Автор Тема: Святослав Рихтер (1915-1997), великий русский пианист  (Прочитано 1425822 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 628
Актер Дмитрий Дорлиак-младший умер в Париже в возрасте 81 года, передаёт РИА «Новости» со ссылкой на близких актера. Это, конечно, не про Рихтера, но тем не менее

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Извините, что информирую еще об одной мерзости, но не рассказать об этом я не мог. Статья некоей Анжелики Огаревой:
http://7i.7iskusstv.com/2018-nomer1-ogareva/#comment-3353

Ниже – мой ответ, опубликованный 11.03.2018 в 22:39.
Перевранные факты, подтасовки, неточности, но в свою пользу. Я, естественно, не на всё успел обратить внимание. Возможно, еще продолжу, хотя не хочется писать для единомышленников этой особы.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Актер Дмитрий Дорлиак-младший умер в Париже в возрасте 81 года, передаёт РИА «Новости» со ссылкой на близких актера. Это, конечно, не про Рихтера, но тем не менее
Итак, не стало Дмитрия Дорлиака, «наследника» Святослава Рихтера. Именно он был инициатором оформления брака Нины Львовны уже после смерти Святослава Теофиловича. Цель понятна – овладеть наследием. В принципе, если бы всё это досталось человеку, заинтересованному не в личной выгоде, а в издании записей, публикаций, то ничего плохого в этом, возможно, не было бы. Но что на практике? Дм.Дорлиак выиграл суд у издания «Music and Arts», и те в результате уже не могли издавать записи Рихтера. Я не берусь судить о юридических моментах. Возможно, это M&A издавало записи с нарушениями норм. Сужу исключительно как слушатель: наверное, мы лишились каких-то новых записей. То же он пытался осуществить по отношению к “Parnassus”, но по каким-то причинам на суд не явился. Результат – фирма после этих событий смогла издать новые диски (если не ошибаюсь в хронологии). Он выставил несусветную сумму фирме “Live Classics” за изданные без его ведома записи. Замечу, что еще при жизни Святослав Теофилович сказал: всё, что связано с Олегом Каганом должно издаваться без всяких отчислений в пользу каких-либо лиц. Простите за мои формулировки – не владею я языком юристов. Мысль, тем не менее, все уловили. Сам это слышал от людей из ближайшего окружения Маэстро, а в другой интерпретации, с крайним недовольством, - по телефону в разговоре с покойной женой Дм.Дорлиака, Татьяной Коваленко. Снова-таки, из первых рук знаю, как Дорлиак хвастался, что у него под кроватью целый мешок записей, способных обеспечить ему безбедное существование. Где они? Как он распорядился вверенным сокровищем? Вопрос риторический.
Теперь Дорлиак отошел в мир иной. Кто следующий «наследник»? Мне не удалось получить ответ от людей, которые по долгу службы, казалось, должны это знать. Охотно допускаю, что узнать было не так-то просто. Покойный вел такую жизнь, что, наверное, с ним нелегко было общаться, особенно последнее время. И всё же: узнаем ли мы, а лучше, услышим ли записи «из мешка»? Будут ли изданы документы, фотографии, которые, не сомневаюсь, прихватил племянник? Об одном знаю точно: Тетради Рихтера с программами концертов за 1993-95-е годы Дорлиак увез с собой. Витя Зеленин сам видел, как тот схватил их, а они лежали в доступном месте. Зачем? Понятно, что всё, имеющее отношение к Рихтеру, - непреходящая ценность. Позже пытался через одну особу, бывавшую в Париже в гостях у Дорлиаков, убедить, что место таким документам в Мемориальной квартире Рихтера. Та пыталась что-то расспросить, но получила ответ, что никаких тетрадей нет. Как же нет? Много лет тому назад, когда еще не была создана моя концертография, но уже были у меня копии Тетрадей с 1934-й по 1992-й годы, я позвонил в Париж Татьяне и попросил уточнить программу концерта в Сеуле 18/04/1994. Она сказала, что Тетради всегда лежат на письменном столе, и я в ту же минуту получил исчерпывающий ответ. Почему меня интересовала именно эта программа? Дело в том, что на стр.679 известной книги, изданной ГМИИ им.Пушкина, написано, что Рихтер тогда наряду с концертами Моцарта №№6 и 9 сыграл еще и 4-й Концерта Сен-Санса. Совершенно неправдоподобно! Можно ли было этому поверить? Вот Татьяна мне и прочитала, что тогда прозвучала Симфония №4. Ну, а потом уже она рассказывала, что никаких тетрадей у них нет. Прошлым летом я снова позвонил той же приятельнице Дорлиаков, но получил отповедь: как я могу претендовать на чужую собственность? Оказывается, мое желание, чтобы бесценные документы заняли подобающее место, - это пои личные притязания. Но ладно, к делу это отношения не имеет. А ведь есть еще один серьезный момент, возможно, самый серьезный. О нем Монсенжон снова говорил, на этот раз в августе прошлого года в Тарусе. Он хотел бы издать некоторые видео для, возможно, узкого круга почитателей Рихтера. Дело в том, что качество записей оставляет желать лучшего, но на то они почитатели, чтобы потерпеть, - тут он сделал жест в мою сторону: «как этот». Но препятствием был «наследник». Правда, год или больше тому назад, Дорлиак что-то разрешил издать. Кажется, тогда речь шла об издании Тетрадей с программами Рихтера. Это была моя инициатива, и я пытался убедить Ирину Александровну Антонову это сделать. В бумажном виде было бы крайне сложно, но в электронном – пожалуйста. Тем более, они собирались издавать книгу, как бы продолжение «Вспоминая Святослава Рихтера». О судьбе проекта ничего не знаю, стало быть, и проект издания Тетрадей тоже не актуален.

Мне скажут, что я плохо написал о покойнике. Но прошу не путать его как отдельную личность и его общественное служение или отсутствие такового. Если наследник, то соответствуй. А иначе зачем взваливать бремя ответственности на свои плечи, если они слабые? Наследование – обычная процедура в человеческом обществе. Интересует нас наследство обычного, рядового человека? Глупый вопрос. А тут Музыкант века! Считаю, что люди с положением в музыкальном мире должны выступить в защиту наследия великого Рихтера.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 628
Ну через полгода станет ясно, кто наследник, я думаю. Или во Франции это не полгода?

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Поздравляю единомышленников с днем рождения величайшего Музыканта всех времен и народов. Его эпохальное искусство - одно из самых высоких явлений в области человеческого духа.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 513
Поздравляю единомышленников с днем рождения величайшего Музыканта всех времен и народов. Его эпохальное искусство - одно из самых высоких явлений в области человеческого духа.
Спасибо, Юрий! Я Вас тоже от души поздравляю!

На ЮТ выложили док.фильм 2006 года "Портреты на фоне музыки – Декабрьские вечера Святослава Рихтера":

https://www.youtube.com/watch?v=0JZN_qTtnvI

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Sviatoslav Richter plays
SCHUMANN
Concerto for Piano and Orchestra in a, Op.54
17/12/74 – Minsk – Live – Minsk O./Vl.Moshenski – (PT)
Poor sound

Запись адресована тем, кто, несмотря на аппаратное несовершенство, способен услышать шедевр.
https://www.svrichter.com/recordings/new-recordings/

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Здесь выложены замечательные и новые, по крайней мере, для меня, фотографии:
https://www.svrichter.com/photos/new-photos/

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
А знаете ли вы, что существует звание "Посол доброй воли", присуждаемое ЮНЕСКО? Его удостоились Святослав Рихтер, Пеле, Катрин Денев, Иегуди Менухин, Марсель Марсо, Пьер Карден, Жан Мишель Жарр, Пласидо Доминго, Зураб Церетели.
Информация в книге Льва Колодного «Сердце на палитре – художник Зураб Церетели».

