Автор Тема: Московская консерватория имени П.И. Чайковского  (Прочитано 13021 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Звонки для Большого зала консерватории мы выбирали на ученом совете»

http://izvestia.ru/news/573231

1 июля 2014, 15:20   |   Культура   |   Ярослав Тимофеев

Ректор Московской консерватории Александр Соколов — о реставрации уникального органа, реформе президентских грантов и о том, почему он больше не пойдет на выборы

Ректором ведущего музыкального вуза страны — Московской консерватории имени П.И. Чайковского — вновь избран экс-министр культуры, профессор Александр Соколов. Корреспондент «Известий» встретился с ним в горячую для консерватории пору масштабной реставрации.

— Как идет реконструкция консерваторских зданий? Сроки не сдвинулись?

— Нет. В силу внешних обстоятельств происходили некоторые рокировки между объектами. Большой зал стал первым из-за конкурса Чайковского. Его реставрация вызвала доверие и тем самым ускорила проведение дальнейших работ. Мы пошли по уровню аварийности. Сначала был сделан четвертый корпус, который грозил упасть в любую минуту. Затем второй, ставший победителем московского конкурса на лучшую организацию реставрационных работ. Сейчас — очередь первого корпуса. Там работы самые сложные, потому что его мы не отселяем. Но Малый зал на полсезона всё же закроется. Его реставрацию мы закончим в феврале 2015 года, а весь процесс реконструкции, реставрации и строительства завершится в 2018 году.

— Скрипучие стулья в Малом зале уберут?

— В первую очередь. Это была очень грубая ошибка, допущенная в 2005 году. Позднее уже в Большом зале мы провели четыре предварительные акустические экспертизы, поэтому там теперь стулья из итальянского бука. Они вечные. Обивка и ткань тоже были подобраны исходя из акустических параметров. В Малом же зале мы решили более не возвращаться к венским стульям, которые стояли там изначально, поскольку они сильно скрипят, как и нынешние. Будем тщательно подбирать подходящую конструкцию.

— А какова ситуация с консерваторским общежитием на Малой Грузинской улице?

— Проект готов, деньги есть. Проблема, приостановившая работы, психологическая: крупные работы в центре Москвы всегда вызывают озабоченность у местных жителей. Мы шли навстречу: проводили общественные слушания, снижали этажность. Сейчас все объективные требования учтены, и в конце этого года мы планируем вернуться к строительным работам. В этом многофункциональном комплексе, помимо общежития, будут рекреационная зона, бассейны, репетиционные помещения, концертный зал, подземная стоянка.

— Недавно в Большом зале наконец-то изменились звонки: вместо ре-мажорного арпеджио, напоминающего сигналы московского метро, публику призывает в зал тема Чайковского. Это ваша инициатива?

— Это инициатива всех посетителей Большого зала. Когда его в срочном порядке сдавали перед конкурсом Чайковского, было не до звонков, а потом мы не торопились с выбором, чтобы не вызвать всяческие нарекания. Изначально было решено, что это будет Чайковский. Но Первый концерт уже используется как позывные Кремлевского дворца. Повторяться было нельзя. Дважды на заседаниях ученого совета мы обсуждали этот вопрос, слушали разные варианты. Не знаю, нравится ли вам, но «Итальянское каприччио», по-моему, настраивает публику на серьезный лад.

— Вы согласны, что с тех пор, как Московская филармония стала давать меньше концертов в Большом зале, уровень афиши упал?

— Вы имеете в виду репертуар?

— Прежде всего уровень солистов.

— Отчасти я готов с этим согласиться. Изменились акценты в афише: мы отстаиваем позиции, заданные нам строителем Большого зала Василием Сафоновым. Он рассматривал зал не только как филармоническую площадку, но и как неотъемлемую часть учебного процесса. Филармония или Большой театр получают готовый продукт — солистов, которые где-то уже выучены. Но они не получили бы таких солистов, если бы эти будущие звезды не выросли на сценах наших залов.

Большой зал у нас иногда называют главным профессором Московской консерватории: он, как рентген, сразу показывает все недостатки и выявляет достоинства. Отношения с филармонией нисколько не нарушились, и по обоюдному согласию мы решили, что доля концертов воспитанников и профессоров консерватории значительно увеличится. Кроме того, у нас много бесплатных и почти бесплатных (с символической входной платой в 100 рублей) концертов. Филармония такого не может себе позволить — это коммерческая организация, которая в ценовой политике исходит из доходности.

Но и выравнивание уровня концертов у нас тоже происходит, поскольку мы напрямую выходим на коллективы, с которыми раньше общались через посредников, в том числе через ту же филармонию. Например, Пасхальный фестиваль: мы планируем с Валерием Гергиевым все акции в Большом зале. Причем планируем гибко, поскольку иногда у Валерия Абисаловича возникает идея чем-то дополнить изначально утвержденную программу, и тут надо иметь возможность для маневра.

Благодаря тому, что большая часть концертов управляется самой консерваторией, мы смещаем собственный концерт и предоставляем сцену маэстро. С оркестром Когана и Российским национальным оркестром мы договорились об абонементах. В общем, система не идеальная, но эволюционирует.

— Концертная деятельность идет в убыток или приносит доход?

— Большой доход. Сейчас Минкультуры поставило перед нами жесткие условия по зарплатам: мы должны держать средний уровень по региону. В Москве этот уровень выше, чем где-либо, и деньги из бюджета не позволяют достигнуть нужного результата. Поэтому мы используем внебюджетные источники: концертную деятельность и платное обучение студентов, в основном иностранцев.

