Автор Тема: Орган и органисты: Бах, Регер, Мессиан  (Прочитано 9102 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
На эту тему меня сподвиг выпуск 2-го издания книжки об истории органа и органной музыки:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=1950.0

Не пытаясь обнять необъятное, ограничусь несколькими ключевыми именами: Бах, Регер, Мессиан.
Эти три человека сделали для органа столько, сколько не сделали для него все остальные композиторы, вместе взятые.
Имею в виду даже не столько, собственно, КОЛИЧЕСТВО произведений, созданных ими для органа, сколько привнесённое ими новое КАЧЕСТВО органной музыки.
Разумеется, слова об их исключительности не следует понимать буквально: как известно, ни один гений не появляется на пустом месте, у него всегда имеются предшественники - причём, неважно, пересекались они во времени со своими предшественниками-гигантами, на плечах которых они стояли, если воспользоваться хрестоматийной метафорой; важен лишь сам факт преемственности.
Опять же необходимо указать, какого рода преемственность имеется в виду - она может проявиться как в приятии и обобщении предшествующих достижений и накопленного опыта, так и в творческом отрицании его, в использовании его в качестве исходной позиции, т.е. той "школы, от которой уходят".
Разумеется, Бах немыслим без Букстехуде, как и Регер немыслим без своих, столь непохожих друг на друга, романтических предшественников - Листа, Франка, Брамса, Сен-Санса, причём, дело даже не в их органных, собственно, сочинениях, не слишком многочисленных, или в тенденциях (новаторских, консервативных, мистико-религиозных, виртуозно-технических и т.д.) их музыкального творчества, сколько в выработке нового музыкального языка, - как и Мессиан немыслим без того неожиданно вспыхнувшего интереса к первооснове звука и ритма - который был характерен для середины и 2-й половины ХХ-го века, когда композиторы одновременно продвигались не только в направлении усложнения музыкальных конструкций, но и в направлении упрощения используемых в этих конструкциях элементов, - и к протяжённым, с тенденцией к уходу в бесконечность, длительностям.
Бах гениально подытожил, обобщил и развил известные ему ремесленно-композиторские и инструментально-технические достижения (культ полифонии, широчайшее практическое использование идеи равномерной темперации (я в курсе дискуссий о трактовке слов "хорошая" и "равномерная", я в курсе предложений перестраивать инструмент для каждой новой баховской тональности  ), пестование гармонических резкостей как средства художественного воздействия и т.д.), фигура Регера возникла на перепутье музыкальных устремлений начала ХХ-го века, когда одновременно сосуществовали традиционные и новаторские композиторские школы, был в полном ходу "экспрессионизм" и набирал силу т.н. "авангард", т.е. в начале эпохи полистилистики, а Мессиан оказался востребован  на стадии композиторского творчества эпохи взрывообразно развивающегося научно-технического прогресса, когда во весь голос заговорили о "технологиях" и необходимости замены романтического "интуитивного произвола" современным рассудочным конструированием, музыкальным редукционизмом и т.п.
Таким образом, если подытожить это краткое эссе, для органа творили далеко не все великие композиторы, а органная музыка представляет собой особый мир, который, с одной стороны, конечно, испытал влияние общемузыкальных исторических тенденций, а с другой стороны, остался невероятно консервативным. Кого-то, наверное, удивит, но органы с механической игровой трактурой до сих пор предпочитаются всем остальным конструкциям - и это несмотря на возможности электроники, развитость современной электромеханики и наличие сложных систем управления, - поскольку для органиста важно ощущать непосредственный контакт между клавишей и открывающимся клапаном органной трубы. Когда я говорю об этом "непосвящённым", на меня смотрят с некоторым удивлением ! :)) И всё же это факт.
Несмотря на то, что орган это есть, собственно, "машина" в ещё бОльшей степени, нежели даже фортепиано, во всём этом контексте (начиная с устройства органа, его настройки, тембра, помещения, где он находится и т.п.) есть какая-то мистика, а все любители органной музыки, не говоря уже о её энтузиастах, исполнителях, органных мастерах и конструкторах, это всё люди, прямо скажем, "не такие, как все" :)).
Ну что ж, наверное, тем любопытнее приобщиться к этой сфере и взглянуть на этот мирок как бы "со стороны", оставаясь вполне поСЮсторонними в своём любопытстве.
« Последнее редактирование: Март 31, 2009, 20:59:24 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Орган и органисты: Бах, Регер, Мессиан
« Ответ #1 : Март 31, 2009, 20:26:29 »
Вехами на этом пути нам послужат записи органного интеграла Баха в исполнении  Вернера Якоба,  органного интеграла Регера в исполнении Розалинды Хаас и органного интеграла Мессиана в исполнении Оливье Латри. Всё это имеется в доступе на torrents.
Р.Хаас, по моим сведениям, на сей момент единственная, кто записал интеграл Регера, причём, за что её особенно нахваливает широко известный в узких кругах знаток органов и органного искусства Даниил Процюк, "в авторских темпах"  и на органе с механической игровой трактурой, что когда-то считалось немыслимым и невозможным:
http://rus-organ.narod.ru/protsyuk_reger.doc
В.Якоба как исполнителя Баха я выбрал сам, исходя из своих вкусов - мне кажется, что если исполнитель отлично разбирается и знает толк в органной регистровке и одинаково (в техническом плане) ровно и убедительно трактует как самые известные, так и самые неизвестные произведения Баха, то это само по себе достойно удивления и восхищения. Ведь обычно как бывает: играют интеграл, а при этом исполнительски выпячивают знаменитые вещи, а второстепенные подают "нейтрально-равнодушно". Или же наоборот, всё исполняют на уровне, а самые известные вещи как раз и не получаются ! Вот ничего подобного в интеграле  В.Якоба не наблюдается: у него как главные, так и второстепенные вещи Баха выглядят одинаково интересными. Это большая редкость !
Среди исполнителей органных произведений Мессиана в части репертуара мне чрезвычайно симпатична Jennifer Bate, сыгравшая и записавшая многие вещи Мессиана в присутствии автора, но на сей день сформировалось общественное убеждение и "есть мнение", что более хорошим "органистом-мессианистом" является Оливье Латри, который как раз и записал мессиановский органный интеграл. Подчиняюсь общественному мнению :)
« Последнее редактирование: Апрель 09, 2009, 21:25:38 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Орган и органисты: Бах, Регер, Мессиан
« Ответ #2 : Октябрь 26, 2009, 19:09:55 »
Колин Эндрюс (орган)
21 октября 2009 СЗММДМ
А.Блисс, Г.Хаувеллс, И.С.Бах, Й.Бонне и Ф.Лист
 
-------------------
 
1-е отд.
 
А. Блисс
Три королевские фанфары (1960)
 
Г. Хаувеллс
Псалом - прелюдия No. 1 Set 1 Op. 32
 
И.С.Бах
Пассакалия и фуга до минор BWV 582
Хоральная прелюдия "O Mensch, bewein' dein Sunde gross" (из «Органной книжечки» BWV 622)
Хоральная прелюдия "Ach Gott und Herr" (BWV 692)
Прелюдия и фуга Ре мажор BWV 532
 
2-е отд.
 
Й. Бонне
Концертные вариации ор.1 .
 
Ф.Лист
"Ad nos, ad salutarem undam"
Adagio-Introduction-Fugue (из «Фантазия и фуга на хорал»

===========================

Я побывал в СЗММДМ на концерте органной музыки.

Впечатления от громадного органа просто ошеломляющие. Кроме большого симфонического оркестра, это единственный музыкальный инструмент, который может наполнить Светлановский зал мощным звуком :)))
Сам исполнитель чуть ли не молился на инструмент, оборачиваясь к нему и показывая жестами, как он доволен. Не ограничившись жестами, он сказал по-английски (слишком тихо, чтобы можно было достоверно расслышать), что он в восторге от этой машины.
Однако, если уж занудствовать и пытаться изложить мои впечатления, то надо сказать, что в начале концерта ощущалась то ли некоторая неразыгранность органиста (довольно пожилого), то ли некоторая нехватка его физических сил для игры на мануалах. Как известно, для игры на органе требуется существенное физическое усилие, тем более, что игровая трактура органа СЗММДМ - механическая с искусственным усилением.
Однако в дальнейшем исполнитель пришёл в норму и ближе к концу 1-го, а также во 2-м отделении демонстрировал приличный уровень владения инструментом. Хороша и эффектна была "техника педали", то бишь "техника ног" при владении ножной клавиатурой - в этом отношении органист достоин похвал: это было виртуозно.
Если говорить о регистровке, то у меня сложилось впечатление, что органист не успел или не пожелал освоить и использовать имеющиеся возможности: часть его решений мне показалась неадекватной, в частности, в хоральных прелюдиях Баха, где он, на мой взгляд, неудачно выбрал регистры для данных конкретных пьес, в результате чего звук казался чуть ли не фальшивым.
А в крупных вещах Баха, наоборот: решения его были абсолютно тривиальны и не выходили за рамки тембровых возможностей баховских времён. Впрочем, это можно объяснить "традиционализмом", хотя с другой стороны, если уж садишься управлять такой громадиной со столь колоссальными возможностями, то почему бы не использовать их более полно в рамках разумного ?
Короче говоря, регистровка, предложенная исполнителем, навеяла мысли об избыточности возможностей органа СЗММДМ, явно превышающих фантазию органиста :)), аналогично тому, как возможности электронной музыки на порядки превосходят фантазию тех, кто пытается сочинять музыку с их использованием.
То ли я придираюсь, то ли я начитался книг об органном искусстве и органных стилях и о самих инструментах, то ли я наслушался выдающихся органистов, но в плане изобретательности по части использования инструментальных возможностей имеющегося органа данное конкретное выступление мне показалось довольно невзрачным.
Хотя надо отметить, что сама программа органного вечера была очень интересной, длинной и разнообразной, и содержала, во первых, выдающиеся и широко известные произведения, а во-вторых, прекрасные органные произведения 20-го века и эпохи "модерна", которых я никогда не слышал.
Так что в целом впечатления "умеренно положительные" :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Орган и органисты: Бах, Регер, Мессиан
« Ответ #3 : Июль 13, 2015, 22:14:26 »
«Наш слушатель с каждым годом становится все более требовательным и профессиональным»

Художественный руководитель «Органных вечеров в Кусково» Елена Привалова-Эпштейн о своем опыте организации фестиваля «с нуля»

Юлия Дмитрюкова

...— Существует стереотипное представление об органисте как об исполнителе крепкого сложения, широкого в плечах, с мясистыми руками... Вы же — хрупкая, невесомая, с тонкими пальцами... Откуда берется эта мощная энергия на концертах?

— На самом деле, это большое заблуждение — считать, что для игры на органе требуется физическая сила. При правильном туше можно играть без особых физических нагрузок даже не самых «тяжелых» механических инструментах, вроде органа Домского собора в Риге. Мой педагог Алексей Шевченко обучил меня важнейшим приемам игры на органе, и потому особых сложностей я не испытываю. А энергия – это уже из другой области, наверное, космической… Орган — сакральный инструмент и когда играешь в церкви, создается ощущение, что общаешься с Богом, эта энергетика остается и для светских концертов. Об органе я мечтала с детства, еще когда обучалась в музыкальной школе в Оренбурге. Хотя в моем родном городе не было ни одного органа! Только в прошлом году в католической церкви установили электронный орган. В Оренбурге я обучалась как пианистка, но осознавала свое несовершенство и невозможность поступления на фортепианное отделение в вуз моей мечты — Московскую консерваторию. Тогда я решила поступать как теоретик. Это мне удалось с первого раза: у меня абсолютный слух, аналитическое мышление, необходимое для решения задач по гармонии. Училась я хорошо, но очень хотелось быть исполнителем. Стала искать возможности, думала вновь о фортепиано, даже об арфе, узнав, что на этом волшебном инструменте тоже можно начинать поздно учиться. Но на нашем теоретическом курсе оказалось много органистов, и я, вспомнив свою детскую мечту, тоже «загорелась». Меня взяла к себе в класс заведующая кафедрой Наталия Николаевна Гуреева-Ведерникова. У нее всегда учились самые сильные студенты. В 2009 году по предложению Константина Волостнова я сыграла концерт в Царицыно, с того момента по-настоящему увлеклась исполнительством и начала много заниматься. Купила орган для домашних занятий — тот самый, на котором потом проводила несколько сезонов в Кусково. Чуть позже я договорилась об уроках с Алексеем Шевченко, который занимался со мной в течение трех лет два раза в неделю, и я полностью погрузилась в органное творчество. Не могу сказать, что было легко, каждый день занималась по шесть-восемь часов. Без очевидного результата участвовала в нескольких конкурсах. Несмотря на то, что премий и дипломов не получила, участие в конкурсах придало мне уверенности, концертной выдержки, я также научилась быстро осваивать новый материал и держать в руках большой репертуар. К слову, последнее умение мне часто пригождается, так как регулярно приходится играть подряд концерты с абсолютно разными программами.

...

— А как Вы относитесь к «раннему» обучению на органе — в музыкальных школах? Сейчас эта практика набирает обороты, школы закупают инструменты, открывают факультативы… Разумеется, это имеет просветительское, развивающее значение — в том числе для тех, кто не планирует в будущем становиться музыкантом. Но насколько это оправдано в профессиональном плане — заниматься органной техникой одновременно с постановкой рук на фортепиано?

— Это наиболее оптимальный вариант. По сути, правильная постановка рук и на органе и на фортепиано одинаковая. Сейчас уже выросло поколение детей, которые с детства играли на органе. И многие из них станут настоящими звездами.

— Очень многие органисты, получившие образование в России, едут работать в Европу — просто потому, что здесь им почти негде играть. Как, на Ваш взгляд, стоит решать эту проблему?

— Согласна, возвращаются в Россию единицы… Я знаю лишь одного органиста, который вернулся в Россию и преуспел — это Константин Волостнов. Решается всё просто — предоставлением работы! На самом деле, в России не так мало концертных залов и соборов, в которых установлены органы. Однако есть старшее поколение органистов, и есть администрация залов…

— Кстати, после появления фестиваля в Кусково орган зазвучал и в других московских усадьбах: появились органные концерты в Царицыно, а недавно открылись Органные сезоны в отреставрированном Петровском Путевом дворце.Ощущаете ли Вы себя первопроходцем «органной усадебной культуры» в Москве?

— В усадьбе Царицыно гораздо раньше появился орган, причем там механический духовой инструмент и круглогодично действующий концертный зал. Тем не менее, мой фестиваль был первым и положил начало многим проектам органной музыки. Несколько позже появился проект Волостнова во Дворце на Яузе, и после этого он уже организовал регулярные концерты в упомянутом Вами Петровском Дворце. Главное отличие моего фестиваля от других проектов — в том, что он проводится лишь в течение трех летних месяцев. Первопроходцем я себя не ощущаю, но осознаю, что достаточно много делаю для продвижения органной музыки. Самым главным достижением для меня является то, что появляются постоянные слушатели, многие из которых впервые услышали органное звучание на фестивале и потом уже отправились в собор — послушать живой инструмент. Думаю, это самая главная цель — способствовать продвижению исполнительского искусства на настоящем, духовом органе.

Читайте полностью http://www.ng.ru/culture/2015-07-09/100_organkuskovo.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Орган и органисты: Бах, Регер, Мессиан
« Ответ #4 : Январь 13, 2016, 22:35:05 »
«Настоятель тоже интересовался современным искусством, и мы постоянно устраивали авангардные концерты»

ОРГАНИСТ И КОМПОЗИТОР ЗИГМУНД САТМАРИ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СВОЕГО ИНСТРУМЕНТА С МУЗЫКОЙ ХХ ВЕКА И ЕЕ КЛЮЧЕВЫХ ФИГУРАХ

Зигмунд Сатмари — выдающийся органист и композитор, ученик Штокхаузена и Лигети, всю жизнь пропагандирует современную музыку, на его исполнительском счету более 120 премьер. После своего концерта в Москве он поделился воспоминаниями о встречах с культовыми композиторами европейского авангарда и рассказал о знаковых органных сочинениях второй половины ХХ века.

— Профессии органиста и композитора всегда были тесно связаны, но в ХХ веке эта традиция заметно угасла. В каком качестве вы начинали свой путь?

— Мой папа был скрипачом, мама играла на рояле, я начал заниматься на этих инструментах, но скрипку быстро забросил. Среди наших родственников были церковные органисты, и лет в десять я стал помощником одного из них — качал органные меха. Отпустив однажды мех, в котором оставался воздух, я услышал специфический звук — знаете, как у Лигети. Это привело меня в восхищение! Я начал серьезно заниматься игрой на органе. Штатный органист церкви был доволен моими успехами и, когда мне исполнилось пятнадцать, предложил обслуживать вечерние мессы.

В четырнадцать лет я начал сочинять, в девятнадцать поступил в Музыкальную академию Ференца Листа в Будапеште как органист, но продолжал заниматься композицией. Венгрия входила в число стран соцлагеря, и контактировать с Западной Европой было непросто. Я подал документы на загранпаспорт и выездную визу, но получил отказ, лишь благодаря приглашению выступить в Бельгии удалось выехать. После концертов я не вернулся на родину, а поехал в Германию и попросил политического убежища. Во Франкфурте я поступил в Высшую школу музыки в органный класс Хельмута Вальхи, известного специалиста по барокко. Под его руководством я изучал в основном сочинения Баха и Букстехуде, Вальха ничего не хотел слышать про современную музыку, которая к тому времени очень меня интересовала. Поэтому я поехал в Кёльн, чтобы заниматься композицией у Штокхаузена и Кагеля. Но Вальха поставил меня перед выбором: или я учусь у него, или занимаюсь новой музыкой — одно из двух. Конечно, я сказал, что остаюсь в его классе, но продолжал тайно посещать уроки Штокхаузена.

— Любовь к современной музыке началась в тот день, когда вас поразил звук сдувающихся органных мехов?

— Нет, тогда я совершенно не знал современную музыку. Мы жили при коммунизме, в искусстве признавали только соцреализм. Шостакович, Кабалевский, Барток, Кодаи и венгерские композиторы традиционного направления — таким был наш мир, в то время как на Западе после Второй мировой войны музыка полностью преобразилась. В начале 1950-х в Кельне и Дармштадте работали Штокхаузен, Кагель, Ноно, но мы не имели возможности знакомиться с их сочинениями, сами понимаете, лишь изредка можно было «поймать» что-то по радио. После венгерской революции 1956 года у нас появился доступ к современной музыке, но я был еще очень молод, чтобы сразу ее воспринять. Дьёрдь Лигети был старше и испытал сильное влияние этой среды. Он начинал сочинять, так же как Куртаг и многие другие, в стиле Бартока, а в 1953 году написал цикл из одиннадцати пьес для фортепиано «Musica Ricercata», конструктивистский опус, где в первой пьесе используются только два тона, во второй — три, в третьей — четыре, в одиннадцатой — двенадцать. Последняя пьеса — «Omaggio a Girolamo Frescobaldi» — ричеркар по типу Фрескобальди на основе двенадцатитоновой темы, не додекафонный, но строго структурированный. Это была сознательная попытка уйти от Бартока, найти новый музыкальный язык, который бы исходил от разума, а не от эмоций. Тем не менее музыка Лигети всегда одновременно очень эмоциональна и интеллектуальна.
Тогда Лигети залез внутрь органа и стал вручную регулировать подачу воздуха. Пришлось поставить зеркало, чтобы видеть друг друга и координировать наши действия, — жаль, никто не фотографировал это!

— А как произошел ваш поворот в сторону новой музыки?

— Мой язык начал меняться после двух лет в Дармштадте. Я стал импровизировать на концертах, стараясь использовать средства современной композиции, и однажды поймал себя на мысли, что мои эмоции при этом созвучны эмоциям музыки Баха. Старые мастера создавали прекрасные фуги, но это скорее конструкция, а фуги Баха — другие, это океан эмоций. Я думаю, музыка Баха в свое время была так же нова и эмоциональна, как для нас — музыка наших современников. Поэтому, если ты сможешь постичь эмоции Баха, тебе откроется путь и к новой музыке.

Читайте далее http://www.colta.ru/articles/music_classic/9761
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Орган и органисты: Бах, Регер, Мессиан
« Ответ #5 : Февраль 16, 2016, 21:24:39 »
Ярославль отметил 100-летие выдающегося российского органиста

При аншлагах в залах города прошел Х-й фестиваль имени Леонида Ройзмана

Сергей Бирюков

http://www.trud.ru/article/16-02-2016/1334256_jaroslavl_otmetil_100-letie_vydajuschegosja_rossijskogo_organista.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Орган и органисты: Бах, Регер, Мессиан
« Ответ #6 : Март 22, 2016, 21:48:10 »
Обратная сторона органа
Бессменный хранитель краснодарского органа, заслуженный артист Кубани Михаил Павалий рассказал «Югополису», откуда внутри инструмента взялось красное знамя и почему его узнают проводники железных дорог.

ВЧЕРА, 03:19 АНАСТАСИЯ КУРОПАТЧЕНКО

http://www.yugopolis.ru/articles/obratnaya-storona-organa-interviyu-krasnodarskogo-organista-mihaila-pavaliya-90286#

Громада органа на сцене муниципального концертного зала, если подойти к ней вплотную, тихо урчит электромоторчиками воздухонагнетательного механизма внутри корпуса: когда органист за кафедрой (она же — игральный стол) жмет на клавиши двух клавиатур-мануалов, они открывают и закрывают клапаны внутри труб, чтобы те звучали.

«Голос» краснодарского инструмента — это именно трубы, а не полупроводники и транзисторы, как в электронных органах. И наш орган, как автомобиль, заводится ключом — тогда на пульте игрального стола начинают светиться огоньки над кнопками регистров: каждый из них пронумерован и подписан. Внизу кафедры — педали и вытертая по центру, где сидит музыкант, скамья.

— Михаил Иванович, органы стареют, как фортепиано, или от времени звучат лучше, как скрипки и рояли?

— Если сравнивать с историческими органами времен Баха, а краснодарский орган по устройству - классический, как в храмах Европы, что такое 24 года жизни инструмента? Закрыв глаза, можно сказать: он почти как новый. Будь орган марки попроще, уже были бы проблемы: вспомогательные механизмы изнашиваются.

Органы тоже стареют, как фортепиано и скрипки: разбивается механика. Одно дело, когда инструмент все время в пользовании, а другое - эталон Страдивари, Амати и Гварнери, на котором играют раз в год. Так что ни органы, ни рояли, ни скрипки от возраста лучше не делаются.

— У органиста должна быть координация космонавта? Вы же играете еще и ногами.

— Это так, потому что орган — не только самый большой музыкальный инструмент, но и единственный из существующих, на котором играют и руками, и ногами. Педали, они же басовые клавиши, - это две с половиной октавы. Как классическая фуга исполняется? Она четырехголосная: три голоса играются руками, четвертый — ногами. Или другой пример: токката ре-минор Иоганна Себастьяна Баха, где такое выдержанное, басовое, рычащее «ре» - вот оно и играется ногой.

— Дубовый корпус нашего органа как-то влияет на его звук?

— Почти никак, разве что не дает звуку «разбегаться» по пространству зала. Зато дуб «сожрал» третий мануал, а чем больше мануалов, тем богаче «голос» органа. Кто-то посоветовал основателю Краснодарского творческого объединения «Премьера» Леонарду Гатову, что орган в дубе будет лучше звучать. Но на звук влияет не корпус, будь он хоть из опилок, а акустика зала!

Немцы из гамбургской фирмы «Рудольф фон Беккерат» предложили отличный трехмануальный орган чуть ли не в полтора раза больше, чем этот. А на дворе 1993-1994 годы, сами понимаете, какая была финансовая ситуация, хотя мэр города Валерий Самойленко «Премьеру» во всем поддерживал - вот дубовые панели и «съели» третий мануал. Когда одумались и стали слать факсы, процентов на 70 инструмент уже был готов…

Немцы все сделали в Гамбурге, а в зале только собирали орган. Знаете, из чего сделана его задняя стена? Из красного знамени, что висело над сценой — здесь же раньше был зал заседаний горкома КПСС. Вот из знамени и решили сделать «спину» органа, чтобы дать вторую жизнь материалу.

