Автор Тема: Вэн Клайберн / Ван Клиберн / Cliburn (р.1934 г.), романтическая легенда мирового пианизма  (Прочитано 15174 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
15:00  11.06.11 

Игры классиков с Романом Виктюком. Ван Клиберн

http://www.tvkultura.ru/page.html?cid=11764

Триумф Клиберна в Москве на первом в истории Международном конкурсе им. Чайковского поразил американских любителей музыки и специалистов, которым оставалось лишь сетовать на свою собственную глухоту и слепоту. «Русские не открыли Вана Клиберна, — написал в журнале "Репортер" Чайсинс. — Они только с энтузиазмом приняли то, на что мы как нация смотрим равнодушно, то, что их народ ценит, а наш — игнорирует». В программе «Игры классиков» в исполнении Вана Клиберна прозвучит Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова и фортепианная версия песни «Подмосковные вечера» В.П. Соловьева-Седого. Запись 1958 года.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Sergeey

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 16
Меня поразило, как он играл концерт Листа, когда приехал в Москву по приглашению Горбачева (это показывали по телевизору). Было впечатлиние, что у него тряслись руки (я слышал слухи, что он алкоголик - не знаю, правди ли?) Исполнение было неровным, но местами он играл так, как может сыграть только гений. Это были какие-то удивительные листовские всхлипы (к сожалению, не могу указать, в каких местах).

Оффлайн Андрей_В

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 3
О! только недавно с друзьями обсуждали- вроде имя и известное. А никто из нас записей-то не слышал почти, и ощущение как будто слава бежит впереди достижений, так сказать  :-[ даже обсуждают его мало в интернете... не Горовиц, вобщем, в этом смысле :)
Может есть какие рекомендации, какие записи хорошие, какие не очень, и чтобы достать можно было в интернете? Ликвидировать пробел в образовании хочу :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Может есть какие рекомендации, какие записи хорошие, какие не очень, и чтобы достать можно было в интернете? Ликвидировать пробел в образовании хочу :)

Рекомендации, конечно, имеются !
Прежде всего это запись 3-го ф-п концерта Рахманинова, сделанная непосредственно на конкурсе им.Чайковского в 1958 году - это одна из лучших записей этого произведения.
Затем можно рекомендовать послушать различные миниатюры в его исполнении: знаменитое "Посвящение" Шумана-Листа, пьесы Листа, Шопена, Дебюсси, Ноктюрн для левой руки Скрябина (это шедеврально - лучшая в истории запись этого сочинения).
Уверен, что концерт Грига представляет интерес, а также советую обратить внимание на 2-ю ф-п сонату Рахманинова в 1-й (длинной) авторской редакции. Возможно, будет интересна запись Рапсодии на т.Паганини Рахманинова и его же 2-го концерта - но эти фонограммы "на любителя" (особенно 2-й концерт).
Вообще, записей у Клайберна не слишком много, а из тех, что имеются, не все интересны, но лучшую их часть послушать с удовольствием можно и сегодня.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как выяснилось, на Сергея-читателя запись 2-й сонаты Рахманинова в 1-й редакции, сыгранной Клайберном в Москве, тоже произвела самое благоприятное впечатление:

Цитата: Наблюдатель
... В.Горовиц давно уже, в 60-х годах исполнил и даже записал прекрасно сделанный им же  монтаж из двух редакций 2-ой Сонаты Рахманинова. Не длинно и не коротко, а в самый раз. Слушается очень органично. Действительно, 2-я редакция у автора очень куцая,  слышны грубые фактурные швы, особенно во второй части. ....Как известно В.Клиберн прекрасно записал полностью 1-ю редакцию 2-й Сонаты. Все замечательно красиво, но уж больно длинно...

