Автор Тема: Самае дорогие в мире музыкальные инструменты  (Прочитано 18560 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Миф о Гварнери
Сколько стоит самая дорогая в мире скрипка

http://www.lenta.ru/articles/2010/07/07/instrument/



Чикагская компания Bein & Fushi, одна из самых авторитетных фирм, занимающихся продажей музыкальных инструментов, выставила на торги скрипку Гварнери, изготовленную в 1741 году. Инструмент примечателен не только рекордной ценой, но и своей историей: на этой скрипке играли великие исполнители XX века Иегуди Менухин, Ицхак Перлман и Пинхас Цукерман. Подобные аукционы случаются нечасто и всегда привлекают общественное внимание, которого инструмент как таковой обычно бывает незаслуженно лишен. Ведь люди, обращающиеся к классике, прежде всего выбирают, что слушать, иногда - в чьем исполнении, но чрезвычайно редко обращают внимание на то, на каком инструменте играет музыкант.

Эта скрипка, названная в честь знаменитого бельгийского скрипача и композитора XIX века Анри Вьётана, была изготовлена кремонским мастером за три года до смерти. До Вьётана, который играл на ней в последние 11 лет жизни, скрипкой владел французский мастер Жан-Батист Вийом, купивший ее у некоего доктора Бенцигера из Швейцарии в 1858 году. После Вьётана скрипка принадлежала бельгийцу Эжену Изаи, потом, уже в XX веке, на ней играл англичанин Филип Ньюман. Инструмент купил для него двоюродный брат, бизнесмен и основатель одного из колледжей Оксфорда Айзек Вулфсон. После смерти Ньюмана в 1966 году скрипку приобрел филантроп и ценитель музыки Иэн Стуцкер, которому она принадлежит до сих пор.

Это одна история, фактическая. На самом деле имена тех, кто мог не только извлечь эстетическое удовольствие из обладания инструментом, но и поделиться им, играя на этой скрипке, известны гораздо лучше, чем перечисленные выше. Как это часто бывает, большинство владельцев скрипки сами на ней не играли и вообще не были музыкантами, но одалживали им инструмент. Так у Менухина, Перлмана, Цукермана, Крейслера и многих других - известных или не очень - солистов появилась возможность использовать "Вьётан" как концертный инструмент.

Цене именно этой скрипки Гварнери легко удивиться, потому что, таков стереотип, для любого образованного человека эталон скрипки - это инструмент Антони Страдивари. Глупо спорить с тем, что этот мастер был одним из лучших ремесленников Кремоны, но его лучшие скрипки эксперты сравнивают с ванильным мороженым, в то время как инструменты Гварнери дель Джезу в кулинарных определениях ближе всего к хорошему темному шоколаду. Да и жизнь Гварнери, умершего в 46 лет, была вдвое короче жизни Страдивари, и в мире сохранилось всего около 140 его скрипок - в несколько раз меньше, чем инструментов его более прославленного конкурента.

Десертное сравнение довольно точно отражает разницу между скрипками этих двух знаменитых итальянцев. Если Страдивари - это прежде всего живой, легкий, артикулированный и способный на малейшие изменения тона звук, то инструменты Гварнери звучат, в сравнении, глубже и тяжелее. Может, поэтому одна из скрипок Гварнери (пожалуй, самая знаменитая) Il Cannone Guarnerius была любимым инструментом Никколо Паганини, прожившего далеко не радужную жизнь, до самой его смерти. Паганини, который, к слову, владел и несколькими скрипками Страдивари, также сыграл важную роль в популяризации имени Гварнери, который после смерти был практически забыт.

В одном из своих писем Иегуди Менухин признавался, что предпочитает "Вьётан", на которой ему удалось поиграть, его собственной скрипке Страдивари 1714 года. Кроме того, маэстро владел другим инструментом Гварнери - скрипкой "Лорд Уилтон" 1742 года. Предпочтение исполнителя такого масштаба, как Менухин, - это немаловажное свидетельство истинной цены скрипки, выражаемой вовсе не в денежных единицах. Потому что любой выдающийся инструмент, как и выдающееся музыкальное произведение, в руках исполнителя не столько средство, трансформирующее знаки в звуки, сколько, наоборот, сама музыка, для которой исполнитель лишь средство. И от характера инструмента часто зависит, каким получится исполнение.

