Автор Тема: Вивиана Софроницкая и реконструкция клавишных инструментов ушедших эпох  (Прочитано 5755 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Коллеги !
На прошлой неделе мне совершенно неожиданно пришло письмо от Вивианы Софроницкой, которая задала мне несколько вопросов общего характера с целью уточнения некоторых цитат великих музыкантов, в которых упоминалась желательность использования инструментов тех же эпох, в которые были созданы соответствующие их возможностям музыкальные произведения. В частности, упоминалась цитата великого Антона Рубинштейна из его знаменитой книги "Музыка и её представители":

---------------------
"Я думаю, что инструменты всех времён имели звуковые краски и эффекты, которых мы на нынешних инструментах не можем передать, что сочинения задумывались для существовавших инструментов и только на них могли получить своё полное выражение, а что будучи играны на нынешних инструментах, они скорее теряют. Если Ф.Э.Бах написал книгу о выразительном исполнении на фортепиано, то, должно быть, выразительное исполнение возможно было на тогдашних инструментах; мы только не можем представить его себе на том, что нам ныне известно под именем клавесина, клавикорда, клавичембало, спинета, а ведь он говорил об инструменте, который его отцу вероятно тоже был известен. Мы вообще не можем иметь понятия о тогдашних инструментах и даже находящиеся в музеях в Лондоне, Париже, Брюсселе и т.д. не могут нам его дать, так как время изменяет звучность фортепиано до неузнаваемости и так как нам неизвестно главное - способ их употребления. Странно, как в этом вопросе специалисты (фортепианные фабриканты) мало сведущи!".

А.Г.Рубинштейн.
---------------------

Как бы ни относиться к попыткам реконструкции старинного инструментария и как бы ни относиться к исполнению на них музыки, издавна исполняемой на современном рояле, сама по себе идея воссоздания механики и звука инструментов минувших эпох не может не вызывать интереса.
Поэтому я решил завести специальный поток, посвящённый этой теме. Надеюсь, что он будет понемножку пополняться новой информацией и новыми фотографиями и сопровождаться звуковыми иллюстрациями как в виде фонограмм, так и живых концертов, проводимых на реконструированных инструментах.
Приведу также несколько ссылок на статьи, посвящённые этой проблеме вообще и Вивиане Софроницкой и её мужу – мастеру и знатоку старинных инструментов - в частности.
« Последнее редактирование: Сентябрь 01, 2012, 14:32:26 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Статьи о Вивиане и старинных роялях:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%92%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Цитата:
-------------------------------
Вивиана Владимировна Софроницкая — русско-канадская пианистка. Дочь Софроницкого Владимира Владимировича.

Училась в Центральной музыкальной школе, окончила Московскую консерваторию как пианистка (класс М. Фёдоровой) и как органистка (класс Н. Гуреевой-Ведерниковой). После аспирантуры работала солисткой-органисткой Белорусской филармонии в Полоцке. Работала клавесинисткой и органисткой в ансамбле старинной музыки «Мадригал» под управлением Алексея Любимова и в ансамбле «Академия старинной музыки» под управлением Любимова и Татьяны Гринденко. Одновременно давала сольные концерты в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Свердловске и т. д.

В 1989 году уехала в США. В Оберлинском колледже изучала старинную музыку. В 1990 году переехала в Канаду, где стала активно гастролировать и записываться в студии. С 1994 года гражданка Канады. В 1999 году получила диплом по классу клавесина и исторического фортепиано в Королевской Консерватории в Гааге. С 2001 года проживает в Чехии. Муж — Пол МакНалти, известный в мире изготовитель и реставратор старинных фортепиано различных эпох.

Вивиана гастролирует и выступает по всему миру с уникальными инструментами, сделанными её супругом Полем МакНалти, по образцам Stein 1788, Walter 1792, Graf 1819, Pleyel 1830.

В 1999 году получила первое место и приз за лучшее исполнение на конкурсе «Bach Tage Berlin» в Германии, в том же году заняла первое место на конкурсе «Musica Antiqua — Festival van Vlaanderen» в Бельгии.

Постоянная участница международных музыкальных фестивалей - «Utrecht Oude Muziek Festival» и Muziek Netwerk" (Нидерланды), «Leipzig Bach Festival» (Германия), «Klang& Raum Music Festival», (Ирзе Германия), «Festival van Vlaanderen» (Бельгия), «Brugge Early Music festival» (Бельгия), «Berliner Tage für Alte Music» (Германия), «Bratislava Hammerklavier Festival» (Словакия), «Mozart Festival Warsaw» (Польша), «Chopin Festival» (Польша), «Tage Alter Musik» (Оснабрюк, Германия), «Midis-Minimes» (Бельгия), «Oslo Chamber Music Festival» (Осло, Норвегия), «Vendsyssel Festival» (Дания), «Piano Folia Festival» (Le Touquet Франция), «Printemps des Arts» (Нант, Франция) и других.

Ей были посвящены статьи в журналах Audiophile Audition[1], обзор на MusicWeb International[2] и др. Выступает на радио в Германии, Франции, Бельгии, Дании, США и Канады.

[править] Дискография
W.A. Mozart-11CD box the first world complete works for piano and orchestra performed on original instruments, Fortepiano: Viviana Sofronitsky Orchestra: Musicae Antiquae Collegium Varsoviense «Pro Musica Camerata» Poland.
Felix Mendelssohn-Complete works for cello and fortepiano, Fortepiano:Viviana Sofronitsky, Violoncello: Sergei Istomin, «Passacaille Musica Vera» Belgium.
Francizsek Lessel Works for Piano and Orchestra, Fortepiano: Viviana Sofronitsky, Orchestra: Musicae Antiquae Collegium Varsoviense «Pro Musica Camerata» Poland
Beethoven, Hummel, Neuling. Works for fortepiano and mandolin Fortepiano:Viviana Sofronitsky, Mandolin: Richard Walz «Globe» the Netherlands.
Ludwig van Beethoven-Trios for clarinet, violoncello and fortepiano op.11 and op.38 Viviana Sofronitsky with «Die Gassenhauer» Fortepiano: Viviana Sofronitsky Clarinet: Susanne Ehrhard Violoncello: Pavel Serbin, «Suoni e colori» France.


-------------------------------
 
О муже Вивианы - Поле Мак-Налти:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8,_%D0%9F%D0%BE%D0%BB

Цитата:
--------------------
Пол Мак-Налти родился в 1953 году в Хьюстоне (штат Техас) в ирландско-немецкой семье. В 17 лет поступил в Бостонскую консерваторию по классу гитары, но через 2 года оставил учебу. В 1978 году поступил в школу настройщиков под руководством знаменитого мастера Билла Гарлика. По окончании школы получил диплом фортепианного мастера и настройщика, с присвоением высшей классификации — экзаменатор.

Прошел обучение на семинаре фирмы «Стенвэй», рассматривал предложение работы на знаменитой фабрике в качестве консультанта и настройщика, но одновременно получил возможность реставрировать и создавать прямострунные рояли. В 1983 году поступил на работу к Дэвиду Вэю — тогдашнему владельцу фабрики клавесинов «Цуккерман». Первое прямострунное фортепиано, созданное Полом приобрел профессор Кельнского университета Кетил Хаугсланд. Восхищенный звучанием инструмента, известный австрийский пианист Пауль Бадура-Шкода пожелал стать обладателем точно такого же.

В разные годы инструменты мастера приобрели: Трэвор Пинок заказал инструмент для концертов в Кaрнеги-Холле,

Джон Гиббонс для большого турне с Амстердамским оркестром инструментов 18 века, Николаус Арнонкур, Трудели Леонхарт, Милькольм Билсон, Роберт Левин, Роналд Браутигам, Стэнли Хугланд, Владимир Фельцман, Мицико Учида, знаменитый фортепианный дуэт сестер Лабек, Алексей Любимов, Жак Ог, Крис Безуиденхот, Пенелопа Кроуфорд, Профессор Дэвид Брэйтиман, Моника Жак-Левер и др. А также университеты и ведущие центры мира по изучению старинной музыки в Лондоне, Базеле, Гарварде, Оберлине и др.

В 1989 году на выставке в г. Брюгге, Бельгия, фортепиано Поля произвели настоящую сенсацию. После чего, последовало большое количество заказов на изготовление инструментов.

Всего, начиная с 1985 года Мак-Налти воссоздал более 150 фортепиано.

С 1995 года Пол проживает и работает в Чехии, в маленьком городе Дивишов, долгие поиски хорошего материала привели его в Южную Богемию, так как качество дерева (ели) для роялей, которая растет в Шумаве, бывшем Шварценбергском лесу — наиболее подходящее для инструментов такого класса. Как свидетельствует история, Конрад Граф предпочитал получать древесину для своих инструментов именно из Южной Богемии. По специальному очень узкому водному каналу, пригодному только для переправки прямых бревен, из Шумавы в Вену переправляли древесину, для мастеров, создающих рояли, для Моцарта и Бетховена

Пол занимается и руководит полным технологическим процессом производства инструментов-начиная от распилки и сушки дерева-заканчивая декоративными работами, полировкой и настройкой.

Рояли Мак-Налти славятся своей звуковой палитрой, которая полностью соответствует звучанию античных инструментов. Исполнение произведений Моцарта, Шуберта, Бетховена, Шопена и других композиторов до 1870 года, на инструментах Поля является точным воссозданием звучания той эпохи. Как будь-то вы играете в присутствии самого композитора. Это и привлекает музыкантов со всего света выбирать рояли Мак-Налти, в особенности, музыкантов, в репертуаре которых старинная музыка.

Фортепиано Пола Мак-Налти созданные по образцу:

18 столетие: рояли эпохи моцартa-бетховенa:Walter1782, J.A.Stein1788,
19 столетие: рояли эпохи шуберта: C.Graf 1819 op 318 ,
19 столетие: Первая в мире современна копия любимого инструмента Ф.Шопена: J.Pleyel 1830,
К 2011 году планируется воссоздать точную копию персонального рояля Листа из его дома в Веймаре, Буасело. Этот инструмент был сделан в 1848 году специально для тура Листа в Одессе.

Женат. Супруга — Софроницкая Вивиана, русско-канадская фортепианистка. Активно выступает и гастролирует с инструментами Пола МакНалти.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вивиана рассказала мне в своём письме о том, что её муж реконструирует рояль Ференца Листа, о чём сказано в Википедии:

Цитата:
––––––-
К 2011 году планируется воссоздать точную копию персонального рояля Листа из его дома в Веймаре, Буасело. Этот инструмент был сделан в 1848 году специально для тура Листа в Одессе.
––––––-

Вот фото и другие материалы:
http://photo.fortepiano.eu/fortepiano.eu_gallery/

На сайте есть и аудио, если слушать с хорошими наушниками можно получить какое-то представление - вот например:

http://www.fortepiano.eu/instruments/models/graf.html



.................................

http://www.fortepiano.eu/instruments/models/stein.html



.................................

http://www.fortepiano.eu/instruments/models/walter.html

« Последнее редактирование: Февраль 01, 2011, 19:45:36 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
http://www.lifenews.lv/news/viviana-sofronickaya-v-latvii-ispolnit-shopena-na-kopii-royalya-epohi-etogo-kompozitora

Вивиана Софроницкая в Латвии исполнит Шопена на копии рояля эпохи этого композитора
Наталия МОРОЗОВА11:02 22.10.2010

Сергей Аболиньш

В Большой гильдии 24 октября пройдет во всех отношениях необычный и удивительный концерт. Пианистка Вивиана Софроницкая (на фото) будет демонстрировать возможности четырех исторических роялей работы Пола Мак-Натли из своей коллекции.

Турне, организованное Инной Давыдовой и ее Фондом Германа Брауна в рамках Года Шопена, началось 17 октября выступлением в Рундальском дворце и завершится 31 октября концертом в Лиепайском театре. 



Важное соответствие

Вивиана исполнит произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона и Шопена на копиях инструментов их времени — J.A.Stein (1788), A.Walter and sohn (1805), C.Graf (1819) и J.Pleyel (1830). И расскажет слушателям историю каждого из этих уникальных инструментов. Удивительна также история знакомства Вивианы с ними, а также со своим нынешним мужем, знаменитым изготовителем и реставратором фортепиано Полом Мак-Натли, вместе с которым они приехали в Латвию. Оба положили свою творческую жизнь на то, чтобы доказать, насколько важно соответствие произведения и инструмента для того, чтобы передать дух времени и смысл музыки.

Все получилось случайно

Вивиана выросла в семье гениального российского пианиста Владимира Софроницкого, окончила Московскую консерваторию как пианистка и органистка. Работала в ансамбле старинной музыки «Мадригал» под управлением Алексея Любимова и в ансамбле «Академия старинной музыки» под управлением Любимова и Татьяны Гринденко. Давала сольные концерты.
Но в 1989-м уехала в США, чтобы изучать старинную музыку, а через год перебралась в Канаду, где гастролировала и записывалась в студии. Затем получила диплом по классу клавесина и исторического фортепиано в Королевской консерватории в Гааге (Нидерланды).
Пол признался Телеграфу, что у него все получилось случайно. Учился, мол, игре на классической гитаре, но педагог сказал, что лучше ему этим не заниматься — и ушел со второго курса.
Случайно оказалась в руках толстая книжка интервью о профессиях, где только настройщик роялей признавал себя человеком счастливым! Тогда Пол и решил учиться на фортепианного техника в консерватории Peabody в Балтиморе. Потом изучал технологию создания фортепиано в Бостоне и получил квалификацию эксперта по настройке.

Только самое лучшее

Когда Пол работал в мастерской у изготовителя клавесинов, из Норвегии поступил заказ на изготовление моцартовского фортепиано. Выполнил его Пол. Потом его пригласили сопровождать один концертный тур. С инструментом было что-то не так, Пол рассказал о своем инструменте для Норвегии, и через день его уже доставили. Когда рояль проехал по Европе, такие моцартовские фортепиано Полу заказали человек шесть. Он понял, что незачем возвращаться за океан, и остался в Амстердаме. Потом поиски специального дерева для инструментов привели его в Чехию. Вивиана тогда уже переехала из Канады в Голландию.

Ведь именно Европа — центр старой музыки.

«Еще в Америке я однажды попала на концерт из трио Моцарта — рояль и две струнные. И поняла, что это мое, — рассказывает Вивиана. — Я захотела фортепиано, но только самое лучшее. Нашла то, что хочу, в Амстердаме, и заказала копию Полу. Ждала три года и видела Пола один раз мельком — меня интересовал только рояль. Наконец решила поехать в Чехию сама. Когда я услышала этот рояль, уже не смогла уехать».

Созданы для тишины

О выступлении в Рундале Вивиана говорит, что дворцы — истинное место для таких роялей, которые в исторические времена могли иметь только очень богатые люди. «Например, J.Pleyel в шопеновское время стоил как хороший дом в Париже. Они делались для бальных залов: потолок выше четырех метров, деревянный танцевальный пол и хороший размер. Там они лучше всего звучат», — считает она. Правда, во время концерта в Рундале немного мешал звук нагретого воздуха, который подается снизу кондиционным способом.

Упакованы, как детки

Особая тема — транспортировка таких инструментов.
«Мы все время говорили о том, что приедет фура, — рассказывает Инна Давыдова. — Оказалось, все это происходит так. Вивиана и Пол летят в первый город, где проходит концерт. Туда же приезжают инструменты. Если тур длинный, шофера отправляют назад и возят все сами. Водитель возвращается только в последний город. Но возят инструменты не в фуре, а в микроавтобусе! Они разбираются на туловище и ножки. Упаковываются, как детки, в зимние спальные мешки. Яркого алого цвета, а внутри — толстый слой искусственного меха. Каждая ножка лежит в отдельном пенальчике, как зубные щетки, и каждая пронумерована. Мало того, каждое отверстие для ножек тоже пронумеровано».
«Так всегда происходило, — добавляет Вивиана. — Папа Моцарта писал дочери: «У твоего брата каждый день полно людей, и они толкают рояль по два раза в день по всей Вене»... Моцарт предпочитал свой — инструмент мастера Вальтера. Именно его мы и выбрали за образец. Это любимый рояль Моцарта».

Инна Давыдова подчеркивает, что нынешний проект демонстрирует возможности разных инструментов говорить на ином языке, чем мы привыкли. И то идеальное звучание, которого так трудно добиться на современных инструментах, играя Моцарта или Шуберта. Пианисты говорят, что когда все это послушаешь или поиграешь сам, начинаешь по-другому играть и на современных роялях — уже знаешь, как должно звучать. Причем музыканты все больше хотят играть на исторических инструментах. Раньше был Вагнер на оригинальных инструментах, потом Моцарт, теперь уже Стравинский и даже Рахманинов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
23 октября в 2010 года Таллине в концертном зале «Эстония» открылся VII Международный фестиваль пианистов Klaver 2010.

http://estonia.russiaregionpress.ru/archives/2701

Вивиана Софроницкая, дочь гениального пианиста Владимира Софроницкого,
посетит фестиваль вместе с мужем, известным фортепианным мастером Полом
Макналти, чьи рояли являют собой аутентичные копии инструментов, за
которыми писали музыку Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шопен. К нам Вивиана и
Пол приедут со своими уникальными инструментами: 25 октября супруги о
них расскажут, а днем позже Вивиана Софроницкая исполнит на копиях
старинных роялей сочинения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона и
Шопена.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Всё это и в самом деле любопытно, поэтому я надеюсь, что Вивиана Софроницкая с супругом и с воссозданными музыкальными инструментами посетят также и города нашей страны, которые сумеют принять эту уникальную коллекцию, сделают хорошую рекламу и предоставят концертную площадку для демонстрации звуковых возможностей этих инструментов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вивиана прислала мне ссылку на новые фотографии инструментов, размещаю её в этом потоке:

http://photo.fortepiano.eu/Gallery2011/

Paul McNulty and Viviana Sofronitsky
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица