Автор Тема: Елизавета Антонова (1904-1994), контральто  (Прочитано 10168 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
Елизавета Антонова (1904-1994), контральто
« : Сентябрь 30, 2010, 17:37:55 »


   На протяжении более двадцати лет, с 1933 по 1954 год, полнозвучное контральто Елизаветы Ивановны Антоновой дивной красоты и силы звучало со сцены Большого театра. Долгое время ее голос раздавался во многих концертных залах нашей страны. Много незабываемых образов было создано Антоновой в Большом театре в те годы, когда за дирижерским пультом стояли такие выдающиеся дирижеры, как Н. Голованов и А. Мелик-Пашаев, Л. Штейнберг и С. Самосуд, А. Пазовский и В. Небольсин, а постановки осуществляли Леонид Баратов и Борис Покровский, Рубен Симонов и Сергей Эйзенштейн. Ее низкий голос пленительного тембра был способен передавать самые разнообразные оттенки человеческих чувств, национальный колорит оперных героев, тончайшие нюансы вокальной лирики. Сочная Солоха и кокетливая Ольга, сказочный хан Ратмир, тоскующий об оставленной им Хазарии, и пылкая Кончаковна, дочь половецкого хана из оперы Бородина «Князь Игорь», страстно влюбленная в русского княжича Владимира, — в этих партиях раскрывалась богатейшая палитра вокальных красок голоса Антоновой. А какой томительной восточной негой наполнен дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича, записанный ею в конце 30-х годов вместе с Иваном Семеновичем Козловским!



Елизавете Антоновой были в равной степени подвластны героические, эпические, сказочные, женственные, лирические, комические, гротесковые, остро характерные роли. Это была, безусловно, одна из самых выдающихся русских оперных певиц XX столетия, вписавшая ярчайшую страницу в историю Большого театра эпохи его наивысшего расцвета.

Родилась Елизавета Антонова в Самаре 7 мая 1904 года. В восемнадцатилетнем возрасте она приехала в Москву с единственным желанием — учиться петь. Случайно увидев на улице объявление о наборе в хор Большого театра, она решила попытать счастья. На конкурс пришло свыше 400 кандидатов, среди которых были уже профессиональные певцы. Не имея никакого музыкального образования, Антонова хотела отказаться от пробы, но по настоянию подруги согласилась и в результате была принята — настолько сильное впечатление произвели ее вокальные данные. Поначалу, не владея музыкальной грамотой, она разучивала свои партии «с голоса» под руководством хормейстера. Одновременно Елизавета Ивановна брала уроки пения у известной в прошлом певицы и опытного педагога М. Дейши-Сионицкой, которая, в свою очередь, была ученицей великого Камилло Эверарди, воспитавшего целую плеяду крупнейших певцов и педагогов, составивших славу русского оперного искусства. Проработав пять лет в хоре Большого театра, в 28 году Антонова отправляется в Ленинград, где как солистка выступает некоторое время на сцене Малого оперного театра, затем возвращается в Москву, поет в разных экспериментальных театрах, выступает как концертная певица, пробует себя в оперетте. В Москве она заканчивает музыкальный техникум. Ее педагогом была Татьяна Георгиевна Держинская — сестра выдающейся певицы Ксении Держинской. В 1933 году Елизавета Антонова вновь успешно дебютирует на сцене Большого театра уже в качестве солистки в партии Княгини в опере Даргомыжского «Русалка» и становится ведущей исполнительницей репертуара контральто, а также ряда партий меццо-сопрано на этой прославленной сцене.

В Большом театре Елизавета Антонова вошла в когорту таких корифеев русской оперной сцены, как В. Барсова, И. Козловский, А. Пирогов, М. Рейзен, Н. Ханаев, М. Михайлов и многие другие. Партии меццо-сопрано одновременно исполняли Н. Обухова, М. Максакова, В. Давыдова, Ф. Петрова, Б. Златогорова. На сцене Большого театра Антонова создала галерею классических образов в операх преимущественно русских композиторов. Более всего ей удавались «мужские» партии, как нельзя лучше подходившие к ее низкому контральто и внешним сценическим данным. Образ Вани из оперы Глинки «Иван Сусанин», созданный Антоновой, заставлял вспомнить о знаменитой в XIX веке певице А. Петровой-Воробьевой, для которой Глинка написал эту партию. На такую параллель наводит и небольшая кинороль Антоновой в фильме «Глинка» 1946 года, где она сыграла свою великую предшественницу. Несколько кадров этого фильма (к сожалению, совсем коротких), дают возможность увидеть Антонову в роли Вани:

http://www.youtube.com/watch?v=b1rXXfICATQ&feature=PlayList&p=5D929CC1E20E9FDF&index=7
http://www.youtube.com/watch?v=L6uSNEY4MGQ&feature=PlayList&p=5D929CC1E20 E9FDF&index=8

Роль хазарского хана Ратмира из оперы Глинки «Руслан и Людмила» в исполнении Антоновой проникнута восточным колоритом, томной негой наполнен ее голос в сцене в саду Черномора.Другие партии Антоновой из «мужской» группы — Лель и Нежата в операх Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Садко», Миловзор в опере Чайковского «Пиковая дама».Еще одна группа незабываемых образов Елизаветы Антоновой — «сочные» характерные роли с ярким национальным колоритом. К ним относятся Свояченица, Ткачиха и Бабариха в операх «Майская ночь» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, Спиридоновна в опере Серова «Вражья сила», Хивря в «Сорочинской ярмарке» Мусоргского, Сонетка в опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».



   Наибольший успех и симпатии зрителей принесла Антоновой роль Солохи в опере Чайковского «Черевички» (постановка Рубена Симонова 1941 года). Во время работы над этой ролью Елизавета Ивановна писала: «Образ Солохи интересен тем, что в нем сочетаются все виды переживаний. В ней есть и легкий флирт, и лирика, и настоящая любовь, и драматические моменты. Такое многообразие действий заставляет меня думать и жить жизнью данного персонажа, и те моменты, когда мне это удается, доставляют большое творческое наслаждение». В отзывах того времени, в частности, отмечалось: «Прекрасный голос Антоновой, обладающий какой-то особенной полнотой, мягкостью и теплыми пульсациями, стал еще красивее... Образ стареющей кокетки, дарящей свою благосклонность и Голове, и дьяку, и Чубу, и даже самому черту, вылеплен Антоновой мастерски». В годы Великой Отечественной войны, находясь вместе с коллективом Большого театра в эвакуации в Куйбышеве (ныне Самара), Антонова выступала в этой партии и в 1942 г. получила за нее Государственную (в то время — Сталинскую) премию СССР.

   

Среди немногих «женских» ролей Антоновой помимо Княгини в «Русалке» и Кончаковны выделяются Надежда в «Псковитянке» Римского-Корсакова, Полина и Ольга в операх Чайковского «Пиковая дама» и «Евгений Онегин», Фрика в «Валькирии» Вагнера в знаменитой постановке Сергея Эйзенштейна 1940 г. Чрезвычайно требовательный Эйзенштейн в своем дневнике за 1940 год отметил точное соответствие исполнения Антоновой партии Фрики своему видению этого образа: "Фрика-Антонова - явная удача. Просто приятно глядеть. И богиня, и стерва. И монумент".



     Уйдя в 1954 году на пенсию, Антонова продолжала активную концертную деятельность. Камерный репертуар Елизаветы Ивановны составляли произведения русских и западноевропейских классиков, народные и современные песни. В фильме Г. Александрова «Светлый путь» Антонова исполняет вступительную песню Дунаевского «Высоко под самой тучей», ставшую шлягером сороковых годов. В 1930-е годы вместе с Никандром Ханаевым, Марком Рейзеном и Наталией Шпиллер Антонова принимала участие в исполнении 9-й симфонии Бетховена. Последние годы вплоть до своей кончины в 1994 г. Елизавета Ивановна жила в Москве.

К столетнему юбилею Елизаветы Антоновой был выпущен ее сольный компакт-диск:



М. И. Глинка
1. Песня Вани («Иван Сусанин», 3 д.; Сусанин - М. Михайлов)
2. Ария Вани с хором («Сцена у посада») («Иван Сусанин», 4 д.)
3. Ария Ратмира («Руслан и Людмила», 3 д.)
4. Романс Ратмира («Руслан и Людмила», 5 д.)
5. Речитатив с хором и дуэт Ратмира и Финна («Руслан и Людмила», 5 д.; Финн - Н. Ханаев)

А. П. Бородин
6. Дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича
(«Князь Игорь», 2 д.; Владимир Игоревич - И. Козловский)

Н. А. Римский-Корсаков
7. Былина Нежаты («Садко», 1 д.)
8. Сцена Свояченицы и Головы («Майская ночь», 2 д.; Голова - С. Красовский)

П. И. Чайковский
9. Песня Солохи и дуэт Солохи и Черта («Черевички», 1 д.; Черт - Ал. Иванов)
10. Дуэт Татьяны и Ольги («Евгений Онегин», 1 д.;
Татьяна - Е. Кругликова, Ларина -Л.Рудницкая, няня - В.Макарова)
11. Ариозо Ольги («Евгений Онегин»,1 д.; Татьяна - Е. Кругликова)
12. Дуэт Прилепы и Миловзора («Пиковая дама», 2 д.; Прилепа - Н. Шпиллер)

А. С. Даргомыжский
13. Ария Княгини с хором («Русалка», 2 д.)
14. 1-я песня Лауры («Каменный гость», 1 д.)

А. П. Бородин
15. Хор половецких девушек («Князь Игорь», 2 д.)

А. Л. Гурилев
16. «Не шуми ты, рожь» (А. Кольцов; дуэт с Н. Шпиллер)

А. С. Даргомыжский
17. «У него ли русы кудри» (цыганская песенка, слова народные)

П. И. Чайковский
18. «Нет, только тот, кто знал» (Л. Мей)

http://aquarius-classic.ru/album?aid=44&sid=65

Послушайте исполнительские шедервы Е.И. Антоновой на пластинках 1930-х гг.:

Варяжская баллада Рогнеды из одноименной оперы А. Серова:
http://russian-records.com/details.php?image_id=10167&sessionid=cde920ea734e496d67d0a2166999c014

Ария Княгини из 2-го действия оперы "Русалка" А. Даргомыжского (Подруги детства...):
http://russian-records.com/details.php?image_id=10168&sessionid=cde920ea734e496d67d0a2166999c014

Ария Княгини из 3-го действия оперы "Русалка" А. Даргомыжского (Дни минувших наслаждений...):
http://russian-records.com/details.php?image_id=10170&mode=search&sessionid=cde920ea734e496d67d0a2166999c014#nav

http://russian-records.com/details.php?image_id=10169&mode=search&sessionid=cde920ea734e496d67d0a2166999c014#nav

Песня Ильиничны из музыки М.И. Глинки к драме Н. Кукольника "Князь Холмский":
http://russian-records.com/details.php?image_id=10276&mode=search&sessionid=c

М. Мусоргский "По над Доном":
http://russian-records.com/details.php?image_id=10289&mode=search&sessionid=c

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Елизавета Антонова (1904-1994), контральто
« Ответ #1 : Октябрь 02, 2010, 20:54:22 »
Здесь можно прочитать фрагменты дневника Ф.П. Панова, мужа Е.И. Антоновой: 

http://www.forumklassika.ru/entry.php?b=2848
http://www.forumklassika.ru/entry.php?b=3432

Интересный в своем роде документ по истории Большого театра 1930-х гг.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Елизавета Антонова (1904-1994), контральто
« Ответ #2 : Апрель 21, 2011, 12:39:05 »
Лина Мкртчян о Елизавете Антоновой:

"Елизавета Ивановна Антонова (1904-1994) с 1933 по 1953 годы украшала сцену Большого театра, создавая неповторимые образы Леля, Вани, Ратмира, Ольги, Салохи и многие другие ведущие партии контральтового репертуара, повторить которые после неё не удалось более никому и никогда. Чрезвычайным исключением была и остается Надежда Андреевна Обухова, с которой также как Шаляпина, сравнивать кого бы то ни было - безсмысленно..."
http://www.vozvrashenielina.ru/mogican.html

Очень приятно, что нашему диску Е.И. Антоновой у Лины Владимировны отведено такое место - в одном ряду с такими шедеврами как "Соло для часов с боем", "Летят журавли", "Иваново детство".

Знаменитая сцена у посада в гениальном исполнении Е.И. Антоновой: http://www.youtube.com/watch?v=imhCts8H8EM

Оффлайн sedoy

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 162
Re: Елизавета Антонова (1904-1994), контральто
« Ответ #3 : Апрель 21, 2011, 18:28:02 »
Таких контральто, как Антонова и Златогорова сейчас днем с огнем не найдешь!

Оффлайн Svetlanabukki

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 70
Re: Елизавета Антонова (1904-1994), контральто
« Ответ #4 : Апрель 22, 2011, 14:49:00 »
Если мне не изменяет память, Антонова одной из первых советских певиц записала пластинку с спиричуэлс. Замечательная певица во всяком репертуаре.
              С глубоким уважением Svetlanabukki.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Елизавета Антонова (1904-1994), контральто
« Ответ #5 : Апрель 22, 2011, 20:13:42 »
Если мне не изменяет память, Антонова одной из первых советских певиц записала пластинку с спиричуэлс

Это была Фаина Сергеевна Петрова, которая пела некоторое время в Метрополитен опера. Действительно, у нее есть пластинка с этими песнями, которую она записала в 1934 г. после возвращения в Москву из Америки.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Елизавета Антонова (1904-1994), контральто
« Ответ #6 : Апрель 24, 2011, 15:15:51 »
Две песни Леля в исполнении Е.И. Антоновой:

http://www.russian-records.com/details.php?image_id=12375&mode=search
http://www.russian-records.com/details.php?image_id=12374&mode=search

Оцифровка, на мой взгляд, неудачная - голос звучит очень резко. Но чарующий тембр все равно слышен. 

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Елизавета Антонова (1904-1994), контральто
« Ответ #7 : Ноябрь 07, 2011, 18:07:13 »
В этом году исполняется 70 лет эвакуации Большого театра в Куйбышев (Самару) в годы Великой Отечественной войны. Мне кажется, эту дату было бы не лишне вспомнить сегодня, поскольку в истории Большого театра это время было очень плодотворным. Постановка "Вильгельма Телля" Россини была по отзывам очевидцев довольно удачной, да и другие спектакли становились явлением в искусстве и отмечались Гос. премиями. Одним из таких спектаклей была опера "Черевички", поставленная незадолго до войны в 1941 г. режиссером Рубеном Симоновым. Елизавета Ивановна Антонова великолепно исполняла в этом спектакле партию Солохи:



Послушайте песню Солохи и дуэт Солохи и Черта в исполнении Е. И. Антоновой и А. П. Иванова:
http://www.youtube.com/watch?v=ptPm_6rP7LI

Очень сочный образ.

Во время войны постановка шла в Куйбышеве и была отмечена Сталинской премией.

В следующем посте я думаю разместить фрагменты из дневника мужа Е.И. Антоновой - Федора Панова, относящиеся к военному времени. На мой взгляд, такого рода документы представляют исключительный интерес, поскольку позволяют взглянуть на происходящие исторические события глазами частного человека. В тексте упоминаются имена артистов, каждый из которых заслуживает отдельного внимания. Бытовые подробности вносят дополнительный колорит. В самом деле, откуда еще можно узнать, сколько стоила картошка на рынке в Самаре осенью 1941 года ? :) Выше приведены ссылки на фрагменты дневника, посвященные выступлениям Е. Антоновой в Большом театре в начале 30-х гг.
« Последнее редактирование: Ноябрь 07, 2011, 18:30:23 от Максим »

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Елизавета Антонова (1904-1994), контральто
« Ответ #8 : Ноябрь 07, 2011, 18:20:08 »
   Фрагменты из дневника Ф. Панова
   
22. 06. 1941. Председатель Совнаркома т. Молотов В. М. выступил по радио с сообщением, что немцы в ночь с 21 на 22 нарушили мирные договоры и пересекли нашу границу. Началась война рано утром в Воскресенье. Были произведены налеты герм. авиации на несколько н(аших) городов (Киев, Одесса и др.)
   <…>
22. 07. 41. На сегодня в ночь был первый налет нем. авиации на Москву. Я был на крыше, чтобы тушить зажигательные бомбы. Одна бомба попала прямо к нам на чердак и была моментально потушена. Налет длился часа три до самого рассвета. Хорошо были видны самолеты, т. к. я смотрел в бинокль. Много было пожаров и взрывов в Москве. Зрелище было такое, какового, наверное, за всю жизнь мне не придется больше увидеть. Лиза с матерью были в бомбоубежище.
   
13. 10. 41. Я и Лиза приехали вечером от Шуры… Только, что разделись, как явилась курьерша из Б(ольшого) Т(еатра) и сказала, что Лизе нужно срочно явиться в Дирекцию. Мы пошли. Было 8-9 час. вечера. Еле дошли: была страшная темнота. В театре было предложено срочно эвакуироваться из Москвы и быть завтра, т. е. 14 окт. в 6 час. на вокзале. Стали собираться, брать с собой решили только самое необходимое.
   
14. 10. 41. Всю ночь не спали, а в 5 час. я сел на груз. авто вместе с Тихомировой (из балета), которая жила в одном доме. А Лиза с матерью пошла купить продуктов в дорогу. С автомоб. мы заехали еще за Дмитраш (тоже из балета), а потом на Казанский вокзал. Там в этот день собралось много работников искусств на эвакуацию. Видели арт. Каширина из т(еатра) Вахтангова. Видели кое кого из Малого т(еатра). Их поездом (узнал) уезжали Бриллиантов с Дынник (самих их не видал), а в какой город не помню. Встретился на вокзале худ(ожник) Николаев с женой, которые пришли проститься с друзьями и знакомыми. Поезд отошел в 11 час. у(тра). Из Больш(ого) Театра ехали: Самосуд, Мел(ик-) Пашаев, Небольсин, Рейзен, Бутенина, нрзб., Воробьев, Большаков, Остроумов, Батурин, Сливинский, Алемасова, Перегудов, Терехин, Домбровский, Соковнин, Стрельцов, Зелинская, Турчина, Межерауп, Евлахов, Бугайский, Гагарина, Леонтьева, Златогорова, Соколова, Прокошев, Иванов и др., а также из балета, оркестра и хора. В этом же поезде ехали работники кино и Академия им. Тимирязева. Ехали до Куйбышева (Самара) 4/2 суток. Питались в дороге продуктами из Москвы, покупали еду (воду? нрзб.), а также ограниченно пользовались рестораном при поезде. Терпели большую нужду в кипятке.

18. 10. 41. Приехали вечером (часов в 5-6) в Куйбышев. Направили нас на груз. авто всех в школу № 81 на углу Ярмарочн(ой) и Самарской ул., около Воскресенского рынка. Расселили по классам. С нами вместе попали Иванов А(лексей) П(етрович), Зелинская, Сливинский, Батурин с Дуловой, Бутенина, Межерауп, Домбровский, Небольсин, и из балета: Волкова, Кузнецова, Смирнова и Гусев. Обеды готовили сами: кто на плите, кто на керосинках и эл. плитках. У нас была эл. плитка, привез(ли) из Москвы. Пришлось только переменить спираль на 220 вольт. Кроме того купили еще керосинку на так называемом Цыганском базаре. продукты покупали на рынке по ценам: мясо от 30–40 р., картофель 4–5 р., яйца 20–25 руб. С 1 ноября выдали прод(овольственные) карт(очки) как всем жителям.
      
5. 11. Мы прожили в школе в общ(ей) комнате до 5/XI, когда нам дали комнату в гостинице на ул. Фрунзе (д. 146). Комната в 16 метр(ов) с кроватями, бельем и мебелью. Вместе с нами переехали: Петров (пом(ощник) дир(ижера)) с Алемасовой, Бутенина, Головкина, Месхетели с Сайгович. Теперь стало более удобно, чем в школе, но много солистов осталось еще в общежитии.
   