А мне вот не кажется первая редакция длинной. Если конечно её играть также вдохновенно, как Ван Клиберн. Я  помню, как в годы моей юности, когда я только начинал слушать музыку и успел "освоить" сравнительно узкий круг произведений, таких как нечетные симфонии Бетховена, три последних симфонии Чайковского, фортепианные концерты Рахманинова, то есть т.н. популярную классику, мне попалась в магазине пластинка с записью Клиберна, сделанной на одном из его концертов, если не ошибаюсь, в 1960 г. На одной стороне - Вторая соната Рахманинова, на другой - Фантазия Шопена. Из всяких книжек, популяризирующих классику, а таких в то время издавалось немало, я узнал, что Фантазия - весьма популярное сочинение, в отличие от Второй сонаты. Каково же было мое удивление, когда при первом прослушивании Фантазия "прошла" совершенно мимо меня. А вот музыкой сонаты я буквально заболел: еду в автобусе в школу, а в голове звучит музыка из второй части. Мне эта соната почему-то совсем не казалась длинной. Правда нужно признаться, что в то время Рахманинов был моим любимым композитором. Я и к классической музыке то пристрастился после того как в фильме "Рапсодия" расслышал 2-й концерт Рахманинова, о чем как-то рассказывал на форуме.
Не удивительно, что пластинку, а вернее одну сторону этой пластинки (ту, где была соната) я буквально "запилил". Напомню молододому поколению, что в отличие от компакт-диска при проигрывании грампластинок имеет место постепенное ухудшение качества из-за разрушения канавки пластинки в результате механического контакта с иглой звукоснимателя. В итоге через пару лет качество звука этой пластинки (вернее, одной из её сторон) настолько ухудшилось, что её стало невозможно слушать. Естественно, я захотел купить новую пластинку с этой сонатой. Но, увы, ни в исполнении Клиберна, ни в чьем-либо другом мне довольно долгое время эта соната не попадалась. Даже когда в начале 1970-х я стал учиться в Москве. Её ведь в те годы не слишком часто играли, а тем более - записывали. Неудивительно, что когда в году 1975-м в магазине "Мелодия" на Калининском я увидел пластинку, на которой легендарный Горовиц играл вторую сонату, я немедленно её купил. Между прочим, эта пластинка была примечательна еще и тем, что это была едва ли не первая пластинка фирмы "Мелодия", выпущенная по лицензии западной фирмы. До этого Мелодия издавала записи, сделанные западными фирмами, попросту их пиратируя. То есть у кого-то из филофонистов брался фирменный западный диск, переписывался на магнитофонную ленту и с этой переписи на Мелодии уже делался свой тираж. Естественно, что его качество весьма зависело от качества и запиленности исходной пластинки.
А вот при выпуске "по лицензии", т.н. мастер-ленту Мелодия получала непосредственно у фирмы - первоисточника. Между прочим, лицензионные пластинки были дефицитом, поскольку выпускались ограниченным тиражом, который оговаривался при покупке лицензии.
Но не в этих подробностях, разумеется, суть дела. Это я непроизвольно пустился в воспоминания. Что наверное естественно для немолодого человека, так что прошу простить за это лирическое отступление. Так вот, с технической точки зрения (имею в виду качество звучания пластинки) запись была великолепна. Совершенно роскошно звучал рояль, тем более, что в отличие от Клиберновской записи, эта пластинка была сделана в стерео, а тогда напомню уже появились в продаже отечественные проигрыватели стереопластинок: Аккорд-001, Вега-002. Но вот само исполнение Горовица, к моему удивлению, не произвело на меня ни малейшего впечатления: музыка сонаты, как это не было странно для меня, показалась скучноватой и затянутой. Одним словом я был разочарован свои приобретением и не часто его слушал

Спасибо за интересный рассказ, хотя запись Горовица 2-й сонаты Рахманинова, причём, не последнюю по времени, а сделанную, кажется, в 60-х гг., я, как и Наблюдатель, очень ценю. Но дело не в этом, ваш рассказ всё равно очень интересен как историческое свидетельство и воспоминание о той эпохе и её особенностях.

А вновь услышать врезавшуюся в мою память клиберновскую запись мне удалось только лет через 15-20, когда в продаже в московских магазинах появились западные компакт-диски. Кстати, как писалось в аннотации к диску, он делался с советской пластинки, которую кто-то из московских фанатов Клиберна прислал ему в подарок. Причем Клиберн до этого даже не знал о существовании этой записи

А вот это меня поразило !
Клайберновскую пластинку со 2-й сонатой я, конечно, слышал ещё в те годы, но я не знал, что на зарубежном CD была выпущена перезапись с советской пластинки !! Это для меня какое-то откровение ! А где же исходник ?
И вообще, любопытно, что бы это значило: неужели к тому моменту  - а это уже, вероятно, конец 80-х, начало 90-х, когда бурно наращивались тиражи CDs - магнитная плёнка с исходником была уже настолько плоха, что не выдерживала конкуренции с пластинкой ??
И ещё меня удивило, что, как вы пишете, сославшись на аннотацию к CD, Клайберн не знал о существовании этой записи до того, как ему прислали диск - как же так ?? В СССР классика издавалась большими тиражами, поэтому довольно странно, что при этом Клайберн, будучи любимцем тогдашней советской публики и записываясь в наших залах (это от него и не скрывалось), даже не знал, что его фонограммы - и какие именно - выпускаются тут в десятках тысяч экземпляров ??
Я искренне удивлён всем этим. И я бы не доверял слепо этим аннотациям, потому что "ради красного словца" там могут напечатать что угодно. Уж нам ли не знать, откуда на ельцинской Руси появилась такая мода на дутые "сенсации" и эффектные тенденциозные заявления.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
....
А вновь услышать врезавшуюся в мою память клиберновскую запись мне удалось только лет через 15-20, когда в продаже в московских магазинах появились западные компакт-диски. Кстати, как писалось в аннотации к диску, он делался с советской пластинки, которую кто-то из московских фанатов Клиберна прислал ему в подарок. Причем Клиберн до этого даже не знал о существовании этой записи

А вот это меня поразило !
Клайберновскую пластинку со 2-й сонатой я, конечно, слышал ещё в те годы, но я не знал, что на зарубежном CD была выпущена перезапись с советской пластинки !! Это для меня какое-то откровение ! А где же исходник ?
И вообще, любопытно, что бы это значило: неужели к тому моменту  - а это уже, вероятно, конец 80-х, начало 90-х, когда бурно наращивались тиражи CDs - магнитная плёнка с исходником была уже настолько плоха, что не выдерживала конкуренции с пластинкой ??
И ещё меня удивило, что, как вы пишете, сославшись на аннотацию к CD, Клайберн не знал о существовании этой записи до того, как ему прислали диск - как же так ?? В СССР классика издавалась большими тиражами, поэтому довольно странно, что при этом Клайберн, будучи любимцем тогдашней советской публики и записываясь в наших залах (это от него и не скрывалось), даже не знал, что его фонограммы - и какие именно - выпускаются тут в десятках тысяч экземпляров ??
Я искренне удивлён всем этим. И я бы не доверял слепо этим аннотациям, потому что "ради красного словца" там могут напечатать что угодно. Уж нам ли не знать, откуда на ельцинской Руси появилась такая мода на дутые "сенсации" и эффектные тенденциозные заявления.
Во-первых, ельцинская Россия здесь ни при чем, аннотация была на фирменном американском компакте. Во-вторых, про историю с присланной в подарок Клиберну пластинкой я также читал и в статье о Клиберне, опубликованной в  одном из номеров английского журнала "Граммофон" где-то в середине 2000-х годов. У меня, кажется, даже этот номер сохранился - надо будет поискать.
В трертьих, запись на американской компакт была переведена не с советской пластинки, а с пластинки американской. А вот уже та была сделана с советской пластинки. Кстати, я совсем забыл, и вот только сейчас вспомнил, в шестидесятые годы я видел по телевизору и видеозапись второй сонаты, сделанный, как тогда было принято, на кинопленку с экрана телевизора. Поскольку магнитной записи на видео тогда еще не было, трансляции записывались в телестудии на кинопленку со специального телевизионного монитора, а в титрах при этом указывалось, что "запись сделана с экрана телевизора". Подозреваю, что и аудио и видео записи были произведены на одном и том же концерте.

В то время практически все концерты в БЗК записывались. Поэтому и Клиберн мог не знать о выпуске своей пластинки в Советском Союзе, тем более, срок выпуска пластинки тогда составлял от нескольких недель до года. К моменту выхода пластинки Клиберн, как правило, уже давно уезжал из нашей страны. Напомню также, что в то время СССР не входила в число стран, подписавших соглашения об охране авторских прав, поэтому Клиберну по закону не нужно было платить вознаграждения за выпущенную с концерта пластинку, а также спрашивать его разрешение на выпуск сделанной записи.

И еще. Пластинку в подарок, если не ошибаюсь, прислали в те же шестидесятые годы, когда она была выпущена. Клиберн о ней вполне мог не знать, потому что записывались все его концерты. Клиберн подарок послушал и ему понравилось. Поэтому он и предложил фирме, с которой в те годы сотрудничал, эту запись издать и в Америке. И вот дальше я уже точно не помню, надо будет найти ту статью, то ли американская пластинка была переписана прямо с присланной в подарок советской, то ли Клиберн написал запрос в Москву и ему прислали копию с исходной магнитной ленты. Вот убейте, не могу вспомнить. А найти журнал или компакт-диск с аннотацией будет не просто. Хотя капитальный ремонт в моей квартире уже закончился, но все пластинки и диски по-прежнему лежат в картонных коробках. Всё никак не выкрою время для того, чтобы их разложить по полкам в шкафу. Причем шкаф как раз давно уже стоит на месте, а вот разложить пластинки всё руки никак не доходят. Книги вот давно все расставил по полкам, а до пластинок и дисков все никак не доберусь. Возможно это потому что почти перестал слушать музыку на стационарной аппаратуре - в основном слушаю на ай-поде через специально купленные хорошие наушники.
Но мне все-таки кажется, что американская пластинка, которая и была впоследствии переведена на компакт, все-таки сделана именно с советской грампластинки. Переслушайте пожалуста, у кого он есть, диск Клиберна из филипсовской серии "Выдающиеся пианисты 20-го века", на котором есть вторая соната. Мне кажется, что судя по качеству записи, она все-таки сделана не с копии советского исходника на магнитной ленте. Запись непосредственно с исходника должна была звучать лучше - в то время наши уже научились делать неплохие записи - сравните с записями с концертов выдающихся советских музыкантов, сделанных по трансляции примерно в те же годы. Только, естественно, сравнивать нужно не любительские записи, сделанные на домашнем магнитофоне, а официальные - на стационарной аппаратуре, которая стояла в БЗК и других залах.

Оффлайн Наблюдатель

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 176
Цитата: Sergey
А мне вот не кажется первая редакция длинной. Если конечно её играть также вдохновенно, как Ван Клиберн...
В 1975-м в магазине "Мелодия" на Калининском я увидел пластинку, на которой легендарный Горовиц играл вторую сонату, я немедленно её купил...
Совершенно роскошно звучал рояль, тем более, что в отличие от Клиберновской записи, эта пластинка была сделана в стерео, Но вот само исполнение Горовица, к моему удивлению, не произвело на меня ни малейшего впечатления: музыка сонаты, как это не было странно для меня, показалась скучноватой и затянутой. Одним словом я был разочарован свои приобретением и не часто его слушал.
Сергей, Вы попали в самую точку, уловили суть и разницу между исполнением  Клайберна и Горовица.
Более вдохновенной и органичной игры, чем у Клайберна, (разумеется, в те золотые его времена  после 1-ого Конкурса Чайковского)  мне никогда в жизни не приходилось слушать ни у одного пианиста. Роскошно звучащий рояль, бесконечная поющая кантилена, ОРГАНИКА буквально во всем, естественная музыкальность, шикарные руки, эластичные и огромные пальцы, позволяющие брать аккорды мягко и наполнено, независимо от динамической градации. И я Вас уверяю, что даже если бы 2-я Соната Рахманинова в первой редакции была в три раза длиннее, и звучала бы 2 часа, то в исполнении Клайберна  она тоже не показалась бы длинной, и прозвучала бы на одном дыхании, так как Клайберна можно слушать бесконечно. Он словно погружает в свои звуковые волны.
А Горовица слушать бесконечно невозможно, потому что его игра всегда какая-то  ..."брыкающаяся" . То есть он играет-играет эту Сонату в одной динамике, все начинают постепенно засыпать, а потом ка-а-а-а-к внезапно долбанет где-нибудь в басу на 4-е forte, так публика внезапно просыпается. Потом опять играет-играет, затем резко уносится куда-нибудь в жутко быстром темпе, ничего непонятно, сплошная каша, а потом опять, внезапно  остановится и опять громко долбанет по басам. И так бесконечно. Органичной кантилены я у него никогда не замечал, так, чтобы "плыть по волнам" бесконечно, как у Клайберна. , Видимо, и не пошла по этой причине Соната на публике.. Тем более, что музыка в этой Сонате очень специфическая: крупная  фактура,  мелодия часто словно утопает и исчезает в подголосочной полифинии, рыхлая форма, нет четко очерченных разделов, частые многочисленные,  динамические нарастания и спады, огромные размеры частей, все это немного утомительно слушать и т.д.
Вот поэтому, и возникла, по-видимому, идея у Горовица срочно что-то предпринять, чтобы публика эту музыку  переварила и не "засыпала".  
И кажется, он сам сделал свой собственный монтаж, а Рахманинов одобрил. То есть это получается,  как-бы,  третья редакция. И она действительно, на мой взгляд, гораздо лучше официальной авторской второй редакции.
  

Sergey

  • Гость
Цитата: Sergey
А мне вот не кажется первая редакция длинной. Если конечно её играть также вдохновенно, как Ван Клиберн...
В 1975-м в магазине "Мелодия" на Калининском я увидел пластинку, на которой легендарный Горовиц играл вторую сонату, я немедленно её купил...
Совершенно роскошно звучал рояль, тем более, что в отличие от Клиберновской записи, эта пластинка была сделана в стерео, Но вот само исполнение Горовица, к моему удивлению, не произвело на меня ни малейшего впечатления: музыка сонаты, как это не было странно для меня, показалась скучноватой и затянутой. Одним словом я был разочарован свои приобретением и не часто его слушал.
Сергей, Вы попали в самую точку, уловили суть и разницу между исполнением  Клайберна и Горовица.
Более вдохновенной и органичной игры, чем у Клайберна, (разумеется, в те золотые его времена  после 1-ого Конкурса Чайковского)  мне никогда в жизни не приходилось слушать ни у одного пианиста. Роскошно звучащий рояль, бесконечная поющая кантилена, ОРГАНИКА буквально во всем, естественная музыкальность, шикарные руки, эластичные и огромные пальцы, позволяющие брать аккорды мягко и наполнено, независимо от динамической градации. И я Вас уверяю, что даже если бы 2-я Соната Рахманинова в первой редакции была в три раза длиннее, и звучала бы 2 часа, то в исполнении Клайберна  она тоже не показалась бы длинной, и прозвучала бы на одном дыхании, так как Клайберна можно слушать бесконечно. Он словно погружает в свои звуковые волны.
А Горовица слушать бесконечно невозможно, потому что его игра всегда какая-то  ..."брыкающаяся" . То есть он играет-играет эту Сонату в одной динамике, все начинают постепенно засыпать, а потом ка-а-а-а-к внезапно долбанет где-нибудь в басу на 4-е forte, так публика внезапно просыпается. Потом опять играет-играет, затем резко уносится куда-нибудь в жутко быстром темпе, ничего непонятно, сплошная каша, а потом опять, внезапно  остановится и опять громко долбанет по басам. И так бесконечно. Органичной кантилены я у него никогда не замечал, так, чтобы "плыть по волнам" бесконечно, как у Клайберна. , Видимо, и не пошла по этой причине Соната на публике.. Тем более, что музыка в этой Сонате очень специфическая: крупная  фактура,  мелодия часто словно утопает и исчезает в подголосочной полифинии, рыхлая форма, нет четко очерченных разделов, частые многочисленные,  динамические нарастания и спады, огромные размеры частей, все это немного утомительно слушать и т.д.
Вот поэтому, и возникла, по-видимому, идея у Горовица срочно что-то предпринять, чтобы публика эту музыку  переварила и не "засыпала".  
И кажется, он сам сделал свой собственный монтаж, а Рахманинов одобрил. То есть это получается,  как-бы,  третья редакция. И она действительно, на мой взгляд, гораздо лучше официальной авторской второй редакции.
Согласен с Вами, только надо ваш пост (вам или Предлогову - как админу) перенести в соответствующую тему - о Клайберне, ссылку на неё Предлогов дал чуть выше. Как и мой ответ, в котором я могу подтвердить ваше предположение (доводилось об этом читать), что Горовиц сам сделал "свой собственный монтаж, а Рахманинов одобрил". Кстати, по-моему, это написано было и в аннотации к той советской пластинке с записью Горовица, что была выпущена по лицензии в середине 1970-х.

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032
У пианиста Ван Клиберна диагностирован рак в поздней стадии
5 часов назад, 04:04

   Врачи диагностировали у знаменитого американского пианиста Ван Клиберна рак кости на поздней стадии, сообщила во вторник представитель музыканта Мэри Лу Фэлкоун (Mary Lou Falcone).
   Сейчас 78-летний Ван Клиберн находится у себя дома в городе Форт-Уэрт в штате Техас. Несмотря на свою болезнь он пребывает в оптимистическом настроении. Ему оказывают медицинскую помощь на самом высоком уровне, передает агентство Ассошиэйтед Пресс.
   Ван Клиберн прославился во времена «холодной войны», покорив СССР, после победы на проходившем в 1958 году в Москве первом Международном конкурсе имени Чайковского. С тех пор его связывали особые отношения с Россией. Уроженец штата Луизиана, он начал заниматься музыкой с 3 лет, а в 13 уже дал первый сольный концерт в сопровождении Хьюстонского симфонического оркестра.
   Он является обладателем целого ряда почетных наград — медали Центра имени Кеннеди, премии Grammy за вклад в развитие музыки, Президентской медали Свободы и Национальной медали Искусства, которыми его наградил президент США Барак Обама.
   Американский деятель культуры также является кавалером российского ордена Дружбы.
1731
   Читать на сайте РИА Новости

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
27 февраля 2013, 20:58   |   Культура  |   Ярослав Тимофеев
 
Умер Ван Клиберн

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/545833#ixzz2M7hznDTN

Легендарный пианист, ставший символом оттепели, скончался на 79-м году жизни

27 февраля ушел из жизни всемирно известный пианист Вэн Клайберн. Об этом "Известиям" сообщили в оргкомитете Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
В 1958 году 23-летний Клайберн стал триумфатором первого конкурса Чайковского. Победа американца на первом советском международном состязании стала мировой сенсацией и сыграла значительную роль в потеплении отношений между США и СССР. По легенде, окончательное решение присудить Клайберну "золото" - решение, вызвавшее ужас в среде советских чиновников - принял лично Никита Хрущев.
После финального тура конкурса Большой зал Московской консерватории стоя аплодировал Клайберну восемь с половиной минут. Советская публика, влюбившаяся в Клайберна с первого тура конкурса, называла его "Ваном Клиберном" или просто Ваней. Пианист принял свой русский "псевдоним" и любил, чтобы его называли именно так.
В Форт-Уорте (штат Техас) Клайберн основал фортепианный конкурс, ныне входящий в пятерку самых престижных соревнований мира.
В августе 2012 года пресс-секретарь Клайберна сообщил о том, что у пианиста рак кости.
Похороны Вэна Клайберна станут траурной церемонией национального масштаба. На панихиде ожидается президент США Барак Обама.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Belka_v_kolese

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 30
  • Belka_v_kolese


Известный американский пианист Ван Клиберн умер у себя дома в Форт-Форте, штат Техас. Об этом в среду сообщает агентство Associated Press со ссылкой на представителя музыканта.
 
Клиберн скончался в возрасте 78 лет, он страдал раком кости. По словам пресс-секретаря, пианист умер в окружении родных и друзей.
 
Международная карьера Клиберна началась в 1958 году, когда в возрасте 23 лет он победил на конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве. Согласно некоторым источникам, отмечает АР, советский руководитель Никита Хрущев лично разрешил дать первую премию американцу, несмотря на напряженные отношения между СССР и США.
 
Клиберн начал учиться играть на фортепиано в три года. Его первым педагогом была мать, также талантливая пианистка, которая училась музыке у ученика Франца Листа. Свой первый конкурс пианист выиграл в 12 лет. До победы в Москве Клиберн стал первым почти во всех конкурсах, в которых принимал участие. Его товарищи по Джульярдской школе в Нью-Йорке удивлялись его работоспособности.
 
Клиберн прекратил гастролировать в 1978 году, чтобы проводить больше времени с больной матерью. В 1987 году музыкант сыграл на приеме в Белом доме в Вашингтоне по случаю исторического визита в США генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, после чего возобновил выступления.
 
В Форт-Ворте, напоминает агентство, с 1962 года проходит Международный музыкальный конкурс имени Вана Клиберна. Состязания профессиональных музыкантов и любителей проводятся раз в четыре года.
 


Sergey

  • Гость
Нашел в инете несколько фотографий Вана Клиберна времён 1-го конкурса им Чайковского и его первых послеконкурсных приездов Москву в начале 1960-х. Вот так его тогда приветствовала московская публика:

(фотография из галереи работ выдающегося советского фотомастера Валерия Генде-Роте).
А вот так тогда его слушали:

Обратите внимание как устлана цветами сцена. А ведь тогда цветы было купить не так-то просто, как сейчас, импорта не было и из Голландии их не привозили. Видно также какое, буквально гипнотическое воздействие, оказывала на публику игра пианиста. Даже Хрущева, побывавшего на концерте в 1962 г., как говорится, "проняло" и он о чем-то задумался и загрустил:


А вот так Клиберна встречали в Америке после его победы на конкурсе им. Чайковского:

« Последнее редактирование: Февраль 28, 2013, 11:48:22 от Sergey »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, это был уникальный случай, когда деятель искусства одинаково горячо приветствовался в обеих странах и служил своим искусством сближению, а не разобщению культур и народов.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
28 февраля 2013, 16:42   |   Культура   |   Ярослав Тимофеев
Письмо Вана Клиберна в «Известия»

http://izvestia.ru/news/545863

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
> Возможно, будет интересна запись .......... 2-го концерта - но эти фонограммы "на любителя" (особенно 2-й концерт).

???!!! Неужели тут нет таких, кого бесит арпеджирование вступительных аккордов С-moll Рахманинова?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
???!!! Неужели тут нет таких, кого бесит арпеджирование вступительных аккордов С-moll Рахманинова?

А авторская запись вас в этом плане случайно не бесит?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Давно хотел уточнить, но как-то на глаза не попадалась такая информация. Известно, что у Клайберна были громадные руки, длинные пальцы. Как гласит легенда, Лист мог взять одной рукой интервал в 2 октавы, Рахманинов брал от "до" до "си" следующей октавы. А какой интервал мог взять Клайберн ?
Если кто в курсе, прошу сообщить здесь (в клайберновской тематике) или здесь:

"Размеры рук пианистов"
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=8124.0
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
???!!! Неужели тут нет таких, кого бесит арпеджирование вступительных аккордов С-moll Рахманинова?

А авторская запись вас в этом плане случайно не бесит?

На счет бесит не скажу, но если бы не авторская протекция, я бы не бесился, а просто игнорировал такого интерпретатора. "Недовольств" тьма, а фразировки настолько не нравятся, что однажды приснился сон, что он играет, а я ему говорю "Сергей Васильевич, ну как же Вы играете... там же совсем не так написано" (премного извиняюсь за такую подробность). В давность как-то обсуждал с пианистом профессионалом по поводу "что там такое творится в "после (quasi) glissando в басу" (3-я часть)... это что,  аппаратура (30-е годы) не проглатывает, пауза(?!) или еще черт знает что?" Сошлись на том, что он просто не играет там... Интересно узнать мнения других, дабы прояснить "что же там все-таки творится в басу?" Заранее спасибо
« Последнее редактирование: Май 05, 2013, 21:57:18 от maximav »

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
Проконсультируйте пожалуйста. Клайберн играл какую сонату Прокофьева кроме 6-й? Это вопрос в связи с журналистскими bla-bla-bla-словесами (разумеется хвалебными)  типа "сонаты Прокофьева". Насколько мне известно, кроме обильно педализированной 6-й (обязательной для конкурса) он ничего не играл. Может разве что 3-ю... но, например, 9-ю не могу вообразить, чтобы играл Клайберн... да и 8-ю тоже.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
???!!! Неужели тут нет таких, кого бесит арпеджирование вступительных аккордов С-moll Рахманинова?

А авторская запись вас в этом плане случайно не бесит?

На счет бесит не скажу, но если бы не авторская протекция, я бы не бесился, а просто игнорировал такого интерпретатора

Знаете, у других я объяснил бы подобное исполнение недостаточно крупными руками, но как раз Рахманинов обладал большими руками, чтобы спокойно сыграть все свои аккорды без арпеджирования и форшлагов. Но он, видимо, имитирует неодновременность ударов колоколов что ли ..... Ведь нет секрета в том, что именно изображается фортепианным вступлением.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
мое любопытство к профессионалам остается на счет, "что там такое творится в басу после glissando"?

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
15:00  11.06.11 

Игры классиков с Романом Виктюком. Ван Клиберн

http://www.tvkultura.ru/page.html?cid=11764

«Русские не открыли Вана Клиберна, — написал в журнале "Репортер" Чайсинс. — Они только с энтузиазмом приняли то, на что мы как нация смотрим равнодушно, то, что их народ ценит, а наш — игнорирует».

Вы не находите, что здесь сказалась, что один мой друг-физик называет, "теория момента". В нужном месте в нужный час? В Америке ведь уже он был к этому времени, даже в двух конкурсах и даже в карнеги играл... Тем не менее его одаренность/талант отрицать глупо, но по меркам прошедших десятилетий и с взгляда с птичьего полета, он не из великих(!). Я уж не говорю, что "он себя играет"

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
его одаренность/талант отрицать глупо, но по меркам прошедших десятилетий и с взгляда с птичьего полета, он не из великих(!). Я уж не говорю, что "он себя играет"

Великий он или нет - это другой вопрос. Самое важное для нашей публики было то, что в нём сочетались артистические качества, весьма близкие ожиданиям массового слушателя, а самое главное, он ведь от Розины Левиной получил русскую школу, а это сразу в его игре расслышали. Так что он не только "себя" играет, хотя это и так ясно, но он передаёт ещё и определённого рода романтическое мироощущение, которое уже на тот момент оказалось в дефиците.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн maximav

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 273
  • «В человеке побеждает субъективное» (С. Рихтер)
его одаренность/талант отрицать глупо, но по меркам прошедших десятилетий и с взгляда с птичьего полета, он не из великих(!). Я уж не говорю, что "он себя играет"

Великий он или нет - это другой вопрос. Самое важное для нашей публики было то, что в нём сочетались артистические качества, весьма близкие ожиданиям массового слушателя, а самое главное, он ведь от Розины Левиной получил русскую школу, а это сразу в его игре расслышали. Так что он не только "себя" играет, хотя это и так ясно, но он передаёт ещё и определённого рода романтическое мироощущение, которое уже на тот момент оказалось в дефиците.
3-й Рахманинова оказался настолько его, что то, что он "играет себя" просто совпадает с оригиналом. И это было великолепно, обеими руками за. Мне сдается, остается наверно самым лучшим 3-им Р.