Автор Тема: Церковное пение  (Прочитано 91127 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Re: Церковное пение
« Ответ #175 : Июль 18, 2015, 17:55:26 »
Все это замечательно: фестивали,  праздники, сводный хор. Но о возрождении православной певческой традиции можно будет говорить только тогда, когда древнерусское пение будет звучать не вне храма, а ежедневно на клиросе. Но до этого еще очень далеко.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 405
Re: Церковное пение
« Ответ #176 : Август 02, 2016, 15:56:06 »
Остров поет

Александр Петросян и Мария Башмакова увидели и услышали на Валааме исполнителей духовной музыки из семи стран

На Валааме прошел II Международный Свято-Владимирский фестиваль православного пения "Просветитель". На него съехались исполнители духовной музыки из семи стран

http://kommersant.ru/doc/3036331
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Церковное пение
« Ответ #177 : Январь 14, 2017, 02:26:52 »
Голоса, обращенные к Богу

http://www.lsm.lv/ru/statja/za-efirom/aleksey-romanov-golosa-obraschennie-k-bogu.a218879/

Георгий Смирнов, художественный руководитель московского хора «Православные певчие», после концерта в Риге вспомнил, что в рижском Домском соборе они выступали в двадцатый раз. Я к этому добавлю, что в общей сложности за последние два десятилетия знаменитый мужской ансамбль духовного пения дал в Латвии более 80 концертов. Число слушателей хора здесь приближается к 60 тысячам.

С 2006 года хор стал непременным участником международного музыкального фестиваля Фонда Германа Брауна Winterfest. В том же году видеозапись концерта хора в Домском появилась на DVD. Диск назывался «Рождество с “Православными певчими”». Кроме духовной музыки Гречанинова, Никольского, Додонова там есть песни «Двенадцать разбойников» и «Вечерний звон».

По приглашению Фонда Германа Брауна, которым с момента его создания руководит Инна Давыдова, «Православные певчие» несколько раз исполняли рождественские песнопения в Латвийской национальной опере. Свою программу этот ансамбль представлял в столичной церкви святого Иоанна. Запись этого концерта вышла на диске «Православное Рождество в Латвии». Там звучат произведения Рахманинова, Бортнянского, Чеснокова. Хор также радовал своим искусством слушателей в Сигулде, Резекне, Вентспилсе, Екабпилсе, Елгаве, Скривери, Цесисе, Валмиере, Цесвайне.

Можно сказать, что «Православные певчие» стали как бы неотъемлемой частью православного рождества в Латвии.
И нынче в огромном помещении Домского собора, как говорится, было негде яблоку упасть. А зал вмещает около полутора тысяч зрителей.

В исполнении 12 хористов под сводами храма звучали рождественские молитвенные песнопения Василия Зиновьева, Александра Кастальского, Бориса Додонова, Степана Дегтярева, Якова Чмелева, диакона Сергия Трубачева, игумена Никифора Кирзина. В конце хор исполнил романс Александра Гурилева «Однозвучно звенит колокольчик» и песню «Вечерний звон», авторство которой приписывают Александру Алябьеву.

Качество исполнения можно назвать просто безупречным. Мужской хор звучит то интимно (в высоком смысле слова), благоговейно, то строго и сдержанно, то величественно и мощно. Уникальная акустика Домского собора позволяет услышать все нюансы пения. Удивительная гармония всех голосов — от самого высокого тенора-альтино до самого низкого баса-профундо.

Глубокие басы — особенность ансамбля. Они напоминают раскаты грома и кажутся звуками из труб органа.
Исполнители хороши не только в ансамбле, но и как солисты. Каждый, кто пел в концерте сольные партии, как мне показалось, смог бы с успехом выйти в главной роли на оперной сцене.

Столь высокий уровень объясняется очень большой требовательностью при отборе участников. Когда в 1992 году создавался хор «Православные певчие», в него попали только лучшие из лучших профессиональных певчих московских церквей. И с тех пор поддерживается репутация ведущего духовного российского хора, который продолжает древнюю традицию хоров певчих дьяков, идущую еще с XVI века. Кстати, Иван Грозный считался большим ценителем церковного пения и создал один из первых «придворных» хоров. С тех пор, видимо, и стало служение в храме сочетаться с публичными выступлениями. То есть на певчих стали смотреть не только как на клириков, поющих на богослужении, но и как на вокалистов, способных исполнять авторские сочинения.

В 60-х годах XVI века в Александровской слободе, которая в то время являлась фактически столицей Руси, была организована музыкальная певческая академия. Здесь работали лучшие церковные распевщики, композиторы и гимнографы того времени. О них написал летописец:

«Я говорю о Федоре-попе по прозвищу Христианин, который ... был искусен в знаменном пении, и многие научились у него... И Иван Нос и Христианин жили в царствование благочестивого царя и великого князя всея Руси Ивана Васильевича».
Репертуар «Православных певчих» вбирает в себя русскую духовную музыку от самых ее истоков до последнего времени. При этом доминируют произведения, написанные в конце XIX и в XX веке, в том числе и в послереволюционное время, когда их авторы творили в условиях государственной религиозной нетерпимости.

Большинство произведений исполняются в обработке художественного руководителя хора Георгия Смирнова. Он выпускник московского музыкального училища им. Гнесиных. Закончил его с отличием. Потом получил диплом Московской консерватории, где обучался по классу хорового дирижирования.

«Духовная музыка – огромный пласт хорового искусства, — говорит он. —

Нам, студентам консерватории, в ту пору это преподносилось в чрезвычайно дозированных количествах, поскольку эта музыка была под запретом.
Но среди нас были ребята — дети священников, они приносили ноты, и мы собирались вместе в каком-нибудь классе, играли их на фортепиано и пели. Это было как будто прикосновение к величайшей тайне, к чему-то чрезвычайно сокровенному — наши души ощущали в эти моменты какой-то невероятный трепет, и мы уходили после таких встреч очень одухотворенными».

Эти тайные «спевки» и определили дальнейшую профессиональную жизнь Георгия Смирнова. Темой его диссертации стала история становления музыкально-хорового цикла Православной Литургии. Он был регентом в ряде московских церквей, руководил мужским хором Издательского отдела Московского Патриархата и хором Свято-Данилового монастыря. Георгий Смирнов был даже назначен регентом Храма Христа Спасителя. За месяц он заметно поднял профессиональный уровень Патриаршего хора, заставил прилично звучать Осмогласный хор, собрал большое количество партитур и подготовил их для успешного проведения Патриаршего Богослужения. Но через месяц решил уйти из главного российского храма — и стал регентом хора Благовещенской церкви в Павловской Слободе. Там Смирнов восстанавливал монастырскую традицию антифонного мужского пения.

Георгий Смирнов издал ряд нотных сборников духовной музыки. В должности редактора издательства «Музыка» он подготовил к печати «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова. Ничего подобного за годы существования СССР не издавалось.

А созданный им хор «Православные певчие» очень скоро обрел популярность — не только в России, но и далеко за ее пределами.

Коллектив участвовал в фестивалях духовной музыки и с неизменным успехом гастролировал в Германии, США, Швейцарии, Словении, Венгрии, Италии, Испании, Греции, Польше, Норвегии.

Хористы не только концертируют. Они участвуют в Патриаршей службе в Архангельском и Успенском соборах Московского Кремля.

С хором пели знаменитые басы Большого театра Артур Эйзен и Александр Ведерников. Но больше всех с ним сотрудничала великая Ирина Архипова. Они вместе выступали в разных странах, участвовали в благотворительных акциях и выпустили два компакт-диска.

Отрадно, что в обширной и насыщенной творческой деятельности «Православных певчих» Латвия занимает весьма заметное место. И блистательные исполнители радуют нас своим мастерством.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 405
Re: Церковное пение
« Ответ #178 : Июнь 30, 2017, 09:18:56 »
Создатель протестантского барокко

Почему лютеранство взялось соперничать с папизмом в музыкальном великолепии

https://www.kommersant.ru/doc/3335386
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 405
Re: Церковное пение
« Ответ #179 : Август 15, 2017, 17:04:03 »
Духовная элита: Как я поступила в школу регентов и теперь живу в Лавре

Интервью: Елизавета Клементьева

Рассказывает Екатерина П. (имя изменено по просьбе героини)

Пение

Мне 20 лет. Я пою с детства, отучилась в колледже на отделении «оперное пение». Дальше логично было поступать в консерваторию, чтобы потом петь в театре. Но я решила идти в регентскую школу Московской духовной академии.

Я понимала, что, если пойду на сцену, там будет разврат. Попасть на сцену оперного театра — неприятное дело. Там не только нужно заплатить нереальные деньги, но и переспать с режиссёром. Если этого не сделаешь — будешь петь в непонятном хоре непонятную партию. Я не хотела проходить через всю эту грязь, меня с детства воспитывали так, что девушка должна иметь семью, воспитывать детей. Мне лично с грязью встречаться не приходилось, но в колледже у нас были девочки, они говорили: «Вот если мне скажут переспать с режиссёром за место, да без проблем, мне нужна партия в этом спектакле». А ещё ну вот стала бы я оперной певицей, а если бы что-то произошло с голосом? Это ведь конец карьеры, можно быть только преподавателем. Один день — и ты не певица.

http://www.wonderzine.com/wonderzine/life/experience/228638-regents-school
« Последнее редактирование: Август 15, 2017, 17:18:11 от Tantris »
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау