Автор Тема: Дмитрий Алексеев (р.1947 г.), выдающийся русский пианист  (Прочитано 97929 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Открываю англоязычную Википедию на страничке Дмитрия Алексеева:

http://en.wikipedia.org/wiki/Dmitri_Alexeev_(pianist)

Selected discography

Johannes Brahms: Piano Works, Ops. 76 and 116-119 / Robert Schumann: Etudes Symphoniques (EMI)
Frederic Chopin: Waltzes (Complete) (EMI Seraphim)
Frederic Chopin: Preludes (Complete) (EMI)
Edvard Grieg / Robert Schumann: Piano Concerti - with Temirkanov, Royal PO (EMI)
Nikolai Medtner: Piano Concerto No 1; Piano Quintet - with Lazarev, BBC SO (Hyperion)
Sergei Prokofiev: Piano Concerti Nos. 2 & 3 - with Temirkanov, Royal PO (EMI)
Sergei Rachmaninoff: Preludes; Morceaux De Fantasie; Moments Musicaux (Virgin Classics)
Sergei Rachmaninoff: Rhapsody on a Theme of Paganini - with Temirkanov, St. Petersburg PO (RCA)
Sergei Rachmaninoff: Piano Concerto No. 2; Three Preludes - with Fedoseyev, Royal PO (EMI)
Sergei Rachmaninoff / Nikolai Medtner: Music for Two Pianos - with Nikolai Demidenko (Hyperion)
Alexander Scriabin: Sonatas (Complete) (Brilliant Classics)
Alexander Scriabin: Prometheus - with Muti, Philadelphia O (EMI)
Dmitri Shostakovich: Piano Concerti Nos. 1 & 2; Assault on the Beautiful Gorky - with Maksymiuk, English Chamber O (Classics for Pleasure)

-------------------------------------------------------------------------------------
С невольным удовлетворением отмечаю, что всё это я не просто слышал, а тщательно изучил. И всё же многого из того, что я слышал вживую и в записи и без чего нельзя представить искусство выдающегося русского пианиста, здесь нет, а именно:
-------------------------------------------------------------------------------------


А.К.Глазунов: Концерт №2 для ф-п с оркестром, дир.Николаевский
Ф.Лист: Соната h-moll, Мефисто-вальс №1, Вариации на т.Баха, его же поздние пьесы
А.Скрябин: ранние записи 4-й и 5-й сонат, Вальс op.38, Прелюдии opp.15, 16, 22 (все опусы целиком), Две поэмы op.32, Quasi valse, Две поэмы op.69
Р.Шуман, "Крейслериана", "Фантазия", "Карнавал", 4 пьесы op.32, Арабеска
С.В.Рахманинов, Концерты №1 и №3 для ф-п с оркестром
С.В.Рахманинов, "Русская рапсодия", 2-я сюита, "Симфонические танцы" для 2-х ф-п
Ф.Шопен, Концерт №1 для ф-п с оркестром, Соната №2, Соната №3, Четыре баллады, Баркарола, Полонез-фантазия, Героический полонез As-dur, мазурки
Л.Бетховен, Концерт №3 для ф-п с оркестром
Дж.Гершвин, Рапсодия в блюзовых тонах для ф-п с оркестром
С.Прокофьев, Соната №6, Сарказмы, Три этюда op.2, избранные "Мимолётности", 4 пьесы op.32
И.Брамс, Соната f-moll для 2-х ф-п
В.А.Моцарт, Концерт №25 для ф-п с окрестром, Соната №8 a-moll
Д.Шостакович, избранные Прелюдии и фуги (из 24-х)
Ф.Шуберт, Соната B-dur, Соната a-moll op.42
П.Хиндемит, Соната №3
Спиричуэлс с Барбарой Хендрикс
Романсы Рахманинова с Барбарой Хендрикс
И.С.Бах, Хроматическая фантазия и фуга
М.Равель, Концерты №1 и №2 для ф-п с оркестром, "Благородные и сентиментальные вальсы", "Ночной Гаспар", пьесы
« Последнее редактирование: Октябрь 12, 2014, 23:56:35 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Так что издатели в большом-большом долгу перед слушателями.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 445

Последний раз подобного уровня "Карнавал" Шумана я слышал от Дмитрия Алексеева в 80-х гг до его фактического отъезда в Великобританию. Он его играл неоднократно, и это была одна из его коронок. Даже не знаю, издавалась ли хоть одна концертная запись, ибо в студии он его вроде не записывал.

"Карнавал" в исполнении Д.К. есть на classic-online

http://classic-online.ru/ru/listen/73591

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Карнавал" в исполнении Д.К. есть на classic-online

http://classic-online.ru/ru/listen/73591

Ого, даже интересно, откуда они это вытащили??
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Коллеги, я хочу вас, без преувеличения, осчастливить:

https://cloud.mail.ru/public/c4954ade37f1%2FAlexeev_Mozart_Sonata_N8.mpg

Файл 1Гб с хвостиком, но это уникальное видео: Дмитрий Константинович Алексеев играет в Большом зале Ленинградской филармонии. На видео - 8-я соната Моцарта, a-moll.
Потрясающая трактовка, рядом с которой в моих глазах может быть поставлена лишь рихтеровская (знаменитая, 1989 года, которая нравилась самому Рихтеру). Любопытно, что запись Алексеева - примерно того же времени.  Но я не могу найти точную дату! Это конец 80-х гг.

Убеждён, что если сам Алексеев посмотрит эту запись, то будет ошарашен :)) Он небось не думал, что она где-то сохранилась - а вот она! Сделана как раз в те годы с телевизора на плёночную видеокассету, так что за качество извиняйте - ей четверть века :)) Оцифрована недавно.
Дабы не утаивать такое сокровище от широкой публики, решил опубликовать. Разумеется, надеюсь, что запись где-то в архивах лежит в исходном качестве! Быть может, её издадут когда-нибудь официально.
Да! Вот ещё что!
Тех, кто скачает, прошу разместить на youtube и других ресурсах, где публикуется музыкальное видео (яндекс, mail) - ну и снабдить соответствующим названием и комментарием, дабы запись могла быть найдена через внутренний поиск youtube и внешних поисковых систем.
« Последнее редактирование: Октябрь 15, 2014, 23:02:02 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Обратите внимание, как играет Алексеев, какая посадка, как свободны его руки! Ну изумительно! По этой видеозаписи можно учиться играть на рояле! Мастер-класс какой-то!
Бесподобно всё, но средняя часть просто потрясает - особенно тот знаменитый момент в серединке с диссонансами: это кульминация не только медленной части, но всей сонаты! Сыграна безупречно - хоть и диссонансы, но очень деликатно поданы, мягким тембром, "кошачьим" каким-то туше, типично алексеевским. Когда столь проникновенно играют, у меня всегда возникает ощущение, что на меня из глубины веков смотрит сам Моцарт.
И финал тоже: никакой спешки, никакой суеты, всё тщательно "проговаривается", а последние аккорды финала - никакой резкости, мягкая благородная сдержанность!
Потрясающая запись, одна из лучших в природе трактовок этой сонаты.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 445
Predlogoff, вы лишили меня сна )) Пересматриваю третий раз и собираюсь ещё пересмотреть раз 20 как минимум )) Откуда всплыла эта гениальная запись? ))) Большое спасибо... Интересно, почему это публика так инфантильно аплодирует, она вообще понимает, что только что слышала совершенно шедевральное исполнение Моцарта? Какие руки, какая лёгкость, какие трели, нюансы, звук, какая интересная аппликатура.. фантастика. Драматизм такой моцартовский, "приглушённый", и, наконец-то, хорошо выполнена вся полифония - то, чего часто не хватает в сонатах Моцарта у других пианистов. Полное попадание в стиль, "в десятку".
« Последнее редактирование: Октябрь 16, 2014, 03:48:25 от Muusika »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Дм .Алексеев Моцарт соната №8
Большой зал Ленинградской филармонии, конец 80-х гг

http://youtu.be/Ox62rh_j5B0
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Predlogoff, вы лишили меня сна )) Пересматриваю третий раз и собираюсь ещё пересмотреть раз 20 как минимум )) Откуда всплыла эта гениальная запись? )))

Мне так стыдно, что я десятки лет ленился её оцифровать: я сделал её в конце 80-х с канала ТВ на видеоплёнку, и эта кассета лежала столько лет! Конечно, я о ней не зыбывал, но всё ждал - вдруг издадут? Но так и не дождался, хотя с тех пор издали очень многое (но далеко не всё). И вот пробил "час икс": я её оцифровал.
Поверьте, сам не нарадуюсь, что удалось это сделать и поделиться со всеми.

