Автор Тема: Гендель: "Ариодант" - опера в конц. исп., КЗЧ, Ср 30 марта, 19:00  (Прочитано 9826 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Концертный зал Концертный зал Чайковского, Ср 30 марта, 19:00 

Гендель: опера «Ариодант» в концертном исполнении (первое исполнение в России)

Камерный оркестр Musica Viva. Дирижер Кристофер Мулдс (Великобритания). Солисты Розмари Джошуа (сопрано, Великобритания), Дебора Йорк (сопрано, Великобритания), Анн Халленберг (меццо-сопрано, Швеция), Хавьер Сабата (контратенор, Испания), Натан Вэйл (тенор, Великобритания), Станислав Мостовой (тенор), Лука Титтото (бас, Италия)

http://www.afisha.ru/concert/669414/
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Susl

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
И кто эти "афиши" составляет?
Логично, кажется, титульную партию поставить на первое место - а ее (ЕГО, то бишь) поет Анн Халленберг, фирменный европейский Ариодант последних лет.
Ну и черт с ней, с афишей. Во всяком случае ясно, что надо идтить!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Напоминаю тем, кого это интересует. Завтра вечером концертное исполнение в КЗЧ.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Онлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 393
Идём, идём...Анн Халленберг - замечательная!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Опера Генделя прошла с большим успехом. Какие будут отклики ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Онлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 393
Потрясающее мастерство ВСЕХ участников! замечательная Анн Халленберг! Замечательная Розмари Джошуа! Замечательный Мулдс!
Удивительно  ровный и высокий уровень! При том, что выдающихся голосов не было.

Оффлайн Sergey M.

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 6
Анн Халленберг очень понравилась. ИМХО, все остальные исполнители просто меркли на ее фоне. В принципе такое мнение у меня сложилось сразу же как Анн великолепно спела сложнейшую арию из первого действия и не угасало до конца концерта. Ну а известная ария Ариоданта из третьего действия просто сразила меня наповал. Легкость, непринужденность исполнения, отточенность каждой фразы, плюс умение держаться на сцене -- всё в ней. Из мужских исполнителей понравились Лука Титтото и Хавьер Сабата.

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Да, прекрасный вечер! Такая чудесная, светлая музыка! Кстати, больше всего мне понравился британский дирижер Кристофер Мулдс. Он настолько вжился в музыку Генделя, что иногда казалось, будто он сам ее написал и сейчас, прямо при публике «дорабатывает». Всем своим видом он показывал, большего счастья, чем исполнять оперу «Ариодант», нет на свете: он дирижировал всеми пальцами, то подпрыгивал, то раскачивался и извивался в такт, пропевая шепотом все партии. Причем, это было не манерное кривляние с широкими жестами и работа на публику, которая меня всегда раздражает (особенно у одного из его коллег!), а настолько точное визуальное изображение музыкальных фраз и характера звука, что в один прекрасный момент мне показалось, что даже я смог бы под его руководством что-нибудь спеть, причем, не зная, как говорится, ни мотива, ни слов, ни ритма. Честно говоря, я никогда не видел такого четкого, внятного и понятного для непосвященного слушателя дирижирования. А ведь он еще успевал играть на клавесине во время речитативов «секко»! Своим энтузиазмом он, по-моему, абсолютно всех заразил: и оркестр, и солистов, и публику. И результат его работы с оркестром, на мой взгляд, был соответствующим. Впрочем, это, конечно, мнение непрофессионала. Короче, дирижер и оркестр мне очень понравились. Правда, кажется, всё-таки был один маленький сбой, вроде, у валторны, но чуть-чуть не считается.
Из всех солистов мне больше всего понравилась, конечно, великолепная Анн Халленберг в партии Ариоданта. Какая изумительная женщина! У нее достаточно сильный, очень красивый, ровный голос, которым она может передавать огромную палитру настроений с самыми тончайшими и самыми разнообразными оттенками – от бравурного ликования до самой глубокой скорби и печали. Как великолепно прозвучали все арии Ариоданта! Высочайший уровень! Дело здесь не только в прекрасной технике, сочной колоратуре, длинном дыхании и мягком легато. Высочайшая культура исполнения, выразительность, идеальная фразировка, какая-то заоблачная степень музыкальности отличают пение Халленберг. Практически то же самое можно сказать и об исполнительнице партии Гиневры прекрасной и очень эмоциональной Розмари Джошуа. Пожалуй, голос у нее поменьше, но летит в зал он прекрасно, а в верхнем регистре отличается необыкновенной чистотой и прозрачностью. Поражает умение этих певиц, исполняя такие сложнейшие пассажи и фиоритуры, прежде всего,  ярко передавать все чувства и  душевные переживания своих персонажей. Даже не нужно было читать содержание, и так было все понятно. Это было великолепно.
Голос Деборы Йорк, исполнительницы партии Далинды, в принципе, не отличается ни силой, ни какой-то особой красотой, но и здесь можно отметить великолепное чувство генделевского стиля, удивительную музыкальность, четкость фразировки.
Переходим к мужчинам. Исполнявший партию Короля Шотландии итальянский бас Лука Титтото понравился мне очень мягким, если так можно выразиться, «лирическим» голосом. Ничего никуда не заглублено, звук выходит совершенно легко и естественно и тоже прекрасно летит в зал.
Голос у контратенора Хавьера Сабаты, исполнявшего партию Полинесса, прямо скажем, невелик, но весьма умел. У него достаточно ровный тембр (окраска, конечно, «на любителя»), прекрасное легато и хорошая колоратурная техника. И опять точное попадание в стиль. Единственное, мне показалось, что подчеркивая «отрицательность» своего персонажа он мог бы кривляться поменьше, а то, слишком уж углубляясь в гротеск, он временами был похож на лысую бородатую обезьяну.
Меньше всех мне, пожалуй, понравился тенор Натан Вэйл, исполнявший партию Луркания. Его голос показался мне неприятным, а пение – далеко не безупречным. Я долго не мог понять, что же меня так раздражает:  такое впечатление, что у него в тембре одновременно есть и носовой, и горловой призвук. Кстати, возможно, из-за этого голос оказался «неполетным» - единственный в этом прекрасном ансамбле. Впрочем, во-первых, партия Луркания не очень большая, а во-вторых, спел он ее все же не так уж и плохо, просто, это я придираюсь.
В общем, это было очень хорошее исполнение замечательной оперы Генделя «Ариодант». Мне показалось, что все расходились в каком-то лучезарном настроении. А какое мнение сложилось у других зрителей?

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 289
Спасибо за прекрасные отзывы,господа.Вот бы увидеть Генделя не в концертном исполнении,а в настоящем спектакле.Почему,как вы думаете,этого не происходит.Почему такой огромный пласт оперной культуры игнорируется  российскими театрами.(Или я ошибаюсь?)Проблема с контртенорами понятна,но успешно решаема во всем мире.Что еще?

Онлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 393
Те, кто был вчера в КЗЧ, увидели не совсем прям концертное исполнение. То, как взаимодействовали на сцене Дебора Йорк и Сабата, Халленберг и Джошуа, заставило меня  сразу выкинуть из головы парадигму "концерт". Это был театр! А Мулдс, добавлявший изрядную толику соли и перца!
Вопрос, который уже всем надоел: кто у нас сможет сейчас так качественно "преподнести" оперы Генделя? Тем более, что вчера мы слышали не что -нибудь, а одну из самых популярных и виртуознейших опер композитора. Любая партия требует от исполнителя, как минимум, очень хорошей выучки, школы. Вчера мы столкнулись с тем, что называется "культура" - культура исполнения генделевской музыки. Англичане сейчас могут петь практически всё: от барокко до контемпорари. И это всё одинаково качественно. Это их заслуга, их уровень. Мы увидели и услышали потрясающее владение языком, артикуляцией. Мы услышали точность колоратурной техники. Мы услышали музицирование в самом высоком смысле этого слова. Всему этому надо ПОСТОЯННО учиться! И это основная проблема нашего времени - учиться не хотят.
Это только самая верхушка айсберга.

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Александр,спасибо большое за всегда подробные отчёты!  К сожалению, анонсы этого мероприятия как-то прошли мимо меня,я что-то не обратил внимание,когда последний раз смотрел афишу КЗЧ пару недель назад,кроме того,вчера вечером я был занят,поэтому не присутствовал на этом,несомненно,интереснейшем исполнении,а был незадолго до этого на одном камерном концерте,который тоже очень понравился. Генделя в последние месяцы слушал только по Культуре,а живьём - когда в августе в Царицыно его произведения на органе исполняла Анастасия Сидельникова. Очень интересный композитор,как и его современники. Всё-таки правильно "контРТенор" или "контРАТенор"? По Культуре когда на днях пел Ф.Жарусски,его объявляли как контРТенор. Живьём пока ни одного контртенора не слышал.
« Последнее редактирование: Март 31, 2011, 16:14:12 от Вольфрам »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Слушал Генделя с удовольствием. Я понимаю тех, кто отдаёт предпочтение Баху за философичность его музыкальных построений, за полифоническую насыщенность его музыкальной ткани, за остроту гармоний и т.д., но не следует забывать, что оба мастера принадлежат к одной эпохе – эпохе музыкального барокко. Нельзя сказать, хотя часто приходилось сталкиваться с такой точкой зрения, что один лишь Бах был творцом европейского аллегро – того способа изложения и подачи материала, который вывел музыку на дорогу громадных музыкальных построений как на уровне низовых музыкальных звеньев и отдельных номеров, так и на уровне формы целого. Если послушать музыку предыдущей эпохи, то можно убедиться, что в ней таких широких построений не было, не было такого размаха, ощущения простора.

Гендель, на мой взгляд, не менее велик, чем Бах, но величие его заключается немного в другом: музыка Генделя более светская, он уделял бОльшее внимание декоративности отделки, эффектности подачи, в ней больше внешнего пафоса, идущего от ораторского искусства, она более экстравертна в противоположность баховской преимущественной интровертности и эксзистенциальности, генделевский музыкальный материал не несёт такого заряда трагедийности, который составляет ядро наиболее известных значительных произведений Баха. Сказался, конечно, и выбор сюжетов для генделевских произведений, и радикально отличающийся социальный контекст жизни и творчества обоих великих авторов и т.д.

Всё это так, всё это правильно.

И всё же в музыке и музыкальных формах Генделя есть нечто такое, что для Баха не слишком характерно; у Генделя даже в трагических сочинениях присутствует неизменная "лёгкость бытия", удивительно светлое, радостное настроение, ощущение некоторой условности преподносимой характерности, театральность, наслаждение самим по себе искусством, а не только той предметностью, которую оно призвано выражать, а его аллегро, такие же развитые и протяжённые, как и баховские, вызывают, тем не менее, другие ассоциации: ощущение одухотворённого полёта, чуть ли не космического размаха громадного пространства, осваиваемого в стремительном движении, лишённом тяжеловесной монументальности и характеризующимся как будто бы уже и не барочной лёгкостью и изяществом.

Вот и в "Ариоданте" тоже: неспешные орнаментированные построения, в продолжение которых напряжённо развивалось то или иное настроение, разрешались стремительно-полётными эпизодами, основанными на чётком ритме и не осложнёнными лишними фактурно-конструктивными элементами.

Что касается постановки произведений Генделя в современном оперном театре, то я даже боюсь представить себе, в какую профанацию превратят их современные режиссёры ! Ведь они нам скажут, что у Генделя, на их пошлый вкус, "мало динамики, мало драматургического развития", и решат нагрузить его сюжеты своими измышлениями и извращениями в духе "актуализации". Страшно вообразить, во что они превратили бы, к примеру, "Ариоданта" !

Я когда слушал оперу, я был просто в восторге, что она не поставлена в театре, и, тем самым, счастливо избежала постановочных издевательств наших доморощенных маргиналов от режиссуры. В общем-то, тех небольших игровых намёков в духе драматического театра, которые скупо демонстрировали певцы, "играя", в основном, голосом, было вполне достаточно для обеспечения сюжетной увязки номеров между собой, и я не ощущал ни малейшего желания слушать эту оперу именно в театре.

Кое-что по теме имеется вот тут:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2392.msg55926#msg55926
« Последнее редактирование: Март 31, 2011, 19:36:45 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн meusdorf

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 289
А давайте закроем оперные театры! ;Dтогда точно,никто в них не прокрадется и не испаганит   своими извращениями  великое и классическое. :DА какая экономия для бюджета,а?Дармоедов этих обкурившихся,растрепаных содержать не придется :D
Если серьезно,то понятно,что опера как жанр требует театра.Генделя последнее время смотрю много ,не живьем,увы,а на экране.Почти все из виденного было поставлено в столь ненавистной многими здесь на форуме  современной манере.И ,практически,все понравилось.Теперь надо как нибудь сподобиться и доехать куда нибудь,где дают Генделя не в консервированном виде.В Халле,например,на ежегодный генделевский фестиваль.Мечта. :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А давайте закроем оперные театры! ;Dтогда точно,никто в них не прокрадется и не испаганит   своими извращениями  великое и классическое

Дело в том, что если будут поганить, то в театры вообще ходить перестанут, и опера как раз таки и превратится в музейную редкость - т.е. в то, против чего на словах выступают сторонники "инноваций" и "модернизации" ея. Но это тема других потоков:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=707.0

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2244.0

Теперь надо как нибудь сподобиться и доехать куда нибудь,где дают Генделя не в консервированном виде.В Халле,например,на ежегодный генделевский фестиваль.Мечта. :)

А где это его ныне дают в "консервированном" виде ? Уж точно не у нас, а если где и преподносят, как надо, то там и спрос соответствующий: прорваться тяжело и дорого. Хорошая, стильная классическая постановка ныне большая редкость.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
(ПЕРЕД ПРЕМЬЕРОЙ В КЗЧ)

Журнал "Коммерсантъ Weekend", №10 (3606), 25.03.2011

http://www.kommersant.ru/doc/1602050 
 
Дожили и до Генделя

Сергей Ходнев об «Ариоданте» Генделя

Как и в случае еще двух весьма известных опер Генделя, "Альцины" и "Орландо", сюжет для либретто "Ариоданта" почерпнут из "Неистового Роланда" Лодовико Ариосто. Поэма Ариосто огромна, сюжетных линий там множество, рассказ о принцессе Гиневре и Ариоданте, рыцаре без страха и упрека,— только одна из них. Дочь шотландского короля, Гиневра, собирается замуж за юного Ариоданта, но свадьбу расстраивает обиженный герцог Полинесс, который уговаривает влюбленную в него камеристку принцессы Далинду переодеться Гиневрой и ночью впустить его, Полинесса, в спальню. Естественно, позаботившись, чтобы этому рандеву нашлись свидетели. Отец проклинает дочь, Ариодант вроде бы кончает с собой, Гиневра сходит с ума от горя — но оказавшийся живым и здоровым Ариодант разоблачает соперника и приводит дело к неизбежному хеппи-энду.


Изготовленное Антонио Сальви либретто добротно, даже очень добротно для той ситуации, в которой пребывал в 1735 году Гендель и которая не позволяла композитору особо привередничать. То, что оперы композитору приходилось изготовлять за считанные месяцы, еще полбеды; генделевский театр, годами являвшийся в Лондоне единственной площадкой итальянской оперы, оказался в это время заложником политического противостояния, маскировавшегося под борьбу вкусов. Король Георг II по-прежнему поддерживал своего соплеменника, который руководил "Королевской академией музыки" и теперь уже правил в Королевском театре в Ковент-Гарден; принц Уэльский и группировавшаяся вокруг него оппозиция покровительствовала новосозданной "Дворянской опере", привлекавшей в Лондон модных композиторов и исполнителей с континента и переманивавшей звезд генделевской труппы. Это потом "Дворянская опера" с треском разорилась, а пока что ветреная публика, уставшая от засилья "саксонского борова", голосовала кошельком против него.


И композитор делал все что мог: "Ариодант" с вроде бы лишенной волшебства фабулой на самом деле был ярче и интереснее, чем те представления, что могла показать зрителю делавшая ставку прежде всего на звезд "Дворянская опера". В распоряжении Генделя тоже была суперзвезда — партию Ариоданта он написал для знаменитого кастрата Карестини. Вразрез с жесткими традициями итальянской opera seria в оперу вставлены балетные сцены — не просто красивое новшество, но и сильная в коммерческом смысле инициатива, привлекшая на лондонскую сцену известную французскую танцовщицу Мари Салье и ее труппу. Наконец, и сама музыка, помимо сиюминутных обстоятельств оперного рынка 1735 года, уверенно пережила свое время: Гендель превзошел сам себя, и в опере предостаточно не только исключительных вокальных номеров, но и интереснейшей инструментальной музыки.


"Ариодант", безусловно входящий теперь в канон самых популярных генделевских опер, пробился к этому статусу едва ли не позднее прочих — только в 1970-е годы. В современной России, где опытов постановки Генделя ровным счетом две штуки на всю страну (пермская "Альцина" и ужасающий "Юлий Цезарь" московского Театра Покровского), с композитором свои отношения — на Западе страсть к генделевским операм уже стала если и не вчерашним днем, то чем-то в такой же степени необычным, как присутствие в репертуаре опер Верди, а у нас только теперь "Ариодант" получает национальную премьеру. Пока что концертную, но тут уж как со многими другими славными оперно-концертными проектами последнего времени — ради концертного события собрать по-настоящему стоящую международную команду хороших певцов куда проще, чем ради театральной постановки, работа над которой занимает многие недели. В данном случае, надо признать, анонсированный состав таков, что ему могут позавидовать серьезнейшие международные фестивали. Ариоданта споет шведка Анн Халленберг, не просто обладательница красивейшего колоратурного меццо, но и признанная специалистка по "брючным" ролям барочных героев. Для двух женских ролей приготовлена тоже тяжелая артиллерия — Далинду будет петь уже хорошо знакомая отечественной публике Дебора Йорк, а Гиневру — Розмари Джошуа, еще одна примадонна перселловско-генделевской выделки. Злодея Полинесса приглашен петь успешный контратенор Хавьер Сабата, питомец маэстро Уильяма Кристи; Луркания, брата Ариоданта,— молодой английский тенор Натан Вэйл, а Короля — авторитетный итальянский специалист по барочным басовым партиям Лука Титтото. За инструментальную часть будет отвечать оркестр Musica Viva с англичанином Кристофером Мулдсом за дирижерским пультом, и это тоже вполне многообещающее сочетание, если судить по успеху прошлогоднего концертного исполнения "Орландо", прозвучавшего с тем же оркестром и с тем же дирижером.


Премьера "Ариоданта" состоится в концертном зале им. П. И. Чайковского, 30 марта, 19.00


Сергей Ходнев
-------------------------------------------


P.S. Премьера состоялась.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Руслан24

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 4
    Побывал на премьере Ариоданта. Я просто восхищён исполнением данного состава.
Сидел в третьем ряду в партере и очень рад, что так близко купил билет, так как мог наблюдать за передачей эмоций солистов. Я просто в восторге!

Все певцы блистали, Анн Халленберг (Ариоданте) великолепна, просто без комментариев... орнаметнтация арий просто великолепна, браво!!!!!
Хавьер Сабата (Полинессо).  Мне очень нравится, услышал его впервые в записи оперы Генделя «Фаромондо».  Спел четко, технично, чисто  только   в да капо и в конце арий  переусердствовал  с орнаментациями.
Натан Вэйл (Лурканио).  Очень понравился красивый камерный драматический тенор, спел партию грамотно, проникновенно ощущалось,  что Вэйл прожил образ Лурканио.
Лука Титтото (король Шотландии).  Очень понравился, великолепный бас, отлично спел  партии.
Розмари Джошуа (Джиневра). Красивое камерное сопрано, особенно понравились партии во втором - третьем акте «душевные страдания Джиневры», к этому времени Джошуа распелась.
Дебора Йорк (Далинда).  Красивое сопрано, но мою душу и эмоции не зацепило.

Кристофер Мулдс (дирижер) великолепен, технично, грамотно, не мельтеша дирижировал оркестром.
Musica Viva по его руководством отлично сыграли все номера оперы.

Единственное что раздражало это часть некорректной публики, так как многие люди в России не знакомы с операми эпохи барокко. Аплодисменты  начинались  не дав закончить арию солисту, или когда начинался речитатив (secco) все заглушали своими овациями.))

Оперы Генделя великолепны! Пересшлушываю его оперы десятки раз, в разных интерпретациях и слушаю их вновь как в первый раз.
Оперу Ариоданте услышал впервые четыре года назад и с тех пор стала моей самой любимой оперой, это запись 1978 года:   Английский камерный оркестр, дир. Раймонд Леппард, Джанет Бейкер (Ариоданте), Джеймс Боуман(Полинессо), Эдит Матиас(Джиневра), Самуэль Рэми (Король).
Очень рад,  что услышал эту оперу в реальности,   хоть и не в театральной постановке!))
А по воду постановок опер эпохи барокко в России.
У нас с этим «туго». В Европе существует,  и всегда существовала школа старинного исполнительского мастерства и вокальной и инструментальной  областях,  а  в России это было не развито. В Московской консерватории не так уж давно появился факультет старинного исполнительского мастерства, его возглавляет выдающийся музыкант,  профессор Алексей Любимов. Это что касается инструментальной музыки, а про вокальную школу старинного исполнения я даже и не знаю  как в  России обстоят дела.))

Оффлайн Руслан24

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 4
По поводу театральных постановок генделевских опер в России  в их классическом барочном стиле - об этом можно забыть, "нам" ещё "плыть" и "плыть" в этом направлении. )
 В России просто этого не умеют и не хотят грамотно делать, пока на данное время.))
Я с 15 лет начал слушать Генделя, Баха, Вивальди и др., но оперы Генделя это наша жизнь, это "жизненные страсти" которыми мы живем.
Конечно,  в Европе на генделевском фестивале в Геттинге под руководством выдающегося дирижера Николоса МакКегана,  одного из специалистов по барочной музыки, можно за две недели увидеть около десятка опер Генделя в их истинном замысле.
туда съезжаются Андреас Шолль, Дерик Ли Раджин, Барбара Шлик, Дженифер Лармор, Рене Якобс, Франс Брюген и другие выдающиеся звезды-специалисты по барочной эпохе.
Кстати этафету по управлению этим фестивалем передал великий Джон Элиот Гардинер - МакКегану в начале 1990 -х годов.
« Последнее редактирование: Апрель 01, 2011, 12:29:51 от Руслан24 »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)

 Газета "Коммерсантъ", №57/П (4598), 04.04.2011

 http://www.kommersant.ru/doc/1614339
 
Проверка Генделем
"Ариодант" Генделя в Зале Чайковского

В Москве состоялось первое в отечественной истории исполнение "Ариоданта" (1735), одной из самых известных опер Георга Фридриха Генделя. Под управлением английского дирижера Кристофера Мулдса оперу исполняли на сцене Зала Чайковского московский оркестр Musica Viva и исключительная международная сборная певцов.

Рассказывает СЕРГЕЙ ХОДНЕВ.

В отличие от десятков и сотен опер того же времени, где на сцене сопрано да альты царили практически безраздельно, "Ариодант" Генделя более сбалансирован. Там есть два героя-тенора: Луркания, импульсивного и не в меру щепетильного брата заглавного персонажа, в Москве пел совсем еще молодой британский певец Натан Вэйл, а придворного Одоарда (маленькая партия без арий) — солист Центра Галины Вишневской Станислав Мостовой. Есть бас: в партии Короля Шотландии, отца прекрасной Гиневры, из-за которой в либретто разворачивается нешуточная драма, прекрасно выступил итальянец Лука Титтото, положенную ему царственность и суровость очень искренне разбавлявший отцовским чувством.
Есть два сопрано: Гиневру и ее фрейлину Далинду, по наивности жестоко скомпрометировавшую свою госпожу, пели опытные мастерицы репертуара от Перселла до Генделя Розмэри Джошуа и Дебора Йорк. Есть мужская альтовая партия — коварный герцог Полинесс; эта партия досталась испанскому контратенору Хавьеру Сабате, работавшему самозабвенно, но оставившему впечатление, что роли "плохих парней" для его глуховатого голоса и агрессивной манеры действительно подходят больше.
А вот главный герой, принц Ариодант, поет меццо. В 1735 году кастрата Сенезино, создавшего целую галерею хрестоматийных генделевских героев (Цезарь в "Юлии Цезаре", Андроник в "Тамерлане", Бердарид в "Роделинде", Пор в одноименной опере и так далее), переманила враждебная Дворянская опера, и композитору пришлось подбирать новую команду. Ее новой суперзвездой стал Карестини, о котором, скажем, именитый современник и соотечественник Генделя, композитор Иоганн Адольф Гассе, отзывался так: "Кто не слышал Карестини, тот не знает, что такое вокальное совершенство".
Мы, разумеется, его не слышали и подавно, и как там на самом деле звучали чудо-голоса бесполых титанов оперной сцены осьмнадцатого столетия, неизвестно. Но в любом случае шведка Анн Халленберг, певшая Ариоданта в Москве, вполне заслуживала того, чтобы этот архивный комплимент переадресовать ей. Причем не только по впечатлениям от двух бравурных арий с двухоктавной тесситурой и сумасшедшими колоратурами, но и по тому классу, с каким она исполнила проникновеннейший номер оперы — "Scherza infida",— лучшего Ариоданта, пожалуй, сейчас просто нет. Впрочем, неизвестно, что получилось бы, не будь ей настолько комфортно с дирижером и оркестром. Дирижер Кристофер Мулдс, вот уже второй раз работающий с Musica Viva (в первый раз это была еще одна опера Генделя, "Орландо", исполненная два года назад), добился настолько органичного и убедительного результата, что впору удивляться тому, что у него нет ни одной генделевской записи.
Привычка к корректным и притом полновесным исполнениям опер Генделя своего рода лакмусовая бумажка, один из показателей разнообразия, осмысленности, интеллигентности — в общем, здоровья музыкальной жизни. Видимо, теперь мы не так уж далеки от этой привычки, если и Валерий Гергиев поговаривает о том, чтобы ставить Генделя у себя в театре, и Московская филармония вот уже второй раз предпринимает эксперимент с оперным творчеством композитора. И приятно, что тут предложение встречает, судя по переполненному залу и непосредственным бурям слушательского восторга, прямо-таки ажиотажный спрос.
« Последнее редактирование: Апрель 08, 2011, 21:46:57 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Susl

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Ну вот (при всех восторгах) как раз в Scherza infida Халленберг такого наворотила в da capo, что лучше бы она не импровизировала вовсе. Я понимаю, что ей хотелось положить зал на обе лопатки (она с этим справилась вполне), но чувство меры в этой арии ей отказало напрочь.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну вот (при всех восторгах) как раз в Scherza infida Халленберг такого наворотила в da capo, что лучше бы она не импровизировала вовсе. Я понимаю, что ей хотелось положить зал на обе лопатки (она с этим справилась вполне), но чувство меры в этой арии ей отказало напрочь.

:)) Однако Ходнев восторгается.
Да, кстати, ведь наверное существуют зарубежные фонограммы "Ариоданта" с участием Халленберг - давайте поищем и сравним московский вариант этого эпизода с ранее записанными ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Онлайн Sasha E. Zhur

  • любознательный скромняшка
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 393
Не знаю...Мне Скерца Инфида понравилась у Халленберг именно своей неистовостью. Очень сильно по стилистике отличается от всех известных мне Скерц): а их я слышал и слушаю немало. Любимая ария моя.

Оффлайн Susl

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Predlogoff,cуществует даже видео с Халленберг (2007 года из Сполето, с Куртисом, между прочем).
Вот оно - на Рутрэкере: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3195297

Про Ходнева Вы мне не говорите. Ни в шутку, ни всерьез. Особенно после того, что он нес в эфире "Культуры", предваряя концерт Жарусски...

Sasha E. Zhur, так и я ее обожаю (арию). Да и к Халленберг весьма расположена. Просто я говорю, что в da capo певица начисто вывалилась из стиля. А первые две части я просто млела от удовольствия.
Что же до неистовости, так Кацарова ей в этом не уступает.  ;)
И вообще бабы поют это дело гораздо более яростно, чем мужуки  ;D

Оффлайн Руслан24

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 4
 Мне Халенберг понравилась.
В пятницу в 20 00 по радио "Орфей" Алексей Парин рассказывал про оперу "Ариоданте" и транслировались несколько арий "Скерца инфида.." в иполнении  Магдалены Кожены и ....Фон Оттер- очень понравились.
Хотя для меня бесспорные выдающиеся меццо   останутся: Мерлин Хорн, Джанет Бейкер, Энн Мюрей.

Мюрей обажаю в постановке Английской Национальной Оперы(1996 г.), опера была записана на ДВД, и это самый удачный вариант "Ариоданта" на видео. Этот вариант без современных "модерновых замашек", спектакль выдержан в средневековым стиле получился так сказать аристократичным, как того требует замысел.))

« Последнее редактирование: Апрель 11, 2011, 15:52:55 от Руслан24 »

Оффлайн Susl

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147

Мюрей обажаю в постановке Английской Национальной Оперы(1996 г.), опера была записана на ДВД, и это самый удачный вариант "Ариоданта" на видео.


Руслан, какие еще варианты на видео Вам известны, не считая "моей" версии с Халленберг?
Просто чтобы говорить о САМОМ удачном, их надо знать, как Вы понимаете, МНОГО. А много - нетути. Или я чего-то не знаю? Поделитесь, пожалуйста.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Про Ходнева Вы мне не говорите. Ни в шутку, ни всерьез. Особенно после того, что он нес в эфире "Культуры", предваряя концерт Жарусски...

Очень интересно, а что он там нёс ? :) К примеру ?
По-моему, у нас был поток о Ярусски, можете там рассказать.
Да, вот он:

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3631.0
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Руслан24

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 4

Мюрей обажаю в постановке Английской Национальной Оперы(1996 г.), опера была записана на ДВД, и это самый удачный вариант "Ариоданта" на видео.


Руслан, какие еще варианты на видео Вам известны, не считая "моей" версии с Халленберг?
Просто чтобы говорить о САМОМ удачном, их надо знать, как Вы понимаете, МНОГО. А много - нетути. Или я чего-то не знаю? Поделитесь, пожалуйста.

Да, Вы правы видео - вариантов "Ариоданта" пока всего два в Москве, и сравнивать могу только с вашим вариантом.