— Самый известный орган страны — 115-летний французский инструмент, некогда подаренный Московской консерватории бароном Сергеем фон Дервизом, — тоже готовится к реставрации. Судьба органа решена окончательно?

— Да. Дело в том, что при реставрации Большого зала консерватории исходным условием была дата завершения этих работ, определенная конкурсом Чайковского. Мы уложились в 11 месяцев, и все финансирование было предусмотрено только на тот период. А реставрация органа требует не менее двух лет. Тогда мы восстановили только его фасад, то есть фактически рассматривали его как элемент интерьера.

Остальное оставили на потом, и это «потом» затянулось из-за отсутствия финансирования. Сейчас Минкультуры согласилось выделить деньги сверх ранее утвержденных бюджетом позиций — 101 млн рублей. Работа очень серьезная, требующая привлечения специалистов высочайшего класса, которых в России нет. Ведь наш орган — это фактически памятник в памятнике.

— Он зарегистрирован как памятник?

— Именно это обстоятельство и определяет условия допуска к нему тех или иных специалистов. Недавно завершен конкурс, в котором победила петербургская фирма «Рояль». Сейчас она решает вопрос, какую иностранную компанию привлечь к работе. Либо это будет немецкая «Шуке», установившая орган в Малом зале консерватории и потому хорошо нам знакомая, либо австрийская «Ригер». Фирмы «Кавайе-Коль», создавшей орган Большого зала, больше не существует. Наш инструмент — ее последний проект, он был сделан по заказу консерватории в расчете на наш зал, что бывает довольно редко. Орган сейчас близок к первоначальному состоянию, если не учитывать вторжения, которые имели место в 1958 году.

— При известном ремонте Большого зала?

— Да. Теперь конструкцию органа решено вернуть к исходным параметрам. Мы должны начать работу летом с тем, чтобы весь демонтаж завершить к началу концертного сезона, который откроется 4 сентября. Уже подготовлены помещения, которые позволят заниматься реставрацией вблизи сцены.

— Не опасен ли демонтаж? Специалисты говорят, что нельзя выносить орган из привычной среды.

— Под демонтажем я подразумеваю получение доступа к тем частям, которые необходимо положить горизонтально для их реставрации. Это не опасно. Что вызывало опасения, так это риск подмены частей при вывозе их за границу. Но сейчас есть новая методика маркировки (я изучал этот вопрос, будучи министром) — на маркерах, которые внешне неразличимы. Эта система гарантирует: вернут то же, что вывезли.

— Значит, какие-то части все-таки эмигрируют на время ремонта?

— Если присмотреться, можно увидеть, что некоторые трубы органа деформированы. Их, наверное, придется вывезти, поскольку нужной аппаратуры у нас нет. Но тут бояться нечего, для труб демонтаж и перевозка не опасны.

— Как будет выглядеть сцена Большого зала в ближайшие годы?

— Как я говорил, фасад уже отреставрирован. Он останется на месте. А пустоты мы завесим изображениями отсутствующих частей — наподобие тех рисунков, что вывешиваются на московских фасадах на время их ремонта.

— Когда орган зазвучит?

— Он должен быть готов к юбилею консерватории 13 сентября 2016 года. На сезон 2016/17 мы уже запланировали фестиваль органной музыки.

— Недавно вы были избраны на третий срок. Вам не обидно, что выборы были безальтернативными?

— Нет. Я уже дважды проходил альтернативные выборы, и отношусь к ним нормально. Безальтернативность нынешних выборов связана с тем, что мы находимся в апогее реконструкции. Для ее завершения нужно иметь очень ясное представление о возможностях государственного регулирования, а этот опыт я как раз приобрел. Вряд ли кто-то захотел бы сейчас погружаться в работу на полпути. Как говорится, не меняют лошадей в момент преодоления водного препятствия. А после окончания реконструкции я хочу заняться собственной творческой деятельностью, которую давно отодвигаю на задний план.

— То есть через пять лет вы не пойдете на выборы?

— Ну конечно, нет. Мы доведем всё до конца, и мне будет очень важно, какой человек поведет консерваторию дальше.

— Как вам удалось добиться отмены болонской системы для консерватории?

— Я бы называл это не отменой, а адаптацией. Вообще Болонскую систему ошибочно называют конвенцией — это была декларация, то есть призыв к соблюдению общих ориентиров европейского образования, причем рассчитанный прежде всего на технические специальности. На собраниях в Болонье ни разу не присутствовали министры культуры. А у нас есть своя традиция образования в сфере искусств, которая шлифовалась больше столетия и давала такие результаты, что отказываться от нее было бы просто преступно.

Московская и Санкт-Петербургская консерватории сразу заняли позицию сохранения и развития существующей системы, но были вузы, которым надо было уцелеть любой ценой, и они создали противовес нашей позиции. Дискуссия была непростой, прямо скажем. Она сводилась к перспективе принятия федерального закона об образовании, который исключил бы любые альтернативные варианты.

В целом я удовлетворен итогом этой дискуссии. Мы сохранили понятие «специалитет» — то самое пятилетнее образование, которое дает наш традиционный диплом, признаваемый во всем мире. При этом мы можем вводить систему «бакалавр-магистр» в новых для нас сферах — например, в журналистике, менеджменте, этномузыкологии.

— В июне вы подписали обращение к Владимиру Мединскому в защиту существующей системы грантов.

— Ситуация взволновала многих: письмо подписали Юрий Соломин, Владимир Урин, Олег Табаков. Я знаю систему грантов очень хорошо, поскольку в годы работы министром предпринимал много шагов по ее расширению. К ней привыкли. Появилось чувство защищенности, прекратилась эмиграция.

Разрушить эту систему было бы очень рискованно: любой шаг в обратном направлении будет воспринят как капитуляция. Поэтому в письме было предложено рассмотреть приемлемые варианты реформы. Тон письма, спокойный и конструктивный, дает надежду на то, что оно будет услышано.

— Какие варианты вы считаете приемлемыми?

— Конкурсная система была бы оправдана при дальнейшем расширении круга грантодержателей. Все-таки есть некое ядро культуры, «золотой фонд». Любой великий театр переживает взлеты и спады. У него есть право на передышку, на эксперимент, на смену поколений. В какой-то момент театр может оказаться не очень убедительным с точки зрения статистики, но он должен быть защищен статусом, завоеванным за многие годы.

А молодые коллективы должны конкурировать, доказывать свое право на грант. Те, кто над чертой, и будут для них стимулом, примером для подражания. В то же время «золотой фонд» не станет кастой неприкасаемых при том, что все остальные отсечены от господдержки.

— У вас как у ученого есть мечта? Чего вы хотели бы добиться в музыковедении?

— У меня набралось несколько толстых папок, которые требуют целенаправленной работы без отвлечения на что-либо другое. Хотя даже за время службы в министерстве я написал и издал две книги. Для меня всегда было очевидно, что чиновничья карьера — не моя, и я никогда не планировал дальнейших достижений на карьерной лестнице. Сейчас вынашиваю замыслы как минимум еще двух книг.

— Как и предыдущие, они будет посвящены музыке двадцатого века?

— Нет, двадцать первого.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Не нашла потока про БЗК, так что размещаю здесь


Доступная классика! На открытие сезона в Большом зале Консерватории 4 сентября - бесплатные билеты в кассах!

Для поклонников классики 4 сентября случится настоящий праздник: Московская консерватория открывает новый сезон. Открытие его состоится в большом зале консерватории и станет подарком в самом прямым смысле слова: в преддверие празднования Дня города вход на концерт будет бесплатным.

Программа открытия разработана с любовью. Встреча с уникальным камерным хором Московской консерватории, совершенно уникальным коллективом, всегда бывает ярким. Кстати, только что этот коллектив триумфально выступил на всемирных хоровых играх в Риге. Представьте только: на этом форуме, собравшем 460 хоров со всего мира, консерваторский коллектив единственный завоевал золотые медали в трех (!) номинациях: «Духовная музыка», «Современная музыка» и «Смешанные камерные хоры».

Подробнее: http://vm.ru/news/2014/08/31/konservatoriya-otkrivaet-sezon-poslushaem-klassiku-besplatno-263898.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Консерватории спели Джона Тавенера и Джона Тавернера

Петр Поспелов Vedomosti.ru

http://www.vedomosti.ru/lifestyle/lifestyle-culture/news/33847561/vysokij-hor
 
Эта публикация основана на статье «Высокий хор» из газеты «Ведомости» от 25.09.2014, №178 (3682).

Московская консерватория и Британский совет совместно провели фестиваль и международную научную конференцию «От Тавернера к Тавенеру. Пять столетий английской духовной музыки», которые стали частью перекрестного года культуры Великобритании и России.

Нельзя было выбрать более подходящую фигуру, чтобы продемонстрировать британско-российские культурные узы, чем Джон Тавенер. Выдающийся английский композитор, он сознательно выбрал православную веру, испытал благое влияние матери Феклы (аббатиссы монастыря в Йоркшире), написал Реквием на стихи Ахматовой и «Святый Боже» на русский церковный текст, а в прошлом году, отбыв в лучший из миров, был отпет по православному чину.

Вместе с тем Джон Тавенер гордился своим однофамильцем — Джоном Тавернером, великим композитором-полифонистом, творившим в XVI веке и имевшим в фамилии на одну букву больше.

На фестивале пели обоих, одного за другим, доказывая, что интервал в пятьсот лет не значит ничего, если в музыке есть божественное присутствие. На высокую полифонию старого мастера стиль Тавенера современного, впрочем, не похож: ему больше по душе неспешная просодия и внимание к нюансам слова, берет ли он священные тексты или стихи Уильяма Блейка. В музыке Тавенера эпизоды умозрительного происхождения стоят рядом с естественными и даже банальными, причем одно не противопоставляется другому. Чистотой хорового письма Тавенер похож не столько на Игоря Стравинского и Арво Пярта (которых тоже исполняли на фестивале), сколько на Георгия Свиридова, а позицией композитора сакрального — на Владимира Мартынова (книги и теории у него тоже есть).

Пели на фестивале два вокальных ансамбля, похожих как две капли воды — знаменитые The Tallis Scholars под управлением Питера Филлипса и московская Intrada под управлением Екатерины Антоненко. Хор Тавенера-младшего «Агнец» спели одинаково стройно те и другие, но русские все же чуть задушевнее. В композиции «Из Реквиема» ансамбли соединились, их прозрачному строю было сродни чистейшее сопрано Юлии Лежневой, запевавшей откуда-то с горних высот, а если точнее, то с балкончика осветителя.

Читайте полностью http://www.vedomosti.ru/lifestyle/lifestyle-culture/news/33847561/vysokij-hor
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 158
В Москве выступит солистка «Ла Скала» Сильвия Мапелли

Певица сопрано и солистка миланского театра «Ла Скала» Сильвия Мапелли выступит в Москве, сообщает РИА Новости со ссылкой на организаторов мероприятия. Концерт пройдет на сцене Рахманиновского зала Московской консерватории. Певица исполнит арии композиторов Джузеппе Верди, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джоаккино Россини, а также произведения камерной музыки.

«В нашей программе прозвучит итальянская музыка эпохи бельканто от камерных произведений до оперных арий. Сильвия замечательно владеет виртуозной вокальной техникой. Мы пригласили ее специально под эту программу, чтобы публика по-настоящему смогла насладиться потрясающей итальянской музыкальной традицией», — пояснил пианист, участник московского коллектива «Трио имени Рахманинова» Виктор Ямпольский, который выступит вместе с Мапелли. Кроме него, партнерами оперной певицы будут и другие музыканты трио — Наталья Савинова (виолончель) и заслуженный артист России, скрипач Граф Муржа.

Сильвия Мапелли — обладательница одного из лучших сопрано мира. Она окончила консерваторию в Бергамо в качестве флейтистки и вокалистки, а в 1997 году стала победительницей Международного конкурса имени Джузеппе Ди Стефано, что открыло ей путь на большую оперную сцену. Мапелли исполняла ведущие партии в главных оперных театрах Италии — Оперном театре Бреши, Королевском театре Турина и, наконец, Миланском оперном театре «Ла Скала».

Лента.ру. 11:08, 12 ноября 2014 г.
http://lenta.ru/news/2014/11/12/silvia/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
В Москве выступит солистка «Ла Скала» Сильвия Мапелли

Певица сопрано и солистка миланского театра «Ла Скала» Сильвия Мапелли выступит в Москве, сообщает РИА Новости со ссылкой на организаторов мероприятия. Концерт пройдет на сцене Рахманиновского зала Московской консерватории. Певица исполнит арии композиторов Джузеппе Верди, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джоаккино Россини, а также произведения камерной музыки.

«В нашей программе прозвучит итальянская музыка эпохи бельканто от камерных произведений до оперных арий. Сильвия замечательно владеет виртуозной вокальной техникой. Мы пригласили ее специально под эту программу, чтобы публика по-настоящему смогла насладиться потрясающей итальянской музыкальной традицией», — пояснил пианист, участник московского коллектива «Трио имени Рахманинова» Виктор Ямпольский, который выступит вместе с Мапелли. Кроме него, партнерами оперной певицы будут и другие музыканты трио — Наталья Савинова (виолончель) и заслуженный артист России, скрипач Граф Муржа.

Сильвия Мапелли — обладательница одного из лучших сопрано мира. Она окончила консерваторию в Бергамо в качестве флейтистки и вокалистки, а в 1997 году стала победительницей Международного конкурса имени Джузеппе Ди Стефано, что открыло ей путь на большую оперную сцену. Мапелли исполняла ведущие партии в главных оперных театрах Италии — Оперном театре Бреши, Королевском театре Турина и, наконец, Миланском оперном театре «Ла Скала».

Лента.ру. 11:08, 12 ноября 2014 г.
http://lenta.ru/news/2014/11/12/silvia/
А когда состоится этот концерт?

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 430
На сайте Большого зала Московской консерватории началась продажа билетов на концерт Николая Ерохина (тенор) и оркестра Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко п/у Феликса Коробова. В концерте также примут участие Наталья Мурадымова (сопрано) и Лариса Андреева (меццо-сопрано). В программе: Пуччини, Доницетти, Верди, Римский-Корсаков, Рахманинов, Чайковский
Концерт состоится 28 января 2015 года.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 158
«Буря мглою небо кроёт…»: неизвестная опера Алябьева

Нет, нет, речь пойдёт не о стихотворении Пушкина и не о русской зимней вьюге, а о мировой премьере неизвестной оперы русского композитора XIX века Александра Алябьева «Буря» по одноимённой пьесе Шекспира. Классическая

История её появления такова. Рукопись оперы, которой исполнилось 175 лет, никогда не издавалась и хранилась в архивах. Сначала в Музее Московской консерватории, затем — в Музее музыкальной культуры им. Глинки. Но вот настал момент выхода из забвения алябьевского опуса — им заинтересовалась Ярослава Кабалевская, когда работала над диссертацией «Буря» Шекспира в музыкальном искусстве». После успешной защиты диссертации родилась идея постановки неизвестного доселе произведения Алябьева, которую осуществила Московская консерватория при поддержке Министерства культуры России в рамках проекта «Открытая сцена» Департамента культуры Москвы.

Художественным руководителем проекта стала доктор искусствоведения, профессор Евгения Кривицкая, а исполнительным продюсером и научным консультантом — Ярослава Кабалевская.

Конечно, для постановки «Бури» была необходима исследовательская работа по восстановлению и расшифровке оригинальной партитуры. Часть ее оказалась бесследно утраченной. Решили ввести сюжетнообразующие фрагменты из шекспировской «Бури» для целостного восприятия оперы. К тому же выяснилось, что Алябьева еще ранее интересовала «Буря» Шекспира, он создал музыку к ней в русскоязычной версии князя Шаховского и сочинил как самостоятельное произведение оркестровую пьесу под тем же названием. Над партитурой оперы трудился Кузьма Бодров, сделав специальную редакцию для камерного оркестра и включив в неё оркестровую пьесу «Буря».

В постановке приняла участие серьёзная творческая бригада: два коллектива Московской консерватории: Камерный оркестр и его музыкальный руководитель, и дирижёр Феликс Коробов и Камерный хор под художественным руководством Александра Соловьёва, автор сценической версии, режиссёр и актёр Петр Татарицкий, молодые певцы, в том числе выпускники и студенты Московской консерватории, и драматические актёры.

«Бурю» Алябьева показали три раза: в Концертном зале Хлебного дома Музея-заповедника «Царицыно», на фестивале «Декабрьские вечера» в Музее изобразительных искусств им. Пушкина и в Рахманиновском зале Московской консерватории. Я побывала на последнем представлении. Оно оказалось очень удачным. Замечательная акустика, наличие сцены, где было удобно оркестру, певцам и актёрам, и верхняя галерея для хора.

...

В самое начало спектакля постановщики включили один из известных монологов Гамлета, который произносит главный герой «Бури» законный герцог Миланский Просперо, и это не нарушает стройность «Бури», а наоборот обогащает её современное восприятие. Авторы спектакля, объединяя Гамлета и Просперо как людей мыслящих, которые чувствуют за собой ответственность за всё происходящее, испытавших разочарование, в результате укрупняют образ Просперо и делают более понятным его приход к всепрощению. Действительно, Просперо духовно близок Гамлету, он тоже гонимый, а потом и изгнанный из Милана. Пройдя через предательство, суеверие и волшебство, он остается над добром и злом, постигая истинные ценности бытия.
 
Роли главных героев Просперо, его дочери Миранды, Фердинанда, сына короля Неаполитанского Алонзо, который становится женихом Миранды, и духа воздуха Ариэля исполняют певцы и драматические артисты. Сделано это режиссёром и артистами убедительно. Во-первых, это позволяет зрителям правильно ориентироваться в происходящих событиях, а во-вторых, обогащает образы героев. Драматические монологи и диалоги органично переходят к пению, эмоционально насыщая друг друга. Хочется отметить всех вокалистов: баса Максима Кузьмина-Караваева — Просперо, меццо-сопрано Ирину Суханову — Миранду, сопрано Дарью Давыдову — Ариэля и особенно Сергея Радченко, яркий тенор которого радовал пластичностью и красотой звучания. Да и все драматические актёры справились со своими ролями, наиболее интересными были Петр Татарицкий — Просперо и Анастасия Безинских — Ариэль. Точную атмосферу альбьевски-шекспировского спектакля создал замечательный Камерный хор консерватории.

«Бурю» посвятили двум датам — 450-летию со дня рождения Шекспира и 175-летию с момента написания оперы Александром Альябьевым. Спектакль получился не о прошлом, а о настоящем. Он никого в зале не оставил равнодушным, потому что в яркой сценической форме поднял извечные проблемы человеческих взаимоотношений в их контрастности: жажда власти, предательство и чистая любовь, победа человеческого разума и низость людских поступков…
 
Хочется, чтобы «Буря» Алябьева-Шекспира не осталась только единожды представленным проектом, а продолжала свою активную творческую жизнь.

Елизавета ДЮКИНА

Полностью:

NEWSmuz.com. 14/01/2015 - 18:20
http://newsmuz.com/news/2015/burya-mgloyu-nebo-kroyot-neizvestnaya-opera-alyabeva-33243
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Звезда Метрополитан-опера Родион Погосов вернулся покорять московскую публику

http://argumenti.ru/culture/2015/01/386827

24 января в Большом зале консерватории состоится концерт одного из ведущих оперных певцов мира. Как себя чувствует русский певец за границей, и в какой стране публика лучше принимает артиста в интервью с Родионом Погосовым.

- Большой зал консерватории –своеобразная Мекка для всех уехавших российских музыкантов. Каково это, петь в сольном концерте после такого перерыва на этой сцене?

- В России петь всегда тяжело, поскольку это мой дом, место, где я родился. Тут от меня ждут всегда большего. И поскольку я связан с Метрополитан-опера, это дополнительная нагрузка. Значит, я и петь должен как солист знаменитого театра, это огромная ответственность, должен быть на 2 головы выше возможного. Конечно, я очень волнуюсь.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 158
Т.е. он уже прошел

В московской консерватории пройдет ночной концерт

В большом зале московской консерватории 27 февраля пройдет ночной концерт Корейского камерного оркестра, передает РИА Новости. В качестве солиста и дирижера выступит двукратный лауреат «Грэмми», скрипач Пинхас Цукерман. Выступление начнется в 22 часа.

Далее:

Лента.ру. 13:29, 27 февраля 2015 г.
http://lenta.ru/news/2015/02/27/concert/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Т.е. он уже прошел

В московской консерватории пройдет ночной концерт

В большом зале московской консерватории 27 февраля пройдет ночной концерт Корейского камерного оркестра, передает РИА Новости. В качестве солиста и дирижера выступит двукратный лауреат «Грэмми», скрипач Пинхас Цукерман. Выступление начнется в 22 часа.

Далее:

Лента.ру. 13:29, 27 февраля 2015 г.
http://lenta.ru/news/2015/02/27/concert/

Пишет Слава (_arlekin_)
2015-03-01 02:11:00

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3038487.html

Корейский камерный оркестр в БЗК, сол. Пинхас Цукерман, Аманда Форсайт: И.К.Ф.Бах, Моцарт, Шнитке

Надо быть или исключительно преданным делу профессионалом, либо неразборчивым своекорыстным халтурщиком, чтоб при таком статусе и в солидном возрасте выступать на задворках мира чуть ли не среди ночи и в полупустом зале - а впрочем, одно другому не мешает, и какие соображения у Цукермана в данном случае преобладали, я не знаю, не мне судить, да и неинтересно, важнее, что несмотря на обстоятельства получился не вполне ровный, но весьма неординарный концерт. Мероприятие объявили слишком поздно, потом сменили дату и с трудом вписали уже в сверстанную консерваторскую афишу, поставив в 22.00 - мне-то лично очень удобно, но вообще это, конечно, экстрим.

Правду сказать, Цукерман в БЗК - не такая уж редкость, во всяком случае, последний раз он выступал на консерваторской площадке с Гергиевым меньше года назад:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2813100.html

Но еще и памятуя о Гергиеве меня до последнего не отпускали подозрения, что по случаю позднего времени и слабой продажи билетов рассевшимся любителям искусства объявят, что "в программе произошли небольшие изменения и вместо Пинхаса Цукермана выступит Лариса Гоголевская" (у Гергиева такие приколы в ходу), однако, во-первых, совсем ничего не объявляли (сэкономили на ведущих), а во-вторых, против ожиданий вместо Ларисы Гоголевской после ровного, техничного, одновременно механистичного и пустого исполнения ре-минорной симфонии И.К.Ф.Баха (где оркестр обошелся собственными силами и вовсе без дирижера) все-таки вышел Пинхас Цукерман, и даже не один, а со своей женой-виолончелисткой Амандой Форсайт, и они отыграли двойной концерт Вивальди для скрипки и виолончели Си-бемоль мажор. Эффектная дама в перстнях, Аманда Форсайт играла грубовато, но подкупающе энергично, Цукерман, вслед за тем изысканно исполнивший 5-й концерт Моцарта, небезуспешно старался соответствовать нажиму партнерши, да и музыка концерта Вивальди настолько эффектная, что главное - не испортить, что артистам и удалось. 5-й скрипичный концерт Моцарта ("Турецкий" - в финальной части есть эпизоды с условно-восточным колоритом и маршевым ритмом) - произведение более утонченное, и здесь Цукерман в полной мере продемонстрировал свое искусство на высшем уровне.

После чего второе отделение могло бы показаться совсем никчемным - но фортепианный концерт Шнитке ближе к полуночи все-таки очень кстати пришелся. Солировала некая Ксения Коган - и не просто Коган, а Коган-Коган, судя по количеству букетов от благодарных слушателей, явно оказавшихся в консерватории впервые, и следовательно, неслучайно, но и не ради какого-то Цукермана. Якобы эта Коган на самом деле - Морозова, но учитывая, что еще никто в человеческой истории просто так фамилию Морозова на Коган не менял, вопросов становится еще больше. Играла девушка, впрочем, достойно, хотя не всегда внятно и отчасти манерно, а музыка концерта Шнитке - просто фантастическая, четвертьтоновые ходы в сочетании со стилизованными приемами классицизма и барокко дают невероятный эффект.

Потом под управлением Смбатяна корейцы выдали, уже в первом часу ночи, 5-ю симфонию Шуберта - недавно ее исполнял РНО с Плетневым, я не ходил и не могу сравнить, здесь это было бледно, Шуберт разваливался на ходу, ну и вообще даже по меркам такого закаленного бойца, как я, корейско-армянский Шуберт за полночь - уже "тумач", и не захочешь, а пожалеешь, что у композитора не все симфонии неоконченные, но лишь одна, и не Пятая. Так корейский камерный оркестр еще и бис выдал - неизвестно, что именно (никто ж не объявлял): мелодичная пьеска, где весь оркестр играет исключительно пиццикато, с вклинивающимся по ходу все чаще и чаще колокольчиком - я бы предположил, что прозвучало сочинение корейского автора, ориентированного на советских композиторов типа Родиона Щедрина.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 158
В Москве пройдет Иерусалимский фестиваль камерной музыки

http://m.lenta.ru/news/2015/03/16/fest/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Витраж "Святая Цецилия" в фойе БЗК, воссозданный во время реконструкции 2010-2011 гг. на месте своего исторического расположения.



Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Как здорово! Спасибо большое! Когда в следующий буду в БЗК, обязательно обращу внимание на этот витраж.
Che mai sento!

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Когда открывали БЗК после реконструкции, то было очень много шума в прессе об этом витраже, восстановленном. Но у меня фотографии более поздние, когда у меня уже был Sony A57 с объективом 35/1.8. Конкретно - когда Лилия Гайсина пела Марфу в дипломном спектакле.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 158
Интересно, в БЗК освещение в зале во время исполнения в полную силу всегда на всех концертах или я так "удачно" попадаю?
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Интересно, в БЗК освещение в зале во время исполнения в полную силу всегда на всех концертах или я так "удачно" попадаю?
Вроде всегда, но точно не уверен. Иногда могут закрыть окна чёрными шторами, но я на это всего 1 раз обратил внимание, сразу после ремонта.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 158
Ну, зашторивать окна - это, может быть, и лишнее, а вот приглушать электрическое освещение, возможно, и стоило бы. Когда сидишь где-то наверху, эта яркость не так сильно мешает, а в партере просто чувствуешь себя так, как будто тебя поджаривают на раскалённой сковороде. Особенно на "Осуждении Фауста". ;D Как раз на этом концерте в середине марта эта особенность БЗК обратила на себя внимание.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Меня заинтересовало состояние Малого зале Консерватории после реставрации – прошло много неожиданных изменений.
Вот такую информацию нашла в интернете (автор Ирина Шымчак):

http://www.muzklondike.ru/events/otkrytie_malogo_zala_moskovskoy-konservatorii_8_fevralya/

Статья посвящена концерту памяти Елены Образцовой, но некоторые фрагменты из статьи объясняют почему Малый зал так преобразился:
«Самое неожиданное открытие ожидало реставраторов на высоте: когда расчищали потолок Малого зала (если помните, он был белым), вдруг оказалось, что под ним роспись. После проведения экспертизы было установлено, что плафон в таком виде действительно являет собой первоначальное состояние потолка Малого зала консерватории.  Специалистам пришлось проводить реставрационные работы, не снимая холст с потолка, на высоте, но плафон очень бережно был воссоздан, и нынче сияет во всей своей красе, радуя глаз любителей публики.







Кроме кресел, была полностью заменена также сцена Малого зала. Предварительно специалисты провели акустическую экспертизу, сняли полные показатели для сравнения акустики до и после реставрации. По окончании реставрационно-строительных работ комиссия заявила, что акустика стала намного лучше. Что заявят музыканты и слушатели, узнаем позже…»

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Вот такую информацию нашла в интернете (автор Ирина Шымчак):
http://www.muzklondike.ru/events/otkrytie_malogo_zala_moskovskoy-konservatorii_8_fevralya/
«...радуя глаз любителей публики.…»
Интересная оговорка!!  ;)  ;D
Ora pro nobis beate pater Dominice

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 211
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Акустика там не ахти, но стулья кресла теперь действительно не скрипят, и это большой плюс.
« Последнее редактирование: Апрель 15, 2015, 13:10:00 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
А эта фотография - из FB со странички Екатерины Мечетиной.
Katia написала - "любимый ракурс Большого зала".
Действительно - фотография очень удачная.


« Последнее редактирование: Апрель 16, 2015, 11:26:32 от Алька »

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Сейчас я хотел бы рассказать ещё об одном зале Консерватории, иногда используемом как концертный - овальном зале Музея Рубинштейна. Он находится на уровне 1-го амфитеатра БЗК, вход с правой стороны. Овальный зал бесплатно открыт как музейный со среды по воскресенье во время вечерних концертов в БЗК (перед началом и в антракте). В понедельник-вторник, как и большинство музеев мира, закрыт. Билеты на концерты в овальном зале обычно бесплатные пригласительные, которые можно получить на служебном подъезде БЗК перед концертом, но на улице образуется очередь у служебного подъезда, которую, чтобы приглашений хватило, желательно занимать минут на 40-45. В антракте концертов в овальном зале организуется экскурсия по второму залу музея, выствочному, в который обычно посетителей БЗК не пускают. Выставочный зал расположен на уровне 1-го амфитеатра БЗК с левой стороны. Когда во время антракта в БЗК бывают звонки, то в Овальный зал они тоже транслируются, и поэтому объявление "Прозвучал третий звонок" может звучать прямо во время пения. Это, на мой взгляд, упущение организаторов, крайне желательно во время концертов в Музее Рубинштейна отключать трансляцию звонков в Овальный зал.

Ссылка на страницу музея Рубинштейна на сайте Консерватории

К сожалению, мой первый опыт знакомства с овальным залом, на концерте романсов Чайковского в честь юбилея композитора, оказался неудачным: выступление с четырьмя произведениями Оксаны Лесничей, участие которой в концерте было запланировано, сорвалось, так как любимая певица, как я понял, в самый последний момент приболела. И в этот раз мне ещё более обидно из-за сорвавшегося выступления Оксаны Петровны, так как я собирался посетить её выступление ровно в 50-й раз, а теперь не известно, когда я достигну этой юбилейной цифры, так как о следующих выступлениях Оксаны Петровны до 17 июля пока точно ничего не ясно, хотя, надеюсь, в мае что-то будет. (Теперь, конечно, после такого изумительного концерта Евгении Сегенюк, я уже не отчаиваюсь фактически). Не приняла участие в концерте также Елена Безгодкова, которая меня больше всех интересовала, не считая Оксаны и Юлии. А из тех, кто участвовал, мне больше всего понравились Юлия Файзулина и Валерия Зеленская. Но все участники концерта пели достойно. Что, конечно, не может мне компенсировать отсутствие самой любимой певицы и сорвавшийся и отложившийся на неопределённый срок юбилей. Очень многие слушатели пришли на этот концерт именно ради Оксаны Лесничей, и так и не дождались Оксану Петровну. Ужасно жаль.

Однако я очень понимаю Оксану Петровну, что она не могла в этот момент петь, и справедливости ради должен сказать, что такие сорвавшиеся выступления случаются всё-таки не очень часто: за последний год это всего лишь второй такой случай, при 36 посещённых мной мероприятий с участием любимой певицы.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 158
К 100-летию Геноцида армян

Реквием Вячеслава Артёмова прозвучал в БЗК

Татьяна Елагина, 29.04.2015 в 18:53

http://www.belcanto.ru/15042903.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Концерт-посвящение Елене Образцовой в Большом зале Московской Консерватории

30/4/2015 18:08

http://wolframmos.livejournal.com/23237.html

28 апреля в Большом зале Московской Консерватории состоялся грандиозный концерт-посвящение Елене Образцовой, продолжавшийся 3 часа 30 минут. В первом отделении, наряду с номерами в исполнении пианистов и камерного оркестра, а также выступления Аллы Демидовой (художественное слово), прозвучали в основном камерные вокальные сочинения, а во втором - в основном те же певцы и певицы исполнили оперные арии и дуэты в сопровождении оркестра "Новой Оперы" под управлением моего любимого дирижёра Василия Валитова. Также между номерами концерта с помощью проектора воспроизводили видеозаписи выступлений Елены Образцовой - с романсом Чайковского "О, не грусти", Сегидильей Бизе, третьей песней Леля Римского-Корсакова и арей Лауретты Пуччини. Конечно, запись не может передать исполнение абсолютно так, как оно звучало живьём, но мне очень понравилось, как у Елены Образцовой тонко были сделаны оперные фрагменты и романс и как голос звучал во всех регистрах.

Об Алексее Татаринцеве здесь.
Об Агунде Кулаевой здесь.
О Василии Ладюке здесь.

Елена Гусева спела мою любимую каватину Леоноры из Трубадура, сначала были заметны небольшие шероховатости и тусклый низ, но во втором куплете голос зазвучал более гладко, сочно, и вторая половина медленной части арии понравилась. Кабалетта тоже, разве что хотелось бы ещё большей технической отточенности некоторых пассажей. В дуэте Мими и Рудольфа Гусева по впечатлению всё-таки потерялась на фоне Татаринцева, так как тембр был не очень ярким.
Ещё мне очень понравился Арсений Яковлев, в частности, спел ариозо Германа из третьей картины аккуратным и хорошо сфокусированным звуком приятного тембра, его нельзя назвать крепким тенором, но он владеет голосом хорошо. У Василисы Бержанской в песне Рихарда Штрауса голос показался недостаточно сочным и несколько однообразным, однако ария Джульетты с напитком получилась гораздо более удачно в плане звуковедения и тембра, за исключением, возможно, нескольких нижних нот.
Илья Кузьмин, один из самых основных в Москве специалистов по моей любимой немецкой камерной вокальной лирике, в первом акте спел "Посвящение" Шумана, продемонстрировав не только прекрасную мягкость и аккуратность звука и продуманное разнообразие в динамике, но и, как и в "Зимнем пути", глубину тембровых красок, хотя в Шуберте их было ещё больше. По удивительному совпадению, когда я в прошлый (и в первый) раз живьём слушал "Посвящение" Шумана, его пела однофамилица Ильи Викторовича Людмила Кузьмина. Во втором акте Илья Кузьмин спел романс Вольфрама из "Тангейзера" (пожалуй, это моя самая любимая опера Вагнера). Исполнение было захватывающе проникновенным, с таким чарующим пиано и плавным легато, и, несомненно, густота звука была достаточной для этого произведения. Браво!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 11 158
Пишет Слава (_arlekin_)   
2015-05-19 01:40:00

Бетховен, Брух, Шостакович в БЗК: оркестр студентов МГК, сол. Н.Борисоглебский, дир. А.Левин

Поразительное дело: дневные консерваторские концерты, такие непафосные и не особенно популярные, дают возможность в человеческих условиях послушать настоящую музыку гораздо чаще, с большей вероятностью, чем громкие, звездные и дорогие концертные мероприятия. Особенно если дирижирует Анатолий Левин - если его имя не гремит и не попадает в разные "топы", но это еще ничего не значит, но мало музыкантов, более честно и достойно работающих. При том что оркестр студентов консерватории не претендует на высокий статус, звучит он ничуть не хуже нормального профессионального коллектива - опять-таки благодаря Левину. А уж когда еще и играет Никита Борисоглебский - нечего и говорить. Не думаю, что Борисоглебский с его одаренностью и стремительным в последнее время творческим развитием (а за нынешний, приближающийся к окончанию сезон скрипач, которого я помню еще по выступлениям на аспирантских "утренниках", поражал все больше с каждым разом, взять хотя бы его сногсшибательное исполнение концерта Элгара с Яном Латамом-Кенигом) решит надолго задерживаться в Москве, но пока есть возможность, хочется послушать его побольше. Конечно, скрипичный концерт Бруха - один из, пожалуй, четырех самых затасканных в этом жанре романтических шлягеров (кроме него еще - Брамс, Чайковский и Сибелиус), но даже его солист и студенческий оркестр с Левиным отыграли превосходно, живо, ярко, но со вкусом, очень красиво. В первом отделении до этого звучала "Леонора № 3" Бетховена, а во втором - 6-я симфония Шостаковича, музыка и не самая раритетная, и не вместе с тем не слишком выигрышная. Но вот как раз с Шостаковичем у Левина просто какие-то особенные взаимоотношения. Сколько и и кто ни играл, например, 15-ю симфонию, но мои личные самые яркие впечатления от исполнения этой музыки связаны именно с Левиным и оркестром МГК. Так и трехчастная 6-я симфония - при некоторой присущей изначально музыке и надуманности ее трагизма, и наигранности гротеска, у Левина вышла как один вздох измученного, но живучего человека со всеми его слабостями, я, во всяком случае, ее воспринял очень личностно, при том что Шостакович - отнюдь не "мой" композитор, а благодаря Левину я в нем открываю постоянно совершенно неожиданные подробности.

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3099144.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау