Автор Тема: Рене Якобс  (Прочитано 3573 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн nihao

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
Рене Якобс
« : Октябрь 02, 2008, 17:22:01 »
добрый день участникам форума!
на радио "Орфей " http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/program9/ прослушал две передачи о Рене Якобсе. Вел передачу Алексей Парин. Основная тема обсуждения была - к чему ближе исполнение Рене Якобса - к опере или оратории. честно сказать, малость я запутался (профессионалом не являюсь). Буду благодарен, если сможете пояснить, в чем там, как говорится, собака порылась  ???

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Рене Якобс
« Ответ #1 : Октябрь 03, 2008, 18:01:45 »
Основная тема обсуждения была - к чему ближе исполнение Рене Якобса - к опере или оратории. честно сказать, малость я запутался (профессионалом не являюсь). Буду благодарен, если сможете пояснить, в чем там, как говорится, собака порылась  ???

Тема очень интересная и отлично соответствует направленности нашего форума, но, к сожалению, в данный момент файл передачи не открывается, а у меня мало времени разбираться в технических причинах. Однако если вдруг кто-то из постоянных посетителей нашего форума, например, Белькоре, сумеет послушать файлы с сайта радио и начнёт разговор, то я к нему со временем примкну.

Цитата с сайта радио:
-----------------
Рене Якобс: опера и оратория?
Гости программы - музыковеды Елена и Татьяна Верещагины. Речь в программе – о барочной музыке, о вкладе Рене Якобса в записи барочной оперы.

Граница между ораторией и оперой оказывается весьма призрачной. Последняя постановка  Рене Якобса «Валтазар» Генделя – оратория, если следовать жанровому определению, но – в  сценической версии. Две стороны творчества Якобса – оперная и ораториальная – оказываются очень тесно связаны.

Но это не только для Генделя вопрос, что больше в его произведении – оперного или ораториального. Можно ли проводить такое различие? В отношении современников Генделя тоже вопрос может быть актуален...

Рене Якобс все время сопровождает свои диски и выступления обсуждениями. То, что он называет «животрепещущие вопросы» (brennende Fragen). В случае «Валтазара» создается такое впечатление, что мы оказываемся на перекрестье реформирования оперы.

 

Парин: что ближе Рене Якобсу?  Когда он интерпретирует оратории или оперы? Где у него слабости, где, наоборот, его ждут большие открытия, откровения? 

Колоссальное открытие в «Валтазаре» – это такая музыкальная драма, которая  больше всего может быть похожа на Мусоргского с его Борисом Годуновым, например. Это все-таки «видимый театр». Даже в оратории для Рене Якобса не перестает существовать визуальная сторона. Даже в симфонии, когда он играет симфонии Моцарта – 38-я, 41-я (недавний его диск), эти симфонии  - кажется, абсолютная  музыка – они все равно услышаны сквозь призму оперы Моцарта. Они разыгрывают сюжет, в них музыка говорит тем же языком, который вырабатывался в связи со словом в рамках оперы, поэтому нельзя говорить, что для Рене Якобса оратория ближе, хотя она для него роднее – он действительно начинает с оратории. Ему удобно в этом жанре, ему приятно в нем. Но не исчезает театральная сторона дела в любом произведении, за которое он берется.

Парин: Я готов оспорить это утверждение. Мне кажется, что он как раз проигрывает в операх Моцарта многим дирижерам, потому что он не слышит внутренних конфликтов. Он идет за тембрами, за музыкальными красками. Ему интересно придумать какое-то звучание, новые музыкальные повороты, а как человек, который, может быть, долго стоял в церкви, в хоре, он не имеет вкуса к разыгрыванию истории. А в Моцарте, при всем при том, что мы знаем - в Моцарте надстройка огромна, и все равно, без прямых взаимоотношений не обойтись никак, и, мне кажется, что у Рене Якобса это слабая сторона.
--------------
(конец цитаты)

Полностью, конечно, надо послушать передачу, чтобы более подробно поговорить об этом.
Но сама тема превосходная.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица