Автор Тема: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист  (Прочитано 58874 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
А "вэлыкых українців" целых 100! - Это у нас такая культурная программа. Не знаю, вошли ли в список Рихтер, Гилельс и Ойстрах.

Простите за несоответствие теме этого моего, надеюсь, последнего сообщения:

Видатними діячами театру, кіно, а також музикантами названі Софія Ротару, Анатолій Солов’яненко, Микола Гринько, Ніна Матвієнко, Святослав Вакарчук, Марія Заньковецька, Іван Миколайчук, Раїса Кириченко, Назарій Яремчук, Руслана Лижичко, Лесь Курбас, Олег Скрипка, Соломія Крушельницька, Володимир Івасюк, Леонід Биков, Олександр Довженко.

Знаете таких музыкантов (кроме Соловьяненко)?

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Эмиль Гилельс (1916-1985), выдающийся русский пианист
« Ответ #51 : Сентябрь 13, 2012, 11:55:33 »
Знаете таких музыкантов (кроме Соловьяненко)?

Юрий, ну Софию Ротару все знают ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 612
Знаете таких музыкантов (кроме Соловьяненко)?

Юрий, ну Софию Ротару все знают ! :)

А остальных? А даже если и знают? По праву ли они занимают места в списке? Где Гмыря и Козловский? Где Стефан Турчак? Если не в мировом масштабе, то уж для Киева он сделал достаточно. Концерт Грига с Рихтером записал! Кажется, этим гордился. Еще бы!
Я хотел бы немного поговорить об этом, но, разумеется, в другой теме.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Как бы там ни было, но прелюдии Гилельсу не отдам. Посудите сами: он играл всего пять прелюдий Рахманинова

Он играл ещё в транскрипциях "Маргаритки" и "Вокализ", а также 5-й Муз.момент, "Полишинеля". Кстати, только что глянул в список его записей и обнаружил, что довоенная запись Этюда-картины c-moll соч.39 №1, оказывается, опубликована ! И ещё es-moll из того же опуса от 1949 года !
Надо будет поискать эти 2 фонограммы, остальные я слышал.
Юрий, под "прелюдиями" я имел в виду лирико-кантиленного Рахманинова в противовес суровому миру этюдов-картин. Жаль, что Гилельс так мало играл мелкие вещи Рахманинова, не могу это никак объяснить. Хотя он играл его 3-й ф-п концерт, причём, великолепно.

А вот этим замечанием вы меня просто поразили:

Замечу, что Танин - почитатель в первую очередь Гилельса, а не Рихтера.

Удивительно ! По той тщательности, с которой он работал над сбором информации о Рихтере и по объёму того, что он собрал, мне даже в голову не приходило, что он поклонник прежде всего Гилельса ! :) Но раз уж я это узнал, могу это легко объяснить, исходя из моих же слов: полагаю, что Танин считает именно Гилельса более характерным для "русской школы", в чём я могу с ним лишь согласиться, потому что это так и есть. Рихтер слишком далеко выходит за рамки любых школ.
Кроме того, допускаю, что могут быть причины личного порядка, о которых довольно трудно рассуждать, не владея всей информацией о личности того или иного коллекционера, а я себе такой цели не ставил.
Танин и впрямь подвижник, если среди всех неприятностей со здоровьем он удерживает связь с реальностью, продолжая собирать ценную информацию о великих музыкантах, уменьшая тем самым локальную энтропию и отвоёвывая у хаоса островки порядка.
« Последнее редактирование: Сентябрь 13, 2012, 15:19:35 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Кстати, только что глянул в список его записей и обнаружил, что довоенная запись Этюда-картины c-moll соч.39 №1, оказывается, опубликована ! И ещё es-moll из того же опуса от 1949 года !
Надо будет поискать эти 2 фонограммы

На ловца и зверь бежит:

http://intoclassics.net/news/2011-07-11-24195

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ


1-3. Концерт № 3 для ф-но с оркестром ре минор, Ор.30 [39:54]
Эмиль ГИЛЕЛЬС, ф-но
Госоркестр СССР
Дирижёр – Кирилл КОНДРАШИН
Запись1949 г. (Москва)

4,5. Концерт № 4 для ф-но соркестром соль минор, Ор.40 (2-ая и 3-я части) [14:31]
Эмиль ГИЛЕЛЬС, ф-но
Госоркестр СССР
Дирижёр – Кирилл КОНДРАШИН
Запись с концерта в Москве 23 января 1951 г.

6. «Маргаритки», Ор.38 № 3 [2:25]
Запись 1945 г.

7. Этюд-картина до минор, Ор.39 № 1 [2:48]
Запись 1940 г.

8. Этюд-картина ми-бемоль минор, Ор.39 № 5 [4:45]
Запись 1949 г.

9. Прелюдия соль минор, Ор.23 № 5 [3:15]
Запись 1937 г.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Эмиль Гилельс (1916-1985), выдающийся русский пианист
« Ответ #55 : Сентябрь 13, 2012, 21:07:44 »
Это ж такая советская иерархия, из газеты "Правда": гениальный - великий - выдающийся -  крупный -  видный - талантливый
... Гордон, со своей стороны, храбро бился в своей книге за место Гилельса в этой дурацкой системе, почему его книга так и дурна, и отдает "совковостью"

:)) Наверное !
Но Гордон желал сразиться с прошлым - и он это сделал ! Сразился ! Имел право ! Но это выглядело как размахивание кулаками после драки, и никакой "победы" одержать на этом пути нельзя: прошлое уже свершилось и "пересмотреть" его невозможно, если только не переврать.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Эмиль Гилельс (1916-1985), выдающийся русский пианист
« Ответ #56 : Сентябрь 15, 2012, 22:38:36 »
Кстати, только что глянул в список его записей и обнаружил, что довоенная запись Этюда-картины c-moll соч.39 №1, оказывается, опубликована ! И ещё es-moll из того же опуса от 1949 года !
Надо будет поискать эти 2 фонограммы

На ловца и зверь бежит:

http://intoclassics.net/news/2011-07-11-24195

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ


1-3. Концерт № 3 для ф-но с оркестром ре минор, Ор.30 [39:54]
Эмиль ГИЛЕЛЬС, ф-но
Госоркестр СССР
Дирижёр – Кирилл КОНДРАШИН
Запись1949 г. (Москва)

4,5. Концерт № 4 для ф-но соркестром соль минор, Ор.40 (2-ая и 3-я части) [14:31]
Эмиль ГИЛЕЛЬС, ф-но
Госоркестр СССР
Дирижёр – Кирилл КОНДРАШИН
Запись с концерта в Москве 23 января 1951 г.

6. «Маргаритки», Ор.38 № 3 [2:25]
Запись 1945 г.

7. Этюд-картина до минор, Ор.39 № 1 [2:48]
Запись 1940 г.

8. Этюд-картина ми-бемоль минор, Ор.39 № 5 [4:45]
Запись 1949 г.

9. Прелюдия соль минор, Ор.23 № 5 [3:15]
Запись 1937 г.

Послушал все перечисленные записи, в том числе и "Маргаритки", Этюды и Прелюдию. Ну что сказать - замечательная игра ! Особенно я беспокоился за Этюд-картину c-moll, хорошо известный по записям Рихтера, но зря я волновался: Эмиль Григорьевич играет хотя и по-другому, но ничуть не хуже. А первый раздел он играет так, что его можно было бы принять за Рихтера - такой напор, такая непреклонность. И только при сопоставлении контрастных разделов выясняется, что Рихтер снабжает весь Этюд единым темповым стержнем, хотя понятно, что контрастное сопоставление, в т.ч. и темповое, задумано самим автором. Но, как известно, подобного рода решения - это важнейший стилевой признак игры Рихтера.
А Эмиль Григорьевич замечательно воплощает идею контрастности, как мне кажется, ближе к задуманному автором.
Записи Рихтера и Гилельса предоставляют любопытную пищу для размышлений об исполнительских стилях обоих мастеров и об их соприкосновении с авторским композиторским стилем в Этюде-картине c-moll.

Какая жалость, что Эмиль Григорьевич не записал 1-ю часть 4-го рахманиновского ф-п концерта !! Не понимаю, как такое могло случиться ? Шикарная игра: какое понимание этой музыки, какой пианизм ! Шедевр.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #57 : Декабрь 14, 2012, 18:45:54 »
Советую сейчас включить телеканал "Культура". Там с 18,25 до 19,30 идет передача "Игры классиков", посвященная Гилельсу.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #58 : Декабрь 14, 2012, 22:29:06 »
Спасибо,  послушала последние 15 минут концерта блистательного Гилельса  :)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #59 : Декабрь 14, 2012, 22:32:04 »
А я всё прозевал !
Сообщите, пожалуйста, когда появится официальная ссылка на сайте телеканала, она всегда появляется через некоторое время.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Эмиль Гилельс
« Ответ #60 : Декабрь 16, 2012, 18:46:10 »
Слушая выкладываемые записи Рихтера [8-й сонаты Прокофьева], решил напомнить себе, как играет эту сонату Гилельс, которому она и была посвящена. Мы хорошо помним, что в фильме Монсенжона Рихтер высоко отзывается о его исполнении. Так вот, не расслышал того накала, внутренней спрессованности, какой нахожу у Рихтера, и без которого не представляю себе эту музыку. Темп высокий, но как-то это формально. Не раз упоминаемая мною покойная моя подруга Галя Миксон говорила, что иногда медленнее сыграть труднее, чем быстрее. Я бы расшифровал, что иногда при быстром темпе происходит смазывание текста, а стало быть, и смысла. Ее любимое выражение – исполнитель «валяет» .

Не хочу сказать, что Гилельс именно «валяет», но его исполнение меня не убеждает на все 100, хотя, безусловно, это значительный вклад в постижение этой величайшей сонаты. Когда-то по естественной причине именно он впервые сыграл 8-ю сонату, но показательно, что автор очень хотел услышать ее у Рихтера, который впервые для себя должен был сыграть ее на 3-м Всесоюзном конкурсе. Рихтер опаздывал на свое выступление на целый час! Можно себе такое представить сегодня на разных конкурсах?! И Прокофьев то и дело выбегал на улицу смотреть – не идет ли незадачливый конкурсант. Думаю, Рихтера могли бы не допустить к участию в конкурсе за такое поведение. Возможно, тут сыграл интерес Прокофьева, слово которого имело вес для жюри/

:) Юрий, вы несправедливы в отношении Эмиля Григорьевича, который замечательно играл эту сонату. Я не спросил у вас, какую именно запись вы слушали, а конкретика в этом деле важна - по какой фонограмме судить. Ведь и на примере игры Рихтера мы многократно убеждались, как важно знать всю выборку целиком, чтобы не ошибиться на конкретном - менее удачном - примере.

Я хочу сказать, что в игре Рихтера и Гилельса, когда они берутся за Прокофьева, гораздо больше общего, нежели различий, и ведь понятно, почему ! Они же оба жили в одну и ту же эпоху, породившую это произведение, они оба имели возможность получать отклики автора. Кроме того, мы знаем, что Гилельс пользовался при разучивании 8-й сонаты консультациями автора, несколько раз (!) играл ему 8-ю сонату до премьеры, выслушивал его пожелания и т.п. Этот вопрос, кстати, требует уточнения, если бы только можно было определить, что именно говорил Прокофьев Гилельсу.
И, кстати, что по поводу 8-й сонаты говорил Прокофьев Рихтеру ?

Вы понимаете, на что я намекаю ? Что Гилельс имел возможность в разговоре с автором многое уточнить и затем воплотить в своей игре. Так что я более внимательно отнёсся бы к исполнению Гилельса.

Конечно, как сообщал сам Гилельс, Прокофьев не старался чрезмерно вдаваться в детали, чтобы не навязывать выдающемуся исполнителю своё мнение и не внушать ему свои представления. Это важно в том плане, что автор, наверное, желал проверить: всё ли он убедительно изложил в нотах, чтобы это не требовало долгих бесед с исполнителями ? Ведь Гилельс разучивал 8-ю сонату по рукописи !

Так что общие контуры Сонаты, а может, и какие-то важные детали, думаю, Гилельс показал весьма близко к тому, что желал автор.
"Правду" о 8-й сонате, полагаю, нужно искать где-то на пересечении записей Рихтера и Гилельса, не говоря уже о том, что нынешние исполнители имеют полное право воплощать многое другое в соответствии со своим вИдением стиля автора и со своим анализом нотного текста.

Общим и ключевым в исполнении Рихтера и Гилельса является отчётливо неромантический подход к этому великому произведению: полагаю, это идёт не только от его текста, не только от бесед с автором, но и от рождающейся [тогда ещё] новой исполнительской стилистики обоих наших пианистов. В связи с этим я вспоминаю, что Рихтер советовал играть Прокофьева, "как будто это Бетховен". А разве не так же поступает и Гилельс ? И в его исполнении, и в исполнении Рихтера отсутствует чрезмерная темповая гибкость, нет развитого романтического рубато, нет романтической чувствительности и смакования особо импозантных оборотов, у них обоих невозможна дробность формы или какая-либо кокетливость даже, например, в очаровательном менуэте 2-й части. Оба пианиста великолепно ощущают форму и подчиняют требуемые музыкальные факторы задаче обеспечения её целостности, чему способствует единство основных темпов всех трёх частей Сонаты, абсолютная величина и соотношение темпов различных эпизодов внутри частей, продуманный динамический план, тщательно выверенные кульминации - подходы к ним и выходы из них.

Так что при всей индивидуальности игры оба пианиста демонстрируют вполне очевидную общность взглядов на 8-ю сонату и свою включённость в мировой композиторский и исполнительский процесс с его течениями и тенденциями. Я вообще считаю, что новые мировые стилистические тенденции оба наших премьера-пианиста ощутили в значительной степени через Прокофьева и его творчество, потому что Прокофьев-то, долго проживший за рубежом, был в курсе дела. Но если Гилельс, ещё до войны выезжавший в Европу на конкурсы, мог получить какие-то непосредственные впечатления, то Рихтер, вообще не выезжавший на тот момент за рубеж, мог вырабатывать свой исполнительский стиль, рассчитывая лишь на знание композиторских стилей, которые он изучал на нотных примерах, в том числе и прокофьевских, и на свою интуицию.
« Последнее редактирование: Сентябрь 15, 2016, 16:39:31 от Admin »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн RexTremende

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 148
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #61 : Декабрь 16, 2012, 22:43:05 »
Величайшая запись этой сонаты- именно исполнение Гилельса, с концерта 1969 года. Такой глубины и такого "накала", по моему, не достиг никто.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Эмиль Гилельс (1916-1985)
« Ответ #62 : Декабрь 16, 2012, 23:18:52 »
Величайшая запись этой сонаты- именно исполнение Гилельса, с концерта 1969 года. Такой глубины и такого "накала", по моему, не достиг никто.

:)) Ну кое-кто всё же достиг, но я сейчас не об этом: дело в том, что независимо игравшие в присутствии автора интерпретаторы, когда один из них к тому же пользовался прямыми его указаниями, воплощают в меру своих сил и своего понимания ключевые положения композиторского замысла, поэтому нельзя сказать, что один из них лучше или хуже, когда речь идёт о высших достижениях в сфере пианизма.
Ценить нужно обоих, ибо всем последующим поколениям уж точно не светит пообщаться с Прокофьевым и поиграть ему.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antar

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 65
Подзабыли, подзабыли совсем Э.Г.! Тема аж на 8-й странице! Я вот случайно наткнулся на это  http://berkovich-zametki.com/2008/Starina/Nomer4/Laskina1.php . Не знаю, видели ли здесь публикацию Ласкиной, но мне кажется, что нет  - иначе сейчас же прицепили ее к последнему сообщению Предлогова о 8-й сонате. Тогда этот «прицеп» я организую. Так Предлогов пишет: Гилельс пользовался при разучивании 8-й сонаты консультациями автора, несколько раз (!) играл ему 8-ю сонату до премьеры, выслушивал его пожелания и т.п. Этот вопрос, кстати, требует уточнения, если бы только можно было определить, что именно говорил Прокофьев Гилельсу.

И вот в своем послании к «далекой возлюбленной» от 24.09.1944 Э.Г. пишет:
Цитировать
«Трудно себе представить, какое нависло у меня тяжелое сплетение всяких обстоятельств.

Во-первых, я ложусь и просыпаюсь в панике, что у меня абсолютно не сделана 8-я соната Прокофьева. На днях я с ним говорил по телефону и он меня, шутя, спросил: «Не ругаете ли вы меня?» Я, конечно, утаил от него, но в душе проклинаю за такую «шараду», которую получил от него в «подарок». И, наконец, это дело чести с моей стороны, и никаких компромиссов быть не может. 29 декабря я должен, хоть кровь из носу, играть в Большом зале эту вещь, тем более что этот концерт уже объявлен».

Ничего себе -  «шарада», «проклинаю», «подарок» в кавычках, «тяжелое обстоятельство»…Можно только по этим, кстати, совершенно искренним стенаниям (перед  женой-коллегой Тамаркиной, да и перед сестрой, и перед кем другим чудовищный интроверт Э.Г. распространяться бы не стал), догадываться, какого колоссального напряжения интеллекта потребовала от Гилельса эта работа. Хотя он и говорил впоследствии, что «любит, что не дается, сопротивление материала», но здесь ему пришлось обстоятельно творчески попотеть, чтобы оправдать свое реноме первого пианиста.

Заметьте: во всех письмах очень мало говорится об искусстве, «музыкальных моментов», вообще кот наплакал, больше бытовые всякие дела, да любовные. А тут вдруг такой вопль! Тогда, естественно, возникает другой вопрос– почему согласился? Могу предположить -  тут много наверчено всяких причин.

С одной стороны Гилельс, конечно, не мог устоять перед просьбой (и надо полагать, весьма настойчивой) со стороны автора, он был очень послушным перед тем, кого считал авторитетами (сказала ему Рейнгбальд, чтобы ходил к Нейгаузу – он ходил).

С другой – Э.Г. принял во внимание огромный успех  Рихтера с 7-й сонатой, тем более всем тогда было известно,  за сколько Рихтер выучил ее. Однако Гилельс  за неделю овладел концертом Абсиля в тяжелейших конкурсных условиях, он справедливо полагал, что этот опыт дает ему не меньше шансов, чем тому же Рихтеру.

Но... Абсиль не Прокофьев, и мне кажется Гилельсу пришлось совершить над собой форменное насилие, чтобы не скиснуть под тяжестью задачи. Так и вижу яговскую усмешку С.С.в вопросике «Не ругаете ли вы меня?» (тепло ли тебе девица?), который поначалу был воспринят Гилельсом простодушно и лишь только впоследствии он, вероятно, понял всю дьявольскую суть прокофьевского предложения. Совершенно ясно, что именно Прокофьев дал старт теме «Рихтер-Гилельс», сознательно столкнув лбами двух молодых титанов, а никакой не Нейгауз, не критики, или что еще смешнее - околорихтеровская тусовка.

С этой стороны мне кажется, что достижение Гилельса, который все же не дрогнул, не спасовал и решил «дело чести» поначалу в свою пользу, выдав результат на уровне произведения, более значимо, более почетно, чем впоследствии рихтеровская игра на конкурсе. Планка была задана!!!

Не случайно Рихтер был на премьере, и не случайно он, кстати, вспомнил потом восторги Тамаркиной – мне кажется она не ожидала такого, как профессионал, она видела, какой ценой далась Миле победа -  прежде всего над собой. Понятно, почему Гилельс в одном из писем горестно упоминает о продолжающейся  совместности под одной крышей с Тамаркиной – здесь конечно же не быт, он больше не хотел, чтобы кто-то профессионально оценивал его проблемы, видя его битву в поте лица над непослушным материалом.

Тем более, что Тамаркина, при всех своих достоинствах, и музыкантских прежде всего, не могла быть для Э.Г. авторитетом – он просто не желал этого. А дальше по плану Прокофьева был ход за Рихтером. С.Т. принял вызов и за его участием в конкурсе так и видится фигура С.С. А Нейгауз просто выступил здесь в роли посредника. Хотя потом С.Т. утверждал, что уговорил его на это дело один Нейгауз.

Мне кажется, что именно на конкурсе 45-года и был решен вопрос о первенстве в пользу Рихтера, решен С.С. однозначно и навсегда (а справедливо-ли?), кто «лучший пианист на всем земном шаре» и закрепив это многозначительным посвящением 9-й сонаты. Думается Прокофьеву очень не понравились напряги и сомнения Э.Г. в поисках музыкальной истины.

Но от этого достижение Э.Г. не становится мене значимым, оно колоссально, оно прекрасно, оно нисколько не уступает Рихтеру, и я никогда при всем уважении к Юрию не соглашусь, с ним. Помилуйте – о каком отсутствии накала, «спрессованости» можно здесь говорить, какая формальность темпа – все это одни надумки. Я так до сих пор не могу для себя решить однозначно, «кто из них лучше» -   наверное тот, кого в данный момент слушаю…   

А вот  еще одна ссылка:    http://rsport.netorn.ru/ech/khariton/gorgil.htm     
Откуда эта история взялась – ума не приложу. – Но похоже на Гилельса - его манера говорить.
« Последнее редактирование: Сентябрь 15, 2016, 16:41:45 от Admin »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А вот  еще одна ссылка:    http://rsport.netorn.ru/ech/khariton/gorgil.htm     
Откуда эта история взялась – ума не приложу. – Но похоже на Гилельса - его манера говорить

Сам по себе факт встречи Горовица и Гилельса известен давно, кажется, ещё из книги Хентовой "Эмиль Гилельс", которая была создана в непосредственном общении с Гилельсом, и именно по этой причине нанесла Гилельсу некоторый урон: как выяснилось, он слишком много рассказал о себе, вскрыв многое из того, что на самом деле не следовало всем сообщать с учётом его самолюбия. А оно у него было ого-го! В частности, в беседах с Хентовой он слишком много и категорично распинался о своих профессиональных недостатках и проблемах. Уж не знаю, из-за того ли он расстался с Тамаркиной, что не желал, чтобы его профессионально "подслушивали", но ему явно не хотелось излишнего контроля. Он, вероятно, рассчитывал, что Хентова изложит полученный материал как-то по-другому, в бОльшим преклонением, что ли, с некоторой апологетизацией, а Хентова изложила всё в лоб, то ли "забыв", то ли не посчитав нужным сказать о том, что всё это записано со слов самого Гилельса, в т.ч. и критика.
Баренбойм, рекомендовавший Гилельсу Хентову как автора монографии о нём, был от этой книги в ярости, Гилельс тоже был в ярости :)) Но их гнев понятен, зато я, к примеру, считаю, что Хентова, быть может, того не желая, сказала гораздо больше исторической правды, чем было положено "рядовому исследователю" :)) И именно этим ценна её книга.
Я считаю её в целом апологетической, хотя и с большим количеством критических - вернее, самокритичных, полученных от Гилельса - замечаний в адрес пианиста.

Игра Горовица поразила Гилельса в самое сердце. Вернувшись в Москву, он сказал своим друзьям: «Вы знаете, слушая Горовица, я понял, что выбрал не ту профессию...»

Я сразу возражу, что НЕ ВЕРЮ, что Гилельс мог сказать ТАКОЕ. Просто не верю - как Станиславский :)) Это абсолютно не совмещается с моим пониманием натуры Гилельса, которая выводится из множества историй, из всех мемуаров, из книг Хентовой, Баренбойма, Гордона ..... Он бы скорее застрелился, чем сказал бы такое о себе.
Когда-то Артур Рубинштейн, услыхав молодого Горовица, и впрямь сказал, что он всё бросит и перестанет играть, но ведь не бросил :)) Уж не перепутал ли автор статьи, не приписал ли Гилельсу высказывание Рубинштейна? :))
Одно дело надрываться в работе, наводить какую-то самокритику, а другое дело - прийти к выводу о неправильном выборе профессии. Ведь рядом с Рихтером, когда тот появился, Гилельс ничего "не бросил", а рядом с Горовицем почему-то решил вдруг сменить профессию?
Я не могу это принять даже как фигуру речи.
Другое дело, что Гилельс мог восторгаться Горовицем, но скажите, кто им не восторгался? Нужно будет сегодня же проверить, что там насочиняла Хентова об их встрече.
А что касается "труда", то я хочу напомнить, что Рихтер шёл к бетховенскому "Хаммерклавиру" больше 10 лет, ибо начал свои "муки" в начале 60-х, когда взялся непосредственно на эту сонату. Вероятно, он хотел показать её ещё живому тогда Нейгаузу - ведь тот слыхивал с нею самого Бузони! Ну конечно, Рихтеру хотелось узнать у очевидца и ушеслышца, сравнима ли его трактовка с трактовкой Бузони! Но он не сумел с нею сладить в те годы!
Как я только что вычитал в нейгаузовских мемуарах, за "Хаммерклавир" Гилельс брался ещё в 40-х гг., но мы же знаем, что и Гилельс в те годы с нею не сладил, а пришёл к своей трактовке лишь в конце жизни, ещё позже Рихтера.
Но нам-то, слушателям, важен результат, а не муки тех, кто его добивался, не так ли? Если добились, то и молодцы, респект. А их муки - на их профессиональной совести: если долго мучиться, то что-нибудь получится.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну вот, проверил я, что пишет Хентова: ничего похожего на то, чтобы Гилельс прям-таки в обморок падал от игры Горовица и хотел сменить профессию :)) Как раз наоборот, он его критиковал за 2-ю сонату Шопена, за темпы в ней. Гилельс застал Горовица в кризисе, из которого тот вышел в знаменитом "возвращении" 1965 года, а судьба его показалась Гилельсу "удачливой и трагической".
Ничего напоминающего то, о чём пишет этот шахматист. Ну точно: он приписал слова Артура Рубинштейна Гилельсу, ведь высказывания Рубинштейна о Горовице были у нас известны. Рубинштейн считал, что "Горовиц сильнее всех". Правда, говоря об игре Рахманинова, он воздевал руки к небу :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Уточнил, а сообщить об этом забыл: Гилельс приступил к разучиванию 29-й сонаты Бетховена "Хаммерклавир" в 1945 году - об этом в одной из своих речей в октябре 1945 года сказал Г.Г.Нейгауз. Однако сыграть и записать эту сонату Гилельсу довелось лишь в начале 80-х, из чего выводится, что он работал над нею почти 40 лет!!

Разумеется, не непрерывно, а с большими перерывами, но факт.

Судя по всему, на протяжении жизни Гилельс не ставил перед собой задачу исполнения всех 32-х сонат Бетховена, но в конце жизни то ли по собственной инициативе, то ли по просьбе звукописывающей фирмы Гилельс приступил к этой работе. Разумеется, без "Хаммерклавира" этот сборник обойтись не мог.

И всё же решение записать все сонаты Бетховена пианист принял слишком поздно и не успел это сделать. Но проблема даже не в этом, а в принципе: дело в том, что у Гилельса очень хорошо получалось лишь то, над чем он долгое время работал, обыгрывая в т.ч. и на концертной эстраде.

А для записи ему пришлось многие сонаты учить с нуля, и времени как следует обыграть их у него не было. "Хаммерклавир" в этом смысле исключение: хотя Эмиль Григорьевич и не играл эту сонату в концертах, он всё же учил её задолго до вынесения на публику, поэтому "новинкой" она для него вовсе не была. Генрих Нейгауз рассказывал о том, как нелегко давалась эта соната Гилельсу в 1945 году: он передал аудитории слова Гилельса, что эта соната оказалась САМЫМ трудным сочинением среди всех, которые ему когда-либо приходилось разучивать. Это говорил Гилельс- пианист, который уже в 16 лет блистательно исполнял виртуознейшие сочинения мирового ф-п репертуара.

Да, кстати, ещё раз о Горовице: не подлежит сомнению, что путеводной звездой при разучивании 3-го концерта Рахманинова для Гилельса явилась запись Горовица от 1930 года - он позаимствовал оттуда не только общий план и некоторые детали трактовки, но даже и некоторые текстуальные изменения, привнесённые Горовицем.
« Последнее редактирование: Сентябрь 15, 2016, 16:42:32 от Admin »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #67 : Декабрь 02, 2013, 01:02:42 »
Канал Культура
2 декабря 2013 20:00
Однажды Сергей Рахманинов услышал по радио выступление пианиста, которое его потрясло. Он завещал ему одну из очень дорогих для себя вещей - медаль с профилем Антона Рубинштейна и надписью "Кто его заменит?". Пианиста, которому Рахманинов передал эстафету, звали Эмиль Гилельс. Сегодня в студии ток-шоу "Сати. Нескучная классика" вспоминать великого пианиста будут его ученик Валерий Афанасьев и профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, друг пианиста, Григорий Борисович Гордон.
http://tvkultura.ru/anons/show/brand_id/20901/episode_id/708094

Во вторник, 3 декабря в 15:00, будет повтор.

regards

  • Гость
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #68 : Декабрь 02, 2013, 01:21:38 »
Эта легенда здесь упоминалась, но как-то не подтверждается.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #69 : Декабрь 02, 2013, 10:25:39 »
Эта легенда здесь упоминалась, но как-то не подтверждается.

Имеется в виду легенда о том, что Рахманинов слушал Гилельса. Ну что с них взять: документальных свидетельств нет, поэтому остаётся лишь выдумывать очень длинные и весьма сомнительные логические построения, в чём Гордон преуспел.

Но мне интересно другое: "Где бык-то, Багира?" Где медаль, где диплом, где свидетели, где свидетельства?

В принципе, Сатина могла передать Гилельсу медаль по собственной инициативе, Но где факты, свидетельствующие обо всех обстоятельствах этого уникального события? ничего же нет! Это тем более удивительно, что ни в книге Хентовой, ни в книге бесед с Баренбоймом этот факт никак не упоминается. Да и вообще, это всплыло лишь в рассказах Гордона. Неужели Гилельс умолчал бы ИЗ СКРОМНОСТИ (??) о том, что Рахманинов считал его своим преемником??

Ну представьте себе ситуацию: Рахманинов через свою двоюродную сестру Сатину, ВЫПОЛНЯЮЩУЮ ЕГО ЛИЧНОЕ ПОРУЧЕНИЕ, передаёт Гилельсу медаль и диплом - и никто нигде об этом ни гу-гу?? Да это же событие, можно сказать, исторического значения! Где передали, когда, при каких обстоятельствах, кто при этом присутствовал, кто это засвидетельствовал? Ну вообще - ПОЛНОЕ МОЛЧАНИЕ!

Произведения Рахманинова исполнялись в самые лихие годы, в частности, Флиер и Гилельс возили его 3-й концерт за рубеж на конкурсы ещё в 30-х гг., и что? Чего было "бояться" в 60-х гг.? Факта передачи этой медали? Нелепо. Встречи с "эмигранткой" и "американкой" Сатиной? Ха-ха. С чего бы Гилельсу скрывать эти факты, а тем более, факт передачи медали? И почему молчала Сатина? Ей-то чего бояться?

Сати Спивакова вообще любительница и собирательница сплетен, поэтому присутствие в её передачах самых одиозных личностей не вызывает удивления, но в данном случае идёт речь о прямой фальсификации музыкальной истории в отсутствие профессиональных историков и источниковедов, это уже не шуточки.

Я, может, и сам считаю, что Гилельс был наследником Рахманинова и что если передавать кому-то диплом с медалью, то именно ему, но где доказательства, что этого хотел Рахманинов и что Рахманинов вообще хоть раз в жизни слышал игру Гилельса?
Это какая-то тёмная история, обстоятельства которой мне абсолютно не ясны.

Более того, даже если медаль и диплом переданы Гилельсу, то с какой целью? Во-первых, где они, а во-вторых, ему ли лично они переданы в дар или просто для хранения и, быть может, передачи ещё кому-то "по эстафете поколений", так сказать? Понимаете, сколько вопросов?
Удивительная история ! А самое главное, было выдержано необходимое время, четверть века, чтобы умерли все потенциальные свидетели, и только ТЕПЕРЬ всплыли поразительные откровения.

Я в недоумении.
« Последнее редактирование: Сентябрь 15, 2016, 16:43:01 от Admin »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #70 : Декабрь 02, 2013, 10:28:24 »
Канал Культура
2 декабря 2013 20:00
http://tvkultura.ru/anons/show/brand_id/20901/episode_id/708094

Во вторник, 3 декабря в 15:00, будет повтор.

Не забываем, что передачи ТВ-каналов хранятся некоторое время на сетевом ресурсе, где их можно найти по названию канала и по времени:

http://www.ontvtime.ru/index.php?option=com_content&task=view_record&id=1490&start_record=2013-12-02-20-00
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antar

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 65
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #71 : Декабрь 02, 2013, 13:17:20 »
Известно (всем и всюду!) лишь одно упоминание Э.Г. в эпистолярном наследии С.В. В 1933 году Р. Вильшау написал Рахманинову о 1-м Всесоюзном конкурсе (цитирую по памяти): "...состоялся хорошо организованный конкурс музыкальной молодежи, где выделился юноша по фамилии Гилельс ". Всё!!!

Однако и Венский конкурс, и тем более Брюссельский, весьма широко освещались мировой печатью. Рахманинов не мог ,конечно, не обратить внимание на эти события. С другой стороны любопытен тот факт, который упоминает Аджемов в своей книжке "Незабываемое" в главе о Флиере - Рахманинов слышал его исполнение своих сочинений по радио и через пианиста Арсеньева передал ему благодарность. Когда,где, при каких обстоятельствах Аджемов не пишет, но такой факт вполне мог иметь место.

С другой стороны, если это правда (жаль, что в свое время я не уточнил этот факт у К.Х.), то Рахманинов мог слышать так же и Гилельса, но, наверное, только во время войны, когда некоторые радиотрансляции достигали Америки. Можно допустить, что в США попала и военная кинохроника из СССР, в частности, известное исполнение Гилельсом g-moll`ной прелюдии на аэродроме.

Но опять это все догадки, никаких документальных свидетельств, кроме медали, в реальности нет.  А вот было ли к ней рукописное приложение от Самого - вопрос, на который уже не ответить. Лично я думаю, что нет.
« Последнее редактирование: Сентябрь 15, 2016, 16:43:48 от Admin »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #72 : Декабрь 02, 2013, 14:35:46 »
Повторюсь, что был бы рад документальным подтверждениям этого уникального события отечественного музыкального искусства и прояснению всех обстоятельств произошедшего.

... никаких документальных свидетельств, кроме медали, в реальности нет.  А вот было ли к ней рукописное приложение от Самого - вопрос, на который уже не ответить. Лично я думаю, что нет

А где медаль-то? Насколько я понял, она нигде пока что не экспонировалась, а насчёт какого-нибудь рукописного приложения или диплома мне было в своё время отвечено, что он "утрачен" (!!) Когда утрачен, в какие времена, кем, почему, каким образом? Это же скандал исторического размаха!

И что об этом говорили другие родственники Рахманинова, к примеру, недавно умерший его внук? Даже речи не было. Медаль, тем более, с соответствующим на ней изображением - это материальная вещь, она не могла просто так где-то за рубежом валяться, а потом вдруг быть кому-то тайно (!) вручённой и в результате вообще где-то в России затеряться (!!).

В советские времена об этой медали не было ни слуху, ни духу - почему?? Это абсолютно нелогично, ибо было бы непременно использовано в целях пропаганды, а об этом ни гу-гу - ни в статьях, ни в книгах, ни хоть в чьих-нибудь в воспоминаниях, например, той же Сатиной, Горовица, ни даже даже сплетен таких не было.

А почему, кстати, не Горовицу, не Клайберну вручили эту медаль? Они же поближе были, а Горовиц, как ни кинь, сильнее Гилельса и игра его "поэпохальнее".

Тем более, что я не готов поверить в столь невероятную скромность Гилельса, чтобы он вручённый ему предмет гордости всей своей жизни прятал бы вплоть до своей смерти и даже не успел им распорядиться. Тут что-то не то! Я вот шкурой чую, что-то здесь все темнят!

Почему дождались смертей всех людей, которые могли бы что-то знать и рассказать об этом? Как будто нарочно ждали исчезнования потенциальных свидетелей, а теперь можно выдумывать что угодно, и никак не проверишь.

А вдруг эта медаль, если она сохранена, передана Гилельсу с целью вручения кому-то другому, некоему пианисту будущего, которому Эмиль Григорьевич должен был её передать, чем плохо такое предположение? Гилельс умер скоропостижно, поэтому ничего сделать не успел, но неужели он не оставил каких-то распоряжений на этот счёт? Всё это более чем странно. Не мог же он её зажилить, чтобы её приписали лично ему как единственному и окончательному владельцу?

Я мыслю эту медаль как "переходной кубок" представителей русского искусства, передаваемый от одного большого артиста другому по выбору очередного ея владельца, а так как Гилельс умер, получилось, что медаль вроде как вручена лично ему без права и без обязанности передачи?

Повторюсь, что темна эта история, ой темна! А те, кто её использует сегодня, темнят ещё больше, чем натемнили до сих пор.
« Последнее редактирование: Сентябрь 15, 2016, 16:44:26 от Admin »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Antar

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 65
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #73 : Декабрь 02, 2013, 15:14:38 »
А где медаль-то? Насколько я понял, она нигде пока что не экпонировалась,
Как это не экспонировалась? На официальном сайте Э.Гилельса присутствует во всей красе и соответствующей подписью http://archiv.emilgilelsfoundation.net/dokumente/?category=decade&id=undated Можно даже увеличить. Кстати есть много фотографий Рахманинова "Из коллеккции Э.Гилельса". Подарки Н.Сатиной. Вот здесь http://www.rachmaninow.narod.ru/gilels/gilels.html
« Последнее редактирование: Декабрь 02, 2013, 16:02:56 от Antar »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Эмиль Гилельс (1916-1985), великий русский пианист
« Ответ #74 : Декабрь 02, 2013, 16:00:32 »
А где медаль-то? Насколько я понял, она нигде пока что не экпонировалась,
Как это не экспонировалась? На официальном сайте Э.Гилельса присутствует во всей красе и соответствующей подписью http://archiv.emilgilelsfoundation.net/dokumente/?category=decade&id=undated Можно даже увеличить. Кстати есть масса фотографий Рахманинова "Из коллеккции Э.Гилельса". Подарки Н.Сатиной.

Да?? Разве это она? Но она ведь не именная, а та вроде была именная? Или я что-то путаю? А что же диплом?
Ну я разочарован :(( Такие медали не передают из поколения в поколение. Я думал, это такая громадная золотая блямба на бархатной подкладке с односторонним рельефом. Теперь я понимаю, почему о ней ничего не было известно и почему Гилельс о ней не сообщал - не того размаха артефакт. Какая-то мелочь. Самым ценным в данном случае было бы рукописное свидетельство, но что это и где оно, я так понял, неизвестно, как неизвестно, слышал ли Рахманинов Гилельса.

... любопытен тот факт, который упоминает Аджемов в своей книжке "Незабываемое" в главе о Флиере - Рахманинов слышал его исполнение своих сочинений по радио и через пианиста Арсеньева передал ему благодарность. Когда,где, при каких обстоятельствах Аджемов не пишет, но такой факт вполне мог иметь место

А вот ваше упоминание книги Аджемова, где он говорит о Флиере, крайне любопытно!! Значит, Флиера Рахманинов слышал и даже просил передать ему благодарность?? Но почему же в книге о Флиере, вышедшей в начале 80-х, нет ничего подобного?? Это же просто безобразие! Его слышал сам Рахманинов и даже благодарил, и были живые свидетели этого, а в сборнике о Флиере об этом даже не упомянуто, и я об этом узнаю только сегодня с ваших слов!! Книгу Аджемова не читал, увы.
Ну вы меня потрясли просто до глубины души! Вот это да!
Не в этом ли коренятся и выдумки Гордона по поводу того, что Гилельса мог слышать Рахманинов - ведь слышал же он Флиера?? И почему тогда Рахманинов не просил передать благодарность также и Гилельсу, если бы его слышал? Что-то это дело в моих глазах выглядит всё более странным: почему Рахманинов благодарил Флиера, а медаль оказалась у Гилельса? Почему Сатина нигде об этом не обмолвилась?
Да, кстати, я забыл, а у Рахманинова откуда эта медаль появилась?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица