Автор Тема: Волнобразный характер истории музыки  (Прочитано 1925 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Поднять эту тему меня сподвигло изучение старинных фонограмм, сделанных на заре эры звукозаписи ещё в 19-м веке, а также аналогичные вопросы, поднятые в различных диалогах, ссылки на которые появлялись на нашем форуме в последнее время: интервью Луганского, обсуждение книг Вл.Мартынова, жалостливые стенания Тарнопольского, сообщения об одиозных оперных постановках современных режиссёров и т.д. Даже передача Сати Спиваковой на тему свободы интерпретации, сама по себе совершенно пустопорожняя, тем не менее, содержала одну любопытную мысль, сформулированную одним из участников: к середине 20-го века сформировалась "идеология уртекста", требовавшая бОльшего внимания к букве нотного текста, которая главенствовала до конца 20-го века, а ныне идёт обратный процесс – к бОльшей исполнительской свободе. Своего рода идейный "откат".
Конечно, проблема колебания настроений, художественного и профессионального уровня музыкальной среды и, соответственно, слушательской массы заинтересовала меня не сегодня, а давным-давно. Но в процессе ознакомления со старинными фонограммами мысль о существенном колебании музыкального уровня вспыхнула в моём мозгу особенно ярко.
В другом потоке я уже говорил о том, что уровень вокала, несмотря на появление великих имён, очень сильно падал на протяжении всего 19-го века по окончании великой эпохи бельканто, расцвет которой можно маркировать именами позднего Моцарта и молодого Россини. В дальнейшем последовали общемузыкальные и вокальные реформы, радикально видоизменившие облик музыкантского и слушательского сообщества и резко сдвинувшие фокус их интересов в пределах сферы музыкального искусства. Возник и расцвёл музыкальный романтизм, появились феноменально одарённые композиторы и исполнители-инструменталисты. Но парадокс состоит в том, что в ту же эпоху, когда в области скрипичной игры произвёл переворот великий Паганини, предложивший "новый образ" скрипки, а в области фортепианной игры произвёли переворот виртуозы во главе с великим Листом, предложившим "новый образ фортепиано", в области вокала имело место едва ли не крушение идеалов, ну или, по крайней мере, отказ от прежних идеалов, сопровождавшийся массовой утратой прежних вокальных стилей: как я сегодня это себе представляю, в области вокала произошла полная катастрофа. Любопытно также, что пока в области инструментальной музыки происходило расширение репертуара и переосмысление истории инструментального искусства, когда на свет божий извлекались старинные рукописи и переиздавались произведения старинных мастеров, когда заново переоткрывались великие исторические имена, в это же самое время в вокальной области утрачивались громадные репертуарные пласты, многие великие имена уходили в тень почти на столетие, а многие и вовсе напрочь забывались. Исчезали в массовом порядке целые вокальные школы – не говоря уже о кастратах (это особый разговор, но, например, Россини считал исчезновение этого клана невосполнимой утратой для вокальной сферы), исчезли и фальцетисты, и сопранисты, и контртенора и другие виды голосов, женские голоса тоже утратили разноплановость, т.к. вследствие известных исторических причин произошла унификация голосов с параллельной утратой вокального разнообразия и потерей соответствующего репертуара.
И только в 20-м веке начался значительный подъём вокальной сферы, основанный на репертуарных завоеваниях великой эпохи музыкального романтизма, а также на возрождении голосов и манер пения, позволивших воплотить утраченный ещё в 19-м веке старинный репертуар.
Вполне очевидна некая цикличность развития вокальной культуры, причины которой (цикличности) весьма туманны. Я вовсе не ставлю себе целью эти причины раскрыть, потому что на имеющемся материале это вряд ли возможно, но я хочу, как минимум, указать на их наличие, а самое главное, на их следствия.
Вполне очевидно также, что при всём интересе к вокальной сфере и при наличии тенденции к наращиванию разнообразия видов голосов и вокальных техник в последние десятилетия (1980-1990-2000-е гг) произошло существенное падение мирового уровня вокала. Об этом говорят все, но никто не может указать на генеральную причину. Книги вроде нашумевшей "Кто убил классическую музыку" меня не убеждают: в них рассматривается слишком узкий (экономический) аспект проблемы, который я лично считаю, безусловно, важным, но не единственным и даже не определяющим, а уж тем более, не считаю его объясняющим всё происходящее во всей полноте. Тут действуют причины более мощные, глобальные; убеждён, что причина не единственная, что наличествует целый комплекс причин, влияющих совместно.
Тут "виноват" и "конец времени композиторов", и особенности "общества потребления", и передержки сходящей с ума и словно взбесившейся с жиру оперной режиссуры, переживающей какую-то жуткую "сексуальную революцию", взятую в её самых бесстыдно-отвратительных и даже мерзко-извращенческих формах, здесь и непонятное на первый взгляд исчезновение голосов крупного плана – короче, причин великое множество и нельзя выделить какую-то одну.
Исследователи давным-давно поняли, что процесс исторического развития музыкального искусства очень тесно завязан на причины немузыкальные, из коих на первый план всегда традиционно выдвигались психологические и социально-экономические, в свою очередь взаимосвязанные. Но ведь музыкальное искусство имеет также и свою внутреннюю логику, оно имеет собственную инерцию и собственные тенденции развития. По-видимому, взаимодействие всех этих факторов, особенно если к ним добавить факторы географический и климатический, даже, пожалуй, геополитический, как раз и приводит к тем сложным волнообразным динамическим процессам, которые мы наблюдаем в области музыки.
Действительно, разве не факт, что, допустим, в инструментальной области ныне наблюдается мощное движение возвращения к архаическим формам музицирования, громаден интерес к аутентике, никогда не исчезавший, но тоже своеобразно колебавшийся интерес к романтизму, тяга к старинной музыке и её стилистике, затронувшая также и вокальную область и т.д. В общем, причин и следствий великое множество, я хотел лишь указать на сложность этих музыкальных процессов и их внешнюю и внутреннюю обусловленность.
И в этом плане мне любопытно, что по этому поводу думают наши посетители ? Прошу поделиться соображениями и наблюдениями, а также, конечно, прогнозами на будущее ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Re: Волнобразный характер истории музыки
« Ответ #1 : Ноябрь 18, 2010, 21:52:43 »
Это очень интересная тема. Тем более, что волнообразный характер вообще свойственен всей истории в целом, а не только музыки. Но так как на данном форуме обсуждается именно тема музыкальная, то конечно же нужно сделать именно акцент на этом.
Этот вопрос волнует меня уже достаточно давно, и я уже не сколько лет продумываю разные варианты дальнейшего развития музыкальной культуры. У меня есть не сколько вариантов, но наиболее крупных два:
1) Оптимистический
2) Пессимистический.
Попробую рассказать поподробнее о моих версиях, теориях или гипотезах. Называйте, как хотите. Начну с первой:
Люди, уставшие от подобной деградации и одебилования (как можно еще назвать режоперу или подобное псевдоискусство?), устанавливают строгие рамки: Who is who – кто есть кто. Происходит ренессанс во всех видах музыкальной культуры. Базой, фундаментом и основой являются традиционные, консервативные методы и законы, которые могут реализоваться благодаря современным технологиям. Например, внедрение в оперную режиссуру  современных технологий светоосвящения,  установки декораций (их вообще можно будет заменить большими экранами, на которых будут проецироваться различные виды, пейзажи, изображения), использование различных спецэффектов. Я даже не исключаю использование 3D технологий. Но все это не должно противоречить авторскому замыслу и либретто с партитурой. Не допустимы никакие изменения содержания, перемещения во времени.
А современные композиторы пишут музыку традиционную, изображают в ней актуальные для современного мира тема, но путем использования традиционных средств. Новых стилей. Только приставки нео (неоромантизм, необарокко, неоверизм и прочее),

А теперь не много про вариант номер 2:
Современные режиссеры, не идя на поводу у зрителей, продолжают свои извращения на сцене, продолжают извращать оперные шедевры. В итоге, в оперные театры никто не ходит. Поэтому, принимается решение убрать полностью режиссуру из оперного театра. Теперь все произведения исполняются только в концертном варианте,.
 В композиторской академической среде продолжают царствовать композиторы искусства – звука. Они продолжают выписывать друг другу дифирамбы, и ходить друг другу на концерты, которые проводятся в пустующих филармониях, т.к. основной публики их творчество безразличны и они на них «забили». Благодаря глобализации, у людей отсутствует время слушать крупные музыкальные сочинения. Появляется музыкальный фаст – фуд (хотя он уже появился), который достигает не мыслимых размеров. Весь мир поет песни, в которых всего 2 гармонии и все крутится на 2 нотах. Тексты этих песен очень не замысловатые. Благодаря компьютерным технологиям наше общество утрачивает нужду в музыкантах. Везде используются компьютерные средства, в которых качество звука не уступает звучанию настоящих инструментов. Отличия только в том, что компьютер никогда не играет мимо нот и никогда не ошибается. Слово музыкант становится устаревшим.