Автор Тема: 23.01.11. Русалка А.Дворжака в НО  (Прочитано 4062 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
23.01.11. Русалка А.Дворжака в НО
« : Январь 23, 2011, 12:24:27 »
Оригинал:
http://dr-dulcamara.livejournal.com/53278.html
Между прочим, Верди сократил Дона Карлоса для того, чтобы жители парижских пригородов успевали на последние поезда.
   Я за то, чтобы вызвать тень Дворжака из могилы и пусть он своей властной авторской рукой сделает вторую редакцию оперы, где Принц не будет так долго и нудно умирать. Я пристрастен, да - потому что когда все нормальные люди получали свой законный катарсис от последних аккордов струнных, всё наше семейство уже стояло в проходе в боевой стойке, напряженно смотря на Федосеева.
   А Русалку я медленно понимаю и постигаю=) Уважаемый Роман Нагин сказал совершенно верно - это как Вагнер, а в Вагнера входят постепенно, не сразу опускаются в эту бездну пафоса, не сразу начинают жить в этой системе координат. Глубоких философских смыслов Русалки, в отличие от Лоэнгрина, Риенци и Майстерзингеров (все, что я слушал пока у Вагнера) не ощущаю... Даст Бог, разгляжу^^
   Спели вчера так неплохо, во всяком случае - на нормальном фестивальном уровне. Если у кого вопросы к Елене Эмильевне, так это какбэ уже и не наша солистка=) и на её фоне довольно выигрышно смотрелись все её партнёры...
   Нелюбимая мною Зеленская, яже имеет (кто бы мог подумать) просодiю на втором слоге, была, кстати, ничего так себе - в сравнении с остальными её партиями. Главную свою арию, ту самую, которую и Нетребко записала - Месичку на ниебе хлубокем (лень писать по-чешски) спела красиво и хорошо - пиано прямо такие были вкусные:) Потом устала. Где-то со второго акта начала долдонить бедную партию в своем любимом стиле, появилось некрасивое горло, качка, опять же, стала ощутимее... В отдолданивании партии ей очень помог маэстро Федосеев - глушил бедную только так... Верхние ноты, в рамках партии Русалки, конечно, у Зеленской просто прекрасные=) В Елизавете Тюдор я её себе слабо представляю, а Русалка вполне для неё - так ведь?
   Водник, он же Хастерман, он же Алексей Антонов в рамках своей небольшой партии показался вполне таким умным басом. Нет у него ни глубины, ни красивого тембра, все плоско, конечно, особенно с краю... Но хорошая кантилена, умное и - ну для меня, насколько я понимаю братский славянский язык, интересное звуковедение, хорошие края диапазона делают его очень симпатичным высоким басом, как раз для этой партии. Внешний вид, опять же, очень и очень авантажен. По замыслу режиссера, Антонов со своим постоянно сопровождающим действие оперы восклицанием Пьеда! Пьеда появлялся в разных местах: то из двери фойе пропоёт эту фразу, то с балкона... Я предположил, что на финальное Пьеда его спустят на верёвочках с колосников, но этого не случилось. Жаль:-(
   Ежибаба, Бибичева, порадовала стенобитным верхним регистром и совсем не порадовала нижним:-( Почему эта меццо так мало поёт в спектаклях? Дали бы ей хоть Любашу вместо Свечниковой... В партии Ежибабы певица была очень органична, это все ей как раз по голосу - Ежибаба требует, во-первых, мощи, а во-вторых, характерности... Всё это у Бибичевой есть с избытком=) Чуры-муры, фук!
  Принц - Хачатур Бадалян - все больше и больше крепит свой голос, скоро и впрямь станет драматическим тенором=) Ах, какие у него вкусные и интересные низы, в арии Видино дивна пересладка - или как там? - все было прямо отлично. Но маэстро Федосеев дальше решил его заглушить - а тенору это, видимо, не понравилось, начал поддавать звучка) появился сип, а потом и россыпь. Лирический дуэт с Чижи Княжной был озвучен очень хорошо, и Русалку (которая так и не появилась на сцене) оттолкнул тоже отлично... Что там в конце было, я не очень разобрал: я в стойке бегуна уже находился.
   Чижи Княжна - Поповская - все спела просто замечательно, все, что нужно в этой короткой партии... И, кстати, понятно, почему Бадалян предпочел Поповскую Зеленской... у неё талия есть...
   Ансамбль Лесных Жинок  испортила Кичигина своим бараном:-( а Хохлова в своём соло пела просто прекрасно:) две минуты.
   И, наконец, Остроухов и Бороздина  - оба гениальные моржи! гениальные! А Бороздина ещё и красавица:) Лучшие Моржы Нашего Театра!
   Про дирижерскую работу Федосеева умолчу. У меня в телефоне есть правильная Русалка (в отличие от неправильной, которую мы слушали вчера вечером) под его управлением, я её в автобусе после кросса по вечерней Москве слушал... Это не он виноват, а оркестранты? М.б.
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Русалка А.Дворжака в НО
« Ответ #1 : Январь 23, 2011, 21:29:47 »
   Про дирижерскую работу Федосеева умолчу. У меня в телефоне есть правильная Русалка (в отличие от неправильной, которую мы слушали вчера вечером) под его управлением, я её в автобусе после кросса по вечерней Москве слушал... Это не он виноват, а оркестранты? М.б.

Ох, я собирался пойти послушать, но за последние годы я столько раз уже слушал эту оперу, что моральных моих сил не хватило, чтобы пойти на это представление в НО. Жалею, но нервы мои тоже не железные ! :))
Кстати, а в чём, на ваш взгляд, выразилась федосеевская "неправильность" при исполнении этой оперы ? Вот уж не думаю, что "виноват" оркестр: Федосеев достаточно императивный дирижёр, чтобы продиктовать свою волю. Другое дело, в чём "виноват" дирижёр и что именно предлагается считать "виной" ? На мой взгляд, многие оперные работы Федосеева можно считать выдающимися, например, "Евгений Онегин" (Черных, Мазурок, Синявская и др.) у него вышел просто гениально, как и "Борис Годунов" во 2-й авторской редакции (Ведерников (бас), Архипова, Пьявко и др.), как и "Царская невеста" (слышал её у него с Бородиной и остался сильно впечатлён). Также Федосеев отлично дирижировал произведениями ораториального жанра, так что я бы не сказал, что сталкивался с какими-то его серьёзными неудачами на оперно-ораториальном поприще.
Да, а в этот раз запись "Русалки" в НО осуществлялась ? Я обратил внимание, что почти на всех спектаклях в НО работают видеокамеры, фиксирующие действо: если записали, то, наверное, покажут по ТВ или даже издадут на дисках ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Re: 23.01.11. Русалка А.Дворжака в НО
« Ответ #2 : Январь 23, 2011, 22:13:59 »
Правильная Русалка - это Русалка Даргомыжского=)
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
Re: 23.01.11. Русалка А.Дворжака в НО
« Ответ #3 : Январь 25, 2011, 00:24:53 »
На мой взгляд самым неудачным в этой постановке был хор, вообще непонятно, зачем он выходил на сцену. Что очень обидно, так как Федосеев обычно просто гениально работает с хором в плане его сочетания с симфоническим оркестром (до сих пор мурашки по телу, когда вспоминаю его исполнение "Павла" Мендельсона пару лет назад).Оркестр был не то чтобы виноват, просто не было того изумительноо звука БСО, который ловишь с первой же ноты, а подсознательного именно его и ждали, хотя умом было понятно, что оркестр другой.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
23.01.11. Русалка Дворжака в НО
« Ответ #4 : Январь 31, 2011, 19:25:59 »
30.01.2011
Крещенская неделя в «Новой опере»:
концертное исполнение «Русалки» Дворжака.

http://www.operanews.ru/11013004.html

 Концертное исполнение оперы «Русалка» Антонина Дворжака состоялось в рамках фестиваля «Крещенская неделя» в «Новой опере» 22 января 2011 г. (чуть не дотянув до 110-летия премьеры оперы). За дирижерский пульт встал Владимир Федосеев, главную партию исполнила солистка Большого Елена Зеленская (как известно, несколько лет в начале карьеры успешно выступавшая в «Новой опере»), остальные солисты, хор и оркестр - театра «Новая опера».

«Русалка» Дворжака, на мой сугубо личный взгляд, относится к числу тех опер-конструкторов, из которых при желании можно сделать что угодно. Можно - напичканное визуальными эффектами волшебное шоу. Можно - что-то минималистки-постмодернистское, с уклоном в психоанализ. А можно и вовсе ничего особенного не предпринимать, потому как сама фабула поиска взаимопонимания «людей» и «иных» для искусства двадцатого столетия – тема, как едва ли мог представить автор в момент создания своей оперы, совпавший с моментом рождения века, оказавшаяся беспроигрышной и неисчерпаемой.

Концертное исполнение, конечно, существенно сужает возможности, но и тут, в принципе, есть из чего выбрать, при этом организаторы нынешнего концертного исполнения выбрали самый сдержанный вариант – это, фактически, просто концерт. Минимум актерского элемента, максимум музыки, исполнители появляются на сцене строго на время своего вокального текста, а потом сразу быстро уходят, даже если по предписанным авторами мизансценам они должны присутствовать. Да и до сцены дело доходило не всегда - активно задействовались кулисы, балконы и т.п. Хотя сама по себе оправданность поиска звукового баланса методом выведения кого-то подальше от зрителя и подзвучки – тема спорная, есть же и чисто музыкальные методы, но в чем-то это было хорошо – когда подчеркивало идею призрачности представителей всяческой сказочной «нечистой силы», пение которых звучит не на сцене.

Елена Зеленская, на наш взгляд, удачно вписалась в заглавную партию, подчеркнув лирический настрой и славянскую напевность музыки. Наиболее известный номер, из числа тех хитов, по которым судят «удалась» или «не удалась» вся партия, а то и вся опера – ария из первого действия «Месяц мой». Она звучала в ее исполнении очень проникновенно, певуче, мягко и в то же время обдуманно, с выверенными динамическими оттенками (стало быть, опера удалась). Менее удачной была ария из третьего действия – увы, достичь правильного баланса с оркестром тут не получилось. Забегая вперед, отметим, что, к сожалению, эпизодические проблемы с балансом случались у большинства солистов: где-то это было «виной» недоозвучившего неудобную ему часть текста певца, где-то - не пригасившего вовремя звук оркестра, но к счастью, общее положительное впечатление от оперы это не отменяет.

Возвращаясь к выступлению Зеленской, отметим, что немалую трудность этой партии составляет не столько техника, сколько умение транслировать эмоции не в ущерб музыкальности, следование замыслу автора произведения. «Песенные», почти народные мелодии, характерные для этой оперы, чаще всего приходятся на долю главной героини, и тут важно ни на секунду не упростить, не опошлить написанное, оставшись в строгих академических рамках. Мастерство Зеленской позволяет ей это без сомнения. Пожалуй, единственный вопрос по существу к ее интерпретации – это неизменность образа «до» превращения в «земную девушку» и «после». Логично было бы развитие партии через контраст, когда нереальное, слишком чистое и прозрачное существо из начала первого акта в дальнейшем становилось бы заметно более плотским, одержимым страстями и чувственным, в том числе по звуку. Но мы бы задали его, если б речь шла не о концертном исполнении, с достаточно ограниченным набором средств. А в целом, Зеленская без труда оставила за собой роль центра музыкального повествования, благодаря ей опера «Русалка» слушалась именно как трагическая история конкретной женщины, отдавшей сердце тому, кто это не ценит.

Хачатур Бадалян (Принц) показал себя как добросовестный певец, обладающий, бесспорно, неплохой перспективой для пения славянского репертуара. Возможно, такой героико-романтический образ, как Принц, чаще отдают на исполнение более легким, звонким и экспрессивным тенорам, но и вариант Бадаляна, с некоторой бархатистостью и сдержанностью звука, тоже вполне имеет право на жизнь. Другое дело, что в актерском плане ему более других навредил принцип данного концертного исполнения: «Сделал свое дело и уходи, не стой лишней секунды перед зрителем». Недовольные реплики тенора, обращенные к онемевшей Русалке (на чешском языке, хоть и с субтитрами) уходили в пустоту – самой Русалки-то в этот момент на сцене давно уже не было! О последовательном драматическом развитии роли с учетом этого говорить сложно, но тем не менее, в последнем действии Бадалян смог выровнять результат и финишировать на вполне высоком уровне «накала чувств».

Елена Поповская в роли Чужеземной Княжны, секс-бомбы и вероломной разлучницы, обезоружила всех своей вокальной мощью, но образ у нее получился какой-то странный, нелогичный. По содержанию оперы Княжна - манипуляторша и интриганка, но в то же время обладающая жаждой жизни и развлечений земная женщина, за что ее, собственно, и предпочли холодноватой Русалке. Но при этом по звуку у Поповской вышла та же Русалка, принцесса водного царства, только не альтруистичная, а «злая», и потому более защищенная, своего рода «черный лебедь» (хоть и в белом концертном платье) вместо «белого» для глуповатого принца. А по пению - столь же рафинированная, академичная, сосредоточенная на звуке, отстраненная от мира и более похожая на «иную», чем на земную девушку. Это ни в коем случае не упрек в адрес певиц, но поменяйся они с Зеленской партиями – ничего принципиально бы не изменилось, подход сходный.

