Автор Тема: «Сервилия» Римского-Корсакова в театре им. Покровского (апрель 2016 г.)  (Прочитано 8607 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Репертуар Театра имени Бориса Покровского пополнила опера "Сервилия"

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/150845
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Сервилия жива!
Премьера забытой оперы Римского-Корсакова в Камерном театре

Татьяна Елагина
Специальный корреспондент

http://www.operanews.ru/16041807.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Геннадий Рождественский возродил «Сервилию»

18 апреля 2016, 18:36   |   Культура   |   Светлана Наборщикова

http://izvestia.ru/news/610488

...В спектакле огромное количество изумительной музыки, и это обстоятельство, безусловно, оправдывает выбор театра и Рождественского. Всяческих похвал заслуживает исполнительница заглавной роли Татьяна Федотова, равно искусная как в пении, так и в драматических речетативах. Хор и оркестр под управлением маэстро держат высокую планку. Однако сценическая форма подачи музыкальных красот такова, что нынешняя критика наверняка присоединится к мнению предшественников.

Режиссер Ольга Иванова решила оперу в реалистическом ключе. Аристократы щеголяют в вышитых тогах. Женские головки украшены венками. Странник картинно опирается на посох. Возлияния совершаются из близких к аутентичным чаш. Предусмотренная либретто оргия разворачивается во всех подробностях. Балета в театре нет, поэтому за дело берутся солистки и хористки. Девы ублажают патрициев столь темпераментно, что стеснительные зрители опускают глаза.

Судя по разговорам в кулуарах, их смущает не откровенность сцен, а несоразмерность спектакля и зала. Крупного режиссерского жеста и малого пространства. Очаровательный зальчик-пенал, конечно, приблизили к римским реалиям, декорировав под античную бронзу, но и новичку ясно: исторические события ему не по масштабу. Театр на Никольской по определению камерный.

Значит ли это, что большие оперы не для камерных залов? В качестве полнометражной сценической постановки — несомненно. Но есть такие спасительные форматы, как semy- stages и концертное исполнение. В этом случае постановщики, не отвлекаясь на подробности, преподносят очищенную от сценической суеты музыку. А что до театральных эффектов, так маэстро Рождественский сам по себе человек-театр. Автор этих строк смотрел в основном на него.

Читайте полностью: http://izvestia.ru/news/610488#ixzz46D3RD4FI
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Римская опера Римского-Корсакова
«Сервилия» впервые поставлена в Камерном театре имени Покровского

http://www.mk.ru/culture/2016/04/19/rimskaya-opera-rimskogokorsakova.html

...Музыка Римского-Корсакова абсолютно русская. И хотя сам композитор утверждал в «Летописи моей музыкальной жизни», что использовал «греческие лады», «византийский и восточный оттенок», а также старался избегать «явно немецкого» и «несомненно русского», на самом деле музыка получилась сугубо «римско-корсаковская» с откровенными перекличками с тематизмом «Царской невесты», «Снегурочки» и других замечательных опер композитора.

Спектакль Камерного театра поставлен с бережностью и безграничным уважением к не получившей до сих пор сценической жизни опере: дирижер Геннадий Рождественский, режиссер Ольга Иванова, художник Виктор Герасименко и вся постановочная группа увидели, услышали и сыграли эту оперу именно так, как она написана. И за это им огромное спасибо. Пространство зала превращено Виктором Герасименко в античный амфитеатр, где зрители сидят на специально изготовленных лавках, подобно «древнеримским грекам». Зал полностью преображен; потолок, стены, галерея обиты медными пластинами с характерным римским узором. Костюмы могли бы выиграть соревнование в номинации «историзм» с теми, что использованы в знаменитом высокобюджетном сериале «Рим» телеканала BBC. Высокопрофессиональная работа оркестра, хора и солистов, которые составили гармоничный ансамбль, оказалась полностью адекватной сложной, наполненной прекрасными мелодиями, красочными гармониями, роскошно, как всегда у Римского-Корсакова, оркестрованной партитуре. Исполнительницы заглавной партии в разных составах Татьяна Федотова и Татьяна Конинская были равно очаровательны и выразительны. Ну а магия маэстро Рождественского, сбросившего с плеч полвека при первых же звуках оркестра, завораживает на все три с половиной часа звучания самой римской оперы Римского-Корсакова.

Екатерина Кретова
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава (_arlekin_)

http://users.livejournal.com/_arlekin_/3331985.html

"Сервилия" Н.Римского-Корсакова в театре им. Б.Покровского, реж. Ольга Иванова, дир. Дмитрий Крюков

Зал театра преобразился до неузнаваемости - амфитеатром воздвиглись обитые красным бархатом лавочки (правда, зрительских мест стало сильно меньше), галереи превратились в аркады, а стены и потолок покрылись щитами "под бронзу": будто попадаешь в древнеримский дворец, и красные туники на темно-золотистом фоне декорация смотрятся весьма выигрышно. Великолепно работает оркестр - дирижером-постановщиком выступил Рождественский, но я слыхал, что у него темпы поспокойнее, а с Крюковым музыканты играют до того бодро и ровно, что можно было бы заслушаться - к сожалению, "Сервилия" Римского-Корсакова сто лет никому не была нужна не в силу чьего-то недосмотра, а просто музыка действительно очень средняя, и это еще мягко сказано. Первый из пяти актов удручающе однообразен, и лишь жесткие, почти маршевые ритмы не позволяют партитуре рассыпаться. Далее время от времени возникают на протяжении пяти актов отдельные симпатичные номера - "вакхическая" песнь одного из сенаторов, сразу после того оклеветанного и сгинувшего, сольная ария заглавной героини с благозвучным и волнующим оркестровым интермеццо, сцена гадания, на которых композиторы круга Римского-Корсакова руку-то набили...

В основе либретто - пьеса Льва Мея, но по набору сюжетных мотивов напоминает "Сервилия" не столько его же "Царскую невесту", сколько "Хованщину" Мусоргского: религиозные и политические преследования, попытки военного переворота, подлость и жертвенность в проявлениях любовной страсти, мистические явления в историческом антураже - только антураж тут, в отличие от прочих опер Римского-Корсакова, не древнеславянский и не старорусский, но античный, римский; что, конечно, невольно придает происходящему на сцене, при всей музыкальной мощи и пышности оформления, комический эффект.

Тем более что художник Виктор Герасименко расписал интерьер времен Нерона не только именами императоров, правивших как до, так и уже после вышеупомянутого, но еще и добавил вряд ли близких по смыслу, а скорее используя их в качестве орнамента, подвернувшихся под руку латинских изречений, среди которых особенно бросается в глаза картезианское "Cogito ergo sum": Рене Декарт жил полутора тысячами лет позднее упомянутых Меем и разыгранных в спектаклей событий и хронологически куда ближе к авторам оперы и нынешним ее зрителям-слушателям, чем к персонажам и их современникам... но это может и шутка такая (тогда уж можно было начертать на панели какой-нибудь рецепт из поликлиники - тоже ведь латынь... или хоть Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus!) Как и наряженный в белые простыни с люрексом призрак, вызванный гадательницей и отравительницей Локустой по просьбе Сервилии в 4-м акте - пластикой и прорезями для глаз он заставляет вспомнить "лучшее в мире привидение с мотором" из мультика про Карлсона ("малыш, тебе страшно? мне нет!").

Хотя в заглавие вынесен женский образ и основная интрига связана с борьбой за обладание дочерью сенатора Сервилией, которую ведут честный народный трибун Валерий Рустик и подлый вольноотпущенник Эгнатий, в начале оперы женского вокала почти нет, но чем дальше - тем больше звучат женские голоса. После того, как предательски перебита часть сенаторов, случился знаменитый римский пожар 68-го года и вообще патрицианское общество несколько поредело, акту к третьему доходит черед до заглавной героини. События, однако, развиваются таким образом, что трибун вынужден защищать оклеветанного бывшим рабом с подачи преторианского префекта-временщика Тигеллина отца Сервилии, а сама героиня под влиянием христианки-невольницы обращается к свету истинной веры и под конец ей уже не до земных страстей, она в финале своей партии призывает к прощению и весьма навязчиво, я бы даже сказал, утомительно заявляет о том, что уверовала бесповоротно.

Но как ни странно, при всей драматургической избыточности и вторичности музыкального материала спектакль в целом смотрится неплохо - а на слух воспринимается просто отлично. Практически все вокальные партии удались - я слышал состав с Татьяной Коннинской-Сервилией, Александром Полковниковым-Эгнатием, Захаром Ковалевым-Валерием, а одного из оклеветанных Эгнатием сенаторов, Монтана, которому и принадлежит сладкоголосая песенка эротического (в невиннейшем смысле) содержания, поет Александр Бородейко, заметное приобретение театра - год всего в труппе, но уже очень успешно выступил и в партии лиса Златогривека в "Лисе-плутовке" Яначека, и вот теперь в "Сервилии". Похуже, чем с пением, в театре Покровского с танцами - вакханки, если честно, не впечатляют, за этим - в театр оперы и балета, а Камерный - чисто оперный театр.

При всех объективных недостатках "Сервилии" Римского-Корсакова сделано большое дело: лично мне, положа руку на сердце, интереснее послушать среднюю, но незнакомую, новую для меня музыку, что в стопятидесятый раз ту же "Царскую невесту" или какую-нибудь "Травиату", так что "Сервилия" - в любом случае открытие.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Камерном музыкальном театре сыграли «Сервилию» – самую неудачную оперу Римского-Корсакова

Побольше бы таких неудачных опер

19.04.1622:10Ведомости Петр Поспелов
http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/04/19/638337-kamernom-serviliyu

...Рождественский провел единственный премьерный спектакль (прочими дирижирует молодой Дмитрий Крюков), но этот спектакль не забудет никто из тех, кому посчастливилось на него попасть. Прославленный мэтр был не просто в ударе, он царил, виртуозно, величественно и легко водя палочкой на глазах у восхищенного амфитеатра. Главную роль на премьере «Сервилии» сыграл оркестр, сочный, мощный и ладный. Музыкальная работа была сделана на сто процентов – что неудивительно, поскольку в преддверии премьеры Рождественский и силы Камерного музыкального театра имени Покровского сделали первую в истории аудиозапись этой оперы Римского-Корсакова.

Пятиактная «Сервилия» (идущая с двумя антрактами) потрясает цельностью и высотой содержания, облаченного в торжественную, уверенную форму. Нетипичный для себя материал из римской жизни (драма Льва Мея) русский композитор повернул в свое излюбленное русло. Фоном служит жизнь трибунов и сенаторов, наполненная интригами, доносами, протекающая на форумах и в термах, среди рабов и гетер. Механизмом – любовный треугольник, типовые сопрано (дочь доброго сенатора), тенор (народный трибун) и баритон (раб-вольноотпущенник). А сутью – обретение христианства. Сервилия, уловив суть проповеди бродячего пророка, среди сердечной смуты не теряет высоты обретенной идеи. Умирая в финале, она наставляет возлюбленного в терминах новообретенной веры. Ее смерть становится искуплением для грешников и язычников. Основной мотив Римского-Корсакова – жертвоприношение женщины – утверждается здесь так же сильно и амбивалентно, как в «Снегурочке», «Псковитянке» или «Царской невесте».

В музыке слышна то «Царская невеста», то «Снегурочка», то еще не написанный «Китеж», в интонациях Сервилии проскальзывает «Но вас я не виню» из «Евгения Онегина» Чайковского, а вступление, битых пять минут сидящее в одной гармонии, настолько сильно отличается от европейской музыки, как будто его написал Рави Шанкар.

Не меньшее впечатление, чем сама партитура, производит постановка. Режиссер Ольга Иванова и художник Виктор Герасименко преобразили зал театра настолько, что поначалу думаешь, будто попал в другое место. Ряды расположены римским амфитеатром, стены обиты античным декором, который прекрасно отражает звук оркестра, расположенного в арьере сцены. Певцы выдвинуты вперед, мизансцены творятся порой на расстоянии протянутой руки зрителя. Четвертая стена между тем есть – это театр ритуала, культивированной условности и большой психологической мощи.

На премьере заглавную партию спела Татьяна Федотова, свежо и без напряжения проведшая высокую и местами силовую партию, подкрепляя пение драматичной игрой, исполненной артистической самоотдачи. Прекрасен был звучный и крепкий тенор Игорь Вялых в партии мужественного и ранимого трибуна Валерия. Баритон Александр Полковников был даже слишком хорош в образе злокозненного вольноотпущенника-германца: еще немного силы в голосе – и он потянул бы на вариант Григория Грязного. Остальные спели кто как, в силу своих возможностей, но чрезвычайно вовлеченно и с ощущением значимости события.
Пусть не содержащая хитов, «Сервилия» явилась как произведение великого жанра и великого композитора, с аристократическим опозданием вписавшись в пантеон шедевров истории музыки.

Читайте полностью http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/04/19/638337-kamernom-serviliyu
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Театр времен Нерона и Рождественского
28.04.2016

Александр МАТУСЕВИЧ

К 85-летию Геннадия Рождественского в Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского состоялась премьера оперы «Сервилия».

http://portal-kultura.ru/articles/opera/132630-teatr-vremen-nerona-i-rozhdestvenskogo/
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 199
Впечатляющее преображение зала. Пели 8.05.2016, по-моему, весьма посредственно.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Arsinoya

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 302
06.05.2016 пели, по-моему, отлично. Молодцы! Поставили со вкусом такую сложную оперу-драму, с катарсисным финалом! С отменными декооаыиями. Утерли нос "Стасику". Наверняка на очень скромный бюджет постановки.   Очень здорово сделаны декорации, костюмы. Отличный оркестр, звучный, но когда надо мягко звучащий. Очень хороша Татьяна Федотова - Сервилия. Все пели хорошо. Но им нужен зал раза в 4 больше. И жутко неудобные сиденья. 5 актов на них сидеть очень сложно.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
17 апреля 2016 г., "Сервилия".
Софоний Тигеллин, префект преторианцев - Эдем Ибраимов
Тразея Пет, сенатор - Павел Паремузов
Соран Барса, сенатор - Алексей Смирнов
Паконий Агриппа, сенатор - Роман Шевчук
Гельвидий Приск, сенатор - Алексей Прокопьев
Монтан, сенатор - Александр Бородейко
Валерий Арулен Рустик, народный трибун - Захар Ковалев
Эгнатий, вольноотпущенник сенатора - Александр Полковников
Фульциний Афер - Михаил Яненко
Авидий Гиспо / Центурион - Анатолий Захаров
Цест - Андрей Цветков-Толбин
Старик - Кирилл Филин
Претор - народный артист России Сергей Байков
Глашатай - заслуженный артист России Сергей Остроумов
Раб - Василий Матвеев
Сервилия, дочь сенатора Сорана - Татьяна Конинская
Антония, кормилица Сервилии - Анна Костылева
Локуста, волшебница - Ирина Кокоринова
Призрак- Виктория Преображенская
Неволея, невольница Локусты - Ольга Бурмистрова
Девочка-цветочница - Марианна Асвойнова
Мальчик, продавец паленты - участник детской хоровой группы театра
Сенаторы, трибуны, жрецы, писцы, преторианцы гладиаторы, музыканты, плясуньи, рабы, народ - солисты театра
____________

В театр им. Покровского ходят не на праздники вокала, а слушать редкие произведения :) Да, нельзя сказать, что у всех солистов качественные голоса. Тем не менее, все очень стараются. Маленький зал даёт сильный эффект присутствия и погружения. Оформление зала и костюмы – половина успеха спектакля. Решение по нынешним временам оригинальное: очень красиво и подробно воссоздана картинка Древнего Рима, и это можно только приветствовать.
 
Многие рецензенты пишут, что опера вторична по музыкальному содержанию. Но для того, чтобы это ощущать, нужно хорошо знать творчество Римского-Корсакова. Ввиду того, что в Москве сейчас идут только «Царская невеста» и «Снегурочка», мне кажется, музыка этого композитора не очень на слуху у московской публики. Музыка, действительно, не очень яркая, если брать за эталон узнаваемости увертюру к «Царской невесте», но и совсем не скучная. Нормальная опера Римского-Корсакова. Либретто далеко не самое нелепое, мне сразу стало всё понятно, хотя первую половину спектакля провела без программки (в театре им. Покровского галочки в программке ставят по старинке, ручкой непосредственно перед продажей, поэтому купить программку перед началом многие не успели), а артистов театра я плохо знаю. Тем не менее, сразу удалось понять, кто есть кто, и в чём суть сюжета.

Рождественского за пультом, к сожалению, не застала, тем не менее, оркестр понравился. Из солистов запомнилась Татьяна Конинская, замечательная Сервилия. Хорошо пели известные мне по «Леоноре» басы Кирилл Филин (Старик) и Алексей Смирнов, отец Сервилии. Нормальный певец Александр Полковников. Неплохой тенор Захар Ковалёв.  У Павла Паремузова странный носовой тембр, к нему нужно привыкать. Думаю как-нибудь сходить ещё раз, хочу послушать Татьяну Федотову.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Сергей Рощин
3 ч ·
https://www.facebook.com/sergey.roshchin.9/posts/934234900038960?pnref=story

Театральное. Записки Созерцателя.
Римские страсти

«Сервилия». Римский-Корсаков Николай композитор. Камерный музыкальный театр им. Покровского. Реж. Иванова Ольга, дирижер-постановщик
Рождественский Геннадий, дирижер Крюков Дмитрий. (премьера 15.04.2016).

Камерный музыкальный театр вместе с Геннадием Рождественским продолжает музыкальное просветительство. Как это ни парадоксально, но практически нельзя найти случаев постановки этой оперы Римского-Корсакова за последние сто лет. И это удивительно. Большая полноценная опера от самого Римского-Корсакова. Сюжет напоминает современные сериалы, тут и любовь, и соперничество из-за любви, и благородный жених, отказывающийся от невесты в пользу ее возлюбленного, и диктатор Нерон с пожаром, и диссиденты сенаторы и трибуны, и иноземный раб – предатель из-за любви, и колдунья, и ранние христиане, и катакомбы, и амазонки, и вакханки на празднике с сенаторами, и суд, и смерть. Есть, где развернуться.

Опера большая, на три часа, но постановка не дает скучать. Крепкая режиссерская рука создала динамичное действие и проявило красоты музыки. Конечно, эта опера просится на большую сцену, но в этой постановке было очень умело использовано малое пространство Камерного театра, так, что казалось стены раздвигаются и в зале возникает Римский Форум. Вокальные возможности Камерного театра сдержанные, но исполнение команды получилось очень воодушевленное. Особенно удалось третье действие, которое почти все состоит из любовных монологов и диалогов. Удача театра и приятное возвращение из забвения хорошей оперы Римского-Корсакова.
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет red_balls (red_balls)
2017-11-01 18:59:00

Сервилия /Камерный музыкальный театр Покровского

Н.А.Римский-Корсаков
СЕРВИЛИЯ

Камерный музыкальный театр имени Б. Покровского
Режиссер-постановщик
заслуженный деятель искусств России
Ольга Иванова

Художник-постановщик
заслуженный художник России
Виктор Герасименко

Дирижер   Дмитрий Крюков

Действующие лица и исполнители

Соран Барса, сенатор   Александр Маркеев

Сервилия, дочь сенатора Сорана   Татьяна Конинская

Эгнатий, вольноотпущенник сенатора   Роман Бобров

Тразея Пет, сенатор    Павел Паремузов

Валерий Арулен Рустик, народный трибун   Захар Ковалев

Софоний Тигеллин, префект преторианцев    Сергей Байков

Паконий Агриппин, сенатор   Андрей Цветков-Толбин

Монтан, сенатор   Борислав Молчанов

Гельвидий Приск, сенатор   Давид Целаури

Фульциний Афер, гражданин   Михаил Яненко

Авидий Гиспо   Алексей Прокопьев

Центурион   Давид Целаури

Цест   Роман Шевчук

Старик  Кирилл Филин

Локуста, волшебница  Екатерина Большакова

Неволея, невольница Локусты  Ольга Бурмистрова

Призрак  Ирина Кокоринова

Претор  Дмитрий Романько

Антония, кормилица Сервилии
Анна Семенюк

Девочка-цветочница
Ирина Хрулева

Раб
Василий Матвеев

Глашатай
Петр Мелентьев

Сенаторы, трибуны, жрецы, писцы, преторианцы гладиаторы, музыканты, плясуньи, рабы, народ
солисты театра

Два года назад я торжественно поклялась в этом ЖЖ, что моей ноги в Театре Покровского на Никольской не будет.

И не сдержала своего слова. Нет, я крепилась на интересной, как говорят "Леоноре", но сломалась на "Сервилии" Римского-Корсакова, поняв, что либо здесь и сейчас, либо уже никогда.

У Николая Андреевича в биографии есть красивая цифра "15". Именно столько, согласно официальной биографии, написал опер Римский-Корсаков. Но мало найдется людей, видевших их все. Или хотя бы слышавших. И если такие редкости, как Младу, Кощея, Боярыню.., Ночь перед Рождеством, Пана воеводу можно хотя бы услышать, то Сервилию нет. Это единственная опера Римского-Корсакова, по которой нет полной аудиозаписи. Существует лишь несколько отрывков, записанных в 1949 году (зато с Нэлеппом, Пиотровской и Лисицианом!!!).

И пусть биографы пишут о Сервилии крайне осторожно, с кучей оговорок (дескать, это неудача лишь на фоне остальных опер, а так, на общем уровне, вроде и ничего), но хотелось составить собственное мнение (а вдруг, как с Чародейкой). И. как известно, чтобы осуждать Пастернака, надо его сначала прочитать :) Но что делать, если записей оперы нет?

И тут большое спасибо Камерному музыкальному театру за возможность "почитать Пастернака", то есть послушать полную Сервилию...

Что сказать после? Биографы правы. На редкость тоскливое действие, причем именно тоскливое. Ощущение, что Николай Андреевич оперу вымучивал. К тому же на редкость провальный сюжет. Я, за долгие годы, уже попривыкла к оперным либретто и не ищу там глубокой драматической мысли. И обычно, чтобы понять сюжет хватает беглого чтения синопсиса по диагонали (тем более эта опера, естественно, звучит на великом и могучем). Здесь мне пришлось раз шесть читать три странички текста, пытаясь понять: кто, куда, зачем и почему.

Опера писалась по пьесе Мея. По пьесам того же автора делались Псковтянка и Царская... Мне всегда казалось, что хорошая драматическая составляющая, унаследованная от пьесы, и сделала Царскую невесту одной из лучших русских опер. В свое время я даже нашла томик Мея, чтобы прочитать саму пьесу. Надо признать, что в варианте либретто она стала лучше: ушли лишние персонажи, второстепенные линии и, вместо широкой (даже очень широкой) картины русской жизни при Опричне, появилась частная трагедия, при этом, невзирая на трагический конец, даже без злодея (что меня всегда там удивляет).

Вот этой цельности и нет в Сервилии. А есть дикое нагромождение героев, каких то линий, сюжетов. В опере два десятка(!) именных персонажей. Восемь (ВОСЕМЬ!!!) басов... Именно поэтому я вообще не берусь обсуждать исполнительское мастерство: в камерном театре, чтобы поставить этого мастодонта, наверное, пришлось рекрутировать всю труппу - тут уж не до изысков. Спели - и ладно. Не Дон Жуан.

Режиссер, отнеслась крайне серьезно, сделала что могла. Сценография - вообще великолепна. Зрители сидят в амфитеатре, зал превращен в римское строение, обыграны галереи, туники, много движения. Но режиссера не поддерживает ни композитор, ни либретист, да и сами актеры. В этом театре  никак не могу отделаться от ощущения, что я на выступлении какой-то самодеятельной труппы. Или где-то в глубокой-глубокой провинции.

Как пишут биографы Николая Андреевича, Сервилия - это эксперимент. Тем, что и сам композитор понял неудачность этого эксперимента и не пошел по этому пути дальше, Римский-Корсаков лишь подтвердил мое восприятие его - как самого разумного из всех наших композиторов. Но, как говорят, без Сервилии не было бы Китежа и Петушка.

А значит спасибо за Сервилию.
И спасибо театру, подарившему возможность поставить последний крестик в списке опер Римского-Корсакова.
Che mai sento!