Автор Тема: Элисо Вирсаладзе  (Прочитано 2059 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 645
Элисо Вирсаладзе
« : Март 10, 2017, 14:07:31 »

«Отдаю должное ее замыслу и ее незаурядной музыкальности. Это артистка большого масштаба, может, самая сильная сейчас пианистка-женщина... Она очень честный музыкант, и в то же время ей присуща настоящая скромность», – Святослав Рихтер.
Э. Вирсаладзе выступает c крупнейшими оркестрами мира в Европе и США; сотрудничала со многими дирижерами, среди которых Рудольф Баршай, Лев Маркиз, Кирилл Кондрашин, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Риккардо Мути, Курт Зандерлинг, Дмитрий Китаенко, Вольфганг Заваллиш, Курт Мазур. Выступала со Святославом Рихтером, Олегом Каганом, Эдуардом Бруннером, Виктором Третьяковым, Квартетом имени Бородина и другими.
Искусство Вирсаладзе высоко ценили Александр Гольденвейзер, Генрих Нейгауз, Яков Зак, Мария Гринберг, По приглашению Рихтера пианистка принимала участие в международных фестивалях «Музыкальные празднества в Турени» и «Декабрьские вечера». Вирсаладзе – бессменный участник фестиваля в Кройте (с 1990) и Московского Международного фестиваля «Посвящение Олегу Кагану» (с 2000).

13 марта Э. Вирсаладзе выступит на сцене БЗК.
В программе:
Шуман  «Арабеска», соч. 18, «Фантастические пьесы», соч. 12;
Шуберт Соната № 13 ля мажор, соч. 120;
Прокофьев Соната № 2 ре минор, соч. 14;
Шуман – Лист «Посвящение», S. 566;
Лист «Испанская рапсодия», S. 254.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 645
Re: Элисо Вирсаладзе
« Ответ #1 : Март 14, 2017, 20:22:45 »
Все вещи с концерта 13 марта, включая бис (Танго И. Альбениса), можно послушать и посмотреть в записи:
https://vk.com/a_nat_oly3?z=video-131352814_456239138%2F8d1d1d38124bd1c5a6%2Fpl_post_-131352814_34
 

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 645
Re: Элисо Вирсаладзе
« Ответ #2 : Март 28, 2017, 20:25:26 »
Эссе С. Буланова об Элисо Вирсаладзе (по поводу концерта 13 марта):

http://musicseasons.org/eliso-virsaladze-effekt-fenomen/?_utl_t=fb

Оффлайн Наблюдатель

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 206
Re: Элисо Вирсаладзе
« Ответ #3 : Май 25, 2017, 11:31:29 »
Великая Элисо!
(Берлин, Концерт-хаус, малый зал. В программе: Моцарт, Шопен, Шуман, Лист)
Ну конечно, она выдающаяся пианистка, потрясающий музыкант, прекрасная женщина и всеми обожаемая Элисо!
Не знаю, как Вы, дорогие товарищи, но лично я считаю, что Элисо Вирсаладзе - величайший музыкант современности! Для меня это вообще самая лучшая пианистка в мире . Если поставить с ней в один ряд Марту Аргерич и японку Мицуко Ушида - пианисток гранд-класса, самых влиятельных в мире на сегодняшний день, то пальму первенства отдаю , не задумываясь , только Элисо, причем , по всем статьям!

(Разумеется, что все мужчины пианисты в сравнении с Элисо плетутся в самом хвосте:)
Давненько со мной такого не было на концертах , чтобы с самой первой ноты останавливалось дыхание и открывался рот от удивления и неожиданности, стоило Элисо лишь сыграть только первую фразу из Сонаты Моцарта B-dur. Это было без преувеличения настоящее чудо, натуральное бельканто! А звук- просто жемчуг!
Или, как говорил Г.Г Нейгауз, педагог Элисо Вирсаладзе, - «звук, словно жемчуг лежит в бархатной шкатулке".
В наше время на мировой сцене таким божественным звуком , окутанным воздушной дымкой , играет только она, Элисо Константиновна, последняя ученица великого Г.Г. Нейгауза, которая до сих продолжает радовать нас своей игрой. Больше ТАКОГО звука сегодня я не слышал ни у кого!

Да и раньше не больно - то много пианистов играли именно таким туше. Из всех моих живых впечатлений с прошлых лет примерно так же звучал рояль у Б. Давидович, С.Нейгауза, Н.Штаркмана и Б. С.Маранц. Только ради бога не подумайте, что я позыбыл великих С.Рихтера с Э.Гилельсом. Они обладали прекрасным звуком или индивидуальным туше, но в них была другая краска. Скажем, звук Э.Гилельса - очень глубокий, насыщенный и певучий, который даже называют «золотым».
Звук С.Рихтера мне слышался более прозрачным , плотным, идеально выровненным и объемным с эффектом соборного эха. Но в нем никогда не было особой теплоты, как мне казалось.
А что касается Элисо, то ее туше очень чистое и прозрачное, с небольшим добавлением «хрусталя». И это воспринимается на слух , как настоящее вокальное итальянское belcanto.

Звук у нее действительно волшебный!
И я настолько был пленен этим звучанием, что всю сонату от начала до конца прослушал на одном дыхании. Это был как раз тот случай, когда сидел и получал истинное наслаждение от самой музыки, которая говорила сама за себя!
И ничего не нужно было добавлять!

Даже трудно словами объяснить, как именно она играла. Мне кажется, что Э.Вирсаладзе достигла в своем искусстве того запредельного уровня художественного мастерства, безукоризненного вкуса, технического совершенства, что все это в итоге становится абсолютно незаметным. Хочется только наслаждаться музыкой и ни о чем не думать.
Если буквально в нескольких словах попытаться выразить впечатление от игры Элисо, то это - «гармония, благородство, глубокая и мудрая простота плюс совершенные пропорции».
Сколько лет я ее слушаю, никогда не возникало противоречий относительно ее трактовок. Она всегда убеждала своим исполнением. У нее абсолютно непогрешимый пианизм, качество игры всегла было ювелирным . Даже наблюдать за ее сверх - феноменальной техникой само по себе доставляло эстетическое наслаждение.
В 90 - годах однажды попал на ее концерт, в котором она играла 24 этюда Шопена.
Исполнение была безупречным во всех отношениях, мастерство высшего класса.
 
Однако в тот период, в ее игре было больше ratio, интеллектуального начала, как мне кажется. Элисо очень много играла Шумана , Моцарта, Шопена, Брамса. Я очень часто бывал на ее сольных концертах. Но именно Шуман мне нравился у нее больше всего, и которого переслушлал практически всего. Ее темперамент, экспрессия , романтический порыв , виртуозность, - очень сочеталсиь с моими представлением о внутреннем мире и о музыке немецкого композитора, и о том, как нужно "правильно"играть его.
Однако, при всем темпераменте, огромном накале и подлинной виртуозности, мне лично немного не хватало у нее того , что называется : «тронуть до глубины души», или сердечной трепетности.
Она играла немного суховато, "не совсем цепляла за душу", скажем так.
Но с другой стороны всегда поражался совершенству формы, ясности замысла и некой особой глубинностью исполнения. Игра была игра большого мастера , очень зрелая и содержательная.

Элисо мне нравилась всегда. Она играла на редкость стабильно, практически без потерь.
На сцене смотрелась артистично: лицо одухотворенное и с большими глазами . За роялем сидела строго , не позволяя себе лишних жестикуляций руками или движений корпусом . Я всегда любовался ее красивым грузинским профилем. Во всем ее облике чувствовалась настоящая порода.
Если кто-то из вас, господа, смотрел фильм «Небесные ласточки» с актрисой Ией Ненидзе , исполнительницей главной роли, так это копия молодой Элисо Вирсаладзе, с такой же челкой, и длинным волосами сзади.
А своми потрясающими красивыми и овальными бровями, Элисо мне очень напоминала великую Софико Чаурели в фильме «Цвет граната» Именно такую Элисо я помню, когда слушал ее в 80 -х годах.
За все это время у нее не было ни одного неудачного концерта. Мне кажется, причина кроется еще в одном замечательном качестве пианистки, таком, как огромная концентрация и психологический контроль во время игры.

Только единственный раз мне не удалось у нее послушать «Фантастические пьесы» Шумана, которые она играла в свердловской филармонии в 1981 году . Но в этом я сам, дурак, был полностью виноват!
В то время я был солдатом срочной службы и служил в Ансамбле песнии пляски УралВО. Как-то однажды зимой увидел афишу с Элисо.
На улице был жуткий мороз под 30 градусов, и дули сильные ветра.
Но я все же решил пойти на ее концерт, заранее взяв "увольнительную".
А перед этим на улице в стелклянной кафешке решил обильно покушать уральские пельмени, очень вкусные , те, что таят во рту, аж слюнки текут.
Съел две или три порции и выпил два стакана горячего кофе с молоком. Вы же понимаете, товарищи, солдат во время службы всегда голодный:)

И после этого пошел пешком в филармониию, чуть не отморозив уши. Билетерша меня пропустила , естественно без билета, так как на мне была надета солдатская форма.
И вот, попав после холодной улицы в теплый зал, я согрелся, очень обрадовался этому, затем уселся в восьмом ряду на мягкое кресло и стал слушать Элисо с «Фантастическими пьесами».
Буквально через минуту, на первой же пьесе «Des Abends», я растворился от ее чудного звука… мне стало так хорошо и приятно, что тупо ….УСНУЛ , проспав все первое отделение вместе с «Юмореской» Шумана…

Никогда себе этого не прощу! Но, как говорят, «нет худа без добра»!
И вот сейчас, наконец, через 35 лет я все-таки услышал у нее снова эти гениальные фантастические пьесы в превосходном исполнении.
Лет десять тому назад в Израиле Элисо играла 2-й Концерт Бетховена с оркестром. Именнно тогда я впервые обратил по- настоящему внимание на ее божественный звук, то самое бельканто, которое раньше мне не бросалось в глаза.
Плюс к этому, в игре была та самая мудрая простота, строгость, совершенные пропорции и благородство. Абсолютно апполонистическая игра! Моему висхищению не было предела! Я обнаружил совершенно новую грань в исполнительском облике Элисо! Ее игра меня тогда абсолютно потрясла!

Относительно последнего берлинского концерта и всей программы.
После изумительной во всех отношениях Сонаты Моцарта, B-dur, сыгранной в очень спокойном темпе, с предельно выразительными инотонациями и прекраным звуком, она сыграла «Баркаролу» Шопена, «Колыбельную» и «Полонез- фантазию».
Я даже не могу сказать, что понравилось больше, а что меньше.

Все было здорово!
И опять же звучание рояля, совершенно божественное!
Например, в «Баркароле» , перед динамической репризой в том месте, где , «парение над облаками», она сыграла таким эфемерным pianissimo , что на несколько секунд у меня задержалось дыхание. А как у нее звучала «Колыбельная» Шопена! Сколько красок было там , не описать словами! Такие вещи надо слушать только вживую!
«Фантастические пьесы» Шумана - вообще настоящий шедевр!

«Испанская рапсодия» Листа была просто невероятно исполнена в плане виртуозности, блеска и художественного разнообразия !
Короче говоря, господа, чтобы не захламлять впечатления от концерта пустыми и беспредметными словами, которые все равно не передадут всех тех ощущений даже на один процент от услышанного в зале, предлагаю всем вам послушать запись всего концерта и самим получить истинное наслаждение.
Абсолютными исполнительскими шедеврами в этом концерте считаю «Сонату» Моцарта, «Колыбельную» Шопена», «Фантастические пьесы «Шумана и «Романс « Моцарта ля-бемоль мажор, сыгранный без преувеличения ГЕНИАЛЬНО!
Что еще можно добавить к этому?
Да пожалуй, больше ничего, кроме того, чтобы сказать:
«Дорогая Элисо Константинована. Спасибо Вам за Ваше НАСТОЯЩЕЕ искусство! Я Вас очень люблю!!!»
(PS. Среди выложенных фотографий есть одна, сделанная в Израиле десять лет назад, когда Элисо играла с оркестром 2-й Концерт Бетховена)
https://yadi.sk/d/Zl1K6lGw3JVqrr Моцарт Соната B-dur
https://yadi.sk/d/oHtsFKw93JPLGL Шопен "Колыбельная"
https://yadi.sk/d/V0mQnJ1Z3JVqu3 Шопен "Баркарола"
https://yadi.sk/d/8c9YXWiG3JVquP Шопен "Полонез-фантазия"
https://yadi.sk/d/stvU1wuh3JPLDo Шуман "Фантастические пьесы"
https://yadi.sk/d/NawnJKyc3JVqvB Шуман-Лист "Посвящение"
https://yadi.sk/d/w6FJstbd3JVqvR Лист "Испанская рапсодия"
https://yadi.sk/d/QIn8XVUT3JVqwC Моцарт "Романс As-dur"

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 645
Re: Элисо Вирсаладзе
« Ответ #4 : Май 25, 2017, 21:02:09 »
Уважаемый Наблюдатель, спасибо большое за рецензию и записи! Интересно, что все вещи Моцарта и Шопена - новые по сравнению с последним концертом Вирсаладзе в БЗК.

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 187
Re: Элисо Вирсаладзе
« Ответ #5 : Май 26, 2017, 09:38:49 »
Прослушал запись из БЗК - да, она в потрясающей форме!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Элисо Вирсаладзе
« Ответ #6 : Ноябрь 14, 2017, 22:52:57 »
Элисо Вирсаладзе: «ЖАЛОВАТЬСЯ НА МОЛОДЫХ Я НЕ МОГУ»

Выдающаяся пианистка Элисо Вирсаладзе отметила юбилей в Киевской филармонии, исполнив в день своего 75-летия (14 сентября) Третий концерт Бетховена с дирижером Романом Кофманом

http://gazetaigraem.ru/a3201710
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 17 566
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Элисо Вирсаладзе
« Ответ #7 : Ноябрь 14, 2017, 22:53:41 »
24 ЯНВАРЯ
СРЕДА
БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19:00
Абонемент № 1

Концертный симфонический оркестр Московской консерватории

Дирижёр — художественный руководитель оркестра

Анатолий Левин

Солистка — Элисо Вирсаладзе (фортепиано)


В программе:
Ф. Шопен (инструментовка И. Ф. Стравинского к балету «Сильфиды», 1909)
Ноктюрн ля-бемоль мажор, соч. 32 № 2
Большой блестящий вальс ми-бемоль мажор, соч. 18

И. Ф. Стравинский
«Песнь соловья», симфоническая поэма

Ф. Шопен
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром фа минор, соч. 21

http://www.mosconsv.ru/ru/concert.aspx?id=149928
Che mai sento!

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 645
Re: Элисо Вирсаладзе
« Ответ #8 : Январь 11, 2018, 20:19:05 »
12   
Января 2018
пятница
20:00
Большой зал СПб филармонии
Элисо Вирсаладзе
Фортепианный вечер

 В программе:
Бетховен
Соната № 25
Шуман
«Крейслериана»
Бетховен
Соната № 27
Шуман
«Карнавал»
Обещана трансляция в группе Филармонии ВК:
https://vk.com/video-34884057_456239321

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 645
Re: Элисо Вирсаладзе
« Ответ #9 : Январь 24, 2018, 21:09:54 »
21 января 2018. МЗК
"Два рояля": Элисо Вирсаладзе и ученики

Равель. Вальс
Исп. Э. Вирсаладзе и Д. Каприн

https://www.youtube.com/watch?v=Pd0GCajLyko&feature=player_embedded

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 645
Re: Элисо Вирсаладзе
« Ответ #10 : Январь 25, 2018, 19:56:01 »
24 января 2018. БЗК

Шопен. Концерт № 2 для фп. с оркестром. Исп. Э. Вирсаладзе и СО Московской консерватории п/у А. Левина

https://www.youtube.com/watch?v=74eTpCLpp3U&feature=player_embedded
 

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 645
Re: Элисо Вирсаладзе
« Ответ #11 : Февраль 24, 2018, 15:18:00 »
Сегодня, 24 февраля, транслируется концерт:

24 февраля 2018, начало в 19:00

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Элисо Вирсаладзе (фортепиано)
В ПРОГРАММЕ:
Шопен
Полонез-фантазия № 7 для фортепиано ля-бемоль мажор, соч. 61
Соната № 3 для фортепиано си минор, соч. 58
Ноктюрн для фортепиано си мажор, соч. 62 № 1
Вальс № 7 для фортепиано до-диез минор, соч. 64 № 2
Этюд № 3 для фортепиано ми мажор, соч. 10
Вальс № 1 ми-бемоль мажор («Большой блестящий вальс»), соч. 18
Ноктюрн № 19 для фортепиано ми минор, соч. 72 № 1
Вальс № 8 для фортепиано ля-бемоль мажор, соч. 64 № 3
Вальс для фортепиано ля минор, соч. 34 № 2
Вальс для фортепиано ля-бемоль мажор, соч. 34 № 1

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 645
Re: Элисо Вирсаладзе
« Ответ #12 : Октябрь 14, 2018, 13:20:38 »
Новое интервью

Элисо Вирсаладзе:
Если хотите жить, вы должны слушать Моцарта


Через весь разговор – красной нитью – тема личности в искусстве. И по-другому быть не могло. Даже не потому, что знала Рихтера, Ростроповича и Ойстраха. Потому что концерты по всему миру, преподавание, благотворительность, очень жесткая позиция (художественная, гражданская – любая) и полное неприятие шумихи вокруг себя и других – народная артистка СССР Элисо Вирсаладзе сама колоссальная личность в искусстве. А ее концерт вместе с Костромским губернским симфоническим оркестром в минувшую субботу – конечно, колоссальная веха в истории музыкальной Костромы.
Приближение к гениям и миротворчество без показухи.

- Элисо Константиновна, ваша звезда взошла в двадцатом веке, и популярность достигла пика тогда же. Но вы и сегодня – на пике. Так все-таки человеком какой эпохи себя ощущаете – той или нынешней?
- Я как-то не задумывалась по поводу того, какому веку принадлежу. Просто в нынешнем столетии у меня осталось гораздо меньше, чем в двадцатом, а еще бы хотелось очень многое сделать в смысле репертуара – единственное, о чем я могу сожалеть. А так, я абсолютно не считаю себя каким-то динозавром в двадцать первом веке. Занимаюсь музыкой, и музыка заряжает меня невероятной энергией.
- А она, ваша музыка, со сменой эпох меняется?
- Дело не в эпохах. Дело в том, насколько ты владеешь инструментом. У фортепиано безграничные возможности – абсолютно. И когда ты понимаешь, как много можно сделать на этом инструменте, появляется совсем другое отношение. С каждым годом я все больше восхищаюсь возможностями, которые дает фортепиано, и каждый раз, когда играю, нахожу какие-то новые краски. Если б этого не было, надо было бы закрыть крышку рояля и перестать играть.
- Вы говорите: эпоха ни при чем. Но вот сегодня звучал первый фортепианный концерт Бетховена – настолько светлая и гармоничная музыка, что для нашего времени даже как-то странно. Мы привыкли к нервному, тяжелому.
- Музыка Бетховена очень разная. Да, первый концерт – он светлый, хотя уже и здесь чувствуются драматические нотки. На самом деле в его ранних произведениях много драматизма, не говоря уже о четвертом и пятом концертах. Много трагизма и в сочинениях Моцарта, даже в ранних. Один из самых ранних концертов, девятый, с такой второй частью, что можно подумать, это уже поздний Моцарт. Хотя, когда слушаешь увертюру к «Свадьбе Фигаро» или «Cosi fan tuttei», конечно, совсем противоположные чувства это все вызывает. Если хотите жить, вы должны слушать именно такую музыку.
- У классической музыки сегодня есть своя особая миссия?
- Как говорил Артур Шнабель: «Никогда мы не будем играть лучше, чем написано». И это очень точно. Миссия всех исполнителей – стараться приблизиться к замыслам гениев-композиторов.
- Это миссия художественная. А социальная? В последнее время о музыке все чаще говорят в связи с миротворчеством.
- В принципе, музыка может очень многое. Но она не должна искусственно насаждать идею миротворчества. Все должно быть естественно. Помните, как Ростропович приехал в Белый дом в дни путча? Или когда рухнула стена между Западным и Восточным Берлином – он тоже там был. Он всегда был там, где происходило нечто судьбоносное для истории. И многие мои коллеги делают большие дела, но об этом никто не знает. Но есть и те, о чьей миротворческой деятельности известно всем, – вот такой показухи я не люблю.

- От Элисо Вирсаладзе слушатели сегодня, как и всегда, ждут чуда. А у вас есть внутренний страх – чудо не оправдать?
- Я никогда не думала о своем исполнительстве как о чуде – это раз. А во-вторых, я волнуюсь перед каждым концертом. И с каждым годом волнения прибавляется, потому что ответственности становится гораздо больше.
- Наверное, самая известная цитата о вас – это слова Рихтера о том, что Шуман в исполнении Вирсаладзе так же прекрасен, как в исполнении Нейгауза. А ведь Нейгауз был вашим педагогом. Получается, вы «обыграли» учителя?
- Конечно, нет. Понятно, что имя Рихтера для многих является мифическим, поэтому и его слова так необычайно действуют. На самом деле Рихтер был человеком настроения. И то, что он записал в своих дневниках, – это то, что он думал в конкретный момент. Нельзя его отзыв воспринимать прямолинейно и серьезно. Помню, когда я была совсем молодая и только-только начинала ездить за рубеж, один из критиков в статье про меня употребил такие суперлативы (превосходные степени. – Д.Ш.)! Да, он в тот момент, когда меня слушал, так ощущал. Но я эту рецензию уничтожила. Даже никому не показала.
- Но Рихтер не просто один раз восхитился вами – он постоянно приглашал вас на свои «Декабрьские вечера». Кстати, есть сегодня что-то, сопоставимое с этим уникальным явлением?
- Нет, конечно. И я вам скажу почему: потому что нет Рихтера и ему подобных. Фестиваль, который был основан большим пианистом Рудольфом Серкиным в Марлборо, сегодня утратил ту значимость, которая была при жизни Рудольфа. Или Зальцбургский фестиваль, вдохновителем которого был Караян. Можно как угодно к нему относиться, но при его жизни это было совсем иное, нежели сейчас. От личности очень многое зависит.
- Люди совсем измельчали?
- Совсем не измельчали. Но измельчали. Мне посчастливилось: когда я в первый раз пришла в Московскую консерваторию, я застала практически всех профессоров, кроме Игумнова, – и Фейнберга, и Гольденвейзера, и Нейгауза. И все это были совершенно невероятные имена. Тот же самый Ростропович, тот же Давид Федорович Ойстрах, Эмиль Григорьевич Гилельс – все они были. И когда ты их видел, когда понимал, что они есть, исполнительская планка волей-неволей была очень высока. Я не говорю, что сегодня все плохо. Есть много талантливых, но я не знаю, будут ли эти таланты расти и превращаться в больших личностей, которые смогут тормозить окружающую нас сегодня пошлость. 
- Талантливых действительно много?
- Да, и даже в глубинке. Я не знаю, будет ли продолжаться в Челябинске конкурс имени Нейгауза. Но на этом конкурсе всегда радовалась, что вокруг Челябинска есть маленькие города, о существовании которых я даже не знала, и что оттуда приезжают совсем юные исполнители, вдохновленные возможностью сыграть. Благодаря этому выявляется много талантов – не только исполнительских, но и педагогических, которые работают на чистом энтузиазме.
- На самом деле  для провинции чистый энтузиазм – это дело привычное…
- Вот я играла сегодня – замечательный оркестр у вас. Правда. Я просто по-настоящему получала удовольствие и от репетиций, и от совместного выступления с Герштейном. И нужно, чтобы вот такие коллективы поддерживали как можно больше. У нас очень большая страна, и, если вы будете перечислять крупные оркестры, их на самом деле не так уж много. Возьмите Финляндию: в каждой деревне оркестр, и каждый оркестр поддерживается государством. Есть другая модель: в Соединенных Штатах оркестры существуют на собственные средства. Но они находят поддержку спонсоров, и это не разовые вливания. Это помощь, серьезная, глубокая. У нас любят перечислять, кто поддерживает Большой театр. Наверное, Большой театр нуждается в поддержке, но не один он. Давайте помогать тем, кому это действительно необходимо.

Делать и подавать пример
- Давайте поговорим о будущем. У вас есть ученики, которые вам ровня?
- Я даже не могу говорить: превзошли – не превзошли, вровень – не вровень. Эти сравнения пагубны. Музыка, слава Богу, это не спорт с шестибалльными оценками. И потом, миссия педагога – воспитывать учеников, вообще не себе подобных. Как бы вытаскивать из каждого те индивидуальные качества, какими наградил его Господь.
- Хорошо, а есть ученики, которые удивляют?
- Могу привести такой пример. У меня фестиваль около Тбилиси, в Телави – это место, где производится много известных вин. И там, на этом фестивале, недавно играл сольный концерт мой ученик Борис Березовский. Я услышала его после определенного перерыва и страшно была рада тому, что он очень вырос. Буквально с первой до последней ноты мне было его интересно слушать.
- Тенденция превращения искусства в бизнес сегодня и в академической музыке очень сильна?
- Ну конечно. Причем сдержать ничего невозможно, этот процесс как лавина – идет и накрывает. Но когда есть такие музыканты, как Рихтер, эта лавина давит не так грубо и безразборчиво. Да что об этом думать – нужно просто заниматься своим делом. Делать – и подавать пример.

Дарья ШАНИНА
http://www.pravda44.ru/component/content/article/242-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/10633-2018-10-3-4.html