Автор Тема: 01.11.2010 - "Валькирия" в КЗЧ (конц.исполнение). РНО, дирижёр Кент Нагано (США)  (Прочитано 5256 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Концертный зал Чайковского
01 11 2010 / понедельник /
19.00

Абонемент: No. 15
РНО М.Плетнева (20 лет оркестру)

Исполнители:

Российский национальный оркестр
Дирижер – Кент Нагано (США)

В программе:

Вагнер
«Валькирия» – опера в концертном исполнении
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Коллеги !
Если кто-то может уточнить состав исполнителей "Валькирии" (вокалистов), то прошу разместить информацию в этом потоке.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 529
Солисты:
Алексей Тановицкий (бас)
Лариса Гоголевская (сопрано)
Ксения Вязникова (меццо-сопрано)
Светлана Создателева (сопрано)
Михаил Векуа (тенор)
Вазген Газарян (бас)

Взято: http://cavaradossi.livejournal.com/39118.html

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Благодарю !
Но интересно - а откуда эта информация у блогера Каварадосси ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Дмитро

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 38
Информация с сайта филармонии www.meloman.ru

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Информация с сайта филармонии www.meloman.ru

Благодарю за подсказку !
Действительно, появились имена, а ведь я смотрел на этой неделе, и там ещё ничего не было.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Побывал вчера на "Валькирии" в КЗЧ. В целом впечатление плюсовое: вечер удался !
Нагано был в ударе, вёл оркестр уверенно, оркестр тоже в целом не подкачал: это было настоящее вагнеровское звучание и вагнеровская эстетика, какой мы себе её сегодня представляем, а что касается исполнительских огрехов, то кто не без греха ? Когда преподносят такое громадное симфоническое полотно, то за 5 часов всегда что-нибудь может случиться.
Певцами в целом удовлетворён – не то чтобы в восторге, но вполне достойно. Брунгильда-Гоголевская – надёжная рабочая лошадка, которая способна выручить такой большой спектакль, предоставив для него свои певческие возможности. Со своей задачей справилась. Я думаю, она потому и удерживается так долго в штате Мариинки, что очень стабильна и работяща, хотя, честно сказать, я никогда не был её поклонником, но отдаю ей должное.
Из певиц мне НЕ понравилась только одна из главных героинь, которая пела, словно задыхаясь – не буду уточнять ! :)
Вотан мог бы быть и помощнее: хотя низы у него были поистине очаровательны, но верхи явно не могли соперничать с мощью оркестра, а ведь это верховное божество, вокал которого должен быть громогласным ! И всё же партию свою он вытянул – и только в самом конце голос его дрогнул и зашатался, появились явные признаки усталости. Примерно то же самое могу сказать и о Зигмунде.
Второстепенные валькирии прелестно щебетали, а некоторые из них пели в большие раструбы, держа их в руках и направляя в зал (валькирии стояли на низких балкончиках над выходами на сцену по обе стороны от неё).
В общем, с учётом того, что исполнение было более менее приличным и мы имели возможность насладиться этим "громадьём" вживую, я оказался в меру удовлетворён. Не зря посетил сие действо, хотя многие меня отговаривали, кивая на то, что кроме Нагано в этом концерте не было ничего интересного и звёздного. Если иметь в виду знаменитостей мирового уровня, то это так, но простите, дирижёр – это ключевая фигура вагнеровского исполнения, так что я считаю, что самое важное в данном случае было в надёжных руках.

Но хочу кое-что сказать и о самой опере. Да простят меня особо рьяные почитатели Вагнера, но это какое-то "мыло" – типичная мыльная опера по  своей конструкции, да ещё с элементами бытовухи, с бурями в стакане воды и со склоками на коммунальной кухне. Я не так часто посещаю такие громадные оперные полотна, однако время от времени стараюсь обновлять впечатления, что сделал и в этот раз.
В последний раз я слушал Вагнера в Мариинке – 2 других оперы из "Кольца". Вспоминаю, что в один из своих приездов в Москву Гергиев со своими певцами исполнил лишь 3-е действие "Валькирии" – самое, надо сказать, насыщенное в плане качества музыки и мощи симфонизма: тут и "Полёт валькирий", тут и "Заклинание огня". Тем самым Гергиев чётко дал понять, как она сам относится к остальному вагнеровскому материалу ! :) Два этих гениальных фрагмента способны искупить всю ту тягомотину, которая медлительно развивалась в первых двух действиях, особенно же в 1-м – самом скучном. Но я понимаю, что Вагнер был обязан по шагам изложить всю легенду и все её запутанные и противоречивые перипетии – и всё же эти нудные рассказы персонажей о жизни своей тяжкой, а также многократные пережёвывания одних и тех же идей, наталкивают на мысль о безусловной правоте Цодокова, что в опере главное – отнюдь не слова ! :)) О чём я ещё дополнительно скажу кое-что в потоке об опере и её судьбе в современном мире.
"Валькирия" на 2\3 состоит из занудных разговоров, положенных на невзрачный музыкальный материал, зато остальной материал поистине гениален ! Ради него и стоит ходить в оперу на Вагнера. Я ещё добавил бы, что такого рода легендарные повествования могут быть внятны, по-видимому, лишь немцам: они способны погружаться в это состояние, млеть от самого процесса "дления" звучания, от самих масштабов оперы, от её продолжительности словно бы "в реальном времени". Когда герои спят, это продолжается целую вечность, когда они выясняют отношения, это продолжается столько же, вероятно, сколько и в реальной жизни за кружкой пива со словами "ты меня уважаешь" :) ! Т.е. всё крайне монументально и неспешно. К примеру, Верди или Россини уложили бы этот сюжет в 2-3 раза более плотный временнОй график, при этом ничего не потеряв в идейном плане. Но Вагнеру важно длительное ПРЕБЫВАНИЕ в материале, чисто физическое изнемогание от этих масштабов.
Это я не в укор, а в качестве констатации: таков Вагнер ! И вчера вечером в присутствии Нагано за дирижёрским пультом я это ощутил в полной мере, за что я ему благодарен: это, безусловно, вагнеровский дирижёр божьей милостью.  На мой взгляд, кто получает от Вагнера настоящий кайф – так это дирижёр ! :) Он направляет и, одновременно, наслаждается музыкой: он диктаторствует и вслушивается, руководит и смотрит со стороны.
Я даже в этот раз как-то особенно отчётливо ощутил, что Вагнер НАРОЧНО даёт "Полёт валькирий" в начале 3-го действия: ведь именно перед последним действием дирижёру специально аплодируют перед началом исполнения, а он обращается лицом к залу и кланяется публике  – и Вагнер, представляя за пультом СЕБЯ, любимого, сам для себя написал музыкальный подарок и поместил его в начало 3-го действия, чтобы эффектно блеснуть непосредственно сразу после бурных аплодисментов. Я видел, что этим обстоятельством наслаждался также и Гергиев, как, впрочем, и все остальные дирижёры, которые берутся за "Валькирию".
« Последнее редактирование: Ноябрь 02, 2010, 22:00:32 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Коллеги, кто побывал на "Валькирии", прошу рассказать что-нибудь: любопытно сравнить впечатления. Конечно, этому исполнению будут посвящены статьи в прессе, которые мы тоже прочитаем, но любопытно было бы узнать и мнение наших посетителей.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
По большому счету мои впечатления совпадают. Правда, должна с грустью признаться, что уже во второй раз меня разочаровывает оркестр - первое действие еще и потому показалось таким скучным, что НАСТОЯЩЕГО оркестра там не было слышно. Слава богу, во втором действи ситуация заметно исправилась. Но хочется пожелать РНО не растерять своего потом и кровью заработанного мастерства, и все же, приходилось только жалеть, что Нагано выступал не со своим Баварским оркестром (недавний их концерт в Москве забыть невозможно).

Вообще поднять такую махину в концертном исполнении - это грандиозная задача,  с которой дирижер справился прекрасно. И хорошо, что не мешали дурацкие костюмы и пыльные декорации - Вагнер стал кристально чист и прозрачен, и произведенный в результате эффект трудно с чем-то сравнить. Лично я вообще воспринимала это действо как грандиозную симфонию для голоса и оркестра, а не как "оперу" в традиционном смысле, и надо сказать, все четыре или пять часов сидела, как завороженная, открывая для себя в вагнеровской музыке очень много нового.

Правда, нельзя не сказать и об упомянутой Вами "бытовухе", правда, не на сцене, а в зале. Да, опера длинная, закончилось все почти в полночь, кто-то куда спешил, может на пресловутую электричку, но ведь были перерывы - уйди спокойно и никому не мешай. Нет, в самом потрясающе красивом третьем действии бесконечное шлепанье, щарканье и т.п. Если тебя "не пронимает" ТАКАЯ музыка, то что же тогда вообще в твоей жизни святого осталось?
« Последнее редактирование: Ноябрь 03, 2010, 22:26:43 от Ренне »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
приходилось только жалеть, что Нагано выступал не со своим Баварским оркестром


И ещё с вагнеровскими солистами ! :)
Но вы же понимаете, в какие суммы это выльется !

Вот тут иллюстрации к потоку:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2392.msg48430#msg48430
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Вычитал среди слушательских откликов на разных ресурсах, что, дескать, "Валькирия" Нагано "не удалась": что лейтмотивы недостаточно акцентированы, что оркестр недостаточно ярок, где-то затянуто, где-то слишком быстро и т.п.

Ерунда.

Всё было вполне нормально и вполне по-вагнеровски: дирижёр просто великолепен, оркестр вполне приличен, певцы оказались на высоте, хотя ничего особо гениального в этот вечер, конечно, не произошло, но это был настоящий Вагнер со всеми его достоинствами и недостатками как композитора. Но это уже другой разговор. Центральной же фигурой вечера был, несомненно, дирижёр.

Более того, я считаю, что как раз то, что выдвигают ПРОТИВ Нагано как интерпретатора Вагнера и считают его "недостатком", в моих глазах выглядит как достоинство. В частности, лейтмотивы у него звучали вполне адекватно и воплощали соответствующую символику, но при этом не напоминали "военные сигналы", в чём, кстати, часто упрекали Вагнера, иронизируя по этому поводу (хотя эту иронию правильнее было бы направить в адрес дирижёров, а не автора). Нагано подал все эти "сигналы" вполне тактично: они у него не ревели, как бешеный слонопотам, а мягко напоминали о символизируемом ими смысле. Я полагаю, что тем любителям оперы, чей вкус был испорчен самым старшим поколением дирижёров, зафиксировавших своё искусство в грамзаписи и слишком уж сильно выпячивающих некоторые детали вагнеровской партитуры, дабы они дошли до тогдашнего слушательского сознания, действительно могло показаться, что Нагано стушевал и лейтмотивы, и приглушил оркестр, и что оркестр утратил яркость тембров и т.п. Я хотел бы им напомнить, что т.н. "вагнеровские певцы", выпестованные последующей эпохой, вряд ли были бы восторженно приняты самим Вагнером, ибо он-то как раз был против чрезмерного форсирования вокала в своих операх и призывал как раз к более чуткому и динамически сдержанному пению – не белькантовому, конечно, но всё-таки. И между прочим, его оркестровка это учитывает, что ПРЕКРАСНО дал понять Нагано, виртуозно распоряжаясь ресурсами оркестра и никогда не заглушая певцов.

На мой вкус, Нагано продемонстрировал не столько "современный взгляд" на Вагнера, сколько бросил "ретроспективный взгляд" на него, вернувшись к подлинно вагнеровской традиции подачи оркестрового звучания в его операх, когда при взаимодействии с вокалистами оркестр гибко следует за их динамикой, а в самостоятельных оркестровых фрагментах разворачивается во всю мощь ресурсов расширенного романтического состава.

Вагнеровский оркестр и вправду был сильно расширен, что в дальнейшем привело к настоящей гипертрофии оркестрового звучания, но при этом Вагнер вовсе не собирался жертвовать тишайшими звучностями и заставлять певцов орать ! Он усилил один полюс не для того, чтобы пожертвовать противоположным. Ведь всё зависит от деликатности дирижёра и от его понимания вагнеровского стиля, причём не того "вагнеровского", которым злоупотребляли знаменитые дирижёры 1-й половины ХХ-го века, а подлинно вагнеровского, который был завещан самим автором, к сожалению, неверно понятым в своих устремлениях.

Да, Вагнер усилил физическую мощь оркестра и он желал сильной динамики во многих ключевых моментах, но он не собирался жертвовать красотой звучания и художественной прелестью противоположного полюса звучания – истаивающими звучностями и тишиной. И если дирижёры поствагнеровской эпохи этого не понимали и чрезмерно форсировали, то это факт ИХ биографии, а отнюдь не вагнеровской.

И я услышал в реале, что Нагано это обстоятельство осознаёт и учитывает в своей подаче вагнеровской музыкальной ткани. Включённость его в процесс музицирования, точность его показов и гибкость оркестра под его руками просто поражали: он распоряжался оркестром и певцами, словно умелый полководец на поле боя.

Так что не надо, не надо ностальгически вспоминать, как фанфарно ревели лейтмотивы у дирижёров прошлого и как по их же милости надрывались певцы  – в конце концов, это осталось на совести легендарных имён ушедшей эпохи.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 289
   Прочитав  ваш,г-н Predlogoff ,отчет ,сердцу моему прямо  стало легче.Оказывается не только мне у Вагнера скучные длинноты мерещатся :)Я,правда,все еще склоняюсь к тому,чтобы относить такое восприятие на счет собственного невежества и неподготовленности.Но пока что,мне так же кажется,что
безлимитная финансовая поддержка,которую оказывал Вагнеру бедный  Людвиг Баварский,сыграла с композитором скверную шутку.В том смысле,что он никак не мог вовремя остановиться.Немцы-нация не слишком склонная к лаконичности,ну а Вагнер -яркий представитель сего качества.Я говорю прежде всего о бесконечных разговорах на сцене.Понимая немецкий,это тоже непросто вынести ,когда одна и та же мысль доносится раз по пять. ;)Как прекрасны были бы все оперы "Кольца",ужатые раза в два,и динамика бы появилась и драйв.
Прошу прощения ,все это  так сказать в порядке "личного бреда" и личной вкусовщины,конечно. ;D
А оркестр Вагнеровский я могу слушать бесконечно.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
   Прочитав  ваш,г-н Predlogoff ,отчет ,сердцу моему прямо  стало легче.Оказывается не только мне у Вагнера скучные длинноты мерещатся
... он никак не мог вовремя остановиться.Немцы-нация не слишком склонная к лаконичности,ну а Вагнер -яркий представитель сего качества.
...одна и та же мысль доносится раз по пять.
Прошу прощения ,все это  так сказать в порядке "личного бреда" и личной вкусовщины,конечно

:)
Да, конечно, в вопросе оценки явления искусства всегда можно сослаться на личные вкусы. Это удобно и критикующему и критикуемому: критикующему, например, мне, по той причине, что он может лепить всё подряд, что хочет, заключив свою речь предложением считать всё сказанное его личным мнением; а любому критикуемому это удобно по той причине, что он всегда может списать свои недостатки на непонимание и убожество личных вкусов критиков ! :)
Что симптоматично - все довольны.
Но вот то, что вы сказали о неумении Вагнера изъясняться кратко, и тот факт, что у Вагнера по нескольку раз повторяется одна и та же мысль, так что хочется сказать "да знаем уже !" – это ведь вполне объективно и не зависит от личных вкусов ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алекс

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 28
14.11.2010
Кент Нагано: «Партитура — это не саундтрек к картинке».

http://operanews.ru/nagano.html