Автор Тема: Так какая же "правда" нам нужна сегодня в оперном театре ?  (Прочитано 388453 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Паата Бурчуладзе: https://izvestia.ru/news/686051

— Стало быть, вы на стороне консервативного подхода к постановке?

— Да. Уже всё написано, композитор и драматург между собой уже договорились. Нужен просто неглупый человек, который предложит, как это сделать на сцене. Он должен быть образованным и профессиональным, не надо мудрить. К сожалению, я в этом убежден, многие режиссеры ищут скандала, чтобы прославиться. У некоторых это получается, и мы знаем их имена.

Вспомним Франко Дзеффирелли. Что он делал? Да ничего особенного, просто красивые спектакли. Мы сегодня проснулись, собираемся пойти в театр. Что мы там надеемся увидеть? Тьму, проблемы? Или мы хотим побывать в сказке? В Германии сейчас такие спектакли, что их все можно поставить в одной декорации. Везде черно-белое и везде ступеньки. Можно исполнить «Севильского цирюльника», а можно «Аиду» — всё что угодно. Так и делают. И все почему-то в шинелях. Но человек, приходя в театр, стремится приобщиться к искусству и отдохнуть. Давайте дадим ему эту возможность, и тогда он к нам вернется.
Che mai sento!

Оффлайн Veiro

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 46
"Бертольд Брехт - Примечания к опере "Расцвет и падение города Махагони"

С некоторых пор все жаждут обновления оперы... возникает стремление к "демократизации" оперы

...непонимание своего положения, господствующее в среде музыкантов, писателей и критиков, имеет серьезные последствия, на которые слишком редко обращают внимание... Творцы становятся поставщиками. Ценность их творений определяется ценой, которую за них можно получить.

Искусство - товар!

Опера, существующая ныне, - "опера кулинарная".

Почему "Махагони" - опера? В своей основе она - кулинарное изделие, как и любая другая опера. Отобран ли ее материал с позиций гурмана? Да, отобран. Служит ли "Махагони" для наслаждения? Да, служит. Ибо "Махагони" - забава.

"Опера "Махагони" сознательно построена на условности этого вида искусства". Эта условность оперы заключается в том, что в ней используются рациональные элементы, привносятся черты физической достоверности и реальности, но все это тут же снимается музыкой. Умирающий человек реален. Но если он, умирая, поет, то вся сцена приобретает условный характер. (Если бы и "слушатель", глядя на него, пел, то этого бы не случилось.) Чем расплывчатее, нереальнее становится реальность под воздействием музыки, - в результате их взаимодействия возникает нечто третье, некое сложное единство, само по себе опять-таки совершенно реальное, способное производить вполне реальное воздействие, но не имеющее ничего общего с изображаемой, исходной реальностью, - тем больше наслаждения доставляет все в целом: мера наслаждения прямо пропорциональна мере нереальности.

Что касается содержания этой оперы, то "содержание ее - наслаждение". Итак, "Махагони" - развлечение не только по форме, но и по самому предмету, изображения.

Музыка, текст и декорации должны были получить больше самостоятельности

Музыка - важнейший элемент целого

Текст не должен был быть ни сентиментальным, ни морализующим, он должен был показывать сентиментальность и мораль персонажей.

Старая опера начисто исключает какие бы то ни было дискуссии по поводу содержания... Однако в старой опере, например у Вагнера, вся философия обычно была низведена до роли так сказать кулинарной приправы, и смысл этих опер, постепенно отмирая, превратился окончательно в компонент развлекательности. Но когда "смысл" в собственном значении этого слова исчез, опера... сама стала своим содержанием.

Подлинное новаторство заключается не в том, чтобы быть впереди, а в том, чтобы идти вперед... Причиной подлинного новаторства является неблагополучное положение вещей, а следствием - его изменение.

Современное общество, так сказать, "немыслимо" без старой оперы. Порождаемые ею иллюзии выполняют общественно важные функции... Где, как не в опере, человеку предоставляется возможность оставаться человеком!

Пусть "Махагони" в высшей степени кулинарное изделие, - как и всякая другая опера, - она тем не менее обладает уже и социально-преобразующей функцией: она подвергает дискуссии именно кулинаризм, она нападает на общество, нуждающееся в таких операх; она, так сказать, все еще прочно сидит на старом суку, но уже по крайней мере понемногу подпиливает его (нечаянно или намеренно)..."

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
— Вам не обидно, что сегодняшний театр, разворачиваясь к документальности или публицистике, утрачивает ту праздничность, о которых вы говорите?

Сергей Бархин: — Ничего не обидно, мне всё равно, как он развивается. Органичное развитие важнее, чем чьи-то обиды. Если театру так нужно — пусть движется в этом направлении. Я, например, в чем-то отказываюсь принять современную сценографию. Когда режиссер с художником переносят действие оперы, скажем, в холл провинциальной гостиницы и одевают всех в современные костюмы, меня от этого тошнит. Хотя я всегда был впереди прогресса, сейчас, возможно, остался позади. Меня это не волнует, поскольку прогресс весьма подозрительный.

http://iz.ru/605821/evgenii-avramenko/sergei-barkhin-dumal-chto-ia-antisovetchik-okazalos-don-zhuan
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Boris Bloch
https://www.facebook.com/boris.bloch/posts/10208034566655790

15 июля в 11:21 ·
Еще раз про оперу.

Сегодня в крупнейшей немецкой газете Süddeutsche Zeitung в преддверии открытия двух крупнейших европейских оперных фестивалей, Байройтского и Зальцбургского, появилась статья под двусмысленным названием Operntod, что можно прочесть и как смерть в опере, так и смерть оперы. В частности автор пишет о самых радикальных оперных режиссерах сегодня. Например Calixto Bieito: у него Виолетта не умирает от туберкулеза, а, симулируя болезнь, хочет заполучить как можно больше денег от содержавших ее мужчин. Ее цель, обеспечить таким образом счастливое будущее для себя и своей любовницы Анины. А вот другие примеры: некий режиссер Ромео Кастелуччи превращает в опере Оннегера Жанна Д'Арк на костре школьного завхоза в освободительницу Франции Жанну д'Арк. Дм. Черняков делает из воспитательной (?!) сказки Р.-Корсакова Снегурочка фольклорные посиделки в русском лесу, а К. Серебренников, лишая Севильского цирюльника революционной дерзости, превращает его в soap ореру, одинаково высмеивающую как бойцов "Исламского государства", ортодоксальных евреев, так и "безвозмездных борцов за права мигрантов". Сегодня в крупнейшей немецкой газете ее ведущий музыкальный критик Райнгард Брембек приходит к следующему выводу: "Хоть это все и не имеет ничего общего с оригинальными текстами, такого рода радикальный подход является самым увлекательным и интеллигентным путем избежать угрожающую смерть и музейное затвердение оперы." Меня это не удивляет. Такая тенденция началась именно в Германии, и пока есть журналисты, которые эту тенденцию глорифицируют, такие режиссеры и будут приглашаться директорами театров. Ведь ничего нет для них важнее, чем высокая оценка журналистов двух-трех крупнейших немецких газет, очевидно полагая, что именно они являются властителями дум их народа. А может быть это так и есть? Ведь эта зараза уже перебросилась за кордон и поражает все больше и больше стран, и даже такая страна как Россия, с такими устойчивыми оперными традициями Баратова, Тихомирова, Пасынкова и, last but not least, гениального Покровского, не смогла ей устоять?!
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 029
Boris Bloch
https://www.facebook.com/boris.bloch/posts/10208034566655790

Сегодня в крупнейшей немецкой газете ее ведущий музыкальный критик Райнгард Брембек приходит к следующему выводу: "Хоть это все и не имеет ничего общего с оригинальными текстами, такого рода радикальный подход является самым увлекательным и интеллигентным путем избежать угрожающую смерть и музейное затвердение оперы."

Ответ в жанре «потока сознания» :)

Опера вынуждена музейно затверждаться — по той простой причине, что ее больше не пишут (по крайней мере в том виде, в котором ее можно слушать). Вряд ли бы мы наблюдали разгул режоперы при живых композиторах.

Однако «такого рода радикальный подход», по-моему, по сути губит оперу даже и в музейном варианте.
Впрочем, избыток режиссера в театре губит и драмтеатр. Превращая всё это в «театр одного режиссера».
Тогда как театр — это прежде всего драматург и актер (композитор и певец).
Режиссер — чисто вспомогательная функция.
Особенно если опера или драмспектакль ставится при участии автора.
А сейчас и оперу пытаются ставить как драмспектакль (чтобы еще и дирижера отодвинуть на второй план).

Наверное, определенное повышение зрелищности опере бы не помешало (и это можно наблюдать в случае отдельных работ талантливых- постановщиков), но, с другой стороны, люди, понимающие толк в зрелищности, создали для этого другой жанр — бродвейский мюзикл. А классическую оперу создавали люди, более чем понимающие толк в музыкальной драме и комедии. Интересно было бы, как говорится, объединить их усилия.
Но вопрос: а надо ли?
И главное, что это может сделать только композитор.
Но для зрелищного представления придется написать и зрелищную музыку.
А кто это сейчас сумеет сделать, не особо выходя за рамки традиционной оперы?
И вообще возможно ли это?
А может быть, действительно, нужно кардинально выйти за рамки.
Но это под силу только гению.
А за не имением на данный момент такового и говорить не о чем. :)

С другой стороны, режиссерское кино уже по сути умерло.
Умрет и режопера.
А опера, думаю, останется.
Осталась же, например, греческая трагедия.
Вот останутся ли театры в том количестве, как сейчас, — уже бОльший вопрос.
Может быть, опера перейдет, например, в Ютьюб? :)