Последние сообщения

Страницы: 1 [2] 3 4 5 6 7 ... 10
11




“П. И. ЧАЙКОВСКИЙ - С. И. ТАНЕЕВ”

Дорогие друзья!

27 сентября Центр Павла Слободкина представляет программу, в которой прозвучит музыка двух русских композиторов: П. И. Чайковского и одного из самых близких его друзей-музыкантов, его ученика С. И. Танеева.
Вокальный ансамбль «Arielle» под руководством Эльмиры Дадашевой исполнит сочинения для хора a capella и знаменитую кантату «Иоанн Дамаскин» Танеева.
Московским камерным оркестром Центра Павла Слободкина будет дирижировать главный дирижёр Ариф Дадашев.
Ждём вас 27 сентября, в четверг. Начало концерта в 19.00.
12




“ПОКОЛЕНЬЮ С СИРЕНЬЮ...”

Дорогие друзья!

25 сентября Центр Павла Слободкина представляет концертную программу, в которой прозвучит поэзия Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Николая Гумилёва, Георгия Иванова, Владислава Ходасевича,  Владимира Набокова, под аккомпанемент музыки Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Бедржиха Сметаны и Франца Шуберта.
Автором и исполнителем литературно-музыкальной композиции "Поколенью с сиренью" является народная артистка России, профессор кафедры сценической речи РАТИ/ГИТИС, автор статей о Марине Цветаевой Антонина Кузнецова.
Музыкальные фрагменты исполнит Московский камерный оркестр Центра Павла Слободкина под управлением заслуженного артиста России Владимира Рыжаева.
Ждём вас 25 сентября, во вторник. Начало концерта в 19.00.



13
Дублирую здесь небольшую тележку, опубликованную мной первоначально в фейсбуке.

-------------------------------------
Друзья, пристегнитесь, пожалуйста, и не пытайтесь повторить это дома. Нас ждёт самый сложный случай музыкального детектива в наследии Шуберта.

В 1843 году, через пятнадцать лет после смерти Шуберта, в лейпцигском издательстве Клемма был издан цикл под авторством Шуберта, озаглавленный как «Пять фортепианных пьес». Это были пять довольно крупных пьес, крайние из которых явно были похожи на крайние части сонаты, вторая и четвёртая – на два скерцо, а третья – на медленную часть сонаты. Таким образом в первое издание каталога сочинений Шуберта под редакцией Отто Дойча этот цикл был внесён как пятичастная соната ми мажор D. 459, с пометкой, что, «очевидно, одно из двух скерцо надо изъять при исполнении». Конечно пятичастная соната – вещь весьма необычная: у Шуберта есть лишь один пример подобного цикла – «Форельный» фортепианный квинтет, но даже в нём нет сразу двух скерцо.
Долгое время исследователи творчества Шуберта так и считали эти пять пьес сонатой экспериментального характера, так как никаких иных источников – ни рукописи, ни набросков, – кроме того лейпцигского издания не было известно.

Дело сдвинулось в 1928 году, когда был обнаружен автограф первых двух из пяти частей этой сонаты. При этом в этой рукописи вторая часть была доведена лишь до начала репризы (знакомая ситуация у Шуберта, не правда ли?), а над первой частью было рукой Шуберта написано «Соната». Это подтвердило версию о титуловании сонаты сонатой, но больше ничего особенного о ней не сообщило исследователям. Тем временем на обороте рукописи шубертовских менуэтов D.41 был обнаружен фрагмент (последние восемь тактов) пятой части этой сонаты, что, конечно, тоже не очень информативно. Правда, в новом издании каталога Дойча на основе этих находок соната была разделена на собственно двухчастную сонату D. 459 и три пьесы D. 459А, представляющие собою третью, четвёртую и пятую части сонаты. Поэтому некоторые пианисты играли эту сонату в двухчастном виде, а некоторые – в пятичастном.

Всё изменилось в конце XX века. В 1999 на аукцион «Сотбис» попал тот самый автограф первых двух частей и его смогли внимательно рассмотреть. Во-первых, изучение показало, что первая часть сонаты является чистовой копией, которую Шуберт записал крайне аккуратно: с отступами между строками, ясным почерком и т. д. А вторая часть, начинающаяся на той же странице, где кончается первая, представляет собой, судя по всему черновик: гораздо более плотная запись без отступов, трудно читаемый почерк, отстутствуют многие знаки, есть исправления – в общем, что угодно, но не чистовая копия. И это, конечно, странно: обычно Шуберт не выписывал начисто произведение, не написав его полностью в черновике. Более того: как показал анализ чернил и почерка, вторая часть была написана спустя какое-то время после первой! То есть, строго говоря, у нас есть лишь девяностодевятипроцентная уверенность в том, что обе эти части относятся к одной и той же сонате.
Более внимательное исследование принесло ещё одну новость: в этом автографе обнаружились многочисленные пометки тончайшим карандашом. В первой части они соответствуют разбивке на строки и страницы в лейпцигском издании, т. е. видимо были проставлены редактором издательства для гравировщика. А вот вторая часть, как оказалось, сперва была вся заштрихована крест-накрест карандашом, по всей видимости, чтобы гравировщик не начал гравировать и её (напомню, что часть не закончена), а вот потом в ней же были поставлены некоторые пометки, опять же соответствующие разбивке на страницы и строки при издании. То есть редактор обнаружил, что эту часть можно довольно легко дописать до конца и издать, и решил поручить гравировщику и её. Это значит, во-первых, что этот автограф был у издателя единственным источником для этих двух частей, а во-вторых, что вторая часть была завершена не Шубертом, а кем-то по заказу издателя.
Любопытно при этом, что вторая часть, маскирующаяся поначалу под скерцо, на самом деле написана в сонатной форме. Может, это и стало своего рода шуткой (ит. scherzo) Шуберта, но дало основания Малькольму Билсону сделать из этой части финал четырёхчастной сонаты: он записал её с порядком частей 1-3-4-2, выпустив таким образом пятую часть.. То есть эта часть в глаза Билсона убедительно выглядит как финал сонаты.

Обратимся теперь к остальным трём частям, выделенным в отдельный номер каталога D.459.
Внимательное изучение черновиков на обороте тех самых менуэтов D.41 показало интересную вещь. Эти менуэты сохранились не целиком, примерно трети страниц не хватает и оборот этих страниц выглядит так, что на одной из них мы видим последние восемь тактов пятой части этой сонаты, а потом на той же самой строчке, не тратя ни миллиметра места, Шуберт ставит новый размер, обозначение нового темпа и начинает писать Адажио до мажор, известное в каталоге под номером 349. Это адажио доходит до конца страницы, продолжается ещё одну страницу, где поставлено VS (volte subito, «переверни немедленно»), а дальше страинцы отсутствуют! То есть оказывается, что то, что мы знаем как пятую часть сонаты, должно иметь своим продолжением ещё одну часть!

Шестичастная соната с медленной шестой частью? Нет, это уже никуда не годится!
У исследователей была наготове другая версия.
К моменту написания этой сонаты (дата – август 1816 – стоит в начале первой части) Шубертом были написаны две сонаты (ми мажор D.157 и до мажор D.279). Следующая соната, ля минор D.537, была озаглавлена им как «соната №5». Следующая соната (получающаяся шестой), ля бемоль мажор D.557, не была им пронумерована, а вот следующая за ней, ми минор D.566 получила римскую цифру I. Это может говорить о том, что Шуберт, следуя классическим образцам Клементи, Моцарта и Гайдна, хотел группировать свои сонаты по шесть штук. В таком случае между второй и пятой сонатами нам надо найти ещё две сонаты, хотя вроде бы известно нам о существовании лишь одной – обсуждаемой пятичастной ми мажорной.

