Автор Тема: Владимир Крайнев (1944-2011), выдающийся русский пианист  (Прочитано 24065 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)


По Шопену общедоступный материал не такой уж скудный: 2 Скерцо на youtube (на той же пластинке 2 Соната, Баркарола, Фантазия-Экспромт, Мазурка 17/4 - может быть, кто-нибудь выложит), 4 Баллады live на "погружении", 2 CD, 2 Концерт на youtube и все это охватывает примерно 35 лет

А где же, к примеру, записи этюдов Шопена ? Ведь Крайнев на 40-й день смерти Станислава Нейгауза сыграл оба опуса этюдов - все 24 Этюда! Это должно быть записано из зала, ведь тогда всё записывали - даже то, о чём я и помыслить не мог. Там в зале всегда висели "дежурные" микрофоны, а уж концерт такого пианиста должны были записать.
Такое ощущение, что Крайнев - как и многие другие большие пианисты той эпохи - настолько мало заботился о сохранении своего фонографического багажа, что сегодня это вызывает просто удивление. Такое ощущение, что он всегда жил сегодняшним днём и не думал о том, что будет завтра, что от всего этого останется.
Собственно, Рихтер поступал так же, но Рихтер - это Рихтер! Несмотря на некоторые невосполнимые пробелы в его звуковом наследии, зафиксировано всё же очень и очень многое - из его репертуара записано почти всё и даже в нескольких вариантах. Но понятно, что музыкант такого масштаба вызывал повышенный интерес, поэтому за его выступлениями охотились с микрофонами, стараясь записать. А кто с таким же рвением охотился за пианистами следующей волны ?
Я считаю, что фонограммы Крайнева, Слободяника, Малинина, а также многих других выдающихся пианистов той эпохи остались в страшном беспорядке и, по сути, весьма фрагментарно освещают их деятельность.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Забыл поделиться примером крайневской концертной программы:

9 ноября 1980, КЗЧ

Программа:

Брамс - 2 Рапсодии, ор. 79,
Шуман "Симфонические Этюды",
Шопен 12 Этюдов ор. 25,
Скрябин - Соната №5

на бис: Шопен - Ноктюрн 15/2.

Рояль под конец был очень сильно раздолбан, особенно, конечно, в верхах, которые менее стойки на любом фортепиано. Середина и басы держатся лучше.
Крайнев порвал струну в последнем проведении ликующей темы 5-й сонаты Скрябина, которая в самом начале сонаты была "темой томления". Струна с треском лопнула.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 144
Этюды Шопена в исполнении Крайнева (4 и 5) слышал очень давно, году в 1996 по "Орфею" в какой-то передаче о нем. Помню, что понравилось, в 4 темп не уступал Рихтеровскому, но было больше "скерцозности", чем драматизма. Впрочем, это - очень давние воспоминания. Если верить старому сайту радиофонда - записан live весь ор. 25 (тот самый концерт), а из ор. 10- №№3-5, 8,9, 12. По Концертам Моцарта - тоже интеграл не получается - изданы: KV 37 и 41, Двойной, Тройной, №№5, 12-15 и 24 (с Китаенко). Записаны live - №№1-17, 19, 22-24, Концертное Рондо. Сведений о концерте на 40 дней С. Нейгауза нет. Может быть эта, информация неточна и неполна (хотелось бы). В общем не очень Владимир Всеволодович заботился об увековечении своего наследия. Такая же ситуация не только с записями Слободяника и Малинина. Недавно отмечалось 90-летие Р.Р. Керера, если верить его архиву - записаны буквально единичные концерты. Тоже поделюсь одной концертной программой Крайнева: 31.03. 1989 БЗК - Шуман - Соната №2, Шуман-Лист "Посвящение", Лист - Сонет 123, Мефисто-Вальс, Скрябин - Соната №5, Малер-Шнитке - Ф-п. Квартет. Такое обилие в одном отделении супервиртуозных сочинений с многочисленными Presto и Prestissimo впечатляет!   

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Сведений о концерте на 40 дней С. Нейгауза нет. Может быть эта, информация неточна и неполна (хотелось бы)

Этот концерт состоялся абсолютно точно, тем более, что о нём пишет сам Крайнев в своей книге: что он впервые сыграл 24 Этюда обоих опусов на 40 дней Станислава Нейгауза, а при его жизни сыграть их не успел.

не очень Владимир Всеволодович заботился об увековечении своего наследия. Такая же ситуация не только с записями Слободяника и Малинина

Да уж. Не знаю, о чём они все думали, но теперь, видимо, хотя бы родственники должны об их наследии позаботиться, иначе вообще всё пропадёт.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 144
Может быть, часть концертов все же не записывали, а может быть что-то и размагнитили по просьбе самих исполнителей? Трудно представить, что вот так бесследно могла пропасть запись 24 Этюдов Шопена в исполнении одного из лучших тогдашних советских пианистов. (Кстати, концерт Соколова, о котором Вы сегодня писали прекрасно помню - два раза смотрел по ТВ). 

regards

  • Гость
Интересно Ваше замечание, V.G., о том, что темп Крайнева в 4 этюде был близок рихтеровскому, да ещё при этом можно было позволить себе "скерцозность". Не подвергаю сомнению, безусловно, но знаю по себе, что темпы часто воспринимаются очень субъективно.

Я вот сильно подозреваю, что знаменитая чёрно-белая запись этого этюда камерой сверху - это бис в том концерте, где я слышал, как Рихтер смазал один скачок в левой, а потом мгновенно вернулся в ярости, и повторил раза в полтора быстрее.  Эти "раза в полтора" и есть моё субъективное впечатление, поскольку реально сыграть это в полтора раза быстрее невозможно.

Я как-то, разозлившись наглой болтовнёй на Классике, прослушал десятка полтора записей этого этюда записными виртуозами, писал об этом. Никто даже близко по темпу, кроме, как ни неожиданно это было, Марты, а некоторые номинальные виртуозы, как Циффра, облажались совершенно позорно.

"Дико круто" (мем принадлежит flo (Варваре Туровой) на Классике) было бы услышать Крайнева.

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 144
Это - очень давнее и субъективное впечатление. Помню, однако, что Крайнева часто критиковали за слишком быстрые темпы, в частности, и в этом Этюде. 

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 144
http://www.youtube.com/watch?v=bY0k2ksyiII - Шопен - Скерцо №2;
http://www.youtube.com/watch?v=C8fjLHYXLOM - Шопен - Фантазия-Экспромт (со старой пластинки)

regards

  • Гость
66 опус я не прощаю никому, потому что сам нашёл там несколько вариантов аппликатуры, и играть такие вот по-детски наивные варианты в лоб считаю оскорблением памяти Шопена.
Он элементарно не выигрывает - туфта на публику.
А скерцо... Крайнев никогда не был пианистом, которого я бы стал слушать.
Странная тема. Ну, вращался, ну, то да сё. Как пианист - ноль.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
66 опус я не прощаю никому, потому что сам нашёл там несколько вариантов аппликатуры, и играть такие вот по-детски наивные варианты в лоб считаю оскорблением памяти Шопена.
Он элементарно не выигрывает - туфта на публику.
А скерцо... Крайнев никогда не был пианистом, которого я бы стал слушать.
Странная тема. Ну, вращался, ну, то да сё. Как пианист - ноль.

Прям-так ноль? В вашей шкале оценок ...... Вернее, у вас нет "шкалы", а есть только 2 оценки: ноль и бесконечность :) Безо всяких промежуточных градаций. А в данном случае они как раз нужны.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
O.K., ввожу третью: троечник. Фаворин, например, будет троечник, но о нём есть, что сказать, а Крайнев - это Евтушенко.
Впрочем, Евтушенко как личность омерзителен, и я имею в виду лишь ролевую аналогию.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
O.K., ввожу третью: троечник. Фаворин, например, будет троечник, но о нём есть, что сказать, а Крайнев - это Евтушенко.
Впрочем, Евтушенко как личность омерзителен, и я имею в виду лишь ролевую аналогию.

Причём тут личность?
Как говорила Раневская, вернее, как это ей молва приписывает: талант - как прыщ, он может вскочить на любой ж..е.
У Крайнева в Шопене много суеты, я с этим согласен. Он сам признавал за собой этот недостаток. А что у него хорошо получалось, я уже перечислял.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 144
Страшно подумать - как же надо играть, чтобы заслужить оценку > 0 :)!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Страшно подумать - как же надо играть, чтобы заслужить оценку > 0 :)!

:)) О да! Тем более, что какая-то критериальность в этом случае вряд ли применима, здесь больше какое-то эмоциональное отношение. Впрочем, без эмоционального отношения тоже, наверное, ни симпатия, ни антипатия невозможны: как бы ни убеждали, какие бы доказательства ни приводили, а если "душа не лежит", то ничего не попишешь.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 144

Оффлайн V.G.

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 144
ТВ-передача, которую я несколько раз смотрел в юности :)
www.youtube.com/watch?v=6ZWqh1fA-hI&index=26&list=PLhg-AmrP3CD0iR82Tkoaq49802UgRTQbU

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
ТВ-передача, которую я несколько раз смотрел в юности :)
www.youtube.com/watch?v=6ZWqh1fA-hI&index=26&list=PLhg-AmrP3CD0iR82Tkoaq49802UgRTQbU

О да! Это одна из лучших с мире записей этой сонаты.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица