Автор Тема: Винченцо Беллини (1801–1835), итальянский композитор  (Прочитано 1760 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Белли́ни (итал. Vincenzo Salvatore Carmelo Francesco Bellini; 3 ноября 1801, Катания, Сицилия — 23 сентября 1835, Пюто, близ Парижа) — итальянский композитор.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8,_%D0%92%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%BE

Происходил из семьи музыкантов (отец — дирижёр, дед — органист и композитор). Учился в Неаполитанской консерватории.

Написал 11 опер, из которых большим успехом пользовались «Капулетти и Монтекки» (итал. I Capuleti e i Montecchi) [1] (1830, театр «Ла Фениче» (Teatro La Fenice), Венеция), «Сомнамбула» (1831, театр «Каркано», Милан), «Пуритане» (1835, «Театр Итальен», Париж).

Наиболее значительное произведение — опера «Норма» (1831, театр «Ла Скала», Милан).

Постановки опер Беллини часто сопровождались патриотическими демонстрациями: в условиях роста национально-освободительного движения в Италии зрители находили в его операх актуальное политическое содержание.

Беллини — крупнейший мастер итальянского стиля бельканто. Основу его музыки составляет яркая вокальная мелодика, гибкая, пластичная, отличающаяся непрерывностью развития. На произведениях Беллини совершенствовали своё искусство выдающиеся итальянские певцы.

23 сентября 1835 года в предместье Парижа Беллини скончался от острого воспаления кишечника, осложнённого абсцессом печени.

Первоначально похоронен на кладбище Пер-Лашез, однако в 1876 году прах композитора был перенесён на Сицилию, в кафедральный собор Святой Агаты города Катании.

И ещё одна статья о композиторе
http://operaguide.ru/composers/90-italian-composers/175-vincenzo-bellini.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Фрагмент очень интересной статьи Антона Гопко из буклета к "Сомнамбуле" в ГАБТе:

"Смерть Беллини потрясла весь цивилизованный мир. Иначе и быть не могло, ведь ушёл из жизни молодой и талантливый человек в самом начале своего творческого расцвета. Однако помимо естественной скорби по безвременно угасшей жизни и ненаписанным шедеврам, у нас есть и ещё одна причина сожалеть о том, что Беллини прожил так мало. Речь идёт о той тенденции в оперном искусстве, которая была намечена в творчестве сицилийца, но оказалась заброшенной и не вполне реализованной после его ухода. Когда Беллини показал Россини партитуру «Пуритан» (это было необходимым шагом: Россини был очень влиятелен в Париже и, желая закрепиться в этом городе, Беллини был вынужден искать его поддержки), тот в первую секунду воскликнул: «А я и не знал, что вы умеете так оркестровать!» Но тут же спохватился и уже более сдержанным, наставническим тоном посоветовал молодому композитору «не увлекаться немецкими гармониями». Впрочем, упрекать Беллини в излишней сложности гармонического языка и «злоупотреблении» модуляциями в далёкие тональности критики начали давно, ещё после «Чужестранки».

Но Беллини знал, что делает! Он, быть может, лучше чем кто-либо другой чувствовал требования своей эпохи. Он уже начал ступать на те новые территории, которые потом очень медленно и порой неуклюже будут осваивать Верди и Вагнер. Не зря тот же Россини сказал ему ещё после «Пирата»: «Вы начинаете так, как другие заканчивают».

Действительно, в чём была сущность противостояния между двумя крупнейшими оперными композиторами XIX столетия, Вагнером и Верди, которые формировали свою эстетику, как бы «не замечая» друг друга? Это было не что иное как противостояние «немецких гармоний» и «итальянских мелодий», Беллини стремился объединить в своём творчестве два этих «параллельных мира», а не противопоставлять их друг другу, понимая всю искусственность такого противопоставления.

Влияние Беллини на Верди особенно не подвергается сомнению. Верди хорошо знал музыку своих предшественников и не считал зазорным учиться у них. Более неожиданным может оказаться утверждение о влиянии Беллини на Вагнера. И тем не менее, современная Вагнеру критика находила в его ранней опере «Запрет любви» отзвуки «Пирата». Более того, известно, что великий немецкий композитор, отвергавший итальянскую оперу в целом, к творчеству Беллини относился если не восторженно, то по меньшей мере толерантно. Он дважды в своей жизни осуществил постановку «Нормы» -в Риге и в Дрездене - и утверждал, что «в этой опере соединились глубокая реалистичность, мелодическое богатство и наиболее сокровенные чувства». Стоит ли этому удивляться? Тут уместно вспомнить слова Верди о том, что в операх Беллини можно найти «длинные, длинные, длинные мелодии, каких до него никто не писал». Вкупе с экспериментами сицилийского композитора в области гармонии (пускай и скромными по вагнеровским меркам) не были ли эти «длинные, длинные, длинные мелодии» первым шагом к мелодии «бесконечной»? Иными словами, не было ли это первой попыткой воплощения той идеи, которую Вагнер впоследствии довёл до логического конца (если только не до абсурда)?

В возрасте 33 лет и у Верди, и у Вагнера наиболее существенная часть свершений была ещё впереди. Если принять во внимание тот факт, что Беллини в этом возрасте уже умер, то становится несомненно: с того поля идеологической битвы, каким было европейское оперное искусство в XIX в., выбыл крупнейший игрок. Если бы он благополучно дожил до старости, то не только его собственное наследие было бы гораздо более внушительным, но, возможно, и вся история оперы пошла бы по несколько иному пути, оказавшись в итоге, как это ни трудно себе представить, даже ещё более прекрасной и богатой.

Такую утрату можно оплакивать вечно."
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В сети лежит книга из серии ЖЗЛ о Винченцо Беллини. Надо будет прочитать сей источник знаний.

Автор:  Франческо Пастура
Название:  Беллини
Издательство:  Молодая Гвардия
Год издания:  1989год
Число томов:  1
Число страниц:  401
Формат файла:  DJVU
Размер файла:  22.8Мб

Книга написана директором музея Винченцо Беллини в городе Катания — Франческо Пастурой. Ученым досконально изучившим творчество великого композитора, влюбленным в его музыку. Автор тонко раскрывает гениальную одаренность Беллини, завоевавшего мировую славу своими операми: «Сомнамбула», «Норма», «Пуритане», которые и по сей день остаются вершинами оперного искусства.

http://www.libclassicmusic.ru/books/106
« Последнее редактирование: Май 13, 2017, 18:28:26 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 080
Судя по статистике, оперы Беллини не являются шибко популярными в мире. В топ-100 входят только «Норма» (38 место) и «Сомнамбула» (95-е). Видимо, действительно Беллини чуть поскучней и посложней.

Казалось бы, «Лючия» и «Пуритане» — практически «близнецы-братья» и не уступающие друг другу оперы. Но, тем не менее, первая на 26-м месте, а вторая на 111-м. Думаю, потому, что Доницетти для тенора написал просто красивую музыку, а Беллини еще и тесситурно очень сложную.


Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 146
В сети лежит книга из серии ЖЗЛ о Винценцо Беллини. Надо будет прочитать сей источник знаний.

http://www.libclassicmusic.ru/books/106

Спасибо за ссылку! Начал читать сей источник знаний. :)
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 146
В след. сезоне, 12 декабря, к.и. "Пирата" в КЗ МТ: https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2017/12/12/3_1900
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Кирилл Чернышов

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 483
Судя по статистике, оперы Беллини не являются шибко популярными в мире. В топ-100 входят только «Норма» (38 место) и «Сомнамбула» (95-е). Видимо, действительно Беллини чуть поскучней и посложней.

Казалось бы, «Лючия» и «Пуритане» — практически «близнецы-братья» и не уступающие друг другу оперы. Но, тем не менее, первая на 26-м месте, а вторая на 111-м. Думаю, потому, что Доницетти для тенора написал просто красивую музыку, а Беллини еще и тесситурно очень сложную.

В отличие от Беллини, Доницетти был мастером сочинения хитовых (то есть, попросту, очень хороших) мелодий. Беллини - чисто "технический" композитор, его интересно слушать, только когда техника певцов соответствует. 

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 080
...Доницетти был мастером сочинения хитовых (то есть, попросту, очень хороших) мелодий.
Причем в основном для тенора. :)

Цитировать
Беллини - чисто "технический" композитор, его интересно слушать, только когда техника певцов соответствует.
Тоже поймал себя на этой мысли.
Тем не менее, и не уступающие Доницетти мировые хиты — Casta diva и, например, A te, o cara — он тоже написал.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 146
В сети лежит книга из серии ЖЗЛ о Винченцо Беллини. Надо будет прочитать сей источник знаний.

Автор:  Франческо Пастура
Название:  Беллини
Издательство:  Молодая Гвардия
Год издания:  1989год

http://www.libclassicmusic.ru/books/106

Фрагмент из сего источника знаний:

Цитировать
Беллини был гораздо выше среднего роста. Известно, что длина его тела в гробу была метр восемьдесят два сантиметра, и можно не сомневаться, что живым композитор был еще выше.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Михаил Ястребов

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 207
Судя по статистике, оперы Беллини не являются шибко популярными в мире. В топ-100 входят только «Норма» (38 место) и «Сомнамбула» (95-е). Видимо, действительно Беллини чуть поскучней и посложней.

Казалось бы, «Лючия» и «Пуритане» — практически «близнецы-братья» и не уступающие друг другу оперы. Но, тем не менее, первая на 26-м месте, а вторая на 111-м. Думаю, потому, что Доницетти для тенора написал просто красивую музыку, а Беллини еще и тесситурно очень сложную.

В отличие от Беллини, Доницетти был мастером сочинения хитовых (то есть, попросту, очень хороших) мелодий. Беллини - чисто "технический" композитор, его интересно слушать, только когда техника певцов соответствует. 

Кирилл сказал довольно любопытную, стоящую обсуждения вещь. Я не решаюсь так уж однозначно утверждать, что Доницетти был выше Беллини в части хитов. Мы по привычке даем абсолютные величины. Но куда интересней и показательней величины удельные, в данном случае число хитов на единицу продукции, каковой является опера. У Доницетти опер было почти в семь раз больше, чем у Беллини. И, хоть лопни, не могу насчитать у него в семь раз больше хитовых мелодий. Так что беллиниевский КПД, пожалуй не ниже, если не выше. В этом плане, мне кажется, всех продуктивней Верди, у которого десяток или чуть больше опер буквально нашпигованы хитами, в число которых входят не только арии, но также ансамбли и хоры.

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 392
Доницетти: "Лючия" - минимум 4 хита;
"Паскуале" - два -точно; (+\- ещё один)
"Напиток" - адын, но грандиозный (+\- ещё один)
"Стюарт" - один;
"Болейн" - один;
Всё остальное - для знатоков и ценителей, что не отменяет гениальность. музыкальность и театральность.
Беллини: "Норма" - минимум  5, среди которых два грандиозных;
"Капулетти" - один (+/- два)
"Пират" - один;
"Чужестранка" - реально один;
"Сомнамбула" - два, один из которых - грандиозный
"Пуритане" - минимум четыре;
Всё остальное - см. про Доницетти))))

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 080
Упрощенно говоря, Casta diva и Una furtiva lagrima — и боевая ничья. :)

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 080
В этом плане, мне кажется, всех продуктивней Верди, у которого десяток или чуть больше опер буквально нашпигованы хитами, в число которых входят не только арии, но также ансамбли и хоры.
У Доницетти есть хитовый секстет  из «Лючии». Не знаю, есть ли сравнимый по популярности ансамбль у Беллини.

Оффлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 392
Ансамбль????
А оба женских дуэта из Нормы???
А дуэты из Нормы с басом?
А дуэт двух мужских голосов из Пуритан?

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 080
Ну я имел в виду не ансамбли из более чем двух человек. :)