая. Лучше бы Захарию там же, на Арене – надеюсь, что это пожелание когда-нибудь сбудется. Вратонья Набукко и Белосельский Захария – вот это был бы состав! В следующем сезоне Белосельский заявлен на Рафмиса в МЕТ, там неплохой состав подобран, Аида Монастырская, Амнерис – Бородина.

Фараона пел бас Андреа Мастрони, и это был именно бас, что Италии случается не всегда. Жрица Анна Малавази мне не очень понравилась, не хватило лёгкости и звучности. Не могу сказать, что она украсила спектакль. Просто спела. Хор понравился, балет тоже, и само наличие балета в «Аиде» - понравилось безусловно.

Дебютант Даниэле Рустиони провёл спектакли на приличном уровне, но 16 августа звучание оркестра показалось более вдохновенным, чем 10-го. Не могу сказать, что дирижёрская работа меня чем-то особенно поразила. И всё же, когда я читаю отзывы официальных критиков об Арене, то удивляюсь, к чему они придираются. Я послушала на Арене 12 спектаклей с разными дирижёрами, и всякий раз по московским меркам на Арене очень прилично звучал оркестр: нормальные классические темпы, певцов всегда слышно, хорошо прослушиваются группы инструментов, я всякий раз слышу в знакомой музыке что-то новое.

Самое сложное место в «Аиде» – конечно, триумфальная сцена, а с учётом масштабов Арены и расстановки хора и музыкантов – сложная вдвойне. Дирижёр добился почти полной синхронности 10-го, а 16-го – немного похуже. Трубачей не заставляют ходить по сцене во время исполнения знаменитой мелодии (к слову, среди публики находятся идиоты, которые в этот момент начинают аплодировать, издержки массовости). В результате трубачи играют очень чисто и безошибочно. Ну, по опыту «Аиды» 2013 года мы в веронских трубачах и не сомневались. Интересно, как они добиваются полного отсутствия киксов?..

Да, ещё смешно, что на Арене перед каждым выходом дирижёра на сцену какой-то постоянный зритель :)) кричит Bravo, maestro. В каждом спектакле перед каждым действием. В «Аиде» было, если я не ошибаюсь, три антракта (если не четыре), и каждый раз – перед началом спектакля и действия – возглас «Bravo, maestro». Публика стала по-доброму, но смеяться и с особым пристрастием аплодировать дирижёру :)) Тот же голос кричал «браво» и «брава» всем певцам.

Общая оценка двух спектаклей – очень приличный уровень. Но исполнителям главных партий чего-то не хватило, чтобы произвести ошеломляющее впечатление (Аида-Ницца вообще вне зачёта, она завалила кульминационный момент и не допела спектакль). Я бы сделала ставку на состав Десси, Вентре, Рачвелишвили плюс, конечно же, историческая постановка. Думаю, это было бы сильно.

Опера «Аида» не является моей самой любимой у Верди. Но всё-таки я не согласна с мнением, что это «халтура на заказ» :)) Хорошая опера, и я рада, что уже три раза (один раз в 2013-м и два раза в 2014-м) слушала её в Вероне, а в этом году видела историческую постановку.

Я крайне редко беру автографы у оперных певцов и почти никогда не упоминаю об этом на форуме, но в виде исключения сообщу, что у меня теперь есть автографы Рачвелишвили, Белосельского и Вратоньи :)
« Последнее редактирование: Август 22, 2014, 13:33:44 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #37 : Сентябрь 01, 2014, 13:00:07 »
Вечно та же

Арена ди Верона — 2014: панорама
01.09.2014 в 12:38, Ирина Сорокина.

http://www.operanews.ru/14090103.html

Когда речь идет об Арена ди Верона, самом прославленном театре под открытым небом, без крылатой пушкинской фразы «он вечно тот же, вечно новый» не обойтись. С поправкой на женский род, ведь Арена – она, Синьора Арена. Если придать этой фразе вопросительный оттенок, то ответ будет коротким - «вечно та же». Как всегда, когда речь идет о долго существующих и бесконечно повторяющихся вещах, в них есть много приятного, мирного и успокоительного. Список прокатываемых в Арене названий невелик (в основном это оперы Верди и Пуччини, к коим иногда добавляется «Кармен», а в последние годы «Ромео и Джульетта» Гуно, два года назад публику «одарили» роскошнейшим и скучнейшим «Дон Жуаном» в постановке Дзеффирелли), и от оперного преставления всегда знаешь, чего ждать. В принципе, попытки обновить привычное зрелище в Арена ди Верона крайне редки и заканчиваются они, как правило, несчастливо...
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #38 : Сентябрь 01, 2014, 14:40:37 »
Да, кстати, а мы вроде обошли тему "веронских любовников", то бишь Ромео и Джульетты!
Там ведь чуть в глубине, если пройти по улочке от Арены и повернуть, имеется даже "домик Джульетты" и на нём - "балкон Джульетты". Небольшой дворик, а во дворе - металлическая скульптура Джульетты.
Ой, вспоминаю, сколько там было народу – как селёдок в бочке! А при входе во двор эта арка была вся разрисована и облеплена жвачкой. Это всё само по себе давно стало "местной достопримечательностью". Выглядело диковато, но молодёжь любила туда приходить - писать записки и оставлять их там же в стене или прилеплять к стене.
Почему пишу в прошедшем времени? Я там был осенью 2012 года, и вдруг ……. Читаю в интернете:

"В ноябре 2012 г. городской совет Вероны запретил размещение записок, установив штраф в 500 евро за приклеивание записок или оставление надписей на стенах".

Вот так!
Выходит, я был одним из последних кто это видел, и у меня где-то должны были сохраниться фотографии, которые ныне стали уникальными :)) Нужно будет их поискать и показать вам. А то всё было недосуг. Впечатление и вправду было ужасающим.
Но это ещё не всё!!
Читаю дальше:

"… у поклонников появилась примета, что потерев правую грудь статуи, можно получить счастье в любви. Из-за частых прикосновений к 2014 году статуя была истёрта, на «счастливой» правой груди образовалась трещина, а на правой руке излом. В результате власти города решили убрать ставшую символом Вероны статую в музей, а во двор дома Джульетты поставить копию, оплаченную городом"

Вот фокус!!
Выходит, я видел ещё оригинальную бронзовую статую, а ныне там стоит копия??
Это правда, что пишут: все, кому не лень, забирались на статую, хватали её руками и фотографировались. Я этого делать, конечно, не стал, да и немыслимо это было в любом случае при таком количестве желающих это проделать! В очереди пришлось бы стоять сутки, наверное.
С другой стороны, то, что придумали сейчас (я этого не видел), ещё хуже, чем было:

"Для поклонников героев Шекспира в доме установлены почтовые ящики, а также компьютеры, на которых желающие могут написать им письмо"

Ну это уже полная профанация.
Короче, культовый объект прекратил быть таковым, хотя сам по себе дом Джульетты и сам образ этой героини, безусловно, остаётся одним из самых известных символов Вероны.

P.S. Интересно, была ли там Papataci? :)
« Последнее редактирование: Сентябрь 01, 2014, 17:49:45 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #39 : Сентябрь 01, 2014, 17:47:58 »
Подходит к концу моя серия отчётов о спектаклях в Арена ди Верона. Мне осталось написать про "Кармен", "Мадам Баттерфляй", также я хочу выложить фото и видео с "Аиды" и пост про "бытовые условия" на Арене.

«Кармен», 14 августа 2014 года

Conductor   Henrik Nánási
Director and sets designer   Franco Zeffirelli
Costumes   Anna Anni
Choreography   El Camborio ripresa da Lucia Real
Choir master   Armando Tasso
Director of the corps de ballet   Renato Zanella
Director of stage design   Giuseppe De Filippi Venezia
Treble voices choir    A.Li.Ve.
Conductor of treble voices   Paolo Facincani

INTERPRETERS
Carmen      Ekaterina Semenchuk
Micaela      Rocio Ignacio
Frasquita   Francesca Micarelli
Mercedes   Cristina Melis
Don Jose'   Mario Malagnini
Escamillo   Dalibor Jenis
Dancairo   Nicolo' Ceriani
Remendado   Carlo Bosi
Zuniga   Seung Pil Choi
Morales Federico Longhi

Отчёт о «Кармен» будет коротким и грустным. Нет, дождя не было, спектакль состоялся. Но лично меня это исполнение не зацепило, а поскольку опера длинная, а этот вечер оказался прохладным… В общем, я с трудом досидела до конца оперы и не сбежала только потому, что никогда этого не делаю, а ещё меня удерживала мысль о необходимости писать отчёт :))

Екатерине Семенчук не хватило ни силы голоса, ни темперамента для титульной героини на такой площадке. По сравнению с Рачвелишвили-Амнерис, ставшей моим главным впечатлением от Арены, Семенчук-Кармен очень заметно проигрывала в объёме голоса. Меня Кармен, а следом и «Кармен» не убедила, увы.
Вот тут можно послушать фрагмент спектакля

http://www.youtube.com/watch?v=WhV1A27fPkQ

У Хосе Марио Маланьини достаточно крепкий голос, мне он понравился, особых претензий по вокалу нет, но и чего-то уж очень яркого и захватывающего я не услышала. Росио Игнацио, певшая Микаэлу, мне понравилась больше всех, хотя порой её голос звучал резковато. Если брать за точку отсчёта московских Хосе и Микаэлу (которые поют эти партии чаще всего), то оба исполнителя в Вероне были сильнее. У Эскамильо Далибора Йениса неплохой баритон, но несколько нижних нот в партии не прозвучали. По фигуре – отличный тореро (мне вспомнилась история с приглашённым Эскамильо в БТ, к нему возникли вопросы по поводу толстой… кормы). Нет, с физической фактурой у Эскамильо всё было в порядке, с вокальной – можно придраться к нескольким нотам, но дело не в нотах. Фрагмент куплетов:

http://www.youtube.com/watch?v=fJuPar3eMIE

В общем и целом пение было приличным, не криминальным, но и не захватывающим. То же самое и про оркестр и про второстепенных персонажей. Итог - мне было скучно. Я уже применяла такой критерий к московским спектаклям – раз скучно, значит, плохо спели. Вынуждена применить его и здесь. Опера «Кармен» не относится к числу моих любимых, но уже на следующий день, вопреки всем опасениям, мне очень понравилась опера «Мадам Баттерфляй» (об этом спектакле речь пойдёт в следующем посте). На контрасте с "Мадам" я ещё раз убедилась, что с «Кармен» что-то было не так. Если доведётся ещё раз поехать в Верону и попасть на «Кармен», пойду только на Рачвелишвили или на ещё какую-нибудь «надёжную» Кармен.

Я в большей степени слушаю оперы, чем смотрю, но в случае с Дзеффирелли грех не смотреть, очень красивая постановка. Прилагаю фото :)



























Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #40 : Сентябрь 01, 2014, 17:57:59 »
Да, кстати, а мы вроде обошли тему "веронских любовников", то бишь Ромео и Джульетты!
Там ведь чуть в глубине, если пройти по улочке от Арены и повернуть, имеется даже "домик Джульетты" и на нём - "балкон Джульетты". Небольшой дворик, а во дворе - металлическая скульптура Джульетты.

P.S. Интересно, была ли там Papataci? :)

Конечно, была, в этот раз наша гостиница была рядом с этим двориком. Для нас Верона - это город оперы, поэтому Джульетту мы старались игнорировать. Неподалёку есть и дом Ромео, но он значительно менее известен, и около него никто не толпится :)

На Арене идёт опера Гуно "Ромео и Джульетта". Ирина Сорокина пишет: http://www.operanews.ru/14090103.html

"Вот уже четвертый сезон Арена ди Верона представляет оперу Гуно «Ромео и Джульетта», видимо, следуя логике «городу Ромео и Джульетты – оперу «Ромео и Джульетта». Опера Гуно, кажется, прижилась на огромном пространстве древнеримского амфитеатра, хотя и не пользуется таким же успехом, как ее «товарки»: мешают французский язык и известная ограниченность итальянской публики, которая всему и всегда предпочитает творения национальных композиторов.

Сценограф Эдоардо Санки создал фантазию на тему средневековой Вероны. Интересно, что все придуманное им, напоминает детский конструктор типа любимого многими «Lego». В центре построено нечто вроде стадиона, на котором вступают в жестокое противостояние враждующие семьи. Две полукруглые трехэтажные лоджии напоминают о шекспировском театре «Глобус» и «ездят» по сцене, выгораживая пространства различного размера. У Санки «ездит» все: балкон Джульетты, дворцы веронского герцога и отца Капулети. В сценографии превалирует золотой или серебряный цвета. Художник обожает лестницы и клетки: заключительный дуэт любовники поют, стоя на верху двух лестниц, которые неумолимо разъезжаются в стороны. В половинках круглой клетки погибают Тибальт и Меркуцио. Спектакль в стиле кич, но этот кич в корне отличен от того, что десятилетиями царил на подмостках Арена ди Верона. Легко догадаться, что речь идет о киче Дзеффирелли".
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #41 : Сентябрь 01, 2014, 20:01:04 »
Да, кстати, а мы вроде обошли тему "веронских любовников", то бишь Ромео и Джульетты!
Там ведь чуть в глубине, если пройти по улочке от Арены и повернуть, имеется даже "домик Джульетты" и на нём - "балкон Джульетты". Небольшой дворик, а во дворе - металлическая скульптура Джульетты.

P.S. Интересно, была ли там Papataci? :)

Конечно, была, в этот раз наша гостиница была рядом с этим двориком. Для нас Верона - это город оперы, поэтому Джульетту мы старались игнорировать. Неподалёку есть и дом Ромео, но он значительно менее известен, и около него никто не толпится :)

Может, оно и к лучшему: если Джульетте что-то там постоянно натирают, то могу себе представить, какое место натирали бы Ромео.
А неужели во дворике Джульетты навели порядок?? В мой приезд там был такой вдохновенный бардак, что я даже представить не могу, что там стало чисто :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #42 : Сентябрь 01, 2014, 21:49:30 »
Может, оно и к лучшему: если Джульетте что-то там постоянно натирают, то могу себе представить, какое место натирали бы Ромео.
А неужели во дворике Джульетты навели порядок?? В мой приезд там был такой вдохновенный бардак, что я даже представить не могу, что там стало чисто :))

Натирать вообще нечего - у бедняги Ромео нет статуи, есть только дом, и тот не "его", а частный :)) Дворик Джульетты всегда оккупирован огромной толпой, и мы не стали сквозь неё продираться, ибо балкон видели в 2011 году, "галочку" поставили. Но если бы я знала, что вас этот вопрос так заинтересует, я бы обязательно зашла и проинспектировала и статую Джульетты, и общее положение дел :))
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #43 : Сентябрь 02, 2014, 12:34:42 »
Может, оно и к лучшему: если Джульетте что-то там постоянно натирают, то могу себе представить, какое место натирали бы Ромео.
А неужели во дворике Джульетты навели порядок?? В мой приезд там был такой вдохновенный бардак, что я даже представить не могу, что там стало чисто :))

Натирать вообще нечего - у бедняги Ромео нет статуи, есть только дом, и тот не "его", а частный :)) Дворик Джульетты всегда оккупирован огромной толпой, и мы не стали сквозь неё продираться, ибо балкон видели в 2011 году, "галочку" поставили. Но если бы я знала, что вас этот вопрос так заинтересует, я бы обязательно зашла и проинспектировала и статую Джульетты, и общее положение дел :))

Да, было бы интересно, но невелика беда, что не проверили! Просто я до последнего времени не знал, что дворик Джульетты прикрыли для самодеятельности и засорения жвачкой и письмами. А также убрали в музей оригинал несчастной бронзовой статуи, которую все непрерывно лапали. Я не ханжа, но поверьте - на это противно было смотреть.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #44 : Сентябрь 02, 2014, 22:54:01 »
Пуччини, «Мадам Баттерфляй», Арена ди Верона, 15 августа 2014 года

Conductor   Marco Armiliato
Director and sets designer   Franco Zeffirelli

INTERPRETERS
Cio-Cio-San   Oksana Dyka
Suzuki   Veronica Simeoni
Kate Pinkerton   Alice Marini
F. B. Pinkerton   Roberto Aronica
Sharpless   Gabriele Viviani
Goro   Francesco Pittari
Prince Yamadori   Federico Longhi
Uncle Bonze      Paolo Battaglia
The Imperial Commissioner      Nicolo' Ceriani
The Official Registrar      Victor Garcia Sierra
Cio-Cio-San's Mother      Chiara Fracasso
Cio-Cio-San's Cousin      Elena Borin

Оставим в покое Джульетту и её грудь и вернёмся на Арену, благо идти от дворика Джульетты до Арены минут пять. Мой отчёт об опере «Мадам Баттерфляй» оказался парадоксально оптимистичным. Вопреки всему.

Вот предыстория. Я обычно слушаю записи опер перед тем, как идти их слушать живьём. Но в этот раз всё было иначе. 15 августа 2014 года я слушала «Мадам Баттерфляй» второй раз в жизни. Первый раз был в июле 2011 года в МАМТе. На меня это произведение произвело предельно тягостное впечатление. Ужасно грустный сюжет, тягомутина. Я бежала из театра с острым желанием тоже сделать харакири и со словами, что никогда больше не пойду на оперы Пуччини. Так оно и было до какого-то момента. Позже я несколько раз сходила на «Богему», «Тоску» и «Турандот», но «Мадам» обходила стороной – в сюжете оперы краски сгущены до предела. Но тут такое дело, постановка Дзеффирелли в Arena di Verona. Как говорится, «надо брать».

Я так и не смогла себя заставить послушать записи и шла абсолютно неподготовленная. А ещё накануне была скучная «Кармен» (может, они мало репетировали и не успели создать прочный ансамбль :)), вот спектакль и «не сработал»; это ирония, восходящая к словам В.Г. Урина), а теперь «Мадам Баттерфляй», как высидеть ещё несколько часов на неинтересном произведении... Таково было моё настроение перед началом спектакля. И вот вышла дама в японской одежде и пробила третий звонок (на Арене звонки – битьё в гонг, а занимается этим женщина, всякий одетая всегда в костюм, похожий на костюмы персонажей этой оперы).



Я зажгла свечку, опера началась, я подождала, пока свечка догорит, и вдруг поняла, что мне нравится, как играет оркестр – как будто дышит музыкой нелюбимого мной Пуччини, но это почему-то было увлекательно. Я решила следить за либретто, ведь надо было как-то удерживать внимание (а потом писать отчёт :)) ). И вдруг, очень быстро, меня всё это действо захватило. Можно иронизировать над фамилией Оксаны Дыки (Дикой), над её актёрскими неумениями (да, она совсем не похожа на 15-летнюю японку и не сыграла её), но её пение заставило меня задаваться вопросом: «Как они могли так с ней поступить»? Голос плотный, тёплый и очень выразительный. Мне сложно судить о нотах, потому что я не знаю мелодий этой оперы, но все чувства своего персонажа Дыка до меня донесла в полной мере. А я вообще сухой и чёрствый слушатель, никогда не рыдаю на операх (и тут не проронила ни слезинки) и равнодушно отношусь к оперным сюжетам, даже самым слезоточивым, но я сопереживала Чио от всей души.

Вот видео – поёт Оксана Дыка https://www.youtube.com/watch?v=x4nKoSCCcGU

Также мне понравился Пинкертон Роберто Ароника, правда, никакой злобы по отношению к нему не возникло – пел хорошо. Он лет 20 назад пел Альфреда, а теперь перешёл на более крепкий репертуар и вполне убедителен в нём. Из всех крепких теноров, кого я слушала на Арене в этом году, он лучший. Габриэле Вивиани мне показался очень добрым Шарплесом с мягким голосом. Сузуки Вероника Симеоне тоже произвела очень хорошее впечатление. Про оркестр мне сложно судить, но факт в том, что благодаря всем исполнителям и дирижёру меня очень увлекло музыкальное действо, хотя я изначально была настроена максимально негативно. Возможно, моё впечатление было бы иным, если бы я хорошо знала этот музыкальный материал :)) Но итальянский критик, побывавшая на том же спектакле (перевод этой статьи ниже), отозвалась о нём скорее положительно.

Сразу после спектакля, ещё находясь под своего рода гипнозом («как они могли с ней так поступить»?), я решила, что нужно послушать эту оперу ещё раз. А где? Теперь только в Москве. Она идет в МАМТе. И тут я опустилась на нашу грешную землю и вспомнила, кто поёт в МАМТе. Пинкертона должен петь крепкий голос, Мавлянов слишком лиричен для таких партий. Но, допустим, Николая Ерохина ещё можно услышать, а вот с Чио нерешаемая проблема. В МАМТе Чио поёт в основном Ирина Ващенко, а она не может не только спеть все ноты, что само по себе никуда не годится, но и передать эмоции своих героинь, она холодна и бездушна. В этом сезоне Чио также пела Ольга Гурякова, мой муж был на этом спектакле и сообщил, что Гуряковой уже нельзя петь высоко и громко. Наталью Мурадымову, лучшее сопрано театра, руководство театра сняло с этой партии. Ну что же, сохраню в памяти хорошее впечатление о веронской «Мадам Баттерфляй».

Поскольку я не могу разложить своё синтетическое впечатление по полочкам, то в качестве дополнения к собственному малосодержательному отчёту добавлю перевод-пересказ статьи с итальянского сайта http://www.gbopera.it/2014/08/verona-arena-opera-festivalmadama-butterfly/. Их корреспондент Рафаэлла Петрозино побывала на том же спектакле, что и я.

Автор статьи пишет, что в этом произведении много мелких фигур – дети, птички, белки, бабочки и мыши. «Мадам Баттерфляй» требует пристального внимания к деталям. Но как поставить эту оперу на Арене, где все эти мелочи просто не будут видны? Дзеффирелли выбирает вариант из чередующихся между собой сцен во внешнем и внутреннем мире Чио, игрушечный домик и домик Бабочки, холм Нагасаки. Безупречное с точки зрения декораций (Дзеффирелли всегда очень удачно организовывает движение на сцене), но в цветовом решении, возможно, лучше смотрелись бы более контрастные цвета. В представленном цветом решении не воспринимается столь болезненно столкновение культур – приглушенный цвет одеяния Баттерфляй и цвет формы американца, гордость Бабочки и крайняя трусость Пинкертона. Первый акт, посвященный заключению союза, затем ожидание и, наконец, смерть в третьем акте. Бабочка делает мелкие жесты, движется между небольшими объектами и принимает большие решения; Пинкертон с его гадкой «моралью» двигается, как слон в посудной лавке.

В вокальной части не было никаких проблем. Хорошо выступила Оксана Дыка, Баттерфляй не увлекательная, но точная; значительно более успешно спевшая в последних двух актах. Она не похожа на пятнадцатилетнюю девушку, она скорее чувственна, чем наивна. Получивший аплодисменты Роберто Ароника, обладатель полного и мощного голоса, иногда нажимал сильнее, чем нужно, в результате чего звук портился, но этот дефект очень быстро исчез. "Находясь в Америке" во время второго действия тенор отдохнул и с большим успехом спел в третьем действии оперы.

Сузуки Вероника Симеоне очень хорошо актёрски и вокально вписалась в этот спектакль. Прекрасный голос, она украсила второй и третий акт оперы. Габриэле Вивиани оказался довольно серым Шарплессом, в нём не было того пафоса, который ставит его в центр столкновения, делает посредником между двумя мирами, были некоторые проблемы с отточенностью звука. Франческо Питтари – добротный Горо; у Паоло Баттальи, певшего Бонзу, плохая дикция. Николо Сериани создал напыщенный и гротескный образ Комиссара; Федерико Логни – добротный принц Ямадори. Дополняют хорошую вокальную картину чиновник регистратуры Виктор Гарсиа Сьерра, мать Чио Кьяра Фракассо, кузина Чио Елена Борин и Кейт Пинкертон – Алиса Марини, интересный голос, который хотелось бы услышать в более крупной партии.

Точная, но не особенно увлекательная работа дирижёра: Марко Амильято получает овации от Арены скорее за широкие жесты. Первый акт немного проиграл по впечатлению двум последующим. Отличный хор между вторым и третьим действием (а антракта здесь нет) подчёркивает трагедию, которая ждёт Чио.

Таково мнение итальянской обозревательницы. А теперь фотографии.

























Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #45 : Сентябрь 04, 2014, 11:39:47 »
Я нашла на сайте www.gbopera.it отзывы на те же спектакли, на которых я была и о которых написала на форуме. Привожу переводы статей про «Турандот» и «Кармину Бурану».

«Турандот» 2 августа http://www.gbopera.it/2014/08/arena-opera-festivalturandot-cast-alternativo/ (статья Томмазо Бенчолини) - последний показ спектакля в этом сезоне. Дирижёр-вулкан Даниэль Орен в содружестве с оркестром сыграл музыку ярко, привлекательно и чётко. Энергичные жесты Орена, хорошо известные постоянным посетителям Арены, отлично работают в удивительном пространстве этой площадки, при этом дирижёр не проявляет абсолютного уважения к указанным в партитуре динамическим оттенкам.

Режиссура довольно поверхностна. Активная Лю Кармен Джаннаттазио с четкой дикцией, голос хорошо управляемый и однородный во всех регистрах (хотя кое-где наблюдалось портаменто). Лю оказалась большей индивидуальностью, чем остальные участники спектакля. На своём месте Рафал Шивек в партии Тимура: очень удачное исполнение роли татарского царя, убедительный, солидный вокал, наполненный мощью и красками, очень заметный на сцене.

Выступление Мартины Серафин в партии ледяной принцессы Турандот вызвало определённую неудовлетворённость: нельзя не отметить потенциал певицы и качество вокала, ей присущее, но при этом нельзя не подчеркнуть нехватку контроля и мягкости в верхнем регистре, что в итоге порой сказывалось на фразировке и непринужденности сценического существования этого персонажа.

Три министра хорошо держались на сцене и выразительно представили характеры своих персонажей, несмотря на почти полное отсутствие режиссуры. Отличный ансамбль, убедительное исполнение. Антонелло Черон в роли императора выделялся приятной фразировкой и тембром, доказав своё право на эту «должность».

Калафа пел молодой тенор Дарио ди Виетри, и он оставил довольно неоднородное впечатление: в верхнем регистре звучал ярко и громко, но в среднем и нижнем – более бледно, что сказывалось на пропевании фраз. Несмотря на очевидный потенциал этого молодого голоса, Калаф ди Виетри остается пока незрелой интерпретацией. Хор под руководством Армандо Тассо подтвердил свой высокий уровень.

Аудитория восторженно приняла спектакль, Nessun Dorma выпрашивали на бис (бис не состоялся, а какой-то недобрый меломан из партера на крик «бис» ответил «zitto», «тихо»). Артистов и дирижёра Орена приняли очень тепло.


«Кармина Бурана», 9 августа http://www.gbopera.it/2014/08/arena-opera-festival-2014carmina-burana/, статья Томмазо Бенчолини.

В эмоциональной атмосфере под светом полной луны Арена, украшенная только грамотной игрой лучей света, принимала спектакль очень энергичное шоу. Это удачная попытка расширения культурных горизонтов, способная вернуть интерес широкой публики Арены к симфоническому репертуару. Возможно, это главное событие фестиваля 2014 года, заполненный людьми амфитеатр (но аншлага не было – прим. Papataci), продолжительные аплодисменты и овация по завершении исполнения – вот результат чрезвычайно успешного эксперимента. Ведь «Кармина Бурана» Карла Орфа была впервые исполнена на Арене. Новизна этого события стала основой тщательно проведённой маркетинговой кампании. «Кармину» рекламировали в соцсетях с использованием мультимедийных средств и слайд-шоу. Реклама сработала, и это добрый знак: если мир классической музыки идёт в правильном направлении в поиске контакта с аудиторией, публика откликается!

Неутомимый дирижёр Андреа Баттистони держал пристальное внимание амфитеатра (13 тыс. человек) тем, как управлялся с координацией более 200 певцов и музыкантов. Баттистони выбирал темпы по своему видению. Исполнителям удалось передать тембровые краски средневековья - мрачного, загадочного и волшебного периода. Это сделало Carmina Burana уникальным бессмертным произведением, которое очаровывает зрителей всех поколений. Прекрасно выступили оркестр и хор Арены, они продемонстрировали отличное взаимопонимание с дирижёром. Точный звук детского хора.

Успех вечера закрепили солисты. Выделяется баритон Артур Ручинский, голос интенсивный и полный в среднем и нижнем регистре и на удивление звонкий в верхнем. Певец с абсолютной легкостью исполнил все труднейшие места этой партии и в части фразировки, и ритма, и красивых оттенков тембра. Приятным сюрпризом стал голос американки Надин Сьерра, мягкое элегантное сопрано с безупречной дикцией. Добрый и ироничный Раффаэле Pе, молодой контртенор, удачно и без вокального напряжения передаёт страдания своего персонажа в «Olim lacus colueram». Прекрасный вечер, который, мы надеемся, стал первым в длинной серии, а в благодарность за овации зрители на бис услышали «О Fortuna».
___________

От себя добавлю, что критики отмечают «Кармину Бурану» не только потому, что это удачная премьера. Тут есть и такой момент. Для меня каждый поход на Арену – интересное новое событие, каждый спектакль - как премьера. Конечно, для критика, который живёт в Италии или во Франции (Ирина Сорокина) и уже который год ходит на оперы в Арену (или в Пезаро), многое стало скучным. К сожалению, именно такое настроение заметно в текстах Сорокиной. Ей неинтересно, она всё это уже видела, и не раз, поднадоело.

На форуме и вне его возникают мнения, что очёты одних и тех же авторов приедаются, потому что они однообразны. Это факт, а спасение от этого – только в появлении новых авторов или новых тем для обсуждения. Но я не могу не отметить, что и критики однообразны в своих мнениях и высказываниях (на примере статей Сорокиной - точно), и этого, наверное, невозможно избежать.

Чуть позже я выложу ещё один перевод – статьи про «Аиду».
« Последнее редактирование: Сентябрь 04, 2014, 11:55:13 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #46 : Сентябрь 07, 2014, 10:59:28 »
«Аида» 10 августа, http://www.gbopera.it/2014/08/arena-opera-festival-2014aida-2/, статья Раффаэллы Петрозино.

Что может быть лучшей данью памяти недавно умершего итальянского баса Иво Винко, чем аншлаг на Арене на «Аиде» 1913 года? Эту постановку порой критикуют за злоупотребление элементами, стереотипами, за «монументальную демагогию», которая нравится массовой публике. Однако «Аида» остается важнейшим названием для Арены и собирает большое количество народа. Режиссёр спектакля Джанфранко де Бозио, хореограф Сюзанна Эгри.

Эффект открытки неизбежен, к недостаткам можно отнести и статичную режиссуру. Однако нерушимое сочетание «Арена – Аида» очень важно, оно позволяет открыть для широкой публики великолепное произведение. Обелиски, колонны, сфинксы и лошади создают эффект «дежа вю». Да, это уже было много раз! Но мысль, что даже есть хотя бы один зритель, который увидит всё это впервые, заставляет ценить эту постановку именно за абсолютное соблюдение классических канонов без претензий на элитарность. «Аида» очень любима публикой Арены.

Здесь дебютировал дирижёр Даниэло Рустиони. Выбор темпов, как правило, довольно удобный, в том числе и для наиболее сложных фрагментов (триумфальная сцена, в частности). Увертюра на пианиссимо и выразительные и четкие ансамбли. Некоторые моменты дирижёром были сделаны неточно, но это не сказалось на чётко выстроенном шоу. В то же время Рустиони не смог как-то по-особому себя проявить. Оркестр, особенно деревянные духовые, в отличной форме.

Превосходный Рафмис Дмитрий Белосельский, обладающий отличным произношением и тёплым тембром по всей тесситуре. Чудесная тридцатилетняя Анита Рачвелишвили в роли египетской принцессы Амнерис. Очень чистая работа в части фразировок и при смене регистров восхищает, да ещё с таким тёплым и полным гармонии тембром. Возможно, в этом выступлении были заметны небольшие недочёты в верхнем регистре, но они ушли на второй план благодаря общему уровню вокала и актёрской игры. Амнерис в исполнении Рачвешилвили – это очень яркая работа.

Марко Вратонья в партии Амонасро в первые моменты не убедил по произношению и по интонации, но в третьем акте спел намного лучше и звук стал по-настоящему прекрасным. Андреа Мастрони в партии Фараона подтвердил слова специалистов о том, что это один из лучших певцов своего поколения, несмотря на некоторые недостатки.

Несколько огорчил Марко Берти, Радамес. Тенор в не очень хорошей форме, хотя в течение вечера он распелся и звучал лучше. В начале певец выступал слабо, Celeste Aida спел сухим звуком, сосредоточенно на верхних нотах, невыразительно, слишком много штампов. Гораздо интереснее он звучал в третьем акте, в дуэте с Аидой, когда голос наконец-то разогрелся. Некоторые звуки оставались твердыми и была тенденция к подъездам, иногда голос становился приторным, но как ни парадоксально, Берти спел теплее и точнее (16 августа голос Берти звучал интереснее, но, к сожалению, какого-то особенно яркого впечатления тенор так и не произвёл. Прим Papataci).

Этот вечер оказался неудачным для Амарилли Ниццы, одной из любимых сопрано публики Арены. Она очаровывает чистотой интонации и произношением, но ее выступление было монотонным. Несмотря на кажущуюся легкость в сложных моментах, были заметны проблемы с дыханием, и певица она допустила сбой в сцене у Нила – к большому сожалению (мне сообщили, что Ницца очень хорошо спела Чио в спектакле 30 августа. Прим. Papataci).

В четвертом действии Ниццу заменила Моника Занеттин, очень свежий и одарённый голос, насыщенный и кристально чистый; незапланированный дебют оказался очень убедительным, и публика встретила певицу продолжительными аплодисментами.

Отличный посланник Рикардо Ботта и четкое и красивое по тембру сопрано Анны Матвали в партии Жрицы. Некоторые огрехи в выступлении хора, подготовленного, как обычно, Армандо Тассо, не умаляют его отличную работу. Великолепная погода и пленительная «Аида». Публика отблагодарила всех участников аплодисментами.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Арена ди Верона / Arena di Verona
« Ответ #47 : Сентябрь 07, 2014, 11:25:54 »
«Аида»-1913

Танец в покоях Амнерис http://www.youtube.com/watch?v=OqM2-Ywgaik

Триумфальная сцена и балет http://www.youtube.com/watch?v=NKAB-ZEj8t4

Для сравнения – «цирковая» Аида-2013

http://www.youtube.com/watch?v=lelt7bhgMaw

http://www.youtube.com/watch?v=Upa6ATvBP5c

Финал http://www.youtube.com/watch?v=qtwABjPDWak

Фото «Аиды» 1913 (10 августа 2014 года).























































« Последнее редактирование: Сентябрь 07, 2014, 11:52:31 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Arena di Verona
« Ответ #48 : Сентябрь 07, 2014, 11:27:04 »
Обелиски, колонны, сфинксы и лошади создают эффект «дежа вю». Да, это уже было много раз! Но мысль, что даже есть хотя бы один зритель, который увидит всё это впервые, заставляет ценить эту постановку именно за абсолютное соблюдение классических канонов без претензий на элитарность. «Аида» очень любима публикой Арены

Не понимаю, почему они оправдываются?? Оправдывать классику - это всё равно что извиняться за воздух, которым дышишь!
Классика - это классика, и ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ.
Повторяется??
И что?
За то, что каждый день нужно завтракать, кто-нибудь оправдывается?? Да, это повторяется каждый день, и что из этого? Означает ли сие, что завтрак "устарел"? И вообще, давайте перестанем кушать, потому что это повторяется каждый день и надоело.
Что за подход, ей-богу!
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Arena di Verona
« Ответ #49 : Сентябрь 07, 2014, 11:44:54 »
Обелиски, колонны, сфинксы и лошади создают эффект «дежа вю». Да, это уже было много раз! Но мысль, что даже есть хотя бы один зритель, который увидит всё это впервые, заставляет ценить эту постановку именно за абсолютное соблюдение классических канонов без претензий на элитарность. «Аида» очень любима публикой Арены

Не понимаю, почему они оправдываются?? Оправдывать классику - это всё равно что извиняться за воздух, которым дышишь!
Классика - это классика, и ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ.

Тем более, что постановка очень красивая и гармонично вписана в пространство Арены.
Che mai sento!