Судя по всему, в лице пятой части мы имеем дело на самом деле не с пятой частью сонаты, а с первой частью другой сонаты! Действительно, эта часть написана не в форме рондо или вариаций или рондо-сонаты, как большинство финалов у Шуберта, а в стандартной форме сонатного аллегро. Такая форма сама по себе вообще возможна в финалах, но, если посмотреть на склад финалов шубертовских сонат, то он обычно настроен на более-менее непрерывное движение или по крайней мере на сравнительно долгое сохранение одного характера, а в этой части музыка находится в постоянном поиске, изменении характера, сопоставлении разных его граней, что скорее свойственно первым частям сонат. Вдобавок, последний аккорд этой части – не длинный, а короткий, с паузой, причём первый аккорд следующего адажио до мажор расположен на той же мелодической ноте, т. е. связь между этими двумя частями выглядит более чем убедительно.
Итак, перед нами получается одна двухчастная соната (первые две части, которые мы уже рассмотрели), пятая часть как кандидат на первую часть другой сонаты, неоконченное адажио до мажор как медленная часть и… всё? Это жалко! Давайте искать ещё!
Собственно говоря, если мы хотим «собрать» четырёхчастную сонату, нам нужно скерцо в качестве третьей части, но далеко искать его не нужно, ведь у нас есть четвёртая из пяти исходных частей, так и названная. Другое дело, что мы знаем эту часть исключительно по изданию Клемма и совершенно не представляем, когда она была написана и для какой сонаты предназначалась. Правда, стиль и тональность (ля мажор) позволяют нам довольно уверенно предположить, что она могла быть написана в том же году и подходить этой ми мажорной сонате. Надо сказать, что Шуберт до 1824 года не написал ни одной четырёхчастной фортепианной сонаты (кроме си мажорной), поэтому нельзя гарантировать, что это скерцо предназначалось этой сонате, но в качестве предположения оно здесь выглядит уместно.

Но что же с финалом? Неужели нет ничего?
Есть. :-)

Существует отдельная пьеса, рондо ми мажор D.506. Оно было впервые издано как отдельная пьеса в 1897 году и неизвестно доподлинно, частью какой сонаты оно должно было быть. Вариантов, собственно говоря, два: ми минорная соната D.566, написанная летом 1817 или наша предположительная соната, похоже, написанная во второй половине 1816 года.
Про ми минорную сонату будет отдельный интересный разговор к другому концерту, а вот к этой сонате ми мажорное рондо подходит очень неплохо.
Кстати говоря, характер главной темы этого рондо и её аккомпанемента довольно заметно напоминает финал первого концерта Шопена. Возможно, виной тому стиль Гуммеля, на который оглядывались и Шуберт в те годы, и Шопен при написании концерта…

Отдельно надо добавить пару слов об адажио до мажор D.349.
Впервые оно было издано в 1897 году в приложении к собранию сочинений Шуберта. Как мы помним, его автограф обрывается там, где утеряна страница. Почти наверняка оно было закончено, но также почти наверняка мы уже никогда не найдём исчезнувшую страницу.
К сожалению, мне не удалось найти ни одного уже написанного другими музыкантами завершения этой пьесы.
Таким образом, чтобы иметь возможность исполнять новую сонату с убедительной цельностью, надо было дописать это Адажио. Это было немного менее тривиальной задачей, чем механическое выписывание репризы в некоторых других сонатах. Пьеса написана в форме рондо. После изложения темы в до мажоре наступает первый эпизод в фа мажоре, за которым возвращается основная тема, но в ля бемоль мажоре. За ней начинается повтор первого эпизода, на этот раз в ми мажоре, но на середине эпизода автограф обрывается. Таким образом, задача реконструктора – найти способ убедительно вернуться в конце эпизода в до мажор и написать репризу главной темы в до мажоре с завершением. Я попытался в меру своих возможностей сделать это, используя найденные мною в других пьесах Шуберта решения.

Итак, в сухом остатке мы имеем теперь отдельную сонату №3 ми мажор D. 459 из двух частей, которые не совсем определённо предназначались для одной и той же сонаты, и отдельную сонату №3,5 (или №4 в предположительной нумерации Шуберта), представляющую собой реализацию моей* гипотезы на основе третьей пьесы из трёх пьес D.459A, реконструированного мною Адажио D.349, второй из трёх пьес D.459A и рондо ми мажор D.506.
При таком раскладе остаётся «незадействованной» медленная пьеса №1 из трёх пьес D.459A, она же третья часть из пятичастной «сонаты». Возможно, в будущем мы сможем найти, к чему отнести и её.

Обе эти сонаты прозвучат в концерте 7 октября в МЗК. Билеты в кассе консерватории и на сайтах. :-)

С. К.


* – конечно, я использовал плоды работы разных исследователей, в первую очередь эти:

Lindmayr-Brandl, A. (2000). Die "wiederentdeckte" unvollendete "Sonate in E" D 459 und die "Fünf Klavierstücke" von Franz Schubert. Archiv Für Musikwissenschaft, 57(2), 130-150.

Javier Arrebola, «The unfinished piano sonatas of Franz Schubert», Sibelius Academy 2013.
14
Вокалисты / Re: Йонас Кауфман (р. 1969, Мюнхен), тенор
« Последний ответ от lina Сентябрь 24, 2018, 22:14:58 »
Jonas Kaufmann. Concert at the Moscow Conservatory. 15.09.2018

https://www.youtube.com/watch?v=IFbrJcioNWc
15
Новости музыкальной жизни / Re: X Большой фестиваль РНО
« Последний ответ от Ирина67 Сентябрь 24, 2018, 21:00:15 »
Два Рождества в один сентябрьский вечер

Михаил Плетнев продирижировал композицией из опер Чайковского и Римского-Корсакова

Автор: С. Бирюков
http://www.trud.ru/article/24-09-2018/1367163_dva_rozhdestva_v_odin_sentjabrskij_vecher.html
16


Вот еще узнать бы, кто что играет...
18
Персоналии. Биографии. Музеи / Re: дирижёр Марис Янсонс (M.Jansons)
« Последний ответ от Лялька Сентябрь 24, 2018, 11:43:53 »

Марис Янсонс: «Мы живём в очень разбалансированном мире»


Интервью А. Курмачеву

http://www.belcanto.ru/18090101.html

Большое спасибо за ссылку. Получила огромное удовольствие от прочтения. Какой же невероятно интеллигентный, умный и тонкий человек.
19
Вокалисты / Re: Евгений Нестеренко - выдающийся русский певец
« Последний ответ от Natalia Fedorova Сентябрь 23, 2018, 22:54:13 »
Добрый день, если кто-то давно прочитал и готов продать 2-х томник "Записки русского баса" Евгения Нестеренко, буду крайне благодарна и признательна. 2012 года выпуска. Его просто невозможно нигде найти.
моя почта natalia.fedorova@mail.ru
20
Современные пианисты / Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Последний ответ от lina Сентябрь 23, 2018, 22:04:35 »
Новое интервью П. Лаула:

Пианист Петр Лаул мечтает объездить Эстонию с Бетховеном

14:35 23.09.2018
Известный российский пианист Петр Лаул гордится тем, что имеет эстонские корни, и считает Эстонию своей второй родиной.

ТАЛЛИНН, 23 сен — Sputnik, Алексей Стефанов. В октябре в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского состоится концерт известного российского пианиста Петра Лаула из Санкт-Петербурга. Это имя можно часто встретить на афишах концертных залов России и зарубежья. Список стран, в которых гастролировал пианист, огромен, но особняком среди них стоит Эстония, где родился его отец Рейн Лаул.


Читать далее: https://ru.sputnik-news.ee/culture/20180923/12834711/pianist-petr-laul-ehstonia-bethoven.html

Страницы: 1 [2] 3 4 5 6 7 ... 10