Автор Тема: Музыковед Лариса Кириллина (профессор, доктор искусствоведения)  (Прочитано 6424 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова


ЖЖ Ларисы Кириллиной http://cleofide.livejournal.com/



Родилась в г. Москве. В 1976 г. окончила ДМШ № 1 им. С. С. Прокофьева, в 1980 г. – теоретико-композиторский факультет Академического музыкального училища при Московской консерватории, в 1985 г. – историко-теоретический факультет Московской консерватории.

Обучалась по специальности в классе Ю. Н. Холопова (дипломная работа «Бетховен и теория музыки XVIII – начала XIX в.»); изучала бетховенистику под руководством Н. Л. Фишмана; посещала факультатив по игре на органе (класс Б. А. Романова).

С 1987 г. работала в Государственном институте искусствознания (в настоящее время – ведущий научный сотрудник отдела классического искусства Запада). В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Бетховен и теория музыки XVIII – начала XIX в.».

Участник ряда международных конференций и конгрессов (Германия, Великобритания, Россия), член Российского общества по изучению XVIII века при Академии наук РФ.

Дисс.: «Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Самосознание эпохи и музыкальная практика» (1996).

Педагогическая деятельность:

С 1992 г. начала преподавать историю музыки в Московской консерватории и в Российской академии музыки им. Гнесиных (до 1998 г.).

С 2000 г. – доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории, с 2003 г. – профессор. Периодически преподавала также в Российском государственном гуманитарном университете (спецкурс «Музыкальная культура Италии»), в Академии музыки «Ино Миркович» в Ловране (Хорватия); читала спецкурсы на других факультетах Московской консерватории (Факультет повышения квалификации, аспирантура).

Под руководством Л. В. Кириллиной были написаны и защищены кандидатские диссертации Е. Ю. Матвеевой (ныне – доцент Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова), А. П. Груцыновой (преподаватель Московской консерватории), Е. И. Максимова (старший преподаватель Московской консерватории), Н. В. Остроумовой (сотрудник Научно-музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева Московской консерватории), Ю. Д. Кажарской (преподаватель Центральной музыкальной школы).

Среди выпускников дипломного класса – Е. Ю. Матвеева, Н. В. Остроумова, Ю. Д. Кажарская, А. П. Груцынова, А. В. Русакова (совместное руководство с Ю. Н. Холоповым), Т. Ю. Колтакова, Е. В. Петрикова, Н. Н. Хохлова, М. А. Бирюкова, О. Ю. Пузько, А. В. Андрушкевич (совместное руководство с Ю. Н. Холоповым), М. В. Одинцова.

Основные области научных интересов: музыка XVII – XVIII веков; венская классическая школа; жизнь и творчество Бетховена; история музыкальной эстетики; музыкальный театр.

Научные труды. Издания. Публикации:

Монографии

Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: МГК, 1996
Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Часть 2. Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. М.: Композитор, 2007
Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Часть 3. Поэтика и стилистика. М.: Композитор, 2007
Итальянская опера первой половины XX века. М.: ГИИ, 1996
Реформаторские оперы Глюка. М.: Классика–XXI, 2006
Бетховен. Жизнь и творчество: В 2-х томах. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. Том I. Том II

Учебные пособия

Оратории Г. Ф. Генделя: учебное пособие по истории зарубежной музыки для преподавателей и студентов музыкальных вузов. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2008

Переводы, вступительные очерки и комментарии

Письма Бетховена: 1817–1822. Сост., коммент., вступ. статья (совместно с Н. Л. Фишманом). М.: Музыка, 1986
XX век. Зарубежная музыка: Очерки и документы. Вып. 2 [Очерки о творчестве Л. Ноно и Л. Берио; переводы текстов]. М.: Музыка, 1995
Вспоминая Бетховена: биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса. Перевод, вступ. статья, коммент. М.: Классика–XXI, 2001; 2-е дополненное изд. – 2007
В. А. Моцарт. Сонаты для фортепиано. Т. 1, 2. М Русское музыкальное издательство, 2006 [переводы предисловий В. Плата и В. Рима с комментариями]

Главы и разделы в учебниках и коллективных трудах

Анализы произведений Бетховена: Три сонаты ор. 2, Две сонаты ор. 49, Три квартета WoO 36 // Beethoven. Interpretationen seiner Werke. Hrsg. von A. Riethm;uuml;ller, C. Dahlhaus, A. L. Ringer. Bde I, II. Laaber, 1994
История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века. Книга 3: Искусство XIX века: Англия, Скандинавия, Восточная Европа. СПб: Дмитрий Буланин, 2004 (глава «Скандинавия. Музыка»)
История зарубежной музыки XX в. М.: Музыка, 2005 (глава «Италия»)
Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы. М.: Композитор, 2006 (раздел «Теория музыки классической эпохи»)
Из истории мировой органой культуры XVI – XX веков. М.: МГК, 2007 (Раздел «На рубеже XVIII – XIX веков. Эпоха венских классиков»)

Статьи в энциклопедиях, словарях и справочных изданиях

Большая российская энциклопедия («Бетховен»)
Католическая энциклопедия (ряд статей)
Православная энциклопедия («Австрия. Музыка»)
Исторический лексикон (ряд статей)
Статьи в периодических и продолжающихся изданиях, сборниках, альманахах, выходящих в России и за рубежом

около 100, в том числе в журналах «Музыкальная академия», «Старинная музыка», The Beethoven Journal (ранее – The Beethoven Newsletter), ежегоднике «Гётевские чтения», альманахе «Мир искусств», электронном музыкальном журнале «Израиль XXI»

Некоторые наиболее важные статьи

Сонатный цикл и сонатная форма в представлениях Бетховена // Музыкальный язык, жанр, стиль: Проблемы теории и истории: Сб. научных трудов. М.: МГК, 1987
Драматургический смысл гармонии в опере С. Прокофьева «Огненный ангел» // 70 лет советской музыки. Основные тенденции развития музыкальных жанров. Сб. научных трудов. М., 1988
Бог, царь, герой и оперная революция. К проблематике «Идоменея» // Советская музыка, 1991, № 12
Портрет Учителя // Laudamus. К шестидесятилетию Ю. Н. Холопова. М.: Композитор, 1992 i>Бетховен и «религия искусства» // Laudamus. М.: Композитор, 1992 (опубликовано также на болгарском языке: Бетховен и «религията на изкуството» // Българска музика, 1990, № 9/10)
[Современные российские бетховенисты] Recent Russian Beethoven Scholars // The Beethoven Newsletter, 1992, Vol. 7, № 1
Орфизм и опера // Музыкальная академия, 1992, № 4 i>Русалки и призраки в музыкальном театре XIX века // Музыкальная академия, 1995, № 1
Бетховен и Французская революция // Мир искусств. М., 1995
Драма – опера – роман // Музыкальная академия, 1997, № 3
Творческие искания Луиджи Ноно: политика и поэтика // Западное искусство. XX век. Современные искания и культурные традиции. М.: Наука, 1997
Бетховен ad libitum // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция. М., Прест, 1999
Драгоценная находка [Об обнаружении авторизованной рукописи Увертюры Бетховена ор. 124 в Библиотеке Московской консерватории] // Старинная музыка, 1999, № 1 (3)
«Эгмонт» Бетховена // Гётевские чтения 1999. М.: Наука, 1999
[Иоганн Себастьян Бах и музыкальная культура позднего Просвещения] ohann Sebastian Bach und die Musikkultur der späten Aufklärung // Europa in der Frühen Neuzeit. Festschrift für Günter Müuhlpfordt. Bd. 5. Aufklärung in Europa. Hrsg. von E. Donnert. Köln, Weimar, Wien: Böhlau Verlag, 1999
[«Всеобщая теория изящных искусств» Иоганна Георга Зульцера и эстетические взгляды Людвига ван Бетховена] Johann Georg Sulzers «Ällgemeine Theorie der Schönen Künste» und Ludwig van Beethovens Ästhetische Anschauungen // Europa in der Frühen Neuzeit. Festschrift für Günter Mühlpfordt. Bd. 5. Aufklärung in Europa. Hrsg. von E. Donnert. Köln, Weimar, Wien: Böhlau Verlag, 1999
Бетховен и Петер фон Винтер (о загадке 32 вариаций) // Старинная музыка, 2000, № 1
Бетховен и Сальери // Старинная музыка, 2000, № 2
Загадки «Торжественной мессы» // Музыкальная академия. 2000, № 1
Пасынок истории [К 250-летию А. Сальери] // Музыкальная академия, 2000, № 3
Бетховен: неосуществленные замыслы 1820-х годов // Процессы музыкального творчества. Вып. 4. Ред.-сост. Е. В. Вязкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000
Русские переводы немецких трактатов XVIII в. // Русские и немцы в XVIII веке. Встреча культур. М.: Наука, 2000 (публикация на немецком языке: Russische Übersetzungen deutschen Musikschrifttums aus dem 18. Jahrhundert // Europa in der Frühen Nuezeit. Festschrift für Günter Müuhlpfordt. Bd. 3. Aufbruch zur Moderne. Hrsg. von E. Donnert. Köln, Weimar, Wien: Böhlau Verlag, 1997)
Пустыни и миражи Эдгара Вареза // Западное искусство. XX век. Мастера и проблемы. М.: Наука, 2000
Идея развития в музыке XX века // Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусство в XX веке. СПб: Дмитрий Буланин, 2001
К истории переписки Л. ван Бетховена и Н. Б. Голицына [статья]. Переписка Л. ван Бетховена и Н. Б. Голицына [первая полная комментированная публикация на русском языке] // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Материалы международных конференций. Сост. И. В. Брежнева и Г. М. Малинина. Вып. 2. М.: МГК, 2002
Бетховен и Гомер // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова. Материалы научной конференции. М.: МГК, 2002
Барочная опера и театр XX века // Театр XX века. Закономерности развития. Отв. ред. А. В. Бартошевич. М: Индрик, 2003
Рыцарский эпос и поэтика барочной оперы // М. Е. Тараканов. Человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. СПб: Алетейя, 2003
Музыка в поэзии М. В. Ломоносова // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: Материалы международной научной конференции. М.: МГК, 2003
Галантность и чувствительность в музыке XVIII века // Гётевские чтения 2003. М.: Наука, 2003
Глюк и музыкальное воплощение античности // Sator tenet opera rotas. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения). М.: МГК, 2003
Завещание Учителя [рецензия на: Ю. Н. Холопов Гармония. Практический курс. Часть 1. М., 2003; Гармония. Теоретический курс. Часть 2. М., 2003] // Музыкальная академия, 2004, № 1
Жизнеописание Альфреда Шнитке [рецензия на: В. Н. Холопова Композитор Альфред Шнитке. Челябинск, 2003] // Музыкальная академия, 2004, № 2
От «Леоноры» к «Фиделио» // Музыкальная академия, 2005, № 4
К истории «Русских» квартетов Бетховена // Вестник истории, литературы и искусства. Том II. Гл. ред. Г. М. Бонгард-Левин. М.: Знание, 2006
Музыкально-поэтический театр Джан-Франческо Малипьеро // Музыкальная академия 2006, № 2
Образ великого музыканта в изобразительном искусстве XVIII века // Классическое искусство от Древности до XX века. М.: Комкнига, 2007
«Гейлигенштадтское завещание» Бетховена как литературный памятник эпохи // Гётевские чтения 2004–2006. М.: Наука, 2007
Людвиг ван Бетховен: рукописные и ранние печатные источники в хранилищах Москвы и Санкт-Петербурга // Людвиг ван Бетховен: рукописные и ранние печатные источники в хранилищах Москвы и Санкт-Петербурга: каталог. М., Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008
Инструментальное, вокальное и вербальное в музыке классической эпохи // Слово и музыка. Вып. 2. Ред.-сост.: Е. И. Чигарева, Е. М. Царева, Д. Р. Петров. М., Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008
Философские, эстетические и исторические аспекты учения Ю. Н. Холопова // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения. М., 2008
Ю. Н. Холопов и музыка венских классиков // AD MUSICUM. К 75-летию Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания / Ред.-сост. В. Н. Холопова. М., 2008
О тембровой драматургии в «Героической симфонии» Бетховена // Оркестр без границ: Материалы научной конференции памяти Ю. А. Фортунатова / Ред.-сост. И. А. Барсова, И. В. Вискова. М., 2009
Л. Ноно Фрагменты интервью (пер. Л. Кириллиной, О. Игнашевой) // Композиторы о современной композиции. Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2009
Л. Ноно К «Прометею» (пер. Л. Кириллиной) // Композиторы о современной композиции. Хрестоматия / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М., 2009
Стихи, проза и поэтические переводы Л. В. Кириллиной опубликованы в интернете на литературных порталах:

 Издательская система Литсовет
Журнал «Самиздат»
Стихи.ру
а также на личном сайте

Публикации о Л. В. Кириллиной (рецензии)

Е. И. Чигарёва Рецензия на: Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX в.: Самосознание эпохи и музыкальная практика (М., 1996) // Старинная музыка, 1998, № 2, c. 27-28
Е. М. Царёва Рецензия на: Вспоминая Бетховена. Биографические заметки Ф. Вегелера и Ф. Риса (М., 2001) // Старинная музыка, 2002, № 2, с. 25
И. Сусидко, П. Луцкер Новое знакомство с кавалером Глюком. Рецензия на: Реформаторские оперы Глюка. М., 2006 // Музыкальная академия, 2007, № 3

http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=9010
« Последнее редактирование: Декабрь 01, 2015, 12:21:58 от Александр П. »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Спасибо, что завели поток - давно было пора, просто я как-то не обращал внимания на то, что Кириллина комментирует некоторые музыкальные события. И дело не в том, что она профессор и писатель, потому что мало ли на свете профессоров, а тем более, писателей, а в том дело, что она интересно пишет и делает интересные отклики.
Кроме того, послужной её список впечатляет, и я так понял, что особо ценны её отклики на концерты из произведений XVIII и рубежа XVIII-XIX вв. Она профессионально судит об этом, и её мнению можно доверять, потому что оно непредвзято и в теоретическом плане фундаментально.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лариса Кириллина не рекомендует покупать книгу о Бетховене из серии ЖЗЛ: Бернан Фоконье. Бетховен.

http://cleofide.livejournal.com/860226.html
Che mai sento!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Лариса Кириллина не рекомендует покупать книгу о Бетховене из серии ЖЗЛ: Бернан Фоконье. Бетховен.

http://cleofide.livejournal.com/860226.html

Я забыл предупредить уважаемых читателей, что Кириллина, как и вся наша интеллигенция, личность весьма своебразная :)) В частности, она не смотрит одни зомбоящики, зато смотрит другие :))
Но это ерунда рядом с её знаниями в профессии. В частности, её мнению о книгах, особенно же о книгах о Бетховене, о котором она сама написала 2-томную монографию, вполне можно доверять.
Кстати, на её примере хорошо видна унаследованная ею от советской музыкальной науки специфика - она не любит приёмы броской журналистики и "красное словцо" в серьёзных вопросах. К тому же она обстоятельно подготовлена по части фактов - в отличие от своих зарубежных собратьев по профессии, которые, как это давно уже было ясно, могут быть отнесены скорее к беллетристам, нежели к исследователям. Для зарубежных музыкальных - так и хочется сказать "околомузыкальных" - писателей музыкальная теория и история является предметом скорее искусства, нежели науки.
Так что я лично прощаю ей известную наивность в политических вопросах современности, как и некоторое ёрничество, которое, однако, никогда не касается её научного предмета. Я лично абстрагируюсь от всего, в чём она не разбирается или тенденциозна.
« Последнее редактирование: Октябрь 15, 2014, 22:54:35 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
ЛЕКЦИЯ "УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЛОРЕНЦО ДА ПОНТЕ"
   
Дата проведения:
03.12.2015
Время начала:
19:00
Цена билета:
Вход свободный

Москва, ул. Б. Никитская, 47 стр. 2

Лекция "УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЛОРЕНЦО ДА ПОНТЕ"
Еврей по происхождению, католический священник, поэт, приятель Казановы, либреттист опер МОЦАРТА "Свадьба Фигаро", "Дон "Жуан", "Так поступают все".

Лектор - КИРИЛЛИНА ЛАРИСА ВАЛЕНТИНОВНА. Доктор искусствоведения. Профессор Московской консерватории.

http://www.jcc.ru/activity/cat-/item-841/?m=12
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 080
Лариса Кириллина не рекомендует покупать книгу о Бетховене из серии ЖЗЛ: Бернан Фоконье. Бетховен.

http://cleofide.livejournal.com/860226.html

Лариса Кириллина (и не только она) рекомендует купить ее собственную книгу о Бетховене в серии ЖЗЛ, вышедшую буквально месяц назад.



В частности, её мнению о книгах, особенно же о книгах о Бетховене, о котором она сама написала 2-томную монографию, вполне можно доверять.

Цитата: Лариса Кириллина
Сразу же скажу: это - принципиально не тот же текст, что был в двухтомной монографии 2009 года.

Во-первых, совсем другой жанр. ЖЗЛ - биография, причем рассчитанная на широкий круг достаточно интеллигентных читателей, которые не обязаны знать, что такое " энгармоническая модуляция в однотерцовую тональность через увеличенное трезвучие" или "ритмический канон в увеличении". Поэтому заковыристых анализов музыкальных произведений тут нет совсем, хотя, когда пишешь о композиторе, совсем без терминологии не обойтись, в умеренных количествах кое-что попадается.

Во-вторых, тут другой материал. Притом, что текст - почти беллетристический, нарыто было очень много по самым разным источникам. Музыковеду совершенно не обязательно знать, кто чей брат, сват, двоюродный дядя и внучатый племянник, а биографу без этих знаний иногда совсем никуда.

Так что по замыслу это не очередная популярная биография классика, в которой пересказываются известные факты и мнения. Кое-что здесь вводится даже впервые, кое-что оспаривается, кое-что освещается совсем по-новому.

http://cleofide.livejournal.com/934247.html

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Не революционер, но композитор

Кириллина Л. Людвиг ван Бетховен
М.: Молодая гвардия, 2015.
— 495 с., ил. Серия «ЖЗЛ»
Тираж 4000 экз.

В «Молодой гвардии» появился новый, исторически-достоверный «Бетховен», пришедший на смену идеологическому образу «ЖЗЛ» 1961 г.

Под занавес 2015 вышла монография о Бетховене в серии «ЖЗЛ». Видимо, понимая значительность книги, издательство широко продвигало новинку (презентация на московской ярмарке Non/Fiction; встреча с автором в «Молодой гвардии»).

Восторженные отзывы тех, кто прочитал новую книгу о Бетховене в серии «ЖЗЛ», написанную признанным ученым и знатоком, можно только поддержать и поставить модный тэг для этого издания «must have».

«Нужно иметь» — и потому, что каждый факт имеет здесь точные доказательства из новейших мировых источников; и потому, что книга увлекательно написана, как будто вся история далекого гения разворачивается воочию для читателя (необходимо отметить и несомненный литературный талант Л. В. Кириллиной).

http://muzobozrenie.ru/ne-revolyutsioner-no-kompozitor/
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Бетховен: факты против домыслов

Анна БУЛЫЧЕВА

http://www.mus-mag.ru/mz-txt/2016-03/r-beethoven.htm

На первых страницах биографий Бетховена читателя, как правило, встречают нагромождения ужасов. «Людвиг родился в мрачной комнате с низким потолком и косой наружной стеной», – писал Арнольд Альшванг, чья книга вышла в серии «Жизнь замечательных людей» еще в 1940 году. Через семь десятилетий Бернар Фоконье открыл свою книгу о Бетховене главой «Мрачное детство» и после повел речь о различных маниях и фобиях. Но французскому автору далеко до Бориса Кремнева, еще в 1961 году создавшего по мотивам книги Альшванга подлинный триллер: «В комнату заглянула луна. Серебристый луч, словно узкий, вздрагивающий клинок, врезался во тьму. Острие его уперлось в кровать. Голова спящего шевельнулась на подушке. Поднялись веки. Большие черные глаза уставились в темноту. В них была тревога. Мальчик привстал на постели и взглянул в окно... Крупноголовый, крутолобый, с глубоко посаженными злыми и боязливыми глазами, он походил на волчонка, который либо отчаянно ринется вперед, либо трусливо бросится наутек…»

Биография Бетховена, написанная Ларисой Кириллиной, открывается диаметрально противоположной картиной: «Маленький, уютный, провинциальный город Бонн, примечательный лишь тем, что в нем издавна находилась резиденция князя-архиепископа Кёльнского, был празднично украшен к Рождеству 1770 года. В домах горели свечи Адвента, на дверях и стенах висели венки остролиста, перевитые красными ленточками; взрослые запасались подарками для детишек. В воздухе уже разливалась ангельская музыка предстоящей святой ночи: музыканты всех церквей усердно готовились к торжественной мессе. И можно представить себе, как обрадовался Иоганн ван Бетховен, певчий придворной капеллы, когда из мансарды трехэтажного домика на Боннгассе, где рожала его любимая жена Мария Магдалена (для него – просто Лена), раздался резкий крик младенца. “Уж этот – будет жить!” – подумал, должно быть, Иоганн…»

Уже по первым строкам ясно: новая книга серии «Жизнь замечательных людей» не из числа так называемых «популярных биографий о Бетховене», авторы которых терзаются, как бы заполнить несколько сот страниц и чем бы ошарашить читателя. Здесь встречаются специально выделенные шрифтом беллетризованные вкрапления (вроде только что процитированного), но они тоже основаны на реальных фактах. И о факты, которым тесно на страницах, вдребезги разбиваются вымыслы и домыслы. Вместо выдуманных ужасов – реальные драмы, в которых герой мог быть прав или не прав, вместо разговоров (в зависимости от моды) о «певце революции» или об «упорном маньяке» – четко проявленные нравственные принципы героя.

Это далеко не первая книга Ларисы Валентиновны, целиком посвященная немецкому композитору. В 2001-м в ее переводе тиражом 2000 экземпляров вышли мемуары «Вспоминая Бетховена. Биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса» – второе издание давно исчезло из продажи. В 2009-м появился двухтомник «Бетховен. Жизнь и творчество». Стоил он дороговато, но 500 экземпляров мгновенно испарились с прилавков, а книга, рассказывающая о большинстве сочинений композитора, ушла в народ, то бишь в интернет. В 2011-м тем же тиражом стало выходить новое издание писем Бетховена (вскоре должен появиться 4-й том, во многом состоящий из еще не печатавшихся на русском языке материалов). Новая биография – совсем в другом жанре. Даже язык здесь иной, нежели в двухтомной монографии. Объемная, с детально прописанными подробностями творческих и житейских обстоятельств композитора, характеров его родни и знакомых, исторических и топографических реалий, книга читается на одном дыхании.

Читайте далее http://www.mus-mag.ru/mz-txt/2016-03/r-beethoven.htm
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лариса Кириллина:

Бетховенский вечер
Концертный загул продолжается.

Вчера был дивный вечер в Рахманиновском зале - первый из серии концертов, в которых А.Б.Любимов и его единомышленники намерены исполнить все сонаты Бетховена на исторических фортепиано.

Естественно, в наших условиях речь может идти только о копиях этих инструментов, ибо кто же выдаст для концерта музейный экспонат. Но и то отрадно, что такие инструменты в Москве есть, и на них прекрасно играют прекрасные люди.

http://cleofide.livejournal.com/984348.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Премьера: Инструкция по применению - "Орфей" (К. В. Глюк , редакция Г. Берлиоза)

Лекция доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории Ларисы Валентиновны Кириллиной.
Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского, 10 декабря 2016 года.

https://www.youtube.com/watch?v=vuneWxG9qTE
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Из ЖЖ Ларисы Кириллиной:

Прага бетховенская (1): дворец Кинских
http://cleofide.livejournal.com/999645.html

Прага бетховенская (2): в Старом городе
http://cleofide.livejournal.com/999813.html

Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Продолжение:

Прага Бетховенская (3): Малый город

http://cleofide.livejournal.com/1000113.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Из ЖЖ Ларисы Кириллиной:

Прага бетховенская (1): дворец Кинских
http://cleofide.livejournal.com/999645.html

Прага бетховенская (2): в Старом городе
http://cleofide.livejournal.com/999813.html

Прага бетховенская: дворец Лобковицев
http://cleofide.livejournal.com/1004806.html
« Последнее редактирование: Январь 21, 2017, 16:05:00 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 420
А вот где бы как бы достать большую, двухтомную монографию о Бетховене? В интернете я ее, понятно, скачал, но с большим (и бОльшим) удовольствием купил бы книги. По понятным причинам я очень нуждаюсь в этой книге. :)

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 969
Да, Петр, эту книгу, изданную в 2014 году, достать сейчас непросто, а может и невозможно. А что если Вам напрямую обратиться к автору? У нее, наверное, остались экземпляры. Кириллина ведет блог в ЖЖ, называется "Мыслильня Клеофиды".

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Если в двух томах, то, видимо, речь идёт о книге 2009 года:

Бетховен. Жизнь и творчество: В 2-х томах. Москва, 2009
Вот аннотация на сайте МГК.
http://www.mosconsv.ru/ru/publication.aspx?id=123102
http://www.mosconsv.ru/ru/publication.aspx?id=123368

Тираж 500 экз. Библиографическая редкость, получается...

А однотомное издание 2015 года из серии ЖЗЛ в продаже в книжных магазинах.
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 080

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Лариса Кириллина:
http://cleofide.livejournal.com/1020327.html

К сведению всех интересующихся: вышел в свет Гендель.



Купить по оптимальной цене или заказать можно в собственном магазине при издательстве — +7 495 787 63 85 Москва, Сущёвская ул. 21  (идти пару минут от Менделеевской и минут пять от Новослободской).

Книга, несомненно, на днях поступит во все крупные магазины, но там будет стоить дороже. Москвичам, думаю, есть смысл доехать до издательского магазина, тем более, что там можно прикупить и других интересных книжек (например, "Бородина" Анны Булычовой, "Листа" Марии Залесской или что-нибудь ещё для души).
« Последнее редактирование: Апрель 25, 2017, 16:52:15 от Александр П. »
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лариса Кириллина:
 
2017-04-24 21:12:00

Письма Бетховена - все и сразу

Друзья, коллеги, читатели:
московское издательство "Музыка" продаёт последние десятки экземпляров полного комплекта нового издания писем Бетховена в 4 томах.
Поскольку переиздание такого большого, дорогого и чрезвычайно трудоёмкого проекта на нашем веку вряд ли реально, то всем желающим рекомендуется приобрести его либо лично, в магазине при издательстве (Б. Садовая, д. 2/46 - подробнее см. на сайте), либо сделать заказ по почте или по интернету (на сайте эти возможности также разъяснены и все координаты даны).

http://cleofide.livejournal.com/1022538.html
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 080
Пишет Лариса Кириллина:
http://cleofide.livejournal.com/1020327.html
К сведению всех интересующихся: вышел в свет Гендель.
Захаров Павел
http://www.labirint.ru/reviews/show/1434022/
Понравилось? Да | Рейтинг: +4

Гендель — это антипод Баха как в музыкальном, так и в человеческом плане. Детали личной бытовой жизни и характера Генделя до сих пор скрыты от его почитателей. Но, думается, они оказывали значительное влияние на его творчество. ОБ ЭТОМ В КНИГЕ НИ СЛОВА!

Как формировался его музыкальный дар, кто оказал решающее влияние на его музыку в Германии, Италии и Англии, каковы личные и творческие взаимоотношения с немецкими современниками (Кейзером, Телеманом, Маттезоном, Пизенделем), английскими экспатами (Пепуш, Джеминиани, Каструччи, Саммартини, Барсанти, Порпора, Бонончини), каково влияние на молодых английских композиторов (Грин, Бойс, Стенли, Мадж), почему не сложилась семейная жизнь — всего этого в книге нет.

Живого человека с его привычками, заботами, радостями и огорчениями — нет. Зато есть бесконечный пересказ оперных либретто и перечень певцов.

Вклад Генделя в инструментальную музыку огромен и ничуть не меньше, чем в оперную. Но в советское и в постсоветское время (как в этой книге) было принято уделять основное внимание только опере как вершине всего творчества. Такой взгляд обедняет творчество Генделя.

В заключение хочу сказать, что ждал исследования жизненного пути Генделя, а вместо этого встретил нудный музыковедческий опус, уместный для издания не в серии ЖЗЛ, а в специальном музыкальном издательстве для узких специалистов. Ведь серия так и называется — «Жизнь замечательных людей»! Не разбор деталей оперных постановок — а жизнь! А вот именно этой жизни в данной книге и нет.

Автор, без сомнения, крупный специалист по творчеству Генделя, но никак не писатель и биограф. Очень жаль! Прочитав книгу, как-то особенно остро понимаешь, что Роллан давно умер.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
30 апреля 2017
Гендель вошёл в круг "замечательных людей"!

"Барочная практика" посвящена музыке одноименной эпохи и ее аутентичному исполнительству. Автор и ведущий Лев Малхазов. Вы можете принять участие в программе, высказать свое мнение, или задать вопрос нашим гостям по телефону 8 - 800 - 222 - 999 - 2, или написать сообщение на пейджер (495) 660-10-55  для абонента «Радио России»

Сегодня мы принимаем в студии профессора Московской Консерватории Ларису Валентиновну Кириллину. Благодаря ей Гендель вошёл в круг "замечательных людей" - в этой серии издательства "Молодая гвардия" вышла книга нашей гостьи о Генделе, адресованная самому широкому кругу читателей. Книга написано очень увлекательно и доступно, и наша программа рекомендует её абсолютно всем!
В этой передачи мы с Ларисой Кириллиной обсудили ряд известных и неизвестных эпизодов из жизни и творчества Генделя, сопроводив его удивительными музыкальными фрагментами.

Георг Фридрих Гендель (1685—1759) — гений, творчество которого изменило историю музыкального искусства. Выходец из маленького немецкого города Галле, в юности он сумел покорить Италию, затем возглавить оперный театр в Лондоне, а на старости лет стать классиком жанра английской оратории. Ему, единственному из всех композиторов, был в 1737 году поставлен прижизненный памятник, а местом его погребения стало Вестминстерское аббатство — усыпальница британских монархов.
Удачливый, знаменитый, богатый, он мог бы стать героем книги из серии «история успеха». Однако безоблачной его долгая жизнь не была. В биографии Генделя читатель найдёт ряд драматических моментов: семейные утраты, дуэль с близким другом, театральные склоки, козни соперников, скандальные выходки оперных звёзд, ссоры и примирения с членами королевской семьи, а под конец — полная слепота, которая не смогла сломить его дух и отказаться от творчества.
В первой на русском языке подробной биографии Генделя, написанной профессором Московской консерватории Ларисой Кириллиной, жизнь великого композитора представлена в контексте искусства и политики первой половины XVIII века.

Послушать можно по ссылке http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57115/episode_id/1496099/
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
«Гендель» Ларисы Кириллиной – информативная и увлекательно написанная биография великого композитора

Книга стала лауреатом Приза музыкальных критиков по итогам сезона 2016/2017

Петр Поспелов

https://m.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2017/10/22/738928-gendel-kirillinoi
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау