Автор Тема: Судьба оперы в современном мире. Статья Е.С.Цодокова и её обсуждение  (Прочитано 188853 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Анатолий Лихницкий

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 495
  • (1936—2013)
Цитировать
Я еще раз подчеркиваю ! Речь идет не об опере ,а о его либретто, а оно подпадает под действие закона об авторском праве, хотя бы потому ,что оно выражено в объективной форме.( см. п.2 ст.6 Закона об АП.)

Вы имеете в виду указания либреттиста на место действия и сценический антураж? Если они являются неотъемлемой частью оперы, значит, нарушением Закона об АП будет и концертное исполнение, и исполнение фрагментов.

Имеется ввиду в законе искажение произведения наносящее ущерб чести достоинству автора!

8u8

  • Гость
Цитировать
Цитировать
Имеется ввиду в законе искажение произведения наносящее ущерб чести достоинству автора!

Вы меня удивляете. Каким образом можно ущемить честь и достоинство умершего автора?

Допустим, я объявлю, что П. Чайковский был отвратительный композитор и что опера "Е. О." полное фуфло (что несравненно более одиозно, нежели менять хор крестьян на хор гостей, а бал у Гремина на застолье у Гремина); допустим, у ПИЧ сыскался наследник и он недоволен моими словами; что дальше-то?

Оффлайн helza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 184

Вы меня удивляете. Каким образом можно ущемить честь и достоинство умершего автора?

ущемить можно, доказать нельзя. каким образом, скажем, замена "сходитесь" на "входите" (или что там
было) в черняковском онегине может ущемить честь и достоинство автора?


Оффлайн Анатолий Лихницкий

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 495
  • (1936—2013)

Вы меня удивляете. Каким образом можно ущемить честь и достоинство умершего автора?

ущемить можно, доказать нельзя. каким образом, скажем, замена "сходитесь" на "входите" (или что там
было) в черняковском онегине может ущемить честь и достоинство автора?
Есть такая норма в авторсом праве и она действует после смерти автора!

8u8

  • Гость
Кстати, это было единственное изменение в фиксированном звучащем тексте (музыкальном+вербальном).

Интересно, что те же люди, которые кричат о засилье режиссеров (то есть фактически отстаивают указания либреттистов), как правило, воротят нос от аутентичного исполнительства. Думаю, это оттого, что предание они ставят выше писания. Ведь писание еще изучать надо, а предание – вот оно, дано им в привычках. Однако они в этом не признаются, а наоборот, стараются предание выдать за писание.

Оффлайн helza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 184

Есть такая норма в авторсом праве и она действует после смерти автора!

это понятно. объясните, пожалуйста, как ее применять в отношении изменения либретто :) вот вам лично известны прецеденты?

Оффлайн helza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 184
Кстати, это было единственное изменение в фиксированном звучащем тексте (музыкальном+вербальном).

Интересно, что те же люди, которые кричат о засилье режиссеров (то есть фактически отстаивают указания либреттистов), как правило, воротят нос от аутентичного исполнительства. Думаю, это оттого, что предание они ставят выше писания. Ведь писание еще изучать надо, а предание – вот оно, дано им в привычках. Однако они в этом не признаются, а наоборот, стараются предание выдать за писание.

у меня этот вопрос постоянно крутится на языке. о какой защите авторского замысла от искажения вообще можно говорить, если состав оркестра другой, инструменты другие, традиции исполнения зачастую утеряны...? зато отсутствие берета на татьяне вызвает волну негодования  :)

8u8

  • Гость
Цитировать
Есть такая норма в авторском праве и она действует после смерти автора!

Вопрос в том, что считать неприкосновенным текстом, инвариантом.

Вот, например, Беккет в завещании специально запретил игнорировать свои постановочные указания (чем дальше, тем более подробные); у него остался безумный племянник Эдвард Беккет, который отслеживает все постановки и сутяжничает, если что не так. Но ему далеко не всегда удается настоять на своем, хотя тут явно указания авторские и сущностные для пьесы, то есть связаны с произносимым текстом (если он есть – а у Беккета бывает, что и нет).

Но это драматургия, причем особого рода – где сращены авторские ремарки и звучащий текст. В опере абсолютно другая история.

А вот еще тема. Можно, например, привлекать к суду дирижера за неправильные темпы. Нормально, да? Анатолий Маркович, займитесь, дарю курицу, несущую золотые яйца, от сердца отрываю!

Оффлайн helza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 184

Управление БТ неэффективно - но не из-за постановки "Воццека", а из-за того, что при значительном объеме финансирования  в репертуаре всего 19 спектаклей и всего две премьеры в год. Вот в чем проблема.
В Мариинке 60 названий в репертуаре, представлены разные форматы и разные режиссерские стили, в том числе "новаторские". Мне кажется, что это нормально. Так и должно быть. На все вкусы.

Кантилена, а вы уверены, что у БТ и мариинки сопоставимые уровни финансирования?

Цитировать
И что такое, на Ваш взгляд, "классический спектакль"? Если типа сталинской "Псковитянки", то это сегодня не смотрится. Это какая-то пародия. Надо менять по крайней мере технологический уровень постановок. Да и художественный тоже. Такие реконструкции, если потоком, и есть убийство театра.


вот и мне тоже интересно, как же все-таки предлагается ставить  :)


8u8

  • Гость
Цитировать
о какой защите авторского замысла от искажения вообще можно говорить, если состав оркестра другой, инструменты другие, традиции исполнения зачастую утеряны...? зато отсутствие берета на татьяне вызвает волну негодования

Вот-вот. Это дешевый способ изобразить заботу о "наследии", "традиции" и пр. Еще собственнический инстинкт: мое, не дам, грабют – со стороны потребителей это особенно выразительно.

Оффлайн helza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 184

Знаете, я сам хотел бы знать ответ на вопрос, "кто их поддерживает" :)) Я имею в виду современную оперную режиссуру и т.п. Честно, я никак не могу понять, на чём она держится, кто её финансирует. Филановский упрекает меня в том, что я везде ищу "заговоры" - но простите, а кто ликвидировал Большой театр как русский театр ? Он же перестал таковым быть и это факт !

а что вы понимаете под "русским театром"? репертуар?

Цитировать
Более того, его нынешний художественный, с позволения сказать, руководитель откровенно радуется и даже открыто глумится по этому поводу :)))))
Я уже приводил цитаты из его речей по этому поводу:

http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/13413/page2/

Цитата:
---------------
Интересно, что в начале 80-х, кажется, уже после смерти Брежнева, приезжал в город на Неве какой-то театр из ГДР и показывал «Воццека» в Кировском, я сам ходил — и начальство не сильно беспокоилось. А вот сейчас могут быть всякого рода мракобесные реакции — просто на сам факт постановки «Воццека» в Большом театре. Сейчас озабоченность самобытностью и национальной идеей несравненно мощнее фонтанирует, чем, допустим, в годы застоя, когда всем все было до фени...
---------------
<конец цитаты>


Видите, чем он обеспокоен ? Что вдруг "национальная идея начнёт фонтанировать" :))))))

не вижу в приведенном фрагменте никакой обеспокоенности, всего лишь констатация факта. действительно, сейчас наше общество в значительной степени озабочено национальной самобытностью (достаточно сравнить с периодом, скажем, пятилетней давности). а вы, кстати, как раз-таки и продемонстрировали правоту десятникова,обрушившись на воццека уже в силу того, что он не вписывается в ваши представления о русском оперном театре  :)

Цитировать
Вопрос в другом: неужели "Воццек", это самое главное на сегодня, что стоит на повестке дня в Большом театре ?


разумеется, нет. но разве можно делать выводы об эффективности нового менеджмента по одной премьере? давайте дадим ему немного времени, когда будет ясна тенденция и появится возможность судить о проделанной работе. сейчас еще рано делать выводы

Цитировать
http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/13413/page3/

Цитата:
---------------
Л. Д. И что же делать? Как объяснить человеку, который, допустим, имеет какое-то представление о классике, что «Воццек» — это музыка неописуемой красоты?

Б. Ф. Думаю, та часть аудитории, которая хочет это слышать и видеть, насытится довольно быстро. А пробить брешь в другой части аудитории пока вряд ли получится. В лучшем случае люди, которым подавай, например, «Хованщину» в сталинской постановке, сходят на «Воццека» один раз…

Л. Д. … с целью убедиться, что это г..но и что Большой театр пал еще ниже…

Б. Ф. … и пр..бал кучу денег…

Л. Д. … налогоплательщиков.
---------------
<конец цитаты>

по-моему, очень трезвый взгляд на предмет, а именно, на реакцию тех "операманов", которые отвергают современную режиссуру с порога  :) в сущности, что все так и вышло

а БТ, по всей видимости, делает ставку на новую целевую аудиторию. рискованно, но интересно, что из этого получится


Цитировать
Но самое главное, что им наплевать на мнение общественности: у них имеется какая-то ДРУГАЯ и притом очень мощная поддержка, благодаря которой они останутся на своих постах и будут продолжать ставить свои экспериментальные спектакли, даже если на них вообще никто ходить не будет.
Т.е. для них главное - не допустить возвращения в Большой русской "национальной идеи", то бишь, русского репертуара и классических постановок, и они будут добиваться этого ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ !
Поэтому я и спрашиваю - ЧЕЙ ЭТО ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЗАКАЗ И КТО ИХ ПОДДЕРЖИВАЕТ ?

ну, как всегда, "ищи кому выгодно". мне, честно говоря, непонятно, кому это может быть выгодно  8) если вы намекаете на вездесущую мировую закулису, то какой ей прок в разрушении русского театра? насколько я знаю, иностранцам как-раз таки нравятся наши оперы (и балет) в старых нарядных постановках. в этом смысле никакой воццек им не нужен, у них и свои имеются. так для чего бы это им? а если никому не выгодно, то... может, имеет мето естественный ход событий?  ::)

Цитировать
Не зная никакого удержу своей больной фантазии, Мейерхольд ИСПОГАНИЛ "Пиковую даму" до такой степени, что Сталин и его окружение, глянув на всё это мракобесие, моментально спихнули Мейерхольда с режиссёрской должности.

о,да, сталин наверняка отличался безупречным вкусом и широтой взглядов на искусство

Цитировать
Знаете, вы вот выше называли меня сторонником рыночных отношений - да, это так ! Так вот пускай Большой и посадят на хозрасчёт :)) Я хочу как раз ЭТОГО. Так ведь оттуда в ответ завизжат, что во всём мире оперные театры, да и все учреждения культуры, мол, убыточны, поэтому, дескать, НЕЛЬЗЯ их сажать на хозрасчёт. А пока их не посадишь на него, они будут продолжать доить тех самых "налогоплательщиков", над которыми глумятся, и продолжать ставить свой вздор.

насколько я знаю, большую часть бюджета мариинки составляют спонсорские взносы

но у меня другой вопрос: зачем зарубежные театры делают ставку на современную режиссуру? если это так убыточно и невостребовано, то зачем?

 
Цитировать
А в это время власть демонстрирует полное наплевательство по вопросам культурной политики - а потом все начинают спрашивать, откуда у нас на московских улицах столько дерьма набросано, куда исчез хороший вкус, почему уменьшается количество любителей музыки, почему терпят крах т.н. "толстые журналы", почему народ читает всякую чушь, почему воскресла вера в загробную жизнь и летающие тарелочки, почему с экрана телевизора в массы швыряется антинаучное мракобесие, почему опять в моде всякое столоверчение и общение с дУхами умерших, почему за деньги берутся воскрешать мёртвых, почему в московской и питерской консерваториях идёт какая-то внутренняя борьба со склоками и скандалами и т.п.
Почему, почему ! Да потому что сами власти некомпетентны и не могут провести грамотную кадровую политику в области искусства и массового вещания - вот почему !

вас послушаешь, так раньше у нас были просто медовые реки и кисельные берега: на улицах чистота и порядок, все читают нетленную классику, слушают оперу, имеют утонченный вкус, в консерваториях мир да благодать... эх  :) нет, ну вы серьезно?



Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Насчет любви молодежи ко всему современному у меня есть наблюдение еще с моих школьных лет:все неоднозначно. В моем классе и в институте позже всегда было достаточно людей, категорически не принимающих культуру "отцов и дедов". Мало того, эти ребята обычно чувствовали себя скованно и неуверенно в компании взрослых, а со стариками им было скучно. У этих ребят обычно очень сильно развито чутье на моду и желание быть модными. Боязнь опозориться с неправильно выбранной группой или одеждой. Хорошо помню, как меня ошарашили сообщением, что любимая группа не может быть любимой, если ее музыка уж два года как вышла из моды.

Мне кажется, вы абсолютно правы: к сожалению, молодым людям ТРУДНО иметь собственное мнение, которое не зависело бы от коллективного вектора. А это коллективный вектор интересов формируется текущей модой, а мода, как известно, формируется "модельерами" :)))
Думаю, понятно, на что я намекаю: с молодёжью проводится т.н. "работа": ей заботливо объясняют, что "опера устарела", что "сегодня так нельзя", а самое главное, что "ЭТО НЕ МОДНО" ! И что "модно" ходить на осовремененное и т.п. - т.е. это есть самое настоящее ЗОМБИРОВАНИЕ.
И насчёт того, что "вышедшее из моды не может быть любимым": ведь именно ЭТОТ тезис вовсю тиражируется нынешним околооперным окружением ! Именно ОН и в явной, и в завуалированной форме звучит во всех речах нынешних руководителей Большого театра: дескать, надо быть современными, хватит иметь своё лицо, надо следовать моде, быть "нормальным театром", "быть, как все" и т.п.
Забавно, что театр вот с таким репертуаром нынче объявляется "немодным":

Кстати, все современные разговоры о недостаточном финансировании оперы, о "тяжелых временах" - полный бред, особенно если сравнить с условиями, которых театры работали в 1920е.
Тот же Лемешев вспоминал: "В мои консерваторские годы репертуар большого театра не был уж очень легким для восприятия большинства слушателей" и перечислил:

Руслан и Людмила
Снегурочка
Сказка о царе Салтане
Царская невеста
Князь Игорь
Русалка
Евгений Онегин
Пиковая дама
Лоэнгрин
Аида

На сцене тогдашнего филиала, "Нового театра", шли постановки, не требовавшие большого состава:

Манон Масснэ
Севильский цирюльник
Травиата
Риголетто
Богема
Демон
Дубровский.


Сравните с тем, что имеется в Большом ныне и что предлагается в перспективе !
Вы можете представить такое СЕГОДНЯ в Большом театре ?? Ведь это всё объявлено "фонтанированием национальной идеи", подвержено обструкции и изгнано !
Я не хочу сказать, что ТОЛЬКО такой репертуар должен быть в Большом, но простите, основа-то хотя бы какая-то должна быть СВОЯ ? Не "Воццек" же должен быть заложен в фундамент репертуара Большого ?

Также всегда были и другие, как правило "ботаники" и интеллектуалы, которые наоборот раскованно общались со взрослыми, интересовались всяким культурным старьем. Одни старались свои вкусы скрывать от сверстников, другие (их меньше всего) исповедовали "независимость от толпы".

Да, кстати, интерес к "культурному старью", как вы это назвали и как я сам это в шутку называю - на самом деле это интерес к истории своей цивилизации, к корням нынешних явлений, к сути происходящего и к поискам вектора процесса исторического движения.
Всё это ведь страшно интересно !
И на самом деле те, кто интересуется лишь модой - именно ОНИ оторваны от цивилизации, именно ОНИ представляют собой ту "пену", которая всегда образуется при движении вперёд, именно ОНИ являются той аудиторией, которая поглощает любые отбросы, лишь бы они были "современными". Неужели это именно та аудитория, которую хотела бы видеть в современных оперных театрах Кантилена ? :)
Я же вижу, КТО идёт в театры ! Что мне радости в том, что там оказалась "молодёжь" - что это за "молодёжь" такая ? Вы уверены, что это именно те, кто там должен быть, если уж нам приспичило заботиться "о воспитании подрастающего поколения" ? Мне, кстати, это совсем не свойственно, потому что я не считаю себя знатоком проблематики современной молодёжи, поэтому и поучать её не желаю.
На самом деле меня мало волнует, пойдёт в оперу молодёжь или не пойдёт - это вообще не та аудитория, на которую следовало бы ориентироваться в ПЕРВУЮ очередь, если уж искать оперную аудиторию, это всего лишь часть аудитории, причём, не самая знающая и не самая определяющая. Воспитанием молодёжи надо заниматься ВНЕ оперного театра, т.к. это совершенно независимая и более широкая задача.
Меня больше волнует, что преподнесут в оперном театре людям зрелым, которые уже что-то поняли в жизни и для которых искусство это не "мода" и не способ потусоваться и в театральных туалетах позаниматься сексом.
Да-да, а вы не знали ? В театральных туалетах происходит чёрт знает что, и занимается этим именно та "молодёжь", на которую кое-кто хочет сориентироваться в рамках "культурной политики" !
Вот, полюбуйтесь на "рекламу":

Сделаем это по-быстрому
http://www.timeout.ru/journal/feature/1475?th

Цитата отсюда (об экстриме в Москве):
---------------------
Как снять сексуальное напряжение, оказавшись в центре? Time Out взглянул на город с необычного ракурса и отыскал 20 мест для быстрого секса.
---------------------

Видали, что пропагандируется в качестве "молодёжной культуры" ??
Это стало для многих молодых "любителей прекрасного" какой-то навязчивой идеей: я сталкивался с этим в туалетах разных театров и музеев, а вчера столкнулся с этим в туалете ГУМа ! Входишь руки помыть перед чашкой кофе, а там, простите, групповуха, как в порнофильме. Нет, я не против, более того, я только "за", но давайте этим заниматься где-нибудь вне общественных помещений, а ? Хоть бы в кабинки запирались что ли, а то вообще уже обнаглели.
Вообще, вся эта "туалетная эстетика" процветает, конечно, не только в наших городах - это очень типично и для зарубежных "культурных" учреждений: в частности, в Германии вообще лучше не заходить в туалеты оперных театров, потому что мало ли что вы можете там увидеть :))))) А то ещё и вам предложат поучаствовать: типа, что время терять, надо "приобщиться к высокому" в оперном антракте - впрочем, быть может, это немецкими "актуализированными" постановками навеивает ? :))))) Я бы не удивился, если это действительно так.
Если я кого-то шокировал, то прошу прощения: уверяю вас, это не ради красного словца ! ЭТО ПРАВДА ! Если вы об этом не знали, то это означает, что вы даже не представляете себе, что творит "в храмах искусств" обожаемая наша "молодёжь" !
Такое впечатление, что она то ли приходит туда именно для этого, то ли "актуализация" так на неё действует :))))))
Быть может, там какое-нибудь специальное помещения выделить под эти цели ? Чтобы как на ВИПовых местах в кинотеатрах в последнем ряду было: занимаешь кожаное кресло и занимайся там, чем хочешь.

вас послушаешь, так раньше у нас были просто медовые реки и кисельные берега: на улицах чистота и порядок, все читают нетленную классику, слушают оперу, имеют утонченный вкус, в консерваториях мир да благодать... эх  :) нет, ну вы серьезно?

Вполне: в мегаполисах была совершенно другая обстановка, по крайней мере того, о чём я рассказал чуть выше, не было :))
Именно: и питерцы, и москвичи были ДРУГИМИ ! Я не хочу сказать, что не было тех людей, которые бегали за сексом по туалетам и валялись на улицах, НО ЭТО НЕ ПООЩРЯЛОСЬ ! Это не считалось "нормой" ! Вот спросите у Бориса, что такое нынче "Нормальное" ? :))
А теперь даже меня это не шокирует - я просто брезгливо перешагиваю и иду дальше.
Но "осадочек" всё равно остаётся.

Сейчас, кстати, даром не прошли увлечения фэнтези, "Властелином колец"; бог знает сколько народу увлекается старинными костюмами и оружием. Интеллектуальное бегство в рыцарские и языческие времена весьма распространено. Я почти уверена, что часть этих рыцарей можно приучить к Вагнеру. Славянствующих - к Римскому-Корсакову, и причем без осовременивания, а именно на красивых костюмах. И если бы сейчас существовали дизайнеры и декораторы уровня Головина и Коровина, на такие оперы народ бежал бы толпой.

Вот !
Это вообще ныне непаханое поле ! Целина ! Вернее, когда-то это поле было распахано, а к нынешним временам оно опять превратилось в целину, потому что всё запущено, выпущено из рук, болтается без руля и без ветрил.
Вот каким должно быть "современное": ведь интерес к сказкам никуда не исчез, просто он переместился в другие жанры, я ведь о том и говорю ! Опера и драмтеатр потеряли эту аудиторию - её перехватили произведения визуальных искусств: кинофильмы и компьютерные игры ! Пока в опере подвизаются режиссёры-ничтожества, интеллектуальные импотенты, которые ничего не могут, кроме как изображать "актуальность" и "включённость в мировой процесс", столь же ничтожный, как и они сами, созрела очень интересная аудитория, которую можно было бы увлечь и музыкой, и словом, и сценическим антуражем, который можно сделать просто шикарным ! Тут проявилась бы и любовь к сказкам, к легендам, к красивым людям и поступкам, к эффектным сценическим трюкам и т.п. Всё это можно оформить просто шикарно, но где эти художники, где эти режиссёры ?
Вот проблема-то !
Т.е. в оперной режиссуре - и не только у нас, а по всему миру - подвизаются неудачники и ничтожества, которые не способны поставить хороший спектакль, который оказался бы в ладу с представляемой музыкой, поэтому и преподносят нам свой отстой, свои мелкие убогие мыслишки, свои отчасти кретинические, отчасти идиотические, а отчасти просто инфантильные идейки, млеют над своими комплексами и над своей ориентацией, имитируют какие-то дурацкие свои воспоминания, которые называют "личным авторским моментом", изображают кто клаустрофобию свою, а кто агорафобию, в зависимости от этого то оголяя сцену, то загромождая её всякими кабинками и комнатушками, а мы все должны сидеть и думать, какие ещё свои извращения они нам подбросят в качестве "ребуса" и на кого и на что "намекнут".

А в это время в рамках визуальных искусств процветает объёмная графика, шикарный антураж, продуманные лабиринты ситуаций, возможность проявить свой интеллект, реакцию, хорошую память - а когда появятся настоящие шлемы "виртуальной реальности", одев которые можно будет получить иллюзию реального присутствия в конкретной ситуации, театр и даже кино (!) падут окончательно ! Потому что новые технологии развлечений их полностью вытеснят.
Боже, что нас ждёт...........
« Последнее редактирование: Декабрь 12, 2009, 15:29:54 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алекс

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 28
Цитата:
---------------
Л. Д. И что же делать? Как объяснить человеку, который, допустим, имеет какое-то представление о классике, что «Воццек» — это музыка неописуемой красоты?

Б. Ф. Думаю, та часть аудитории, которая хочет это слышать и видеть, насытится довольно быстро. А пробить брешь в другой части аудитории пока вряд ли получится. В лучшем случае люди, которым подавай, например, «Хованщину» в сталинской постановке, сходят на «Воццека» один раз…

Л. Д. … с целью убедиться, что это г..но и что Большой театр пал еще ниже…

Б. Ф. … и пр..бал кучу денег…

Л. Д. … налогоплательщиков.
---------------
<конец цитаты>[/quote]

Прошу прощения за вторжение в дискуссию наших уважаемых форумчан. Один только вопрос. Отчего это вдруг helza целомудренно заменила многоточием в цитате то, что на просвещенном ресурсе OpenSpace было дано полностью, без всякого стеснения - черным по белому?

О чем можно вообще говорить после этого с господами Филановским и Десятниковым? Всерьез рассматривать их суждения - себя не уважать.

8u8

  • Гость
Цитировать
Боже, что нас ждёт...........

Му-у-жа-йся, Пре-ед-ло-гов, не-е-доб-ры-е вес-ти!

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Predlogoff
Цитировать
Думаю, понятно, на что я намекаю: с молодёжью проводится т.н. "работа": ей заботливо объясняют, что "опера устарела", что "сегодня так нельзя", а самое главное, что "ЭТО НЕ МОДНО" ! И что "модно" ходить на осовремененное и т.п. - т.е. это есть самое настоящее ЗОМБИРОВАНИЕ.
Ещё раз: «современный театр» не равно «актуализация»

Predlogoff
Цитировать
Сравните с тем, что имеется в Большом ныне и что предлагается в перспективе !
Борис Годунов, Мадам Баттерфляй, Иоланта, Китеж, Волшебная флейта, Богема, Тоска, Кармен, Огненный ангел, Дети Розенталя, Набукко, Евгений Онегин, Пиковая дама, Царская невеста, Золотой петушок, Любовь к трем апельсинам, Леди Макбет Мценского уезда, Турандот, Макбет, Воццек

В перспективе – Руслан и Людмила, Дон Жуан, Кавалер розы, Хованщина

И?
Беда в узости репертуара (по всем направлениям). Это беда. При тех средствах, которые театр имеет. Но это, простите, неэффективность работы отдельного театра, а не «гибель жанра».

Predlogoff
Цитировать
Я не хочу сказать, что ТОЛЬКО такой репертуар должен быть в Большом, но простите, основа-то хотя бы какая-то должна быть СВОЯ ?
10 русских опер/8 западноевропейских. «Детей Розенталя» не считаю. Соотношение вполне нормальное. Насыщенность неудовлетворительная.

Predlogoff
Цитировать
Не "Воццек" же должен быть заложен в фундамент репертуара Большого ?
А кто его закладывает?  Премьера – поэтому все о ней говорят.

Predlogoff
Цитировать
Да, кстати, интерес к "культурному старью", как вы это назвали и как я сам это в шутку называю - на самом деле это интерес к истории своей цивилизации, к корням нынешних явлений, к сути происходящего и к поискам вектора процесса исторического движения.
Всё это ведь страшно интересно !
А кто против? Я ещё раз повторю: вот пример Мариинки. Есть Головин и Коровин (Садко, Руслан и Людмила) и есть Цыпин и Трелинский.
При этом Псковитянка, Князь Игорь, Мазепа, Садко, Руслан и Людмила, Онегин, Пиковая дама, Хованщина, Борис Годунов, Сила судьбы и ещё некоторые – то самое «оперное старье», в т.ч. буквальное: 4 спектакля 50-60х гг. В то же время присутствует и «современный» театр.
Самые репертуарные русские оперы– «Онегин», «Пиковая», «Годунов» - есть в старой и новой режиссуре.
Я за такую модель. Можно обсудить желаемую структуру репертуара, но зачем устраивать вселенские трагедии? Есть что детям показать и есть вещи, которые интересны театральными новациями.
Плохая репертуарная работа Большого театра и «режиссерская опера» - это разные вопросы. То же самое – гармоничная структура театрального репертуара и режиссерская опера – тоже разные вопросы.

Predlogoff
Цитировать
И на самом деле те, кто интересуется лишь модой - именно ОНИ оторваны от цивилизации, именно ОНИ представляют собой ту "пену", которая всегда образуется при движении вперёд, именно ОНИ являются той аудиторией, которая поглощает любые отбросы, лишь бы они были "современными".
А кто это такие? Опять какая-то выдуманная аудитория.

Predlogoff
Цитировать
Неужели это именно та аудитория, которую хотела бы видеть в современных оперных театрах Кантилена ?   
Я же вижу, КТО идёт в театры !
Расскажите! Я вижу нормальных людей.
Кстати, многие из тех, кто интересуется «новыми постановками», зачастую очень хорошо знают музыку, т.к. они вообще многим интересуются.
Вот, кстати, посмотрите на «Классике» дискуссию о «Воццеке» - участники начали копаться в либретто, истории оперы и т.д. С оперой познакомились те, кто её не слышал раньше, чтобы иметь возможность участвовать в обсуждении. Очень хорошая реакция на премьеру, если говорить о просветительских задачах оперного театра.

Predlogoff
Цитировать
Но я не имею ничего против "Воццека", я всего лишь намекаю, что подобные название НА ПЕРВЫЙ ПЛАН выдвигают НАРОЧНО, и режиссуру тоже выбирают "актуальную" НАРОЧНО
А Гергиев выдвигал Вагнера как эпохальное событие НАРОЧНО?
Кстати, если Вы видели в блоге БТ и на openspace – пресса предлагала слушателям познакомиться с разными трактовками «Воццека» на DVD, в т.ч. традиционными, делала обзоры записей и т.д. Так что тут всё не так: стимулировался интерес не только к конкретной премьере, но и к истории оперы и её сценических версий.

Predlogoff
Цитировать
Что мне радости в том, что там оказалась "молодёжь" - что это за "молодёжь" такая ? Вы уверены, что это именно те, кто там должен быть, если уж нам приспичило заботиться "о воспитании подрастающего поколения" ? Мне, кстати, это совсем не свойственно, потому что я не считаю себя знатоком проблематики современной молодёжи, поэтому и поучать её не желаю.
Я достаточно хорошо знаю.

Predlogoff
Цитировать
На самом деле меня мало волнует, пойдёт в оперу молодёжь или не пойдёт - это вообще не та аудитория, на которую следовало бы ориентироваться в ПЕРВУЮ очередь, если уж искать оперную аудиторию, это всего лишь часть аудитории, причём, не самая знающая и не самая определяющая.
Молодежь – это будущие слушатели. Вот если не будет обновления аудитории – так это и есть «гибель жанра».

Predlogoff
Цитировать
Воспитанием молодёжи надо заниматься ВНЕ оперного театра, т.к. это совершенно независимая и более широкая задача.
Историю нужно изучать по исторической литературе, а не по операм, это тоже более широкая задача.

Predlogoff
Цитировать
Меня больше волнует, что преподнесут в оперном театре людям зрелым, которые уже что-то поняли в жизни и для которых искусство это не "мода" и не способ потусоваться и в театральных туалетах позаниматься сексом. Да-да, а вы не знали ?
Ну конечно знаю. Я сама туда хожу именно для этого. :))))))

Predlogoff
Цитировать
В театральных туалетах происходит чёрт знает что, и занимается этим именно та "молодёжь", на которую кое-кто хочет сориентироваться в рамках "культурной политики" !
А как часто Вы бываете в БТ? Я поняла, что Вы туда не ходите.
А что Вы видели в Мариинке? Знаете, я бываю в период фестивалей иногда раз 10-15 за два месяца и что-то не замечала. Как не замечала и в Большом.

Predlogoff
Цитировать
Это стало для многих молодых "любителей прекрасного" какой-то навязчивой идеей: я сталкивался с этим в туалетах разных театров и музеев, а вчера столкнулся с этим в туалете ГУМа !
А какое отношение имеет ГУМ к театру?

Predlogoff
Цитировать
Если я кого-то шокировал, то прошу прощения: уверяю вас, это не ради красного словца ! ЭТО ПРАВДА ! Если вы об этом не знали, то это означает, что вы даже не представляете себе, что творит "в храмах искусств" обожаемая наша "молодёжь" !
Такое впечатление, что она то ли приходит туда именно для этого, то ли "актуализация" так на неё действует  :))))))

 :)) Тут я даже спорить не буду.
Вообще-то это уже не смешно. Становится невозможно серьезно на всё это отвечать. Хотите уничтожить поток?  Так проще замочек поставить, как здесь прежде практиковалось И дело с концом.

Оффлайн helza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 184

Прошу прощения за вторжение в дискуссию наших уважаемых форумчан. Один только вопрос. Отчего это вдруг helza целомудренно заменила многоточием в цитате то, что на просвещенном ресурсе OpenSpace было дано полностью, без всякого стеснения - черным по белому?

это не я проявила целомудренность, а Predlogoff: см. выше его цитату :)


Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Управление БТ неэффективно - но не из-за постановки "Воццека", а из-за того, что при значительном объеме финансирования  в репертуаре всего 19 спектаклей и всего две премьеры в год. Вот в чем проблема.
В Мариинке 60 названий в репертуаре, представлены разные форматы и разные режиссерские стили, в том числе "новаторские". Мне кажется, что это нормально. Так и должно быть. На все вкусы.
Кантилена, а вы уверены, что у БТ и мариинки сопоставимые уровни финансирования?
Думаю, что сопоставимое. В БТ, наверное, больше. Москвичи утверждают, что сильно больше. И лапок загребущих тоже.

Оффлайн helza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 184

Думаю, понятно, на что я намекаю: с молодёжью проводится т.н. "работа": ей заботливо объясняют, что "опера устарела", что "сегодня так нельзя", а самое главное, что "ЭТО НЕ МОДНО" ! И что "модно" ходить на осовремененное и т.п. - т.е. это есть самое настоящее ЗОМБИРОВАНИЕ.


уважаемый Predlogoff, давайте уже отойдем от общих фраз и перейдем к конкретике. укажите, пожалуйста, каким образом происходит это самое зомбирование молодежи современной режиссурой? где конкретно, в каких формах и т.п.?
вопрос не праздный, потому как что-то не видно, чтобы пропагандой оперы (хоть в старой, хоть в новой режиссуре) среди молодежи вообще кто-либо занимался.

все те любители жанра, кого я знаю (включая меня саму, кстати), начинали свое знакомство с оперой со старых консервативных постановок и только постепенно, расширяя свой кругозор, приходили к приятию современных режиссерских версий (не всех разумеется, а выборочно). что же касается сми, то посмотрите хоть в интернете: пения осанн актуальной режиссуре примерно столько же, сколько и поношений оной - о каком зомбировании может идти речь?

что касается моды, то опера - это вообще не модно (чтоб вы знали)  :)

Цитировать
Да, кстати, интерес к "культурному старью", как вы это назвали и как я сам это в шутку называю - на самом деле это интерес к истории своей цивилизации, к корням нынешних явлений, к сути происходящего и к поискам вектора процесса исторического движения.

интерес к "культурному старью" содержит в себе два "подынтереса": 1) к произведения прошлого, которые сохранили свою актуальность для современного зрителя, по-прежнему оказывают на него эстетическое и эмоциональное воздействие и тем самым выполняют основную задачу искусства; 2) к произведениям, этими качествами не обладающими и, соответственно, вызывающими только исторический интерес.

думаю, нет нужды объяснять, что зритель ходит в оперный театр не для того, чтобы узнать, какие шляпки носили в эпоху людовика -дцатого, а чтобы соприкоснуться с живым нервом искусства, и, к сожалению, постановки прошлого зачастую не могут этого обеспечить. потому ваш подход "в театр как в музей" - и есть прямой путь к "гибели жанра", которой вы так обеспокоены

Цитировать
На самом деле меня мало волнует, пойдёт в оперу молодёжь или не пойдёт - это вообще не та аудитория, на которую следовало бы ориентироваться в ПЕРВУЮ очередь, если уж искать оперную аудиторию, это всего лишь часть аудитории, причём, не самая знающая и не самая определяющая.


вы же сами говорили, что та аудитория, которая вам мила, постепенно вымирает. что прикажете делать оперным театрам? вымирать вместе с ней?

Цитировать
В театральных туалетах происходит чёрт знает что, и занимается этим именно та "молодёжь", на которую кое-кто хочет сориентироваться в рамках "культурной политики" ! Это стало для многих молодых "любителей прекрасного" какой-то навязчивой идеей: я сталкивался с этим в туалетах разных театров и музеев, а вчера столкнулся с этим в туалете ГУМа ! Входишь руки помыть перед чашкой кофе, а там, простите, групповуха, как в порнофильме.


 ;D надо же, сколько хожу по театрам, да больше того,- кинотеатрам, выставкам современного искусства и прочим рассадникам культурного разложения - ничего такого видеть не доводилось (даже в ночных клубах, кстати). странно, не права ли

Цитировать
Именно: и питерцы, и москвичи были ДРУГИМИ ! Я не хочу сказать, что не было тех людей, которые бегали за сексом по туалетам и валялись на улицах, НО ЭТО НЕ ПООЩРЯЛОСЬ ! Это не считалось "нормой" !


а сейчас это считается нормой??  :o вот уже в который раз замечаю, что мы с вами как будто на разных планетах живем

Цитировать
Тут проявилась бы и любовь к сказкам, к легендам, к красивым людям и поступкам, к эффектным сценическим трюкам и т.п. Всё это можно оформить просто шикарно, но где эти художники, где эти режиссёры ?

уверена, что этот тренд вернется. европейский зритель уже подустал от минимализма и реализма, и местные режиссеры откликнутся на веяния спроса, тем более, что техническая оснащенность современных театров позволяют развернуться по полной программе. а следом за ними и мы подтянемся


Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Predlogoff
Цитировать
созрела очень интересная аудитория, которую можно было бы увлечь и музыкой, и словом, и сценическим антуражем, который можно сделать просто шикарным ! Тут проявилась бы и любовь к сказкам, к легендам, к красивым людям и поступкам, к эффектным сценическим трюкам и т.п. Всё это можно оформить просто шикарно, но где эти художники, где эти режиссёры ?
Я не против.

Predlogoff
Цитировать
Т.е. в оперной режиссуре - и не только у нас, а по всему миру - подвизаются неудачники и ничтожества, которые не способны поставить хороший спектакль, который оказался бы в ладу с представляемой музыкой, поэтому и преподносят нам свой отстой, свои мелкие убогие мыслишки, свои отчасти кретинические, отчасти идиотические, а отчасти просто инфантильные идейки, млеют над своими комплексами и над своей ориентацией, имитируют какие-то дурацкие свои воспоминания, которые называют "личным авторским моментом", изображают кто клаустрофобию свою, а кто агорафобию, в зависимости от этого то оголяя сцену, то загромождая её всякими кабинками и комнатушками, а мы все должны сидеть и думать, какие ещё свои извращения они нам подбросят в качестве "ребуса" и на кого и на что "намекнут".
Это кто? Хватит уже про «они». И про «мы все». Какие «личные авторские моменты»?  О каких постановках Вы говорите?!
Я Вас просто не узнаю :)). Может, Александра пора позвать? - он о комплексах и ориентациях очень любит рассуждать.
И посмотрите, что происходит: я пытаюсь повернуть разговор к конкретным дискуссионным вопросам, а получаю передергивания, какие-то совершенно выдуманные «факты» и неявное оскорбление себя как слушателя (уверена, что Вы на самом деле вряд ли этого хотите), который, наряду с постановочной классикой, положительно относится к современным тенденциям в театре.  Позлить хотите?
Я, пожалуй, выхожу из дискуссии, если она будет продолжаться в том же духе, т.к. тратить время и силы на то, чтобы опровергать Ваши передергивания (и всем понятно, что передергивания)  у меня нет желания.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Predlogoff
Цитировать
Он как будто нарочно ищет конфликта со слушательской массой, провоцирует, желая довести ситуацию непременно всякий раз до скандала. "Самобытность" вообще в его устах выглядит чем-то смехотворным  :)))))
Да, кстати, "Онегин" Д.Чернякова - очень русская постановка.
И довольно классичная по театральным технологиям.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)

Прошу прощения за вторжение в дискуссию наших уважаемых форумчан. Один только вопрос. Отчего это вдруг helza целомудренно заменила многоточием в цитате то, что на просвещенном ресурсе OpenSpace было дано полностью, без всякого стеснения - черным по белому?

это не я проявила целомудренность, а Predlogoff: см. выше его цитату :)

Ох, ну не могу же я своими руками тиражировать эти перлы на нашем форуме !
Нет нужды скрывать, что я все сокращённые слова хорошо знаю и в полном варианте, но, по-моему, нет нужды их размещать "as is", однако я их так сократил, что и в сокращении всё ясно.



Думаю, понятно, на что я намекаю: с молодёжью проводится т.н. "работа": ей заботливо объясняют, что "опера устарела", что "сегодня так нельзя", а самое главное, что "ЭТО НЕ МОДНО" ! И что "модно" ходить на осовремененное и т.п. - т.е. это есть самое настоящее ЗОМБИРОВАНИЕ.


уважаемый Predlogoff, давайте уже отойдем от общих фраз и перейдем к конкретике. укажите, пожалуйста, каким образом происходит это самое зомбирование молодежи современной режиссурой? где конкретно, в каких формах и т.п.?
вопрос не праздный, потому как что-то не видно, чтобы пропагандой оперы (хоть в старой, хоть в новой режиссуре) среди молодежи вообще кто-либо занимался.

"Зомбирование" в данном случае имеет комплексный характер: это не только сама режиссура, а вся ОБСТАНОВКА ИСТЕРИИ, создаваемая вокруг неё посредством рекламы. Мне вот даже делают замечание, что эта истерия частично перекинулась даже на меня :)))))))
Возможно.
Но вы же понимаете, что современный "художественный продукт" это не есть, собственно, "спектакль": ведь даже старый театр, как известно, начинался с вешалки, а современный продукт начинается с рекламы и с рекламного зомбирования. Ведь не секрет, что прежде всего, к примеру, если речь идёт о молодёжи, эту самую молодёжь надо убедить, что это всё МОДНО ! Что это КЛЁВО ! Что это и есть "современное искусство". Как заметила выше NAndree, и как ей немного другими словами и вроде даже и не в согласии с нею, а совсем наоборот, но в том же ключе вторит helza - МОДА оказывает большое воздействие на людей. Понятно, что на молодёжь это влияет сильнее, но не надо преуменьшать воздействие этого фактора и на другие слои населения, в т.ч. и на былых операманов "со стажем".
В нашем случае, если вести речь о Большом театре, истерия начинается уже с самого факта его реконструкции: провозглашается, что театр ПЕРЕРОДИЛСЯ, причём, не только внешне, то и внутренне, идейно ! И чтобы подкрепить эти события чем-то осязаемым, совершается "культовое действо" - в противоречии с веками утрясавшейся традицией в театр вдвигаются абсолютно ранее ему не свойственные репертуарные нововведения. Я подчёркиваю, что они не "хороши" и не "плохи" сами по себе, но они ЗНАКОВЫ и в этом своём символическом значении ОТРИЦАЮЩИ.
Это тоже МОДА ! Но дирекция подчёркивает, что это МИРОВАЯ МОДА, следовательно, "хорошая" мода :)) Т.е. утверждается, что мы, приобщившись к мировой общечеловеческой околооперной тусовке с её абсолютно универсализированными и нивелированными взглядами и приёмами, обретём, наконец, "счастье пребывания" в этой общечеловеческой радости и единстве.
Знаете, при этих словах я вспоминаю, как рыдали (буквально !) от счастья представители Прибалтики, когда их принимали в Евросоюз и в НАТО ! Т.е. им мерещилось, что вот, наконец-то, они приобщаются к чему-то великому и демократичному, к некоему грандиозному МЕЙНСТРИМУ ! В этих сопливых слезах они находились до тех пор, пока не грянул мир.экон.кризис, когда выяснилось, что никто из тех, кто их вырвал из СССР и принял в другие организации, содержать их не собирается. На этом месте так и вспоминается сакраментальное: "девушку можно вырвать из колхоза, а вот колхоз из девушки - нельзя". Т.е. эта "прибалтийская девушка", сменив одних "оккупантов" на других, вдруг обнаружила, что её новый сутенёр не такой щедрый, как прежний, и что по отношению к нему даже и права не покачаешь, потому что "всё законно" - "спасение утопающих дело рук самих утопающих" ! :))))))
И тут я хочу плавно вернуться от этой своей невольной аллюзии к нашему родимому Большому театру, руководство которого ныне находится точно в таких же радостных слезах и соплях по поводу избавления от русского репертуара и от "фонтанирующей национальной идеи", взамен чего якобы воссияло счастье вливания в "мировой оперный мейнстрим" - а что будет дальше-то ? Кто их там ждёт с их "актуализациями", когда по всему миру есть свои "актуализации" ? Кому эти "актуализации" нужны тут, в России, где уже стали забывать и народные песни, когда молодые люди, не знающие собственной истории, стали всерьёз полагать, что у русского народа не было собственной музыки и вековой песенной культуры и т.п.
Да, театр СБРОСИЛ с себя эти "заботы", заткнул "фонтан национальной идеи" - а дальше-то что ? Так и будет он ехать на рекламе, каждый раз по поводу всё новых постановк устраивать всё новые истерики ? Но к тому времени, дай то бог, перестройка Большого закончится и надо будет налаживать оперную текучку - но как её можно наладить, если они приняли к работе исключительно авральные методы и теперь держится всё только на них и на истерике вокруг них ?
Это я всё говорю к тому, что ЗОМБИРОВАНИЕ начинается не на сцене - зомбирование начинается задолго до прихода в театр, а сценическое действо это лишь продолжение театральными средствами зомбирования общекультурного, вот и всё.
Поэтому я и говорю, что не конкретная какая-то постановка интересна с т.з. того, "куда катится опера", а ОБЩАЯ обстановка в социуме, лишь продолжением которой является любая театральная постановка.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

8u8

  • Гость
Цитировать
вы же сами говорили, что та аудитория, которая вам мила, постепенно вымирает. что прикажете делать оперным театрам? вымирать вместе с ней?

Helza, мне кажется, что тут довольно глубоко что-то сидит. Гг. Предлогов и Цодоков с таким самозабвением объявляют пи закат всему и настолько не реагируют ни на какие доводы и так заговариваются, что остается предположить, что они играют в культурологическую ролевую игру, примеряя на себя роль последних хроникеров большой культуры, ведущих судовой журнал ее крушения. Ну, значит, так они видят свою роль. Значит, не находят себе другого применения.

По-моему, это важный психологический механизм, и спорить с Предлоговым, не учитывая его, контрпродуктивно.

8u8

  • Гость
Цитировать
Да, театр СБРОСИЛ с себя эти "заботы", заткнул "фонтан национальной идеи" - а дальше-то что ? Так и будет он ехать на рекламе, каждый раз по поводу всё новых постановок устраивать всё новые истерики ?

Погодите. Русский театр для русского народа?

Никакой истерики не было, был повышенный интерес: в кои-то веки Большой оказался главным ньюсмейкером – и получил соответственное внимание прессы.

И правильно. Надо работать с публикой, воспитывать ее. А эксплуатировать ее вкусы не надо. Это недостойно. Хотя гораздо легче.

Кстати, национальной идеей вполне может быть освоение упущенного и заполнение репертуарных пятен ХХ века. Люди, которые могут сыграть и спеть "Воццека", сыграют и споют "Аиду". Не наоборот.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Цитировать
Боже, что нас ждёт...........

Му-у-жа-йся, Пре-ед-ло-гов, не-е-доб-ры-е вес-ти!

:))
Мужаться надо вам, Борис, потому что то, о чём я в том посте говорил - это контуры искусства будущего, которые угадываются уже сегодня: в нём уже не будет никаких промежуточных инстанций между действом и свидетелем этого действа, который тем самым превратится в его участника и будет оперировать индивидуально выстраиваемыми виртуальными мирами.
И кто знает, не захлестнёт ли эта виртуальщина все умы ? Нет, я не насмотрелся "Матрицы" :)), я рассуждаю на основании того, что сам лично вижу в своей повседневной деятельности !
И найдётся ли место в этом художественном мире деятельности того рода, которой занимаетесь вы сегодня ?
Мне кажется, что музыкальная классика, т.е. та "музыка", которую мы привыкли называть именно этим словом, так и останется памятникам той эпохе (нескольким последним векам до середины 20-го века), которая впоследствии будет осознана как "золотой век", который мы все прозевали, потому что в ту эпоху люди руками создавали изделия и совершали действия, нужные другим людям в их повседневной жизни (физической и духовной), т.е. всё это была эпоха ручного труда и штучных работ, это было искусство, связанное с особенностями нашей души и нашей физиологии и опиравшееся именно на их свойства. Таковой была также и музыка - об этом ныне можно лишь с ностальгией вспоминать.
И именно к ЭТОМУ роду занятий принадлежала когда-то и опера, ныне находящаяся где-то сбоку от ключевых цивилизационных процессов. Вообще, когда я думаю о том, чем занимаются певцы и инструменталисты, то у меня буквально сердце щемит: это ведь такая хрупкая, деликатная, сложная и уникальная ручная работа, которая имеет спрос в довольно узком кругу ценителей, и это традиция, передаваемая из поколение в поколение, которая может быть одним махом утрачена, как утрачиваются ныне древние языки, исчезающие один за другим вместе с их носителями, которые их никому не передают ввиду невостребованности этих знаковых систем. Всё идёт к универсализации, глобализации, а будет ли на основе этих универсальных средств технически достигнута возможность новой индивидуализации, это ещё большой вопрос ! А тем более, абсолютно тёмен вопрос о сроках, в которые эта новая индивидуализация произойдёт, если вообще произойдёт.
Поэтому меня крайне беспокоит разрушение традиционных ценностей, причём, далеко не одних только оперных и музыкальных. Потому я с ужасом воспринимаю всё то, что творят постановщики на оперных сценах.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

8u8

  • Гость
Цитировать
уверена, что этот тренд вернется.

Уже вернулся – взять хотя бы Лепажа или Жанти, которые сейчас на гребне славы и моды. Причем заслуженно.