Напротив, представительница «нечисти» Баба-Яга в исполнении Анастасии Бибичевой получилась энергичной и жизнеутверждающей, с молодым задорным звуком, разборчивой дикцией, крепким нижним регистром, уверенными и звучными, на зависть немалому числу сопрано, высокими нотами (хоть впору и ее включать в кандидатки поменяться партиями – а это, кстати, заставило вспомнить, как по одной из версий народной сказки «Русалка» никакой разлучницы на самом деле не было, а в молодую красотку перевоплотилась сама колдунья). Бибичева не стеснялась активно использовать язык тела - жесты и позы, но и в них не предъявила ничего старушечьего, перед нами была вполне прогрессивная колдунья в красном королевском платье и с красным цветком в прическе – что-то среднее между Кармен, злыми королевами из послевоенных мультфильмов и гламурными ведьмами фантаста Лукьяненко. И слушать, и смотреть на нее было, как минимум, приятно, такие актрисы как бы воплощают собой театр – яркий, активный, впечатляющий.

Антонов Алексей (Водяной) оставил крайне приятное впечатление в кантиленных участках своей партии и изрядно поднадоел повторяющейся трагической репликой «Беда! Беда!», которую, как ни крути, тоже нельзя было всю оперу воспроизводить однообразно. Обладая высоким басом с хорошим запасом подвижности, Антонов трактовал свою партию в подчеркнуто европейском ключе, с минимумом славянских басовых традиций (заставив кое в чем даже призадуматься, а существует ли вообще еще сегодня понятие «русские басы»?) Впрочем, для центрально-европейской оперы все было вполне органично.

И наконец, стоит отметить комический дуэт Лесника (Максим Остроухов) и Поваренка (Наталья Бороздина), на который была возложена немаленькая задача – дважды ломать любовно-трагический ход повествования бытовыми сценками, что им удалось даже в «концертных условиях». Может, не самые мощные, но бойкие голоса этих певцов, обладающих к тому же хорошим уровнем самоконтроля, очень освежили постановку.

В заключение, хотелось бы пару слов сказать об оркестре. О том, что не всегда вовремя уступалась дорога солистам, мы уже сказали выше. Теперь скажем и о плюсах, к которым следует отнести, прежде всего, балетную середину второго действия, в которой музыка должна была заменить танец – и благодаря оркестру и дирижеру, это удалось реализовать вполне ярко и темпераментно.

И в целом, следует отметить общий успех исполнения оперы и, возможно, пожелать театру теперь и сценического воплощения данного произведения в обозримом будущем.

Мария Жилкина
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Re: 23.01.11. Русалка А.Дворжака в НО
« Ответ #5 : Январь 31, 2011, 19:31:52 »
Цитировать
Антонов Алексей (Водяной) оставил крайне приятное впечатление в кантиленных участках своей партии и изрядно поднадоел повторяющейся трагической репликой «Беда! Беда!», которую, как ни крути, тоже нельзя было всю оперу воспроизводить однообразно. Обладая высоким басом с хорошим запасом подвижности, Антонов трактовал свою партию в подчеркнуто европейском ключе, с минимумом славянских басовых традиций (заставив кое в чем даже призадуматься, а существует ли вообще еще сегодня понятие «русские басы»?) Впрочем, для центрально-европейской оперы все было вполне органично.
Ну пусть рецензентка задумается, это ей даже как-то полезно будет... Про то, что ей Антонов надоел словом Пьеда - это он не виноват, такой контрапункт у Дворжака...
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!

Gianni Schicchi

  • Гость
Re: 23.01.11. Русалка А.Дворжака в НО
« Ответ #6 : Январь 31, 2011, 19:39:11 »
По-моему, очень хорошая рецензия. Согласна почти со всем из написанного этим автором.

Оффлайн dr_dulcamara

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 866
Re: 23.01.11. Русалка А.Дворжака в НО
« Ответ #7 : Январь 31, 2011, 19:45:10 »
По-моему, очень хорошая рецензия. Согласна почти со всем из написанного этим автором.

А пассаж про Антонова?:)
Вот дождемся рецензии на Риголетто, где та же самая девушка скажет, что Бибичева надоела ей со своим постоянным ха-ха во время квартета...
Эликсир Молодости, Любовный Напиток и мн. др от лучшего Фармацевта как Европы и Мира, так и др. мест по адресу: dr_dulcamara.livejournal.com Доставка по Москве 100 р., за пределы МКАД - 150 р. или самовывоз по адресу: Москва, ул. Каретный ряд, 3, стр. 2 (сад "Эрмитаж"). Первым дозвонившимся скидки!