— Уход за инструментом — ваших рук дело?

— В 1994 году ради этого ездил стажироваться в Гамбург на «Беккерат», где, признаться, были удивлены уровнем владения предметом: думали, что у нас в России медведи по улицам с балалайками бегают… Есть запасные части, но пока они без надобности: «Беккерат» не зря одна из самых дорогих, если не самая дорогая, фирма в мире — все качественно сделано.

В органе больше тысячи труб из специального сплава и разных пород дерева — от дуба до сосны, у каждой свой тембр: настроить все с нуля займет больше пяти часов.

Когда играю и чувствую, что где-то что-то расстроилось, подстраиваю, не откладывая в долгий ящик: орган как организм — все взаимосвязано.

— Неужели за четверть века ничего не ломалось?

— Не ломалось, а ломали. Таких музыкантов стараемся второй раз не приглашать ни с концертами, ни на Международный фестиваль органной музыки, чтоб не остаться без органа. Как-то приезжал небезызвестный советский органист, наша звезда, с женой-ассистентом с очень зацепучими руками: она провернула включающий орган ключ так мощно и по-свойски, что он вылетел из игрального стола с проводами. Пришлось на будущее сделать табличку: «Включать, не прилагая усилий».

— Краснодарский орган выдерживает сравнение с «соседями» в Сочи и Пицунде?

— В Пицунде орган стоит там, где надо, — в храме IX века: после снятия звука эхо звучит еще пять-семь секунд. Он сделан добротной фирмой «Александр Шуке» из ГДР, но наш «Беккерат» выше классом. И в Сочи чешский орган неплохой, но один из лучших в России инструментов — тот, который в Краснодаре. Наш инструмент интонирован настолько здорово, что на нем любая музыка любой эпохи звучит отлично. Органы ведь тоже разные — окраской «голоса»: французского или немецкого барокко, романтизма, современные. В Краснодаре универсальный, но ближе к «немцам».

— А если сравнить наш инструмент с органами Европы?

— Инструмент-то не уступит, а вот акустика… На Западе органный концерт в концертном зале — полный абсурд. В прошлом году у меня было два концерта в Германии и один в Польше. Фестиваль в городе Крефельде под Дюссельдорфом, после реставрации открывают орган фирмы «Кляйс» (большущий орган в международном Доме музыки в Москве — это тоже «Кляйс»: в общем, эталонная, как и «Беккерат», марка). Где концерт? В церкви. Второй концерт в Бремене на летнем мини-фестивале. Где выступаю? В церкви. И Международный органный фестиваль в Варшаве проходил в кафедральном соборе.

— Михаил Иванович, а когда вы впервые услышали орган?

— В детстве. Я родился и вырос в Эстонии — в Тарту, где старейший в Европе университет, который заканчивали Пирогов, Бурденко, Даль и еще много кто. У меня в крови гремучая смесь: литовцы, поляки, немцы и русские — получается, что и в лютеранских, и в католических храмах как у себя дома находишься.

Мы жили рядом с храмом, где звучал орган: сначала слушал и слушал, а потом заинтересовался. Основы местный органист заложил, потом стал два раза в месяц ездить в Ригу к солистке Рижского Домского собора Евгении Лисицыной.

— Вы же были первым выпускником Санкт-Петербургской консерватории по классу органа, правильно?

— Учебные планы создавались на моей шкуре. Прежде консерватория выпускала пианиста, дирижера или теоретика со второй специальностью — орган. Прекрасный аккомпаниатор, заслуженная артистка России профессор Нина Оксентян, у которой я учился, разработала специальную программу на фортепианном факультете для органистов — это сейчас есть отдельная кафедра.

Хотя поначалу меня впихнули сдавать концертмейстерский класс на рояле вместе с пианистами - играть арии из опер. Комиссия услышала и, конечно, обалдела: у пианистов же другие требования. А госэкзамены были уже на органе.

— Какую музыку нельзя сыграть на органе?

— Технически возможно все: хоть джаз, хоть «Собачий вальс», но выглядеть это будет, словно советская чиновница венчает вас в православной церкви. Зачем изобретать? Органной музыки хватает: от Баха, не любить которого за совершенство нот невозможно, до Макса Регера, чья музыка — с ну очень своеобразным языком, и ее нельзя представить в исполнении другого инструмента, кроме органа.

Для органа писали весь ХХ век — и Шостакович, и Свиридов, и другие русские, советские и западные композиторы. Писали даже краснодарцы, и талантливо: наш Вадим Малюченко сочинил очень симпатичную вещь «Постскриптум» — я играл ее во многих городах России, в Абхазии, Германии, Польше и Финляндии.

— У вас есть ученики?

— Я преподавал во второй половине 1990-х в Краснодарском музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова, но эта затея немножко попахивала профанацией. В училище зал все время занят, приходилось студентов таскать сюда, в муниципальный концертный зал.

Допустим, кто-то действительно хочет заниматься, но во вкладыш к его диплому о среднем специальном образовании впишут: факультативно прослушал курс органа. Что ничего не дает - ни права поступления в консерваторию по классу органа, ни работу.

Платили копейки, а за каждый час урока надо отчитаться целой поэмой, отрывая время от своих репетиций.

— С далекого 1994 года вы каждое воскресенье играете в Сочи: как все начиналось?

— После консерватории меня распределили на Западную Украину в город Ровно, где я проработал три года, пока не узнал, что в Краснодаре будет орган, не прошел собеседование и не привез сюда в октябре 1993 года трудовую книжку.

Инструмент еще строили и я, чтоб не болтаться без дела, пошел к заместителю Леонарда Гатова Александру Наконечному: «Может, куда сосватаете?» — «В Сочи нет органиста». Наконечный созвонился с директором сочинского зала органной и камерной музыки Алисой Дебольской, она пригласила дать концерт, потом еще один, потом долго присматривалась, как у меня сложатся отношения с коллективом, и предложила работать у них. А потом мы нашли такую формулу — еженедельные концерты в Сочи по договору...

6 мая будет ровно 23 года, как я играю в сочинском органном зале, который носит теперь имя Алисы Федоровны. Иногда я не могу понять, где я живу: в Сочи, Краснодаре или в поезде — по-моему, в поезде. Сейчас я в интернете билеты беру, а раньше все кассирши на вокзале знали меня в лицо, проводники Адлерского вагонного депо — тоже.

Теперь потихоньку начинают узнавать проводники не только западносибирских, но и восточносибирских поездов — Красноярск, Хабаровск: «Что-то у вас лицо знакомое» — «Так я две недели назад с вами ездил».

— Сочинская публика отличается от краснодарской?

— В Краснодаре, где не без моего участия сложилась органная культура, своя постоянная публика. И если я вдруг позволю себе (чего быть не может в принципе) сыграть здесь чуть расслабленно, меня мои слушатели поймут и простят: музыкант не в настроении.

А в Сочи этого делать категорически нельзя, потому что ты не знаешь, кто в зале: сочинцы или профессора консерватории на отдыхе. Там нужно играть точно так же, как в Москве, Питере и Европе — как в последний раз в жизни.

По ссылке фотографии http://www.yugopolis.ru/articles/obratnaya-storona-organa-interviyu-krasnodarskogo-organista-mihaila-pavaliya-90286#
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 509
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Орган и органисты: Бах, Регер, Мессиан
« Ответ #7 : Ноябрь 10, 2016, 23:02:49 »
Руки органиста и крылья ангела

Можно ли стать международным концертирующим органистом в первом поколении? Устоять перед искушениями гламура и остаться верной призванию? Соединить женское счастье и разрушительное вдохновение? Хипстерский пофигизм и педантичность трудоголика? У рижанки из Оренбурга, органистки Елены Эпштейн-Приваловой на все один ответ: «Да!».

http://www.telegraf.lv/news/ruki-organista-i-krylyya-angelya
Che mai sento!