Автор Тема: Альфред Гарриевич Шнитке  (Прочитано 40356 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #50 : Декабрь 05, 2009, 12:44:44 »

Спасибо за ссылку, послушаю позже. Я знаю Ю. Буцко - этим летом на концерте 140 -го выпуска Московской консерватории исполняли  первую часть его 7-го квинтета, довольно экспрессивная  вещь. Есть у меня и его Симфония-Сюита №3 "Господин Великий Новгород".  Сказать честно, я что-то не смогла ее слушать, мне она показалась мелодически-гармонически  довольно простой с одной стороны и пафосной - с другой. Вот сейчас специально включила, слушаю, оказывается в самом конце первой части есть чудесный 5-минутный кусок.  Вот пока только это и могу сказать.

Послушал симфонию-сюиту №3 "Господин Великий Новгород" Ю.Буцко - чудесная вещь!

http://intoclassics.net/news/2009-05-18-5957

Прослушал 3 раза с невероятным интересом и удовольствием, уникальное сочинение, настоящая сокровищница русской академической музыки.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #51 : Декабрь 05, 2009, 13:18:52 »
Antares
Цитировать
Послушал симфонию-сюиту №3 "Господин Великий Новгород" Ю.Буцко - чудесная вещь!
Прослушал 3 раза с невероятным интересом и удовольствием, уникальное сочинение, настоящая сокровищница русской академической музыки.

А  я 3 раза подряд могу послушать Концерт для ф-но Шнитке (1979 г) - потрясающий концерт, сразу с первых тактов переводящий в совсем другую реальность. Я только за один этот концерт считаю Шнитке неординарным композитором.

Antares
Цитировать
Я склонен считать, что слушатель сам выбирает, что ему слушать и не допускает никакого «музыкального беспредела» в отношении себя. Ну кто же заставит его слушать все подряд? Слушатель сам выбирает необходимо-значимое для него самого.
Вы, уважаемый  Antares , редко ходите в концерты, поэтому не совсем, видно, владеете ситуацией. В Мюнхене я слушала концерт с такой программой: Бах -Бетховен - Губайдулина (скрипичный концерт), моя подруга в том же Мюнхене была на концерте:  Моцарт-Десятников. В Москве совсем недавно в БЗК я слушала: Брамс-Стравинский-Шнитке, в МЗК:  Бах=Рамо=Губайдулина=Э.Денисов, в РЗК Гайдн - Дорохов (тот самый).
Лично меня вполне устраивают такие программы и сочетания, я считаю эту политику правильной.
 
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Antares

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 950
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #52 : Декабрь 05, 2009, 14:01:18 »

А  я 3 раза подряд могу послушать Концерт для ф-но Шнитке (1979 г) - потрясающий концерт, сразу с первых тактов переводящий в совсем другую реальность. Я только за один этот концерт считаю Шнитке неординарным композитором.

Вы наверное имеете ввиду одночастный фортепианный концерт?! Он мне тоже когда-то давно нравился, но с прошествием времени музыка Шнитке стала мне казаться какой-то внешней, а впоследствии вообще стала отталкивать.

Вы, уважаемый  Antares , редко ходите в концерты, поэтому не совсем, видно, владеете ситуацией. В Мюнхене я слушала концерт с такой программой: Бах -Бетховен - Губайдулина (скрипичный концерт), моя подруга в том же Мюнхене была на концерте:  Моцарт-Десятников. В Москве совсем недавно в БЗК я слушала: Брамс-Стравинский-Шнитке, в МЗК:  Бах=Рамо=Губайдулина=Э.Денисов, в РЗК Гайдн - Дорохов (тот самый).
Лично меня вполне устраивают такие программы и сочетания, я считаю эту политику правильной.

Мюнхен меня не интересует, равно как и Айзенхюттенштадт, Гельзенкирхен, Бабенхаузен, Йохангеоргенштадт, Кайзерслаутерн, Биберах-на-Рисе, Кирхгаймболанден, Ландау-ин-дер-Пфальц, Мюльхайм-на-Руре,Фюрстенфельдбург, Нойштадт ан дер Вайнштрассе и т.д. и т.п. Меня волнует прежде всего музыкальная ситуация в России.

И еще, Lorina я Вас очень прошу, не произносите при мне такую формулу, как Гайдн – Дорохов – это уже не смешно и хватит уже этой клоунады.
"Меньшинство может заблуждаться, большинство - ВСЕГДА ПРАВО" Antares.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #53 : Ноябрь 01, 2014, 00:20:38 »
Ольга РУСАНОВА

Красное и черное

В Москве представили новую версию кантаты «История доктора Иоганна Фауста»
 
24 ноября исполняется 80 лет со дня рождения Альфреда Шнитке. Первой в череде юбилейных событий стала премьера новой версии его знаменитой кантаты «История доктора Иоганна Фауста»: с новой инструментовкой (транскрипцию для камерного оркестра, хора и солистов осуществил Кузьма Бодров), со специально созданным видеорядом (его автор – контратенор Олег Безинских, он же исполнитель роли Мефистофеля-соблазнителя), наконец, эта кантата впервые была исполнена в Москве на языке оригинала... Всё это вместе взятое превратило исполнение в одно из ключевых событий X Международного Осеннего хорового фестиваля, да и вообще сентябрьской концертной афиши столицы.

Инициаторы нового прочтения культового произведения – это одновременно и участники концерта: Александр Соловьёв, художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории и данного фестиваля, и Евгения Кривицкая, исполнившая партию органа тонко, красиво: он то выдвигался на передний план, то таился, прятался, интригуя едва слышным, небесным звуком. С ними в команде оказались замечательные солисты Новой Оперы: тенор Александр Татаринцев в роли Рассказчика, бас Владимир Байков – Фауст, уже упомянутый Олег Безинских и Этери Бериашвили (Мефистофель-каратель). Вместо большого симфонического оркестра, для которого вообще-то и была написана эта кантата, в данной версии мы услышали и увидели на сцене камерный ансамбль «Студии новой музыки». Однако – удивительное дело – кантата от этого ничего не потеряла, даже как будто приобрела. Дирижеру удалось главное: сплотить компактный коллектив на сцене – солистов, хор и оркестр – в единый слаженный организм и добиться от него невероятного драйва. 35 минут пролетели как одна.

«Мы все очень волновались, как наша версия будет воспринята, тем более что в зале находилась Ирина Федоровна Шнитке, супруга композитора, – рассказывает Александр Соловьёв. – После концерта мы с ней общались. Как выяснилось, до концерта она была обеспокоена: как можно при усечении состава сохранить драматургию, заложенную автором. Однако Ирина Федоровна отметила трепетное отношение к исполняемой музыке, а также экспрессию в ее интерпретации».

Замечу, что Камерный хор, которым до 2012 года руководил его основатель Борис Тевлин, много пел Шнитке уже в 1990-е годы, при жизни композитора. Традиции своего предшественника и наставника продолжает Александр Соловьёв. А музыка «Доктора Фауста» в виде оперы уже была хорошо знакома Камерному хору: он исполнял ее в 2009 году в Лондоне на фестивале «Между двух миров», посвященном Шнитке, а затем в Концертном зале имени Чайковского.

Кантата «История доктора Иоганна Фауста» (1983) вошла в оперу, став ее финалом, и это логично – ведь в ней рассказывается о смерти Фауста. Сценическая судьба кантаты поначалу не складывалась. После первой же репетиции с Аллой Пугачевой в роли Мефистофеля-карателя исполнение в СССР запретили. В результате мировая премьера состоялась в Вене. Только после этого кантата вернулась на родину и после долгих мытарств была, наконец, представлена публике в Москве и Петербурге, тогда – Ленинграде.

«Как вам кажется, почему Шнитке отказался от трагедии Гёте в качестве первоисточника, а за основу взял «Народную книгу» XVI века Иоганна Шписа?» – продолжаю я допытываться у Александра Соловьёва.

«Это естественно, ведь он выбрал главы, где описана страшная кончина Фауста. Он словно фокусировал внимание на самых сумрачных сторонах сюжета. Важно, что в эпилоге дается назидание: как важно правильно себя вести, быть крепким в вере. Вот главный смысл и итог сочинения. Тема троекратно звучит в финале кантаты. Сначала в исполнении органа, затем ее повторяют солисты и уже третий раз – в исполнении хора и тутти оркестра».

Вот он, этот эпилог: «Так бодрствуйте, бдите! Всечасно враг ваш лютый, Диавол, жаждет жертв. Аки алчущий лев, все ищет, где добыть поживу. Будьте же стойки, тверды в вере!»
Эти слова поставили точку в кантате, за которой на концерте 29 сентября последовали неистовые благодарные аплодисменты публики. Вообще, в тот вечер, кажется, все исполнители были «в ударе»: все без исключения солисты, хор и оркестр. Один из солистов – контратенор Олег Безинских – знает «Историю доктора Фауста» как свои пять пальцев: роль Мефистофеля-соблазнителя он поет уже 20 лет – с разными составами, разными дирижерами. И вот теперь, не ограничившись ролью солиста, вспомнил о своем втором, театральном, образовании и проявил себя в качестве автора визуальной партитуры. Созданный им видеоряд выглядел органично, мощно, явно усиливал эмоции, заложенные в музыке, и в результате концерт (точнее, одно его отделение, в котором звучала кантата) в Большом зале Московской консерватории превратился в semi-stage спектакль.

– Олег, откуда вы взяли эти изображения, почему именно они?
– На мой взгляд, видеоряд не должен иллюстрировать сюжет буквально, по принципу: «Что вижу, то пою». Например, я взял кадры из немого фильма 1926 года «Фауст». Дело в том, что в этих фильмах лицо, глаза – будто под увеличительным стеклом. Именно мимика лица и жесты выражают безумные страсти. Мне кажется, кадры немого кино подчеркивают музыкальную драматургию.

– Но помимо черно-белого немого кино у вас было много чего в цвете…
– Да, например, когда пел я (Мефистофеля – сладкоголосого обольстителя), на экране появлялись лепестки розовых роз. А когда появилась Мефистолина, как мы называли исполнительницу Мефистофеля-карателя Этери Бериашвили, на экране возникли красные розы, потом уже на красный фон как будто проливалось черное – черная кровь. Рассказчик у нас сопровождался желтым – цветом дня. А Фауст темным – цветом ночи. Всё имело свое место, всё играло на общий эффект, всё неспроста.

Итак, в кантате Шнитке два Мефистофеля: «сладкоголосый обольститель» и «жестокий каратель». Каратель – это всегда самое интригующее: ведь его партия изначально написана Шнитке для женского эстрадного голоса. Нынче в этой роли выступила Этери Бериашвили – джазовая певица, ставшая широко известной благодаря участию в телевизионном проекте «Голос». Но Мефистофель для нее – конечно же, дебют.

– Этери, я полагаю, вряд ли вы когда-нибудь могли даже помыслить, что исполните роль Мефистофеля-карателя в кантате Альфреда Шнитке?
– Абсолютно точно. Даже, наверное, в страшном сне не приснилось бы такое. Когда мне позвонил Кузьма Бодров, я долго переспрашивала: «Вы точно меня имеете в виду? Вы меня ни с кем не путаете?»

– А вы знали предысторию этой кантаты, тот факт, что эта роль была написана для Аллы Пугачевой?
– Я вообще ничего не знала об этом. Само предложение ввергло меня в такой ужас: справлюсь ли я? У меня вообще-то большой опыт на эстраде, но когда дело касается классики, гложут огромные сомнения в своих способностях. Не в том смысле, что я не выучу материал, но хватит ли моего голоса для исполнения такой сложной партии? Сложной, как выяснилось, даже не столько вокально, сколько эмоционально. Но поскольку с эмоциями я дружу, то, как мне сказали, многое из задуманного получилось. Хотя у меня к себе, конечно, осталось еще много вопросов.

– А как вы относитесь к самой музыке? Ведь ваш фрагмент – знаменитое танго – это же самая яркая в кантате музыка, доступная любому человеку, даже такому, для кого Шнитке – что-то непостижимо сложное. А тут – шлягер. Что вы думаете об этом танго, какие вообще эмоции у вас возникли?
– Я прочитала воспоминания Альфреда Шнитке, там есть великолепная фраза: «Это было унижение банальностью». То есть страшная миссия, которую должен был выполнить Мефистофель – растерзать и уничтожить тело доктора Фауста, – всё это происходит на фоне стилистически упрощенной композиции. Отрицательный характер моего героя подчеркивается мелодией танго.

Почему же все-таки танго? Шнитке пишет так: «Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу, поэтому я не вижу другого способа выражения зла в музыке, чем шлягерность».

– Этери, танго – это кульминация произведения: вы появляетесь в зале, оттуда поднимаетесь на сцену и поете в микрофон такую красивую и жуткую мелодию смерти. Бешеная ответственность. И я вас поздравляю: вы прекрасно справились. Но каково это?
– Для меня необычно, даже страшно. Слава Богу, мне не сказали, что в зале присутствовала Ирина Шнитке, иначе я бы тогда совсем обомлела. Казалось бы, где я только не выступала: с микрофоном пела и без, с большими оркестрами, на площади в 50 тысяч человек. Но такого в моей жизни еще не было, волнение зашкаливало. Зато после концерта я услышала теплые слова от Ирины Федоровны. Она меня поздравила, сказала, что у меня огромный потенциал, что из всех вокалисток, которых она слышала, никто правильно не исполнил штрихи: допустим, две ноты легато, дальше стаккато. Все поют только легато. Я первая, кто всё исполнила точно. Это она отметила особо, и мне было очень приятно. Надеюсь, в моей жизни еще будет возможность сыграть и спеть роль Мефистофеля.

Полностью:

Музыкальная жизнь. 2014. № 10
http://mus-mag.ru/mz-txt/2014-10/r-shnitke.htm
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #54 : Ноябрь 19, 2014, 20:52:37 »
В Саратове празднуют юбилей своего земляка Альфреда Шнитке

В этом году 21 ноября мировая музыкальная общественность отмечает 80-летие со дня рождения одного из самых значимых музыкантов ХХ столетия Альфреда Шнитке, чье имя носит Саратовская филармония. В честь его юбилея в Саратове впервые выступит хор Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского.

Подробности:

ИА REGNUM. 19.11.2014, 12:28
http://www.regnum.ru/news/cultura/1867755.html#ixzz3JXQd1CuP
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #55 : Ноябрь 24, 2014, 04:56:02 »
Азбука Шнитке

"Музыку XXI века", как называли творения Альфреда Шнитке, будут исполнять в Московской консерватории к 80-летию со дня рождения композитора. Юрий Башмет сыграет Концерт для альта, написанный и посвященный классиком именно ему, а также будет дирижировать оркестром "Новая Россия". Программа юбилейного концерта получилась пестрой и немножко хулиганской: юмористический коллаж на музыку Моцарта Moz-Art a la Haydn и увертюра "(Не) сон в летнюю ночь", пародия на клише и штампы классической музыки. Ну и альт для Башмета, конечно.

Журнал "Огонёк" № 46 от 24.11.2014, стр. 40
http://www.kommersant.ru/doc/2608985
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 154
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #56 : Ноябрь 24, 2014, 13:55:23 »
Альфред Шнитке. Биография

24 ноября 2014 года исполняется 80 лет со дня рождения великого советского композитора Альфреда Гарриевича Шнитке.
 
Композитор Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе Саратовской области. Он был старшим сыном в семье журналиста и русско-немецкого переводчика Гарри Шнитке и его жены, преподавателя немецкого языка Марии Фогель. Гарри Викторович – по происхождению из прибалтийских евреев, говоривших на немецком, родился во Франкфурте-на-Майне, в 1926 году прибыл в Советский Союз. Мария Федоровна – из волжских немцев-крестьян. В доме говорили на русском и немецком языках.

В 1946–1948 годах жил с семьей в Вене, где его отец работал в газете Österreichische Zeitung. Здесь же получил первые музыкальные впечатления, стал брать уроки игры на фортепиано и сочинять.

С 1948 года жил в Подмосковье, затем в Москве.

...

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Полностью:

РИА Новости. 10:19 24.11.2014
http://ria.ru/spravka/20141124/1034510771.html#ixzz3JywsqluC
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн timalism

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 139
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #57 : Ноябрь 24, 2014, 20:14:26 »
Тимур Исмагилов. "Эпитафия Альфреду Шнитке" для струнного квартета, фортепиано и челесты.
Партитура (pdf):
http://rusfolder.com/42361789

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #58 : Ноябрь 24, 2014, 21:18:03 »
Пишет Слава (_arlekin_)

2014-11-23 16:24:00

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2979980.html

Альфред Шнитке в БЗК: три духовных хора, "Маленькие трагедии", концерт для альта с оркестром
От бесконечных вступительных чиновничьих словословий, оскорбительно бессмысленных и безвкусных, Шнитке, в свое время затравленный такими же вот ничтожествами, наверняка перевернулся в гробу не раз, но ритуальные преамбулы еще можно было бы вытерпеть ради музыки (да и странно было бы ожидать чего-то умного от "приветственного адреса" Мединского в исполнении его заместительницы "по развитию народной культуры"). А вот как надо было умудриться составить программу концерта, открывающего юбилейный фестиваль, чтоб послушать оказалось почти нечего - это для меня загадка. Хотя, безусловно, определенная логика, и она меня совсем не радует, есть в том, чтоб поставить в начало концерта, открывающего фестиваль, "три духовных хора". Неважно, что Шнитке был католик (причем с экуменическим душком), а музыка хоров не то что неканоническая, но абсолютно европейская по мелодике, по внутренней динамике, и при этом чисто светская - зато тексты православные, а значит - духовность, мать ее! Ну ладно, пускай духовность. А фуга из "Сюиты в старинном стиле", переложенная хора, бас-гитары, флейты и ударных - это что за уродливый кроссовер?! Да еще и музыканты ходили туда-сюда и рассаживались еще дольше, чем чиновники толкали речи. Музыки в результате - минимум, пафос - грошовый, только время протянули. Сюита из "Маленьких трагедий" (реконструкция Юрия Каспарова двадцатилетней давности) - восьмичастная, закольцованная двумя вальсами, очень симпатичная и достойно исполненная "Студией новой музыки" с Анатолием Левиным в качестве дирижера - сочинение в своем роде замечательное, но никак не в качестве основного номера первого отделения концерта по такому поводу.

Второе отделение полностью занял концерт для альта - произведение гениальное, великое и все такое, но сильно пострадавшее от растиражированности, растасканности на цитаты (особенно при использовании в саундтреках к пропагандистским псевдодокументальным телефильмам). Завтра его собирается играть Башмет, а здесь, с оркестром института им. Шнитке, солировал Андрей Усов. Очень прилично играл, аккуратно, и отдельные места прозвучали просто чудесно, в том числе изумительный "дуэт" солирующего альта и флейты-пикколо в оркестре. Но несмотря на это собственно музыки и собственно Шнитке, сколько бы ни кланялись его фотопортрету, ни дарили цветов его вдове и сестре с последующим перевозложением к той же фотографии на пюпитре, было явно недостаточно в соотношении с ритуальными услугами.
Che mai sento!

Оффлайн Liza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 243
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #59 : Ноябрь 25, 2014, 08:59:32 »
Послушала вчера три пр-я Альфреда Шнитке в БЗК. Сначала была 8-я Шуберта, из-за которой, собственно, я и пришла. Все остальное .... Шнитке мастер звуковых эффектов и оркестровки. Нет, мастером и новатором оркестровки я считаю Бенджамина Бриттена, а Шнитке  именно что аранжировки. Кажется, что цитаты из классической венской музыки нужны как некие островки, от которых можно отталкиваться, чтобы с этой музыкой играть , использовать ее, разлагать, склонять и спрягать. Что было бы без многочисленных цитирований, представляется с трудом. Музыка больше "вертикальна",  очень раздроблена на статические группки, не связанные между собой ни музыкально, ни логически . Лапидарна и наглядна в части выразительных средств, красива в аранжировке и благозвучна. Шнитке- мастер аранжировки и звука. Более ничего, пардон, интересного я там для себя не нахожу. Слишком поверхностно, слащаво, не глубоко и эффективно ( не эффектно, а именно эффективно, по аналогии с эффективным менеджментом) в плане звука.  Но Шуберта вчера исполнили великолепно! Впрочем, и Шнитке тоже:)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #60 : Ноябрь 25, 2014, 13:17:53 »
Марина Королёва

54 мин. · https://www.facebook.com/marina.koroleva.754/posts/1015153548511795

Вчерашний концерт к 80-летию Шнитке в БЗК был абсолютным сюром - вполне в стиле музыки автора. Ровно в 19 часов в зал еще не пускали, а за закрытыми дверьми явно вовсю шла репетиция. Я такого вообще не помню.

Минут через двадцать в зал пустили, но на сцене продолжали бодро настраивать арфу. Настроили.

Когда расселись все, включая оркестр, минут 5-7 не выходил уже объявленный Башмет.

Вместо Шнитке в первом отделении пошел Шуберт, который должен был быть во втором.

Когда сыграли Шуберта, Башмет ушел, а дирижировать Шнитке вышел другой дирижер, молодой.

А со второго отделения уходить уже надо было мне...

Вывод: не пускайте журналистов в консерваторию.
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 494
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #61 : Ноябрь 25, 2014, 22:41:03 »
А в воскресенье ( 23 ноября), говорят, Башмет играл Шнитке в МГУ. Там есть такой цикл " Ректор Московского университета приглашает".  В главном здании в Актовом зале.

Оффлайн Peer Gynt

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 23
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #62 : Ноябрь 26, 2014, 23:13:10 »
Послушала вчера три пр-я Альфреда Шнитке в БЗК. Сначала была 8-я Шуберта, из-за которой, собственно, я и пришла. Все остальное .... Шнитке мастер звуковых эффектов и оркестровки. Нет, мастером и новатором оркестровки я считаю Бенджамина Бриттена, а Шнитке  именно что аранжировки. Кажется, что цитаты из классической венской музыки нужны как некие островки, от которых можно отталкиваться, чтобы с этой музыкой играть , использовать ее, разлагать, склонять и спрягать. Что было бы без многочисленных цитирований, представляется с трудом. Музыка больше "вертикальна",  очень раздроблена на статические группки, не связанные между собой ни музыкально, ни логически . Лапидарна и наглядна в части выразительных средств, красива в аранжировке и благозвучна. Шнитке- мастер аранжировки и звука. Более ничего, пардон, интересного я там для себя не нахожу. Слишком поверхностно, слащаво, не глубоко и эффективно ( не эффектно, а именно эффективно, по аналогии с эффективным менеджментом) в плане звука.  Но Шуберта вчера исполнили великолепно! Впрочем, и Шнитке тоже:)

Первый опыт прослушивания Шнитке окончился плачевно... для Шнитке. Может быть потому его музыка Вам показалась раздробленной, что фамилия "Шнитке" образована от Schnitt - "вырезка, кускок"?

С другой стороны, что Вы хотите от современного композитора, автора музыки к десяткам кинокартин - он всего лишь дитя своей эпохи. Уже не пишут романов, в исконном смысле этого слова, не создают целостных, совершенных по форме симфоний, как в эпоху классицизма. Уже у Малера прослеживается раздробленность, деление на фрагменты. Можем ли мы этого ожидать от Шнитке, после двух мировых войн, бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, войн в Корее, Вьетнаме, Афганистане, убийства Мартина Лютера Кинга, эпохи застоя, перестройки, тотального попрания традиционных культурных ценностей и моральной деградации молодежи...

Надеюсь, Альфред Гарриевич переживет. :)
Говорить о музыке, это все равно, что танцевать об архитектуре :)

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #63 : Ноябрь 28, 2014, 00:31:15 »
Ирина Шнитке: «Альфреда за жизнь предали дважды: в начале и конце»

28 ноября 2014, 00:01   |   Культура   |   Виктория Иванова

http://izvestia.ru/news/580019

Вдова композитора — о проклятии Девятой симфонии, теме Фауста и гранатовом ожерелье
Ирина Шнитке: «Альфреда за жизнь предали дважды: в начале и конце»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

До 7 декабря в Московской консерватории и МГИМ имени Шнитке проходит большой фестиваль, посвященный 80-летию композитора Альфреда Шнитке. Со вдовой маэстро, пианисткой Ириной Шнитке встретился корреспондент «Известий».

— Вам нравится фестиваль?

— Я побывала всего на нескольких концертах, но пока я довольна. Можно сказать, что фестиваль возобновился в хорошем качестве — в том, в каком до 2004 года его проводила музыкальный редактор Татьяна Гудкова. Потом она неожиданно скончалась, и к власти пришла дама, умудрившаяся перессорить исполнителей, из-за чего три концерта вообще сорвались. Сейчас же я вижу замечательную публику, которая и слушает прекрасно, и принимает хорошо. Прямо как в старые времена. Но тогда это было вопреки, а теперь — как нужно.

— Вы в Москве часто бываете?

— Каждые полтора месяца, где-то раз шесть или восемь в год. У меня в Германии сын, внучка, уже правнучке четыре года. Так уж сложилось. Когда-то Альфред поехал туда работать, у него были контракты с немецкими театрами, ученики. Мы думали, что проживем там года два-три, но потом начались 1990-е, и нас уговорили забрать туда всю семью, чтобы не было неприятностей. Сын приехал в мае 1991-го, и буквально через два месяца у Альфреда случился второй инсульт. Мы застряли. В 1994-м — новый инсульт... Конечно, мы уже не могли уехать, всё время проводили в реанимации — в Германии к тяжелобольному пускают в любое время. Так всё сложилось, хотя я с удовольствием бы жила здесь.

...

— Давайте вернемся к фестивалю. В программе заявлены две научные конференции. Вы следите за исследованиями творчества Альфреда Гарриевича?

— Не могу сказать, что слежу за всеми статьями — только за некоторыми. Особенно это касается музыковедов, которые лично знали Альфреда. Например, уже покойный, к сожалению, Александр Ивашкин — это человек, который на самом деле всё понимал. Он раскапывал такие мостики, до которых не добирался ни один музыковед. В каждом деле должен быть талант, но для музыковеда еще важны интеллект, объем знаний, масштаб. Я слежу также за тем, что пишет Евгения Чигарёва. Но больше меня интересует исполнительство.

— Вас называют единственным правильным интерпретатором музыки Шнитке.

—  Думаю, это сильное преувеличение. Я много лет не играла, потому что негде было заниматься. Единственное, что могу сказать, — Альфреду нравилось, что я делаю. Он практически всегда разрешал мне что-то варьировать и говорил: «Тебе можно всё, потому что мне никогда не было стыдно за то, как ты играешь». Я могла открыто ему сказать, что Первая скрипичная соната мне неудобна: там нужно прижимать струны, а рояли везде разные. И добавила, что буду играть по-другому — он ответил: «Ради Бога». Он вообще всегда ставил очень мало нюансов, обозначал только темп и кульминации. Но ему всегда было интересно послушать, как будут играть разные исполнители. Сейчас многие хорошо играют: гениальный альтист Юрий Башмет, Владимир Юровский — как мне кажется, очень глубокий человек, понимающий музыку Альфреда.

— Но был как минимум один случай, когда Шнитке был недоволен интерпретацией. Имею в виду партитуру Девятой симфонии, которую закончил Геннадий Рождественский.

— Я не очень хочу об этом говорить, но это действительно так. Я знаю, что Геннадию Николаевичу не очень приятно было, но когда-то надо было сказать правду. Может быть, он хотел как лучше, я не знаю. Партитура симфонии была написана левой рукой, которой Альфред, разумеется, никогда не писал,— правая не работала после трех инсультов. Очень многое было невозможно разобрать. Альфред доверял Геннадию Николаевичу, который к тому моменту уже играл массу его сочинений, и играл совершенно замечательно. Собственно, это я уговорила мужа отдать партитуру Рождественскому и считаю себя в этом виноватой. Мне казалось, что дирижер такого масштаба, восстанавливая партитуру, имея такой опыт сыгранных сочинений, должен был чувствовать и понимать, что написал Шнитке. А он просто вставлял свои куски, фантазии. И когда однажды вышла скандальная статья под заголовком «Девятая симфония Шнитке или Рождественского» я сказала, что тут даже «или» быть не может.

Я написала Геннадию Николаевичу письмо, на которое он мне не ответил. После этого мы еще некоторое время пообщались, и все затихло. Тоже глупо, я считаю. Но я должна была это сделать. Ведь когда состоялась премьера, я съездила в Москву и привезла Альфреду запись и партитуру. Когда он услышал, что получилось, то швырнул партитуру на пол, — а ведь истеричным человеком он не был, — тут же выключил запись, и позже я услышала, как он рыдает в кабинете. Это было для меня шоком.

— Вы не хотели бы наладить общение с Геннадием Рождественским?

— Нет. Потому что после того случая он перестал играть музыку Шнитке вообще. Когда-то я уже решила для себя эту ситуацию отпустить и больше о ней не говорить. Но как же так? Ведь музыка Шнитке осталась той самой музыкой, которую он столько раз играл и про которую говорил самые замечательные слова. Куда всё делось? Очень часто мы себе людей придумываем, а потом, при каких-то обстоятельствах, они раскрываются совсем с другой стороны. Мне очень жаль, что пришлось так разочароваться.

Знаете, у меня как-то сам собой возник мостик к другому событию. Это было, когда Альфред еще только поступал в Союз композиторов. Ему сказали, что прежде, чем идти показываться на секретариате, надо прийти к Кабалевскому. Он был очень влиятельным человеком. Альфред пришел и услышал самые похвальные слова. Буквально через день он показывался на секретариате, и что вы думаете? Кабалевский тут же всё разругал. Да, его приняли, но это был такой шок в самом начале пути! И такой же шок был для него в конце. Альфред восхищался талантом, эрудицией Рождественского, но тот его предал. Печально, но что поделать.

— После Рождественского вы отдали Девятую симфонию в другие руки?

— Сперва я послала ее Николаю Корндорфу, но тот трагически скончался. В итоге редакцию сделал Александр Раскатов — он действительно старался разобраться, что написано. Сейчас уже есть некоторое количество записей, и часть из них мне даже нравится.

— Вы верите в проклятие Девятой симфонии?

— Я больше верила в проклятие темы Фауста. Собственно, мы познакомились на этой теме, Альфред увидел у меня книжку «Доктор Фаустус» Томаса Манна — тогда как раз вышел ее перевод на русский. С этого разговора всё и началось. Через полгода после того, как Альфред написал на эту тему кантату, случился первый инсульт. А самый страшный инсульт произошел, когда он закончил оперу «Фауст». Мне кажется, есть темы, в которые не надо очень глубоко вникать. Может быть, если бы он писал по Гете, было бы легче. А он взял Томаса Манна, уртекст.

...

— Вы сейчас следите за современной академической музыкой? Существует мнение, что она закончилась на творчестве Альфреда Гарриевича, и началось социальное высказывание.

— Я стараюсь смотреть в музыкальное будущее оптимистично. Потому как если проследить историю, то видно, что значимые личности появлялись примерно в одно время и даже, как правило, общались между собой. А потом случались провалы. Но я воспринимаю провал как постепенное накопление. Вообще, начало каждого века — всегда тяжелое время. Думаю, к 2020 году всё уляжется, утрясется, и появятся личности, и политически всё уляжется.
...

Читайте полностью  http://izvestia.ru/news/580019
Che mai sento!

Оффлайн Liza

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 243
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #64 : Февраль 14, 2015, 19:56:09 »
Из книги  Нормана Лебрехта "Маэстро, шедевры и безумие"
Beethoven: Violin Concerto
Gidon Kremer, Academy of St Martin in the Fields/Neville Marriner
Philips:London, January 1982
Бетховен,Концерт для скрипки с оркестром.
Гидон Кремер, "Академия святого Мартина-в-полях", дир. Невилл Мэрринер.
"Philips",Лондон, январь 1982


До появления грамзаписи солисты обычно импровизировали каденции, добавляя к определенной части концерта несколько минут собственных эффектных выдумок. Когда же музыка стала механической, таковыми же стали и исполнители. Побаиваясь, что их осудят за оригинальность – или за ее отсутствие, – все они стали играть одни и те же каденции: в случае бетховенского концерта это сводилось к заимствованию теплой,причудливой интерполяции композиторского текста, сделанной Фрицем Крейслером.Каденция Крейслера стала для солистов вещью столь незаменимой, что даже Третьему Рейху не удалось запретить ее, как он сделал это со всеми прочими его сочинениями, и уже в последние месяцы гитлеровского режима, концертмейстер Берлинского филармонического Эрих Рон все еще имел возможность записать ее.Крейслер обратился для всех в вечного спутника Бетховена, а других не предвиделось.
Не предвиделось, то есть, пока не появился Гидон Кремер.Родившийся в 1947 году в Риге прибалтийский бунтарь, Кремер использовал каденцию, сочиненную его другом Альфредом Шнитке, – своего рода эссе в новом,созданном композитором стиле, известном как "полистилистика". Симфонии Шнитке советская власть запрещала, однако он знал, что на Бетховена у нее рука не поднимется,и вставил в самое сердце концерта исторический комментарий к развитию музыки.Начав с темы из седьмой симфонии Бетховена, он переходит к баховской фразе,включенной в концерт Альбана Берга, затем к цитатам из Бартока и Шостаковича,после чего возвращается к Бетховену и Брамсу, остроумно демонстрируя единство цели, существовавшее на протяжении нескольких столетий классической музыки,братство великих композиторов.
Кремеровское исполнение концерта было встречено в штыки."Нельзя подобным образом смешивать стили" – выговаривал ему Ицхак Перлман. Иегуди Менухин отозвался о нем уничижительно, Исаак Штерн отказывался даже произносить имя Шнитке.
Ультраклассический Невилл Мэрринер согласился продирижировать записью, которую он назвал "самой упоительной из тех, в каких мне доводилось участвовать". Все казалось готовым для выхода в свет блестящей новинки, но тут "Philips" запаниковал и вместо того, чтобы устроить мировую премьеру записи, снял с обложки имя Шнитке и вывел пластинку на рынок как еще одну запись бетховенского концерта.
Обмануть удалось лишь очень немногих. Журнал "Музыкальная Америка" осудил каденцию как "лицемерное и непоследовательное педантство",Кремль возобновил гонения на композитора. Кремер исключил ее из своего репертуара, а никто другой ею пользоваться не стал. И то, что могло бы обратиться в многообещающее добавление к классическому репертуару, вылилось в один из худших выпусков записи, какой только можно припомнить, в классический пример корпоративной трусости.

http://volcada.ru/maestro_shedevry_i_bezumie/129/

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #65 : Март 01, 2015, 23:12:31 »
НОВАЯ ЖИЗНЬ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ

Филипп Чельцов

80-летие со дня рождения А. Шнитке стало одной из главных музыкальных дат ушедшего года. Юбилею был посвящен московский фестиваль «На пересечении прошлого и будущего», завершившийся 7 декабря.

http://gazetaigraem.ru/a16201501
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #66 : Апрель 17, 2015, 14:54:09 »
«Жить сейчас Альфреду было бы безумно сложно»

ИРИНА ШНИТКЕ ОБ ОТНОШЕНИЯХ С МУЖЕМ, ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ВРЕМЕНЕМ
текст: Роман Юсипей

http://www.colta.ru/articles/music_classic/7040
Che mai sento!

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 494
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #67 : Май 29, 2015, 16:25:56 »
Цитировать
Хорошо, я — плохая, рассказала всему миру о том, что случилось. Но музыку Шнитке, которую Рождественский всегда считал гениальной, почему он перестал играть? Она утратила свою гениальность?
В апреле сего года это  говорит Ирина Шнитке,  а вот я вчера в Зале Чайковского слушала концерт для фортепиано и струнного оркестра Шнитке и его же 4 -ый концерт для скрипки с оркестром.
А программа этого концерта ( там были ещё две мессы Моцарта) была известна задолго до вчерашнего дня.
Кстати, концерт для фортепиано и струнного оркестра мне очень понравился, это какое-то очень значительное произведение, глубокое, переносящее в иную реальность. Замечательно играла В. Постникова,  в таком возрасте и такая энергетика!
А концерт 4-ый для скрипки как-то не удалось мне постичь, он всё время распадался на какие части, не связанные между собой.
Ну вообще это пост о том, как несправедливы бывают жёны композиторов.

Оффлайн Bartoli

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 494
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #68 : Август 29, 2015, 23:50:08 »
Завтра закрывается выставка, посвящённая Шнитке. В Камергерском, в музее Прокофьева.
К 80-летию со дня рождения Альфреда Шнитке  была открыта  масштабная экспозиция, посвященная его жизни и музыкальной деятельности.

Для композитора в творчестве были важны две вещи — музыка и слово. Мало, кто знает о том, что Шнитке является еще и автором литературных текстов и философом. Так, выставочное пространство будет заполнено как его музыкальными цитатами, так и литературными строками, в которых он рассуждает о жизни и искусстве.

О биографии композитора расскажут архивные снимки, афиши, документы, книги, иконы и другие личные вещи.

Экспозиция, состоящая из нескольких смысловых блоков, напоминает музыкальный цикл, своеобразную сюиту, которая позволит познакомиться со Шнитке не только, как с композитором, но и как с ярким многогранным человеком.

Дополнительную информацию ищите на сайте: http://www.glinka.museum/index.php

По четвергам музей работает с 12:00 до 21:00, а по воскресеньям – с 11:00 до 18:00.

Выходные дни – понедельник и вторник.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 969
Re: Альфред Гарриевич Шнитке
« Ответ #69 : Февраль 18, 2017, 11:47:30 »
На параллельном форуме выложен довольно любопытный мемуар М. Аркадьева "Три встречи с Альфредом Шнитке":
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=111120&p=1681317#post1681317