Автор Тема: IX Большой фестиваль РНО  (Прочитано 3553 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 169
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #25 : Сентябрь 15, 2017, 03:21:27 »
Плетнев вызвал Дебарга на бис

Стартовал Большой фестиваль Российского национального оркестра

Марина Гайкович

http://www.ng.ru/culture/2017-09-15/7_7074_festival.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #26 : Сентябрь 15, 2017, 19:07:23 »
Люка Дебарг: Шампанский кайф в Равеле  и игра по нотам в Скрябине.
Большой фестиваль РНО дал старт сотрудничеству Михаила Плетнева с "новым Клиберном".
Автор: Сергей Бирюков
 http://musicseasons.org/lyuka-debarg-shampanskij-kajf-v-ravele-i-igra-po-notam-v-skryabine/

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #27 : Сентябрь 20, 2017, 19:49:13 »
Вы слышите, маэстро
Знаменитое сопрано Ольга Перетятько выступила в Москве
https://rg.ru/2017/09/20/reg-cfo/znamenitoe-soprano-olga-peretiatko-vystupila-v-moskve.html

Фрагмент статьи: "А музыки было маловато для сольного концерта в двух отделениях: прозвучало всего семь арий. Грустно, что красавице-певице при этом не удалось продемонстрировать вокальный уровень, соответствующий ее статусу".

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #28 : Сентябрь 23, 2017, 00:03:42 »
Россини для России

Александр МАТУСЕВИЧ

В Москве проходит IX Большой фестиваль Российского национального оркестра. За восемь лет своего существования форум стал одним из самых важных музыкальных событий столицы — с него стартует филармонический сезон, он дает своеобразный заряд на весь творческий год.
http://portal-kultura.ru/articles/festival/169455-rossini-dlya-rossii/

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #29 : Сентябрь 23, 2017, 23:32:48 »
2-й концерт Сен-Санса. Солист -- М. Плетнев. Дирижер -- К. Карабиц: https://www.youtube.com/watch?v=BGj1rt4SPkI

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #30 : Сентябрь 24, 2017, 22:39:51 »
Arlekin о концерте 23.09.2017.
https://users.livejournal.com/-arlekin-/3667158.html

Ни в чем, кажется, не чувствует себя Плетнев настолько органично, как в позднем романтизме, но ни в какой другое музыке и не проявляется в столь полной мере его своеобразие, уникальность как музыканта-философа, которое далеко не всех может (да и не должно) устроить. Помню, как несколько лет назад на организованном фондом Ростроповича вечере памяти Вана Клиберна этот же 2-й концерт Сен-Санса с РНО играл Станислав Юденич, а Михаил Плетнев дирижировал:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2773274.html

Сейчас дирижировал Кирилл Карабиц, а Плетнев сел за рояль и выступил в качестве солиста. Хотя "выступление" к тому, что делает Плетнев, даже выходя на концертную эстраду в присутствии публики - неподходящее слово, равно и не скажешь, что он сыграл Сен-Санса "блестяще", вот уж чего в исполнении Плетнева не бывает и не было тут - внешнего "блеска". И можно отчасти понять тех, кому Плетнев "скучен": действительно, кто бы другой так же сыграл - и дал бы основания для характеристик "блекло", "невнятно", но у Плетнева не вызывало вопросов, почему нельзя иначе. Особенно что касается первой части, где арпеджио восходили и нисходили словно ангелы по лестнице (что получилось очень кстати сразу после прокофьевских "Снов", открывших вечер). Вторую часть и финал Плетнев с оркестром сыграли дважды - типа "на бис", что МВ далеко не всегда себе позволяет, стало быть, для себя он посчитал исполнение Сен-Санса не просто "удачным", но и - на своем уровне - "позитивным", насколько это в принципе возможно в случае Плетнева. Потому что и во второй части, абсолютно попсовой, салонной, вроде бы ироничной и игривой, "матовый" плетневский звук отдавал привкусом могильного холода.

Обрамлением практически "двойному" плетневскому Сен-Сансу послужили две малоизвестные оркестровые вещи. "Сны" Прокофьева (1910), исключительно редко встречающиеся на афишах (я не помню их совсем) симфоническая картина, и немудрено, еще ничто в этой музыке не выдает Прокофьева, а лишь ученика Лядова, пусть и не самого послушного впоследствии; ну разве что чуть более, чем принято было у Лядова, Римского-Корсакова и им подобных, упругий ритм, и то отчетливее проявляющейся в первом разделе, более медленном и тихом, чем второй, заключительный.

3-я симфония Бориса Лятошинского звучала с оговоркой "российская премьера первой авторской редакции 1951 года", явно излишней - что касается меня, я не то что других редакций 3-й симфонии Лятошинского или каких-нибудь еще сочинений, но и имени такого композитора отродясь не слыхивал. С этой точки зрения знакомство с симфонией, заполнения пробелов ради, оказалось небесполезной тратой времени, хотя музыка - типичный образчик опуса недобитого, много пожившего и немало пережившего раннесоветского национал-модерниста времен борьбы с формалистами и безродными космополитами, преисполненный тяжеловесного, но не на сто процентов фальшивого "военно-исторического" пафоса с оглядкой на любимую вождями идеологически безвредную, стерилизованную бетховенскую патетику и в расчете на очередную Сталинскую премию (не заставившую себя долго ждать). Неудивительно, что симфонический цикл Лятошинского один в один по структуре, и композитор определенно сознавал, что делает, повторяет симфонию Бетховена под аналогичным номером, лишь совесть, видимо, не позволила Лятошинскому подставить к своему опусу программный заголовок "Героическая". Плюс к тому финал выдержан тоже в соответствии с генеральной линией в гармониях "глинка-чайковский, римский-корсАков", ну если конкретнее - то все ж, пожалуй, Мусоргский, вот кто жил не зря. А я не зря остался на второе отделение (ползала разошлось в антракте, отслушав МВ) - потом ночью освоил в записи другие вещи Лятошинского, в том числе крупные (он преимущественно был как раз симфонист), это небезынтересно, хотя всему свое время.

На бис играли лаконичный, но разноплановый по составу симфонический опус с контрастного характера, жанра и настроения разделами, от песенно-раздольных и плясовых до опять-таки маршево-героических; и с еще более явственным опять-же украинским колоритом - тоже программно-изобразительное произведение, наиболее яркими моментами заставляющее вспомнить духоподъемные песни типа "едут-едут по Берлину наши казаки", но по боевому, оптимистическому настрою, эпическому замаху и отсутствию трагизма в героике музыка, в отличие от симфонии, вызывала ассоциации с литературными сюжетами скорее из периода гражданской войны, а не второй мировой, что-нибудь про "неуловимых мстителей" и прочих "красных дьяволят". Удалось выяснить, что это увертюра к опере Лысенко "Тарас Бульба", то есть без войны в сюжете действительно не обошлось, и даже в некотором смысле гражданской, хотя и немного другого рода "дьяволята" куражились; а опера пусть и завершена в 1890-м, но свет увидела лишь после революции и гражданской войны в 1924-м, так что ассоциация все же неслучайная и уместная.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #31 : Сентябрь 25, 2017, 20:50:53 »
"Засвистали козаченьки" на фестивале Михаила Плетнева
Легендарный пианист сыграл вместе с украинским дирижером Кириллом Карабицем
http://musicseasons.org/zasvistali-kozachenki-na-festivale-mixaila-pletneva/

автор не указан, а рецензия весьма дельная
« Последнее редактирование: Сентябрь 25, 2017, 21:10:11 от Ирина67 »

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 970
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #32 : Сентябрь 25, 2017, 21:45:17 »
Н. Зимянина об исполнении симфонии Лятошинского в концерте 23 сентября:

Какое отношение Лятошинский имеет к Сен-Сансу? Примерно такое же, как Хренников к Шопену. Почему на концерте Фестиваля РНО после необыкновенного первого отделения (симфонические «Сны» Прокофьева 1910 г. и Второй концерт Сен-Санса в феноменальном исполнении Плетнева) после антракта прозвучала – не пришей кобыле хвост – Третья симфония советского классика Лятошинского?
Моя версия такова. В этот вечер дирижировал Российским Национальным оркестром Кирилл Карабиц, первоклассный маэстро, не часто бывающий в Москве. Карабиц с 2008 г. возглавляет Борнмутский симф. оркестр, с 2016 года главный дирижер Немецкого национального театра и Государственной капеллы в Веймаре, но все же он украинец. (Сын известного, рано умершего талантливого композитора Ивана Карабица, ученика Лятошинского по Киевской консерватории).
Вероятно, получив приглашение вновь выступить на фестивале РНО, Карабиц предложил сыграть и Лятошинского. Почему нет? Мы и понятия не имеем об этой симфонии. Советский монстр, написанный по всем академическим законам послевоенного времени, прозвучал с давно забытым пафосом, который, конечно, не идет в сравнение с наднациональным и надвременным содержанием симфоний Прокофьева и Шостаковича. В симфонии то и дело возникают лирические украинские мелодии, противостоящие «разрушительным силам».
Что тут скажешь? Человек (Кирило Карабиць),) хотел совершить поступок - и совершил его. И достоин за это глубочайшего уважения. И я бы даже сказала, что второе отделение странного концерта вышло по-своему феноменальным! Оркестр оказал себя с самой лучшей стороны, точно выдержав большой советский стиль, остатки которого оркестранты, видимо, еще застали на последнем этапе учебы. Мастодонты вроде меня (Сережа Бирюков, например) вспоминали (и не без ностальгии) концерты во время съездов Союза композиторов СССР, где можно было послушать удивительный букет лучших, в том числе и самых масштабных сочинений композиторов тогдашних республик. Сейчас нам о них ничего не известно.
Но главное – много ли мы вообще сейчас видим, слышим, читаем украинского? Самый близкий нам народ нарочно стирают из нашей памяти, выставляя недоумками и прихлебателями Запада. Извините, что так примитивно.
Так что жаль, конечно, что часть публики ушла с концерта сознательно после Плетнева, хотя, согласна, действительно, впечатления от его игры хочется долго смаковать и не расплескивать.
А многие стали уходить после первой части симфонии, причем совершенно неприличным образом, и это было горько отмечено моей коллегой Ларисой Барыкиной, прилетевшей из Екатеринбурга (она воскликнула: «У нас такого не бывает!»).
Карабиц же, наверняка довольный качеством и наполнением исполнения и - в конечном счете - прекрасно принятый публикой, так как дирижер он классный и энергичный, добавил еще и бис: увертюру к опере Лысенко «Тарас Бульба». Ну, вы можете себе представить, какое там звучало тутти! К тому же я ее отродясь не слышала. И публика, кстати, на эту музыку очень отозвалась.
Я просто считаю, что побывала на двух концертах. Тем более что мне, как и многим, уже первого отделения было бы вполне достаточно. А перебегать с одного концерта на другой, совершенно противоположного содержания, мне не привыкать.
Фестивалю РНО можно только спасибо сказать, что всегда на нем бывает что-то необыкновенное, кроме выступлений самого Плетнева.
Вот и закрываться он будет 2 октября не любимой нашими театрами «Русалкой» Даргомыжского - Плетнев продолжает свою просветительскую деятельность и наверняка откроет нам в этой загадочной музыке что-то такое, о чем мы и не догадываемся.

Но не так интересен этот текст, как коменты на него - там очень много любопытного, включая ссылку на запись 3й симфонии Лятошинского оркестром Мравинского, Почитайте:
https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/1043255992478115
« Последнее редактирование: Сентябрь 25, 2017, 22:10:21 от lina »

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #33 : Сентябрь 25, 2017, 21:58:40 »
"Ревизор" снова отличился отзывом Е. Алексеевой http://www.rewizor.ru/music/reviews/maestro-pletnev-ispolnil-fortepiannyy-kontsert--2-kamilya-sen-sansa/
Размещаю для полноты картины, но читать эту феерическую чушь не советую.

"Сен-Санс Плетнева полностью "доверился" украинскому маэстро, зная, что не подведет в самых тонких изяществах фактуры, изысканных пианиссимо и пленительно-упругих совпадениях оркестровых вертикалей с пассажами солиста. Плетнев играл как... Плетнев. Не кричаще-эффектно, не шикарно-виртуозно, не сногсшибательно-быстро, как это преподнес бы, наверно, восторженный поклонник этого произведения Ференц Лист. Ведь здесь есть, что поиграть".  ;D

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #34 : Сентябрь 25, 2017, 22:05:52 »


Но не так интересен этот текст, как коменты на него - там очень много любопытного, включая ссылку на запись 3й симфонии Лятошинского оркестром Мравинского, Почитайте:
https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/1043255992478115

Да, комментарии хороши. Между прочим, симфония Лятошинского показалась действительно довольно интересной. Но он переборщил там с медными, уж очень много грохота. Пессимизма в этом миноре я как-то не заметила, уж не знаю, за что его упрекали, а вот отголоски Прокофьева и др. звучали отчетливо. 

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #35 : Сентябрь 26, 2017, 07:19:45 »
Аттракцион репертуарной щедрости
Сен-Санс, Прокофьев и Лятошинский на Плетневском фестивале
Автор -- Ю. Бедерова
https://www.kommersant.ru/doc/3420827

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #36 : Сентябрь 26, 2017, 20:47:19 »
Отзыв о концерте 23.09.2017 С. Бирюкова:
https://www.facebook.com/snbirukov/posts/1639387146132119

Какой замечательный концерт мы сегодня послушали в зале имени Чайковского! Первое отделение -- царство Михаила Плетнева. Это и закономерно, идет Большой фестиваль его Российского национального оркестра, но сегодня Михаил Васильевич -- пианист, что очень редко для Москвы, реже, чем, например, в Казани, городе его юности, который он чаще балует своими пианистическими выступлениями. Замечательно непринужденно, в лучшем смысле камерно, т.е.как бы для себя, без оглядки на дышащий ажиотажем зал, очень просто и естественно сыграл 2-й концерт своего любимого Сен-Санса, с которым они, с тягой обоих к красоте и ясности, сошлись душами. Раскочегарился и на бисы, которыми стали скерцо и финал концерта, сыгранные еще изящнее, еще непринужденнее...

А во втором отделении дирижер сегодняшнего концерта Кирилл Карабиц познакомил москвичей с 3-й симфонией своего соотечественника, украинского композитора середины ХХ века Бориса Лятошинского. Хотя, наверное, когда-то это произведение и исполнялось у нас -- но кто припомнит, чтобы в последние годы хоть это, хоть любое другое сочинение Лятошинского, да и вообще украинская симфоническая музыка звучала в России... Скептики вправе критиковать эту музыку, и будут правы, заметив в ней огромные влияния Шостаковича, Стравинского, Прокофьева (тоже ведь, кстати, "украинского" композитора, ведь детские впечатления родной донецкой Сонцовки никуда не денешь, мы их, кстати, услышали в самом первом сочинении программы -- "Снах" Сергея Сергеевича, может быть, самой волшебной музыке на свете). А кто-то скажет: да какой он формалист, это же настоящий академизм: все части в сонатной форме, после драматической главной обязательно последует лирическая побочная, разработка основана на контрапунктической технике, а в коде финала, разумеется, торжество оптимистического мажора. Настоящая советская музыка: напряженная борьба и в конце победа света.

Лятошинский и сам наверняка считал дикостью ярлык формалиста, который на него навесили в печально памятном 1948 году. Он просто писал музыку, какую ему диктовали его внутренний слух и время. Влияния? И бог с ними, было бы странно пройти мимо идей, носившихся в воздухе, особенно в воздухе единой тогда страны. Но главное в другом -- в громадной искренности, в мощном драматическом темпераменте, в яркости и густоте (а где нужно, хрупкой прозрачности) красок. Да за одну страстно-скорбную побочную тему финала можно зачислить эту симфонию в разряд выдающихся партитур. И вот вам парадокс, тоже очень советский: именно за финал его особенно ругали, находя слишком мрачным, так что пришлось делать вторую редакцию, чтобы симфония жила. А сегодня Кирилл Карабиц -- это уж точно впервые в России -- сыграл ее в первой редакции 1951 года, восстановив историческую справедливость.

Кирилл вообще совершил поступок, приехав в Москву и сыграв украинское произведение. Даже два произведения, потому что на бис лихо и роскошно прозвучала (в редакции Лятошинского) увертюра к классической опере "Тарас Бульба" Николая Лысенко, увенчанная бравой казацкой песней "Засвистали козаченьки". Думаю, не надо объяснять, почему это не просто гастроль, как было бы лет 30 и даже 5 назад, а именно поступок. Побольше бы таких поступков с обеих сторон, и тогда той гнуси, которую с удовольствием культивируют политики и наши, и украинские, было бы труднее затягивать нас в закрученный ими кровавый омут. Браво, Кирилл! Браво русским и украинским музыкантам, браво украинской и русской музыке.

Это тот же отзыв, что без подписи был размещен в Музсезонах. С небольшими изменениями

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #37 : Сентябрь 27, 2017, 07:20:31 »
Памяти великого дирижера
Сольный концерт Ольги Перетятько-Мариотти в рамках IX Большого фестиваля Российского национального оркестра прошел 19 сентября 2017 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского, дирижер Кристофер Франклин (США-Италия). Монопрограмма включала исключительно фрагменты из опер Джоаккино Россини («Семирамида», «Путешествие в Реймс», «Турок в Италии», «Танкред», «Севильский цирюльник»).

Далее -- по ссылке: http://www.belcanto.ru/17092602.html

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #38 : Октябрь 01, 2017, 11:39:31 »
Урок истории, прощения и смирения
В концертном зале имени Чайковского рассказали о царской семье.
http://musicseasons.org/urok-istorii-proshheniya-i-smireniya/?_utl_t=fb
 Автор -- Е. Новикова

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #39 : Октябрь 03, 2017, 18:12:51 »
Отзыв Arlekin`а о концертном исполнении РНО оперы Даргомыжского "Русалка в КЗЧ 02.10.2017

Большой фестиваль РНО в КЗЧ: "Русалка" А.Даргомыжского, сол. Зарина Абаева, дир. Михаил Плетнев
https://users.livejournal.com/-arlekin-/3674046.html
Петр Мигунов, хороший молодой и уже "заслуженный" бас из Большого театра, заменив, пусть и не в последний момент, якобы заболевшего Павла Червинского, очень достойно, правильно пел Мельника, но недостаточно, по-моему, колоритно, слишком уж аккуратно, "по-европейски", а впрочем, это как раз, наверное, в духе Плетнева, в его фирменной стилистике с присущей ей сдержанностью красок. Очень смущало меня заранее участие Бориса Рудака - тенор слабоват, но здесь выступил прилично, хотя до уровня партнеров и не дотянул, увы. Зато совершенно замечательно, на мой взгляд, Наташу пела Зарина Абаева, не просто продемонстрировав голос, но создав музыкальный образ, богатый эмоциональными оттенками - девушку восторженную, порывистую, ранимую, в которой есть и светлые, и темные стороны... Что касается Плетнева - ему удалось восхитительно выстроить ансамблевые сцены, из которых в основном "Русалка" и состоит, сольных номеров в ней немного. Певцы, каждый со своей индивидуальностью, взаимодействовали как податливые оркестранты, ну и вездесущий синодальный хор, с божьей помощью, не подвел. В общем, послушал то, что успел, не без удовольствия, правда, какой-то новой стороной даже благодаря Плетневу "Русалка" Даргомыжского, которую мне втюхивали в музыкальной школе тридцать лет назад, к сожалению, не открылась за тот кусок, что мне достался на бегу.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #40 : Октябрь 03, 2017, 21:23:51 »
Не Зимянина о том же концертном исполнении "Русалки":
https://www.facebook.com/natalya.zimyanina?hc_ref=ARQXv17FPUfFg2mdZ2flqqzW0y1Br-tmoNHiLpHatVzvAHtBU3QJxUXoNI_uHCMVkc0

Вчерашняя «Русалка» Даргомыжского, закрывавшая Большой фестиваль Российского национального оркестра, впервые заставила меня досидеть до конца этой странной оперы, наполненной искренними намерениями не всегда уравновешенного и в мастерстве, и в понимании сценического времени автора.

Как же сложна она для вокалистов! Музыка Даргомыжского часто затянута, технически переусложнена и при этом неэффектна.
Оркестр под управлением Михаила Плетнева не престает приятно удивлять тщательностью подхода к каждому композитору (а на фестивале исполнялось всё такое разное!). Спасибо ему, что взялся за огромную, трудоемкую, масштабную работу.

Опера шла в трех действиях с двумя антрактами, довольно много народу ушло (и прямо во время исполнения), и это было не правильно, а главное - их потеря невосполнима. Повторять никто не собирается. (Хотя я сама на фестивале РНО ушла вот так с завываний Радзинского в программе «Последняя ночь последнего царя»).

Но главное: какая великолепная молодая певица Зарина Абаева! Она буквально согрела вчерашний вечер, одухотворила все исполнение, со стороны других участников вокально очень неровное. Как же я ее до сих пор не слышала? Когда ей понесли охапки цветов, я очень пожалела, что у меня с собой нет ничего такого, ну не плюшки же было дарить, которые я укупила в антракте в буфете себе на ужин!

Коллеги подсказали, что Зарина Абаева поет «у Курентзиса», надо поискать.
В пресс-релизе:
Родилась во Владикавказе. В 2011 г. закончила Гнесинку у Рузанны Лисициан (это слышно!) С 2012 г. работает в Пермском театре оперы и балета.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #41 : Октябрь 04, 2017, 07:20:11 »
Одна заря сменить другую…
ПЛЕТНЕВ ЗАКРЫЛ СВОЙ ФЕСТИВАЛЬ «РУСАЛКОЙ», СПИВАКОВ ОТКРЫЛ СИМОНОЙ КЕРМЕС

http://www.colta.ru/articles/music_classic/16178

Фрагмент:
Фестиваль Михаила Плетнева сформирован более компактно и традиционно дает яркий старт филармоническому сезону. Без оперного пения он тоже не обходится, но помимо чистого удовольствия для опероманов предлагает подумать и о базовых музыкальных ценностях. Творчество Александра Даргомыжского несколько затерялось между предшествующим Глинкой и последующими кучкистами. Между тем опера «Русалка», написанная композитором в 1855 году на собственное либретто по мотивам неоконченной поэмы Пушкина, — это очень важный, большой и выразительный музыкальный текст, образец русского романтизма. Ею Плетнев, большой ценитель не самых хрестоматийных партитур, и закончил в этом году свой фестиваль.

Это была огромная работа Российского национального оркестра, Московского синодального хора, шестерых солистов и трогательной Любы Дурсеньевой в декламационной роли 12-летней Русалочки — не слишком тщательная, но достаточная, чтобы оценить весомость и плотность сочинения, на современных оперных сценах слегка отодвинутого в тень. Триумфатором концертного исполнения «Русалки» стал бас Петр Мигунов, блеснувший артистизмом, подвижным голосом и хорошей дикцией в легендарной шаляпинской партии Мельника. Тяжелую теноровую долю разбивателя женских сердец достойно выдержал Борис Рудак в партии Князя. Обе претендентки на его сердце — сопрано Зарина Абаева в роли брошенной Наташи и меццо-сопрано Полина Шамаева в роли нелюбимой княжеской жены — были равно хороши в своем несчастье. А в сольных ариях заставили прислушаться к своим страданиям не только публику, но и маэстро Плетнева, который отвлекся от любимого оркестра и проявил к женскому вокалу чуткость не хуже гобоиста Коняхина.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #42 : Октябрь 04, 2017, 19:21:32 »
Фестиваль РНО завершился русской оперой

http://belcanto.ru/17100401.html

На закрытии IX Большого фестиваля Российского национального оркестра в Москве 2 октября 2017 года прозвучало концертное исполнение оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». За пульт встал сам маэстро Михаил Плетнев, в концерте приняли участие Московский синодальный хор Алексея Пузакова и солисты оперы.

Выбор «Русалки» для закрытия фестиваля был если не оправдан, то, во всяком случае, понятен: опера «большого стиля», громкозвучная, уместная для грандиозного финиша большого пути, и при этом — русская. В ней очень важная миссия предписана автором оркестру и оркестровым солистам, в ней есть большое количество хоровых и ансамблевых сцен, в общем, это хороший челлендж именно для дирижера. Плетнёв принял бой и одержал победу.
В то же время, и для публики возможность послушать «Русалку» Даргомыжского в живом исполнении и целиком – не такая уж частая в наши дни. Опера хрестоматийная, но с театральной сцены оттесненная на страницы старых учебников. Почему так – тема отдельного разговора, но что это случилось, в общем-то, не удивляет.

Скорее, абсолютно закономерно, что театры не хотят связываться с громоздкой, сложно структурированной и совсем не эргономичной для постановки оперой. В ней очень много бессистемных стилистических (а кое-где точечно и не только стилистических, а почти прямых) заимствований и из опер западных композиторов, и от предшественников-соотечественников – Фомина и Глинки. Когда ее ставили в «богатом» костюмно-балетном варианте, зрителя увлекал визуальный ряд, однако такой формат вышел из моды давно и прочно, а если ее делать на современный манер, в режиссерском малобюджетном варианте, то в отсутствие дорогой картинки все структурные несуразности, драматургическая недообдуманность и музыкально-стилистические странности оперы тут же полезут на первый план.
Другое дело — концертный формат, где можно исследовать материал с музейной аккуратностью, чем, собственно, и занялся РНО, ведомый Михаилом Плетневым. Стилистически пеструю оперу (где элементы итальянской музыкальной комедии идут бок о бок с русской песней, а водевильное начало оборачивается громкой вселенской трагедией) причесали и облагородили, получилась добротное академизированное произведение большого формата, яркое, но без чрезмерно жестких контрастов и перекосов, ничего лишнего. И в том, что лучшим солистом оказался оркестр, учитывая программу фестиваля, нет ничего страшного.

Похвалы заслуживает и индивидуальная работа артистов РНО, особенно два до слез прекрасных фрагмента у солирующего гобоя — перед теноровым соло в хоре и перед песней Наташи. Очень достойно показал себя и хор, настоящий русский коллектив, тонко чувствующий национальную музыку, способный на смену эмоций и игру красок.

Сложнее дать оценку вокальной стороне проекта. Состав солистов, если оценивать его и как целое, и по отдельным неудачным номерам (к счастью, конечно, не всем) не понравился, критерии отбора остались неясны. Большая вокальная сложность и перегруженность оперы должна была бы заставить, наоборот, предельно критично подходить к выбору певцов, но почему-то этого не случилось.

На мой субъективный взгляд, вернее слух, более-менее сложилось пение у меццо и баса, остальные вокалисты, скорее, выполняли роль иллюстраторов вокальной строки, чем представляли какие-то осмысленные сольные вокально-драматические работы. У всех в большей или меньшей степени ощущался недостаток артикуляции, простительный для иностранной оперы с субтитрами в обычной театральной акустике, но недопустимый в русской опере и в условиях акустики концертного зала с достаточно долгим эхом — тут все надо было проговаривать с удвоенной тщательностью, иначе зал ни слова не поймет. И опять же у всех без исключения были выпавшие ноты в пассажах и музыкальных украшениях (у кого-то – много, у кого-то – единичные, некритичные).

Меццо-сопрано из «Новой оперы» Полина Шамаева (Княгиня) спела партию насыщенным звуком, малость напряженным, но тембристым и летящим, и сам дух русской музыки ей явно не чужд. Бас Большого театра Петр Мигунов (Мельник) несколько скованно провел самую первую, мегазнаменитую арию – видимо, давила ответственность великого Шаляпинского хита, а потом расслабился, «включил артиста» и запел свободно, и во всех остальных номерах звучал очень интересно.

Зарина Абаева (Наташа), солистка Пермской Оперы и номинантка «Золотой маски-2016», мало известна в Москве, это лирико-драматическое сопрано с парадоксально неплохим звучанием внизу, более-менее прилично оформленными верхами и совсем пресной серединой диапазона. Вспоминая исторические грамзаписи, от этой партии ожидали большего — ни лирической кантилены, ни многокрасочности передано не было, трагедия брошенной женщины транслировалась больше напором, чем музыкальными средствами. Перехода «за ту сторону бытия» и мистического величия в ипостаси царицы русалок не ощутилось вовсе.

Еще тяжелее сражаться с русской оперой было тенору Борису Рудаку (Князь) — в соло ему случалось и пропасть за оркестром, проводить единую линию в ансамблях тоже не получалось. Выделялись отдельные голосовые всплески, но самый печальный факт — заметное «подплывание» интонации, как в ансамблях, так и в ариях.

Никита Турский (Сват) и Яна Бесядынская (Ольга) провели свои партии именно как «моржовые», сугубо второстепенные, никакими вокальными откровениями не одарили. Ну и для полноты комплекта упомянем юную Любу Дурсеневу в разговорной роли Русалочки, умилившую аудиторию и настроившую зрителей к финалу на самый доброжелательный лад.
Итак, очередной фестиваль РНО успешно завершился. Однако театрально-концертный сезон только начался, в афише филармонии заложено еще много встреч с этим замечательным коллективом и многоуважаемым маэстро Михаилом Плетневым.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 169
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #43 : Октябрь 05, 2017, 09:05:27 »
Она утонула

"Большой фестиваль РНО" завершен "Русалкой"

Текст: Ирина Муравьева

IX "Большой фестиваль РНО" представил шесть программ на сцене Концертного зала Чайковского.

https://rg.ru/2017/10/05/bolshoj-festival-rno-zavershila-opera-rusalka.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 169
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #44 : Октябрь 11, 2017, 03:50:27 »
Пианисты начинают и выигрывают

Сурнина Ирина   

Концертный сезон в Москве не имеет привычки долго раскачиваться. В начале сентября в филармонии традиционно открывается Большой фестиваль Российского национального оркестра, руководит которым Михаил Плетнёв. В этом году он прошёл в девятый раз и подтвердил свою репутацию одного из самых сильных и интересных столичных симфонических форумов.

http://www.lgz.ru/article/-40-6616-11-10-2017/pianisty-nachinayut-i-vyigryvayut/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #45 : Октябрь 11, 2017, 07:33:10 »
Пианисты начинают и выигрывают

Сурнина Ирина   

Концертный сезон в Москве не имеет привычки долго раскачиваться. В начале сентября в филармонии традиционно открывается Большой фестиваль Российского национального оркестра, руководит которым Михаил Плетнёв. В этом году он прошёл в девятый раз и подтвердил свою репутацию одного из самых сильных и интересных столичных симфонических форумов.

http://www.lgz.ru/article/-40-6616-11-10-2017/pianisty-nachinayut-i-vyigryvayut/

Здравая статья. Все по делу.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #46 : Октябрь 11, 2017, 21:21:11 »
"Русалка" ускользнула от Плетнева

IX Большой фестиваль Российского национального оркестра завершился концертным исполнением "Русалки" Даргомыжского
Автор -- А. Матусевич

http://www.ng.ru/culture/2017-10-11/100_pletnev111017.html

Фрагмент статьи:
Самым замечательным в концерте оказалось звучание оркестра, причем преимущественно в чисто симфонических эпизодах, наиболее убедительными из которых стали танцы во втором акте. Хорошо вышли все инструментальные соло, а, например, увертюра, весьма неровная по своим музыкальным достоинствам, благодаря совершенной игре оркестра зазвучала выразительно, с потрясающей силой драматического высказывания. Однако, увы, настоящего баланса с солистами найти не удалось – оркестр слишком часто заглушал певцов, чьи голоса тонули в толщах оркестровой звучности.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #47 : Ноябрь 08, 2017, 22:26:41 »
КУДА ВЛЕЧЕТ НЕВЕДОМАЯ СИЛА
IX Большой фестиваль Российского национального оркестра в Концертном зале им. Чайковского успешно открыл новый сезон. В этом году Михаил Плетнев дважды солировал в нем как пианист и продирижировал в трех из шести концертов. Фестиваль неровный, и, если участие самого Плетнева не заявлено, еще подумаешь, идти или нет.
http://gazetaigraem.ru/a2201710

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 465
Re: IX Большой фестиваль РНО
« Ответ #48 : Ноябрь 08, 2017, 23:23:00 »
На Девятом Большом фестивале РНО
http://belcanto.ru/17110801.html