Автор Тема: "Псковитянка" Римского-Корсакова, к.и. в Большом театре (октябрь 2017 г.)  (Прочитано 1504 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Николай Римский-Корсаков
Псковитянка

Опера в концертном исполнении 12+
http://www.bolshoi.ru/performances/2075/

Историческая сцена

13 и 15 октября, 19:00
Либретто композитора на сюжет одноименной драмы Льва Мея

Дирижер-постановщик — Туган Сохиев
Главный хормейстер — Валерий Борисов
_____________

Билеты уже некоторое время продаются. Состава нет, но, насколько я знаю, Рафаль Шивек будет участвовать.
« Последнее редактирование: Октябрь 11, 2017, 21:55:56 от Papataci »
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
Николай Римский-Корсаков
Псковитянка

Опера в концертном исполнении 12+
http://www.bolshoi.ru/performances/2075/

Состава нет, но, насколько я знаю, Рафаль Шивек будет участвовать.

Уже есть: http://www.bolshoi.ru/performances/2075/roles/#all
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Николай Римский-Корсаков
Псковитянка

Опера в концертном исполнении 12+
http://www.bolshoi.ru/performances/2075/

Состава нет, но, насколько я знаю, Рафаль Шивек будет участвовать.

Уже есть: http://www.bolshoi.ru/performances/2075/roles/#all

действующие лица и исполнители

Царь Иван Васильевич Грозный     Рафал Шивек
Князь Юрий Иванович Токмаков   Владимир Комович, Александр Науменко 
Боярин Никита Матута   Иван Максимейко, Роман Муравицкий
Князь Афанасий Вяземский    Николай Казанский, Вячеслав Почапский
Бомелий, царский лекарь     Николай Казанский, Владимир Комович
Михаил Андреевич Туча, посадничий сын      Олег Долгов, Сергей Радченко
Юшко Велебин, гонец из Новгорода       Годердзи Джанелидзе, Николай Казанский
Княжна Ольга Юрьевна Токмакова      Мария Лобанова, Анна Нечаева
Боярышня Степанида Матута       Евгения Асанова, Анна Бондаревская, Дарья Шкредова   
Власьевна, мамка    Евгения Сегенюк, Светлана Шилова
Перфильевна, мамка      Елена Новак, Ирина Рубцова
Голос сторожевого     Тарас Присяжнюк, Игорь Цуркан
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Меня неприятно поразило, что в качестве афиши этого мероприятия на сайте ГАБТа используется фотография Т.Г. Сохиева. Самолюбование, самопиар и самовосхваление, и всё в кубе. А почему не портрет композитора или не картина на исторические темы? Сохиев, вместо того, чтобы заниматься самолюбованием, лучше бы потрудился заблаговременно оповещать слушателей о составе исполнителей. Его до сих пор не объявили.

http://www.bolshoi.ru/performances/2075/roles/#20171013190000
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Притяжение «Псковитянки»
http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/premiere/5246/

13.10.2017

У этого сочинения очень интересная и «беспокойная» судьба: «проба пера» молодого композитора в оперном жанре принесла ему признание, но и поселила в нем стойкое ощущение творческой неудовлетворенности. И такое, что, любя ее всем сердцем, он переделывал «Псковитянку» на протяжении практически всей своей жизни. Ее с равным успехом можно считать как первой, так и тринадцатой оперой Римского-Корсакова (после финальной редакции он написал еще только две оперы – «Сказание о невидимом граде Китеже» и «Золотого петушка»).

Между тем, премьера в Мариинском театре (1873 г.) была вполне удачной. Но та опера, что исполняется с 1895 г. (премьера окончательной редакции прошла в Панаевском театре в Санкт-Петербурге), весьма отличается от первого варианта, что и неудивительно, ведь ее предъявил публике уже абсолютно сложившийся, зрелый мастер.

Всего Римский-Корсаков сделал три редакции оперы, дважды ее оркестровал и написал такое количество музыки, что ее хватило на несколько самостоятельных сочинений. Это музыка к драме Льва Мея «Псковитянка», «Стих об Алексее Божием человеке» для хора и оркестра. И даже одноактная опера «Боярыня Вера Шелога», которую впоследствии часто ставили в театрах в качестве пролога к «Псковитянке».

Литературным первоисточником стала одноименная историческая драма Льва Мея, написанная в 1840-е гг. Писатель одним из первых обращается к эпохе Ивана Грозного, точнее к событиям 1570-71 гг. – карательному походу царя с опричным войском на Великий Новгород и Псково-Печерский монастырь. Мей изучает исторические труды («Историю государства Российского» Н. Карамзина, новгородские и псковские летописи, письма князя Курбского Ивану Грозному), но, основывая свою пьесу на подлинной истории, в то же время применяет к ней сослагательное наклонение (правда, воображая события исключительно личного, а не государственного порядка).

Ольга (так зовут «заглавную» псковитянку), приемная дочь князя Токмакова, на самом деле является незаконной дочерью Ивана Грозного (от боярыни Веры Шелоги). Просватанная за боярина Матуту, она отдает свое сердце молодому предводителю псковской вольницы Михайло Туче. Но счастью их не бывать. На городском вече жители узнают о страшных новостях из Великого Новгорода (набег опричников), и это приводит к расколу. (В своей драме Мей допускает не только вымысел, но и анахронизм, сталкивая события разных лет. Как известно, народное собрание в Пскове было упразднено еще в 1510 г., то есть за шестьдесят лет до происходящих событий). Юрий Токмаков убеждает псковичей подчиниться власти московского царя, чтобы избежать кровавых расправ, которым подверглись жители Великого Новгорода. Но буйная вольница во главе с Тучей покидает город. Последующая встреча Ольги с царем и внезапная ее смерть в финале (она воспринимается именно как жертвенная) даруют городу Пскову царскую милость и спасение от разгрома.

Лично знакомый с писателем М. Балакирев первым приметил в «Псковитянке» удачный сюжет для оперы и рекомендовал ее молодому Римскому-Корсакову, бывшему на тот момент автором нескольких симфонических произведений. Опера рождалась (1868-1872 г.) в кипящей творческой энергией атмосфере «балакиревского кружка» в пору его расцвета. В процесс создания оказались вовлечены практически все его участники — выстраивать и писать либретто Римскому-Корсакову активно помогают В. Стасов, М. Мусоргский (автор текстов двух хоров для «Псковитянки») и историк В. Никольский. Сам Мусоргский писал в то время «Бориса Годунова», буквально «в одних стенах» и за одним роялем с Римским-Корсаковым. Недаром «Псковитянку» называют самым «мусоргским» его сочинением.

«Я уговорился жить с Мусоргским, и мы наняли квартиру, или, лучше сказать, меблированную комнату в доме Зарембы на Пантелеймоновской улице. Наше житье с Модестом было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению...», — вспоминал через годы Римский Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни».

Премьера в Мариинском театре – в особенности события, отраженные в опере, — вызвали горячий отклик у публики: «Элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи, и студенты-медики, говорят, орали в коридорах Академии песню вольницы всласть» (Римский-Корсаков).

При этом «Псковитянка» открыла дорогу на сцену царственным особам. Когда опера проходила цензуру, обнаружился подписанный еще Николаем I документ, который запрещал «выступать» в опере русским правителям. На помощь пришел морской министр Н. Краббе, вызвавшийся похлопотать об отмене указа и в том преуспевший. (Его инициатива тем более удивительна, что совсем незадолго до этого министр категорически запрещал морскому офицеру Римскому-Корсакову дирижировать своими сочинениями в концертах).

Отмена указа оказалась судьбоносной еще и потому, что обогатила русский театр выдающейся интерпретацией царской роли. В партии Грозного в 1896 г. дебютировал на сцене Русской частной оперы Саввы Мамонтова Федор Шаляпин. С тех пор она прочно вошла в его репертуар и была признана одним из величайших его свершений. Благодаря Шаляпину «Псковитянку» заметила Дирекция императорских театров. Сначала она была поставлена в Большом театре (10 ноября 1901 г.), разумеется, с Шаляпиным в главной партии, а затем и в Мариинском (в 1903 г.). В 1909-м «Псковитянка» (под именем «Ивана Грозного» — присутствие Шаляпина «обязывало»), завоевала европейскую публику, которую познакомил с ней импресарио всех времен и народов Сергей Дягилев.

В Большом «Псковитянка» всегда была одной из любимых и репертуарных опер и обычно ставилась как масштабный спектакль с «Боярыней Верой Шелогой» в качестве пролога. В постановках 1901, 1932, 1945, 1953, 1971 гг. участвовали выдающиеся режиссеры, дирижеры и художники — Л. Баратов, И. Туманов, И. Альтани, М. Жуков, С. Сахаров, Ю. Симонов, А. Головин, К. Коровин, В. Федоровский, В. Рындин и многие другие. «Псковитянка» стала дирижерским дебютом Евгения Светланова (1955 г.) и его последней постановкой в Большом театре (1999 г.).

В 2010-м, в год 500-летия вхождения Пскова в состав Московского государства, Большой театр показал сценическую версию оперы в естественных декорациях Псковского кремля.

Концертное исполнение «Псковитянки» пройдет на Исторической сцене 13 и 15 октября. В нем примут участие ведущие солисты Большого театра. А на партию Ивана Грозного приглашен польский бас Рафал Шивек, известный певец, прекрасно знакомый с русским репертуаром и недавно выступивший в Большом в партии Галицкого в «Князе Игоре».
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Притяжение «Псковитянки»
http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/premiere/5246/

13.10.2017

...

В Большом «Псковитянка» всегда была одной из любимых и репертуарных опер и обычно ставилась как масштабный спектакль с «Боярыней Верой Шелогой» в качестве пролога. В постановках 1901, 1932, 1945, 1953, 1971 гг. участвовали выдающиеся режиссеры, дирижеры и художники — Л. Баратов, И. Туманов, И. Альтани, М. Жуков, С. Сахаров, Ю. Симонов, А. Головин, К. Коровин, В. Федоровский, В. Рындин и многие другие. 

В интернете есть запись: Римский-Корсаков. "Боярыня Вера Шелога", "Псковитянка". Дирижёр - Семён Сахаров. 1947 год.

Исполнители:

Солисты, хор и оркестр ГАБТа
А.С. Пирогов
Н.Ф. Щегольков
А. Н. Перегудов
М. А. Соловьёв
И. И. Мань-Шавин
Г. М. Нэлепп
И. М. Скобцов
Е. И. Шумилова
Н. П. Соколов
М. Н. Левина
М. К. Шервинская

Дирижёр С. Сахаров
1947

http://intoclassics.net/news/2009-12-14-11975
Che mai sento!

Оффлайн Irene

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 392
... Сохиев лучше бы потрудился заблаговременно оповещать слушателей о составе исполнителей. Его до сих пор не объявили.

http://www.bolshoi.ru/performances/2075/roles/#20171013190000
В настоящий момент состав на сайте БТ есть:
Николай Римский-Корсаков
Псковитянка
Опера в концертном исполнении 12+
13 октября 2017 19:00
15 октября 2017 19:00

Действующие лица и исполнители
Дирижер   
Туган Сохиев

Царь Иван Васильевич Грозный   
Рафал Шивек
Князь Юрий Иванович Токмаков, царский наместник и степенный посадник во Пскове   
Владимир Комович
Александр Науменко
Вячеслав Почапский
Боярин Никита Матута   
Иван Максимейко
Роман Муравицкий
Княжна Ольга Юрьевна Токмакова   
Мария Лобанова
Анна Нечаева
Михаил (Михайло) Андреевич Туча, посадничий сын   
Олег Долгов
Сергей Радченко
Власьевна, мамка   
Евгения Сегенюк
Перфильевна, мамка   
Елена Новак
Ирина Рубцова
Боярышня Степанида Матута, подруга Ольги   
Евгения Асанова
Анна Бондаревская
Дарья Шкредова
Князь Афанасий Вяземский   
Николай Казанский
Владимир Комович
Вячеслав Почапский
Бомелий, царский лекарь   
Николай Казанский
Владимир Комович
Юшко Велебин, гонец из Новгорода   
Годердзи Джанелидзе
Николай Казанский
Голос сторожевого   
Тарас Присяжнюк
Игорь Цуркан

http://www.bolshoi.ru/performances/2075/roles/#all

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Общий состав есть, а по дням нет. А я, например, очень не хочу слушать Муравицкого.
Che mai sento!

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 636
Общий состав есть, а по дням нет. А я, например, очень не хочу слушать Муравицкого.

У Матуты крошечная партия, не принципиально, кто его будет петь.

Оффлайн Selia

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 6
До сих пор по дням не выложили, а ведь завтра уже( так хочу попасть на Почапского!

Оффлайн Chediredilei

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 3
До сих пор по дням не выложили, а ведь завтра уже( так хочу попасть на Почапского!

Только что выложили составы. Почапский поет партию Токмакова и 13, и 15-го.

Оффлайн Selia

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 6
До сих пор по дням не выложили, а ведь завтра уже( так хочу попасть на Почапского!

Только что выложили составы. Почапский поет партию Токмакова и 13, и 15-го.
Да:) Я прыгала до потолка от восторга в прямом смысле этого слова, счастью нет предела:)
А все горе выплакала  вчера на "мадам Баттерфляй"

Оффлайн Irene

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 392
Только что выложили составы....

13 октября 2017

Дирижер   
Туган Сохиев
Царь Иван Васильевич Грозный   
Рафал Шивек
Князь Юрий Иванович Токмаков, царский наместник и степенный посадник во Пскове   
Вячеслав Почапский
Михаил (Михайло) Андреевич Туча, посадничий сын   
Олег Долгов
Княжна Ольга Юрьевна Токмакова   
Анна Нечаева
Боярин Никита Матута   
Роман Муравицкий
Власьевна, мамка   
Евгения Сегенюк
Перфильевна, мамка   
Ирина Рубцова
Боярышня Степанида Матута, подруга Ольги   
Анна Бондаревская
Князь Афанасий Вяземский   
Владимир Комович
Бомелий, царский лекарь   
Владимир Комович
Юшко Велебин, гонец из Новгорода   
Николай Казанский
Голос сторожевого   
Игорь Цуркан

15 октября 2017

Дирижер   
Туган Сохиев
Царь Иван Васильевич Грозный   
Рафал Шивек
Князь Юрий Иванович Токмаков, царский наместник и степенный посадник во Пскове   
Вячеслав Почапский
Михаил (Михайло) Андреевич Туча, посадничий сын   
Сергей Радченко
Княжна Ольга Юрьевна Токмакова   
Мария Лобанова
Боярин Никита Матута   
Иван Максимейко
Власьевна, мамка   
Евгения Сегенюк
Перфильевна, мамка   
Елена Новак
Боярышня Степанида Матута, подруга Ольги   
Анна Бондаревская
Князь Афанасий Вяземский   
Николай Казанский
Бомелий, царский лекарь   
Николай Казанский
Юшко Велебин, гонец из Новгорода   
Николай Казанский
Голос сторожевого   
Игорь Цуркан

http://www.bolshoi.ru/performances/2075/roles/#20171013190000

http://www.bolshoi.ru/performances/2075/roles/#20171015190000

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лапшин Олег
https://www.facebook.com/olapshin/posts/1583343841724249?pnref=story

"Псковитянка" Н.Римский-Корсаков концертное исполнение Большой театр 6
Еще один осенний спектакль с очень неравными по уровню частями. Который уж, какая-то новая мода.

3 действия первой оперы композитора поделили на до появления Ивана Грозного и после. Уже после концертного исполнения "Орлеанской девы" (оно мне, кстати, тогда очень понравилось), с которого Туган Сохиев начал свою деятельность как главный дирижер Большого, решенного в имперском стиле, стало понятно, к чему он тяготеет, а к чему нет. Первая половина Псковитянки все таки лирическая и в значительной мере песенная. Что с этим делать, Сохиев, похоже, решительно не знает. Звучит то сухо и безжизненно, то в стиле выступления Кобзона на правительственном концерте. В отдельные моменты, когда "набат, набат" и тень Мусоргского начинает явственно проглядывать, все вроде бы оживает, но это минутные сполохи. Все прочие заряжаются этим ничем от Сохиева. Женская часть хора расходится и с оркестром, и между собой. Почапский как бы отбывает номер. Ну и вообще зачем, почему и что все поют и играют - решительно непонятно

Но во второй половине появляется Иван Грозный - поляк Рафал Шивек с темным, густым басом, одинаково хорошим во всех регистрах,правда с однообразным звучанием, но здесь это не важно. Речь начинает идти про власть. Моментально оживает Сохиев, собирается хор, приходят в чувство медные, струнные из хор становятся перфектно. И смысл появляется. Предфинальный дуэт президента и его дочери (звонкое сопрано Анны Нечаевой) "единому стаду нужен единый пастырь (прямо как единая россия обьявляет о выдвижении на новый срок) и "страна вся стонет" можно в эфире "Дождя" размещать как приглашение к дискуссии.
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 760
Утром вчера приходит на телефон SMS: "Есть лишний билет на "Псковитянку" в Большой на 13.10.17 в 19-00". Сразу пишу в ответ: "Забираю". Краткая переписка, перевод на карточку. Короче, через полчаса мне в почту упал билет. От кого - я так и не понял. Спасибо тебе, добрый человек :)

Концерт шикарный! Во-первых, отличный оркестр и грандиозный хор, явно было видно, что дирижер и оркестранты партитуру видят не второй день, репетиции были, и не только сегодня утром (привет Мариинскому театру). Во-вторых, что приятно, не поленились сделать субтитры и напечатать неплохие буклеты. В третьих, собрали неплохой состав. Ну и в четвертых, все эти прелести не испоганили самовыражёвываниями  очередного местечкового режиссера, и не заставляли хороших певцов изображать из себя плохих акробатов и стриптизеров.

"Псковитянку" я до вчерашнего дня слышал лишь однажды, в Мариинском театре (естественно, где же еще? Больше нигде не идет), года два назад. В тот раз "не зацепило". То ли виной тому стал уровень исполнения, то ли не знакомый на тот момент музыкальный материал, но повторить прослушивание этой оперы особого желания не было. А вчера - 100% погружение в музыку практически с первого аккорда! Музыка поначалу показалась несколько простоватой, наивной, и постоянно отзывалась в голове темами то из "Бориса Годунова", то из "Царской невесты", то из "Сервилии", временами, видимо из-за схожести сюжета, перекликаясь с "Чародейкой", "Опричником" и даже "Евгением Онегиным", а хоры отдаленно ассоциировались с вершиной русской оперы - "Сказанием о невидимом граде Китеже". И лишь в конце, в сцене нападения отряда Тучи на царскую ставку и гибели Ольги, все же сильно не хватало какого-то движения, какого-то накала страстей, тесен оказался формат концерта для финальной сцены, не хватило музыкантам напора, чтобы передать все необходимые в этом моменте эмоции, и из-за этого финал мне показался скомканным, а финальный хор - слишком пафосным и даже просто несколько неуместным.

Безусловным героем вечера стал Вячеслав Почапский в роли Князя Юрия Токмакова, наместника царского - спокойный, красивый, уверенный бас без малейших ноток напряжения. Очень эмоционально выступила Анна Нечаева в роли Княжны Ольги. Рафал Шивек, исполнитель роли Ивана Грозного, оставил двойственное впечатление. Временами, например в сцене в доме Токмакова, как-то терялся за оркестром, звучал слабо и натужно, иногда, в диалоге с Ольгой, выглядел по-царски. Долгов и Муравицкий не впечатлили - беда у нас с тенорами. Впрочем, женская часть тоже откровенно не блистала, кроме, как я уже упоминал ранее, главной героини.

Но в целом - спасибо и на этом. Когда еще представится возможность "Псковитянку" услышать? А также - "Чародейку", "Орлеанскую деву", "Руслана и Людмилу", "Ивана Сусанина", "Мазепу", и прочие, и прочие русские названия - я уж про "Град Китеж" и не вспоминаю. А если что и всплывет, то, как "Садко" у Бертмана - лучше бы очередную "Травиату" испохабил, ее хоть не жалко. Во всех театрах народ травят набившей оскомину "Травиатой" и "Царской невестой",  и прочими "Онегиными", типа, не хочешь "Травиату" - езжай в Питер, у Гергиева все для тебя есть. А так - хоть что-то. И без режоперных извращений - просто праздник какой-то.
« Последнее редактирование: Октябрь 14, 2017, 18:39:28 от kineskop »

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
Когда еще представится возможность "Псковитянку" услышать?

Как это когда? :o 6 ноября! :D https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2017/11/6/1_1930
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 760
Праздники, ценники на билеты в РЖД заоблачные. И составов нет - назначат какого-нибудь "ветерана сцены" Токмаковым, и "вместо дирижера - Павел Смелков"...
Впрочем, билет я взял, но скорее всего сдам.

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 636
А если что и всплывет, то, как "Садко" у Бертмана - лучше бы очередную "Травиату" испохабил, ее хоть не жалко. Во всех театрах народ травят набившей оскомину "Травиатой"

 ;D ;D ;D Kineskop, спасибо, дорогой, повеселил в тоскливый дождливый день аж до слёз!  ;D

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 367
А если что и всплывет, то, как "Садко" у Бертмана - лучше бы очередную "Травиату" испохабил, ее хоть не жалко. Во всех театрах народ травят набившей оскомину "Травиатой"

 ;D ;D ;D Kineskop, спасибо, дорогой, повеселил в тоскливый дождливый день аж до слёз!  ;D

Честно говоря, не совсем понятно, чем повеселили? Тем, что призвал похабить музыкальные произведения? И уж если человеку что-то набивает оскомину, следует обращаться к дохтуру, может поможет?!  :o

А уж если про Дмитрия наше фсёё Бертмана, то, скорее всего, ему надоело похабить именно "Травиату". Если бы кое-кто не поленился изучить вопрос, прежде чем огульно хаять всех и вся, то он поставил "Травиату" четыре раза:

22 (постановка по счёту в общем списке). 1995. Верди. «Травиата». Геликон-опера

35. 1998. Верди «Травиата». Национальный театр Манхайма (Германия)

44. 2000. Верди. «Травиата». Дворец музыки и конгрессов (Страсбург, Франция)

68. 2005. Верди. «Травиата» (Окленд, Новая Зеландия)
http://www.helikon.ru/ru/page/postanovki-dmitriya-bertmana.html

Так что, уж извините, даже самому извращённому дирижёру должно было надоесть. Посему, приведите пример посвежее!

А про привет Мариинскому театру в части репетиций, так это вопрос к самому! При чём здесь исполнители: оркестранты и певцы? Тоже звучит, как пустозвонство!  >:(

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 636
Renato, не будьте таким букой! Ну не любит Kineskop "Травиату" - имеет право!  :D
"Вы не любите кошек? Да вы просто не умеете их готовить!" ;D
Вот и травят, травят народ ею, горемычной, во всех театрах травят! ;D

Оффлайн Renato

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 367
Renato, не будьте таким букой! Ну не любит Kineskop "Травиату" - имеет право!  :D
"Вы не любите кошек? Да вы просто не умеете их готовить!" ;D
Вот и травят, травят народ ею, горемычной, во всех театрах травят! ;D

Хорошо, ради Вас не буду!  :o
Однако я слегка позанудствую... Но ведь никто никого не заставляет любить те или иные оперы. Я тоже много чему не симпатизирую, тем не менее, по углам предпочитаю не свистеть об этом!
Я тоже могу счесть, что есть любители "Хованщины", которую все хавают и хавают!  8)

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 494
Ренато, поддерживаю вашу позицию :)

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 760
Насчет созвучия "Травиаты" с "травлением" - это я не нарочно, даже в мыслях не было. Хоть и не люблю я ее. Так что не надо "Хованщину" по этому поводу "ховать".  ;D

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Н.Римский-Корсаков : Псковитянка, концертное исполнение, Большой театр 13.10.2017

https://dolchev.livejournal.com/201743.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
Иван Грозный явился публике

Автор Мария Бабалова

С 14 по 15 октября Большой театр представил премьеру— концертная версия первой оперы Римского-Корсакова «Псковитянка» была исполнена по инициативе музыкального руководителя Тугана Сохиева, для которого, похоже, подобный формат представления становится своего рода бенефисной традицией.

http://vm.ru/news/424725.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
В Большом театре спели «Псковитянку» Римского-Корсакова

В концертном исполнении не возникло театральных контуров будущего спектакля

Петр Поспелов

https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2017/10/16/737952-speli-pskovityanku
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 080
Н.Римский-Корсаков : Псковитянка, концертное исполнение, Большой театр 13.10.2017

https://dolchev.livejournal.com/201743.html

Не откажу себе в удовольствии процитировать важный фрагмент (о том, что Большой театр в очередной раз проваливает то, в чем должен быть впереди планеты всей — в русской опере):

Как поставить ту же самую Alcina все знают — позвать на помощь западную постановку.
А что делать с «Псковитянкой», о которой там не имеют ни малейшего представления?..

По мне, так вообще не надо браться.
Потому что концертное исполнение этой оперы — горестный рассказ о всех тех немощах, которыми болен Большой театр, серьезно и давно.
«Псковитянка» не то произведение, которое надо исполнять в оперном зале в концертном варианте.
Да еще и называть такое мероприятие премьерой. Для этого существует Филармония, Консерватория, в которых каждый вечер происходят такие расчудесные премьеры.

Уму непостижимо, чего не хватает, чтобы сделать спектакль? И как ни верти, получается, что ума.
В первую очередь его не хватает, чтобы собрать достойный Ансамбль с хотя бы одним своим русским Басом.
К Rafał Siwek никаких претензий нет, он вышел во фраке и спел с легким акцентом своим замечательным глубоким басом фрачного Ивана Грозного в европейской манере; такая манера не удивительна и для кончертанте вполне сойдет, но, извините, эта опера не про Европу и, если кто забыл, с такими исполнительскими традициями, которые просто так за борт расхлябанного дредноута не выбросишь.

Те немногочисленные ошмётки оперной труппы по мере сил, что называется, пытались справиться с поставленой задачей голосового озвучивания своих партий каждый в меру своих способностей. Как известно, в основном они у кого какие, но всех их объединяет одно - они сильно далеки от высокого класса и некогда почетного звания солист Большого театра.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
Шановний царь

В Большом театре прозвучала "Псковитянка" Римского-Корсакова

Текст: Ирина Муравьева

Оперу "большого русского стиля", написанную Николаем Римским-Корсаковым на сюжет из времен Ивана Грозного "Псковитянка" (либретто по исторической драме Льва Мея), представили на Исторической сцене Большого театра в концертной версии под руководством Тугана Сохиева.

https://rg.ru/2017/10/16/v-bolshom-teatre-prozvuchala-pskovitianka-rimskogo-korsakova.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
«Псковитянка» Римского-Корсакова вернулась в Большой театр

Главными действующими лицами спектакля стали 120 хористов

Светлана Наборщикова

https://iz.ru/659670/svetlana-naborshchikova/pskovitianka-vernulas-v-bolshoi-teatr
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Дополнительные материалы от 13 октября http://classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg195275#msg195275
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Безусловным героем вечера стал Вячеслав Почапский в роли Князя Юрия Токмакова, наместника царского - спокойный, красивый, уверенный бас без малейших ноток напряжения. Очень эмоционально выступила Анна Нечаева в роли Княжны Ольги. Рафал Шивек, исполнитель роли Ивана Грозного, оставил двойственное впечатление. Временами, например в сцене в доме Токмакова, как-то терялся за оркестром, звучал слабо и натужно, иногда, в диалоге с Ольгой, выглядел по-царски. Долгов и Муравицкий не впечатлили - беда у нас с тенорами. Впрочем, женская часть тоже откровенно не блистала, кроме, как я уже упоминал ранее, главной героини.


Корябин слушал тот же состав:

Сражённая, но воскресшая!
Концертное исполнение «Псковитянки» Римского-Корсакова в Большом театре
Игорь Корябин, 19.10.2017 в 15:23

Итак, концертное исполнение: оркестровая яма убрана, на месте нее – литерные ряды партера, оркестр с хором – на сцене, а певцы-солисты – перед оркестром у рампы. В трехактной опере Римского-Корсакова – шесть картин, и она поделена антрактом на две части (по три картины в каждой). То, что дирижер Туган Сохиев обстоятельно хорошо поработал с оркестром, слышно уже с увертюры. Если судить и по давно побывавшей в его дирижерских руках, но хорошо запомнившейся «Сказке о царе Салтане» в Мариинском театре, и по упомянутой выше «Снегурочке» в Большом, то Римский-Корсаков, несомненно, – его композитор. И эта русская до мозга костей музыка с точки зрения благородно-чувственной красоты звучания, тонких нюансов и рельефно проступающей «академичности» находит в лице маэстро Сохиева благодатного художника.

Но в постреконструированном Большом театре – всё иное: иные люди, иная музыка, иная публика, иная акустика, прежняя, но заведомо другая сцена, хотя теперь она гордо и по праву официально именуется Исторической (а когда-то с появлением Новой сцены мы просто называли ее Основной). Всё, что происходит на ней сегодня, на прошлые великие традиции практически уже не опирается. Театр легко с ними расстался и идет дальше. И несмотря на безусловный профессионализм оркестра и дирижера, на великолепное, как и раньше, звучание хора, звездный час которого в сцене псковского вече закономерно наступает и на этот раз (хормейстер – Валерий Борисов), былого наполнения музыки, того завораживающего шаманства, которое творил гений Евгения Светланова, сегодня, увы, просто нет. Другое время – другая музыка: как это, в сущности, до боли знакомо! Опять же, «квартет» певцов на ключевые партии этого проекта (Ольга, Иван Грозный, князь Юрий Токмаков и Михайло Туча) – ансамбль, в целом, вполне профессиональный. И всё же в музыкальном отношении он творчески «спокоен», поэтому нынешнюю «Псковитянку» так и хочется назвать тихой – не в смысле, конечно, тривиальной громкости звучания, а в смысле недостаточности открытий в главном «квартете» солистов.

Но одно исключение есть: это бас Вячеслав Почапский, которого открывать и не надо. В постановке Светланова он был роскошным Иваном Грозным, а теперь поет князя Юрия Токмакова – прекрасная работа! Так что сравнение с польским басом Рафалом Шивеком, выступившим в роли Ивана Грозного, неизбежно. Приглашенного зарубежного певца мы хорошо помним по «Гамлету» Томá – концертному исполнению 2015 года в Московской филармонии (Клавдий). В 2016 году в партии Захарии («Набукко» Верди в Польской национальной опере) он, определенно, запомнился и мастером итальянской кантилены. Но в русской опере при своей красивой подаче звука артист предстал лишь схематичным проводником музыки, обнаружив монотонное безакцентное пение: претендовать на глубину психологического постижения противоречивого образа Ивана Грозного оно вряд ли могло. Зато вокальная форма, предъявленная Вячеславом Почапским, твердо убеждает в том, что партию царя Ивана со всем спектром ее психологических акцентов он вполне смог бы спеть и сегодня.

Безакцентное пение – также характеристика вокальных работ тенора Олега Долгова (Михайло Туча) и сопрано Анны Нечаевой (Ольга). И это, в свою очередь, убеждает вновь, как непроста русская опера даже для русских певцов! Красивому лирико-драматическому голосу Олега Долгова явственно недостает драматической кантилены, уверенного звучания середины и вокальной выносливости (в дуэте третьего акта с Ольгой он то отчаянно форсирует на верхах, то едва «накалывает» звук). Напротив, Анна Нечаева, по сравнению с партией Купавы в упомянутой «Снегурочке», в вокальной субстанции партии Ольги ощущает себя гораздо увереннее, вольготнее, музыкально раскрепощеннее. Пусть и без акцентов, но в ее интерпретации красивая и ровная вокальная линия, которая приятно цепляет слух, ни на миг не проседает. В лирико-драматической фактуре голоса певицы преобладает довольно теплое и сильное лирическое наполнение, но для партии Ольги того драматизма, на который этот голос способен, вполне хватает. Кроме названного «квартета» певцов другие персонажи – вспомогательные, так что финальную точку на нем и поставим.

http://belcanto.ru/17101901.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Насчет созвучия "Травиаты" с "травлением" - это я не нарочно, даже в мыслях не было. Хоть и не люблю я ее. Так что не надо "Хованщину" по этому поводу "ховать".  ;D

А вот вы напрасно не цените Джузеппе нашего Верди. Предлогов в своё время писал, что, по всей видимости, именно опера Верди "Дон Карлос" вдохновила М.П. Мусоргского на создание оперы "Борис Годунов": http://classicalforum.ru/index.php?topic=9038.msg123210#msg123210

В "Псковитянке" в арии Ивана Грозного есть тема правителя с человеческим лицом, ночные размышления царя в одиночестве. Ария Ивана Грозного в этом плане напоминает арию Филиппа II ("Дон Карлос").

Картина вторая
Царская ставка. Задняя пола откинута; видны лесистая
местность и крутой берег реки Медедни. Ночь. Светит месяц.
Ставка устлана коврами. Спереди налево медвежья шкура
поверх ковра; на ней крытый золотою парчёю стол с двумя
шестирогими подсвечниками, на столе меховая шапка,
кованый в серебро нож, стопа, чарка, чернильница и несколько
свитков, тут же броня и оружие.
Царь Иван Васильевич один.


Вот обелил я Псков,
А девчонка всё с ума нейдёт!
Былое время, молодость кипучая,
Былая страсть!...
Словно бурей со дна морского
Сокровища, в нем погребенные,
Давно забытые, пригнало к берегу;
Людям на показ и расхищенье.

Как пред очами:
Лес, орешник и она...
Дрогнýло ретивое, не стерпелось!...
(задумывается)
Теперь плоды вон пожинаем.
То только царство сильно, крепко и велико,
Где ведает народ, что у него один владыка,
Как во едином стаде единый пастырь.
Ох, как бы мне управиться хотелось!
Русь оковать законом крепким, что бронёю,
Да даст ли бог мне разума и силы?
(читает)

«И яко да злодеяния бесовские испраздниши,
и учеником своим власть давай
еже наступити на змия и скорпия,
и на всю силу вражию...»
Ох, тяжко мне!

http://www.operalib.eu/zpdf/fanpskov_bn.pdf
Che mai sento!

Оффлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 760
Цитировать
напрасно не цените Джузеппе нашего Верди
Ценю. И за "Дона Карлоса", и за "Симона Бокканегру". А вот "Травиату" не перевариваю. Впрочем, у Вагнера тоже были неудачные и практически забытые ныне ранние оперы.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
“Псковитянка” – концертное исполнение в Большом театре

Владимир Ойвин

http://www.classicalmusicnews.ru/reports/pskovityanka-oivin-2017/

..."Я слушал исполнение 13 октября. Надо сказать, что оркестр звучал отменно, красивым звуком, с обилием оркестровых оттенков. Но в интерпретации Сохиева мне не хватало нерва, экспрессии, заложенной в партитуре. Может быть не в такой степени, как это присутствует в партитуре «Царской невесты», но в большей, чем мы услышали в «Псковитянке».

Эта экспрессия была подменена избыточной громкостью оркестра, которая забивала солистов. Порой  не было слышно даже мощного голоса Евгении Сегенюк."
______________________________________________

Избыточная громкость возникала потому, что оркестр находился не в яме, а на сцене (Сохиеву очень хочется быть на виду). Поэтому оркестр громок и забивает певцов (чего в спектаклях, когда оркестр располагается там, где ему положено быть, то есть в яме - п/у Сохиева не наблюдается).

Che mai sento!