Автор Тема: Денис Мацуев (р.1975, Иркутск), пианист, выпускник МГК  (Прочитано 190392 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #50 : Март 03, 2008, 16:46:28 »
Я послушала запись. Осталась довольна.
Уважаемая Кантилена! А каким образом Вам удалось послушать запись? Кто-то выложил? Или она прошла по ТВ или радио? К сожалению мне не удалось сходить на этот концерт, поздно спохватился и когда позвонил в кассу БЗК, то мне ответили, что остались билеты по 6 500 руб.

Да уж ......
Денис очень раскручен, так что немудрено, что такие цены.
Насколько я знаю, если покупать абонементы, это обходится значительно дешевле - весь абонемент стоит дешевле, чем билет на один его концерт :)

Мнение, что Рахманинов делал купюры в своих записях для того, чтобы
Цитировать
втиснуть наибольшее количество музыки в единицу "пластиночного" времени
я не разделяю. Когда то я уже писал об этом на форуме "Классика", см. здесь. (Да, нужно пояснить, что фотография патефона, которую я давал в том сообщении, уже недоступна, но в свое время она, разумеется, в нем присутствовала)

А фотография содержала какую-то важную невербальную информацию ? :)
Я пока не прочитал ваше сообщение на "Классике" ввиду специфической недоступности этого форума из некоторых подцензурных точек инета, поэтому буду излагать своё мнение без предубеждения :)
Говоря о купюрах, я всего лишь присоединился к большинству профессионалов, у которых я позаимствовал эту точку зрения, подкрепив её своими наблюдениями: не имея старых пластинок Рахманинова 30-40-х годов (тогда запись концерта представляла собой целый АЛЬБОМ пластинок), я вычислял временнЫе отрезки, на которые Рахманинов должен был разбить свои произведения, чтобы упичкать их на пластинки - и тут мне многое стало вполне понятно.
В частности, чудовищная купюра в 3-м концерте в пассажах перед разработкой 1-й части. Ею возмущались особенно много, хотя и 2-я, и 3-я часть этого концерта в смысле формы были тоже существенно изуродованы купюрами. По-видимому, автору приходилось идти на жестокий компромисс с техникой, чтобы оставить потомкам свои фонограммы. Этим же, думаю, объясняется не вполне чистая игра автора в записях с оркестром - попросту ДОРОГО было переписывать и ему приходилось оставлять фальшивые ноты.
Но знаете ........
ТАКИЕ фальшивые ноты - сами на вес золота, когда находятся в таком потрясающем контексте: они свидетельсвуют не столько о "дефектах техники", сколько о страсти, с которой автор исполнял свои произведения.
Те же соображения "упичкивания", думаю, были весьма значимы при записи 2-й рапсодии Листа - эта запись, кстати, уникальна тем, что она является одной из самых ранних акустических записей Рахманинова, т.е. она выхватила некоторые интересные особенности его ДОреволюционного пианизма и звукового мастерства. Тогда он ещё не мыслил себя как ремесленника-исполнителя, но потом жизнь заставила.
А вот применительно к малым формам Рахманинов на записи был более свободен - для малых пьес места и времени было достаточно: тут и темпы были спокойнее, и купюр меньше, но и тут проявилось всё то же суровое рапсодическое начало. Даже самые светлые его пьесы никто не играл так сурово, как автор.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #51 : Март 03, 2008, 17:27:10 »
Predlogoff
Цитировать
Денис Мацуев относится к музыке примерно так, как к ней относились и 30, и 40, и 50 лет назад, его стиль узнаваем в том смысле, что он наследует лучшим традициям отечественного романтического пианизма в т.ч. по части "фортепианного гигантизма".
Что касается Г.Соколова, то у меня такое впечатление, что он чересчур увлёкся "концептуальностью", частенько перегружает исполняемые произведения несвойственной им эмоциональной тяжестью и в значительной степени утратил непосредственность музыкального восприятия.

Так вот поэтому мне и удивительна реакция публики. (Я не беру профессионалов или очень подготовленных слушателей.) Мне понятно, почему исполнительская манера Мацуева востребована, но успех Соколова у т.н. "наивных" зрителей мне кажется парадоксальным. То, что у петербургской публики есть существенные отличия в менталитете от публики московской - это, думаю, вздор.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #52 : Март 03, 2008, 17:40:26 »
Так вот поэтому мне и удивительна реакция публики. (Я не беру профессионалов или очень подготовленных слушателей.) Мне понятно, почему исполнительская манера Мацуева востребована, но успех Соколова у т.н. "наивных" зрителей мне кажется парадоксальным. То, что у петербургской публики есть существенные отличия в менталитете от публики московской - это, думаю, вздор.

Я думаю, эта аура создаётся по той причине, что для Питера Соколов - СВОЙ. А потому там его будут любить всегда, чтобы он ни делал.
А Мацуев в этом плане - интернационалист :)) Он не ассоциируется ни с каким конкретным городом, даже и с Москвой.
Вряд ли его можно назвать "иркутским пианистом" - он давно уже вышел на мировой уровень и ему было бы тесно в рамках своего города, хотя он туда приезжает выступать и организует там фестивали и его встречают там, как героя.
Хотя его и в Москве встречают ничуть не хуже :)
Я не имею ничего против Соколова, но я слишком давно слежу за его исполнительством, чтобы не замечать в нём ярко выраженных тенденций, которые меня абсолютно не устраивают. Возможно, эмоциональная усталость сказывается - он слишком рано начал и ужасно устал, но мне от этого не легче его слушать.
А от Мацуева веет молодостью, силой, непосредственностью и я такие качества ценю. Это не значит, что он не продумывает свои концепции - на примере "Рапсодии" Рахманинова вы могли убедиться, что это не так и что у него имеется своё вИдение, даже отличное от авторского - но это значит, что он ещё не перегружен усталостью от современного концертного бизнеса, а главное, он не устал ещё до такой степени от самой музыки, чтобы начать в ней выдумывать то, чего там нету и перегружать её "философией", которая внешне выражается в жутко заторможенных темпах :))
И слава богу.
Но молодость, как известно, это такой недостаток, который быстро проходит.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #53 : Март 04, 2008, 10:22:27 »
....А фотография содержала какую-то важную невербальную информацию ? :)
Я пока не прочитал ваше сообщение на "Классике" ввиду специфической недоступности этого форума из некоторых подцензурных точек инета, поэтому буду излагать своё мнение без предубеждения :)...
Нет, фотография не содержала никакой важной информации. А упомянул я о ней, чтобы предупредить недоумение тех читателей, которые, встретив в тексте ссылку на фотографию, её там не обнаружат. На фото же был представлен патефон (граммофон) с лежащим рядом комплектом пластинок. Именно в подобных  комплектах-коробках выпускались в те годы концерты Рахманинова, оперы и другие многопластиночные записи. Смысл же моего сообщения заключался в том, что никакой чисто технической необходимости в сокращении концерта специально для записи не было, т.к. число пластинок могло варьироваться, также как и продолжительность звучания одной стороны пластинки. Кроме того, я ссылался на воспоминания Пятигорского, который в двадцатые годы играл в Берлинском филармоническом оркестре и был свидетелем (и участником) репетиции концерта, в котором Рахманинов играл свой третий концерт вместе с Фуртвенглером. При этом основную часть репетиционного времени они потратили на согласовании купюр, сделанных Рахманиновым для этого концерта, что свидетельствует о том, что Рахманинов продолжал менять текст концерта, даже после того как он был издан. Впрочем, могу привести отрывки из некоторых сообщений с того давнего потока, раз уж Вам, уважаемый Predlogoff, закрыли доступ на форум Классика, что вообще-то с моей точки зрения просто глупо.

В том потоке с форума Классика (называвшемся "3-й Рахманинов") Аркадий Чубрик писал:
Цитировать
В учебниках я читал, что, мол, Рахманинов специально выпустил некоторые эпизоды, что сделало форму более цельной.
Кстати, для справки: запись Рахманиновым 3-й Симфонии длиннее более чем на 3 минуты. А сделана годом раньше.
В эти 3 минуты вошли бы все купюры 3-го Концерта и ещё бы осталось.
Вот фрагменты сообщений от Барго:
Цитировать
Меня эта проблема давно озадачила, и сколько бы я ни интересовался-почему, никто толком не мог ответить на вопрос - для чего сделаны купюры? Недавно разговаривал с О.Яблонской, которая играла этот Концерт у нас в Израиле, и тоже, кстати, с купюрами. И она мне высказала примерно ту же мысль о нехватке места на пластинке, что даже и не знаю кому теперь верить....
Я слышал несколько версий. Первая-то, что Разманинов записывая Концерт, был вынужден сделать купюры из-за ограниченного места на пластинке, якобы, весь Концерт не вмещался. Вторая-он все-таки решил отредактировать Концерт, сделав купюры, но официально не опубликовал в нотах, а только записал на пластинке. И наконец третья-ему предложил сократить Концерт Горовиц, убеждая в том, что для американского слушателя так будет понятней, и Рахманинов нехотя, но все-таки согласился....
Как пианист или дирижер, исполняя не только себя, но и других авторов, Рахманинов безукоризненно, гениально чувствует форму произведений, и воплощает в исполнении. Следовательно, он знает, как это нужно делать. Но как только речь заходит о формах в его произведениях,то начинаются постоянно проблемы. Почему происходит такое несмыкание в мышлении музыканта-пианиста и композитора?...
Может быть проблема в том, что у него постоянно происходила внутрення борьба с самим собой. С одной стороны ему страшно хотелось вместить весь красивый звуковой поток, музыкальный материал в сочинения, и с другой стороны трудно было отказаться от этого, сделать необходимый выбор в угоду строгости жанра и соответствующей формы. Вот и постоянно мучился, редактировал, не знал, что предпочесть. Мне кажется, что в этом отношении самый трагический и неудачный пример с редактированием - это его 2 Соната, где он до такой степени досокращался, что едва не выплеснул с водой ребенка, отказавшись от многих красот...
А вот что писал тогда Сергей Кузнецов:
Цитировать
….неужели никто не может чётко выяснить и сказать: могла ли записывавшая Сергея Васильевича студия издавать пластинки бОльшей длительности каждой стороны или нет? Это могло бы снять многие вопросы...
По поводу "кто кому посоветовал": известно, что Горовиц утверждал, что фортепианный концерт с оркестром не должен длиться больше примерно тридцати пяти минут, иначе публика устаёт. Поди знай, впрочем, сам ли он к этому мнению пришёл, или его Рахманинов [в минуту дурного настроения] так научил...
Вот в ответ на эти сообщения я тогда и написал:
Цитировать
Некоторые сведения из истории звукозаписи и немного личных воспоминаний:
Грампластинки, на которые записывался Рахманинов, предназначались для проигрывания на акустических граммофонах со скоростью вращения 78 об/мин. Запись пластинок в студии в то время производилась непосредственно на восковой диск (с которого изготавливались затем прессовые матрицы), поэтому возможностей студийного редактирования не было. Предварительная запись на магнитную ленту начала постоянно применяться только со середины 1940-х гг.
Для проигрывания грампластинок на 78 оборотов к середине 1930-х годов получили распространение устройства, которые в России почему-то называли патефонами. В действительности так называемые "патефоны" – это компактные граммофоны с рупором сложной формы, помещенным внутрь корпуса. Имея пружинный привод диска и не требуя источников питания, они были удобны своей автономностью.
Такие устройства просуществовали вплоть до середины ХХ века, и я еще успел их застать. Патефон был как у моих родителей, так и у моих бабушки с дедушкой - маминых родителей, живших в другом городе, к которым меня отправляли на лето. У бабушки с дедушкой было довольно большая коллекция граммофонных пластинок, в том числе были пластинки с авторской записью 3-го концерта Рахманинова.
Граммофонные пластинки выпускались двух типоразмеров - "гигант" (диаметром 30 см) и "гранд" (диаметром 25 см). (Хотя выпускались и записи на дисках диаметром 200 мм, а также 150 мм, так называемые "пластинки - игрушки"). Кстати, при переходе на производство долгоиграющих дисков размер пластинок был сохранен.
Длительность звучания пластинок формата “гигант” составляла около 4 минут, а формата “гранд” – около 3 минут. Пластинки были двусторонними, т.е. общая длительность пластинки "гигант" составляла около 8 минут. Для издания крупных музыкальных произведений (симфоний, концертов, опер) пластинки объединялись в наборы, число дисков в которых могло достигать до нескольких десятков штук.

За давностью времени и своего малолетства я не помню, из какого количества пластинок состояла запись 3-го концерта – из пяти или шести. Они, увы, не сохранились. Хорошо помню только, что пластинки были формата "гигант"

Главное, нужно понять, что длительность звучания одной стороны не была жестко фиксирована, что впрочем, свойственно и долгоиграющим пластинкам и компакт-дискам. Помню такие пластинки, где канавки с записью доходили только до половины стороны пластинки, но были и такие, где запись доходила почти до этикетки. Таким образом, длительность звучания одной стороны могла составлять как существенно меньше 4-х минут, так и немного больше.
При записи больших произведений длительность звучания каждой из сторон комплекта определялась не только вопросами коммерческой целесообразности. Понятно, что, увеличивая число пластинок в комплекте можно было записать сколь угодно большое произведение, но увеличение числа пластинок в комплекте соответственно увеличивало его стоимость.
Однако в случае такого большого произведения как симфония, концерт или опера это было не столь уж существенное соображение. Например, увеличение количества пластинок, скажем, с пяти до шести, повышало стоимость комплекта где-то на 15-20 %, что согласитесь, не так уж трагично. Но далее вступает в действие сторона художественно-драматургическая. После того как одна сторона пластинки доигрывала до конца, для слушателя неизбежно наступала пауза в звучании, связанная с необходимостью либо перевернуть пластинку другой стороной, либо поставить новую. Мне помнится, что в каком-то из воспоминаний о Рахманинове, опубликованных в известном двухтомнике, говорилось, что Рахманинов тщательно размечал для своих записей местонахождение таких пауз с тем, чтобы упомянутые паузы не слишком нарушали драматургию, например, не пришлись, скажем, на кульминацию произведения.

Отсюда очевидно, по крайней мере, для меня, что в принципе у Рахманинова не было необходимости специально сокращать концерт для записи. Но полностью исключить возможность, что какие-то мелкие купюры им могли быть были сделаны для того, чтобы какой-то из перерывов в звучании не пришелся на неподходящий для этого момент, - нельзя. Однако мне не встречались свидетельства, подтверждающие это предположение, и тем более, версию Яблонской....

В мемуарах Г. Пятигорского... есть эпизод, относящийся к периоду, когда Пятигорский был концертмейстером виолончельной группы в Берлинском филармоническом оркестре - где-то в 1920-х гг. Там рассказывается о репетиции 3-его концерта Рахманинова с автором как солистом и Фуртвенглером в качестве дирижера. Пятигорский не без юмора пишет, что вся репетиция по сути свелась к тому, что Рахманинов объяснял Фуртвенглеру - какие купюры по сравнению с опубликованной партитурой нужно сделать. В конце концов, кончилось это тем, что Рахманинов «спихнул» Фурта с подиума и сам стал показывать и объяснять оркестру, как нужно играть то или иное место. Несмотря на это, как пишет далее Пятигорский, на концерте Рахманинов и Фуртвенглер «выдали» совершенно гениальное исполнение.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #54 : Март 04, 2008, 12:55:44 »
Спасибо за копирование интересной переписки ! Мои мысли примерно в том же кругу идей вращались.
Но насчёт цензуры вы меня не поняли - это не меня "Классика" цензурирует, наоборот, мой провайдер цензурирует "Классику", потому что там, насколько я понимаю, зона данных форума, предназначенная для поисковых машин, содержит нечто, по мнению моего провайдера, неприличное :) А поскольку я не хочу разбираться с цензурой и отключать её, т.к. не один сижу на этом канале, то и посмотреть не всегда могу.
Да не очень-то и надо, честно сказать - там есть несколько человек, посты которых реально интересны, и их можно найти по никам и прочитать, а всё остальное - флуд.

Отсюда очевидно, по крайней мере, для меня, что в принципе у Рахманинова не было необходимости специально сокращать концерт для записи. Но полностью исключить возможность, что какие-то мелкие купюры им могли быть были сделаны для того, чтобы какой-то из перерывов в звучании не пришелся на неподходящий для этого момент, - нельзя. Однако мне не встречались свидетельства, подтверждающие это предположение, и тем более, версию Яблонской....

Ничто не мешает проверить - за неимением первородных альбомов я давно уже провёл временнУю разметку 3-го концерта и нашёл там все монтажные швы, это не проблема. Это было так давно, ещё когда и про Интернет-то никто не слышал, что не помню, куда подевал эти вычисления, а возиться опять с разметкой просто лень. Кстати, в записи 2-го концерта эти швы особенно очевидны - не представляет труда их обнаружить, как и прийти к выводу о том, зачем Рахманинову понадобились именно ТАКИЕ темпы :) В частности 2-я часть делится просто идеально, да и финал - тоже.
Соображения в пользу мЕньшей длительности на одной стороне были бы вполне разумны, если не считать, конечно, тогдашней дороговизны производства, так что, думаю, Рахманинов искал компромисс - чтобы и форму не исказить, и концерт подешевле записать.
Да, кстати, если уж зашла речь о Горовице, то не секрет, что в самой ранней своей фонограмме рубежа 20-30-х годов, т.е. задолго до автора, он зафиксировал полную версию, но и у него темпы тоже бодренькие, хотя он там кое-что напутал и забыл, да уж ладно ..... Поэтому я меньше всего склонен думать, что сокращение идёт от Горовица.
Честно сказать, кое-что в исполнении Горовица меня раздражает, в частности, изменение текста в завершении каденции перед виртуозными аккордовыми взлётами в D-dur - ужасно НЕпианистичное, удивляюсь, как это ему пришло в голову, так разбрасывать руки в стороны, тогда как по тексту автора руки двигаются параллельно; а ещё удивительнее, зачем за ним повторял это Гилельс. Эмиль Григорьевич вечно подмазывал в этом месте, а иногда даже ляпал совсем мимо, но всё равно упрямо играл это искажение вослед за Горовицом .....
Сие решение осталось для меня загадкой.
Короче, я склоняюсь к версии подготовки и концертного обыгрывания купюр автором именно для записи, хотя когда я вспоминаю о том, что он мог в процессе исполнения менять количество вариаций в своих "на т.Корелли", а также о том, в каком виде он записал "32 вариации" Бетховена, то уже не вполне уверен. А вообще, как в таких случаях следует говорить, "надо было уточнить в своё время" :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #55 : Март 17, 2008, 16:31:48 »
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=763&rubric_id=207&crubric_id=1000077&pub_id=927485
/выдержка/

Денис Мацуев стал одним из немногих счастливчиков, удостоенных чести играть на рояле Сергея Васильевича Рахманинова на его швейцарской вилле "Сенар". Вслед за Михаилом Плетневым он получил от внука композитора Александра право осуществить запись компакт-диска с сочинениями Рахманинова, и не просто записать, а представить миру два неизвестных ранее сочинения композитора. Первое - Фуга ре минор, ученическая работа студента Московской консерватории Сережи Рахманинова, написанная в классе А.Аренского. Долгое время были известны первые две страницы Фуги, однако недавно нашлась и третья - в архивах ГЦММК имени Глинки.
Второй опус - авторская версия для фортепиано оркестровой Сюиты ре минор. Как гласят исторические факты, молодой музыкант отправил Сюиту П.Чайковскому, желая получить его отзыв. Потом рукопись затерялась, и следы ее обнаружились только теперь, вновь в том же Музее имени Глинки, в фонде А.Зилоти, педагога Рахманинова по фортепиано.
Также в диск вошли три Этюда-картины из ор. 39, Вторая фортепианная соната (вторая редакция), Прелюдии соль минор и соль-диез минор.

/…/
На пресс-конференции много говорилось о приоритетах в культурной политике фирмы "Sony BMG" в области классики. …Это уже четвертый диск пианиста, выпущенный "Sony BMG". До этого он записал сочинения Стравинского, Чайковского, Шостаковича. А на подходе пятый CD - "живой" концерт из Карнеги-холл. Планы Дениса Мацуева также радуют новизной: артист признался, что хочет расстаться с имиджем "вечного" исполнителя Первого концерта Чайковского. Он пополнил свой репертуар Первым концертом Рахманинова, так что, возможно, мы будем свидетелями рахманиновского "марафона": четыре концерта и Рапсодия на тему Паганини в два вечера. Также им намечены на следующий сезон исполнения Концертов Скрябина, Римского-Корсакова, Второго и Третьего концертов Чайковского.

-------------
Я вчера купила этот диск. Послушать целиком не успела – только фрагменты. Впечатление очень хорошее. Кто-нибудь уже слушал?
Также купила новый диск Volodos plays Liszt – о нём была хорошая пресса, также помню восторженные отклики на какой-то относительно недавний концерт Володося, где, в частности, были исполнены произведения Листа. Этот диск тоже пока не послушала.
Интересно, что в буклетах к соответствующим дискам оба пианиста названы "New Horowitz". Есть ли на то основания – я имею в виду по манере игры, а не в связи с «приношениями» и проч. (она у них весьма различается, мне кажется)?


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #56 : Март 18, 2008, 13:46:44 »
Планы Дениса Мацуева также радуют новизной: артист признался, что хочет расстаться с имиджем "вечного" исполнителя Первого концерта Чайковского. Он пополнил свой репертуар Первым концертом Рахманинова, так что, возможно, мы будем свидетелями рахманиновского "марафона": четыре концерта и Рапсодия на тему Паганини в два вечера. Также им намечены на следующий сезон исполнения Концертов Скрябина, Римского-Корсакова, Второго и Третьего концертов Чайковского.

4 концерта и Рапсодия Рахманинова в 2 вечера - это реально, другое дело, очень ли это надо ?
Помню, у нас так играл Донохоу - за 2 вечера все произведения Рахманинова для ф-п с оркестром.
Другое дело, очень ли нужны такие нагрузки ? Или продолжается век рекордов - все концерты Чайковского, все концерты Баха, все концерты Рахманинова, все концерты Листа и т.п. ?
Мне кажется, что абонемент на все концерты Рахманинова был бы лучшим решением.
А что касается "вечного" исполнения 1-го концерта Чайковского, то можно взяться за авторские его редакции, "починить" трактовку в авторском духе, да и сыграть действительно "по-новому". То же самое можно сделать применительно к 3-му концерту Чайковского - играть не одну лишь 1-ю часть, а весь концерт целиком в 3-х частях с использованием оркестровой реконструкции Танеева и ф-п партии солиста из автографа автора.
Концерт Скрябина, честно говоря, кажется мне не слишком соответствующим манере Мацуева, а вот Концерт Римского-Корсакова любопытно будет послушать !

Также купила новый диск Volodos plays Liszt – о нём была хорошая пресса, также помню восторженные отклики на какой-то относительно недавний концерт Володося, где, в частности, были исполнены произведения Листа. Этот диск тоже пока не послушала.
Интересно, что в буклетах к соответствующим дискам оба пианиста названы "New Horowitz". Есть ли на то основания – я имею в виду по манере игры, а не в связи с «приношениями» и проч. (она у них весьма различается, мне кажется)?

Да уж :)
Володось всё-таки явление исключительное - в плане стилевой адекватности я его ставлю даже повыше Горовица, а что касается механики игры, то он ему ничуть не уступает. Другое дело, что Володосю почти не свойственен т.н. "демонизм" - его игра гораздо более спокойна, чем Горовицева, я бы даже выразился, что в глубине своей умиротворённа.
Оба они - и Мацуев, и Володось, мало похожи как друг на друга, так и на Горовица :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #57 : Март 19, 2008, 10:05:47 »
Predlogoff
Цитировать
4 концерта и Рапсодия Рахманинова в 2 вечера - это реально, другое дело, очень ли это надо ? Помню, у нас так играл Донохоу - за 2 вечера все произведения Рахманинова для ф-п с оркестром. Другое дело, очень ли нужны такие нагрузки ? Или продолжается век рекордов - все концерты Чайковского, все концерты Баха, все концерты Рахманинова, все концерты Листа и т.п. ?
Да, это, пожалуй, перебор. И для исполнителя, и, думаю, для зрителей.
Может быть, это удобно, если ездить с такой программой?
3-4 апреля в Большом зале ММДМ Джон Лилл с НФОР и Спиваковым исполняют все концерты Бетховена: 1,2,3 - 3 апреля, 4 и 5 - на следующий день.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #58 : Март 19, 2008, 10:15:39 »
3-4 апреля в Большом зале ММДМ Джон Лилл с НФОР и Спиваковым исполняют все концерты Бетховена: 1,2,3 - 3 апреля, 4 и 5 - на следующий день.

И всё же в смысле нагрузки не сравнить.
Но я не против интегралов, я всего лишь сомневаюсь, что их надо паковать столь плотно :)
Наверное вы правы в том, что это "удобно" для гастролей, т.е. в каком-то смысле "рыночно".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #59 : Март 31, 2008, 12:44:55 »
Денис Мацуев стал одним из немногих счастливчиков, удостоенных чести играть на рояле Сергея Васильевича Рахманинова на его швейцарской вилле "Сенар". Вслед за Михаилом Плетневым он получил от внука композитора Александра право осуществить запись компакт-диска с сочинениями Рахманинова, и не просто записать, а представить миру два неизвестных ранее сочинения композитора. Первое - Фуга ре минор, ученическая работа студента Московской консерватории Сережи Рахманинова, написанная в классе А.Аренского. Долгое время были известны первые две страницы Фуги, однако недавно нашлась и третья - в архивах ГЦММК имени Глинки.
Второй опус - авторская версия для фортепиано оркестровой Сюиты ре минор. Как гласят исторические факты, молодой музыкант отправил Сюиту П.Чайковскому, желая получить его отзыв. Потом рукопись затерялась, и следы ее обнаружились только теперь, вновь в том же Музее имени Глинки, в фонде А.Зилоти, педагога Рахманинова по фортепиано.
Также в диск вошли три Этюда-картины из ор. 39, Вторая фортепианная соната (вторая редакция), Прелюдии соль минор и соль-диез минор.

Послушал я эти фонограммы, остался очень доволен.
По сути дела Мацуев своей записью заложил "традицию" исполнения этих пьес - т.н. "фуги" и Сюиты.
Считаю фугу "так называемой", ибо она мало соответствует этому названию - напоминает в лучшем случае "фугато", но сама музыка очень симпатична. Забавляет меня также то, что в середине пьесы звучит кусок из e-moll-ного "Муз.момента" Рахманинова, причём, в тональности e-moll :)) Любопытно было бы узнать, что же появилось раньше - этот кусок, весь остальной "момент" или данная т.н. "фуга" ? :)
В Сюите мне нравится лишь 1-я часть, хотя в варианте для двух рук вся Сюита изложена великолепно как вполне совершенное ф-п сочинение. Если бы я не знал истории её создания, то мне бы даже в голову не пришло, что подразумевалась вещь для оркестра или другого состава, т.е. всё сделано очень импозантно-пианистично, хотя и в духе "фортепианного симфонизма". Что касается самой музыки, то по бОльшей части она откровенно слаба, так что не удивительно, что Чайковский, по-видимому, вследствие присущей ему деликатности, избежал необходимости давать отзыв об этой музыке :) И предпочёл эту Сюиту "потерять", передав Зилоти или ещё кому-то.
Кстати, поразительно, что архивы музея Глинки не могут до сих пор разобрать - в своё время меня поразила история с архивом Алябьева: лишь во время ВОВ, когда консерватория эвакуировалась, откуда-то из запасников на голову исследователям с полки упала пачка нот Алябьева ! А там лежали сотни его произведений разных жанров - просто чудо какое-то !
Помню, рассказывали, как Э.Г.Гилельс взялся играть его ф-п Трио - сначала морщился, дескать, Алябьев дилетант, что он там мог написать, потом решил поиграть кое-что с листа, а потом, увидев ноты и сложность ф-п партии, сказал, что он, пожалуй, сначала позанимается, а потом сыграет :))
Вот так ! :)

Сонату Рахманинова я слушать не стал, Прелюдии сыграны отлично, с этаким "металлом" в звуке, а вот Этюд-картина D-dur в его исполнении мне не понравился - сыграно быстро и суетливо, а тут должен быть размах, ширь народного праздника, а не суета.
Что касается т.н. "фуги" и Сюиты, то это эталонная игра.

Но я не понял фразу из цитированного сообщения прессы - "Вслед за Михаилом Плетневым".
Что такое ?
Плетнёв тоже сыграл оба эти найденных произведения ?
« Последнее редактирование: Март 31, 2008, 14:54:36 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 664
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #60 : Март 31, 2008, 14:36:24 »
Но я не понял фразу из цитированного сообщения прессы - "Вслед за Михаилом Плетневым".
Что такое ?
Плетнёв тоже сыграл оба эти найденных произведения ?
Речь о том, что Плетнёв уже записывал диск из произведений Рахманинова на этом же рояле. Правда, не "неизвестные произведения".

Оффлайн Капитан Немо

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 357
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #61 : Апрель 01, 2008, 01:51:04 »
Володось всё-таки явление исключительное - в плане стилевой адекватности я его ставлю даже повыше Горовица, а что касается механики игры, то он ему ничуть не уступает. Другое дело, что Володосю почти не свойственен т.н. "демонизм" - его игра гораздо более спокойна, чем Горовицева, я бы даже выразился, что в глубине своей умиротворённа.

Совершенно не согласен. Уж я Володося слушал почти каждый день на протяжении 2 лет (мы вместе учились в Мерзляковке и дружили), так вот "демонизма" у него выше крыши. Равному ему по энергетике я никогда не слышал.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #62 : Апрель 01, 2008, 15:16:25 »
я Володося слушал почти каждый день на протяжении 2 лет (мы вместе учились в Мерзляковке и дружили), так вот "демонизма" у него выше крыши. Равному ему по энергетике я никогда не слышал.

Вы сподвигли меня на громадную тему, которой конца не видно, но я всё же её попробую начать:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=840.0

Там я решил начать как раз с Володося и объяснения моих слов о нём, тем более, что данный поток посвящён не ему, а на самостоятельный поток о Володосе у меня не хватит вдохновения :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #63 : Апрель 11, 2008, 10:35:15 »
Денис Мацуев в мае исполнит практически целиком программу c диска Unknown Rachmaninov:

18 Мая 2008 г.
Денис Мацуев

Рахманинов
Вариации на тему Корелли, соч. 42
Этюд-картина ля минор, соч. 39 № 2
Этюд-картина ля минор, соч. 39 № 6
Этюд-картина ре мажор, соч. 39 № 9
Сюита для оркестра ре минор (1891, версия для фортепиано)
Соната № 2 си-бемоль минор, соч. 36


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #64 : Апрель 11, 2008, 10:49:07 »
Денис Мацуев в мае исполнит практически целиком программу c диска Unknown Rachmaninov:

Да, кроме "Корелли". Вообще, хороший должен быть концерт, но всё это звучит на диске, к тому же я уже подустал в этом сезоне от Мацуева и поэтому, пожалуй, не пойду :))
Но остальным, особенно тем, кто его диска не слушал, очень рекомендую сходить и послушать, тем более, что в концерте он всегда выдаёт более горячное, эмоциональное исполнение :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #65 : Апрель 11, 2008, 11:01:56 »
Я ведь так и не послушала "нормально"  :))
А у нас 07 мая должен состояться такой концерт:
-------
Денис Мацуев "Классика и джаз"

7 мая в Смольный собор
прозвучат популярные классические произведения в оригинальной джазовой обработке Дениса Мацуева, а также сочинения признанных классиков джаза - Эллингтона, Гершвина, Копленда, Стейнхорна, Дунаевского, Гараняна, Дрезнина и многих других.

Вместе с Денисом Мацуевым в концерте-импровизации выступят его постоянные партнеры джазовых программ: саксофонист Георгий Гаранян, виолончелист Борислав Струлев, контрабасист Андрей Иванов и Дмитрий Севастьянов (ударные). 
-------
Вроде и интересно, но, боюсь, при моем отношении к джазу, мне будет не высидеть концерт :))) Так что даже не знаю, что и делать :)


Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 664
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #66 : Апрель 11, 2008, 13:58:52 »
На бис были сыграны:
1) Прелюдия Рахманинова gis-moll
2) Григ, "В пещере горного короля" в транскрипции Мацуева.

Григовская "Пещера" в его транскрипции – я даже не уверен, что она записана пианистом нотами ! – выглядит как неумолимо надвигающаяся лавина. Ближе к её завершению пианист играет на пределе своих технических возможностей, эффектно заканчивая пьесу едва ли не "кластерами", исполняемыми чуть ли не кулаками :))
И если прелюдия словно бы "подвела итог" исполнительскому настроению, в котором был выдержан ф-п концерт, то пьеса Грига как бы вернула слушателей к действительности, напомнив аудитории, что перед ней один из лучших наших пианистов и замечательно оснащённый виртуоз. Впрочем, исполнение Грига в своём роде логично: ведь это один из любимейших композиторов Рахманинова; в частности, первая редакция рахманиновского 1-го ф-п концерта содержит отчётливые следы вляния музыки Грига, гораздо более явные, нежели те, что остались во второй редакции, "бриллиантовой", по удачному выражению Асафьева, которая и была исполнена Мацуевым. Однако и во второй редакции, содержащей следы григовского влияния в опосредованном виде, сохранился аромат чистоты и гармонической свежести, который ощущается даже сегодня.
Маленькое примечание: Денис уже играл "Пещеру" в БЗК в июне 2006 года и тогда говорил мне, что обработа эта принадлежит Г. Гинзбургу, так что допускаю, что она всё же записана нотами.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #67 : Апрель 11, 2008, 14:27:48 »
Маленькое примечание: Денис уже играл "Пещеру" в БЗК в июне 2006 года и тогда говорил мне, что обработа эта принадлежит Г. Гинзбургу, так что допускаю, что она всё же записана нотами.

Все транскрипции Гинзбурга изданы, а я так и не удосужился проверить по нотам - мне казалось, что Мацуев привносит бОльшую гармоническую остротУ, добавляя многое от себя.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 664
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #68 : Апрель 12, 2008, 01:14:02 »
Все транскрипции Гинзбурга изданы, а я так и не удосужился проверить по нотам - мне казалось, что Мацуев привносит бОльшую гармоническую остротУ, добавляя многое от себя.

Да, это возможно. Впрочем, сам Денис считает это переложением Григория Романовича, а не своим переложением переложения Григория Романовича.  :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #69 : Апрель 22, 2008, 17:53:09 »
сам Денис считает это переложением Григория Романовича, а не своим переложением переложения Григория Романовича.  :)

Я никак не доберусь до этой транскрипции, чтобы проверить лично !
Если она у Вас есть, разместите ноты или дайте ссылку - я проверю, и если основные идеи Гинзбурга Мацуевым сохранены, я подкорректирую свой пост.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #70 : Июнь 09, 2008, 09:03:34 »
06 июня. Мариинка

В минувшую пятницу Д. Мацуев представил программу «Неизвестный Рахманинов» в Санкт-Петербурге, в концертном зале Мариинского театра.

Будучи знакома с программой по соответствующему диску, не собиралась первоначально идти на этот концерт, но так получилось, что пошла за компанию.
Ознакомившись с разгромной критикой Дм. Ренанского, который, надо отдать ему должное, активно посещает различные мероприятия и оперативно о них пишет,  решила написать несколько слов. (Вот не понимаю, где же отзывы других петербургских критиков – так, ждала-ждала, что хоть кто-то что-нибудь напишет про премьеру симфонии С.Слонимского, но не дождалась, реагируют только на такие события, как выход  Шнурова в «Бенвенуто». О концерте Володина, кроме Ренанского, тоже никто не написал.)
Так что американским записям Рихтера, видимо, пока придётся подождать.  :))))
Материал Ренанского здесь: http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/1395/

В первом отделении прозвучали сочинения Рахманинова, давшие название программе – сюита для оркестра в фортепианном  варианте и фуга. В их обрамлении исполнены «Вариации на тему Корелли».

Сюита и фуга были преподнесены в той же подаче, что и на диске.  В соответствии с духом рахманиновского творчества. Что касается музыки сюиты, то всё-таки откровенно слабой я бы её не назвала, но,  соглашусь, что более интересной является первая часть, про остальные я бы сказала, что они симпатичны (причем по нисходящей). Удивительно, что в музыке первой части сюиты уже есть ростки его последующих произведений, в том числе великих концертов.

О «Вариациях на тему Корелли» хочется сказать особо. Другие исполнявшиеся в концерте произведения есть в записи на диске, а вариации в исполнении Мацуева я слышала впервые. Меня это исполнение заинтересовало. Мне показалось, что пианист в интерпретации произведения пошел примерно по тому же пути, что и при исполнении «Рапсодии на тему Паганини» - отражения  индивидуальности каждой вариации. Однако основные «грани» формы обозначены у него группами вариаций, в которых последующая продолжают линию, намеченную предыдущей. Так, 6 и 7 развивают инфернальную проблематику 5-й. А в 16-й и 17-й обыгрывается лирика 14-й и 15-й. Борьба «светлого» и «темного» разыгрывается в 18-й, продолжается в 19-й вариации,  а в 20-й «демоническое» приобретает масштабы вселенского вихря. Последние повторяющиеся басовые ноты перед кодой  исполнены пианистом не с глухой злобой, а с нескрываемым злорадством, они звучат быстро, довольно безжалостно, настойиво и без доли сомнений.

Я несколько удивилась тому, что, как мне послышалось, в трактовке Мацуева многие вариации прозвучали довольно мрачно (а не просто яростно или с дьявольским огоньком, что от него можно было ожидать), и лиричные эпизоды он не особенно «высветлял» - скорее,  они  сыграны в духе размышлений. Очень печально проведена исходная тема в начале произведения. В целом цикл исполнен более страстно, чем, например, в трактовке Плетнева – который проводит все вариации весьма сурово, но в то же время в основном скрывает «зло» под  маской «цивильности». Между тем лирика у Мацуева  не  становится акцентированной – такие исполнения тоже приходилось слышать.

И ещё. Хотя г-н Predlogoff со мной спорил в данном потоке по этому поводу, всё-таки практика джазового исполнительства Мацуева – я ещё раз в этом убедилась – даёт о себе знать в исполнении музыки Рахманинова. Пианист заостряет ритмы и, мне кажется, сознательно или неосознанно подчеркивает отдельные блюзовые моменты в музыке. Например, если послушать 8-ю или 13-ю вариации. Кроме того, мне показались любопытными 14 и 15 –я вариации, в которых проявляется лирическое песенное начало. Здесь у меня возникало ощущение, что Мацуев как бы примеряет на этих вариациях «блюзовую» и «русскую» песенность, они как будто взаимопроникают и противопоставляются. Возможно, что это есть и в музыке, но в игре Мацуева, по-моему, это получилось выпукло. Относительно 16-й и 17-й вариаций мне показалось, что в них у Мацуева «русское» главенствует. (Кстати, довольно любопытны упрямые «взбрыкивания» в левой руке в 17-й вариации.) Песенной по характеру является и 4-я вариация, и здесь пианист тоже это подчеркивает, в её развитии при переходе в низкий регистр можно  увидеть в басах  и подчеркивание разрастания мелодии, и, возможно, оновременно отзвуки «погребального» шествия.

В целом по трактовке «Вариаций на тему Корелли» Мацуева следует также отметить усиление имеющихся в произведении контрастов, появляющееся и в ритмике, и в динамике звучания. Кода сыграна светло и, мне показалось, с оттенком «незавершенности».
Возможно, конечно, многое здесь – мои домыслы :))))).
Хотелось бы обсудить это исполнение.

Второе отделение началось с 3-х этюдов картин (№ 2,6,9) и прелюдии №12 ор. 32. Исполнены они в том же духе, что и на диске. Можно было бы выделить 6-й этюд-картину, который, по-моему,   прозвучал в довольно резкой, конфликтной манере, очень отличной от авторского исполнения. Так, уже первые пассажи  звучат рывком, пианист делает два стремительных "броска". Сам Рахманинов в этом месте больше осторожничает и «подкрадывается» перед прыжками. Да и дальше у автора больше «маневров». У Мацуева всё лицом к лицу.

В завершение  основной программы сыграна вторая соната. Ренанскому, как я увидела, везде видится у Мацуева развал формы -  и в сюите, и в вариациях, и особенно в сонате, исполнение которой он сравнивает с бусами из фальшивого стекла (интересно, что значит «фальшивое стекло»?). Я не согласна по поводу развала формы в сюите и в вариациях – мне кажется, там всё было на месте. В сонате – может быть (такие мысли возникали во время её исполнения), но, мне кажется, всё-таки отчасти. И категорически не согласна с «фальшивостью» (как следует из дальнейшего текста, фальшивость критик связывает с коммерческим успехом и внешней броскостью игры). В какой-то мере это есть (про броскость). Но между тем Мацуев за роялем очень органичен. В его игре – и в этой сонате тоже – проявляются спонтанность, стихийность, порывистость. Не всегда на пользу, но в то же время есть и какая-то радость творчества, искренность, естественность, которая  передается залу. Не думаю, что его громыхания и довольно тяжелые удары по клавишам (в антракте над инструментом даже работал настройщик) исключительно наносные.

На бисах Мацуев исполнил разнохарактерные произведения. Изящно сыграна «Музыкальная табакерка» Лядова. К экспромту Шуберта Мацуев подошёл как к полноценному  пункту концертной программы. Прозвучал очень выразительно. На последних же бисах пианист решил довести публику до экстаза. И если в «Пещере горного короля» Грига нарастание скорости и мощи укладывается в замысел произведения, то на материале финала 7-й сонаты Прокофьева Иацуев, видать, просто решил показать, на что он способен, не сообразуясь ни с чем. Григ прозвучал, мне кажется, менее отточенно, чем в записи из БЗК. Может, виновата акустика нашего зала – но к концу отдельные звуки сложно было различить, темп был сумасшедший, все сливалось. (Вероятно, что и педалью пианист работает широко). То же - в завершении прокофьевской сонаты.
Запредельный темп и темпераментная подача вызвали визги восторга у зрителей.   

Желающих купить диск и попросить автограф у пианиста (перед началом 2 отделения было сделано объявление, что через 15 минут после окончания концерта в фойе можно будет встретиться с пианистом и взять автограф) оказалась большое количество. Было бы любопытно посмотреть, что там будет, но можно было предложить, что, скорее всего,  это будет поток «обожательных» возгласов в атмосфере общего воодушевления. Потому не захотелось ждать и оказаться в толпе.
Но вообще, так или иначе, эмоциональное воздействие от концерта оказалось довольно сильным.

Оффлайн Сергей_Quark

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 4 984
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #71 : Июнь 09, 2008, 11:26:36 »
Уважаемая  Кантилена!

Большое Вам  спасибо за отзыв. Я несколько раз слышал Дениса Мацуева  в СПб.  Это очень  умный пианист  с прекрасной техникой и его учитель - профессор Московской филармонии С.Доренский - может  гордиться своим учеником. У него удивительный звук.  Я  считаю, что все эти обвинения в том, что  Д.Мацуев  пользуется  многими приемами  шоу-бизнеса - абсолютно беспочвенны.   
 
Мне кажется, что  вашей рецензии подмечена  одна  важная   деталь:  "пианист заостряет ритмы и, мне кажется, сознательно или неосознанно подчеркивает отдельные  блюзовые моменты в музыке".  Здесь  есть  предмет для  обсуждения. 

На мой вгляд, очень трудно играть  джаз   и классику одновременно, а Д.Мацуев делает это довольно часто.  Автоматизм  нервной системы  мозга  может  привести  к  ошибке  в  извлечении звука. Это может быть произведено помимо  сознания  и ненужная джазовая  синкопа   неожиданно "выскочит"  в классическом произведении. 

Что-же касается рецензии Д.Ренанского, то либо это заказная статья, либо в ней  проявляются  какие-то собственные комплексы неполноценности ее автора.  А может быть, это обычная черная зависть, которая  свойственна  многим   представителям художественного мира.
« Последнее редактирование: Июнь 09, 2008, 12:15:04 от Сергей_Quark »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #72 : Июнь 09, 2008, 12:08:56 »
американским записям Рихтера, видимо, пока придётся подождать.  :))))
:))
А нас никто не торопит с оценками, потому что это не вчера было Рихтером сыграно и давно уже вошло в историю, поэтому можно лишь соприкоснуться и сделать для себя какие-то выводы. Я буду потихоньку дополнять тот поток комментариями, вы их там увидите.
А вот искусство Володина и Мацуева, наших ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ пианистов, каждого из которых я ценю, несмотря на критические замечания в адрес обоих, надо спешить оценивать сегодня, потому что они оба столь стремительно меняются, что запросто можно прозевать какой-нибудь качественный скачок в их эволюции, как вот это постоянно случается с г-ном Ренанским, который как упёрся 10 лет назад в одно своё мнение, так и продолжает талдычить одно и то же, как будто ничего нового с тех пор не произошло. Об этом тоже, т.е. об "оглохшей" критике, я кое-что выскажу в процессе обсуждения, потому что уже, честно, заколебала эта его манера швыряться званием "гения". После его статей такое впечатление, что куда ни плюнь, всенепременнейше попадёшь в гения. Особенно если плеваться в Петербурге: из него питерский снобизм так и прёт ! Уж на что москвичи снобы, но даже они, включая меня, удивляются такой развязной чванливости :))
Что касается концерта Мацуева, то я обязательно ознакомлюсь с материалами и изложу свои соображения.
Кстати сказать, на аналогичный концерт в Москве я не пошёл, потому что подустал от пианистов, но теперь вроде я готов выслушать очередную порцию :) Тем более, что Володина уже послушали, причём, С ИНТЕРЕСОМ послушали, так что можно продолжить.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #73 : Июнь 10, 2008, 10:08:42 »
Будучи знакома с программой по соответствующему диску, не собиралась первоначально идти на этот концерт, но так получилось, что пошла за компанию.
Ознакомившись с разгромной критикой Дм. Ренанского, который, надо отдать ему должное, активно посещает различные мероприятия и оперативно о них пишет,  решила написать несколько слов
:))
Если кто-то пишет слишком оперативно, то рискует разместить много глупостей :)
Но по порядку.
Любопытен отзыв на игру Султанова, который мне удалось разыскать в справочнике. Там, в частности, пишут, что Султанов "пианист инициативный, с незаурядными виртуозными возможностями. Быть может, именно поэтому создалось впечатление, что пока техника юноши обогнала его художественное мышление, и намного. Отсюда в сыгранных им Первом концерте Чайковского, Пятой сонате Скрябина и Третьей Шопена — тяготение к быстрым и сверхбыстрым темпам, к громкой и сверхгромкой динамике. Казалось, пианиста особо не заботят «стратегические» проблемы, чрезвычайно важные в столь масштабных композициях. В каждый данный момент он играл только то, что «здесь и теперь». Конечно, юный пианист увлекает напористостью, феноменальным исполнительским   аппаратом,   в   частности, мощными октавами и аккордами. И это увлекает аудиторию, ощущающую «искру божью» в игре А. Султанова".
Если бы в этом отзыве заменить фамилию пианиста, убрать слова про "искру божью" и приписать отзыв г-ну критику, то можно было бы подумать, что речь идёт о Мацуеве и всегдашней предубеждённости пишущего против него :))
Но нет, друзья мои, речь идёт о том, о ком идёт.
Однако о Султанове я вспомнил не только потому, что его помянул критик, а ещё и потому, что исполнения финала 7-й сонаты Прокофьева Мацуевым и Султановым буквально, как две капли воды, похожи :). Причём, я с сожалением должен отметить, что оба исполнения безобразны и сыграны в типично "бисовой" манере (Кантилена права). В этом можно убедиться, если обратиться на youtube, где лежит конкурсное исполнение 7-й сонаты Султановым – исполнение, по всем статьям возмутительное. За такое исполнение надо не только что снимать с конкурса, что и было сделано, а вообще штрафовать "за нарушение прав потребителя".
Но если для Султанова подобное исполнение этой сонаты было "нормой", то для Мацуева это печальное исключение.
Конечно, благодаря его пианизму, даже такие загнанные темпы и динамика не вышли из-под контроля Мацуева, в частности, если сравнить его исполнение с недавней игрой Володина, которой восторгался г-н критик, сравнивая его исполнение финала 7-й сонаты Прокофьева с "заклинившей машиной", то у Мацуева ритм всё же прослеживался и ритмической каши не было ! :)
Но я с сожалением должен отметить, что это, конечно, "силовая игра". Восторги были не меньшие, чем в своё время на выступлении Султанова на конкурсе 1998 года, где тот почти так же отгрохотал эту часть. Должен сказать, что я тогда освистывал его исполнение, но мои свистки потонули в восторженном рёве публики.
Кстати, критик врёт: парализовавший инсульт случился у Султанова в 2001 году.
Вот материал:

http://www.lifanovsky.com/2005/07/01/umer-pianist-alexei-sultanov/

Как видите, к моменту удара у Султанова всё было хорошо в плане карьеры и сближать по времени его инсульт и отстранение от 3-го тура на конкурсе 1998 года – это передёргивание.
Кроме того, на тот конкурс с явным прицелом на 1-е место ПОВТОРНО приехал В.Руденко, были и другие сильные пианисты, но Мацуев в процессе соревнования растолкал их всех и вполне ЗАСЛУЖЕННО, что я могу ЛИЧНО подтвердить, т.к. следил на тем конкурсом, занял своё законное 1-е место, а Руденко – следующее, 2-е. Так что если следовать "логике" г-на критика, то их обоих, да ещё Ф.Кемпфа впридачу, занявшего 3-е место, можно "обвинить" в том, что Султанов, дескать, не стал лауреатом того конкурса.
Вообще, эти сказки про то, как Султанова якобы "затёрли" по жизни "плохие люди", начинают уже раздражать своей назойливостью и безосновательностью. Султанова преследовали какие-то роковые неудачи: в 1986 году на конкурсе Чайковского ему упала на руку рояльная крышка, после этого мучительная реабилитация и попытки сделать широкую музыкальную карьеру, победы на зарубежных конкурсах, но в 1998 – неудача на другом конкурсе Чайковского, в 2001 – инсульт.
Вообще, когда я сегодня смотрю на его ужасную судьбу (никому не пожелаю такого стечения обстоятельств), то отчётливо вижу, что ему надо было бросать музыку уже в 1986 году, когда ему грохнуло крышкой по руке – это был ЗНАК !
Но он не понял этого намёка судьбы. Я уверен на все 100%, что если бы он бросил тогда музыку как такое занятие, которым ему не следовало заниматься, истязая свой организм, то он был бы жив и прожил бы долгую и счастливую жизнь. Но, видно, не судьба – есть такие люди, которым без славы и успеха – "и жизнь не в радость", поэтому, думаю, он был обречён в любом случае. Его организм был слишком хрупок для тех чудовищных нагрузок, которые он на себя взвалил – можно сказать определённо: профессия его раздавила.
Жестокий урок многим.
Я повторяю, судьба его ужасна и по-человечески мне его очень жаль, а потому я избавляю себя от необходимости рассматривать его игру – у кого есть уши, тот сам поймёт, а у кого нету – так тем и объяснять бестолку.
Но и пытаться намекать на чью-то "вину" и спекулировать на его смерти, выставляя её В УКОР другим, т.е. тем, кто его по жизни обошёл и оказался более успешен во всех отношениях, на мой взгляд, подло.


По поводу "клавиатурных истерик" – это, пожалуйста, недавняя игра Володина в Муз.моменте Рахманинова e-moll. Так что не надо далеко ходить. Точно так же, кстати, можно охарактеризовать и игру Султанова на конкурсе 1998 года.
Ещё меня ужасно удивили слова критика о том, что "слышно не то, что написано в нотах".
Вот как говорят в таких случаях в народе, "чья б корова мычала..." !! :))
Это он-то будет нам про "ноты" рассказывать ?? Он, который восторгается ЛЮБОЙ отсебятиной и в оперных постановках, и в ф-п игре тех пианистов, к которым по какой-то случайности (или закономерности) благоволит :)) Он, брезгливо отворачивающийся от любых традиций и всё время недоумевающий, зачем следовать авторскому замыслу :)) Смешно, ей-богу !
ВСПОМНИЛ вдруг про ноты. Вот умора !
Воистину, "двойные стандарты".
Что касается исполнения Мацуевым экспромта Ges-dur Шуберта, то честно сказать – не ожидал от него открытий в этом до смерти заигранном произведении и всё же открытие произошло !
Это было просто чудо: обычно в этом Экспромпе музыковеды в своих трудах отмечают, а пианисты своей игрой подчёркивают "классицистские" его черты, одни на словах, а другие своим исполнением сближая его с ранним Бетховеном, Моцартом и Гайдном, как бы вопреки трафаретному мнению о Шуберте как о "первом романтике". Но Мацуев ОЧЕНЬ убедительно представил эту пьесу именно как абсолютно романтическую, глядящую далеко в романтическое и даже в постромантическое будущее, со всеми признаками романтико-импрессионистских пианистических приёмов – он сыграл однообразно повторяющиеся фигуры аккомпанемента мерцающим, бликующим звуком, напоминающим о фактуре позднего Листа, Дебюсси и Скрябина, т.е. о такой фактуре, при исполнении которой более важно произвести некое интегральное ВПЕЧАТЛЕНИЕ, нежели преподать отчётливость каждого составляющего её звука. Это была подлинная находка, всё звучало просто чудесно, я никогда не слышал ничего подобного в ЭТОЙ вещи ! Один такой "бис" подчас стоит целого концерта иного пианиста !
Что касается "Вариаций на тему Корелли", то я ещё никогда не слыхивал их сыгранными столь откровенно ЗЛО и даже инфернально. Кантилена метко сказала о Плетнёве, одним из "коньков" которого когда-то была эта вещь, что у него инфернальное "цивилизовано", а я бы ещё от себя добавил – подано "как в театральной пьесе", т.е. преподнесено немного деланно "по-актёрски" и даже где-то как-то манерно.
А у Мацуева тут – нечто жутко ФАТАЛЬНОЕ словно выступает без театральной маски, как бы "от себя": эстрадно-театральная условность вдруг исчезает и мы неожиданно оказываемся с чем-то инфернальным лицом к лицу.
Опять-таки я был удивлён СИЛОЙ этого впечатления – иной раз выглядело по-настоящему УСТРАШАЮЩЕ. Я с удивлением даже отмечаю наличие в такой подаче чего-то ЛИЧНОГО, словно привнесённого Мацуевым из собственного жизненного опыта. И тут вдруг подумалось – а так ли уж безоблачна жизнь людей, которых мы считаем баловнями судьбы и счастливцами, если, разумеется, они заработали свою славу каторжным трудом и поднялись своими усилиями, а не на биржевых спекуляциях и не на торговле нефтью, полученной на уворованных в "лихие 90-е" скважинах ?
Злость, с которой Мацуев подавал "Вариации", навеяла именно такие мысли.
Я никогда не любил эту вещь Рахманинова, пожалуй, не люблю её и сейчас, но я вижу, что и она может производить впечатление в опытных руках – на мой взгляд, в идейном плане в ней тоже отразился какой-то "личный момент" самого автора, малопонятный окружающим, но иногда будто "попадающий в резонанс" с настроением исполнителя, и в такой ситуации сразу выявляется вся жуткая чертовщина заключённых в ней при сочинении кошмаров.
Я совершенно согласен с Кантиленой в том, что Мацуев тут продолжил ту же линию выстраивания формы, которой он придерживался и в "Рапсодии на тему Паганини" – т.е. пошёл по пути подчёркивания индивидуальных черт каждой вариации, а также по пути объединения вариаций в компактные и зачастую противопоставляемые в художественном плане группы. Т.е. он опять строит форму на контрастах, а не на внешних, механически объединяющих факторах, например, темповых и динамических (догадываюсь, что такой способ выстраивания формы находится за пределами понимания некоторых критиков :)). В частности, эти резкие исполнительские контрасты тоже играют немаловажную роль в том интегральном впечатлении жути и ужаса, которыми веет от этого сочинения при таком способе подачи. Если в "Рапсодии на тему Паганини" всё же довольно много "эффектов", театральной показухи, даже, пожалуй, "балетности", фокусов, "пианистической риторики", и, если вспомнить выражения Скрябина, Сатана тут салонный, импозантный, то в "Вариациях на тему Корелли" с их скупыми выразительными средствами заключено "настоящее зло" - за всем этим уже не спрячешься, изобразив "страсти понарошке", за них необходимо браться всерьёз, иначе лучше вообще не браться.
На мой взгляд, "Вариации на тему Корелли" - это большая удача Мацуева.
По поводу "джазовости", о которой мне настойчиво напоминают в связи с игрой Мацуева: да, БЫЛА тут "джазовость", "блюзовость", на сей раз я не берусь объяснить эти эффекты вариабельностью параметров самой музыки, как то возможно было в 1-м концерте Рахманинова – к примеру, всё в тех же "Вариациях" это отчётливо ощущалось. На мой взгляд, сие слушалось великолепно, но я не готов обсуждать, насколько это стилистически соответствует рахманиновскому вИдению этой вещи – вполне возможно, правы те, кто утверждает, что в зарубежный период он начал проникаться сторонними, в т.ч. и джазовыми влияниями, почему бы и нет ? Но утверждать вослед за его внуком, что за рубежом Рахманинов перестал быть русским композитором и сделался гражданином мира (на нашем форуме есть ссылка на это интервью), в т.ч. и музыкального мира, я не готов. Однако под руками Мацуева то, что называют "джазовостью", выглядит очень органично, а потому может быть выявлено лишь при сравнении со строгим исполнением, например, таким, какое дают Рихтер или Луганский. Между прочим, если уж вспоминать об этом, то в джазовости можно "уличить" и Д.К.Алексеева тоже :) Но у него было наоборот: он не джазовость привносил в классику и романтику, а наоборот - классическую строгость привносил в джаз. Однако отрицать, что и у него тоже происходила частичная стилевая диффузия, означало бы идти против фактов. Другое дело, что это явление не назовёшь "отрицательным" или "положительным" – оно просто ИНОГДА наличествует, вот и всё, что я могу по такому поводу сказать :))

« Последнее редактирование: Июнь 11, 2008, 10:11:37 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Денис Мацуев (р.1975)
« Ответ #74 : Июнь 10, 2008, 16:56:57 »
 :) Благодарю за высказанное мнение.

Predlogoff
Цитировать
у Мацуева тут – нечто жутко ФАТАЛЬНОЕ словно выступает без театральной маски, как бы "от себя": эстрадно-театральная условность вдруг исчезает и мы неожиданно оказываемся с чем-то инфернальным лицом к лицу.
Опять-таки я был удивлён СИЛОЙ этого впечатления – иной раз выглядело по-настоящему УСТРАШАЮЩЕ.

Вам тоже так показалось…
Для меня это стало полной неожиданностью. Именно в интерпретации Д. Мацуева. Я даже какое-то время думала, что, может быть, это мои личные ощущения и что, может быть, я переношу их на данное исполнение.  Потому переслушала запись перед тем, как писать на форум. И решила, что всё-таки что-то мрачное, фатальное, зловещее в трактовке имеется и выражено очень явственно.
В этом концерте, по моим ощущениям, «Вариации…» стали центральным пунктом программы. Кроме того, мне показалось, что они отбрасывали тени и на некоторые из последующих прозвучавших в концерте рахманиновских сочинений.

Predlogoff
Цитировать
это явление /черты джазового исполнительства/ не назовёшь "отрицательным" или "положительным" – оно просто ИНОГДА наличествует
Соглашусь.

Predlogoff
Цитировать
Сонату Рахманинова /на диске/ я слушать не стал…
Так и не послушали?