Автор Тема: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист  (Прочитано 286023 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Лялька

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 43
Re: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист
« Ответ #750 : Октябрь 06, 2017, 17:17:27 »
А я вот захожу периодически на сайт Мариинского театра, чтобы посмотреть информацию о датах этого фестиваля. Когда же появится программа, интересно?

Оффлайн westa

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 130
Re: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист
« Ответ #751 : Октябрь 09, 2017, 19:14:31 »
На сайте филармонии выложена запись концерта от 5 октября:

 Вадим Репин (скрипка)

Николай Луганский (фортепиано)


В программе:

Дебюсси 
Соната для скрипки и фортепиано соль минор, L 140

Равель 
Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор

 Бетховен 
Соната № 9 ля мажор, соч. 47 («Крейцерова»)

Два волшебника колдовали, плели изящную, музыкальную нить, завораживали. Какое сильное эмоциональное впечатление слушать таких МАСТЕРОВ!

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Re: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист
« Ответ #752 : Октябрь 11, 2017, 17:42:28 »
Николай Лавецкий

Николай Луганский и Сергей Рахманинов. Наверное, С.Л.Доренский прав и этот дуэт гармоничное, коль скоро Рахманинов - любимый композитор и пианист Николая Львовича...мне довелось присутствовать на занятиях НЛ со студентами. Два часа я сидел в первом и единственном ряду и наслаждался. Большая комната, в два огромных окна солнечный свет и божественная музыка. Сначала играет ученик и очень хорошо играет, ведь студент Консерватории, стало быть талантливый. А затем играет профессор и разница поражает. Тихо что-то говорит, объясняя и затем они играют вместе...Одно из приятнейших музыкальных впечатлений последних лет....

https://m.facebook.com/photo.php?fbid=1400443120077370&set=a.311902152264811.74627.100003350852360&type=3&theater

Это отклик художника!

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 144
Re: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист
« Ответ #753 : Октябрь 13, 2017, 10:15:14 »
Луганский - пианист огромного дарования, но иногда его любовь к Рахманинову "зашкаливает" и начинает негативно влиять на исполнение других авторов. ИМХО.

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Re: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист
« Ответ #754 : Октябрь 13, 2017, 22:05:55 »
Уважаемый V.G.,

Во времена незабвенного Предлогова на просторах нашего форума разворачивались интереснейшие дискуссии о творчестве различных исполнителей и композиторов. Как это было захватывающе интересно!

Сейчас большинство сообщений носит чисто информационный характер: 1) кто, что, где и когда играет и 2) где послушать, кто что играет. Никакого анализа, никаких эмоций, никаких мыслей....

Вот у Вас возник упрёк (или, мягче сказать, подозрение) в том, что Николай Луганский под впечатлением  и гнетом  творчества С.В.Рахманинова, неправильно трактует музыку других композиторов. Это же очень интересная мысль. Как было бы поучительно для участников форума познакомиться с конкретными фактами, которые привели вас к такому умозаключению. На каких композиторах наиболее болезненно отразилась эта "рахманиновомания" Луганского? Какие конкретно произведения подверглись деформации и искажению из-за этого увлечения НЛ?

Действительно, каждый исполнитель имеет свои пристрастия, симпатии и антипатии. Это вполне нормальное явление, совершенно обычное в повседневной жизни любого человека. Интересно было бы услышать ваши соображения на этот счет.  И, может быть, на форуме возникла бы творческая дискуссия на эту интересную тему о влиянии любимого композитора на исполнение произведений других композиторов, а затем и на какую-нибудь другую и третью тему.

А как было бы здорово привлечь к такой дискуссии немногочисленных профессионалов, бывающих здесь у нас (я имею в виду С.Кузнецова и П.Лаула). Конечно же, я  убежден, они ни слова не скажут критического о своем коллеге, но их общие соображения на эту тему были бы нам, любителям, весьма интересны.

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 144
Re: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист
« Ответ #755 : Октябрь 14, 2017, 08:13:34 »
Постараюсь написать несколько слов, хотя отдаю себе отчет в том, что покойный Предлогов сделал бы это лучше, если бы нашел мою мысль справедливой Ну а если нет - столь же убедительно меня бы "разгромил". Когда-то Н.Е. Перельман писал "Некоторые исполнители похоже на переводчиков с баховского на шопеновский, с бетховенского на шумановский. Широко распространен перевод со многих языков на рахманиновский". Заметьте, это писалось давно, когда музыка Рахманинова не занимала в фортепианном репертуаре такого основополагающего положения как сейчас. Для меня суть дела здесь в том, что Рахманинов-композитор - очень властный и невольно накладывает свою "могучую лапу" на других авторов. Конечно, высокое мастерство Луганского вне обсуждения. И, разумеется, он не превращает "Аппасионату" в "Этюд-картину". Но дыма без огня не бывает ... Я бы затруднился определить точно - какие конкретно приемы, уместные только при исполнении Рахманинова (и тем более, упаси боже, приемы  Рахманинова- пианиста) он переносит в музыку других авторов. (И имеет ли это вообще место). Но несколько раз наблюдал совершенно очевидно разную заинтересованность пианиста исполняемым, условно говоря,  в первом отделении (которое воспринималось только как "ряд прелюдий") и во втором, когда наконец-то возникал любимый Рахманинов. Почему-то (а, может быть, не случайно) чаще всего "пострадавшим" оказывался Бетховен. Например, года два назад по "Орфею" транслировали концерт Луганского в записи и ведущая вполне обоснованно сказала, что смысловым центром концерта оказались 6 "Музыкальных моментов" Рахманинова. Но ведь это раннее, не вполне зрелое сочинение, а в программе была глубочайшая 30 Соната Бетховена! Для меня здесь что-то не так... И совсем недавно, 12 сентября в БЗК "центром" выступления Луганского оказался не 5 Концерт Бетховена, а сыгранная на бис Прелюдия Рахманинова fis-moll. Конечно, можно сетовать на неудачный аккомпанемент (вплоть до грубейших ошибок отдельных оркестрантов). И тем не менее... Да и выбор биса показался не очень уместным (если не знать что это - Луганский)! Написав все это, должен оговориться, что для меня важно не только КАК, но и ЧТО играет пианист. По этому критерию выбираю концерты и записи. Возможно, у меня "недостаточный материал" для обобщений. ИМХО.       
« Последнее редактирование: Октябрь 14, 2017, 08:54:00 от V.G. »

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Re: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист
« Ответ #756 : Октябрь 16, 2017, 22:40:41 »
К сожалению, тема не вызвала откликов со стороны посетителей этого форума.

Я не могу согласиться V.G. относительно "властной лапы" Сергея Васильевича. Скорее, властная лапа была у Бетховена. Вспомним только эпизод прогулки Л.Бетховена вместе с И.В.Гёте на германском курорте и их встрече с кайзером и его свитой....

Рахманинов же всегда отличался неуверенностью в себе, неустойчивостью в отстаивании собственной музыки. Недаром, как отмечал еще В.Предлогов, были так искромсаны и изуродованы 1-й концерт, а также обе сонаты.

А потом, уж больно велика временнАя разница между этими двумя гениями, чтобы говорить о попытках исполнителя затмить одного из них путем преувеличения второго.

По-моему, Николай Луганский всегда превосходно старается воссоздать замысел исполняемого им композитора, поэтому-то он и играет ту музыку, где есть этот замысел, созвучный мировоззрению НЛ. Поэтому он не играет музыку современных композиторов, у которых он не находит никакого глубокого замысла, а всего лишь "Иськусство звука". Поэтому для меня несколько удивительно, что НЛ в последнее время довольно часто играет на бис Николая Капустина, музыка которого поначалу довольно забавна и завлекательна, но через две-три минуты начинает изрядно надоедать.

Меня поразил один из последних дисков НЛ, где он играет Шуберта. Для меня это было откровением. Особенно 4 экспромта ор.142. Ведь до этого он практически никогда не играл Шуберта. А ведь как великолепно сыграл!

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 144
Re: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист
« Ответ #757 : Октябрь 17, 2017, 08:58:27 »
Ну, я имел в виду как раз не Рахманинова-человека, а Рахманинова композитора. И когда пианист длительное время пребывает в мире его фортепианной фактуры (весьма специфической, исключительно многозвучной) - это может повлиять на исполнение других авторов. Где-то не будет хватать тонкости изящества...Например, в исполнении Луганского мне абсолютно не нравится Шопен. Впрочем, тема действительно не вызвала интереса и не буду ее развивать. Да и касается она отнюдь не только Н. Луганского (см. цитату, с которой я начал свои писания) :)

Оффлайн Лялька

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 43
Re: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист
« Ответ #758 : Октябрь 18, 2017, 13:35:02 »
Отчего же не интересно? Мне было интересно, что не у меня одной возникло такое ощущение. Потому что, когда я сама впервые слушала например прелюдию Шопена D minor в исполнении Николая Львовича, то у меня возникло ощущение по посылу и по энергетике, что я слушаю произведение Рахманинова. Другое дело, что я очень люблю и Рахманинова, и Луганского, поэтому мне его интерпретация этой прелюдии безумно нравится.

А то, что огромная любовь исполнителя к одному композитору влияет на исполнение им произведений других композиторов... Вообще в принципе, безотносительно Луганского и Рахманинова. Мне кажется, зависимость прямо противоположная. Если человек испытывает явно бОльшую любовь к одному из композиторов, то это ведь, наверное,  от того, что в музыке этого композитора он находит нечто очень родственное своей душе и темпераменту, созвучное своему восприятию действительности. Поэтому, наверное, это не столько тень великого композитора виднеется на заднем плане, сколько проявляется личная индивидуальность самого исполнителя.


Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Re: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист
« Ответ #759 : Октябрь 18, 2017, 14:00:07 »
Вот нашел в просторах интернета интересное интервью Николая Луганского на эту тему. Кусочек предлагаю вниманию форумчан.



В класс Доренского я попал после смерти Николаевой, у него окончил консерваторию и аспирантуру. Конечно, обе эти личности - очень разные, но точек соприкосновения у них больше, чем того, что их различало. Безусловно, у Доренского-пианиста в отличие от Николаевой имеются совершенно очевидные исполнительские предпочтения: сочинения композиторов-романтиков. Но не могу сказать, что их педагогические системы сильно отличаются по своей сути: Николаева училась у Александра Гольденвейзера, Доренский - у его ученика Григория Гинзбурга, так что у них обоих одна великая русская школа. Как педагогов Николаеву и Доренского роднит то, что они никогда, ни при каких обстоятельствах не навязывали ученикам свои точки зрения, свои мнения. Как не похожи друг на друга ученики Доренского Вадим Руденко, Александр Штаркман, Денис Мацуев. Даже ученики великого педагога Льва Наумова Андрей Гаврилов, Алексей Султанов и Сергей Тарасов на определенном этапе играли очень похоже - была слышна «рука» их наставника. Этого, на мой взгляд, никогда не было у воспитанников Николаевой и Доренского. На лучших записях Доренского в годы его триумфов поражает невероятная мягкость звука. И то, что Мацуев по своей манере совершенно не похож на учителя, являя как бы его противоположность, - свидетельство того, насколько «либерален» Доренский-педагог. Что касается меня, то благодаря Николаевой я безумно люблю самую разную музыку. Тем не менее не считаю себя специалистом в какой-то конкретной музыкальной сфере. Убежден, что для каждого композитора и музыкального стиля нужно находить свое настроение, дыхание, манеру  звукоизвлечения.
 
- Это во многом определяется еще и талантом человека.

- Очень надеюсь, что это так. Но если говорить откровенно,  в исполнительском искусстве превалирует другое качество. Человек за годы учебы приобретает определенные навыки, некоторые из которых становятся «ударными»: именно это у него получается лучше всего, соответствует его физиологии, музыкальным воззрениям. Такие навыки он «накладывает» и на Баха, и на Шопена, и на Стравинского, и на Прокофьева. Это - наиболее характерный тип пианиста, и в таких случаях говорят о яркой индивидуальности исполнителя. Но есть музыканты, которые, встречаясь с новым композитором, каждый раз «ломают» себя, выстраивают заново свою личность. Пожалуй, это не очень здоровый процесс, но это именно то, к чему я хотел бы стремиться. Из великих музыкантов в этой категории могу назвать немногих, например, Артуро Бенедетти Микеланджело. У него был очень маленький репертуар, но то, что он играл, не имело никаких типичных для него приемов, он каждый раз проживал новую жизнь с новым произведением. Не могу сказать, что какой-то тип пианиста лучше другого. Для меня самый великий пианист - Рахманинов. Он все играл, как Рахманинов. Но он был гений и поэтому имел на это право. Сколько людей подражало ему, но это всегда смешно.

Источник:
http://www.muzklondike.ru/announc/137
« Последнее редактирование: Октябрь 18, 2017, 17:40:25 от Kleon »

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 144
Re: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист
« Ответ #760 : Октябрь 19, 2017, 08:54:41 »


А то, что огромная любовь исполнителя к одному композитору влияет на исполнение им произведений других композиторов... Вообще в принципе, безотносительно Луганского и Рахманинова. Мне кажется, зависимость прямо противоположная. Если человек испытывает явно бОльшую любовь к одному из композиторов, то это ведь, наверное,  от того, что в музыке этого композитора он находит нечто очень родственное своей душе и темпераменту, созвучное своему восприятию действительности. Поэтому, наверное, это не столько тень великого композитора виднеется на заднем плане, сколько проявляется личная индивидуальность самого исполнителя

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 144
Re: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист
« Ответ #761 : Октябрь 19, 2017, 08:59:14 »
И все же Рахманинов - особый случай... (Может быть как итальянская опера для певцов, хотя сознаю произвольность аналогии :))) Не случайно мудрый человек писал именно о "переводе на Рахманиновский", а не на какой-то другой "язык". Вот если бы любимый композитор был бы, скажем, Дебюсси (который тоже знал толк  в фортепиано) вряд ли бы наши рассуждения имели смысл.

Оффлайн Лялька

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 43
Re: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист
« Ответ #762 : Октябрь 19, 2017, 11:37:10 »
Кто бы стал спорить, только не я!  :D Для меня Сергей Васильевич - всё с большой буквы. И Композитор, и Пианист, и чем больше о нём читаю, и Человек.

Но если вернуться к Луганскому, то он сам в одном из интервью говорил, что Шопен это лакмусовая бумажка для пианиста. Другое дело, что записей Шопена нет и мы можем только по его произведениям и воспоминаниям современников осознавать его гениальность как пианиста. А вот записи Рахманинова есть. И его гениальность так очевидна, что любому исполнителю его произведений трудно совсем избежать этого влияния.

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 144
Re: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист
« Ответ #763 : Октябрь 20, 2017, 10:03:47 »
Шопен, действительно - "самое трудное, что есть в пианизме", как говорил один мой знакомый музыкант. Но исполнение Луганским этого автора мне совсем не нравится. Даже в виртуозно-техническом плане оно (на мой взгляд, конечно) не столь блестяще как исполнение сочинений Рахманинова (хотя я слышал студийные записи!). Думается, что хотя Николай Львович декларирует необходимость стильного исполнения разных авторов, на самом деле он "однолюб". А Шопен и Рахманинов - чуть ли не диаметрально противоположные художественные натуры (хотя у Рахманинова иногда можно уловить влияние Шопена, например в некоторых Прелюдиях ор.23 - по сути это ничего не меняет)

Оффлайн westa

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 130
Re: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист
« Ответ #764 : Ноябрь 01, 2017, 17:11:07 »
А я вот захожу периодически на сайт Мариинского театра, чтобы посмотреть информацию о датах этого фестиваля. Когда же появится программа, интересно?

21 -го декабря
Концертный зал
19:00
XII международный фестиваль «Лики современного пианизма»

Сольный концерт Николая Луганского (фортепиано)
В программе: Шуман. Рахманинов

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Re: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист
« Ответ #765 : Ноябрь 16, 2017, 22:25:14 »
На Ютюбе появилось огромное (длительностью больше часа) интервью Николая Луганского.
Интервьюер - Ярослав Тимофеев. Есть много интересного.

Смотрю, Московская филармония затеяла массовое проведение таких интервью с последующей выкладкой в Интернет.

https://www.youtube.com/watch?v=ITmf7xiXopM

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 332
Re: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист
« Ответ #766 : Ноябрь 16, 2017, 23:06:53 »
Шопен, действительно - "самое трудное, что есть в пианизме", как говорил один мой знакомый музыкант. Но исполнение Луганским этого автора мне совсем не нравится. Даже в виртуозно-техническом плане оно (на мой взгляд, конечно) не столь блестяще как исполнение сочинений Рахманинова (хотя я слышал студийные записи!). Думается, что хотя Николай Львович декларирует необходимость стильного исполнения разных авторов, на самом деле он "однолюб". А Шопен и Рахманинов - чуть ли не диаметрально противоположные художественные натуры (хотя у Рахманинова иногда можно уловить влияние Шопена, например в некоторых Прелюдиях ор.23 - по сути это ничего не меняет)

В каком-то интервью НЛ также высказывался, что Шопен - это трудная для пианиста задача. Мы не слышали, как играл сам Шопен, поэтому у каждого исполнителя создаётся свой Шопен.

Я бы добавил, что также и у каждого слушателя возникает своё вИдение, как должен звучать Шопен. Поэтому, если представления пианиста и слушателя о том, как должен звучать Шопен, не совпадают, то возникает, особенно у  людей авторитарных и непримиримых к чужим мнениям, у догматиков, полное неприятие такого исполнителя.

Я вспоминаю, как Татьяна Петровна Николаева, учитель НЛ, ответила на вопрос о её педагогических установках в вопросах интерпретации музыкальных произведений. Она сказала, что любое произведение можно исполнять по-разному. Если исполнитель заинтересовывает и убеждает слушателя, то это уже хорошо. Она, как профессор, видит свою задачу в том, чтобы объяснить ученику, как НЕЛЬЗЯ играть, что несовместимо с музыкой, и никогда не навязывать студенту единственно правильное исполнение (каковое, кстати, и не существует).

Видимо, у V.G. и Николая Луганского представления о Шопене не совпадают, поэтому VG "совсем не нравится Шопен у НЛ".

Могу в защиту НЛ  только сказать, что в этом потоке есть несколько постов В.Предлогова об исполнении Шопена Николаем Луганским (в частности, об исполнении обоих шопеновских фп концертов, вальса cis-moll op.64/2, записи 28 Прелюдий Шопена), в которых он в превосходной степени отзывается о его исполнениях. 

За диск с записью всех Этюдов Шопена НЛ получил во Франции награду "Diapason d'Or de l'Annee" как лучший инструменталист 2000 г, а газета Le Monde de la Music восторженно написала, что наконец-то после А.Корто мы дождались достойного исполнителя музыки Шопена.

« Последнее редактирование: Ноябрь 16, 2017, 23:14:33 от Kleon »

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 144
Re: Николай Луганский (р.1972, Москва), пианист
« Ответ #767 : Ноябрь 17, 2017, 10:25:17 »
Не буду спорить, тем более когда речь идет о столь крупном пианисте - это неизбежно будет "спор о вкусах". Но все же две вещи хотел бы отметить;
1) Не думаю, что Корто может считаться идеалом в исполнении Шопена (особенно при современном развитии фортепианной техники). Да и в плане интерпретации его безотносительно виртуозности критиковали крупные "пианистоведы", в частности  Г.М. Коган.
2) Прелогова я очень уважал, переписывался с ним, обменивался редкими записями. Был примерно на 90% согласен с тем, что он пишет. Но вот в отношении Луганского наши мнения расходились. Вспоминаю восторженное мнение о "Венском карнавале" Шумана (Предлогов даже написал, что в каком-то смысле предпочитает исполнение Н,Л. Рихтеровскому). Я смотрел этот концерт по "Культуре". Мне это же исполнение показалось скучным и равнодушным. Что поделаешь...