Автор Тема: Дмитрий Алексеев (р.1947 г.), выдающийся русский пианист  (Прочитано 89603 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Временный филантроп с элементом цинизма

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 17
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #25 : Май 21, 2008, 23:33:57 »
"Рапсодия в блюзовых тонах".
Дмитрий Константинович уже тогда, т.е. на самом раннем этапе своей пианистической карьеры в конце 70-х, в моём понимании фактически "убил" для других пианистов "Рапсодию в блюзовых тонах" своим непревзойдённым исполнением, в полном смысле слова "закрыл"
Интересно, господин Предлогов, а Александра Цфасмана, по сути самого первого исполнителя "Рапсодии" в Советском Союзе, и на мой взгляд, самого блестящего, Алексеев тоже "убил"? ;D Ведь если внимательно прислушаться у трактовке Алексеева, то он очень много позаимствовал  у Цфасмана. Это и темпы, и сам стиль исполнения, и даже чисто пианистическую манеру. Э нет, Цфасмана еще пока что никто не смог "убить". :P

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #26 : Май 22, 2008, 11:05:16 »
"Рапсодия в блюзовых тонах".
Дмитрий Константинович уже тогда, т.е. на самом раннем этапе своей пианистической карьеры в конце 70-х, в моём понимании фактически "убил" для других пианистов "Рапсодию в блюзовых тонах" своим непревзойдённым исполнением, в полном смысле слова "закрыл"
Интересно, господин Предлогов, а Александра Цфасмана, по сути самого первого исполнителя "Рапсодии" в Советском Союзе, и на мой взгляд, самого блестящего, Алексеев тоже "убил"? ;D Ведь если внимательно прислушаться у трактовке Алексеева, то он очень много позаимствовал  у Цфасмана. Это и темпы, и сам стиль исполнения, и даже чисто пианистическую манеру. Э нет, Цфасмана еще пока что никто не смог "убить". :P
:)
А у вас есть запись Цфасмана ?
Давайте послушаем и сравним - какие проблемы ? :)
Я нигде и никогда не объявлял, что каждый пианист, певец или дирижёр вырастает на пустом месте -наоборот, в моём понимании "закрыть проблему" или "убить" произведение означает "подвести итог" предшествующим исканиям, а вовсе не опровергнуть их.
Кроме того, Цфасман получил отличную пианистическую подготовку у Блуменфельда, так что вряд ли стоит удивляться, что у одного представителя русской школы имеются общие черты с другим её представителем :)
« Последнее редактирование: Май 22, 2008, 12:39:44 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Временный филантроп с элементом цинизма

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 17
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #27 : Май 22, 2008, 22:53:37 »
"Рапсодия в блюзовых тонах".
Дмитрий Константинович уже тогда, т.е. на самом раннем этапе своей пианистической карьеры в конце 70-х, в моём понимании фактически "убил" для других пианистов "Рапсодию в блюзовых тонах" своим непревзойдённым исполнением, в полном смысле слова "закрыл"
Интересно, господин Предлогов, а Александра Цфасмана, по сути самого первого исполнителя "Рапсодии" в Советском Союзе, и на мой взгляд, самого блестящего, Алексеев тоже "убил"? ;D Ведь если внимательно прислушаться у трактовке Алексеева, то он очень много позаимствовал  у Цфасмана. Это и темпы, и сам стиль исполнения, и даже чисто пианистическую манеру. Э нет, Цфасмана еще пока что никто не смог "убить". :P
:)
А у вас есть запись Цфасмана ?
Давайте послушаем и сравним - какие проблемы ? :)
Я нигде и никогда не объявлял, что каждый пианист, певец или дирижёр вырастает на пустом месте -наоборот, в моём понимании "закрыть проблему" или "убить" произведение означает "подвести итог" предшествующим исканиям, а вовсе не опровергнуть их.
Кроме того, Цфасман получил отличную пианистическую подготовку у Блуменфельда, так что вряд ли стоит удивляться, что у одного представителя русской школы имеются общие черты с другим её представителем :)
Цфасман конечно же есть, но запись очень старая, на бобине 10 типа, :), которая к настоящему моменту превратилась в нулевой тип >:( (запись с Рождественским), поэтому пока немного проблемно перевести в цифру, но я попытаюсь ее достать и обязательно выложу.
Но могу прокомментировать в двух словах игру Цфасмана. Если коротко, то все исполнение "Рапсодии" от первой до последней ноты у него озарено ярким светом, просто лучезарная игра! Все пассажи  - сплошной бисер. Вообще нужно отдельно отметить пианизм Цфасмана, так как это особая статья. Природная пальцевая филигранность, блеск в звуке (самый яркий пример  - его сольная  пьеса "Танцующие снежинки", ну просто феномен!) Сверкающая виртуозность высшего класса.
Лично для меня знакомство с "Рапсодией" началось именно с Цфасмана. Он "открыл" мне эту музыку, да и вообще всю фортепианную музыку Гершвина. А чего стоит одна его талантливая обработка "Men Y love"?
Так вот слушая Алексеева (ну конечно же, он замечательно ее играет!), ловлю себя на ощущении, что очень много взято от Цфасмана, - сам звук, темпы, выстроенность формы, стиль. Но Алексеев более гибче , изысканней фразирует, у него более "эстетская" игра. Да и красочек в звуке поболее, пожалуй.  Но Цфасман мне уж очень дорого тем, что он был ПЕРВЫМ!  :) Вот поэтому отсюда вся любовь.
Могу привести еще несколько значительных на мой взгляд трактовок "Рапсодии"
Прежде всего Л.Чижик, тоже запись из БЗК, дирижер Китаенко, все сольные каденции Чижика. Он играет прекрасно, но к сожалению в лирических эпизодах его подводит "наличие отсутствия" хорошего пианизма, не хватает настоящей кантилены (особенно в ми-мажорном эпизоде "а-ля Рахманинов"), и однообразный звук. Но стиль исполнения, разумеется, на высочайшем уровне.
И оченно недурственно играет "Рапсодию", кстати, Собакевич (то бишь Николай Петров) :D
Между прочим, никак и нигде не могу найти в анналах высказывание Рахманинова о "Рапсодии", ведь как-никак он присутствовал на премьере в 1925 году вместе с Ф. Крайслером. Думаю, что он навеняка отметил бы некоторые позаимствования, так сказать, из собственной музыки. :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #28 : Май 23, 2008, 10:44:55 »
Цфасман мне уж очень дорого тем, что он был ПЕРВЫМ!  :) Вот поэтому отсюда вся любовь.

Наверное.
Вот послушаем и проверим.

Могу привести еще несколько значительных на мой взгляд трактовок "Рапсодии"
Прежде всего Л.Чижик, тоже запись из БЗК, дирижер Китаенко, все сольные каденции Чижика. Он играет прекрасно, но к сожалению в лирических эпизодах его подводит "наличие отсутствия" хорошего пианизма, не хватает настоящей кантилены (особенно в ми-мажорном эпизоде "а-ля Рахманинов"), и однообразный звук. Но стиль исполнения, разумеется, на высочайшем уровне.

Я прекрасно помню исполнение Чижика в БЗК и удивлён, во-первых, что вы вообще поминаете его в связи с этой вещью, а во-вторых, что вы называете его исполнение "значительным".
Впрочем, поток об Алексееве, поэтому я не буду развивать свою мысль.

А вот Цфасман это действительно очень крупное явление в нашем джазе, причём, он и как композитор по своей стилистике больше тяготел как раз к тем временам, когда создавалась и Рапсодия Гершвина, поэтому не вызывает удивления тот факт, что он её с удовольствием играл ещё в 1945 году, а позднее сделал фонограмму.
Я пробовал её найти на CD, но, к сожалению, оба CD-mp3, посвящённые его творчеству и выпущенные недавно, Рапсодии Гершвина не содержат, зато там есть его, Цфасмана, собственный ф-п концерт и некоторые концертные пьесы для ф-п с оркестром, в т.ч. и "Снежинки" и др.

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=877.msg12868#msg12868

А что касается Н.Петрова, то он всегда был замечательным пианистом. Основные "претензии", которые ему предъявляли, касались, в основном, т.н. "серьёзного репертуара", а вот что касается виртуозных пьес, транскрипций, джазовых и всякого рода концертных произведений "эстрадного" характера, к примеру, Гершвина или Капустина, то тут он всегда был на большой высоте, в чём я разделяю ваше мнение. Универсальных пианистов не бывает, а если и были, то теперь их уже нету, так что каждого мастера надо ценить в том репертуаре, который у него лучше выглядит.
Но всё же я отношу Н.Петрова к "поэтам фортепианного мастерства", а Д.К.Алексеев принадлежит к другой категории :) При всём совершенстве своего аппарата но не выдвигает его на первый план как самоцель и, слушая его игру, мы всё же думаем не столько о виртуозности или филигранности отделки, сколько об идейной стороне искусства.
« Последнее редактирование: Май 26, 2008, 11:35:32 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #29 : Май 30, 2008, 11:57:37 »
Посмотрю, как там придет Шостакович с Алексеевым – но этот диск я заказывала через другой магазин.

А мне привезли Шостаковича с Алексеевым :)) Я прыгаю от радости и хлопаю в ладошки :)) Это просто чудо - так что если хотите обсудить, то можно.
Кстати, там сюрприз :) Д.К.Алексеев архигениально сыграл оба концерта, но не только их - а также, насколько я понял из фонограммы, ф-п партию в музыке к фильму "Незабываемый 1919", которая тоже есть на этом диске :))
Конечно, в музыке к фильму много т.н. "пианистической риторики", как это явление называл Асафьев, и проявить там отчёливо своё пианистическое "я" практически невозможно. Да и сам тематизм не слишком ярок, но всё же это любопытно как музыкальный памятник эпохе.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #30 : Июль 07, 2008, 15:20:49 »
Predlogoff
Цитировать
Д.К.Алексеев архигениально сыграл оба концерта

 :))
О да!
Мне тоже, наконец, диск пришел, и я, наконец, его послушала.
Получила огромное удовольствие. Оба концерта исполнены очень светло, легким, ясным и лучистым звуком с безукоризненной беглостью, отчетливостью и утонченностью в быстрых пассажах. Первая часть первого концерта сыграна в подвижном темпе, причем начиная с самого первого проведения темы (обычно приходилось слышать в интерпретациях других пианистов более спокойное начало) – таким образом, музыкальному движению сразу же задается непринужденный, озорной характер, который в дальнейшем находит более яркие проявления.

В каком-то (каком-то! - тут очень тонкий нюанс) смысле эту интерпретацию концертов тоже, наверное, можно назвать взглядом «из другого времени». Вернее, иначе - тут как будто нет очень явной привязки к эпохе создания произведения или к современности, акцентирования внимания на характерных контекстных моментах, заострения грубоватых и пародийных деталей: «смотрите, это - двадцатый век». Причем в записях Д. Алексеева вроде бы нет и романтизации – а этого я бы скорее могла ожидать. Очень сложно описать музыку словами, но есть в исполнении что-то другое. Возможно, что если бы не интонационные изломы и диссонирующие звучания, то некоторые музыкальные фразы могли бы показаться немного гайдновскими или бетховенскими. (Тем более что Шостакович использует цитирование или стилистическое  цитирование этих композиторов – словно показывая, как бы они звучали спустя полтора века, а у Алексеева более тонкая игра – он то назад обращается, то живет в настоящем). Хотя в то же время и не совсем в бетховенском духе. Такое общее странное ощущение.

Авторские исполнения концертов целиком мне слышать не приходилось (знаю, что выпущены диски, но мне они не попадались)  – слышала только первые части обоих концертов и видела фрагменты финала первого концерта. Исполнение другое  - более задиристое, даже драчливое, более резкое и ироничное, может быть, даже с долей язвительности в некоторые моменты. У Алексеева дерзость и хулиганство присутствуют также – но несколько иного плана.  Они очень искренние и открытые, но значительно тоньше. Как некоторая легкая фривольность, звучащая из уст, допустим, священника, кажется более пикантной и обаятельной, чем когда её же слышишь от известного остряка (ни в коей мере в данном случае не отношу аналогию к личностям автора и интерпретатора, впечатление исключительно содержательного характера).

Из ярких живых впечатлений первого концерта хотела бы отметить Д. Мацуева (слышала также и его запись с Темиркановым) – но там также иная эмоциональность. Помню, как после концерта многие критики набросились на пианиста за трюкачество и циркачество. Мне кажется, что в данном концерте и внешняя эффектность вполне допустима. У Д. Мацуева меньше авторской задиристости и меньше изящества, чем у Алексеева, но есть напор, удаль, радость и есть живое ощущение текущего момента.

Лирические части концертов в авторском исполнении не слышала. У Алексеева это – безусловные шедевры! Хрустально-прозрачный и очень светлый звук, одновременно стройная спокойная красота и поэтичность. Во второй части второго концерта  у меня перед глазами возникают петербургские картины белых ночей (правда, сейчас и фантазировать особо не надо, достаточно прогуляться вечером по центру :))), когда последние солнечные лучи оставляют на крышах, шпилях и  куполах красноватые блики, а классические силуэты зданий и мостов уже превратились в синие призрачные тени, отражающиеся в зеркальной поверхности каналов. А может быть, и взгляд на залив – непременно летом и на закате. Может быть, и что-то другое. Но исполнение просто прекрасно!     

Что касается музыки к фильму – то  обращает внимание «традиционность» (в самом буквальном смысле), неожиданная для Шостаковича. И очень позитивное настроение.


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #31 : Июль 08, 2008, 11:46:14 »
Оба концерта исполнены очень светло, легким, ясным и лучистым звуком с безукоризненной беглостью, отчетливостью и утонченностью в быстрых пассажах.

Остротой атаки звук Алексеева частенько напоминает ф-п звук самого Шостаковича. Я имею в виду именно звуковую палитру, т.к. их трактовки всё же отличаются.


В каком-то (каком-то! - тут очень тонкий нюанс) смысле эту интерпретацию концертов тоже, наверное, можно назвать взглядом «из другого времени». Вернее, иначе - тут как будто нет очень явной привязки к эпохе создания произведения или к современности, акцентирования внимания на характерных контекстных моментах, заострения грубоватых и пародийных деталей: «смотрите, это - двадцатый век».

Да, несмотря на то, что он родился ещё до написания 2-го концерта, Алексеев уже ощущает эти концерты как произведения ушедшей эпохи, чувствуется дистанция, некий пиетет.

Причем в записях Д. Алексеева вроде бы нет и романтизации – а этого я бы скорее могла ожидать. Очень сложно описать музыку словами, но есть в исполнении что-то другое. Возможно, что если бы не интонационные изломы и диссонирующие звучания, то некоторые музыкальные фразы могли бы показаться немного гайдновскими или бетховенскими.

Даааааа…..
Я давно заметил, что вы умеете слушать ! :)
Когда-то давно ещё на другом форуме я тоже отмечал, что его трактовка "классична": он играет эти Концерты как "классику". Собственно, в этом и состоит одна из причин обаяния его трактовки. Действительно, это уже как бы взгляд из другого времени.
В связи с этим я даже вспомнил бы Маяковского: "Дорогие товарищи потомки ! Роясь в сегодняшем окаменевшем …" ну и т.п. :))

Авторские исполнения концертов целиком мне слышать не приходилось (знаю, что выпущены диски, но мне они не попадались)  – слышала только первые части обоих концертов и видела фрагменты финала первого концерта. Исполнение другое  - более задиристое, даже драчливое, более резкое и ироничное, может быть, даже с долей язвительности в некоторые моменты.

Да, автору не столько "виднее, как играть", сколько понятнее откуда выросли те или иные его приёмы. Он ведь когда-то подрабатывал тапёром в киношке :)) Я думаю, это наложило неизгладимый отпечаток на всё его ф-п творчество в том плане, что он в этой сфере самовыразился более в сатирическом, сакрастическом, пародийном ключе. Это более относится к его ранним пьесам, в частности, к 24 прелюдиям (которые без фуг !). В его ф-п концертах это направление его гения – гения сарказма, гения пародии – тоже вполне отчётливо выражено, хотя и не превалирует.

У Алексеева дерзость и хулиганство присутствуют также – но несколько иного плана.  Они очень искренние и открытые, но значительно тоньше. Как некоторая легкая фривольность, звучащая из уст, допустим, священника, кажется более пикантной и обаятельной, чем когда её же слышишь от известного остряка (ни в коей мере в данном случае не отношу аналогию к личностям автора и интерпретатора, впечатление исключительно содержательного характера).

:)))))) Ну Шостакович был гением и в музыкальном хулиганстве. Стоит вспомнить его "Антиформалистический раёк", достойного наследника аналогичных замыслов Мусоргского (они и тут имели много общего). На тему лезгинки: "Должна быть музыка прекрасной, Должна быть музыка изящной", где он пародировал слова Жданова ("Музыка должна быть прекрасной, она должна быть изящной" и т.п.).
Но правда в том, что можно ведь и к пародии исполнительски отнестись с мягкой иронией и увидеть её как бы в дЫмке исторической ретроспективы – Алексеев так и поступает. Имеет право.

Из ярких живых впечатлений первого концерта хотела бы отметить Д. Мацуева (слышала также и его запись с Темиркановым) – но там также иная эмоциональность. Помню, как после концерта многие критики набросились на пианиста за трюкачество и циркачество. Мне кажется, что в данном концерте и внешняя эффектность вполне допустима. У Д. Мацуева меньше авторской задиристости и меньше изящества, чем у Алексеева, но есть напор, удаль, радость и есть живое ощущение текущего момента.

Я тоже слышал его живые исполнения и студийную запись – любопытно отметить, что Мацуев сыграл все 3 раза по-разному :)))))))
Т.е. в первый слышанный мною раз он исполнил 1-й Концерт, действительно, в разудалой манере, живо и радостно – мне это ОЧЕНЬ понравилось !
Я так понял, что именно за ТАКОЕ исполнение на него накинулись критиканствующие снобы :)) Наверное, он играл его в Питере и именно там вы его слышали вживую с этой вещью ? Поскольку снобистская критика к нему неравнодушна и поскольку она к нему несправедлива и в отношении его игры необъективна, могу себе представить, ЧТО они могли написать :))))) Это такие хамелеоны и такие вруны, способные обозвать чёрное белым и наоборот, найдя при этом обтекаемые и удобные для неконкретного словоблудия выражения, что их надо всегда контролровать и ловить за руку. Но они пользуются тем, что их демагогию читают люди, НЕ присутствовавшие на описываемом ими концерте, а потому их брехня сходит им с рук – поди проверь, не слыхамши-то !
Однако, вследствие ли этого критиканства, вследствие ли дрейфа личного отношения к Концерту, для меня совершенно неожиданно Мацуев сыграл в БЗК 1-й концерт в строгой, чуть ли не классической манере, что отметил не я один, а также другие слушатели, в т.ч. и профессиональные пианисты. В своей студийной записи он тоже выдал нечто подобное, что на фоне других его выступлений смотрелось едва ли не как "академическая" трактовка :))
В общем, пианист доказал, что он может быть РАЗНЫМ в разные моменты своих выступлений.

Лирические части концертов… у Алексеева безусловные шедевры! Хрустально-прозрачный и очень светлый звук, одновременно стройная спокойная красота и поэтичность. Во второй части второго концерта  у меня перед глазами возникают петербургские картины белых ночей (правда, сейчас и фантазировать особо не надо, достаточно прогуляться вечером по центру)

Да, 2-я часть 2-го концерта – это что-то невероятное по красоте. Мне кажется, что в ЭТОМ смысле Алексеев превзошёл даже самого автора как солиста – настоящее излияние красоты, "вечерние" настроения, почти брамсовские, в исполнение лирических моментов Концертов Алексеев вложил всё своё звуковое мастерство
Оба ф-п Концерта Шостаковича в его исполнительском варианте произвели фурор уже в момент их первого появления, сразу завоевали громадную славу и заслуженно числятся среди высших достижений мирового пианизма, поэтому записи эти регулярно перевыпускаются и постоянно находятся в каталогах ведущих фирм.
Это тот случай, когда исполнение можно смело и по праву назвать гениальным.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #32 : Июль 08, 2008, 16:02:35 »
Predlogoff
Цитировать
Это тот случай, когда исполнение можно смело и по праву назвать гениальным.
Да!

Кстати, забыла дать ссылку для тех, кто, возможно, заинтересуется:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=877.msg14051#msg14051

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #33 : Июль 10, 2008, 11:54:28 »
Поскольку в потоке о Хиндемите неожиданно возник вопрос об исполнении Алексеевым его 3-й сонаты,
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1015.0
я решил часть обсуждения этого вопроса разместить здесь, как тематически более подходящую именно для этого раздела.

Прочитав этот поток я был ошарашен вдвойне :)
Во-первых, я ошарашен известием об исполнении Д.К.Алексеевым 3-й сонаты Хиндемита – для меня это как гром средь ясного неба :))
Воистину, на какие только чудеса не способна мать-природа :))
Откуда информация ? На каком носителе было выпущено ? В каком году выпущено и записано ? А самое главное, есть ли у вас эта фонограмма ? И кстати, нет ли у вас заодно 2-го концерта Прокофьева в его исполнении ?

Нет, к огромному сожалению 2-го Прокофьева в исполнении Алексеева у меня нет, давно уже ищу эту запись, говорят, что играет концерт он потрясающе. Но с другой стороны, множество раз слушая Алексеева как "живьем", так и в записях, могу достаточно "конкретно" представить это исполнение

Да, конечно, но не всё же лучше один раз услышать, чем 100 раз прочитать об этом :)
Я знаю, что этот концерт был издан на диске и я знаю, что он его и сегодня играет – было бы любопытно соотнести его сегодняшнее исполнение с тем давнишним, ещё 70-х годов.
Как я мог убедиться, на сегодняшний день его исполнительский стиль видоизменился в сторону монументализации и даже трагедийности, чего в более ранний период от него трудно было бы ожидать, если учесть сегодняшнюю степень сгущённости мрачных красок в его исполнительстве.
Для чего-то такая манера оказывается более выигрышной, а для чего-то и не очень подходит – тут надо смотреть на конкретные результаты.



все играет с достоинством, честью, благородством и глубиной!

В этом отношении рядом с ним можно упоминать самых выдающихся исполнителей, и такая оценка не покажется чрезмерной.
Между прочим, это такое качество, которое сегодня в рядах следующего поколения музыкантов почти уже утрачено, сохранившись в игре лишь самых крупных молодых пианистов.


А относительно 3 сонаты Хиндемита. Да, он ее играл и записал! Разумеется на виниле, где-то в районе 70 -74-х годов  прошлого столетия на фирме "Мелодия".
Хотя, честно говоря, после Вашего высказывания об ошарашенности этого события на какой-то миг засомневался
...кто мог еще кроме Алексеева в 70-е годы играть и записывать Хиндемита
....
А учитывая, что у нас в то время современную западную музыку, тем  более малоисполняемого Хиндемита практически никто не играл, за исключением, может быть, Любимова, Алумяна, Алексеева и  Петрова (пока Юдину, Ведерникова и Рихтера не берем в расчет, так как в них ошибиться было бы невозможно :)), то и остается только Алексеев, ну конечно же он! Далее стал припоминать детали той пластинки, на которой кроме Хиндемита были поздний Брамс (кажется 117 опус) и 6-я соната Прокофьева, что совершенно точно!

6-ю сонату Прокофьева я сам помню на виниле, вот только не помню, куда она у меня подевалась ещё в те же времена – помню даже обложку диска (с ч\б фото Алексеева во весь конверт за клавиатурой рояля), но Хиндемита там точно не было, да и прокофьевская соната занимала не одну сторону – то ли финал, то ли даже 2 последних части были размещены на другой стороне пластинки (то ли она была ещё как-то разбита между сторонами диска, я уже забыл), а если там был ещё и Брамс (вот был ли он именно на ЭТОМ виниле, вспомнить не могу), то сонату Хиндемита просто некуда было бы поместить.
Возможно, были разные пластинки выпущены, с разными программами.
Всё же такое ощущение, что 3-ю сонату Хиндемита сыграл и записал Любимов и вы слышали ТОГДА именно его, тем более, что он с большим пиететом относился к Юдиной, а также и сам тоже принципиально исполнял много соврменной музыки (тогда Хиндемит ещё считался "современным").
Но я не берусь гадать - если сыграл Алексеев, то я буду счастлив услышать его исполнение.


А раз уж действительно это событие ошарашивающее, о чем даже не подозревал, то я обязательно найду тот "стул с бриллиантами покойной тетушки", и выложу запись здесь.

Это было бы просто великолепно !
Нам ещё много чего надо бы найти в его исполнении - 2-й концерт Прокофьева, я бы не отказался и от 3-го и 5-го концертов Бетховена :), "Крейслериану", "Мефисто-вальс №1", Этюды Паганини-Листа и мн. др.
« Последнее редактирование: Июль 10, 2008, 14:15:36 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #34 : Июль 15, 2008, 12:24:49 »
Predlogoff
Цитировать
Остротой атаки звук Алексеева частенько напоминает ф-п звук самого Шостаковича


Вот к этому  хочется вернуться, чтобы кое-что прояснить. Насчет остроты атаки совершенно согласна, я её чувствую. Между тем, я не могу объяснить, каким образом при такой особенности звукоизвлечения у Алексеева совершенно изумительно звучат пьесы, в которых создается прозрачный, воздушный колорит. Как это сочетается с остротой и "прицельностью" нажатия на клавиши? Или в данном случае здесь технически нет "вещей несовместных"?

Так, на рахманиновском диске меня потрясли «Сирень», «Маргаритки», прелюдия G-dur (op. 32) и некоторые др., в чем-то сходные по палитре. При великолепном исполнении Алексеевым остальных пьес,  нужно сказать, что большинство из них  допускают разные трактовки (музыкальные моменты – о них мы уже немного говорили, многие прелюдии), которые были реализованы другими  пианистами тоже замечательно.

Но в «Сирени», например, Алексеев, на мой взгляд, приблизился к такому воплощению, которое позволяет во всей полноте раскрыть прелесть и глубину этого маленького шедевра – показать прозрачную свежесть утра, отразить острое и трепетное ощущение красоты момента (ведь такое интенсивное ощущение обычно бывает мимолетно - вспыхивает и уходит, оставаясь в воспоминаниях), донести человеческие переживания, связанные с этим  ощущением – радость, грусть, надежду, нежность… Слушая запись, отчетливо видишь, как листва купается в обильной росе, как пчела жужжит, кружась над цветком. При этом мельчайшие детали, звуковые шлейфы воплощены изумительно тонко - для каждой ноты, для каждого музыкального движения найден свой нюанс. Все паузы продуманы. Меня эти пьесы очень захватили: может быть, это не так, но иногда казалось, что лучше играть нельзя :)))). Не хочу сказать, что автор «хуже» играет ту же «Сирень», однако он играет иначе – его трактовка более «монолитна», охвачена в целом единым настроением. А Алексеев при отражении общего смысла как бы все время соотносит зрительные ощущения и вызванные ими движения души. Казалось бы, для исполнения на таком высоком уровне мелких фигураций преобладающий характер звука пианиста должен быть мягким, нежным...
Да, и ещё вопрос. Алексеев "отрояльной" техникой вроде бы тоже прекрасно владеет?
Вообще, о рахманиновских пьесах тоже можно потихоньку продолжить разговор.

Predlogoff
Цитировать
  :)))))) Ну Шостакович был гением и в музыкальном хулиганстве.

Цитировать
В связи с этим я даже вспомнил бы Маяковского: "Дорогие товарищи потомки ! Роясь в сегодняшем окаменевшем …" ну и т.п. :)  )
А Вы и сами не прочь похулиганить :)))? То песенки забавные приводите "про красавицу с походкою слона" (спасибо, кстати, буду знать), а здесь Маяковский очень кстати пришелся.
Вообще, хулиганство Шостаковича очень привлекательно. Как и Маяковского. 
«Раек» я никогда не слышала живьем, только в записи. Сейчас он идет в городе как регулярная репертуарная позиция в камерном оперном театре в постановке Ю.Александрова. По слухам, там снова воскресили Ленина,  Сталина и Хрущева (с ботинком) – чтобы зрители узнали и обрадовались. Что-то я не думаю, что это получилось у них остроумно. Остерегаюсь смотреть.

 Predlogoff
Цитировать
Да, 2-я часть 2-го концерта – это что-то невероятное по красоте. Мне кажется, что в ЭТОМ смысле Алексеев превзошёл даже самого автора как солиста
Мне  показалось странным, что Вы в связи с этим автора упоминаете. Я, правда, не слышала авторский вариант исполнения второй части и вообще в авторском варианте слышала мало произведений, но все  исследователи единодушно пишут, что лирика  – не самая сильная сторона пианизма Шостаковича. Все источники сходятся на том, что игра Шостаковича была сухой, плоской, слишком быстрой и технически несовершенной. Я бы по тем фонограммам, которые слышала, с первыми двумя пунктами в целом согласилась. Кроме того, авторы считают, что Шостакович и чужие произведения играл «как композитор», т.е. раскрывая и подчеркивая в них именно техническую композиторскую мысль (и даже, по словам музыковедов, иногда что-то менял в тексте). Эти особенности не позволили ему успешно выступить на конкурсе Шопена и сняли вопрос об исполнительской карьере.  (Кстати, а Вы не знаете, сохранились ли записи с исполнением Шостаковичем не своих произведений и насколько много собственных произведений он записал?)   
« Последнее редактирование: Июль 15, 2008, 12:45:08 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #35 : Июль 15, 2008, 15:10:50 »
Predlogoff
Цитировать
Да, 2-я часть 2-го концерта – это что-то невероятное по красоте. Мне кажется, что в ЭТОМ смысле Алексеев превзошёл даже самого автора как солиста
Мне  показалось странным, что Вы в связи с этим автора упоминаете. Я, правда, не слышала авторский вариант исполнения второй части и вообще в авторском варианте слышала мало произведений, но все  исследователи единодушно пишут, что лирика  – не самая сильная сторона пианизма Шостаковича. Все источники сходятся на том, что игра Шостаковича была сухой, плоской, слишком быстрой и технически несовершенной. Я бы по тем фонограммам, которые слышала, с первыми двумя пунктами в целом согласилась. Кроме того, авторы считают, что Шостакович и чужие произведения играл «как композитор», т.е. раскрывая и подчеркивая в них именно техническую композиторскую мысль (и даже, по словам музыковедов, иногда что-то менял в тексте). Эти особенности не позволили ему успешно выступить на конкурсе Шопена и сняли вопрос об исполнительской карьере.  (Кстати, а Вы не знаете, сохранились ли записи с исполнением Шостаковичем не своих произведений и насколько много собственных произведений он записал?) 

Насколько мне известно, чужого он ничего не записал - но я могу ошибаться, т.к. розысками фонограмм Шостаковича не занимался. А за рубежом в 1955-м, кажется, году он записал оба концерта с отличным зарубежным оркестром и несколько своих пьес.
Что лирика не самая сильная его сторона – смотря что подразумевать под "лирикой". Да, такого звука, как у Алексеева или других профессиональных пианистов, у него не было, но это не означает, что у него не было лирики как таковой :) У него была своя аскетичная лирика, в частности, 2-е части обоих своих Концертов он сыграл великолепно по звуковому мастерству и тонко передал своё ощущение пианистической эстетики.
Между прочим, на конкурсе Шопена он получил диплом, что само по себе – в ТЕХ условиях, когда нашу пианистическую делегацию в Польше воспринимали, мало того, как посланников былой Империи, от которой они только что откололись, так ещё и как "посланников страны Советов" – , было весьма большим подарком ! Существует легенда, что Шостакович считался чуть ли не главным претендентом на победу, но играл якобы с приступом аппендицита, потому, дескать, и проиграл (каламбур :)).
Но с другой стороны – да, если рассуждать в сравнительных категориях, то его пианистическая "лирика" в каком-то плане проигрывала (опять каламбур :)) лирической подаче, допустим, Оборина или даже Гинзбурга.
Но я так понял, вы вообще предлагаете не рассматривать его всерьёз как пианиста ? :)) Я с этим согласиться не могу, тем более, что он сам сочинил и играл "лирику" собственных Концертов, так что уж ему ли не знать, какой она могла бы быть по крайней мере в ЕГО исполнительском варианте.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #36 : Июль 15, 2008, 16:03:53 »
Predlogoff
Цитировать
Но я так понял, вы вообще предлагаете не рассматривать его всерьёз как пианиста ? ) Я с этим согласиться не могу, тем более, что он сам сочинил и играл "лирику" собственных Концертов, так что уж ему ли не знать, какой она могла бы быть по крайней мере в ЕГО исполнительском варианте.
Нет, я этого не говорила  :). Такая мысль явно или неявно прослеживается в книгах и статьях – что концертная деятельность была для Шостаковича побочной и его записи имеют скорее историческое, чем художественное значение. Меня просто удивило, что, говоря о второй части концерта, Вы Д.К.Алексеева сравнили с автором, а не с какими-то другими пианистами преимущественно лирического склада, которых Дмитрий Константинович мог превзойти или нет. Только и всего :)))).
Авторскую запись я поищу. Надо будет ознакомиться целиком.

А что всё-таки с особенностями пальцевой техники Алексеева и их проявлением в подаче исполняемого им репертуара? Я, видно, что-то не понимаю?  :).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #37 : Июль 16, 2008, 12:24:36 »
Насчет остроты атаки совершенно согласна, я её чувствую. Между тем, я не могу объяснить, каким образом при такой особенности звукоизвлечения у Алексеева совершенно изумительно звучат пьесы, в которых создается прозрачный, воздушный колорит. Как это сочетается с остротой и "прицельностью" нажатия на клавиши? Или в данном случае здесь технически нет "вещей несовместных"?

Остроту атаки нельзя рассматривать в отрыве от других свойств пианизма - ведь игра любого крупного исполнителя это явление комплексное. Констатируя наличие любого её элемента никогда нельзя забывать, что отдельные элементы игры сами по себе ещё не образуют систему их применения, эту систему организует сам исполнитель.
К примеру, если говорить о наших пианистах, у В.Кулешова тоже очень острая звуковая атака, невероятная отчётливость прикосновения к клавишам. Довольно острая атака была у Г.Гульда. А вот у Горовица прикосновение было более мягким. Но ведь никто не будет объединять пианистов в какие-то группы по ЭТОМУ признаку - нас интересуют более ОБЩИЕ свойства их игры, среди которых атака - это всего лишь частность в общей картине.
Кроме того, даже при резкой атаке подразумевается мастерское владение педалью, которое позволяет сгладить ощущение резкости - и тут как раз и получается эффект, о котором вы говорили как о чём-то парадоксальном: даже на самой густой педали у Алексеева прослушиваются все ноты, а притом создаётся волшебный дымчатый колорит от педальных призвуков. Этим своим умением он смолоду виртуозно пользовался. Нечто подобное наблюдалось, кстати, и у Софроницкого - у него тоже был звук "с копытцами", но мастерское владение педалью позволяло ему прекрасно реализовать кантилену. Хотя, между нами говоря, его кантилена имела некий "речитативный" оттенок, что было весьма уместно в разной "говорящей" (если сравнивать со способом интонирования человеческой речи) русской музыке, к примеру, в Рахманинове, Лядове. В Шопене это тоже слушалось отлично, но вот в Скрябине, я считаю, это было не к месту - это не слишком "кантиленный" автор, а Софроницкий злоупотреблял в Скрябине слишком жирной кантиленой, да ещё к тому же ярко выраженного речитативного характера. Апологеты ВВС, издавна знавшие об этой, так скажем, "особенности" (а в случае исполнения Скрябина это надо назвать дефектом) его звуковой палитры, вечно оправдывали его издержками "концертной ситуации" и необходимостью наполнить зал звуком.
А вот Алексеев подошёл к Скрябину во всей полноте владения своим звуком - с использованием педали вуалируя остроту своей атаки, а когда надо, наоборот, выпуская остроту звука на первый план (в скерцозных моментах), он добивался результатов удивительных.
Да, он владел острым звуком, но он же владел и мягкими вкрадчивыми звучаниями - вуалированными, тающими, словно бы "изнемогающими" (что очень уместно в Скрябине), так что его "палитра прикосновения" была весьма широкой и в своём роде уникальной. В частности, отчётливость его звука позволяла добиться в Скрябине идеального выполнения педальных замыслов автора, когда и ноты все нажаты, и гармония прослушивается - а при этом нету ни размытости звука, ни гармонической грязи. Разумеется, сие стало возможно при строжайшем слуховом самоконтроле, когда контролируется не только момент нажатия клавиши, но и весь процесс затухания каждого звука до полного его исчезновения. Между прочим, я вижу в этом выполнение одного из основополагающих заветов Гольденвейзера, который всегда учил следить не только за извлечением звука, но и за его угасанием вплоть до волевого прекращения или естественного затухания.

Алексеев "отрояльной" техникой вроде бы тоже прекрасно владеет?

Да, этим способом он тоже иногда пользуется - там, где это уместно, разумеется. Он не боится отрывать руки от клавиатуры и совершать ими широкие движения в воздухе. Он пользуется широким исполнительским жестом для снятия напряжения и для получения полётных, "отрояльных" звучаний.
Между прочим, те, кто этого не понимает, часто упрекают его в том, что он, дескать, "кривляется" :))) Я уже много раз замечал, что "люди с улицы" не могут отличить исполнительскую технологию от "игры на публику". Очень часто "строгий внешний вид" соответствует такой же непотребно дубовой игре.
Да и вообще, как известно, "серьёзное лицо это ещё не признак ума - все глупости на свете совершались именно с этим выражением лица" :))
Так что сам по себе исполнительский жест, даже самый широкий, к примеру, "клайберновский", отнюдь не является недостатком или достоинством - всё зависит от контекстной художественно-технической потребности в нём.
« Последнее редактирование: Июль 16, 2008, 14:34:08 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #38 : Август 20, 2008, 10:15:03 »
1 октября 2008 г. БЗК
Международный День музыки

К 65-летию оркестра МГАСО п/у П.Когана
дирижер - Павел Коган
Солист - Дмитрий Алексеев (фортепиано, Великобритания)
Брамс  Концерт № 1 для фортепиано с оркестром



P.S. (от Predlogoff) Спасибо за информацию ! Я помещаю этот концерт в календарь событий форума.
« Последнее редактирование: Август 22, 2008, 17:31:21 от Predlogoff »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #39 : Сентябрь 04, 2008, 16:44:17 »
Отыскала диск с записью Д.Алексеевым «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова.
Любопытно было сравнить эту запись (1992г.) с недавним исполнением этого же произведения на концерте в Большом зале филармонии. Разделяют их более 15 лет. Живое исполнение «Рапсодии…» меня сильно затронуло тем, что в нем, как мне показалось, было явлено  что-то очень личностное в отношении к произведению, связанное с моментным срезом настроения, появились неожиданные эмоциональные краски, какая-то надломленность в светлых эпизодах. В записи же 1992г. Д.К. Алексеев предстает прежде всего как замечательный пианист, в большей степени следуя традиции. Нельзя не отметить изумительное исполнение лирических вариаций, в которые вслушивается пианист,  никуда не спеша и как-то особенно бережно обращая их в звуки, находя выразительные интонации - словно наслаждаясь красотой и боясь, что она ускользнет от  более открытого выражения чувств. (Наверное, это благоговейное отношение можно иногда принять за недостаток эмоциональности. Потому, видно, критика довольно сдержанно отреагировала и на петербургский концерт). Однако в кульминациях рояль поет глубоким звонким звуком. Также хочется отметить «певучесть» оркестра, которая здесь очень под стать игре солиста. Хотя в целом живое исполнение показалось мне более интересным.

Дополнительно здесь: 
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=877.msg15244#msg15244

« Последнее редактирование: Сентябрь 05, 2008, 11:41:04 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #40 : Сентябрь 29, 2008, 17:10:46 »
Любопытно было сравнить эту запись (1992г.) с недавним исполнением этого же произведения на концерте в Большом зале филармонии.

Кстати, нашёл в ваших анонсах:

------------------------------
15 октября 2008, Суббота 19:00
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Художественный руководитель и главный дирижер –
Павел КОГАН
Солист – Дмитрий АЛЕКСЕЕВ
ВАГНЕР. Увертюра к опере «Риенци»
МОЦАРТ. Концерт № 25 для фортепиано с оркестром
Р.ШТРАУС. Альпийская симфония
------------------------------

Из сочинений Моцарта я в исполнении Алексеева слышал лишь Сонату a-moll - в Москве и в Петербурге. вернее, тогда ещё Ленинграде :)

И ещё - я оцифровал прокофьевские записи Алексеева, издававшиеся в своё время на виниле - 6-ю сонату, "Мимолётности", "Сарказмы", а самое главное - 3-й и 2-й фортепианные концерты Прокофьева.
Что любопытно, 2-й концерт записан по трансляции с конкурса Чайковского 1974 года, хотя, насколько мне известно, существует студийная запись этой вещи в исполнении Алексеева, а 3-й концерт - студийная запись, сделанная для EMI.
К сожалению, 6-я соната, несмотря на то, что запись цифровая, выпущена была у нас только на пластинке. Я понимаю, что цифровать такую запись с пластинки это извращение, но разве не меньшим извращением был здешний выпуск Прелюдий Шопена, оцифрованных с винила, несмотря на наличие где-то в архивах цифровой записи ?? - поэтому за неимением другого варианта придётся довольствоваться оцифровкой 6-й сонаты тоже с пластинки :))
Но запись 2-го концерта, несмотря на все случайности и шероховатости живого выступления, грандиозна.

Будем слушать ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #41 : Сентябрь 29, 2008, 17:28:38 »
 :)) Вы ещё спрашиваете?

Моцарта мне трудно представить. Мне кажется, что он должен в интерпретации Д.Алексеева быть полон светлой лирики.

А что Вы скажете по поводу студийной записи Рапсодии?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #42 : Сентябрь 29, 2008, 17:43:04 »
:)) Вы ещё спрашиваете?

:)) Заслушаем. Мы будем самыми большими знатоками его исполнительства в интернете :)) Я думаю, что кроме нас с вами (не считая самых преданных его друзей) никто не переслушал столько вещей в его исполнении :))
Но вся его артистическая жизнь прошла передо мной, поэтому я, конечно, с интересом слежу за его эволюцией.

Моцарта мне трудно представить. Мне кажется, что он должен в интерпретации Д.Алексеева быть полон светлой лирики.

Да, именно так и было. В этой сонате у него - слегка романтизированный Моцарт, светло-грустный, без какой-либо торопливости, с щемящей средней частью (знаменитые диссонансы), с неспешно исполняемым финалом. Отчётливость, кристаллическая чистота, совершенство пропорций - всё это там было в удачных вариантах Алексеева (я её слышал в его подаче несколько раз и каждый раз немного по-разному было сделано).

А что Вы скажете по поводу студийной записи Рапсодии?

Нынешнее исполнение Рапсодии (как и 1-го концерта) более сумрачно, можно даже сказать, трагично в сравнении с более ранней записью - на этом примере видно, что мировые встряски не проходят без влияния на крупных художников. Но Алексеев всё же "выжил" в моральном плане - а вот в своё время, допустим, 1-я Мировая война совершенно сломала многих музыкантов (и вообще, деятелей искусства). К примеру, Бузони так и не оправился от тогдашних ужасов бытия - война абсолютно сломала его морально.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #43 : Сентябрь 30, 2008, 13:24:33 »
Рассматриваемая исполнительская версия 2-го ф-п концерта Прокофьева (1974 г) является одной из самых ранних крупных работ Д.К.Алексеева, подготовленных им к моменту выступления на конкурсе им.Чайковского. Как отмечает его учитель, замечательный представитель гольденвейзеровско-фейнберговской отечественной ф-п школы, Д.Башкиров, предпославший данной конкретной записи Алексеева небольшое предуведомление, размещённое на конверте пластинки при её издании, именно на конкурсе Чайковского Алексеев В ЦЕЛОМ выступил не самым удачным образом, поскольку в существенной степени является "человеком настроения" и даже "неконкурсным пианистом".
В какой-то мере с этим можно согласиться, потому что и я сам тоже иной раз присутствовал на концертах, когда Алексеев пребывал, прямо скажем, не в лучшей своей пианистической форме, хотя игра его всегда была на громадной высоте в художественном отношении. Но конкурс, да ещё такой сложный и крайне консервативный, как тогдашние конкурсы Чайковского – это ещё и проверка на технику и на выдержку, поэтому в ЭТОМ плане Алексеев, несмотря на свою высочайшую технологическую выучку, "непробиваемым" не был.
Кстати, показательно, что Башкиров заботился о своих учениках и интересовался их карьерой – я сам лично и не один раз видел его на концертах Алексеева в 70-80-х годах, наблюдал, с каким интересом учитель выслушивал выступления своего уже вполне самостоятельного в творческих решениях ученика.
Как известно, конкурс Чайковского – это, по первородной его сути, форум романтических пианистов, к тому же с самого начала на нём побеждали музыканты "русской школы" или каких-либо течений, некоторыми своими особенностями напоминавших русскую школу. Любопытно наблюдать, как Алексеев в своих конкурсных выступлениях демонстрирует прежде всего те средства из своего технического арсенала, которые являются неотъемлемыми атрибутами виртуозного крыла "русской школы" – кантиленность, крупный звук, пианистический масштаб, виртуозный размах, ф-п оркестральность и т.п. Кстати, эти качества, впоследствии, т.е. в 70-80-х годах несколько отошедшие в сторону в его исполнительстве, вдруг неожиданно "вернулись" в конце 90-х начале 2000-х, дополнившись к тому же трагическим мировИдением, тем самым ещё определённее проявив изначально русский генезис пианизма Алексеева.
И если послушать его конкурсную запись 2-го концерта Прокофьева, то можно убедиться, что характерные качества "русской школы" наличествовали в творческом арсенале Алексеева уже в самом начале его карьеры, и понятно, что ярче всего они проявились в его выступлениях на конкурсе Чайковского, где как раз ТАКИЕ качества всегда были востребованы – и пианист их продемонстрировал.
Это будет особенно очевидно при сравнении его конкурсной записи 2-го концерта со студийной записью 3-го концерта Прокофьева, сделанной несколькими годами позже, когда Алексеев, уже не стеснённый стилистическими требованиями, предъявляемыми к потенциальным победителям конкурса Чайковского на всех этапах конкурсного отбора, продемонстрировал другие лучшие свои качества: изящество пианистической выделки, фортепианную, на сей раз, "инструментальность", в некоторых моментах "бисерность" игры, а в некоторых и остроту звуковой атаки (а не одну лишь только традиционную для русской школы "вокальность"), тонкость нюансов, доведённую до блеска педальную технику, изумительную красочную палитру даже при игре с большим оркестром, когда, казалось бы, не до особых изысков.
Что касается конкурсной записи 2-го концерта, то в ней Алексеев выступил во всеоружии владения техническим арсеналом "русской школы" – в частности, в громадном сольном ф-п эпизоде 1-й части, который даже и "каденцией"-то назвать язык не поворачивается, поскольку тут пианист, согласно замыслу автора, в одиночку тащит на себе всю тяжесть выстраивания формы этого громадного произведения и вынужден без поддержки оркестра вести не только разработку, но и доводить действие до высшей кульминации, а потом и саму кульминацию проводить. И всё это на непрерывном нарастании эмоций и физических усилий, когда необходимо реализовать в звучании строгий расчёт, дабы не допустить искажения формы – задача трансцендентная ! Многие большие пианисты не справились с этой тяжёлой задачей и им пришлось жертвовать частью своих замыслов, чтобы оставаться сколько-нибудь убедительными на пике подъёма. Раскатистые пассажи через всю клавиатуру, сопровождаемые авторской ремаркой Colossale, многие исполняют уже на существенно сниженной энергетике, чрезмерно жертвуя и темпами, и громкостью и напряжённостью звучания – но только не Алексеев ! :)) Авторская ремарка "колоссально" обретает в его исполнении свою подлинную суть – перед нами оказывается то ли бездонная пропасть, то ли громадная необозримая панорама, это уж кому что подскажет воображение, но общим для любой конкретизации будет одно: ощущение беспредельности разверзшегося пугающего пространства, в котором словно теряешься, а ведь пианисту его надо чем-то заполнять ! :)) И вот тут всё зависит от умения солиста использовать осознанно заложенное автором художественное противоречие: с одной стороны, понятно, что реально отобразить средствами одного лишь рояля (в окружении молчащего оркестра) описанную выше картину невозможно, а с другой стороны, необходимо создать художественную иллюзию, долженствующую вызвать ощущение беспредельного размаха и бепредельной мощи. В этом я вижу "сверхзадачу", чем-то родственную скрябинской: относительно скромными средствами вызвать к жизни грандиозные картины и художественные события.
И надо сказать, что Алексееву это в полной мере удаётся.
Тут опять хочу заметить, что к моменту вступления оркестра в конце кульминации 1-й части многие солисты выглядят уже изрядно потрёпанными и лишёнными сил, так что со стороны это смотрится так, будто оркестр "подхватывает" обессилевшего и  чуть ли не падающего под рояль пианиста :)) А такого ощущения быть не должно: пианист должен до конца выглядеть как "повелитель стихий", и оркестр вступает не для того, чтобы "спасать" пианиста, неспособного уже к этому моменту выдать достойный звук (а часто это выглядит именно так), а для того, чтобы ПОЙТИ ЗА пианистом, подчиняясь его воле и силе, и увенчать кульминацию достойным её оркестровым тутти.
На мой взгляд, игра Алексеева в полной мере соответствует и замыслу автора, и всем чаяниям, которые можно было бы иметь в предвкушении исполнения этого произведения, во всех отношениях одного из самых сложных в мировом ф-п репертуаре.

P.S. Дополнительная информация здесь:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=877.msg15858#msg15858
« Последнее редактирование: Сентябрь 30, 2008, 17:42:01 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #44 : Октябрь 02, 2008, 09:41:19 »
01.10.2008 в БЗК Дмитрий Константинович Алексеев сыграл 1-й ф-п концерт Брамса. Дирижировал Павел Коган.
Материалы по концерту здесь:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg15919#msg15919

Во 2-м отделении исполнялась 1-я симфония Малера, но я не присутствовал.
Более подробно свои соображения о 1-м отделении изложу при случае, а пока скажу, что концерт Брамса был замечательно исполнен и в стилистическом плане я полностью удовлетворён трактовкой. Тут было всё: и массивная брамсовская аккордика и октавная техника, когда пианист успешно соревновался с оркестром в звучности, и лирические откровения спокойных эпизодов, и "вечерние раздумья" во 2-й части, и в приличном темпе был исполнен финал, который часто затягивают, так что всё было "стильно, чинно, благородно".
Алексеев не растерял ни своей тембровой палитры, ни своей крупной техники и вообще, находится в прекрасной форме. Видел также Башкирова, который тоже находится в прекрасной форме :) Как я говорил, он часто посещает концерты своего бывшего ученика, вот и на сей раз его можно было там встретить.
« Последнее редактирование: Октябрь 02, 2008, 14:33:14 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #45 : Октябрь 09, 2008, 13:22:25 »
Радиоинтервью П. Когана с участием Д. Алексеева, в котором, в частности, обсуждается программа концерта (фрагмент).
К сожалению, как часто бывает, ничего интересного ведущая не сумела спросить у пианиста, вопросы довольно банальны. Потому я всё думала – следует размещать или нет, решила, что пусть будет :))).

http://www.govoritmoskva.ru/cultura/080930214000.html

И.К. – ... Мы позвонили Дмитрию Константиновичу Алексееву, блистательному мастеру, и попросили его рассказать, как солисту работается с дирижером.

П.К. – Замечательно.

И.К. – Прошу вас, наденьте наушники. Дмитрий Константинович, здравствуйте, спасибо, что вы с нами. Как вам работается с дирижерами, и, что такое вообще для солиста дирижер, и, что такое для солиста существование в оркестре?

Д.А. – Вы знаете, это все очень сложный вопрос, на них довольно трудно ответить коротко, я попробую, конечно. Солист играет с дирижером тогда, когда он играет концерт для фортепьяно с оркестром или для скрипки или для виолончели с оркестром. И вот этот жанр сам, жанр концерта, фортепьянный или скрипичный, предполагает теснейшее взаимодействие между пианистом или скрипачом.
И.К. – То есть, человеческое?
Д.А. – И музыкантское и человеческое. Обязательно, без этого просто невозможно. И вот эти три составляющие части – солист, дирижер и оркестр, должны слиться в монолит для того, чтобы осуществить задачу воспроизведения замечательной музыки.
И.К. – А если не сливаются?
Д.А. – Это не хорошо, прямо скажем. Такое тоже иногда случается, к сожалению.
И.К. – А как добиться, чтобы все это слилось, соединилось, это такие разные характеры, разные темпераменты и задачи.
Д.А. – Во–первых, для этого существуют репетиции, во время которых и происходит сближение позиций.
И.К. – Когда вы сказали "сближение позиций", я посмотрела внимательно на Павла Леонидовича Когана, я чувствую суровое сближение позиций. Нет?
Д.А. – Нет. Как раз репетиции у нас уже прошли. Позиции всегда немножко отличаются, но у нас никаких проблем не было абсолютно во взаимодействии, к счастью. Вообще существуют и человеческие взаимодействия и чисто профессиональные, это тоже надо уметь делать. Это как в камерной музыке, когда несколько разных музыкантов собираются играть вместе, надо уметь слушать других, не только продвигать свое, но и уметь слышать видение других музыкантов.
И.К. – То есть обладать еще каким–то особенным слухом. Скажите, а что вы любите больше всего играть с Павлом Коганом?
Д.А. – Это трудно сказать. Дело в том, что в этот раз я играю один из самых моих любимых концертов. Это 1–й фортепьянный концерт Иоганнеса Брамса. Который был написан, когда Брамс был совсем молодым человеком. И может быть в этом концерте не все так гладко и совершенно, но там такая лавина, я бы сказал, эмоций, такой необычайный драматизм, такая страсть и такая интеллектуальная высота, которая действительно ставит этот концерт на высоту самых великих музыкальных произведений.
И.К. – Вы говорите, я думаю, что, наверное, в музыке не существует возраста и времени, да?
Д.А. – Нет, конечно. И эти сочинения, которые действительно можно назвать гениальными, они конечно бессмертны.
И.К. – И когда вы слышите, чувствуете, как дирижирует Павел Коган, вы понимаете, что вы на одной волне? То есть вы совпадаете?
Д.А. – Да, безусловно.
---------------------------

Что касается исполнения первого концерта Брамса, то я слушала с удовольствием. Ожидала большего уклона в сторону лирических раздумий.  Это тоже есть, однако концерт в целом сыгран  в довольно суровом ключе, оставляет общее ощущение мужественного трагизма. Великолепен глубокий с чуть металлическим отливом звук в драматических эпизодах, который прекрасно пробивает оркестр. Эффектно напевное вступление фортепиано в первой части. Небольшие погрешности впечатления не портили. А вот оркестр ведет с перегибами - иногда чересчур топорно и угловато.

« Последнее редактирование: Октябрь 09, 2008, 14:45:04 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #46 : Октябрь 23, 2008, 13:31:07 »
Радиоинтервью П. Когана с участием Д. Алексеева, в котором, в частности, обсуждается программа концерта (фрагмент).
К сожалению, как часто бывает, ничего интересного ведущая не сумела спросить у пианиста, вопросы довольно банальны. Потому я всё думала – следует размещать или нет, решила, что пусть будет :))).

http://www.govoritmoskva.ru/cultura/080930214000.html

И.К. – ... Мы позвонили Дмитрию Константиновичу Алексееву, блистательному мастеру, и попросили его рассказать, как солисту работается с дирижером.

:))
Знаете, такие интервью с такими вопросами, когда корреспонденты сами задают столь дилетантский уровень общения, всегда ставит профессионалов в неудобное положение: в ответных речах они вынуждены говорить не о "высоком", а об азах своей профессии. Это всегда очень тяжело.
А на самом деле Алексеев прекрасный рассказчик, он владеет словом, причём, не только по-русски, но и по-французски и по-английски, разумеется :)
В данном случае ему ничего особенного сказать не удалось, но это уж не его вина :))
А вообще, было бы крайне любопытно в его собственном словесном выражении получить исполнительские комментарии к Рахманинову, Шопену, Шуману, Прокофьеву, Шостаковичу, Листу и Скрябину, но вот кто из корреспондентов догадается спросить его об этом ? :)

Что касается исполнения первого концерта Брамса, то я слушала с удовольствием. Ожидала большего уклона в сторону лирических раздумий.  Это тоже есть, однако концерт в целом сыгран  в довольно суровом ключе, оставляет общее ощущение мужественного трагизма. Великолепен глубокий с чуть металлическим отливом звук в драматических эпизодах, который прекрасно пробивает оркестр. Эффектно напевное вступление фортепиано в первой части. Небольшие погрешности впечатления не портили. А вот оркестр ведет с перегибами - иногда чересчур топорно и угловато.

"Лирические раздумья" там, конечно, были - и это одна из самых сильных его сторон, как мы могли убедиться на примере исполнения Рахманинова и Шопена. Но он владеет гораздо более широкой палитрой выразительных средств, нежели одна только "лирика", поэтому и суровые произведения у него тоже великолепно получаются. 1-й концерт Брамса в этом плане не явился для него исключением.

Кстати, "о птичках" - вот на youtube кто-то выложил фрагмент его выступления с Барбарой Хендрикс. На сей раз это не джаз, а романтика 19-го века:

Barbara Hendricks - Singet nicht in Trauertönen [Schumann]

http://ru.youtube.com/watch?v=huzLcmU0Nas


А вот что я нашёл на сайте ГАСО им.Светланова:

http://gaso.ru/press/archive/121/

Лидс ревью Источник: «Йоркшир Пост»
Автор: Дэвид Дентон
Дата публикации: 12.05.2008

Второй фортепьянный концерт Прокофьева требует от исполнителя огромных затрат энергии и является настоящим испытанием даже для самого техничного пианиста.

Можно было только посочувствовать Дмитрию Алексееву, которому пришлось исполнять его в зале с почти тропической температурой, но его интерпретация точно передала практически непрерывный натиск, выраженный в музыке.

Начав с яркого исполнения «Ночи на лысой горе» Мусоргского, оркестр с привычным энтузиазмом откликался на размеренный дирижерский стиль Марка Горенштейна.

В подтверждение того, что российские оркестры занимают ведущие позиции в оркестровом рейтинге, Государственный Симфонический оркестр продемонстрировал особую глубину в многочисленных соло, характерных для пронзительной Девятой симфонии Шостаковича.


P.S.
Кстати, там далее любопытные отклики о гастролях ГАСО весной 2008 года в Америке:

http://gaso.ru/press/archive/

О ГАСО и Горенштейне  я завёл отдельную тему:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1330
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #47 : Ноябрь 17, 2008, 11:39:47 »
Ну вот, теперь можно поговорить о Моцарте.

15  ноября 2008 г. состоялся концерт:

Московский гос. академический симфонический оркестр,
Дирижер – Павел Коган
Солист – Дмитрий Алексеев
Моцарт. Концерт № 25 c-dur для фортепиано с оркестром, Kv503

Этого концерта я ждала с большим любопытством, т.к. с моцартовскими произведениями в репертуаре замечательного пианиста до сих пор не имела возможности познакомиться.

В начале программы оркестр исполнил увертюру к опере «Риенцы».  Музыка Вагнера прозвучала резко и, на мой взгляд, даже не мощно, а крикливо, что меня расстроило, т.к. я со страхом ожидала, каким же будет симфоническое сопровождение в концерте Моцарта.

Сразу скажу, что и в концерте Моцарта я оркестром была недовольна, ибо, по-моему, исполнение оркестровой партии было довольно угловатым и однообразным, иногда с перехлестом в динамике (порой хотелось поумерить). Начальное проведение темы в первой части концерта, как мне кажется, было сыграно не столько с моцартовской торжественностью, сколько с бетховенским героико-триумфальным оттенком, а побочной партии не хватало искренности и изящества. Да и в целом оркестру недоставало утонченности, и  не очень его игра соответствовала как стилю Моцарта, так и тому настроению, которым было проникнуто исполнение фортепианной партии.

Игра Д. Алексеева мне понравилась, но всё же, пожалуй, она вызывала неоднозначные ощущения, хотя в чем именно – я затрудняюсь сказать. Технически, мне кажется, исполнение было великолепным  и воплощало прозрачность и ясность фортепианной фактуры, легкость и непринужденность развития мелодических линий. Быстрые пассажи исполнены бегло, свободно, трепетно и на одном дыхании, создавая ощущение трогательного очарования чистотой и прелестью музыкальных тем и красотой мелодических изгибов. Игра была лишена какой-либо манерности, равно как и философского глубокомыслия. 

Концерт, как мне кажется, получился достаточно монолитным по настроению, внутренние контрасты и кульминации в глобальном плане были сглажены (и это, возможно, позволяет говорить о некоторой  однообразности в конструировании формы), а вот на «микроуровне» пианист продемонстрировал чуткость и  тонкость нюансировки, играя полутонами и оттенками – то давая выглянуть солнышку, то позволяя набежать легкой тени. Динамическая амплитуда оказалось неширокой, FF было более чем сдержанным, преобладали тихие звучности.  Звук был в целом ясным и я бы охарактеризовала его как "ласковый", с преимущественно теплым тембром. Чаще у других пианистов мне приходилось слышать более «крепкое» и дискретно-чеканное звучание. Здесь, пожалуй,  подчеркнуто отточенной артикуляции я бы не отметила – но не было и какой бы то ни было невнятности. (Разумеется, речь идет о мелких нюансах). Доминировало грустно-лирическое настроение, наверное (?), с налетом романтизма.  Третья часть была небольшим противовесом первым двум по общему характеру и разнообразию оттенков внутри части.
Что за каденцию играл в первой части пианист – я не знаю, но она хорошо вписывалась в общий план.

Насчет стилистической органичности я не берусь судить :)). Мне кажется, что вполне стильно. В целом концертом я довольна, хотя, может быть, чуть более выраженных линий драматического развития исполнению недоставало.

После разочарования увертюрой к  опере «Риенцы» на «Альпийскую симфонию» Р. Штрауса я не осталась.

Дополнительно:http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=723.msg17352#msg17352

« Последнее редактирование: Ноябрь 17, 2008, 19:11:55 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #48 : Ноябрь 18, 2008, 13:15:59 »
Я немножко поискал, но среди нот композитора среди других каденций я не нашёл для этого концерта каденций самого Моцарта. Судя по всему, он их не оставил записанными на бумаге.
Видимо именно этим обстоятельством объясняется тот факт, что чуть ли не каждое исполнение этого концерта содержит отличающуюся каденцию :) Г.Гинзбург играет совсем другую каденцию, Геза Анда играет свою собственную и т.д.
По стилю каденция, исполненная Алексеевым, больше напоминает Бетховена, нежели Моцарта – довольно плотное изложение. Но не удивлюсь, если она принадлежит, например, Бузони или кому-то из известных пианистов или композиторов прошлого или настоящего, включая самого Алексеева, который, как известно, является выдающимся импровизатором.
Короче, без дополнительных изысканий я не могу ответить на ваш вопрос о каденции, но если кто-то знает её "в лицо" и просветит нас, то я буду признателен за то, что меня избавили от хлопот :)
Касаемо общего впечатления, вы удивительно точно нашли слова об игре Алексеева, которые можно отнести также ……. к его исполнению Сонаты a-moll Моцарта, замечательно им исполняемой с давних пор !
По всей видимости, моцартовские решения Алексеева отнюдь не случайны и основаны на его специфическом вИдении творчества этого композитора, на которое он смотрит явно из 20-21-го века, не стилизуя ни в старинном стиле, ни в романтическом ключе.
Отмеченные вами черты – сглаженность динамики, отсутствие резкого форте, громадное количество прелестных деталей, отчётливость звучания, рафинированность звуковой палитры – присущи его "моцартиане" вообще, а не только исполнению этого Концерта.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Дмитрий Алексеев
« Ответ #49 : Сентябрь 26, 2009, 16:22:04 »
Вот выходные данные диска Алексеева с записью "Крейслерианы". Если у кого-то будут сведения об этой записи или сама она в каком-либо формате, то прошу сообщить сюда или в ЛС:

SCHUMANN. Kreisleriana, Op. 16. Etudes symphoniques, Op. 13. Dmitri Alexeev (pf). EMI (I) CDC7 49845-2 (72 minutes: DOD).
« Последнее редактирование: Сентябрь 26, 2009, 18:42:01 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица