Автор Тема: Ольга Бородина, меццо-сопрано  (Прочитано 53449 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ольга Бородина, меццо-сопрано
« : Сентябрь 01, 2008, 10:43:33 »
22.11.2008 / суббота / 19:00
Концертный зал имени П.И.Чайковского
Абонемент: № 5 Звёзды мировой оперы в Москве
Ольга БОРОДИНА (меццо-сопрано)
Партия фортепиано — Дмитрий ЕФИМОВ

В программе: Чайковский, Рахманинов

-----------------------------------------------------

В связи с предстоящим сольным камерным концертом в Москве, а также в связи с многочисленными выступлениями О.Бородиной на оперной сцене, предлагаю неспешно обсудить творчество замечательной певицы, мимо которого никак нельзя пройти, рассуждая о современном отечественном певческом искусстве и его представителях.
« Последнее редактирование: Октябрь 21, 2011, 18:53:13 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн milana

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 44
  • Изабелла д'Эсте
Ольга Бородина в Москве
« Ответ #1 : Ноябрь 10, 2008, 22:51:16 »
22 ноября Бородина поет в Чайнике.
Что скажете, уважаемые коллеги? Стоит пойти? Есть сверхзадача - показать двум (а может, и больше) прелестным леди, что такое настоящая оперная дива.
Получится?

Оффлайн Красотка

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 47
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #2 : Ноябрь 11, 2008, 00:23:10 »
Получится!Бородина-классная  певица!!!!

Оффлайн Alfredo Germont

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 346
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #3 : Ноябрь 11, 2008, 08:01:11 »
Нда... 3500-4000 рублей за первый амфитеатр (!) причем за концерт без оркестра под рояль (!!) - это просто беспредел! И более дешевых билетов нет! Я бы не ходил, и даже не потому что 4000 рублей жалко, а потому что жлобов, выкатывающих беспредельные цены на билеты, надо учить. Пусть сами у себя за такие деньги билеты покупают. С какого упора цены билетов в Москве в разы выше чем на Западе, хотя среднедушевой доход у нас намного ниже???!!!
« Последнее редактирование: Ноябрь 11, 2008, 08:16:40 от Alfredo Germont »

Оффлайн milana

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 44
  • Изабелла д'Эсте
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #4 : Ноябрь 11, 2008, 09:50:49 »
Что Бородина - классная певица, я знаю :) А вот билеты за 3-4 тысячи - это перебор... Не получится. У меня своей нефтяной скважины не наблюдается >:(

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #5 : Ноябрь 11, 2008, 10:17:24 »
22 ноября Бородина поет в Чайнике.
Что скажете, уважаемые коллеги? Стоит пойти? Есть сверхзадача - показать двум (а может, и больше) прелестным леди, что такое настоящая оперная дива.
Получится?

Что пойти стоит, это однозначно !!
Я лично иду и даже не сомневаюсь, что правильно делаю.
Бородина отличается от других "див" гораздо бОльшей стабильностью - и психики, и голоса, и вообще, всего человеческого склада. Бывало, что она отменяла выступления по болезни, но я не помню случая, чтобы она что-то провалила.
Ну т.е. это Я не помню (ведь я далеко не все её выступления слышал, особенно зарубежные) - если кто помнит, то пусть расскажет, но я лично такого не помню :)
Что касается этого концерта, то для такого голосища "рояль будет весь раскрыт и струны в нём будут дрожать" :))
Шучу.
На самом деле это будет не просто концерт, это должен быть фурор: выдающаяся русская певица поёт романсы лучших русских романсовых композиторов - Чайковского и Рахманинова.
Знаете, просто нет слов ......
От полноты предвкушений я боюсь не дожить до концерта :))))))))
Кстати, о концерте я сообщал вот тут больше месяца назад и даже поместил его в календарь событий ноября, но тогда никто не среагировал:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1166.0

Но это неважно - я впоследствии, т.е. после обсуждения концерта, объединю эти потоки и мы продолжим разговор о певице не только в связи с данным конкретным концертом, но в более широком ключе.
Так что будем надеяться, что и на этот раз всё будет "в фокусе", певица будет в форме, полна жизни и здорова: она будет обрушивать на нас свой голосище, а мы будем рукоплескать.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн milana

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 44
  • Изабелла д'Эсте
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #6 : Ноябрь 11, 2008, 10:26:53 »
Мдааа...
Заманчиво, конечно. Придется поискать по сусекам. ;)

Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #7 : Ноябрь 11, 2008, 21:57:01 »
Что пойти стоит, это однозначно !!
Я лично иду и даже не сомневаюсь, что правильно делаю.
Бородина отличается от других "див" гораздо бОльшей стабильностью - и психики, и голоса, и вообще, всего человеческого склада. Бывало, что она отменяла выступления по болезни, но я не помню случая, чтобы она что-то провалила.

Привет всем после долгого отсутствия !!!!!!!
Слышала, что Ольга очень больна.
Но вот в минувшем августе довелось услышать Вердиевский реквием из Альберт Холла по программе PROMS. Ольга была просто великолепна. Лучше всех других солистов. Много интереснее даже Виолеты Урмано, которая пела сопрановую партию (это персонально для Basil).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #8 : Ноябрь 12, 2008, 13:45:42 »
Привет всем после долгого отсутствия !!!!!!!
Слышала, что Ольга очень больна.
Но вот в минувшем августе довелось услышать Вердиевский реквием из Альберт Холла по программе PROMS. Ольга была просто великолепна. Лучше всех других солистов. Много интереснее даже Виолеты Урмано, которая пела сопрановую партию (это персонально для Basil).

:) Добрый день Надежда ! Мы все о вас вспоминали и беспокоились по поводу вашего здоровья !
Я иду на концерт Аланьи 15-го и на концерт Бородиной 22-го ноября, так что будет что обсудить. Если она нездорова, то это очень тревожно, однако афиши висят по всей Москве.
Видел в доступе DVD с Аланьей и Урманой в "Аиде" - вы считаете, что не следует слушать ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Trubadur

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 481
  • Fortune favours the bold...
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #9 : Ноябрь 12, 2008, 18:34:22 »
Milana
С возвращением дорогая Милана!!!!!

Nadejda
И Вас Надежда,с возвращением!!!давно Вы не заходите!

Predlogoff
Значит Вы,Predlogoff,всё же решились пойти на Аланья))?
Будем от Вас ждать двойной рассказ,и про тенора и про меццо ;D
«Опера хороша, если музыка только служит, опера плоха, если музыка становится самостоятельной»Герман Кречмар

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #10 : Ноябрь 12, 2008, 22:07:19 »
Что касается этого концерта, то для такого голосища "рояль будет весь раскрыт и струны в нём будут дрожать" :))
Шучу.
Так что будем надеяться, что и на этот раз всё будет "в фокусе", певица будет в форме, полна жизни и здорова: она будет обрушивать на нас свой голосище, а мы будем рукоплескать.

Уважаемый Predlogoff !

Позвольте вопрос. Дважды Вы употребили слово "голосище" в отношении О. Бородиной.  Я ее слушал в нашей филармонии (один магнат ее пригласил), с оркестром. И никакого особенного голосища я не услышал. В чем тут дело? Кстати, вместе с Бородиной пела и Барбара Фритолли. Не услышал существенной разницы между ними в части мощи, которую можно назвать "голосище". Или Вы это слово употребили в каком-то другом смысле?

Оффлайн milana

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 44
  • Изабелла д'Эсте
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #11 : Ноябрь 13, 2008, 01:00:02 »
Milana
С возвращением дорогая Милана!!!!!
Спасибо :)
У вас очень красивая аватарка! Впрочем, у вас всегда красивые аватарки.

Оффлайн Михаил К.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 631
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #12 : Ноябрь 13, 2008, 12:15:43 »
Чужой, голосище то у Бородиной есть, а вот верхней форманты, по-моему, немного не хватает. Посему он матовый немного...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #13 : Ноябрь 13, 2008, 12:50:47 »
Значит Вы,Predlogoff,всё же решились пойти на Аланья))?
Будем от Вас ждать двойной рассказ,и про тенора и про меццо ;D

Ох, пойду, только что рассказывать-то ? Я надеюсь, что оба концерта запишут и покажут по ТВ – всё-таки даже в Москве не каждый день такие киты мировой оперы выступают.

Дважды Вы употребили слово "голосище" в отношении О. Бородиной.  Я ее слушал в нашей филармонии (один магнат ее пригласил), с оркестром. И никакого особенного голосища я не услышал. В чем тут дело? Кстати, вместе с Бородиной пела и Барбара Фритолли. Не услышал существенной разницы между ними в части мощи, которую можно назвать "голосище". Или Вы это слово употребили в каком-то другом смысле?

В самом буквальном. Помню, я слушал с Бородиной "Царскую невесту" – подобно тому, как опера "Аида" при наличии сильного меццо фактически превращается в "Амнерис", слышанная мною "Царская невеста"  фактически превратилась в "Любашу" :), так сильно превосходила Бородина и в техническом и в динамическом плане всех остальных, тоже весьма достойных певцов.
Что касается вашего случая, то, возможно, в тот раз певица поумерила свои страсти или же была не склонна форсировать, да мало ли что ещё – голос это такой тонкий инструмент: чуть что и сразу исчезает. Но когда Бородина в форме, она наполняет весь зал своим голосом, это звучит потрясающе. Впрочем, в романсах Чайковского и Рахманинова, быть может, она и не будет излишне "по-оперному" форсировать, но согласитесь, что многие их романсы написаны словно бы специально в расчёте на исполнительские страсти и публика всегда их ожидает и принимает с восторгом.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #14 : Ноябрь 13, 2008, 13:28:09 »
Nadejda
Цитировать
Привет всем после долгого отсутствия !!!!!!!
Дорогая Надежда, искренне рада Вашему появлению на форуме. Мы действительно Вас часто вспоминали и начали тревожиться.

Predlogoff
Цитировать
Бородина отличается от других "див" гораздо бОльшей стабильностью - и психики, и голоса, и вообще, всего человеческого склада.

Да, О. Бородина отличается удивительной стабильностью. Мне пока не приходилось слышать в Мариинке спектакли или концерты с её участием, в которых она бы не продемонстрировала великолепный вокал – очень ровный, округлый, матовый, с красивой тембровой окраской. Вспоминается только единственный раз – то был концерт на открытом воздухе – когда певица оказалась не в форме. Однако в наших климатических условиях, когда в разгар лета после удушающей жары могут внезапно подуть холодные ветры, в планировании и поведении таких концертов есть что-то экстремальное.

Что же касается её ролей в Мариинском театре, то я впервые услышала певицу в партии Амнерис в 90-х. Был как раз тот случай, что благодаря Бородиной эта героиня с момента первого появления превратилась в центральный персонаж и в этом качестве оставалась до самой последней сцены, когда полные безнадежной тоски возгласы героини над гробницей Радамеса и Аиды оказывали завораживающее воздействие.   Впоследствии я получила огромное удовольствие от её Эболи и Далилы, а также от выступлений в концертах. Помню, как была удивлена публика,  когда на бис певица однажды решила исполнить арию Лизы из 3-го действия «Пиковой дамы» - темный меццовый тембр был здесь очень непривычен, но интересен. Возможно, в каких-то партиях певицу можно упрекнуть в недостатке сценической живости. Я слышала её Кармен только в концертных вариантах и полуконцертных фрагментах и не видела в спектаклях; вероятно, в этой роли ей бы недоставало данного качества – т.е. внешне горячего темперамента. Однако в ролях гордых царственных особ некоторая статичность идет ей на пользу: в сценическом и вокальном образе певицы всегда чувствуется величественность, которую не надо играть. Среди неоперных произведений запомнились «Смерть Клеопатры» Берлиоза и относительно недавний «Реквием» Верди п/у Гергиева, где певица затмевала остальных вокалистов. В россиниевском репертуаре я Бородину не слышала, т.к. не застала в Петербурге «ранний» период её творчества, а также по той причине, что Россини практически не представлен в оперной  афише Гергиева.

Самой выдающейся ролью Бородиной я назвала бы Марфу в «Хованщине». В этой партии певица не просто естественна – здесь сложилось всё: и внешние данные, и особенности вокального дарования, и глубина попадания в образ, и какая-то, как мне кажется, кровная связь с этой музыкой. Спектакли «Хованщины» с Бородиной могу отнести к числу самых ярких оперных впечатлений за  время регулярных посещений Мариинки. Может быть, это не совсем так, но при больших удачах и востребованности певицы в западноевропейском репертуаре и её владении соответствующими вокальными техниками, она для меня представляет всё же русский тип.

Относительно мощи – я полагаю, что понятие «голосище» здесь вполне может быть использовано. Недоозвучки я никогда не ощущала. Возможно, голос Бородиной и нельзя назвать стенобитным, но его сила и наполненность всегда раскрываются в театре и при этом чувствуется запас.

Романсы русских композиторов в исполнении Бородиной - это интересно.
« Последнее редактирование: Ноябрь 13, 2008, 14:06:49 от Кантилена »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #15 : Ноябрь 14, 2008, 20:06:32 »
   Впоследствии я получила огромное удовольствие от её Эболи и Далилы, а также от выступлений в концертах. Помню, как была удивлена публика,  когда на бис певица однажды решила исполнить арию Лизы из 3-го действия «Пиковой дамы» - темный меццовый тембр был здесь очень непривычен, но интересен.

:) Любопытно было бы услышать !
Жаль, что в те времена мы ещё не обменивались информацией через инет :)
Вы вот хотели заехать в Москву на Эмара с Мессианом, а я хотел заехать в Петербург на Алексеева с Моцартом (15-го), но Аланья и Бородина мне все планы перебили - оба концерта, как назло, по субботам - никак их не пристроишь в расписание, если посещать Питер.
А потом я уезжаю за рубеж и до след.года в Питере не появлюсь.
Если всё же пойдёте на Куру, а не на Алексеева, то всё равно зафиксируйте :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #16 : Ноябрь 14, 2008, 20:50:31 »
Впоследствии я получила огромное удовольствие от её Эболи и Далилы, а также от выступлений в концертах. Помню, как была удивлена публика,  когда на бис певица однажды решила исполнить арию Лизы из 3-го действия «Пиковой дамы» - темный меццовый тембр был здесь очень непривычен, но интересен.

:) Любопытно было бы услышать !
Жаль, что в те времена мы ещё не обменивались информацией через инет :)
Да, это было где-то в 1998 или 1999, тогда ещё Интернет не был так распространен, да и цифровая техника тоже.

Вы вот хотели заехать в Москву на Эмара с Мессианом, а я хотел заехать в Петербург на Алексеева с Моцартом (15-го), но Аланья и Бородина мне все планы перебили - оба концерта, как назло, по субботам - никак их не пристроишь в расписание, если посещать Питер.
А потом я уезжаю за рубеж и до след.года в Питере не появлюсь.
Если всё же пойдёте на Куру, а не на Алексеева, то всё равно зафиксируйте :)
Нет, Алексеева на Аланью я бы ни за что не променяла, если бы оба концерта проходили в СПб :)). Куру, получается, пропускаю ради Алексеева :)). Можно, конечно, попытаться попасть на второе отделение в Михайловский, но я не люблю суеты и "пестроты" в музыкальных впечатлениях.
Мне кажется, что Кура - это всё-таки в каком-то смысле предсказуемо, а Алексеев - интересно, тем более что в его дискографии Моцарт не представлен. Когда ещё услышишь. Так что я тут не сомневаюсь. Вот не знаю, насколько на сей раз удачны места в БЗФ, закономерность между местоположением и качеством звучания я пока не установила :)))).

Бородину с удовольствием бы послушала, тем более что я с ней в основном знакома как с оперной исполнительницей. А тут Чайковский и Рахманинов. Зависть меня гложет, но выбраться в Москву вряд ли смогу :(.
« Последнее редактирование: Ноябрь 14, 2008, 22:11:28 от Кантилена »

Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #17 : Ноябрь 16, 2008, 14:23:44 »
Добрый день Надежда ! Мы все о вас вспоминали и беспокоились по поводу вашего здоровья !
Я иду на концерт Аланьи 15-го и на концерт Бородиной 22-го ноября, так что будет что обсудить. Если она нездорова, то это очень тревожно, однако афиши висят по всей Москве.
Видел в доступе DVD с Аланьей и Урманой в "Аиде" - вы считаете, что не следует слушать ?

Спасибо Вам и всем, кто отозвался за добрые слова.
Ещё не совсем в форме, но уже есть желание побеседовать с друзьями.

Об Ольге Бородиной в МТ говорили, что у неё якобы диабет в серьёзной степени. Насколько это опасно для вокала - не в курсе.
Слышала её много раз, в том числе живьём, начиная с её выпуска из консы и конкурса в Барселоне. У неё действительно не наработана верхняя форманта (да и у кого ей было поучиться - у её педагога техника много хуже). Поэтому голос не полётный. В нём нет того "звона" что всегда слышишь у певцов итальянской школы. Раньше у Бородиной были очень несобранные и визгливые верхи (в открышку). Сейчас этого не слышно и она их прилично фокусирует. В КГ я её слушала последний раз года 2 - 3 назад - в Марине и в Марфе. Глдлс совсем неслабый, но супер мощным его тоже не назвать. А вот тембр божественно красивый. Редкий по красоте тембр. На мой взгляд, лучший из того, что мне доводилось слушать. По силе, полётности, вокальной технике и харизматичности Софья Петровна на несколько порядков её превосходит. В частности, в "Хованщине".

Насчёт Виолеты Урмано. Конечно слушать её надо. Она очень классная в вокальном плане. Но сам голос мало интересный. Да и холодная она какая-то. Аланья очень культурный вокалист и обаятельный артист. Но, думаю, не та харизма, чтобы произвести большое впечатление в живом исполнении. К тому же, голос слабоват и совсем не драматический, что хотелось бы услышать у Радамеса.

Очень интересно было бы почитать ваши живые отклики.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #18 : Ноябрь 16, 2008, 17:03:17 »
Спасибо Вам и всем, кто отозвался за добрые слова.
Ещё не совсем в форме, но уже есть желание побеседовать с друзьями.

Надежда, после вашего последнего письма я буквально не знал, что и думать, поэтому несказанно рад, что вы по-прежнему с нами и идёте на поправку. Желаю вам сил и здоровья.

Об Ольге Бородиной в МТ говорили, что у неё якобы диабет в серьёзной степени. Насколько это опасно для вокала - не в курсе.

Я поискал - в сети о Бородиной нет такой информации, поэтому трудно судить, насколько она объективна.

Насчёт Виолеты Урмано. Конечно слушать её надо. Она очень классная в вокальном плане. Но сам голос мало интересный. Да и холодная она какая-то.

Да, голос настоящий, большой, оперный, но тембр холодный, это я слышал своими ушами в зале. Пожалуй, скорее нужно считать сие её "особенностью", нежели "недостатком". Но это уж кому как :)

Аланья очень культурный вокалист и обаятельный артист. Но, думаю, не та харизма, чтобы произвести большое впечатление в живом исполнении. К тому же, голос слабоват и совсем не драматический, что хотелось бы услышать у Радамеса.

:((

Очень интересно было бы почитать ваши живые отклики.

Я лучше скромно отмолчусь со своими "откликами" :))
Хотя о последнем (на сей момент) московском его концерте кое-что написал вот тут:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=738.0

А что касается концерта Бородиной (22.11.2008), то каждый день прохожу мимо громадных афиш и ожидаю его с нетерпением.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #19 : Ноябрь 22, 2008, 21:40:57 »
Концерт состоялся и прошёл с успехом.
Доп. материалы есть вот тут:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg17591#msg17591

О впечатлениях - позже.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #20 : Ноябрь 24, 2008, 13:41:57 »
Концерт состоялся и прошёл с успехом.
Доп. материалы есть вот тут:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg17591#msg17591
О впечатлениях - позже.
Так поделитесь ими :))?

Я познакомилась и в целом получила удовольствие. Голос певицы по-прежнему ровный, не утратил своей красоты, найдены выразительные интонации. Но первое отделение мне больше понравилось. В каждом из романсов Чайковского точно поймано и передано настроение, найдены свои оттенки, голос послушно выражал движения души. А Рахманинов оказался более однообразным, индивидуальности меньше в каждом произведении. Я несколько этому удивлена, т.к. ожидала, что в исполнении романсов Рахманинова певица проявит себя особенно ярко. Может быть, устала? Кстати, мне не очень понятно по материалам, но показалось, что не всегда всё было гладко в верхнем регистре (?), особенно во втором отделении, хотя вроде бы верхи есть.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #21 : Ноябрь 24, 2008, 14:47:39 »
Концерт Бородиной прошёл с большим успехом, однако, как мне показалось, певица пела гораздо лучше, нежели можно было подумать по сопровождавшим её пение аплодисментам :)
Тут я опять столкнулся с одним из тех парадоксов, коим не устаю удивляться – если вспоминать о её "вокальных аналогах", т.е. о меццо-сопрано, представивших своё исполнительство на московских концертных площадках за последнее время, то провальный вокал д'Интино и вульгарное пение Гаранчи вызвали в нашей публике гораздо бОльший восторг, нежели выдающееся исполнение Бородиной.
По всей видимости, уровень подготовки нашей публики оставляет желать много лучшего, если она не может отличить халтуру от настоящего искусства. Возможно, имеет значение репертуар – легкоузнаваемые оперные "коронки" всегда воспринимаются "на ура" – стоит нашей публике услышать Хабанеру Кармен, как она сразу проникается "любовью" к исполнительнице, независимо от качества вокала :)))))) Именно так было и на Гаранче, и на д'Интино: спето было ужасно, но восторги от этого не стали меньше.
Работает тут и ещё один фактор: незнамо с какого панталыку от "зарубЁжа" у нас тут ожидают каких-то неслыханных вокальных прелестей. Вероятно, "низкопоклонство" перед заграницей, как называли это явление во времена дедушки Сталина, по-прежнему у нас в полном ходу. По-прежнему мы (в массе своей) готовы умилённо внимать и аплодировать второстепенным западным артистам, третируя невниманием и отворачиваясь от наших отечественных исполнителей. Корни этого явления (я для себя его называю "клайберновщиной" при всех моих личных симпатиях к исполнительству Клайберна) столь глубоки, что в данной заметке не место их обсуждать, но не замечать их проявления тоже нельзя.
Итак, о Бородиной.
Прежде всего, я должен сказать о своих собственных ожиданиях – оправдались ли они, доволен ли я ?
Вполне !
Но оправдались они не в том виде, как я мог бы ожидать, будучи доселе почти незнакомым с камерным исполнительством Ольги Бородиной. В 1-м отделении звучали романсы Чайковского, а во 2-м – Рахманинова.
Я ожидал, что Бородина будет "обрушивать" в зал свой голос, поражать голосовой мощью, подавлять внешним проявлением страстей и т.п., как это бывало на концертах Елены Образцовой и слушалось по-своему великолепно, но ….. Ничего этого не было 22.11.2008 в КЗЧ !
Певица проявила себя как выдающийся мастер миниатюры, ценитель и знаток камерного вокала и тонкий стилист: никаких преувеличений, никакой утрировки, никаких "оперных" проявлений, ничего такого ВНЕШНЕГО, что было бы вполне простительно оперной диве, но что можно было бы при желании поставить ей в укор.
Было вполне очевидно, что каждая миниатюра прошла тщательную вокальную отделку, драматургически осмыслена, абсолютно точно выстроена по форме – но в самом исполнении не было никакой надуманности, принуждённости, в нём ощущалась полная творческая свобода. Певица, казалось, не пела, а "жила" в обстоятельствах, предлагаемых каждой новой вещицей: дыхание было столь естественным, а голос лился так свободно, что у слушателей даже мысли не возникало о громадной работе, стоявшей за совершенством исполнения. Вспоминаются впечатляющие "мхатовские" паузы – например, в романсе "Нет, только тот, кто знал": после кульминации в ожидании следующей фразы, казалось, прошла целая вечность, но каким сладким было это ожидание и как хорошо оно вписалось в саму смысловую канву этого гениального романса !
Хочется отметить, что, за единичным исключением, певица выбрала и у Чайковского, и у Рахманинова СВЕТЛЫЕ по настроению романсы, а потому весь концерт, несмотря на то, что за окнами зала валил снег и всё указывало на скорый приход зимы, был проникнут ВЕСЕННИМ настроением. Вот она, "волшебная сила искусства" !
Даже романс "Снова, как прежде, один", в исполнении других певцов чаще всего переполненный трагизмом, прозвучал, скорее, в уныло-ностальгической романтической манере, нежели беспросветно-мрачно и обречённо-безысходно. Певица подала его "белым" звуком, почти без красок, некоторые фразы прозвучали на исчезающем пианиссимо, заставлявшем аудиторию буквально затаить дыхание.
Не побоюсь высоких слов: это было гениально.
Если даже 1-е отделение было проникнуто "весенними" настроениями, то среди романсов Рахманинова, прозвучавших во 2-м, и вовсе не нашлось ни одного в минорной тональности !
Вообще, ощущалось, что весь этот концерт был задуман в "дискуссионной" манере: певица словно предложила СВОЙ взгляд на творчество великих русских композиторов, каждый из которых гораздо больше ассоциируется с несколько другими образными сферами, нежели с теми, которые своим выбором репертуара и его исполнением выдвинула на первое место выдающаяся русская певица, имя которой мы, по всей видимости, скоро начнём упоминать не иначе как с применением эпитета "великая".
Скажу ещё об одном личном наблюдении.
Будучи давно и хорошо знакомым с романсовым исполнительством великих русских певиц предыдущего поколения – Е.В.Образцовой и И.К.Архиповой, которые обе часто и охотно пели романсы и Чайковского и Рахманинова, я хочу отметить, что вокальная манера Бородиной по совокупности свойств всё же ближе к манере Архиповой, нежели Образцовой. Я не оцениваю сей факт в категориях "хорошо или плохо", я просто констатирую. Казалось бы, великолепные низы Бородиной, каких никогда не было у Архиповой и которые должны были бы вызывать в памяти низы Образцовой, сама певица вовсе не выдвигала на первый план в качестве своего главного достоинства и никогда низкие ноты не выпячивала. Даже романс "Она, как полдень, хороша", посвящённый Лавровской, как известно, обладавшей великолепными сочными низами, и содержащий низкие ноты, специально предназначенные автором для исполнения певицей с богатым нижним регистром, Бородина исполнила с пониманием этого обстоятельства, но без нарочитого форсирования низов, в чём проявилось присущее ей чувство меры.
Никаких особых вокальных проблем я не заметил, кроме парочки моментов в романсе "Сирень": певица спела его в оригинальной тональности (As-dur), поэтому те звуки мелодии, которые попали на её переходные ноты, прозвучали неустойчиво ! Я вдруг ощутил, что несмотря на неширокий диапазон и отсутствие высоких нот, романс этот всё же сопрановый, а не меццовый: иначе автор не "топтался" бы при изложении мелодии в аккурат на переходных звуках меццо-сопрано :)
Это так, конечно, мелочь, не лишённая некоторого интереса, но о тональностях я хотел бы сказать ещё кое-что, теперь уже нелицеприятное.
Дело в том, что больше половины романсов в этом концерте было транспонировано (вниз, а один даже и вверх). И что любопытно, если романсы Чайковского при этом не слишком сильно "пострадали", то при транспонировании некоторых романсов Рахманинова возникали казусы: к примеру, начальная фраза "Я жду тебя" после транспонирования оказалась в столь низком регистре, что в результате прозвучала не "с девичьей томностью", а "с коровьей страстностью", что уж ни в какие ворота моих эстетических предпочтений не влезало !
Всё же бывают опусы, тональности которых ни в коем случае нельзя трогать, чтобы не попасть в смешное положение в результате транспонирования !
Но повторяю, отдельные казусы этого концерта хотя и повеселили, но не повлияли слишком сильно на общее весьма положительное впечатление. Из концертов последнего времени я могу вспомнить только один вокальный вечер, прошедший, кстати, в том же зале и тоже под фортепиано – это был концерт Виолеты Урманы. И в тот раз, и в этот раз выступили певицы примерно одинакового калибра – это были настоящие, большие (очень большие !) оперные голоса, великолепно наполнявшие зал и слышные из любой его точки, голоса, владелицы которых в то же время обладали чувством меры, столь необходимым в подаче камерного репертуара.
Тем удивительнее было то, что даже не дождавшись биса, публика начала стремительно разбегаться, а после 1-го биса (де Фалья), сразу ставшего последним, в гардероб сорвался с мест и партер и амфитеатр, после чего концерт сам собой прекратился по факту. Я так понял, желание первыми забрать свои шубейки перевесило желание послушать ещё несколько бисов выдающейся русской певицы.
Уж небось какой-нибудь там певший в микрофон Аланья (как о нём иронически сказали, что если так будет продолжаться, то в следующий раз он будет петь под фонограмму) или какая-нибудь безголосая д'Интино, или вульгарная Гаранча сорвали свои бисы, а для нашей певицы, явно превосходившей их всех, вместе взятых, у наших людей не нашлось энтузиазма, чтобы поаплодировать подольше.
Но как я уже говорил, обсуждение этого вопроса погрузит нас в бездну метафизических прений.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #22 : Ноябрь 25, 2008, 17:41:53 »
В молчаньи ночи тайной
Примадонна Мариинки Ольга Бородина спела в Москве
Ирина Муравьева
"Российская газета" - Федеральный выпуск №4798 от 25 ноября 2008 г.

http://www.rg.ru/2008/11/25/pevica.html

Примадонна Мариинки Ольга Бородина выступила в Концертном зале имени Чайковского в рамках филармонического абонемента "Звезды мировой оперы в Москве".

Программу единственного за многие годы сольного концерта в столице певица составила из романсов Чайковского и Рахманинова, исполнив их в сопровождении пианиста Дмитрия Ефимова.

В Москве Ольга Бородина, выступающая на крупнейших сценах мира, появляется редко, почти эксклюзивно. Так что здесь помнят каждый ее выход, каждую арию, спетую в Большом зале консерватории или на сцене Концертного зала имени Чайковского. Бородина восхищает поклонников не только красотой своего голоса, но и мощной индивидуальной харизмой, сильным строптивым характером, не допускающим халтуры и безвкусия на сцене. Ее любят за цельность дара - человеческого и музыкального, за то, что не разменивает свою личность на популярный гламур, не заигрывает с публикой, за то, что несет энергию подлинности в своем искусстве.

Каждый концерт Ольги Бородиной в Москве - событие, имеющее не ажиотажный, а культурный градус. На этот раз певица привезла программу, менее всего ассоциирующуюся с ее достижениями на оперной сцене: мощными Далилой, Марфой, Любашей. Бородина решила предстать камерной певицей, исполнительницей классических романсов - выступить на территории, требующей совершенно иного вокального воплощения. Впрочем, для Бородиной романсы - не революционный репертуар, она уже выступала в камерном амплуа в Москве, записала DVD "Русские романсы в Русском музее" и несколько раз в сезон исполняет программы из камерной музыки Чайковского, Рахманинова, композиторов "Могучей кучки" на Западе, выступая с пианистом Дмитрием Ефимовым.

Составляя программу московского сольника, певица ориентировалась на строгую пропорцию: мини-цикл Чайковского в первом отделении и равнозначный по количеству цикл романсов Рахманинова - во втором. Названия - самые популярные: "Нет, только тот, кто знал", "То было раннею весной", "Сирень", "В молчаньи ночи тайной"... Тем интереснее было ощущать индивидуальную интонацию Бородиной в каждой миниатюре: теплый светящийся тембр, сдержанная, чуть отстраненная эмоция, защищающая от дешевых сентиментальных эффектов, глубина внутреннего переживания, живой пульс человеческих историй любви, грусти, разлуки, одиночества. Бородина при этом ни разу не нарушила избранный ею с самого начала тон: повествование, а не выворачивающая наизнанку душу исповедь о пережитом и ушедшем. Благородство выбранного тона подчеркнуло классическую красоту романсов, их искусную породу, рождающую музыку из поэзии, эмоцию - из человеческой драмы, излитой в слове.

Потусторонняя грусть в "Колыбельной" Чайковского с подчеркнутым похоронным мотивом рояля, трепещущее пиано голоса и почти неосязаемая дымка фортепианной фактуры в "Сирени", блаженный разлив эмоции в "Здесь хорошо" Рахманинова, застылая, безвибратная фраза "Снова, как прежде, один" - это штрихи, мгновения, которыми Бородина творила на концерте искусство романса, раскрыв каждую миниатюру как абсолютный шедевр. И на создание этого искусства на сцене работало все: и тонкий ансамбль с пианистом, и умный рациональный вокал, и элегантный сценический имидж (певица не стала отвлекать публику сменой концертных нарядов). Результат можно было бы измерить понятием "классика": чувство меры, совершенство. Если вообще в искусстве возможен конечный результат.
----------------------------------------------------------


На вершине единения
Ольга Бородина выступила в Москве с программой русских романсов
2008-11-24 / Марина Гайкович

http://www.ng.ru/culture/2008-11-24/7_Borodina.html

Ольга Бородина и Дмитрий Ефимов – уже даже не дуэт, это единое целое.

Ольга Бородина не так часто бывает в Москве. Тем более запоминается каждое ее выступление: еще свежа в памяти слушателей ее потрясающая Любаша из «Царской невесты». Сейчас Бородина в сотворчестве с пианистом Дмитрием Ефимовым представила в рамках филармонического абонемента камерную музыку Чайковского и Рахманинова.

Назвать союз Бородиной и Ефимова ансамблем не поворачивается язык: музыканты достигли, пожалуй, той счастливой вершины, когда обычно говорят «как одно целое». При всей банальности этого выражения в настоящем случае оно совершенно справедливо. Ефимов не просто концертмейстер – он друг, партнер, соавтор. Они познакомились 13 лет назад и с тех пор выступают вместе. Дмитрий постепенно вошел в категорию людей, чью критику и замечания Ольга с благодарностью принимает. Они скорее не дуэт двух музыкантов, а один персонаж, поющий на два голоса, – настолько совершенен их ансамбль.

На встрече с журналистами Бородина коснулась своего ощущения романсов Чайковского и Рахманинова: первый – трагический, второй – романтический. Трактовка не совсем традиционная: все-таки романсы Чайковского скорее назовешь лирико-драматическими, а постоянный привкус трагизма скорее отнесешь к рахманиновским опусам. Бородина тем не менее находит во многих романсах Чайковского, начинающихся безоблачно, созерцательно, поворотную точку, когда прорывается ощущение безысходности. За редким исключением вроде «Серенады» в духе зажигательной итальянской песни или романса «Снова как прежде один», с первой до последней ноты наполненных чувством глубокого одиночества и прощания. В верхнем регистре голос приобретает бесплотный тембр, что только усиливает это ощущение. Этим романсом (последним у композитора и своим самым любимым) Бородина всегда замыкает программу из сочинений Чайковского.

Другое дело Рахманинов, исполненный бурей свежих эмоций, порывов и страсти – самых светлых романтических чувств.
---------------------------------------------------------------------------------



Чайковский многолетней выдержки
В Москве прошел сольный концерт Ольги Бородиной

http://www.vremya.ru/2008/217/10/217536.html

В сентябре 1997 года в Большом зале Московской консерватории открывался цикл концертов «Золотые голоса мира в Москве». В ноябре 2008-го в Концертном зале имени Чайковского прошел первый концерт филармонического абонемента «Звезды мировой оперы в Москве». Второе событие, отделенное от первого десятилетием с лишним, могло родить ощущение дежавю. Что золотым голосом, что звездой мировой оперы оказалась одна и та же действительная мировая звезда родом из Мариинского театра Ольга Бородина, которой оба раза аккомпанировал Дмитрий Ефимов.

Первое отделение программы, словно под копирку, повторило давнее выступление. Вновь звучали романсы Чайковского, причем из того же раз и навсегда проведенного отбора: «Нам звезды кроткие сияли», «Закатилось солнце», «Серенада»... Те из ценителей вокала, кто не был на концерте-97, знают предложенную Бородиной интерпретацию по записанному в 2001 году с тем же Дмитрием Ефимовым DVD «Русские романсы в Русском музее».

Представ перед переполненным залом, Бородина не изменила себе ни на йоту. Ты ждешь «Колыбельной», той самой, в которой поется про «ветер, солнце и орла», -- и с замиранием узнаешь перелив голоса, легкий вздох, именно тот, что еще давным-давно особенно запомнился. Точность, с которой певица воспроизводила интонационные находки многолетней давности, создает впечатление чего-то ирреального. Романс «Снова, как прежде, один» будет столь же завораживающе заунывен, вероятно, всегда. Это та степень огранки, которая не подразумевает развития.

Тем неожиданнее было открытие второго отделения: мир все-таки не совсем постоянен. В 1997 году главным событием концерта стали «Песни и пляски смерти» Мусоргского, для которых фирменная холодная отстраненность Бородиной послужила практически идеальным воплощением. Но для романсов Рахманинова, спетых ныне, этого оказалось недостаточно. Решенные изобретательно, но достаточно формально, они постепенно снизили тонус зала с благоговейного до уважительно-вежливого. И когда по идее должно было начаться мини-отделение бисов, вдруг оказалось, что публика их не жаждет. Перемена настроения, заявленная «Мавританской шалью» Мануэля де Фальи, не получила никакого продолжения. Едва певица ушла со сцены, аплодисменты вдруг прекратились, и только что с восхищением внимавший божественному голосу народ деловито отправился домой.
-----------------------------------------------------------------------


«Глупо на все соглашаться, боясь потерять расположение дирижера»
Певица Ольга Бородина в интервью «Газете»

http://gzt.ru/culture/2008/11/23/223000.html

В Московской филармонии состоялся концерт меццо-сопрано Ольги Бородиной. Солистка Мариинского театра, занятая в спектаклях крупнейших оперных домов мира, в российской столице исполнила камерную программу - романсы Рахманинова и Чайковского. О подборе репертуара и работе с известными дирижерами Ольга Бородина рассказала в интервью корреспонденту "Газеты" Ольге Романцовой.

- Как вы относитесь к романсам Чайковского и Рахманинова?

- Камерная музыка приносит мне большое удовольствие и умиротворение. Я очень люблю романсы и стараюсь их как можно чаще исполнять. Ведь каждый романс - это драматическая миниатюра. С аккомпаниатором Дмитрием Ефимовым мы, кажется, нашли интересные трактовки. Обычно я стараюсь чередовать трагическую музыку с романтической, чтобы выстроить своеобразную драматургическую линию концерта.

- Много ли новых произведений на вашем недавнем DVD «Русские романсы в Русском музее»?

- К сожалению, новых романсов не так много. Все-таки я оперная певица, и физически не хватает времени на то, чтобы учить новые произведения. Я выбрала для этого DVD самые любимые.

- Часто слушаете свои записи?

- Нет, никогда не слушаю. Записи кажутся мне мертвыми: нет той невероятной энергии, которая присутствует в живом голосе.

- Ваш муж Ильдар Абдразаков тоже поет в опере. Случалось выступать вместе с ним?

- Вместе мы пели в операх Россини «Золушка» и «Итальянка в Алжире». Скоро будем петь в «Осуждении Фауста» Берлиоза и в «Хованщине».

- А в Мариинском театре?

- К сожалению, муж еще не доучил свою партию, поэтому впервые мы споем "Хованщину" в "Метрополитен-опера". Но, надеюсь, со временем он будет ее петь и в Санкт-Петербурге. Еще мы будем петь вместе «Сказки Гофмана». Конечно, не так много совместных спектаклей, как хотелось бы.

- Кто-нибудь из ваших сыновей собирается стать певцом?

- В детстве им всем хотелось стать певцами, там более что перед глазами такой яркий пример - их родители. Они не понимают, как это сложно, и им хочется быть первыми во всем. Но так получается не всегда. Старший сын, ему исполнится 23 года, уже изменил свои планы. Он окончил хоровое училище и три курса консерватории, после чего понял, что первым, к сожалению, не станет. И решил, что лучше сменить профессию, чем стать ничем не выдающимся певцом и музыкантом. Два младших сына пока учатся в хоровом училище и продолжают строить большие планы.

- А какую профессию выбрали бы вы, если бы не стали оперной певицей?

- Наверное, стала бы доктором. Меня с детства интересовала медицина, и я умею делать уколы. Если дети болеют, я их лечу сама.

- Меняте ли вы свой оперный репертуар?

- Сейчас я возобновляю забытые партии. Например, буду петь в «Адриенне Лекуврер». Я пела эту партию всего один раз в "Ла Скала" девять лет назад. Начинаю учить «Сказки Гофмана».

- Могли бы вы перечислить первую пятерку дирижеров, с которыми вам приятнее всего выступать?

- Прежде всего, безусловно, Валерий Гергиев. Валерий Абисалович - первый в моей жизни дирижер: с ним я впервые вышла на сцену Мариинского театра. Мы работаем вместе уже 21 год. Наше ближайшее совместное выступление - «Хованщина» в Мариинском театре 23 декабря. Мы оба любим этот спектакль и с нетерпением его ждем. Дирижер номер два для меня - маэстро Джеймс Ливайн. Большую роль в моей жизни сыграли Бернард Хайтинк, Колин Дэвис, маэстро Риккардо Мути. Кстати, Риккардо Мути тоже был одним из первых в моей жизни дирижеров. С ним в последнее время много работаем.

- Заставлял ли вас Гергиев исполнять партии, которые не подходят вашему голосу?

- Конечно, ему хотелось, чтобы я пела как можно больше. Много лет назад он заставил меня срочно выучить оперу «Дон Карлос», спеть оркестровую репетицию, и на следующий день - спектакль. Я тогда еще не пела Верди (сейчас изредка пою в «Дон Карлосе», но голос у меня до сих пор остался лирическим, и в драматической музыке мне не очень комфортно). Я выучила партию в «Дон Карлосе» за шесть часов в классе Мариинского театра и вышла на оркестровую репетицию с маленькой бумажкой: музыку смогла выучить, а текст - нет. Но, спев оркестровую, я сказала Гергиеву, что спектакль на следующий день петь не буду, потому что не готова и эта музыка пока не для меня. Гергиев пытался меня убедить, но я отказалась. Сказала: "Нет!" И считаю, что каждый певец может это сделать, чувствуя, что предложенная ему партия вредна для его голоса. Глупо на все соглашаться, боясь потерять работу или расположение дирижера. Если певец берется за неподходящий репертуар, это может плохо для него закончиться.

- Гергиев спокойно отнесся к вашему отказу?

- Он вообще не может ни к чему относиться спокойно. Но через какое-то время Валерий Абисалович понял, что я была права, и сказал мне об этом. В наших отношениях бывали такие моменты. Поэтому у нас с ним никогда не было проблем.

- Пласидо Доминго - один из ваших любимых сценических партнеров. Случалось ли вам петь в операх, которыми он дирижировал?

- Да, он дирижировал «Аидой», оперой «Самсон и Далила» в Вашингтоне. Честно говоря, я предпочитаю, чтобы он был моим партнером на сцене.

- Ваше критическое отношение к современной оперной режиссуре известно. Как складываются отношения с новым генеральным директором "Метрополитен-опера" Питером Гельбом, который считается сторонником всего нового?

- Неплохо. Новый директор "Метрополитен-опера" любит более модерновые оперные постановки, но их нельзя назвать ультрасовременными или безумными. В этих спектаклях сочетаются классика и модерн, что в принципе очень интересно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #23 : Ноябрь 26, 2008, 00:10:33 »
По всей видимости, уровень подготовки нашей публики оставляет желать много лучшего, если она не может отличить халтуру от настоящего искусства. Возможно, имеет значение репертуар – легкоузнаваемые оперные "коронки" всегда воспринимаются "на ура"

Работает тут и ещё один фактор: незнамо с какого панталыку от "зарубЁжа" у нас тут ожидают каких-то неслыханных вокальных прелестей. 
Корни этого явления (я для себя его называю "клайберновщиной" при всех моих личных симпатиях к исполнительству Клайберна) столь глубоки, что в данной заметке не место их обсуждать, но не замечать их проявления тоже нельзя.
Прежде всего, больщое спасибо за подробный и профессиональный отзыв о концерте Ольги Бородиной. Что касается низкопоклонства перед западными вокалистами, тут Вы абсолютно правы. Так было и раньше, когда приехжал Доминго и другие западные стареющие тенора, мастерство которых было ещё на высоте, но голоса их уже поистёрлись. Не так давно Москва заходилась от восторга на концертах Брина Терфеля или Флореса. А ведь здесь ни особых голосов, ни совершенной вокальной техники днем с огнём не сыскать. Я ещё заранее предсказывала, что Аланья Вам вряд ли понравится. И всё же, это недавнее прошлое западного оперного искусства. Что делается сегодня, не могу передать, не ругаясь. Я ведь если хожу в оперу, то послушать исполнителей. Сегодня не хожу совсем, так как слушать стало не кого. Что произошло, понять трудно. Ведь есть ещё в оперном мире очень приличные оперные голоса и артисты. Так их просто не приглашают. Сужу по Ковент Гарден. Такая опереточная серость, которую слушать - это не уважать самого себя. Кстати, здешняя публика их слушает и с концертов раньше времени не сбегает. Но по силе апплодисментов всегда можно судить, кто действительно понравился, а кому апплодируют ради вежливости. И всё же, здесь преобладает тенденция поддерживать своих соплеменников.


Итак, о Бородиной.
Прежде всего, я должен сказать о своих собственных ожиданиях – оправдались ли они, доволен ли я ?
Вполне !
Но оправдались они не в том виде, как я мог бы ожидать, будучи доселе почти незнакомым с камерным исполнительством Ольги Бородиной. В 1-м отделении звучали романсы Чайковского, а во 2-м – Рахманинова.
Я ожидал, что Бородина будет "обрушивать" в зал свой голос, поражать голосовой мощью, подавлять внешним проявлением страстей и т.п.
Певица проявила себя как выдающийся мастер миниатюры, ценитель и знаток камерного вокала и тонкий стилист: никаких преувеличений, никакой утрировки, никаких "оперных" проявлений, ничего такого ВНЕШНЕГО, что было бы вполне простительно оперной диве, но что можно было бы при желании поставить ей в укор.
Было вполне очевидно, что каждая миниатюра прошла тщательную вокальную отделку, драматургически осмыслена, абсолютно точно выстроена по форме – но в самом исполнении не было никакой надуманности, принуждённости, в нём ощущалась полная творческая свобода. Певица, казалось, не пела, а "жила" в обстоятельствах, предлагаемых каждой новой вещицей: дыхание было столь естественным, а голос лился так свободно, что у слушателей даже мысли не возникало о громадной работе, стоявшей за совершенством исполнения. Вспоминаются впечатляющие "мхатовские" паузы – например, в романсе "Нет, только тот, кто знал": после кульминации в ожидании следующей фразы, казалось, прошла целая вечность, но каким сладким было это ожидание и как хорошо оно вписалось в саму смысловую канву этого гениального романса !

Даже романс "Снова, как прежде, один", в исполнении других певцов чаще всего переполненный трагизмом, прозвучал, скорее, в уныло-ностальгической романтической манере, нежели беспросветно-мрачно и обречённо-безысходно. Певица подала его "белым" звуком, почти без красок, некоторые фразы прозвучали на исчезающем пианиссимо, заставлявшем аудиторию буквально затаить дыхание.
Не побоюсь высоких слов: это было гениально.

Вообще, ощущалось, что весь этот концерт был задуман в "дискуссионной" манере: певица словно предложила СВОЙ взгляд на творчество великих русских композиторов, каждый из которых гораздо больше ассоциируется с несколько другими образными сферами, нежели с теми, которые своим выбором репертуара и его исполнением выдвинула на первое место выдающаяся русская певица, имя которой мы, по всей видимости, скоро начнём упоминать не иначе как с применением эпитета "великая".
Скажу ещё об одном личном наблюдении.

Как прекрасно Вы об этом написали. Я небольшой любитель камерного искусства. Признаться, романсы - это не моя стихия. Люблю, конечно, некоторые. Но после Ваших слов с огромным интересом послушала бы, к примеру, "Снова, как прежде один", или "Нет, только тот, кто знал". Я поняла, что у неё очень хороший партнёр, с которым она приобрела особую вдумчивость и артистичность. Когда она пела в паре с Ларисой Гергиевой, такое Ольге было не свойственно.

Никаких особых вокальных проблем я не заметил, кроме парочки моментов в романсе "Сирень": певица спела его в оригинальной тональности (As-dur), поэтому те звуки мелодии, которые попали на её переходные ноты, прозвучали неустойчиво ! Я вдруг ощутил, что несмотря на неширокий диапазон и отсутствие высоких нот, романс этот всё же сопрановый, а не меццовый: иначе автор не "топтался" бы при изложении мелодии в аккурат на переходных звуках меццо-сопрано :)
Это так, конечно, мелочь, не лишённая некоторого интереса

Транспозиция порой захватывающе интересна, особенно, когда что-то совсем неожиданное. В романсах, на мой взгляд, это дозволительно, так как появляются новые, совсем другие смысловые оттенки. А вот когда транспозицию делают в опере, то это точно от вокального бессилия. Обычно это делают, чтобы певец мог взять верхнюю ноту на пол-тона (а то и больше) ниже.

Тем удивительнее было то, что даже не дождавшись биса, публика начала стремительно разбегаться, а после 1-го биса (де Фалья), сразу ставшего последним, в гардероб сорвался с мест и партер и амфитеатр, после чего концерт сам собой прекратился по факту. Я так понял, желание первыми забрать свои шубейки перевесило желание послушать ещё несколько бисов выдающейся русской певицы.


Представляю, как расстроилась певица.
Что касается публики, то вспомнился попутно стишок:
"Говорят, за границей культура.
Нам на эту культуру плевать.
Вот у нас в России культура,
Что ни слова, то .... раз, два, три, пять." 

Оффлайн Doc

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 524
Re: Ольга Бородина в Москве
« Ответ #24 : Декабрь 11, 2008, 17:22:10 »
Спасибо огромное за потрясающе интересный рассказ о концерте. Мне всегда нравился голос Бородиной, и мне приятно было прочитать что у нее с верхами стало получше)