6. 11. Лиза пела в юбилейных концертах 6 и 7 ноября в Большом Театре (Дворец Культуры)
   
1. 12. Живем в Куйбышеве уже 1, 5 месяца. За это время подъезжают и другие артисты, не приехавшие вместе со всеми. С месяц как приехали Пироговы с Жуковской, с неделю появился Михайлов М. Д. Он получил комнату в нашем доме и мы с ним начали сражаться, как и в Москве, в шахматы. Он приехал один. 29 ноября приехал Козловский И. С. с семьей… Зима установилась твердая с 7 ноября и держится ровно до сих пор градусов на 20. В комнате у нас уютно и тепло от голланд(ской) печи. С продовольствием обстоит пока хорошо.
   
1.12. Макс(им) Дормид(онтович Михайлов) улетел в Москву по вызову правит(ельства). Мы послали к матери с ним 500 р. и кило мяса.

1942 г.

1. 1. 1942. Встречали Новый год в Куйбышеве. Начали вдвоем с Лизой, придя с ней после концерта в клубе им. Дзержинск(ого). Потом соединились с Петровым, Алемасовой и с Головкиной. Здорово выпили на чужбине.

13. 1. Прилетел обратно из Москвы Михайлов М. Д. Сказал, что с квартирой все благополучно. Привез от матери небольшую посылку с мылом, сахаром и даже вареньем...

14. 1. Сегодня напряженный день: сразу 2 смерти: у Селиванова годовалый ребенок и у Лепешинской — отец. А дней 5 назад умерла в больнице б(ывший) директор Б(ольшого) Театра Малиновская Ел(ена) Конст(антиновна).

18. 1. Вылетели в Москву на Ленинские дни: Михайлов, Козловский, Рейзен, Барсова, Норцов. С Михайловым послали матери немного продуктов.

24. 1. В Куйбышеве в I раз показана опера «Черевички». Пели: Вакулу — Федотов, Оксану — Бутенина, Солоху — Антонова, Чорта — Иванов, Чуба — Колтыпин, Голову — Лубенцов, Дьяка — Стрельцов, Светлейшего — Сливинский. Дириж(ер) М(елик-) Пашаев. Все певцы на своем месте. Постановка же в сравнении с московской — бедна. Опера имела успех у публики.

1. 2. Вечером шли «Черевички» (говорят, что на соискание Стал(инской) премии, т. к. была спец. комиссия). Пели: Большаков, Бутенина, Антонова, Иванов, Михайлов, Лубенцов, Стрельцов, Селиванов. На афише стояли Федотов и Турчина, но их перед самым спектаклем заменили Большаковым и Антоновой. На меня спектакль не произвел впечатления, за исключением удачно игравшего оркестра.

4. 2. Для интереса в будущем записываю цены на рынке: мясо — 120-150 р., картофель — 15 р., молоко — 20–24 р. (литр), лук — 20 р., морковь — 12 р., яйца 50 р. Туго приходится с покупками. Хорошо, что нас снабжают еще коммерч(еский) ларек при Театре, особенно удовлетворительно пока масло и по 50 руб. за кило (на рынке оно 250 руб.)

19. 2. Стал работать в Большом Т(еатре) комендантом общежития в д. № 17 по Некрасовской ул. (г. Куйбышев). В этом доме живут: М(елик-)Пашаев, Захаров, Кауфман, Купер, Жук, Леонтьева, Прокошев, Галецкая, Енакиев, Федотов, Буравский и другие.

11. 4. Вечером с Лизой были на опере «Травиата». Пела наша соседка — Алемасова и мы пошли ее слушать. В Антракте к Лизе подошли Пом(ощник) дир(ижера) Петров и Зав. Кадр. Лемешко, позвали к себе в кабинет и сказали, что говорили по телефону с Москвой и оттуда сообщили о присуждении Лизе звания Лауреата Стал(инской) премии I ст(епени). Мы как-то сразу ушам своим не верили, потому что не думали и не ждали этого. По театру до этого шел разговор, что к таковой премии будет представлен только Большаков. Вечером передавали о присуждении премии по радио, а на другой день 12 апреля было объявлено в газетах: премия I ст(епени) 100.000 руб. присуждена за оперу «Черевички» М(елик-) Пашаеву, Большакову, Михайлову, Антоновой и Норцову…

5. 5. 1942 г. Сегодня в нашей семье особенно знаменательные день. В 9 ч. 20 мин. утра Лиза родила дочку — Галю. Произошло это в г. Куйбышеве на ул. Льва Толстого в д. № 190 в род. доме, в который я привел ее пешком в ночь с 3 на 4 мая. Мы так счастливы и рады, не взирая на трудно переживаемое время…

<…>

11. 6. Лиза первый раз пела партию няни в опере «Евг(ений) Онег(ин)» и первый раз после родов (перед родами посл(едний) спектакль у нее был 14. 3).

4. 8. Вылетел на самолете в Москву хлопотать о переводе Лизы в Москву, т. к. ей трудно здесь одной с грудным ребенком (Галей), если меня призовут в Армию. …После 10 мес(ячного) отсутствия нашел Москву мало изменившейся. Чувствуется только большой простор на улицах, т. к. жителей стало чуть-ли не вдвое меньше. Разрушений от бомбежек совсем не заметно. Ну, а в магазинах, прежде свободно торговавших продуктами, все продавалось теперь только по карточкам. Сравнивая Москву с Куйбышевым, можно сказать, что в Москве тихо, чисто, культурно и вежливо, но голоднее (и то только в отношении работников Б(ольшого) Т(еатра),которые в Куйбышеве снабжаются и помимо карточек из ларька). Уж очень хорошим показался моск(овский) хлеб (калачи, батоны, хала и даже черный). В Куйбышеве он очень не высокого качества. Для сравнения приведу здесь рыночные цены:
 в Москве            
Хлеб кило 80–100 р.            
Картоф. 40–50 р.               
Молоко л(итр) 30–40 р.               
Яйца 150 р.               
Мясо 200–250 р.            
Масло ж. 600–700 р.            
Лук 80 р.               

в Куйбышеве
Хлеб кило 30–40
Картоф. 20–30
Молоко л(итр) 30–40
Яйца 100–120
Мясо 300–350
Масло ж. 500
Лук 25 р.

<…>

12.10. Лиза (одна без меня) возвратилась из эвакуации вместе с ребенком – Галей в Москву. Возвращение в Москву было очень сложно в смысле формальном и мне к этому времени не удалось получить разрешения на въезд в Москву….

Ноябрь. Дирекция Большого Театра в Куйбышеве долго не соглашалась, чтобы Лиза осталась в Москве, где уже начал работать Б(ольшой) Театр (Московский). Была переписка с дирекцией, но потом все утряслось и Лиза осталась на работе в Москве, куда к этому времени вернулись многие большие артисты (Михайлов, Козловский, Барсова, Самосуд). Мы стали жить в своей квартире более уже спокойно, потому что налетов немцев на Москву больше не было и война пошла уже с успехом на нашей стороне и наших союзников. Сначала было трудно с питанием, т. к. по карточкам давали продуктов немного. Сухой паек не выдавался, а надо было получать готовые обеды. У Лизы был обед хороший, у меня же очень плохой. Но постепенно продовольственное снабжение наладилось, нормы выдач все увеличивались (особенно работникам искусства) и нашего с Лизой пайка хватало на всю семью.

Оффлайн Adina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 221
Re: Елизавета Антонова (1904-1994), контральто
« Ответ #9 : Ноябрь 07, 2011, 22:55:40 »
Е.Антонова- одна из самых моих любимых певиц.Голос редкой красоты- какой-то темный, сочный,чарующий.Очень жаль,что Антонова не записала "Снегурочку".Мне кажется партия Леля очень подходит ее голосу. Так же очень мало романсов в ее исполнении,тоже хотелось бы полушать.


По этой ссылке можно найти  несколько записей оперы "Черевички",в том числе п/у А. Мелик-Пашаева
http://intoclassics.net/news/2011-01-01-5987.Солоха Антоновой бесподобна. Вдохновенно поют Нэлепп с Кругликовой. Ярко и с большим чувством юмора рисуют образы своих героев Ал.Иванов,М.Михайлов,А.Перегудов,С Красовский.Хочется отметить и замечательного баритона с мягким бархатным голосом Андрея Иванова в партии Светлейшего.На мой взгляд,это лучшая запись этой оперы.


Вот еще несколько ссылок
"Садко"
http://intoclassics.net/news/2009-07-10-3557
"Руслан и Людмила"
http://intoclassics.net/news/2009-06-19-6758
«Евгений Онегин»
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1370069
"Иван Сусанин"
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=105151

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Елизавета Антонова (1904-1994), контральто
« Ответ #10 : Ноябрь 08, 2011, 00:14:15 »
Е.Антонова- одна из самых моих любимых певиц.Голос редкой красоты- какой-то темный, сочный,чарующий.Очень жаль,что Антонова не записала "Снегурочку".Мне кажется партия Леля очень подходит ее голосу. Так же очень мало романсов в ее исполнении,тоже хотелось бы послушать.

Вот еще один из ее шедевров -  дуэт Кончаковны и Владимира из оп. "Князь Игорь" (с И. С. Козловским):
http://www.youtube.com/watch?v=Yonh16lol70

Хотел также сообщить, что сольный диск Е.И. Антоновой (http://aquarius-classic.ru/album?aid=44&tid=9) уже почти закончился (осталось ок. 30-40 экз.) и вряд ли будет допечатываться (желающие еще могут успеть его приобрести). Именно с него "Аквариус" начал в 2004 г. выпуск записей великих русских вокалистов, продолжающийся до сих пор.

Надо сказать, что у Е. Антоновой есть еще неизданные записи и даже две неизданные оперы - "Зачарованный замок" (Страшный двор) С. Монюшко и "Серый волк и семеро козлят" М. Коваля.  Еще мне нравятся дуэты с Е.Д. Кругликовой, особенно песня М. Блантера "Живет у нас в поселке".  Может быть когда-нибудь доведется все это издать.

Оффлайн Adina

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 221
Re: Елизавета Антонова (1904-1994), контральто
« Ответ #11 : Ноябрь 09, 2011, 14:52:21 »
Здесь "Майская ночь" п/у Н.Голованова
http://musicmp3.spb.ru/album/opera_maiskaya_nochj_may_night_golovanov_orkestr_i_hor_vsesouznogo_radio_1946.html

Исполнители:
Ганна — Мария Максакова
Левко — Петр Малютенко
Голова, его отец — Сергей Красовский
Свояченица Головы — Елизавета Антонова
Писарь — Георгий Абрамов
Винокур — Сергей Стрельцов
Каленик, пьяный казак — Даниил Демьянов
Панночка — Елизавета Шумская
Ворон — Зара Долуханова
Наседка — Г.Павлова
Мачеха — Л.Хананина

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Елизавета Антонова (1904-1994), контральто
« Ответ #12 : Май 15, 2013, 01:48:01 »
Редкое фото Е.И. Антоновой выложили на странице Большого театра в Фейсбуке.

Фрагмент из оперы "Валькирия" в постановке Сергея Эйзенштейна 1940 г.

Е.И. Антонова - в роли Фрики:




Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Елизавета Антонова (1904-1994), контральто
« Ответ #13 : Январь 26, 2014, 00:01:43 »
Шикарное исполнение песни Дунаевского:

http://www.russian-records.com/details.php?image_id=26684&mode=search&sessionid=tacg97a0v9kf9knag7pan2kpm1

Наконец-то можно услышать полностью в её исполнении, без Орловой.

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
Re: Елизавета Антонова (1904-1994), контральто
« Ответ #14 : Ноябрь 05, 2017, 11:33:50 »
Опубликованы фотографии Елизаветы Ивановны Антоновой в домашней обстановке (с двумя дочками, одна из которых впоследствии тоже стала певицей):







1948-49 гг.

https://russiainphoto.ru/

Оффлайн Томский

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 288
Re: Елизавета Антонова (1904-1994), контральто
« Ответ #15 : Ноябрь 05, 2017, 12:56:32 »
На этом сайте очень интересные фотографии "Бориса Годунова" ( Пирогов , Рейзен , Козлоский , Чекин )