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
В 1986-м году Рихтер получил премию Леони Соннинг (Дания).
Более подробную информацию вы найдете на моем сайте:

https://www.svrichter.com/awards/l%C3%A9onie-sonning-prize/

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Сегодня день памяти Нины Львовны Дорлиак. 20 лет ее нет с нами. Мне кажется, что ее искусство было оценено должным образом далеко не всеми. Но те, кто способен услышать эту музыкальную, душевную тонкость, получали и продолжают получать необыкновенное наслаждение. Естественность, правда и тончайший вкус – вот далеко не исчерпывающая характеристика ее искусства. Для меня ее музыкальная культура, культура камерного пения практически не имеет аналогов. Сейчас затаскали понятие «элита». Я имел счастье немного общаться с Ниной Львовной и всякий раз понимал, что передо мной представитель элиты нации.
Дуэт Нина Дорлиак–Святослав Рихтер – не имеющее аналогов содружество двух вдохновенных музыкантов. У них были поклонники, были противники, но так бывает всегда. Они были людьми, но людьми великими и честными. «Не называй ее небесной и у земли не отнимай…» Слушаем этот шедевр:
https://www.svrichter.com/nina-dorliac/recordings/
« Последнее редактирование: Май 17, 2018, 01:20:59 от Yuriy »

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
19 мая исполнилось 25 лет со дня личной премьеры Святослава Рихтера – Концерт Сен-Санса №2, соль минор, оп. 22. Венский симфонический оркестр, дирижер – Олег Каэтани. Вена, 19/05/1993.

«Совсем неплохо для старого человека,» - говорит о своем исполнении этого «опасного Концерта» Святослав Теофилович (цитируя Горовица).
Вряд ли эта запись появлялась в сети раньше. Сейчас вы можете ее послушать:
https://www.svrichter.com/recordings/new-recordings/

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Андрей Хитрук. «Дышащая судьба» (о фильме Бруно Монсенжона "Рихтер, непокоренный")
https://www.svrichter.com/recordings/films-about-richter/

К сожалению, автором допущена неточность: «Я себе не нравлюсь» Рихтер сказал не о записи сонаты Бетховена оп.111. а об оп.106. Этими словами, как известно, заканчивается фильм, и звучат они как критический взгляд Музыканта на себя, на свою жизнь. На самом деле Рихтер читал запись в дневнике о своем исполнении сонаты «Hammerklavier» (18/06/75 - Лондон).

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Ссылки для скачивания трех последних записей
SCHUMANN
Fantasia in C, Op.17

28/05/80 – Moscow – Live – (PT)
22/06/80 – Nohant – Live – (PT)
06/07/80 – Tours – Live – (PT)
 и бис:
 Fantasiestuck – Aufschwung, Op.12/2
06/07/80 – Tours – Live – (PT)

желающие найдут здесь:
https://www.svrichter.com/recordings/file-sharing-services/

К сожалению, качество записей оставляет желать лучшего.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
BEETHOVEN. Concerto no. 3 in c, Op.37
27/05/73 - Moscow - Live - Moscow Ch.O./Rudolf Barshai.
PT-recording.
https://www.svrichter.com/recordings/new-recordings/

29 и 30-го мая 1973-го года Рихтер с тем же составом играл ту же программу в Киеве (плюс 14-й концерт Моцарта). Существовали любительские записи, но они пропали.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
На своем сайте выложил 88 фотографий из книги Вальтера Москалева
SVETIK
A FAMILY MEMOIR of
SVIATOSLAV RICHTER
Фотографии подписаны. Абсолютное их большинство сейчас появилось в интернете впервые.
https://www.svrichter.com/documents/books/

Оффлайн MV

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 141
     Интересно было бы узнать, насколько отличаются тексты Дневников, изданные 10 лет назад Пушкинским музеем, от многажды переиздававшихся "монсенжоновских"  Дневников. 

    Есть ли у Вас, Юрий, издание ГМИИ?

   На сайте, из-за большого объема , они, наверное, не выложены...?

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
     Интересно было бы узнать, насколько отличаются тексты Дневников, изданные 10 лет назад Пушкинским музеем, от многажды переиздававшихся "монсенжоновских"  Дневников. 

    Есть ли у Вас, Юрий, издание ГМИИ?

   На сайте, из-за большого объема , они, наверное, не выложены...?
У меня, естественно, есть это издание. Его большой объем не был бы помехой для выкладывания на сайте. Никто пока, если не ошибаюсь, не отсканировал эту книгу – много работы.
Что касается отличий, то, как уже отмечалось, в том числе, в этой теме, они есть. Мне сейчас трудно вспомнить всё найденное разными внимательными читателями. Русское издание книги Монсенжона – обратный перевод с франзуского на русский. Неминуемо возникают ошибки, и никто в редакции их не отслеживал. Советую поискать здесь все обсуждения. Еще Предлогов принимал в них активное участие. Я, например, с удивлением прочитал написание на французский манер название нашей Тарусы: «Таруа». Помню, что разные люди на разных форумах смаковали подобные ошибки.
Еще могу сказать, что в издании ГМИИ им.Пушкина много ошибок в самом конце, где описывается чуть ли не каждый день жизни Рихтера за несколько лет. Трудно судить, насколько всё это правильно, но вот ошибки в датах и программах некоторых концертов за 1993-95-е годы я обнаружил. Уж не помню, представил ли я их здесь.

Пользуясь случаем, еще раз выражу озабоченность судьбой Тетрадей Рихтера за 1993-95-й годы с программами концертов. Оригиналы были у Дм.Дорлиака. В музее оригиналы за 1934-1992 годы. Наследник умер. Кому перешли эти бесценные материалы? – «Никакого ответа…» (с)

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Недавно выложенная на fb фотография Рихтера, сделанная Валерием Генде-Роте, подвигла меня на создание на своем сайте страницы, посвященной работам этого замечательного мастера. Помню, как в те годы появление в журналах очередной его фотографии Рихтера становилось праздником. Приглашаю на свой сайт полюбоваться фотографиями:
https://www.svrichter.com/photos/70-80-th/

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
Личная премьера Рихтера:
FRANCK
Prelude, Choral and Fugue
28/01/1946 – Москва, клуб Союза советских писателей
https://www.svrichter.com/recordings/new-recordings/

Также можно скачать аудио:
https://www.svrichter.com/recordings/file-sharing-services/

Потрясающее исполнение! И дело не в пианизме – это прочтение зрелого сложившегося музыканта. А ведь ему было всего 30!

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 582
    • Русское исполнительское наследие на CD
Из ранних афиш. Концерт 28 ноября 1940 года.

« Последнее редактирование: Июль 02, 2018, 08:50:21 от Максим »

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644

Кажется, когда-то здесь писали о несоответствии афиши и программки, на которой другая дата - 26/11/1940. К тому же там написано, что Рихтер играет во 2-м отделении. Это подтверждается рассказами. Нейгауз говорил, что его ученик играет лучше - вот он и будет играть во 2-м отделении.
Не удалось выложить программку здесь, поэтому предлагаю ее скачать:
https://drive.google.com/file/d/15rzFvNYjtup9V90wboXV0O8DOR-m5tvQ/view?usp=sharing
« Последнее редактирование: Июль 02, 2018, 10:26:09 от Yuriy »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 582
    • Русское исполнительское наследие на CD
Интересно, почему на афише 28-е, а в программке 26-е?

P. S. А, уже заметили ранее. А что означает "первое исполнение"? Вроде бы шестая соната уже звучала по радио 8 апреля 1940 г. в авторском исполнении.
« Последнее редактирование: Июль 02, 2018, 10:31:21 от Максим »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 582
    • Русское исполнительское наследие на CD


Письмо в Дом-музей П.И. Чайковского.

Оффлайн Yuriy

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 644
А что означает "первое исполнение"? Вроде бы шестая соната уже звучала по радио 8 апреля 1940 г. в авторском исполнении.

Имеется в виду, что первое в концерте.

P.S. Не могли бы Вы хотя бы в личку объяснить, как выкладываются картинки?