Интересно, почему это публика так инфантильно аплодирует, она вообще понимает, что только что слышала совершенно шедевральное исполнение Моцарта?

Я уже в те годы недоумевал, слушая в залах гениальные исполнения, почему такая вялая реакция публики?? Ответ один: НЕ ЦЕНИЛИ! В нашем распоряжении были такие сокровища, мы могли слушать таких музыкантов, а при этом в большинстве своём даже не понимали, как это ценно и неповторимо. Конечно, с нами были Рихтер, Гилельс и Станислав Нейгауз - но ведь в конце 80-х остался один Рихтер! Почему не ценили? Думаю, не хватало, извините, ума и знаний. К сожалению. Мне стыдно за тогдашнюю публику, но я рад хотя бы за себя, что ценил это всё уже в те годы, пока все исполнители были в полном цвету и играли иной раз не просто хорошо, а божественно.
И эта запись запечатлела один из лучших концертов молодого Алексеева. Я счастлив, что вырвал эти 20 минут из небытия и подарил нашим нынешним читателям и слушателям. Быть может, они оценят его игру??
« Последнее редактирование: Октябрь 16, 2014, 22:05:23 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Дм .Алексеев Моцарт соната №8
Большой зал Ленинградской филармонии, конец 80-х гг

http://youtu.be/Ox62rh_j5B0

Спасибо, дорогая lorina! :)
Запись просто шикарная, жаль только, не в том качестве, в каком передавалась тогда по ТВ, а в архиве хранилась, наверное, в ещё более хорошем. Но уж что имеем.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 445
Большое-большое спасибо, Predlogoff и Lorina :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Что-то меня тема Алексеева не отпускает :))
В эти дни произошло эпохальное (для меня :) ) событие: я разыскал шумановскую "Крейслериану" в исполнении молодого Алексеева!! Студийную запись 1987 года. Я охотился за нею лет 20!! Т.е. с тех пор, как узнал о её существовании. И, наконец, нашёл!!
В СССР на виниле эта запись не издавалась, но на Западе, вероятно, была издана ещё на виниле, а впоследствии выпущена на CD. И вот я этот CD высмотрел и выудил в Москву из-за рубежа. Это для меня просто какая-то мистика! Как путешествие в прошлое на уэлсовской машине времени.
Для тех, кто будет слушать эту запись впервые, она будет как нечто новое и неизвестное, но для меня, 30 лет назад слышавшего "Крейслериану" в живом исполнении в Доме учёных, где играл в тот вечер Алексеев, это стало неким "дежа вю". Сами понимаете, что за 30 лет я многое подзабыл ... Но!! Когда я слушал диск, я испытывал мистическое ощущение! С одной стороны, эта запись для меня тоже "нова", но с другой стороны, я ведь слышал эту трактовку в зале! И вот когда я слушал эту запись, я одновременно вспоминал то, живое исполнение, и в момент прослушивания в памяти всплывали стародавние впечатления, и это было как настоящее наваждение! Я угадывал, что и как будет дальше - вроде забыл, а память-то где-то в глубине своей РЕАГИРОВАЛА! И подбрасывала продолжение играемого! И я слушал и воссоздавал впечатления 30-летней давности! Какая-то просто фантастика.
И что любопытно: память восстановила картину с достаточной полнотой, чтобы я мог сделать некоторые выводы.
Сразу скажу, что на диске записано немного по-другому, нежели звучало в те годы в реале: студийная запись строже, рациональнее, зато точнее, техничнее, классичнее. С другой стороны, Дмитрий Константинович, будучи в душе, конечно, романтиком, в зале всегда играл раскрепощённее, проникновеннее, более вдохновенно, что воздействовало с необычайной силой.
Однако Алексеев принадлежит к числу тех артистов, которые, обкатав произведение на эстраде, умеет великолепно отразить свою трактовку в записи. И мне кажется, что и в случае "Крейслерианы" ему это в полной мере удалось. Разница живого и студийного исполнения в плане трактовки, пожалуй, состоит в данном случае в том, что в студии чуть более силён рациональный элемент, нежели в живом концерте. Зато красота алексеевского звука отразилась в студии очень хорошо, как и его изумительная педаль, поразительная полифоническая многослойность. Студийная запись мудрее, щедрее на нюансы, которых не было слышно в зале, с т.з. художественной формы она, пожалуй, идеальна.
И всё же, как я это ощутил при прослушивании, несмотря на отличия от живого исполнения, она ОЧЕНЬ ХОРОШО соотносится с той давней концертной реализацией - недаром же я прямо по ходу дела сравнивал с нынешним звучанием давнишние всплывающие из глубин памяти воспоминания, которые, как крючком, цепляла и вытягивала на уровень сознания эта замечательная студийная запись.

http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,10549.0.html
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 445
Большое спасибо, Predlogoff! А как Вы её нашли, ничего не понимаю :) Я специально искала "Крейслериану" в интернете, но, кроме того кусочка в ютубе 2011 года, ничего не нашла. Да, замечательное исполнение, во всех отношениях, и ещё здорово, что быстрые эпизоды не загнаны.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Нашёл в одной из частных коллекций - и мне прислали диск (вероятно, у владельца остался ещё один) через магазин и европейскую доставку.
Да, Алексеев всегда был способен играть в очень плотных темпах, но никогда ими не злоупотреблял, как это делали многие виртуозы, потому что не желал жертвовать качеством воспроизведения деталей текста, качеством его "произнесения". По его исполнению мысленно всегда очень хорошо воспроизводится нотный текст, и в этом одно из его качественных отличий от множества других виртуозов, которых часто несёт по всем кочкам с сопутствующей утратой внятности изложения.
И я всё же надеюсь, что ещё хоть где-то сохранились записи живых исполнений Алексеева тех лет, в т.ч. и "Крейслерианы". Я ведь помню ещё свежее, нестандартное и гениальное исполнение "Фантазии" Шумана в БЗК, которую слышал в его исполнении один раз в жизни и не могу его забыть. Он много раз играл "Карнавал" - я слышал его вживую, наверное, раз 5 в исполнении Алексеева, и поверьте, что не надоедало :)) (а записи этой вещи с качественным звуком нет до сих пор, хотя какая-то вот лежит на открытом ресурсе)
И где-то это всё, хочется надеяться, в архивах лежит.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 445
Хорошо бы её тоже залить на ютуб, но я этого в ближайшее время сделать не смогу, к сожалению.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Крейслериана на классик-онлайн
(та самая, которую разыскал Predlogoff  :) )
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Крейслериана на классик-онлайн
(та самая, которую разыскал Predlogoff  :) )

О-оо! Какое счастье! :)
Благодарю вас, дорогая lorina, за ваше подвижничество. Вокруг таких увлечённых людей, как вы, вращается мир.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 445
Моцарт, Концерт для ф-но с оркестром N25 C dur, Д. Алексеев и П. Коган. Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, 2008-й год. Диктофонная запись, из архива Василия Журкина, т.е. В. Предлогова...

https://www.transferbigfiles.com/3d4029a4-2b1b-4c1a-91bd-190b9b25dfa1/wVwalLFb5bAuZmFC_0wiPA2

Потрясающее исполнение, как всегда - глубокое понимание и ощущение моцартовского стиля, пианистическая пластика и лёгкость, великолепный звук. Позже выложу на ютуб.

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 105
Кстати, 3 декабря Дмитрий Алексеев должен выступить в Москве — http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,11605.0.html

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 445
У меня просьба к тем, кто идёт на этот концерт - не оставьте нас без доп. материалов, пожалуйста!

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 162
Очень жалею, что не знал. Соблазнился Респиги в БЗК! :(

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 445

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 324
Сегодня по ТВ "Культура" две передачи, посвященные Д. Алексееву: 0.00 - "Энигма" (очевидно, что-то биографическое) и 0.40 - из цикла "Мастера фортепианного искусства" (концерт на 40 минут). Вторую передачу можно посмотреть и завтра - в 17. 30.

Оффлайн Михаил Маслов

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 28
Завтра Алексеев и Николай Демиденко играют в БЗК:
http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=144893

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.