Автор Тема: «Сервилия» Римского-Корсакова в театре им. Покровского (апрель 2016 г.)  (Прочитано 8590 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн zeffirelli

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 227
Весной 2016 года Камерный музыкальный театр им. Покровского  готовится отметить 85-летие своего музыкального руководителя, выдающегося дирижера и музыкального деятеля Геннадия Рождественского. К юбилею приурочена постановка незаслуженно забытой оперы Н. А. Римского-Корсакова "Сервилия".

Премьера намечена на вторую половину апреля, за дирижерский пульт встанет сам юбиляр. Также в планах театра осуществить полную аудиозапись "Сервилии", так как на сегодняшний день это единственная опера Римского-Корсакова, полной аудиозаписи которой не существует». (По материалам OperNews)
« Последнее редактирование: Октябрь 07, 2016, 17:28:20 от Александр П. »

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 180
Оперу Римского-Корсакова «Сервилия» представят журналистам за два месяца до премьеры

http://www.intermedia.ru/news/291280?page=1
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Камерный музыкальный театр начал работу над оперой Римского-Корсакова

http://ria.ru/culture/20160215/1374856888.html

Премьера, которая состоится 15 апреля, приурочена к юбилею музыкального руководителя театра, всемирно известного дирижера Геннадия Рождественского.

Постановка "Сервилии" в Камерном музыкальном станет одним из самых масштабных проектов театра за последние несколько лет. Грандиозные декорации полностью преобразят зал театра, превратив его в Римский форум. Режиссер Иванова, досконально изучившая исторический контекст событий оперы, предлагает трактовку, позволяющую оценить доныне неизвестную глубину философско-религиозного замысла этого сочинения Римского-Корсакова.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лариса Кириллина:

В предвкушении премьеры

19 февраля 2016 г. в Камерном музыкальном театре состоялась пресс-конференция, посвящённая назревающей исторической премьере самой загадочной и малоизвестной опере Римского-Корсакова - злополучной "Сервилии", которую невзлюбил уже сам автор, и ни единой полной записи которой в мире на сегодняшний день не существует.

http://cleofide.livejournal.com/960554.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 180
Цитата: Лариса Кириллина
Премьерные спектакли пройдут 15, 16 и 17 апреля; билетов на них, похоже, уже нет.
http://cleofide.livejournal.com/960554.html
 
Уже нет? А может быть, ещё?
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 302
Меломаны это неправда. Лично вчера выкупила в театре на май.  Очень жду и предвкушаю.

Оффлайн andris

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 393
    • Андрей Ковалев
Хочется надеяться, что спектакль и впрямь станет событием. Все таки имя Ольги Ивановой обнадеживает в плане художественного вкуса и адекватности концепции

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 180
Цитата: Лариса Кириллина
Премьерные спектакли пройдут 15, 16 и 17 апреля; билетов на них, похоже, уже нет.
http://cleofide.livejournal.com/960554.html
 
Уже нет? А может быть, ещё?

Сегодня покупал билеты в кассе театра. Есть на все апрельские и майские спектакли, кроме 15 апреля.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 760
Подтверждаю, 12 марта билеты на "Сервилию" были на все дни, кроме 15 апреля

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского

Уважаемые зрители!

10 апреля (воскресенье) в 16.00 состоится очередная встреча цикла ПРЕМЬЕРА: ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ. «СЕРВИЛИЯ»

Она будет посвящена грядущей премьере оперы Римского-Корсакова «Сервилия».
Встречу проведет заведующая Мемориальным музеем-квартирой Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге Нина Костенко.

Вход, как обычно, бесплатный, но по предварительной записи. Регистрация на
сайте www.timepad.ru.

Тел. для справок: 8 (495) 606-01-20
https://opera-pokrovsky.timepad.ru/event/309132/

https://www.facebook.com/events/244049659266379/
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 180
Выставка "Трагедии любви и власти: «Псковитянка», «Царская невеста», «Сервилия»"

У посетителей выставки будет уникальная возможность познакомиться с оперой Римского–Корсакова «Сервилия», представленной эскизами костюмов Е. П. Пономарева к премьерному спектаклю в Мариинском театре в 1902 году; сценическим костюмом, который впервые будет выставлен в открытой экспозиции, а также клавиром оперы с личными пометами композитора. Опера уже несколько десятилетий не появляется ни на сцене театра, ни в концертном зале. Не существует и полной записи «Сервилии». Обращение музея к забытой опере Римского–Корсакова, запланированное еще несколько лет назад, удивительным образом совпало сегодня с ожиданием выдающегося события — грядущей постановки «Сервилии» в Камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского. До премьеры, назначенной на 15 апреля, Геннадий Рождественский также планирует осуществить первую в истории запись «Сервилии». Так заполнится пустующее окно в величественном оперном здании Н. А. Римского–Корсакова.

http://www.theatremuseum.ru/ru/expo.html?n=92
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Подтверждаю, 12 марта билеты на "Сервилию" были на все дни, кроме 15 апреля

По состоянию на сегодняшнее утро в онлайне есть билеты на 17 апреля, то есть на третий спектакль.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
reznikers1

Инструкция по применению - "Сервилия" / Театр Покровского, 10.04.2016

Театр Покровского провел очередную встречу со зрителями перед премьерой. Она была посвящена грядущей премьере оперы Римского-Корсакова «Сервилия». С историей оперы нас познакомила заведующая Мемориальным музеем-квартирой Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге Нина Костенко.

По ссылке много фотоматериалов и аудиозапись лекции http://reznikers1.livejournal.com/109299.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лариса Кириллина:

Сервилия: предварительное действо

В воскресенье в Камерном музыкальном театре им. Б.А.Покровского состоялась очередная встреча со слушателями из серии "Инструкция к применению". На сей раз речь шла о премьере "Сервилии" Римского-Корсакова, которая состоится совсем скоро - 15 апреля.

http://cleofide.livejournal.com/968123.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 180
В Камерном музыкальном театре Покровского возродят забытую оперу Римского-Корсакова

Режиссер Ольга Иванова о постановке «Сервилии»

http://www.ng.ru/culture/2016-04-12/100_servilia.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лапшин Олег
https://www.facebook.com/olapshin/posts/1055953931129912

"Сервилия" Римского-Корсакова Камерный музыкальный театр им. Покровского

Вот она животворящая сила раритетного музыкального материала. Не помню, чтобы опера где-то исполнялась. И в общем понятно почему. Крайне запутанное либретто из жизни первых христиан в Риме 1 века. Масса вставных элементов совершенно необязательных для сюжета. Какие-то важные персонажи, такие как Старик, появляются, затем надолго исчезают без следа. Музыкальная полистилистика напоминает лоскутное одеяло с торчащими швами. Однообразные речитативы. Да и вообще авторство Римского-Корсакова опознается с трудом. Однако за счет эсклюзивности смотрится и слушается с интересом, даже несмотря на то, что идет чуть ли не 4 часа.

На прогоне титульную партию пела Татьяна Конинская. Можно поставить ей в упрек и статуарность образа и резко звучащие верхушки. Но запоминаются ключевые моменты. А два главных эпизода - арию "Цветы мои, и вы в палящий полдень" из 3 акта и сцену смерти, напомнившую мне кончину Февронии в "Китеже", - Конинская провела замечательно. Отсюда и заслуженные "браво".

За пультом в премьерном блоке будет явно стоять Рождественский. Сегодня дирижировал Дмитрий Крюков. Условно "вагнерианские" эпизоды ему удавались хуже. Не хватало мощи в маршевых мотивах, да и медные порой звучали неидеально. Зато опять же условно "византийские" удались вполне. Да и финальная кода с хором, поющим "Credo" , прямо очень сильно прозвучала.

А в целом мне показалось, что публика расходилась в основном довольная приобретенным новым опытом.
Che mai sento!

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
"– На днях под управлением маэстро Рождественского завершилась первая в истории студийная аудиозапись «Сервилии».

– Да, Геннадий Николаевич осуществил фондовую запись оперы с нашими солистами, хором и оркестром. Я считаю, что это большой человеческий подвиг: выпускать премьеру и одновременно делать запись – тяжелая работа и для него, как дирижера, и для артистов нашего театра. Но поверьте, труд себя оправдает! В «Сервилии» как искушенный музыковед, так и обычный зритель найдет для себя много таких страниц, которые до глубины души растрогают его и поразят".
http://www.ng.ru/culture/2016-04-12/100_servilia.html

Ура!!!




Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Надя Игнатьева:

Римский-Корсаков, "Сервилия" (14.04.2016 / реж. Ольга Иванова)
https://www.facebook.com/nadia.ighnatieva/media_set?set=a.720204258122143.1073741900.100003977265855&type=3&pnref=story.unseen-section

Ходила сегодня на предпремьерную "Сервилию". Не знаю, как кто, а я в первый раз услышала эту оперу вообще. Неожиданно Р.-К. решил обратиться к Древнему Риму (у Монтеверди, мне кажется, было эффектнее). Впрочем, смена исторической обстановки скорее меняет декорации, ставит какие-то задачи перед сценографом (на мой взгляд, в данной постановке вполне решённые), костюмерами, художниками, хореографами и кем там ещё, отвечающими за визуальный ряд спектакля. В театре Покровского умеют "держать себя в руках и не впадать в постмодернизм", поэтому постановка получилась органичной, цельной и я даже сказала бы целомудренной. На этот спектакль можно смело идти с детьми школьного возраста.

Что же касается музыки и некоторых сюжетных идей, то тут Сервилия ничем не выделяется на фоне других опер Р-К. Сам композитор сказал, что решил обратиться к сюжету не столько из-за дружбы, сколько из-за того, что Древний Рим ничего не требует от композитора, никто ж не знает, какая была музыка в Древнем Риме, а значит композитор в определённой степени свободен.

В общем-то это отчасти и сыграло злую шутку, потому что ярких тем в этой опере гораздо меньше чем в сказочных, и потому оперу считают "не самой удачной" и обращаются к ней крайне редко.

Что же касается сюжета и некой генеральной идеи, то тут она тоже ничем от остальных опер Р.-К. Тут я бы хотела поделиться своими поверхностными наблюдениями. Женский образ у Р-К — несколько больше чем просто героиня, исполненная всяческих достоинств и красоты. Р.-К. уж случайно или нарочно, но вплоть до Салтана и Петушка последовательно проводит мысль, что красота мир спасти не может. Наоборот, красота гибнет в этом мире. Снегурочка, Волхова, Ольга, Марфа и даже Кащевна — все они оказываются не приспособленными, не готовыми ко встрече либо с обычной, не большой и чистой, а страстной и неизменной любовью, либо с реальностью, либо и с тем, и с другим. Странно, что царевна Лебедь не гибнет.

Но ещё более странная в этой концепции героиня последней оперы. Ну да речь не о Шемаханской царице, а о Сервилии. Которая гибнет может и несколько надуманно, но вполне закономерно в рамках эстетики-концепции-тенденций оперного творчества Р.-К. Невинным и красивым в этом мире не место.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лапшин Олег
https://www.facebook.com/olapshin/posts/1055953931129912

"Сервилия" Римского-Корсакова Камерный музыкальный театр им. Покровского

Однако за счет эсклюзивности смотрится и слушается с интересом, даже несмотря на то, что идет чуть ли не 4 часа.

Очень хорошо, что в воскресенье (я собираюсь именно в этот день) спектакль начинается в 18:00.
Che mai sento!

Оффлайн Astre

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 77
Интервью с дирижером Геннадием Рождественским накануне премьеры: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/150765/

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Владимир Байков

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10153762706107326&set=a.10150163021177326.296307.585117325&type=3&theater
 
Вчера перед премьерой "Сервилии" в Камерном театре купил книжку Бориса Покровского... которая, как мне сказали, никогда ранее не издавалась. Решил погрузиться в атмосферу театра. Зашёл в кабинет Бориса Александровича, разглядывал его государственные награды, фотографии, ностальгировал по советским временам и советской культуре.

Огромным удовольствием было наблюдать на протяжении всех пяти актов "Сервилии" за дирижированием Геннадия Николаевича Рождественского. Несмотря на то, что музыка оказалась довольно надуманной и искусственно сконструированной. Про либретто лучше промолчу :)))

Огромным удовольствием было увидеться с вечно юной красавицей и мастером пения Светланой Ивановной Оссовской (с которой мы вместе пели ещё в "Пиковых дамах" в постановке Льва Михайлова в МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко 17-18 лет назад) и слушать в титульной партии её ученицу Татьяну Федотову. Яркое впечатление произвёл также Игорь Вялых в партии Валерия.

С трудом досидел до конца спектакля из-за некоторых солистов... а солистов у Римского-Корсакова в этой опере, к сожалению, довольно много, особенно низких голосов. Честно говоря, такого испытания для мышц горла и гортани у меня не было никогда.

Меня много лет занимает вопрос: откуда появляются люди, которые вместо того, чтобы петь естественно, осмысленно, ярко и не уставая, делают всё, чтобы завязать узлом собственные голосовые связки, а заодно и связки, гортани, трахеи, гланды, лёгкие, почки, печень и поджелудочные слушателей? И зачем они это делают? И кто их учит, а главное - кто их берёт на работу???

Уходил из театра злой как чёрт с какими-то мышечными напрягами рабочих ткскзть органов... около выхода меня настигла Маша Бабалова, которая, увидев, как я нахлобучиваю на голову наушники, спросила меня: "Неужели после 4-х часов музыки Вы будете еще что-то слушать?" Да, честно говоря, по дороге домой слушал записи Ирины Константиновны Архиповой, она всегда вправляет голос и мозги в нужную позицию :)
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лариса Кириллина:

Сенсационная "Сервилия" в Камерном музыкальном театре

Вчера состоялась долгожданная официальная премьера "Сервилии" Римского-Корсакова в Камерном музыкальном театре имени Б.А.Покровского. До этого была и пресс-конференция (о ней я писала), и вводная лекция Нины Владимировны Костенко (10 апреля), и пресс-показ (там меня не было, я ходила в КЗЧ). Всё это просто распалило интерес к предвкушаемому событию, и ожидания не были обмануты.

Так выглядит императорский Рим на сцене Камерного (сценография Виктора Герасименко).

Когда под громкие одобрительные крики толпы вышел в пурпурной мантии и золотом венке некий персонаж, публика поневоле приняла его за первое лицо государства - сиречь императора Нерона. Но это был всего-навсего его временщик Тигеллин. Что само по себе - сильно. Уж если таков советник, то каков же САМ?.. Но Нерон в опере не появляется. Мей и Римский-Корсаков не хотели, вероятно, злить цензуру. Мало ли что подумает...

По ссылке фото и рассказ http://cleofide.livejournal.com/969022.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Скопирую сюда сегодняшний состав.

17 апреля, "Сервилия".

Софоний Тигеллин, префект преторианцев Эдем Ибраимов
Тразея Пет, сенатор Павел Паремузов
Соран Барса, сенатор Алексей Смирнов
Паконий Агриппа, сенатор Роман Шевчук
Гельвидий Приск, сенатор Алексей Прокопьев
Монтан, сенатор Александр Бородейко Валерий Арулен Рустик, народный трибун
Захар Ковалев Эгнатий, вольноотпущенник сенатора
Александр Полковников Фульциний Афер
Михаил Яненко Авидий Гиспо / Центурион Анатолий Захаров
Цест Андрей Цветков-Толбин
Старик Кирилл Филин
Претор народный артист России Сергей Байков
Глашатай заслуженный артист России Сергей Остроумов
Раб Василий Матвеев
Сервилия, дочь сенатора Сорана Татьяна Конинская
Антония, кормилица Сервилии Анна Костылева
Локуста, волшебница Ирина Кокоринова
Призрак Виктория Преображенская
Неволея, невольница Локусты Ольга Бурмистрова
Девочка-цветочница Марианна Асвойнова
Мальчик, продавец паленты участники детской хоровой группы театра
Сенаторы, трибуны, жрецы, писцы, преторианцы гладиаторы, музыканты, плясуньи, рабы, народ - солисты театра

Если очень коротко - мне понравилось. Подробнее позже напишу.

Надеюсь, kineskop меня опередит :)
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 760
Если коротко - мне тоже понравилось.
Пока что могу добавить только ссылку на нижний раздел http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,929.msg177104.html#msg177104

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
"– На днях под управлением маэстро Рождественского завершилась первая в истории студийная аудиозапись «Сервилии».

– Да, Геннадий Николаевич осуществил фондовую запись оперы с нашими солистами, хором и оркестром. Я считаю, что это большой человеческий подвиг: выпускать премьеру и одновременно делать запись – тяжелая работа и для него, как дирижера, и для артистов нашего театра. Но поверьте, труд себя оправдает! В «Сервилии» как искушенный музыковед, так и обычный зритель найдет для себя много таких страниц, которые до глубины души растрогают его и поразят".
http://www.ng.ru/culture/2016-04-12/100_servilia.html

Ура!!!

Лариса Кириллина пишет в ФБ: "К осени [запись] должна выйти. Запись есть, теперь - рутинный процесс чистки саунда, оформления лейбла, предпродажной подготовки и т.д."
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Репертуар Театра имени Бориса Покровского пополнила опера "Сервилия"

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/150845
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Сервилия жива!
Премьера забытой оперы Римского-Корсакова в Камерном театре

Татьяна Елагина
Специальный корреспондент

http://www.operanews.ru/16041807.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Геннадий Рождественский возродил «Сервилию»

18 апреля 2016, 18:36   |   Культура   |   Светлана Наборщикова

http://izvestia.ru/news/610488

...В спектакле огромное количество изумительной музыки, и это обстоятельство, безусловно, оправдывает выбор театра и Рождественского. Всяческих похвал заслуживает исполнительница заглавной роли Татьяна Федотова, равно искусная как в пении, так и в драматических речетативах. Хор и оркестр под управлением маэстро держат высокую планку. Однако сценическая форма подачи музыкальных красот такова, что нынешняя критика наверняка присоединится к мнению предшественников.

Режиссер Ольга Иванова решила оперу в реалистическом ключе. Аристократы щеголяют в вышитых тогах. Женские головки украшены венками. Странник картинно опирается на посох. Возлияния совершаются из близких к аутентичным чаш. Предусмотренная либретто оргия разворачивается во всех подробностях. Балета в театре нет, поэтому за дело берутся солистки и хористки. Девы ублажают патрициев столь темпераментно, что стеснительные зрители опускают глаза.

Судя по разговорам в кулуарах, их смущает не откровенность сцен, а несоразмерность спектакля и зала. Крупного режиссерского жеста и малого пространства. Очаровательный зальчик-пенал, конечно, приблизили к римским реалиям, декорировав под античную бронзу, но и новичку ясно: исторические события ему не по масштабу. Театр на Никольской по определению камерный.

Значит ли это, что большие оперы не для камерных залов? В качестве полнометражной сценической постановки — несомненно. Но есть такие спасительные форматы, как semy- stages и концертное исполнение. В этом случае постановщики, не отвлекаясь на подробности, преподносят очищенную от сценической суеты музыку. А что до театральных эффектов, так маэстро Рождественский сам по себе человек-театр. Автор этих строк смотрел в основном на него.

Читайте полностью: http://izvestia.ru/news/610488#ixzz46D3RD4FI
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Римская опера Римского-Корсакова
«Сервилия» впервые поставлена в Камерном театре имени Покровского

http://www.mk.ru/culture/2016/04/19/rimskaya-opera-rimskogokorsakova.html

...Музыка Римского-Корсакова абсолютно русская. И хотя сам композитор утверждал в «Летописи моей музыкальной жизни», что использовал «греческие лады», «византийский и восточный оттенок», а также старался избегать «явно немецкого» и «несомненно русского», на самом деле музыка получилась сугубо «римско-корсаковская» с откровенными перекличками с тематизмом «Царской невесты», «Снегурочки» и других замечательных опер композитора.

Спектакль Камерного театра поставлен с бережностью и безграничным уважением к не получившей до сих пор сценической жизни опере: дирижер Геннадий Рождественский, режиссер Ольга Иванова, художник Виктор Герасименко и вся постановочная группа увидели, услышали и сыграли эту оперу именно так, как она написана. И за это им огромное спасибо. Пространство зала превращено Виктором Герасименко в античный амфитеатр, где зрители сидят на специально изготовленных лавках, подобно «древнеримским грекам». Зал полностью преображен; потолок, стены, галерея обиты медными пластинами с характерным римским узором. Костюмы могли бы выиграть соревнование в номинации «историзм» с теми, что использованы в знаменитом высокобюджетном сериале «Рим» телеканала BBC. Высокопрофессиональная работа оркестра, хора и солистов, которые составили гармоничный ансамбль, оказалась полностью адекватной сложной, наполненной прекрасными мелодиями, красочными гармониями, роскошно, как всегда у Римского-Корсакова, оркестрованной партитуре. Исполнительницы заглавной партии в разных составах Татьяна Федотова и Татьяна Конинская были равно очаровательны и выразительны. Ну а магия маэстро Рождественского, сбросившего с плеч полвека при первых же звуках оркестра, завораживает на все три с половиной часа звучания самой римской оперы Римского-Корсакова.

Екатерина Кретова
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава (_arlekin_)

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3331985.html

"Сервилия" Н.Римского-Корсакова в театре им. Б.Покровского, реж. Ольга Иванова, дир. Дмитрий Крюков

Зал театра преобразился до неузнаваемости - амфитеатром воздвиглись обитые красным бархатом лавочки (правда, зрительских мест стало сильно меньше), галереи превратились в аркады, а стены и потолок покрылись щитами "под бронзу": будто попадаешь в древнеримский дворец, и красные туники на темно-золотистом фоне декорация смотрятся весьма выигрышно. Великолепно работает оркестр - дирижером-постановщиком выступил Рождественский, но я слыхал, что у него темпы поспокойнее, а с Крюковым музыканты играют до того бодро и ровно, что можно было бы заслушаться - к сожалению, "Сервилия" Римского-Корсакова сто лет никому не была нужна не в силу чьего-то недосмотра, а просто музыка действительно очень средняя, и это еще мягко сказано. Первый из пяти актов удручающе однообразен, и лишь жесткие, почти маршевые ритмы не позволяют партитуре рассыпаться. Далее время от времени возникают на протяжении пяти актов отдельные симпатичные номера - "вакхическая" песнь одного из сенаторов, сразу после того оклеветанного и сгинувшего, сольная ария заглавной героини с благозвучным и волнующим оркестровым интермеццо, сцена гадания, на которых композиторы круга Римского-Корсакова руку-то набили...

В основе либретто - пьеса Льва Мея, но по набору сюжетных мотивов напоминает "Сервилия" не столько его же "Царскую невесту", сколько "Хованщину" Мусоргского: религиозные и политические преследования, попытки военного переворота, подлость и жертвенность в проявлениях любовной страсти, мистические явления в историческом антураже - только антураж тут, в отличие от прочих опер Римского-Корсакова, не древнеславянский и не старорусский, но античный, римский; что, конечно, невольно придает происходящему на сцене, при всей музыкальной мощи и пышности оформления, комический эффект.

Тем более что художник Виктор Герасименко расписал интерьер времен Нерона не только именами императоров, правивших как до, так и уже после вышеупомянутого, но еще и добавил вряд ли близких по смыслу, а скорее используя их в качестве орнамента, подвернувшихся под руку латинских изречений, среди которых особенно бросается в глаза картезианское "Cogito ergo sum": Рене Декарт жил полутора тысячами лет позднее упомянутых Меем и разыгранных в спектаклей событий и хронологически куда ближе к авторам оперы и нынешним ее зрителям-слушателям, чем к персонажам и их современникам... но это может и шутка такая (тогда уж можно было начертать на панели какой-нибудь рецепт из поликлиники - тоже ведь латынь... или хоть Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus!) Как и наряженный в белые простыни с люрексом призрак, вызванный гадательницей и отравительницей Локустой по просьбе Сервилии в 4-м акте - пластикой и прорезями для глаз он заставляет вспомнить "лучшее в мире привидение с мотором" из мультика про Карлсона ("малыш, тебе страшно? мне нет!").

Хотя в заглавие вынесен женский образ и основная интрига связана с борьбой за обладание дочерью сенатора Сервилией, которую ведут честный народный трибун Валерий Рустик и подлый вольноотпущенник Эгнатий, в начале оперы женского вокала почти нет, но чем дальше - тем больше звучат женские голоса. После того, как предательски перебита часть сенаторов, случился знаменитый римский пожар 68-го года и вообще патрицианское общество несколько поредело, акту к третьему доходит черед до заглавной героини. События, однако, развиваются таким образом, что трибун вынужден защищать оклеветанного бывшим рабом с подачи преторианского префекта-временщика Тигеллина отца Сервилии, а сама героиня под влиянием христианки-невольницы обращается к свету истинной веры и под конец ей уже не до земных страстей, она в финале своей партии призывает к прощению и весьма навязчиво, я бы даже сказал, утомительно заявляет о том, что уверовала бесповоротно.

Но как ни странно, при всей драматургической избыточности и вторичности музыкального материала спектакль в целом смотрится неплохо - а на слух воспринимается просто отлично. Практически все вокальные партии удались - я слышал состав с Татьяной Коннинской-Сервилией, Александром Полковниковым-Эгнатием, Захаром Ковалевым-Валерием, а одного из оклеветанных Эгнатием сенаторов, Монтана, которому и принадлежит сладкоголосая песенка эротического (в невиннейшем смысле) содержания, поет Александр Бородейко, заметное приобретение театра - год всего в труппе, но уже очень успешно выступил и в партии лиса Златогривека в "Лисе-плутовке" Яначека, и вот теперь в "Сервилии". Похуже, чем с пением, в театре Покровского с танцами - вакханки, если честно, не впечатляют, за этим - в театр оперы и балета, а Камерный - чисто оперный театр.

При всех объективных недостатках "Сервилии" Римского-Корсакова сделано большое дело: лично мне, положа руку на сердце, интереснее послушать среднюю, но незнакомую, новую для меня музыку, что в стопятидесятый раз ту же "Царскую невесту" или какую-нибудь "Травиату", так что "Сервилия" - в любом случае открытие.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Камерном музыкальном театре сыграли «Сервилию» – самую неудачную оперу Римского-Корсакова

Побольше бы таких неудачных опер

19.04.1622:10Ведомости Петр Поспелов
http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/04/19/638337-kamernom-serviliyu

...Рождественский провел единственный премьерный спектакль (прочими дирижирует молодой Дмитрий Крюков), но этот спектакль не забудет никто из тех, кому посчастливилось на него попасть. Прославленный мэтр был не просто в ударе, он царил, виртуозно, величественно и легко водя палочкой на глазах у восхищенного амфитеатра. Главную роль на премьере «Сервилии» сыграл оркестр, сочный, мощный и ладный. Музыкальная работа была сделана на сто процентов – что неудивительно, поскольку в преддверии премьеры Рождественский и силы Камерного музыкального театра имени Покровского сделали первую в истории аудиозапись этой оперы Римского-Корсакова.

Пятиактная «Сервилия» (идущая с двумя антрактами) потрясает цельностью и высотой содержания, облаченного в торжественную, уверенную форму. Нетипичный для себя материал из римской жизни (драма Льва Мея) русский композитор повернул в свое излюбленное русло. Фоном служит жизнь трибунов и сенаторов, наполненная интригами, доносами, протекающая на форумах и в термах, среди рабов и гетер. Механизмом – любовный треугольник, типовые сопрано (дочь доброго сенатора), тенор (народный трибун) и баритон (раб-вольноотпущенник). А сутью – обретение христианства. Сервилия, уловив суть проповеди бродячего пророка, среди сердечной смуты не теряет высоты обретенной идеи. Умирая в финале, она наставляет возлюбленного в терминах новообретенной веры. Ее смерть становится искуплением для грешников и язычников. Основной мотив Римского-Корсакова – жертвоприношение женщины – утверждается здесь так же сильно и амбивалентно, как в «Снегурочке», «Псковитянке» или «Царской невесте».

В музыке слышна то «Царская невеста», то «Снегурочка», то еще не написанный «Китеж», в интонациях Сервилии проскальзывает «Но вас я не виню» из «Евгения Онегина» Чайковского, а вступление, битых пять минут сидящее в одной гармонии, настолько сильно отличается от европейской музыки, как будто его написал Рави Шанкар.

Не меньшее впечатление, чем сама партитура, производит постановка. Режиссер Ольга Иванова и художник Виктор Герасименко преобразили зал театра настолько, что поначалу думаешь, будто попал в другое место. Ряды расположены римским амфитеатром, стены обиты античным декором, который прекрасно отражает звук оркестра, расположенного в арьере сцены. Певцы выдвинуты вперед, мизансцены творятся порой на расстоянии протянутой руки зрителя. Четвертая стена между тем есть – это театр ритуала, культивированной условности и большой психологической мощи.

На премьере заглавную партию спела Татьяна Федотова, свежо и без напряжения проведшая высокую и местами силовую партию, подкрепляя пение драматичной игрой, исполненной артистической самоотдачи. Прекрасен был звучный и крепкий тенор Игорь Вялых в партии мужественного и ранимого трибуна Валерия. Баритон Александр Полковников был даже слишком хорош в образе злокозненного вольноотпущенника-германца: еще немного силы в голосе – и он потянул бы на вариант Григория Грязного. Остальные спели кто как, в силу своих возможностей, но чрезвычайно вовлеченно и с ощущением значимости события.
Пусть не содержащая хитов, «Сервилия» явилась как произведение великого жанра и великого композитора, с аристократическим опозданием вписавшись в пантеон шедевров истории музыки.

Читайте полностью http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/04/19/638337-kamernom-serviliyu
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Театр времен Нерона и Рождественского
28.04.2016

Александр МАТУСЕВИЧ

К 85-летию Геннадия Рождественского в Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского состоялась премьера оперы «Сервилия».

http://portal-kultura.ru/articles/opera/132630-teatr-vremen-nerona-i-rozhdestvenskogo/
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 180
Впечатляющее преображение зала. Пели 8.05.2016, по-моему, весьма посредственно.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 302
06.05.2016 пели, по-моему, отлично. Молодцы! Поставили со вкусом такую сложную оперу-драму, с катарсисным финалом! С отменными декооаыиями. Утерли нос "Стасику". Наверняка на очень скромный бюджет постановки.   Очень здорово сделаны декорации, костюмы. Отличный оркестр, звучный, но когда надо мягко звучащий. Очень хороша Татьяна Федотова - Сервилия. Все пели хорошо. Но им нужен зал раза в 4 больше. И жутко неудобные сиденья. 5 актов на них сидеть очень сложно.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
17 апреля 2016 г., "Сервилия".
Софоний Тигеллин, префект преторианцев - Эдем Ибраимов
Тразея Пет, сенатор - Павел Паремузов
Соран Барса, сенатор - Алексей Смирнов
Паконий Агриппа, сенатор - Роман Шевчук
Гельвидий Приск, сенатор - Алексей Прокопьев
Монтан, сенатор - Александр Бородейко
Валерий Арулен Рустик, народный трибун - Захар Ковалев
Эгнатий, вольноотпущенник сенатора - Александр Полковников
Фульциний Афер - Михаил Яненко
Авидий Гиспо / Центурион - Анатолий Захаров
Цест - Андрей Цветков-Толбин
Старик - Кирилл Филин
Претор - народный артист России Сергей Байков
Глашатай - заслуженный артист России Сергей Остроумов
Раб - Василий Матвеев
Сервилия, дочь сенатора Сорана - Татьяна Конинская
Антония, кормилица Сервилии - Анна Костылева
Локуста, волшебница - Ирина Кокоринова
Призрак- Виктория Преображенская
Неволея, невольница Локусты - Ольга Бурмистрова
Девочка-цветочница - Марианна Асвойнова
Мальчик, продавец паленты - участник детской хоровой группы театра
Сенаторы, трибуны, жрецы, писцы, преторианцы гладиаторы, музыканты, плясуньи, рабы, народ - солисты театра
____________

В театр им. Покровского ходят не на праздники вокала, а слушать редкие произведения :) Да, нельзя сказать, что у всех солистов качественные голоса. Тем не менее, все очень стараются. Маленький зал даёт сильный эффект присутствия и погружения. Оформление зала и костюмы – половина успеха спектакля. Решение по нынешним временам оригинальное: очень красиво и подробно воссоздана картинка Древнего Рима, и это можно только приветствовать.
 
Многие рецензенты пишут, что опера вторична по музыкальному содержанию. Но для того, чтобы это ощущать, нужно хорошо знать творчество Римского-Корсакова. Ввиду того, что в Москве сейчас идут только «Царская невеста» и «Снегурочка», мне кажется, музыка этого композитора не очень на слуху у московской публики. Музыка, действительно, не очень яркая, если брать за эталон узнаваемости увертюру к «Царской невесте», но и совсем не скучная. Нормальная опера Римского-Корсакова. Либретто далеко не самое нелепое, мне сразу стало всё понятно, хотя первую половину спектакля провела без программки (в театре им. Покровского галочки в программке ставят по старинке, ручкой непосредственно перед продажей, поэтому купить программку перед началом многие не успели), а артистов театра я плохо знаю. Тем не менее, сразу удалось понять, кто есть кто, и в чём суть сюжета.

Рождественского за пультом, к сожалению, не застала, тем не менее, оркестр понравился. Из солистов запомнилась Татьяна Конинская, замечательная Сервилия. Хорошо пели известные мне по «Леоноре» басы Кирилл Филин (Старик) и Алексей Смирнов, отец Сервилии. Нормальный певец Александр Полковников. Неплохой тенор Захар Ковалёв.  У Павла Паремузова странный носовой тембр, к нему нужно привыкать. Думаю как-нибудь сходить ещё раз, хочу послушать Татьяну Федотову.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Сергей Рощин
3 ч ·
https://www.facebook.com/sergey.roshchin.9/posts/934234900038960?pnref=story

Театральное. Записки Созерцателя.
Римские страсти

«Сервилия». Римский-Корсаков Николай композитор. Камерный музыкальный театр им. Покровского. Реж. Иванова Ольга, дирижер-постановщик
Рождественский Геннадий, дирижер Крюков Дмитрий. (премьера 15.04.2016).

Камерный музыкальный театр вместе с Геннадием Рождественским продолжает музыкальное просветительство. Как это ни парадоксально, но практически нельзя найти случаев постановки этой оперы Римского-Корсакова за последние сто лет. И это удивительно. Большая полноценная опера от самого Римского-Корсакова. Сюжет напоминает современные сериалы, тут и любовь, и соперничество из-за любви, и благородный жених, отказывающийся от невесты в пользу ее возлюбленного, и диктатор Нерон с пожаром, и диссиденты сенаторы и трибуны, и иноземный раб – предатель из-за любви, и колдунья, и ранние христиане, и катакомбы, и амазонки, и вакханки на празднике с сенаторами, и суд, и смерть. Есть, где развернуться.

Опера большая, на три часа, но постановка не дает скучать. Крепкая режиссерская рука создала динамичное действие и проявило красоты музыки. Конечно, эта опера просится на большую сцену, но в этой постановке было очень умело использовано малое пространство Камерного театра, так, что казалось стены раздвигаются и в зале возникает Римский Форум. Вокальные возможности Камерного театра сдержанные, но исполнение команды получилось очень воодушевленное. Особенно удалось третье действие, которое почти все состоит из любовных монологов и диалогов. Удача театра и приятное возвращение из забвения хорошей оперы Римского-Корсакова.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет red_balls (red_balls)
2017-11-01 18:59:00

Сервилия /Камерный музыкальный театр Покровского

Н.А.Римский-Корсаков
СЕРВИЛИЯ

Камерный музыкальный театр имени Б. Покровского
Режиссер-постановщик
заслуженный деятель искусств России
Ольга Иванова

Художник-постановщик
заслуженный художник России
Виктор Герасименко

Дирижер   Дмитрий Крюков

Действующие лица и исполнители

Соран Барса, сенатор   Александр Маркеев

Сервилия, дочь сенатора Сорана   Татьяна Конинская

Эгнатий, вольноотпущенник сенатора   Роман Бобров

Тразея Пет, сенатор    Павел Паремузов

Валерий Арулен Рустик, народный трибун   Захар Ковалев

Софоний Тигеллин, префект преторианцев    Сергей Байков

Паконий Агриппин, сенатор   Андрей Цветков-Толбин

Монтан, сенатор   Борислав Молчанов

Гельвидий Приск, сенатор   Давид Целаури

Фульциний Афер, гражданин   Михаил Яненко

Авидий Гиспо   Алексей Прокопьев

Центурион   Давид Целаури

Цест   Роман Шевчук

Старик  Кирилл Филин

Локуста, волшебница  Екатерина Большакова

Неволея, невольница Локусты  Ольга Бурмистрова

Призрак  Ирина Кокоринова

Претор  Дмитрий Романько

Антония, кормилица Сервилии
Анна Семенюк

Девочка-цветочница
Ирина Хрулева

Раб
Василий Матвеев

Глашатай
Петр Мелентьев

Сенаторы, трибуны, жрецы, писцы, преторианцы гладиаторы, музыканты, плясуньи, рабы, народ
солисты театра

Два года назад я торжественно поклялась в этом ЖЖ, что моей ноги в Театре Покровского на Никольской не будет.

И не сдержала своего слова. Нет, я крепилась на интересной, как говорят "Леоноре", но сломалась на "Сервилии" Римского-Корсакова, поняв, что либо здесь и сейчас, либо уже никогда.

У Николая Андреевича в биографии есть красивая цифра "15". Именно столько, согласно официальной биографии, написал опер Римский-Корсаков. Но мало найдется людей, видевших их все. Или хотя бы слышавших. И если такие редкости, как Младу, Кощея, Боярыню.., Ночь перед Рождеством, Пана воеводу можно хотя бы услышать, то Сервилию нет. Это единственная опера Римского-Корсакова, по которой нет полной аудиозаписи. Существует лишь несколько отрывков, записанных в 1949 году (зато с Нэлеппом, Пиотровской и Лисицианом!!!).

И пусть биографы пишут о Сервилии крайне осторожно, с кучей оговорок (дескать, это неудача лишь на фоне остальных опер, а так, на общем уровне, вроде и ничего), но хотелось составить собственное мнение (а вдруг, как с Чародейкой). И. как известно, чтобы осуждать Пастернака, надо его сначала прочитать :) Но что делать, если записей оперы нет?

И тут большое спасибо Камерному музыкальному театру за возможность "почитать Пастернака", то есть послушать полную Сервилию...

Что сказать после? Биографы правы. На редкость тоскливое действие, причем именно тоскливое. Ощущение, что Николай Андреевич оперу вымучивал. К тому же на редкость провальный сюжет. Я, за долгие годы, уже попривыкла к оперным либретто и не ищу там глубокой драматической мысли. И обычно, чтобы понять сюжет хватает беглого чтения синопсиса по диагонали (тем более эта опера, естественно, звучит на великом и могучем). Здесь мне пришлось раз шесть читать три странички текста, пытаясь понять: кто, куда, зачем и почему.

Опера писалась по пьесе Мея. По пьесам того же автора делались Псковтянка и Царская... Мне всегда казалось, что хорошая драматическая составляющая, унаследованная от пьесы, и сделала Царскую невесту одной из лучших русских опер. В свое время я даже нашла томик Мея, чтобы прочитать саму пьесу. Надо признать, что в варианте либретто она стала лучше: ушли лишние персонажи, второстепенные линии и, вместо широкой (даже очень широкой) картины русской жизни при Опричне, появилась частная трагедия, при этом, невзирая на трагический конец, даже без злодея (что меня всегда там удивляет).

Вот этой цельности и нет в Сервилии. А есть дикое нагромождение героев, каких то линий, сюжетов. В опере два десятка(!) именных персонажей. Восемь (ВОСЕМЬ!!!) басов... Именно поэтому я вообще не берусь обсуждать исполнительское мастерство: в камерном театре, чтобы поставить этого мастодонта, наверное, пришлось рекрутировать всю труппу - тут уж не до изысков. Спели - и ладно. Не Дон Жуан.

Режиссер, отнеслась крайне серьезно, сделала что могла. Сценография - вообще великолепна. Зрители сидят в амфитеатре, зал превращен в римское строение, обыграны галереи, туники, много движения. Но режиссера не поддерживает ни композитор, ни либретист, да и сами актеры. В этом театре  никак не могу отделаться от ощущения, что я на выступлении какой-то самодеятельной труппы. Или где-то в глубокой-глубокой провинции.

Как пишут биографы Николая Андреевича, Сервилия - это эксперимент. Тем, что и сам композитор понял неудачность этого эксперимента и не пошел по этому пути дальше, Римский-Корсаков лишь подтвердил мое восприятие его - как самого разумного из всех наших композиторов. Но, как говорят, без Сервилии не было бы Китежа и Петушка.

А значит спасибо за Сервилию.
И спасибо театру, подарившему возможность поставить последний крестик в списке опер Римского-Корсакова.
Che mai sento!