Само собой, в научных кругах никогда особенно не доверяли тому, что нельзя объяснить, в том числе и наличию метасодержания в нескольких склеенных между собой кусках дерева и натянутых поверх них жил. Страдивари, Гварнери, Вийом, да Сало, инструмент XX века, XXI века - все едино, если подходить к вопросу с научной точки зрения. С тех пор как скрипичный репертуар стал достаточно богат, чтобы скрипка могла быть одним из главных солирующих инструментов, не прекращаются изысканные тесты, призванные определить, есть ли между инструментами какое-то различие. Причем эти тесты, в которых участвуют музыковеды, эксперты и виртуозы, как правило, заканчиваются тем, что даже лучшие специалисты путают, где Страдивари, где Гварнери, а где просто хорошая фабричная скрипка.

Чтобы оправдать уникальность того или иного инструмента, ученые пытаются объяснить качество звука тем или иным объективным доводом. Звучание старинных скрипок, например, списывали на очень высокую плотность дерева, из которого их изготавливали. Существуют также теории, согласно которым особое звучание скрипкам XVII - XVIII веков придает клей специального состава, деревья из определенного географического региона, хитрая лакировка и так далее. Приписывать достоинства инструмента исключительному мастерству его создателя ученые предпочитают в самую последнюю очередь.

С годами становятся доступны новые и новые средства для доказательства научных предположений: рентген, дендрохронология, биохимический анализ, лазерные виброметры и многое другое. Однако, даже если ученые все-таки правы и хорошая скрипка хорошей скрипке действительно не рознь, существует еще один аспект, эстетический. Почему-то ведь Паганини играл именно на скрипке Гварнери.

Любой превосходный инструмент, произведенный тем или иным мастером или даже фабрикой, имеет историю создания, за ним всегда стоит репутация, а значит, и характер человека или фирмы. Более того, многие известные производители начинали делать музыкальные инструменты тогда, когда они еще не приобрели современный вид, и формировали их своими руками. Только поэтому рояли Steinway & Sons и рояли Bluthner будут отличаться друг от друга, как будут отличаться, например, гитары Грега Смоллмена от гитар Хосе Рамиреса.

Конечно, при желании нетрудно назвать это мифотворчеством еще по одной, ненаучной, причине: от установления таких различий напрямую зависит доход владельца редкого инструмента. (Как справедливо заметил бы это здесь известный обличитель мира классической музыки Норман Лебрехт.) По-человечески, однако, это означает и отрицание различия инструментов с разным характером, созданных людьми с разными характерами. Играть на которых предстоит тоже людям неодинаковым.

Поэтому будет очень жаль, если "Вьётан" Гварнери, рискующий стать самым дорогим музыкальным инструментом в мире, купит не какой-нибудь охочий до музыки меценат, а японский музей. И для посетителей музея ценность этой скрипки будет сведена к аудиозаписи в наушниках, когда-то уплаченным за нее 18 миллионам долларов и двум абзацам текста на табличке с описанием экспоната.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Mono

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 99
И опять Лебрехт! :) . Ну ладно...

Цитировать
С годами становятся доступны новые и новые средства для доказательства научных предположений: рентген, дендрохронология, биохимический анализ, лазерные виброметры и многое другое. Однако, даже если ученые все-таки правы и хорошая скрипка хорошей скрипке действительно не рознь, существует еще один аспект, эстетический. Почему-то ведь Паганини играл именно на скрипке Гварнери.

Знаете, мне вспоминаются кадры из фильма "Красная скрипка", вернее  ближе к концу.
Когда гл. герой спрашивает у эксперта, что бы он сделал, окажись уникальная скрипка в его руках.
Тот ответил, что разобрл бы её по частям, сделал бы замеры резонансов отдельных элементов и т.д.
Вот типичный пример "цивилизованного" подхода.
Нет таких средств, уверяю вас, чтобы всё замерить! И не будет ни сто лет спустя, ни тысячу.
Есть только человеческие уши и способность восприятия.
Ах, да! Забыл сказать, что всё в Мире увядает, и музыкальные инструменты ни чем не долговечнее.
А новых Гварнери и Страдивари нет. С чем бы это связать? :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
всё в Мире увядает, и музыкальные инструменты ни чем не долговечнее.
А новых Гварнери и Страдивари нет. С чем бы это связать? :)

С появлением новых материалов и технологий.
Не факт, что современные инструменты "хуже", они просто другие. И я не думаю, что лучшие современные мастера уступят лучшим старинным, но правда в том, что само мастерство стало другим и что изготовление инструментов перестало быть священнодействием: элемент интуиции сильно потеснён точным знанием, а ручная работа по многих случаях механизирована и даже автоматизирована, хотя, конечно, не до конца.
Как бы к тому ни относиться - это жизнь.
Впрочем, применительно к самой музыке я уже рассуждал об отходе в области современной композиции от опоры на свойства человеческой души и человеческого тела при написании и исполнении музыки - точно то же самое можно сказать и об изготовлении современных музыкальных инструментов "классического" оркестрового состава: в этой работе стало больше стандарта, тогда как для мастеров прошлого каждый их инструмент был своего рода открытием и даже откровением, которое они не могли предвидеть заранее, а лишь интуитивно следовали своему чутью при доводке инструмента.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн M.I.

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 032

Когда гл. герой спрашивает у эксперта, что бы он сделал, окажись уникальная скрипка в его руках.
Тот ответил, что разобрл бы её по частям, сделал бы замеры резонансов отдельных элементов и т.д.
Вот типичный пример "цивилизованного" подхода.
   Как это замечательно напоминает пушкинское: "Музыку я разьял, как труп, поверил я алгеброй гармонию..."

Оффлайн Mono

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 99
Не факт, что современные инструменты "хуже", они просто другие.
Наверно так оно и есть, если изготовитель не стремится сделать товар как можно дешевле и
всё-таки учитывает накопленный опыт предшественников и опирается на него. А без новизны мастер- уже не мастер, а ремесленник в лучшем случае.
Но и требования мастеру должны конечно вытавляться заказчиком соответствующего уровня.
В противном случае можем получить "ведро Дорохова" :)


в этой работе стало больше стандарта

Зато наверно это очень удобно, т.е. унификация. Один инструмент заменили другим, и ни чего не поменялось в звучании. :)

Оффлайн Mono

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 99
   Как это замечательно напоминает пушкинское: "Музыку я разьял, как труп, поверил я алгеброй гармонию..."
Да, примерно так...
Кстати, фильм довольно-таки интересный, хотя немного попсовенький, но посмотреть стоит, если не видели.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
18/04/2010

http://www.rian.ru/incidents/20100418/223819989.html

ВЕНА, 18 апр - РИА Новости, Тарас Лариохин. Скрипка стоимостью 400 тысяч долларов украдена в Австрии у скрипачки оркестра Мариинского театра, сообщила в воскресенье австрийская полиция.

Инструмент был похищен в субботу днем из вестибюля гостиницы в местечке Фезендорф (предместье Вены). Молодая девушка оставила скрипку 1697 года работы итальянского мастера Рогери на хранение у своего коллеги, а сама отправилась за покупками. Мужчина, к сожалению, без конца отвлекался на поиски в Интернете, чем и воспользовался злоумышленник.

 Меркатор
Скрипку стоимостью $400 тысяч украли в Австрии у российской скрипачки.Как подчеркивается в сообщении полиции, дело осложняется тем, что в вестибюле нет видеокамер, и в полностью заселенном отеле побывало много людей.

Музыкальный инструмент не был застрахован, указывает полиция.


---------------------------------

Из квартиры в Москве украли картину 18-го века и старинную скрипку

http://www.rian.ru/incidents/20100709/253161434.html

08:51 09/07/2010

МОСКВА, 9 июл - РИА Новости. Неизвестные проникли в квартиру пенсионерки в Москве и похитили портрет ее родственника, старинную золотую брошь и скрипку 19-го века, сообщил РИА Новости в пятницу источник в правоохранительных органах.

"Пенсионерка, 1939 года рождения, в четверг обратилась в милицию и сообщила, что с 3 по 8 июля неизвестный, взломав замки входной двери, проник в ее квартиру и украл портрет ее родственника работы неизвестного художника конца 18-го века, золотую брошь конца 18-го века, скрипку конца 19-го века, а также компьютер", - сказал источник.

По его словам, материальный ущерб составил более миллиона рублей.

Решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 158 УК РФ (кража), которая предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы до десяти лет.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Зато наверно это очень удобно, т.е. унификация. Один инструмент заменили другим, и ни чего не поменялось в звучании. :)

А хорошо ли это ?
Ведь скрипки великих мастеров отличались некоторыми общими свойствами, возникавшими под руками конкретного мастера, а также индивидуальностью "голоса": недаром наиболее выдающимся инструментам сами мастера давали индивидуальные имена !
Когда мастером уже были ранее наработаны стратегические соображения по поводу общих музыкально-механических параметров создаваемого инструмента, всё начиналось с выбора материала и подготовки его для создания деталей скрипки и затем, после выточки и подгонки друг ко другу всех компонентов, заканчивалось тонкой доводкой собранного инструмента через изменение мелких механико-геометрических параметров с сопутствующим контролем звучания, после чего инструмент покрывался специальным лаком, секрет которого тоже составлял особую тайну.
На самом деле тайну любого инструмента в неменьшей степени, нежели все ремесленные секреты, составляли индивидуальные качества слуха мастера: раньше не было приборов и качественная сторона звучания инструмента определялась на слух и зависела исключительно от вкуса мастера. Важно понимать эту особенность старинных инструментов: все они стали плодом работы интуиции и активности слуха создавших их мастеров. Отсюда же, кстати, выводятся многие индивидуальные особенности звучания инструментов разных мастеров, которые проницательные "слухачи" определяют на слух. По этой же причине целые инструментальные ансамбли заказывали одному и тому же мастеру, дабы он уже на этапе создания и подборки инструментов мог обеспечить хорошее акустическое сочетание их звучностей и тембров при совместной игре, подобно тому, как художник создаёт картины, объединённые общностью сюжета, стиля и цветовой палитры, в расчёте на их органичное сочетание при размещении в одном и том же интерьере.
Кстати, когда лет 30 назад шли интересные дискуссии по поводу "тайн" Страдивари, которые исследователи, вооружённые современными приборами и научно-исследовательскими методами, искали то в конструкции его инструментов, то в их геометрии, то в качестве дерева , то в способе его обработки, то в составе лака и т.д., мне стало отчётливо ясно, что главную "тайну" Страдивари, которую мы никогда не раскроем, составляли его руки, слух, воображение и поразительная интуиция, позволявшая ему экспериментировать и отслеживать последствия этих экспериментов в звучании создаваемых им инструментов. Даже когда инструмент был уже почти готов, мастер всё медлил, сомневался, всё проверял что-то, доделывал, подтачивал, шлифовал, прислушиваясь к тончайшим изменениям звучания – т.е. на финишной прямой у него ещё оставались какие-то способы воздействия на параметры инструмента, позволявшие через механические факторы влиять на звук. Полагаю, что при всей важности всех предыдущих этапов, по факту обеспечивавших высокий класс инструмента возможность варьирования его мелких параметров, оставались ещё какие-то возможности придания инструменту индивидуальности. Пожалуй, именно слух и интуиция позволяли хорошему мастеру добиваться от используемого им материала МАКСИМУМА, на который он в принципе был способен от природы. Выше головы не прыгнешь, как говорится, но ведь инструмент мог получиться хуже, нежели то была заложено в его природе, а это весьма нежелательно !
Да, я уверен, мастер уже на ранних этапах понимал, станет ли создаваемый им инструмент посредственной, хорошей или выдающейся его работой, но когда он видел, что его создание обретает свой голос, он всеми силами старался эту индивидуальность проявить, одушевить тот материал, который проходил через его руки. В каком-то смысле это напоминает выявление и шлифовку голоса вокалиста под руководством опытного педагога: никогда не знаешь наперёд, что получится из того или иного певца, но когда становится ясно, в каком направлении надо идти, когда уточняется диапазон, наиболее удобная для пения тесситура, тембр, тогда уже можно работать над закреплением и углублением достигнутого, шлифовать технику, дыхание, наращивать звуковую мощь, расширять репертуар и т.д.
Короче говоря, работа с материалом при создании инструмента сводилась к выявлению его наличного потенциала, потолок возможностей которого был задан самой природой, а мастер должен был его угадать, выявить и не утратить в процессе доводки.
Собственно, в этом и заключалась "тайна" старинных мастеров.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Самый дорогой в мире альт
« Ответ #8 : Март 31, 2014, 09:42:10 »
http://www.kommersant.ru/doc/2426624

Альт за $45 млн

Аукционный дом Sotheby's совместно с компанией Ingles & Hayday продает инструмент, претендующий на звание самого дорогого в мире. По оценкам экспертов, альт Антонио Страдивари по имени "Макдональд" может стоить до $45 млн. Правда, продажа частная и будет совершена через аукционный дом без огласки. Произведения искусства, к которым вполне может быть отнесен альт Страдивари, нередко продаются таким образом: аукционный дом обеспечивает продавцам мощнейшую рекламу, а покупателям — совершеннейшую анонимность.

Великий мастер Антонио Страдивари создал свыше тысячи музыкальных инструментов, среди которых больше 600 скрипок. До нашего времени дошли лишь десять его альтов, и только два из них созданы в лучший период — с 1700 по 1720 год. Один из них — как раз "Макдональд", датированный 1719 годом. Инструмент выставлен на торги семьей покойного музыканта Петера Шидлофа (1922-1987), члена знаменитого "Амадеус-квартета", который приобрел его в 1964 году. Свое имя альт получил от одного из прежних титулованных владельцев — в 1820-м им владел Годфри Босвиль, третий барон Макдональд.

Сегодня самым дорогим музыкальным инструментом в мире является скрипка "Леди Блант", созданная Страдивари в 1721 году — она продана Японской музыкальной ассоциацией на интернет-аукционе в июне 2011 года за $16 млн. Несколько лет назад скрипка Гварнери предлагалась на торгах за $18 млн, но не нашла покупателя.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Re: Самае дорогие в мире музыкальные инструменты
« Ответ #9 : Февраль 02, 2015, 19:12:51 »
В Венгрии изобрели рояль-звездолёт

На презентации рояля «Bogányi» в Будапеште

Иван Фёдоров, 02.02.2015 в 12:36

20 января 2015 года в Будапештском музыкальном центре состоялась сенсационная презентация рояля будущего. Перед изумлёнными взорами представителей международного экспертного сообщества и ведущих средств массовой информации предстал артефакт, поражающий воображение.

Одна беда: учитывая стоимость «космических» материалов, из которых производится инновационный продукт, можно сделать неутешительный вывод о том, что он будет очень дорогим. Несмотря на это, его создатели полны оптимизма и рассчитывают, что в обозримом будущем выпуск роялей «Боганьи» будет поставлен на поток.

Полностью: http://www.belcanto.ru/15020201.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Re: Самае дорогие в мире музыкальные инструменты
« Ответ #10 : Февраль 12, 2015, 06:27:07 »
Приобретена скрипка Карло Антонио Тесторе (1752 г.)

Для фонда Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России приобретена скрипка работы мастера Карло Антонио Тесторе. Изготовленная в Милане в 1752 году, она считается одним из лучших инструментов мастера. Скрипка находится в превосходном состоянии сохранности и обладает прекрасным звучанием. Приобретена во Франции при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. До настоящего времени скрипки Карло Антонио Тесторе не были представлены в фонде Государственной коллекции.

http://www.glinka.museum/news/index.php?news=33965
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Лариса Кириллина:

МИМО - не мимо, а в самую точку!

Ах, какое богатство, какая роскошь!
(Для тех, кто понимает, конечно).
Сводный сайт по коллекциям музыкальных инструментов разных эпох в крупных музеях.

http://www.mimo-international.com/MIMO/

Прекрасно продуманный поиск по музеям, видам инструментов, датам их изготовления, и т.д.

На этом сайте можно просто жить...
Например, с клавесином 1646 года работы Рюкерса из Антверпена.
Сначала рассмотреть артефакт целиком и в деталях...

Читайте далее http://cleofide.livejournal.com/955182.html
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
Сколько РФ тратит на покупку музыкальных инструментов в других странах:
https://m.facebook.com/currenttimetv/posts/1741863969361970:0
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 131
«Гроза» в Шереметевском

Олег Вареник

В наш город вернулась чудо-виолончель «Гроза», творение «русского Страдивари» Анатолия Ивановича Лемана. О мастере и его шедевре мне не раз приходилось рассказывать на полосе «Наследие» («Инструмент, молчавший полвека» от 12 августа 2016 г., «Два автографа на одном портрете» от 5 мая 2017 г.).

Драгоценный инструмент, тщательно упакованный в старинный черный многоугольный футляр, под двумя пломбами, в сопровождении вооруженной охраны доставили из Москвы в Музей музыки в Шереметевском дворце на Фонтанке.

https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/groza_v_nbsp_sheremetevskom/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау