Автор Тема: "Псковитянка" Римского-Корсакова, к.и. в Большом театре (октябрь 2017 г.)  (Прочитано 1513 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 199
В Большом театре спели «Псковитянку» Римского-Корсакова

В концертном исполнении не возникло театральных контуров будущего спектакля

Петр Поспелов

https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2017/10/16/737952-speli-pskovityanku
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Александр П.

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 081
Н.Римский-Корсаков : Псковитянка, концертное исполнение, Большой театр 13.10.2017

https://dolchev.livejournal.com/201743.html

Не откажу себе в удовольствии процитировать важный фрагмент (о том, что Большой театр в очередной раз проваливает то, в чем должен быть впереди планеты всей — в русской опере):

Как поставить ту же самую Alcina все знают — позвать на помощь западную постановку.
А что делать с «Псковитянкой», о которой там не имеют ни малейшего представления?..

По мне, так вообще не надо браться.
Потому что концертное исполнение этой оперы — горестный рассказ о всех тех немощах, которыми болен Большой театр, серьезно и давно.
«Псковитянка» не то произведение, которое надо исполнять в оперном зале в концертном варианте.
Да еще и называть такое мероприятие премьерой. Для этого существует Филармония, Консерватория, в которых каждый вечер происходят такие расчудесные премьеры.

Уму непостижимо, чего не хватает, чтобы сделать спектакль? И как ни верти, получается, что ума.
В первую очередь его не хватает, чтобы собрать достойный Ансамбль с хотя бы одним своим русским Басом.
К Rafał Siwek никаких претензий нет, он вышел во фраке и спел с легким акцентом своим замечательным глубоким басом фрачного Ивана Грозного в европейской манере; такая манера не удивительна и для кончертанте вполне сойдет, но, извините, эта опера не про Европу и, если кто забыл, с такими исполнительскими традициями, которые просто так за борт расхлябанного дредноута не выбросишь.

Те немногочисленные ошмётки оперной труппы по мере сил, что называется, пытались справиться с поставленой задачей голосового озвучивания своих партий каждый в меру своих способностей. Как известно, в основном они у кого какие, но всех их объединяет одно - они сильно далеки от высокого класса и некогда почетного звания солист Большого театра.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 199
Шановний царь

В Большом театре прозвучала "Псковитянка" Римского-Корсакова

Текст: Ирина Муравьева

Оперу "большого русского стиля", написанную Николаем Римским-Корсаковым на сюжет из времен Ивана Грозного "Псковитянка" (либретто по исторической драме Льва Мея), представили на Исторической сцене Большого театра в концертной версии под руководством Тугана Сохиева.

https://rg.ru/2017/10/16/v-bolshom-teatre-prozvuchala-pskovitianka-rimskogo-korsakova.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 199
«Псковитянка» Римского-Корсакова вернулась в Большой театр

Главными действующими лицами спектакля стали 120 хористов

Светлана Наборщикова

https://iz.ru/659670/svetlana-naborshchikova/pskovitianka-vernulas-v-bolshoi-teatr
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Дополнительные материалы от 13 октября http://classicalforum.ru/index.php?topic=929.msg195275#msg195275
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Безусловным героем вечера стал Вячеслав Почапский в роли Князя Юрия Токмакова, наместника царского - спокойный, красивый, уверенный бас без малейших ноток напряжения. Очень эмоционально выступила Анна Нечаева в роли Княжны Ольги. Рафал Шивек, исполнитель роли Ивана Грозного, оставил двойственное впечатление. Временами, например в сцене в доме Токмакова, как-то терялся за оркестром, звучал слабо и натужно, иногда, в диалоге с Ольгой, выглядел по-царски. Долгов и Муравицкий не впечатлили - беда у нас с тенорами. Впрочем, женская часть тоже откровенно не блистала, кроме, как я уже упоминал ранее, главной героини.


Корябин слушал тот же состав:

Сражённая, но воскресшая!
Концертное исполнение «Псковитянки» Римского-Корсакова в Большом театре
Игорь Корябин, 19.10.2017 в 15:23

Итак, концертное исполнение: оркестровая яма убрана, на месте нее – литерные ряды партера, оркестр с хором – на сцене, а певцы-солисты – перед оркестром у рампы. В трехактной опере Римского-Корсакова – шесть картин, и она поделена антрактом на две части (по три картины в каждой). То, что дирижер Туган Сохиев обстоятельно хорошо поработал с оркестром, слышно уже с увертюры. Если судить и по давно побывавшей в его дирижерских руках, но хорошо запомнившейся «Сказке о царе Салтане» в Мариинском театре, и по упомянутой выше «Снегурочке» в Большом, то Римский-Корсаков, несомненно, – его композитор. И эта русская до мозга костей музыка с точки зрения благородно-чувственной красоты звучания, тонких нюансов и рельефно проступающей «академичности» находит в лице маэстро Сохиева благодатного художника.

Но в постреконструированном Большом театре – всё иное: иные люди, иная музыка, иная публика, иная акустика, прежняя, но заведомо другая сцена, хотя теперь она гордо и по праву официально именуется Исторической (а когда-то с появлением Новой сцены мы просто называли ее Основной). Всё, что происходит на ней сегодня, на прошлые великие традиции практически уже не опирается. Театр легко с ними расстался и идет дальше. И несмотря на безусловный профессионализм оркестра и дирижера, на великолепное, как и раньше, звучание хора, звездный час которого в сцене псковского вече закономерно наступает и на этот раз (хормейстер – Валерий Борисов), былого наполнения музыки, того завораживающего шаманства, которое творил гений Евгения Светланова, сегодня, увы, просто нет. Другое время – другая музыка: как это, в сущности, до боли знакомо! Опять же, «квартет» певцов на ключевые партии этого проекта (Ольга, Иван Грозный, князь Юрий Токмаков и Михайло Туча) – ансамбль, в целом, вполне профессиональный. И всё же в музыкальном отношении он творчески «спокоен», поэтому нынешнюю «Псковитянку» так и хочется назвать тихой – не в смысле, конечно, тривиальной громкости звучания, а в смысле недостаточности открытий в главном «квартете» солистов.

Но одно исключение есть: это бас Вячеслав Почапский, которого открывать и не надо. В постановке Светланова он был роскошным Иваном Грозным, а теперь поет князя Юрия Токмакова – прекрасная работа! Так что сравнение с польским басом Рафалом Шивеком, выступившим в роли Ивана Грозного, неизбежно. Приглашенного зарубежного певца мы хорошо помним по «Гамлету» Томá – концертному исполнению 2015 года в Московской филармонии (Клавдий). В 2016 году в партии Захарии («Набукко» Верди в Польской национальной опере) он, определенно, запомнился и мастером итальянской кантилены. Но в русской опере при своей красивой подаче звука артист предстал лишь схематичным проводником музыки, обнаружив монотонное безакцентное пение: претендовать на глубину психологического постижения противоречивого образа Ивана Грозного оно вряд ли могло. Зато вокальная форма, предъявленная Вячеславом Почапским, твердо убеждает в том, что партию царя Ивана со всем спектром ее психологических акцентов он вполне смог бы спеть и сегодня.

Безакцентное пение – также характеристика вокальных работ тенора Олега Долгова (Михайло Туча) и сопрано Анны Нечаевой (Ольга). И это, в свою очередь, убеждает вновь, как непроста русская опера даже для русских певцов! Красивому лирико-драматическому голосу Олега Долгова явственно недостает драматической кантилены, уверенного звучания середины и вокальной выносливости (в дуэте третьего акта с Ольгой он то отчаянно форсирует на верхах, то едва «накалывает» звук). Напротив, Анна Нечаева, по сравнению с партией Купавы в упомянутой «Снегурочке», в вокальной субстанции партии Ольги ощущает себя гораздо увереннее, вольготнее, музыкально раскрепощеннее. Пусть и без акцентов, но в ее интерпретации красивая и ровная вокальная линия, которая приятно цепляет слух, ни на миг не проседает. В лирико-драматической фактуре голоса певицы преобладает довольно теплое и сильное лирическое наполнение, но для партии Ольги того драматизма, на который этот голос способен, вполне хватает. Кроме названного «квартета» певцов другие персонажи – вспомогательные, так что финальную точку на нем и поставим.

http://belcanto.ru/17101901.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Насчет созвучия "Травиаты" с "травлением" - это я не нарочно, даже в мыслях не было. Хоть и не люблю я ее. Так что не надо "Хованщину" по этому поводу "ховать".  ;D

А вот вы напрасно не цените Джузеппе нашего Верди. Предлогов в своё время писал, что, по всей видимости, именно опера Верди "Дон Карлос" вдохновила М.П. Мусоргского на создание оперы "Борис Годунов": http://classicalforum.ru/index.php?topic=9038.msg123210#msg123210

В "Псковитянке" в арии Ивана Грозного есть тема правителя с человеческим лицом, ночные размышления царя в одиночестве. Ария Ивана Грозного в этом плане напоминает арию Филиппа II ("Дон Карлос").

Картина вторая
Царская ставка. Задняя пола откинута; видны лесистая
местность и крутой берег реки Медедни. Ночь. Светит месяц.
Ставка устлана коврами. Спереди налево медвежья шкура
поверх ковра; на ней крытый золотою парчёю стол с двумя
шестирогими подсвечниками, на столе меховая шапка,
кованый в серебро нож, стопа, чарка, чернильница и несколько
свитков, тут же броня и оружие.
Царь Иван Васильевич один.


Вот обелил я Псков,
А девчонка всё с ума нейдёт!
Былое время, молодость кипучая,
Былая страсть!...
Словно бурей со дна морского
Сокровища, в нем погребенные,
Давно забытые, пригнало к берегу;
Людям на показ и расхищенье.

Как пред очами:
Лес, орешник и она...
Дрогнýло ретивое, не стерпелось!...
(задумывается)
Теперь плоды вон пожинаем.
То только царство сильно, крепко и велико,
Где ведает народ, что у него один владыка,
Как во едином стаде единый пастырь.
Ох, как бы мне управиться хотелось!
Русь оковать законом крепким, что бронёю,
Да даст ли бог мне разума и силы?
(читает)

«И яко да злодеяния бесовские испраздниши,
и учеником своим власть давай
еже наступити на змия и скорпия,
и на всю силу вражию...»
Ох, тяжко мне!

http://www.operalib.eu/zpdf/fanpskov_bn.pdf
Che mai sento!

Онлайн kineskop

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 760
Цитировать
напрасно не цените Джузеппе нашего Верди
Ценю. И за "Дона Карлоса", и за "Симона Бокканегру". А вот "Травиату" не перевариваю. Впрочем, у Вагнера тоже были неудачные и практически забытые ныне ранние оперы.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
“Псковитянка” – концертное исполнение в Большом театре

Владимир Ойвин

http://www.classicalmusicnews.ru/reports/pskovityanka-oivin-2017/

..."Я слушал исполнение 13 октября. Надо сказать, что оркестр звучал отменно, красивым звуком, с обилием оркестровых оттенков. Но в интерпретации Сохиева мне не хватало нерва, экспрессии, заложенной в партитуре. Может быть не в такой степени, как это присутствует в партитуре «Царской невесты», но в большей, чем мы услышали в «Псковитянке».

Эта экспрессия была подменена избыточной громкостью оркестра, которая забивала солистов. Порой  не было слышно даже мощного голоса Евгении Сегенюк."
______________________________________________

Избыточная громкость возникала потому, что оркестр находился не в яме, а на сцене (Сохиеву очень хочется быть на виду). Поэтому оркестр громок и забивает певцов (чего в спектаклях, когда оркестр располагается там, где ему положено быть, то есть в яме - п/у Сохиева не наблюдается).

Che mai sento!