Автор Тема: Современный музыкальный процесс  (Прочитано 28176 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Алексей Шмурак

  • Гость
Современный музыкальный процесс
« : Ноябрь 02, 2009, 19:55:46 »
Важное заявление.

Текущая (на данный момент) основная тема в подфоруме превратилась в "день сурка" (это музыка! нет, это не музыка! нет, это музыка! нет, это не музыка!). Высказывания как минимум двух форумчан - Predlogoffa и Antaresa - не способствуют толковому диалогу, они продолжают копипастить свои совдеповские по сути взгляды, засоряя беседу. Я предлагаю ее временно "закарантинить", при этом отказаться от бесконечных споров с названными форумчанами по культурологическим вопросам.

Все те интересные и полезные темы, вопросы, которые были подняты в "том" потоке, предлагаю перенести сюда. Условное название для потока -современный музыкальный процесс. Современный, потому что мы ведем речь о том, что происходит сейчас, музыкальный, потому что мы говорим о музыке (без ограничений что есть "музыка" а что есть "не музыка"), процесс, потому что мы понимаем, что все, что происходило последние 50 лет и происходит сейчас - культурологическая, эстетическая и технологическая данность, развивающаяся по историческим законам, эволюционный процесс, который нельзя отрицать.

В тему приглашаются композиторы и активные участники этого процесса 8u8 и Minotaurus_x для компетентного и контекстуального комментария. Кантилена и lorina, добро пожаловать.

Если Antares и Predlogoff (и Mono) захотят высказать свои взгляды относительно "немузыки" в ЭТОЙ теме, они это сделают. Я же предлагаю не распыляться на бессмысленные пересуды с ними.
« Последнее редактирование: Ноябрь 03, 2009, 22:24:51 от Алексей Шмурак »

Алексей Шмурак

  • Гость
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #1 : Ноябрь 02, 2009, 19:58:41 »
Темы для обсуждения.
Lorin'ой и Володей Горлинским была поднята тема современных исполнительских приёмов игры на музыкальных инструментах.

Lorina: Вот-вот, ув. Minotaurus_x, давно уже хочу узнать, как все эти приемы называются, чтобы при разговоре не прибегать к длинным фразам типа "извлечение звука из открытых струн рояля при помощи тонкого п-образного металического прутика"?  Где можно познакомится с названиями многочисленных  так называемых "нетипичных"  приемов игры на традиционных инструментах, или они еще не унифицированы и каждый автор называет и обозначает их по своему?  В таком случае кому-то пора уже написать пособие на эту тему и ознакомить широкую музыкальную общественность с этими названиями. Т.к. именно незнание названий  новых приемов и заставляет многих подозревать о некоторой "несанкционированности" применения этих приемов и прибегать к таким обобщающим понятиям как "нетипичный, "нетрадиционный", "недокументированный"


Кантиленой была поднята тема стилевого синтеза у Андриссена и композиторской техники Лахенманна.
« Последнее редактирование: Ноябрь 02, 2009, 20:28:37 от Алексей Шмурак »

8u8

  • Гость
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #2 : Ноябрь 02, 2009, 20:17:05 »
Цитировать
Я же предлагаю не распыляться на бессмысленные пересуды с ними.

Поддерживаю и присоединяюсь к пакту о нераспылении.

Алексей Шмурак

  • Гость
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #3 : Ноябрь 02, 2009, 20:25:35 »
еще тема:

Minotaurus_x: Но есть еще большее зло - термин "авангард". Я правда желаю, чтобы термин "авангард" умер и никогда не применялся к современному искусству. Он может остаться только для обозначения исторического периода развития искусства начала XX века, но нести в себе качественно-оценочную функцию (то, как многие понимают это и сейчас) - это совершенное, невообразимое зло.

8u8: Так работает нечистый разум: исторически корректное понятие превращает в эпитет и дальше полощет его уже в этом качестве. Как только ч-к делает такую подмену – все, можно дальше не слушать.

Кантилена: Но определения складываются стихийно, так что уже приходится волей-неволей приходится ими оперировать, чтобы хотя бы примерно говорить об одном и том же. Надо только понимать, что любое определение или классификация условны и есть результат договоренности. Термин «авангард» перерос конкретное историческое направление. В общем-то он удобен, чтобы в самом первом приближении охарактеризовать то, что не использует исключительно классико-романтический инструментарий. Хотя и проблем, конечно, тоже не оберешься. Каждый раз приходится прибегать к уточнениям.

Оффлайн Minotaurus_x

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #4 : Ноябрь 02, 2009, 22:00:36 »
Давно пора!

lorina и Кантилена, спасибо за ваши посты, обязательно отвечу.

А пока можно послушать это: http://forumklassika.ru/showpost.php?p=890633&postcount=603
По-моему, очень интересная пьеса!

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #5 : Ноябрь 02, 2009, 23:21:28 »
Странно как-то предполагать неучастие в потоке модератора :)). Да и других участников. Просто нужно как-то договориться прекратить эти обобщения и «пони бегает по кругу» и ставить вопросы конкретно.
Вообще говоря, мне кажется, что Predlogoff мог бы, если бы захотел, синтезировать интересные мысли и вопросы. Критик на самом деле никогда не помешает :)), т.к. наталкивает на новые идеи. Правда, если разговор по существу.
У меня по поводу многих современных направлений тоже много умозрительных возражений, я принимаю далеко не всё. Мы начинали об этом говорить с Борисом («неограниченная» алеаторика и др.), но быстро перешли на обсуждение его произведений.

Что касается Андриссена, то да, хотелось бы узнать мнение профессиональных авторов. У меня очень странное отношение – от сильной симпатии, до больших сомнений.
Ну и с Лахенманом тоже интересно.

Алексей Шмурак

  • Гость
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #6 : Ноябрь 02, 2009, 23:31:50 »
Просто нужно как-то договориться прекратить эти обобщения и «пони бегает по кругу» и ставить вопросы конкретно.

уже несколько раз были предложения подобные. от меня, от Вас, от lorin'ы. Не вняли. Будем действовать иным образом

Алексей Шмурак

  • Гость
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #7 : Ноябрь 03, 2009, 00:07:53 »
А пока можно послушать это: http://forumklassika.ru/showpost.php?p=890633&postcount=603
По-моему, очень интересная пьеса!

послушал. Это действительно очень интересно, и это мягко сказано!)

Алексей Шмурак

  • Гость
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #8 : Ноябрь 03, 2009, 00:59:38 »
"Евгеника I. Итальянский концерт / Eugenica I. Italienisches Konzert (2009)

Пьеса основана на принципе обратной связи — акустической, электронной и «гуманитарной». Звук самопорождается в результате взаимодействия электронной системы и пространства зала. Исполнители реагируют на звуковой процесс, они отбирают из него самое нужное и продолжают его развитие. При игре в микрофон звук обрабатывается электроникой и снова возвращается в акустическую среду зала.
Музыка приобретает форму звукового сада, в котором звуковая материя растёт «сама», а музыканты (включая оператора электроники) играют роль садовников, взращивающих звуковые кусты и деревья и срезающих лишние ветки: они культивируют наиболее важную составляющую, выращивая из неё новые звуковые структуры и отсекая лишнее. В этом и заключается «евгеника звуков».

В нашем многое пережившем, политкорректном мире многие с опаской смотрят на это понятие. Для автора оно важно, скорее, как метафора (в дословном переводе с греческого — «облагораживание»), или в том смысле, в котором этот термин применяют по отношению к цветам. В любом случае, каждый из нас, находя себе пару, осуществляет свою собственную евгенику. Так или иначе, этот инстинкт «садовничества», по мнению автора, есть основа всякой культуры.

Интерактивность ставит музыкантов в ситуацию полуимпровизационного концертирования; при этом в пьесе много аллюзий на современную итальянскую музыку. Это объясняет шутливый подзаголовок произведения.

Сочинение написано специально для Студии новой музыки. Премьера состоялась 15 августа 2009 года на фестивале Young Euro Classic (Берлин) "

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #9 : Ноябрь 03, 2009, 14:50:52 »
 Вчера  была на концерте в БЗК "Механический балет" (М.Фелдман, Барток, Дж. Антейл, Вл.Мартынов), поэтому только сегодня увидела  новую тему.  Хорошо, что завели ее  :)), а то в старой стало трудно ориентироваться.
Хотелось бы, что бы здесь  больше освещалось   состояние  сегодняшней академической музыки не только у нас в России, а вообще в мире (именно сегодняшней). Вот Борис Филановский просил  Антареса назвать пятерку композиторов, оказавших влияние на мировой музыкальный процесс за последние 20 лет, Антарес  не смог этого сделать (тем не менее он дает интересные ссылки на информацию об актуальной музыке), а  я вот открыта для новой музыки, и тоже сожалению, не знаю этих имен. Я считаю это очень важным для понимания процессов, происходящих и у нас.
И еще, по поводу нашего модератора. Predlogoff -блестящий интеллектуал и философ, который осмысливает явления  с очень большой глубиной проникновения в суть, и к тому же   высоко музыкально образованный человек - это большая редкость в наше время.   Я зацепилась за этот форум именно  потому, что напала на его неординарные и совершенно блистательные и  тонкие эссе о Скрябине, Рахманинова, Рихтере и др. Поэтому общаться с таким человеком  считаю  большой честью для себя. Конечно,  залихватскую политическую аганжированность и идеологическую зашоренность не могу считать вполне уместными на музыкальном форуме,  но отношусь к этому как к своеобразной странности (а у кого ее нет?) :(




"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #10 : Ноябрь 03, 2009, 15:22:50 »
"Евгеника I. Итальянский концерт /
Послушала это сочинение, и только потом прочла его аннотацию.
Когда слушала, то совершенно была уверена, что эта музыка о зарождении и становлении чего-то живого, но правда естественным путем - до  "садовника"  не дошла :)

Цитировать
при этом в пьесе много аллюзий на современную итальянскую музыку.

 Три концерта подряд хожу на современную итальянскую музыку и никаких аллюзий на нахожу. М.б. имеется в виду современная электронная итальянская музыка?
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Алексей Шмурак

  • Гость
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #11 : Ноябрь 03, 2009, 15:39:45 »
Цитировать
при этом в пьесе много аллюзий на современную итальянскую музыку.

 Три концерта подряд хожу на современную итальянскую музыку и никаких аллюзий на нахожу. М.б. имеется в виду современная электронная итальянская музыка?

почему, там же есть цитаты из Шьярино и Берио. Итальянщина там в самом духе, да и в приёмах тоже. Мультифоники, пассажи, нарочитая легкость и непринужденность
« Последнее редактирование: Ноябрь 03, 2009, 17:20:13 от Алексей Шмурак »

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #12 : Ноябрь 03, 2009, 17:45:29 »
Да и правда, есть что-то от Берио (например Sinсronie) или даже от  Шаррино, который мне кажется более жестким - последнее, что слушала его - "Археология телефона".
Просто никогда не имею привычки при слушании новой для себя музыки  сравнивать ее с тем, что когда либо слышала. А Вы вообще в курсе, что на поиск сходства заточено наше левое полушарие, т.е. ум.
Занимаясь выискиванием сходных черт, т.е. "умствованием", мы по моему, лишаем себя удовольствия восприятия глубинной сути сочинения, заявленной автором. Во всяком случае, если бы я вспоминала про Берио с Шаррино, у меня бы точно не возник образ зарождения и становления чего-то живого при слушании Итальянского концерта Николая Хруста.
М.б. я отстала от жизни, но что это такое
Цитировать
Звук самопорождается в результате взаимодействия электронной системы и пространства зала
.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Алексей Шмурак

  • Гость
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #13 : Ноябрь 03, 2009, 17:47:45 »
А Вы вообще в курсе, что на поиск сходства заточено наше левое полушарие, т.е. ум.
Занимаясь выискиванием сходных черт, т.е. "умствованием", мы по моему, лишаем себя удовольствия восприятия глубинной сути сочинения, заявленной автором. Во всяком случае, если бы я вспоминала про Берио с Шаррино, у меня бы точно не возник образ зарождения и становления чего-то живого при слушании Итальянского концерта Николая Хруста.

я стараюсь прежде всего слушать эмоционально, а потом уже рационально. Про цитаты мне подсказал Володя, хотя в нотах они указаны

Алексей Шмурак

  • Гость
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #14 : Ноябрь 03, 2009, 17:48:08 »
М.б. я отстала от жизни, но что это такое
Цитировать
Звук самопорождается в результате взаимодействия электронной системы и пространства зала

на этот вопрос я попрошу ответить Володю)

Алексей Шмурак

  • Гость
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #15 : Ноябрь 03, 2009, 17:57:11 »
Большая выкладка: избранные записи Ансамбля Nostri Temporis и друзей октября 2009 года. Архив rar 254MB

ссылка на sendspace

ссылка на панду


1) Записи с 4 фестивалей - "Контрасты" (Львов), "Киев музик фест" (Киев), "Диалоги" (Минск), "Мост дружбы: Украина-Россия" (Москва). На эти 4 папки и разделены записи

2) Избирались записи по двум составляющим: качество исполнения и адекватность аудиоформата (перформансы не попали)

3) Качество записей - mp3 320 kb/s

4) Структура названия файла: фамилия имя автора - название произведения - исполнитель (это не всегда Ансамбль) - город, в котором происходил концерт

Список записей:


« Последнее редактирование: Ноябрь 03, 2009, 19:05:13 от Алексей Шмурак »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #16 : Ноябрь 03, 2009, 18:10:39 »
Странно как-то предполагать неучастие в потоке модератора :))

Наоборот !
Я с удовольствием НЕ буду тут появляться, как минимум, по 3-м причинам: во-первых, я ставлю перед собой другую задачу, которая, быть может, и не решаема абсолютно точно, но хоть в каком-то приближении - предложить формальные признаки наличия "музыки" в той или иной композиции; во-вторых, современное звуковое искусство при всей его пестроте вряд ли приведёт к росту моего интеллектуального уровня; в-третьих, я не хочу мешать этому потоку, потому что меня всегда радует, когда обсуждение идёт без моей помощи :))
Но это не означает, что тут у вас не появится Антарес или Моно :) Они сами решат, что им нужно. А я продолжу о своём, наболевшем, используя, конечно, отдельные примеры из вашего потока для иллюстрации своих критериев.
Так что живите тут спокойно и счастливо ! :)
 
P.S. Да, кстати ! Местоимение "вы" на открытых для всеобщего обозрения информационных площадках я всегда пишу с маленькой буквы, потому что общение на форумах не является официальным и не является личным (тет а тет). В закрытом личном общении и в официальной переписке я всегда использую "Вы" с большой буквы. Это не я выдумал, таков этикет :) Обращаться друг ко другу на "Вы" с большой буквы на форумах - это слишком напыщенно :), поэтому в применении мною "вы" с маленькой буквы совсем не является намёком на какое-либо неуважение к кому-либо.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mono

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 99
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #17 : Ноябрь 03, 2009, 21:34:03 »
Но это не означает, что тут у вас не появится Антарес или Моно :) Они сами решат, что им нужно.

Ну, я вообще-то человек беспринципный, если не зовут, то можно и в дверь вломиться :) . А с чем? - Конечно же с цитаткой из совкового-ненавистного
И так:
Пьеса основана на принципе обратной связи — акустической, электронной и «гуманитарной». Звук самопорождается в результате взаимодействия электронной системы и пространства зала. ------ При игре в микрофон звук обрабатывается электроникой и снова возвращается в акустическую среду зала.

Сочинение написано специально для Студии новой музыки. Премьера состоялась 15 августа 2009 года на фестивале Young Euro Classic (Берлин) "

"— В Европе теперь никто на пианино не играет, играют на электричестве.
— На электричестве играть нельзя — током убьёт.
— А они в резиновых перчатках играют…
— Э! В резиновых перчатках можно! " (с) к-ф Мимино

8u8

  • Гость
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #18 : Ноябрь 03, 2009, 21:41:08 »
Леша, спасибо большое за выкладку. Будем шакалить в поисках новых авторов.

Оффлайн Minotaurus_x

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 19
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #19 : Ноябрь 03, 2009, 22:45:44 »
Итальянщина там в самом духе, да и в приёмах тоже. Мультифоники, пассажи, нарочитая легкость и непринужденность

 :) :) :) Это прекрасное определение!
Цитаты из "Оперы для флейты" и "Perduto in una citta d'acque" (Шаррино), "Spur" (Фуррер) и, конечно, "Секвенция VII" (Берио). Кроме того, используются аллюзии на типичные фактуры итальянских современных партитур.

М.б. я отстала от жизни, но что это такое
Цитировать
Звук самопорождается в результате взаимодействия электронной системы и пространства зала

на этот вопрос я попрошу ответить Володю)

Мне это больше всего нравится. Происходит следующее: инструмент или ансамбль играет определенный материал, в какой-то момент включается звукоусиливающая система, которая настроена так, что воспроизводимый колонками материал снова "ловится" микрофоном и образуется "обратная связь" (feedback). Все мы слышали, как иногда "заводятся" микрофоны на концертах, это оно и есть. При этом образуется какая-то новая звуковысота "заводки" (которая зависит не только от материала, но и от акустики помещения, расстояния от микрофона до колонки итд), а далее в партии исполнителя пишется что-то вроде "поймать примерную высоту появившегося звука и исполнить указанный материал". Таким образом, конкретная реализация пьесы сильно зависит от акустики помещения.
 

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #20 : Ноябрь 04, 2009, 15:17:23 »
Ну, я вообще-то человек беспринципный, если не зовут, то можно и в дверь вломиться :)

Коллега Mono !
Я всё же прошу вас не мешать течению этого потока - если будете участвовать в нём, то прошу это делать на конструктивной основе. Этот поток любопытен мне в том плане, что я из него хочу узнать, что сами современные композиторы - молодые и зрелые - считают достойным внимания из современных композиций.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #21 : Январь 27, 2010, 14:52:47 »
Ну то, что такое явление, как "музыка" для Вас является (как Вы сами говорите) "загадочной оппозицией" меня вовсе не удивляет.

А меня вот не удивляет, что Вы не знаете, что такое "vs." и искренне полагаете, что Шмурак музыку назвал оппозицией :))))))

Кстати, а где же Алексей Шмурак ? :)
Что-то его давно тут не было. Не думаю, что раскрою наш большой секрет, но мне и Кантилене он по-человечески очень симпатичен как собеседник.
Что-то он ещё с тех пор насочинял ? :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Пронин

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 61
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #22 : Январь 28, 2010, 21:56:55 »
Я имел ввиду, что можно писать музыку к кинофильмам, спектаклям. Для этого надо общаться с людьми, показывать им свои сочинения. Сейчас есть интернет и это сделать легко.
Исполнители может и есть. Просто они не могут знать о талантливых вещах.
А вот вспомните случай с таким методом, как додекафония Шенберга. Открытие этого метода причисляется Шенбергу. На самом же деле этот метод открыл совсем другой человек (забыл его имя. Может кто вспомнит как его звали?). Студент, на одном из конкурсов продемонстрировал сочинение, в котором и были изложены идеи данного метода- додекафония. Шенберг быстренько просек суть дела, поставил этому студенту низкий бал испортив тем самым ему карьеру. Сам же при этом взял его принцип и развил в своем творчестве. Кто знает имя этого студента - открывателя метода -додекафонии?

Где Вы вычитали эту историю? Что за выдумки? Генезис 12-тоновой техники давным-давно установлен. Прочитайте, например, все ту же статью Холопова, на которую я уже ссылался на форуме - http://kholopov.ru/kholopov-12-tones.pdf. Классические варианты 12-тоновой техники независимо изобрели Шенберг и Хауэр. У них были трения по поводу того, кто что сделал первым, но в любом случае независимость их исследований давно доказана. Никаких бедных обокраденных студентов.

Впрочем, это не первый раз ведь Вы пересказываете грязные выдумки, да, Антарес? Помню-помню, как на форуме "Классика" Вы описывали некую вещь Шнитке, где какие-то музыканты там в оркестре якобы усаживались черепом, или кто-то там образовывал "рога". Вас тогда быстро поставили на место, указав, что в партитуре названного Вами сочинения ничего подобного нет, и нет в других сочинениях. Вот эта замечательная дискуссия:
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?p=815230

Не стыдно такую грязь лить на людей? А потом про духовность рассуждать?

8u8

  • Гость
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #23 : Январь 28, 2010, 22:01:05 »
Цитировать
Прочитайте труд В. Н. Холоповой "Музыка как вид искусства"

Вот уж чушь собачья, лекало для идиотов.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Современный музыкальный процесс
« Ответ #24 : Январь 28, 2010, 22:15:08 »
А по поводу плагиата - но этим помоему многие грешили. Я думаю многим известно, что Ария Лоретты из оперы Гретри Ричард Львиное серде было использовано Чайковским в Пиковой даме.

Да, но я говорю не о заимствовании отдельно взятого материала (хотя здесь может идти речь об "интонационном дневнике эпохи"), а о воровстве идеи, авторского стиля.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.