Автор Тема: Елена Образцова как историческое явление  (Прочитано 256843 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Nadejda

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #100 : Ноябрь 01, 2007, 02:52:28 »
Надежда может подумать, что мы сговорились её затюкать :))
Уважаемый г-н Predlogoff V.V., ещё не родился тот человек, кто мог бы "затюкать" Надежду. Вы могли в этом убедиться давно, когда мы были на одном фланге и вместе отбивались ещё не от такой рати. Недаром говорится, что "Надежда умирает последней". Написала Вам в ответ и даже послала пост, а потом увидела, что это уже сказал TUZEK

Кстати, уважаемого г-на TUZEK я совсем не узнаю. Неужели это та самая милая псина, которой я нанесла пару месяцев назад дружеский визит в Бонн? Однако, как успех меняет людей. Сколько раз имела возможность в этом убедится, но не перестаю наступать на одни и те же грабли? Насчёт Хуго Вольфа (Hugo Wolf), могли бы так не стараться в унисон. Я привыкла к произношению в транскрипции той страны, где давно живу. А там это будет [wulf], то есть "Вульф" - и ёжику понятно. Давно замечено, когда нечем крыть, то начинается урок грамматики. А Архипову публично на форуме в асфальт не закатывала (не сочиняйте, или докажите). Разве, что в частный письмах. Так там ещё и не такое говорится. У меня обычно, наоборот, другой крен - стараюсь похвалить и поддержать артиста, даже когда это и не совсем правда.
« Последнее редактирование: Ноябрь 01, 2007, 02:57:16 от Nadejda »

Basil

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #101 : Ноябрь 01, 2007, 11:08:00 »
Надежда может подумать, что мы сговорились её затюкать :))
Уважаемый г-н Predlogoff V.V., ещё не родился тот человек, кто мог бы "затюкать" Надежду. Вы могли в этом убедиться давно, когда мы были на одном фланге и вместе отбивались ещё не от такой рати
:)) Да уж, тогда было "нечто". Вообще меня всегда удивляло желание некоторых посетителей заткнуть другим фонтан - казалось бы, если хочешь высказаться, заведи свою тему и пиши туда - так ведь нет :)) Для них желанно именно ЗАТКНУТЬ других :)) После чего им самим можно уже и не высказываться, т.к. "дело сделано" :))
Я имел в виду, что не то что "затюкать", а и попыток таких делать не следует. Мне кажется мы все уже немного научились общаться.

Насчёт Хуго Вольфа (Hugo Wolf), могли бы так не стараться в унисон. Я привыкла к произношению в транскрипции той страны, где давно живу. А там это будет [wulf], то есть "Вульф" - и ёжику понятно. Давно замечено, когда нечем крыть, то начинается урок грамматики
Честно говоря, я подумал, что Вульф это какой-то современный композитор, которого я не знаю, поскольку вы его упомянули рядом с Шостаковичем и Свиридовым. Более того, я даже нашёл "кандидата" на роль композитора Вульфа :)) Но он оказался мелковат. В конце концов знать ВСЁ невозможно. Но потом, как вы заметили, мне пришло в голову именно то объяснение, которое вы предложили, т.е. что это другая транкрипция "Вольфа".

Basil

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #102 : Ноябрь 01, 2007, 11:16:17 »
Друзья, а кого из Вас есть "Мелодия" в исполнении И.К. Архиповой? Выложите, пожалуйста, ссылку на форум. :)
http://classicalforum.ru/index.php?topic=133.0

котдор

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #103 : Ноябрь 01, 2007, 11:41:14 »
Nadejda
Цитировать
Однако, зная предпочтения человека, личность которого я уважаю, я стараюсь не задевать, не делать ему больно и не высказываться в недопустимой манере о том, что ему дорого, а мне нет. Выяснение отношений часто ведёт к конфликтам. А молчать вроде тоже нехорошо – зачем тогда приходить на форум? Видно важно в таких случаях не то, ЧТО сказать, а КАК. Выбирать слова и форму. Уметь дискутировать, это также большое искусство.

Согласен с Nadejdoj !
Мнение-мнением,но всё же иногда лучше его не писать. И своё мнение о творчество Образовой,я так же не могу сказать полностью, то что ошущаю,т.к знаю,что здесь на форуме,есть у меня друзя,которых я уважаю,и чью мнение для меня является важным,и знаю их огромную любовь к Образцове. Или же Доминго, и Гедда.
И как Ви точно отметели,это тоже искусство уметь писать.

простите, дорогой друг, но это называется не уметь писать, а скорее- уметь лизать. бывает, что это частенько требуется на нашем форуме ;D ;D доказательством этому - что почти всякая дискуссия (а именно- высказывание своего, а не чужого мнения), превращается в крик без малейшего намека на воспитание. не понимаю, отчего желание иметь свое, а не то, что кому-то понравится, мнение так болезненно воспринимается  в нашем демократическом сообществе. но если мы обязаны высказываться с оглядкой (умейте угождать всем людям без изъятья... далее по тексту) - можно ли назвать наш форум действительно свободным? тем более, что всем людям не угодишь, о чем  предупреждал наш незабвенный умнейший грибоедов ;D
итак, предлагаю. как говорит мой приятель  лиепа: те же и они же. мы об этом говорили сто раз: или мы высказываем СВОЕ мение, которое может не совпадать с мнением других участников, или открываем идиотические темы под названием фан-клубы и пусть там говорят лишь те, кто молится не на Бога, а на человека на сцене. все крайне просто. ни каких конфликтов., аллилуйя!!
NOTE!!!!! и то, и другое, мы обязаны делать корректно и без личный оскорблений. даже если грубостью прикрывается отстутствие аргументов и иссякший запас аргументов и остроумия ;D
подписываемся?

Sergey

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #104 : Ноябрь 01, 2007, 13:42:47 »
Многоуважаемый TUZIK! А Вы не могли бы привести это письмо из нового издания книги - оно же наверное небольшое. Интересно, всё-таки. А то у меня старое издание и там этого письма нет. Да, кстати, а разве тогда была еще Фурцева, а не сменивший её Демичев?

Сергей, честно сказать, не хочу начинать всё сначала. Форум - это такая вещь... Руки-ноги повыдёргивают, а потом скажут, что так и было  ;D
Да и лень время тратить.
Купите новое издание "Галины". Издательство "Вагриус", 2006 год. Страницы 487-488.
Да не хочется мне из-за одной-двух страниц покупать целую книгу. Я почему спрашивал об этом письме. Дело ведь в том, что в прежних изданиях речь шла не письме, а о походе группы певцов в ЦК, к Демичеву. Можно даже найти этот кусок из книги в инете, см. http://fro196.narod.ru/library/vishnevskaya/galina5.htm#Милашкина
"Фокус" ведь в том, что некоторые из названных в книге участников этого похода категорически опровергали факт своего в нем участия. В частности, своими собственными ушами слышал, как это делала Е.В.Образцова. А некоторые другие из названных Г.П. артистов отрицали сам факт такого похода в ЦК. Теперь же получается, что в новом издании книги Г.П. привела документальное доказательство жалобы на неё и М.Л. в ЦК – некое письмо с подписями. Согласитесь, это несколько меняет дело.
Я это говорю не к тому, чтобы кого-то осудить, уличить во лжи и т.п. Просто мне представляется, что всегда лучше знать факты, а не довольствоваться голословными утверждениями, слухами и т.п.
Я понимаю, что может быть не Тузиково это дело набирать на клавиатуре текст письма из имеющейся у него книги. Так, может быть, это новое издание есть еще у кого-то из участников форума. Или хотя бы кто-нибудь сможет рассказать (пусть вкратце) что же действительно там написано?
« Последнее редактирование: Ноябрь 01, 2007, 13:44:32 от Sergey »

Basil

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #105 : Ноябрь 01, 2007, 14:00:07 »
http://fro196.narod.ru/library/vishnevskaya/galina5.htm#Милашкина
"Фокус" ведь в том, что некоторые из названных в книге участников этого похода категорически опровергали факт своего в нем участия. В частности, своими собственными ушами слышал, как это делала Е.В.Образцова. А некоторые другие из названных Г.П. артистов отрицали сам факт такого похода в ЦК. Теперь же получается, что в новом издании книги Г.П. привела документальное доказательство жалобы на неё и М.Л. в ЦК – некое письмо с подписями. Согласитесь, это несколько меняет дело.
Я это говорю не к тому, чтобы кого-то осудить, уличить во лжи
:)) А почему бы и не уличить кое-кого во лжи ? :))
Кстати, "письмо с подписями" - это другая история, а вот по поводу похода к Демичеву и его причинах, а также ещё кое о чём.
Прочитаем высказывания обеих сторон.

Цитата: Вишневская в книге пишет
А  в  это  время группа певцов: Милашкина, Атлантов, Мазурок, -  придя  на
вечернюю запись своей "Тоски", узнали, что утром началась запись той же оперы
с другим составом. Казалось бы, ну и делай свое дело, пой как можно лучше, их
же  не  лишили  их  работы. Но куда деваться от зависти?  Нужно  было  любыми
средствами  избавиться  от  опасных конкурентов. Ухватившись,  как  за  якорь
спасения, за высланного уже Солженицына и его "Архипелаг ГУЛаг", пошли они  в
ЦК партии к тому же Демичеву. В их благородной миссии, почуяв хорошую поживу,
присоединились к ним Нестеренко и моя бывшая ученица Образцова. Увидев у себя
в  приемной рано утром караулящих его приход "трех мушкетеров" и двух "леди",
Демичев был несказанно удивлен.
   - Чем я обязан столь раннему визиту артистов Большого театра?
   Первым  выступил  тенор  - Атлантов, - хватив сразу  с  высокой  фальшивой
ноты.
   -  Петр  Нилыч,  мы пришли к вам по чрезвычайно важному  делу,  и  не  как
артисты,  а  как  коммунисты. Мы просим отстранить Ростроповича  от  оркестра
театра.
   -  А  разве  он  плохой  дирижер? Вы имеете  что-нибудь  против  него  как
музыканта?
   И  он в отдельности каждому задал этот вопрос, на что каждый ответил,  что
музыкант Ростропович великий и дирижер то же самое.
   - Так чем же он вас не устраивает?
   Тенор,  баритон, бас, сопрано и меццо-сопрано, не считаясь со слаженностью
ансамбля, заголосили, каждый желая выделиться, кто как может.
   -  Он  поддержал  Солженицына своим письмом и тем  самым  выступил  против
линии  нашей  партии...  И  теперь,  когда  по  иностранному  радио  передают
"Архипелаг  ГУЛаг",  мы  от  имени коллектива и коммунистов  Большого  театра
требуем не допускать Ростроповича к оркестру театра. (Ай, как не повезло  им,
что был уже не 37-й год!)
   Тут  уж даже видавший виды секретарь ЦК по идеологии разинул рот от  столь
блестящего  и  хитрого  хода  и долго пребывал в таком  состоянии.  Когда  же
опомнился, то понял, что оставить сей великолепный донос без внимания нельзя:
бравая  пятерка,  имея  в  руках "козырный туз" -  не  допустить  к  оркестру
Большого театра врага народа, - побежит в другой кабинет по соседству, уже  с
доносом  на  него,  что  у него отсутствует чувство бдительности...  Всю  эту
историю рассказал нам на другой день, зайдя к нам вечером, министр внутренних
дел Н. А. Щелоков - закончив ее вопросом:
   - А что же ваша протеже Образцова? Ей-то что было нужно?

:)) Ниже прочитаем, "что ей было нужно".
Кстати, Вишневская ведь там не была, а так рассказывает, как будто стояла там и свечку держала :))
А вот что говорила по этому поводу Образцова в интервью 1992 года (привожу цитату, т.к. ссылка в инет не сохранилась):

Цитата: Образцова в интервью отвечает на вопросы корреспондента
— Сейчас все читают книгу Галины Вишневской «Галина», там есть нелестные строки о вас. Вам никогда не хотелось возразить ей?
— До сих пор я не давала интервью по этому поводу ни здесь, ни за рубежом. И что же? Галина Павловна уже и по телевидению обличает своих бывших коллег. Тут любому терпению придет конец. Вы обратили внимание, как написана эта книга? Как автор говорит о людях, с которыми жила многие годы и которые не были ей врагами? Зачем нужно было вспоминать о том, как Архипова сбилась в «Пиковой даме» и спела дуэт Лизы и Полины в унисон с сопрано? Архипова поет уже 40 лет, и поет прекрасно и правильно, а случиться такое может с каждым. Мы все живые люди. Почему же Вишневская не вспомнила, как на гастролях в Милане весь конец акта в сцене Графини за нее пропел Зураб Анджапаридзе (это к слову!).
— А разве вам, молодой певице, не помогала Вишневская?
— Вишневская написала, что у меня в молодости «качался» голос, и что она мне за неделю его успокоила. Слава богу, этого не читала мой педагог, покойная теперь профессор А. А. Григорьева. У меня было много недостатков: я не умела брать высокие ноты, не могла удерживать тесситуру, были не сглажены регистры, но «качки» голоса не было никогда. И потом, профессионалу понятно, что такой недостаток, как «качка» голоса, к сожалению, за неделю устранить невозможно. Если бы Вишневская действительно обладала этим секретом, к ней стояла бы очередь бесконечная! Истины ради должна сказать, что Вишневская помогла мне сделать партию Марины Мнишек. Я благодарна ей до сих пор за участие в моей судьбе, но… Притча о подаренном мне платье тоже обошла земной шар и очень мне напомнила персонаж из повести М. Горького «В людях». Хозяйка, у которой работал в услужении Алексей Пешков, то и дело попрекала:"Я твоей матери шелковую тальму подарила", на что тот, выйдя из себя, наконец сказал: «Что же мне за ту тальму шкуру снять с себя для вас?».
— А письмо интеллигенции с осуждением творчества Солженицына вы подписывали?
— Этот случай я хорошо помню. Меня вызвал Чулаки, бывший директор Большого, и сказал: «Лена, ты должна подписать со всеми ведущими артистами оперы письмо, осуждающее творчество Солженицына». Я тогда это письмо не подписала, сказав, что не читала его книг. Я запомнила этот случай, потому что это был мой первый социальный протест и моя первая победа над собой. Я помню, как дома рассказывала домашним о своем «героическом» в то время поступке. Но на второй день вышла газета, и среди прочих в списке была моя фамилия. Что было делать? Писать опровержение, возмущаться? Все равно бы не напечатали.
— А по поводу «культпохода» в Министерство культуры?
— Теперь о походе молодых и совсем не бесталанных артистов Большого театра к Демичеву. В ГАБТе была постановка «Тоски». Премьеру пела Вишневская, и пела, кстати, прекрасно. В то время это было событие. Тогда же молодым артистам Милашкиной и Атлантову предложили записать пластинку «Тоски». Они начали писать диск. Но уже на второй день к вечеру Ростропович и Вишневская организовали свою запись. Это было неожиданностью для всех, и главное, было ясно желание перебить запись молодых. Мы пошли к министру с просьбой перенести запись пластинки Вишневской на более поздний срок, речь ни о чем другом не шла. И уж, конечно, ни о каком нашем участии в отлучении Вишневской от родины не может быть и речи! Всем абсолютно понятно, что от нас ничего не зависело… Правда, Вишневская перед моей премьерой «Кармен» в Вене дала интервью, где назвала меня и Мазурока агентами КГБ… Пусть это будет на ее совести, хотя христианке это не к лицу.
— На Западе среди артистов нет таких страстей? Или там больше простора, никто никого не толкает локтями…
— Толкают всегда и везде, но так открыто своей неприязни не высказывают.
(Независимая газета. 1992. 14 мая. С. 8)

Если вам не интересно, кто прав, то мне, например, очень даже интересно - и я даже догадываюсь, кто именно врёт :))

И вообще, не надо представлять Галину Павловну невинной овечкой, пострадавшей за "правду". Я уже пояснял своё отношение к этой "правде", за которую в 80-90-е годы в экономических неурядицах, перестрелках и криминальных разборках полегли миллионы народу по всему бывшему СССР, а сколько детей в результате всего этого не родилось, одному богу известно. Это была полномасштабная КАТАСТРОФА, последствия которой мы теперь будем расхлёбывать.
Так что не надо идеализировать тогдашних борцов "за правду" - они всё стремились принести на "алтарь свободы" СЕБЯ, а вместо них кровь пролили почему-то совершенно ДРУГИЕ люди, не имевшие к их тогдашним шашням никакого отношения.
« Последнее редактирование: Ноябрь 01, 2007, 15:07:48 от Predlogoff V.V. »

Оффлайн TUZIK

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 94
  • Тузик - карапузик
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #106 : Ноябрь 01, 2007, 19:12:21 »
О!
Точно так... Я раньше не читал этого интервью, но те господа, которые принимали во всём этом участие, так и сказали: Тоска была организована ИМЕННО для Атлантова и Милашкиной. И то, что за этим последовало со стороны Вишневской, стало последней каплей, переполнившей чашу терпения ведущих солистов ГАБТа.

Оффлайн TUZIK

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 94
  • Тузик - карапузик
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #107 : Ноябрь 01, 2007, 19:14:53 »

Кстати, уважаемого г-на TUZEK я совсем не узнаю. Неужели это та самая милая псина, которой я нанесла пару месяцев назад дружеский визит в Бонн? Однако, как успех меняет людей. Сколько раз имела возможность в этом убедится, но не перестаю наступать на одни и те же грабли? Насчёт Хуго Вольфа (Hugo Wolf), могли бы так не стараться в унисон. Я привыкла к произношению в транскрипции той страны, где давно живу. А там это будет [wulf], то есть "Вульф" - и ёжику понятно. Давно замечено, когда нечем крыть, то начинается урок грамматики. А Архипову публично на форуме в асфальт не закатывала (не сочиняйте, или докажите). Разве, что в частный письмах. Так там ещё и не такое говорится. У меня обычно, наоборот, другой крен - стараюсь похвалить и поддержать артиста, даже когда это и не совсем правда.

Честно говоря, я в своей жизни пел только одну песню Хуго Вольфа, но это было больше десяти лет назад.
Вообще-то, Вольф - довольно яркий композитор.

« Последнее редактирование: Ноябрь 01, 2007, 20:21:31 от TUZIK »

котдор

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #108 : Ноябрь 02, 2007, 12:34:39 »
О!
Точно так... Я раньше не читал этого интервью, но те господа, которые принимали во всём этом участие, так и сказали: Тоска была организована ИМЕННО для Атлантова и Милашкиной. И то, что за этим последовало со стороны Вишневской, стало последней каплей, переполнившей чашу терпения ведущих солистов ГАБТа.

ахахах. т оску попеть не дали. но разве главный дирижер не имеет право назначить состав, который считает нужным? с каких пор это решают примадонны?великолепная получилась запись - просто чудо. милишкина - нежна и по-женски безумно привлекательна в этой записи, ее голос завораживает оттенками боли, радости, страдания, создавая ВЕСЬ спектр человеческих и женский чувств. а вишневская предпочитала напор и  танковые атаки - всего пара красок, маловато для такого многогранного образа.. так что если просто слушать - то, разумеется, предпочту богатый голос милашкиной.

Nadejda

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #109 : Ноябрь 02, 2007, 14:21:16 »
Я обожаю Нестеренко  Он талантлив, умён и патриотичен.
Согласна с Вами абсолютно. Как многие умные люди в погоне за успехом стать сначала коммунистом и весьма талантливо "колебаться вместе с линией партии". Когда же структура момента изменилась и большинство партийцев повыбрасывали свои партбилеты, понадевав православные кресты, предать анафеме коммунистические идеалы и принять новую модную общественную идеологию - патриотизм. Кстати, и оппозиция в лице Вишневской, тоже вдруг кинулась туда же. Это имея-то свой дом в Париже. Как тут не вспомнить Герцена. Кажется, он заметил, что любить Россию лучше всего издалека. Вена для этого тоже подходящее место. Но мудрено ли сидя в благополучной стране, погружаться в облако ностальгических чувств, когда твой же коллега, ещё более выдающийся русский бас (настоящий, без балды), Николай Петрович Охотников, перебивается с хлеба на воду. Было бы честнее помалкивать о своих чуйствах, чтобы хотя бы не выглядеть лицемером.
 :o

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #110 : Ноябрь 02, 2007, 14:23:45 »
Простите меня великодушно, за то что вторгаюсь с жестким оффом в эту тему. Но просто не могу молчать.  :)

Госчинуши разнообразных рангов, значит, конвертировали свою власть в собственность в результате постперестроечных событий за последние 20 лет. А виноваты, выходит, в этом Андрей Дмитриевич и  Алесандр Исаевич.  ;D

Nadejda

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #111 : Ноябрь 02, 2007, 14:59:30 »
Если вам не интересно, кто прав, то мне, например, очень даже интересно - и я даже догадываюсь, кто именно врёт :))

И вообще, не надо представлять Галину Павловну невинной овечкой, пострадавшей за "правду".
Мне тоже всё это интересно. И не окаянства ради, а чтобы понять природу тех людей, кто на глазах у общества. Так называемых "властителей дум", кто, так или иначе, формирует общественную мораль и идеалы. Понимаю, что свечку при тех событиях никто не держал. Но очевидно, тут в одинаковой степени запачканы обе стороны. То, что Г. П. далеко не овечка, это хорошо известно. От её флюгерства, коньюнктурного поведения порой просто тошно. Но и вторая сторона выглядит не лучше. Мы многого не можем знать. Но есть железная логика событий и поступков, которая диктует свои умозаключения. Для меня лично очень показательно было то, что вскоре после описанных событий из БТ был убран М. Л. и начались гонения на этого выдающегося музыканта. Значит для этого события были свои предпосылки, независимо кто и что говорил в кабинете у Демичева (а может и не в кабинете вовсе). Во-вторых, если, скажем, меня обвиняют в чудовищном грехе, одном из 10 самых страшных, и это неправда - я не виноват, то я отбивалась бы от лжи руками, ногами, зубами - всем чем только можно. А они все молчали. Наконец, донос ради своего места под солнцем обычное средство расправы с оппонентом. В России особенно. На этот счёт наша история полна примеров. Вспомните, даже "Хованщина" начинается с доноса. Потому многие, в том числе Шаляпин, считали, что патриотичную арию "Спит стрелецкое гнездо" не может петь такой доносчик и убийца, как Шакловитый, и арию следует переадресовать Досифею.

А вообще, пора открыть новую тему. Творчество Римского-Корсакова и Мусоргского позволили бы поговорить о многих явлениях нашей жизни. К тому же я сохранила многое от старых потоков и будет интересно сравнить что было 4 года назад и сейчас. Я с радостью поддержу Вас в этом начинании  ::)

Basil

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #112 : Ноябрь 02, 2007, 15:01:28 »
Простите меня великодушно, за то что вторгаюсь с жестким оффом в эту тему. Но просто не могу молчать.  :)

Госчинуши разнообразных рангов, значит, конвертировали свою власть в собственность в результате постперестроечных событий за последние 20 лет. А виноваты, выходит, в этом Андрей Дмитриевич и  Алесандр Исаевич.  ;D
:)) Как известно, революции задумывают фантазёры, проводят реалисты, а результатами пользуются негодяи.
Андрей Дмитриевич своими некомпетентными высказываниями по поводу вариантов преобразования советской политики и экономики ОБЪЕКТИВНО лил воду на мельницу пришедших впоследствии к власти негодяев. Скажем прямо, он НИЧЕГО не понимал ни в политике, ни в экономике, ибо был специалистом в совершенно других областях. Александр Исаевич же, тоже отнюдь не специалист ни в политике, ни в экономике, вследствие застившей его светлы очи нескончаемой критики злодеяний сталинской эпохи, которую невозможно закончить, а можно только прекратить, прощёлкал возможность пришествия уже на коммунистических костях НОВЫХ негодяев, способных устроить НОВУЮ революцию, а потому ОБЪЕКТИВНО выстелил им идейную дорожку, по которой они радостно пробежались.
Таким образом, пока эти две "светлые личности" всё критиковали да ругали, те, кому это было выгодно, выдвигали их некомпетентные суждения на первые страницы новостей, а когда они стали не нужны, их задвинули куда подальше, вот и всё.
Ну и где сейчас (и уже давно) Солженицын ?
Кстати говоря, как и Ростропович - ну кому он был тут, в России, нужен последние 10 лет ? Он уже всем до того надоел, что даже музыканты уже открыто стали выражать это словесно и по ТВ, и по радио, я сам это много раз слышал.
Вишневская ещё цепляется за свою оперную студию, как тут удачно выразились, "имени себя" - ну и чем это закончится после её смерти ? Кому будет нужна её студия ? На какие средства она будет существовать ?
Кстати, почему же Образцовой кое-кто тут поставил в вину её "конкурс имени себя", а существование оперной студии Вишневской опять же "имени себя" почему-то никого не смущает ? :))
Я думаю, Вишневская потому и торчит в России, что всё ещё хочет кому-то что-то доказать и кому-то за что-то отомстить, другой причины я не вижу - её идеал давно уже воплотился в реальности: кусок Земли на карте под названием "Галина" :)))))))
Любопытно, она сама понимает, какое это мещанство ? :))
Так что своей донельзя политизированной книгой она лишь разозлила всех тех, кто жил в России, а не за рубежом.
Кстати говоря, по прочтении её книги и сопоставлении описанных там событий с реальностью, складывается впечатление, что Вишневская и Ростропович НАРОЧНО приютили на своей даче Солженицына, чтобы вызвать международный скандал и сделать себе пиар перед давно задуманным отъездом на Запад. Потому что если бы они просто тихо сбежали, то это не имело бы того резонанса, который им позволил бы раздуть из себя на Западе "борцов с коммунистическим режимом" - а так, громко хлопнув дверью, всех оскорбив и со всеми советскими властями разругавшись, с шумом и треском, они попали в фокус западных новостей, а потом, в дальнейшем, Запад НАРОЧНО сделал их знаменем антироссийской пропаганды и всячески содействовал их обустройству, чтобы воткнуть России лишнюю вилку в бок !
Так что их планы относительно своего будущего, предполагаю, были уже тогда далеко идущими. Читая книгу Вишневской я ни на грош не верю в её искренность, а уж тем более, в объективность.
Полагаю, это вся её книга - это какая-то несуразно завышенная самооценка.
Вот почитайте книгу об Образцовой примерно тех же времён - ведь там нету ничего даже похожего на те перлы, которые выдавала о себе Вишневская :))
Чуть ниже я процитирую оттуда некоторые моменты, касающиеся общения Образцовой со Свиридовым.
Предупреждая возражения Тузика, хочу снова сказать, что я тоже не в восторге от литературных талантов её компоновщика, но я говорю о СОДЕРЖАНИИ.
« Последнее редактирование: Ноябрь 02, 2007, 15:09:52 от Predlogoff V.V. »

Basil

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #113 : Ноябрь 02, 2007, 15:05:11 »
даже "Хованщина" начинается с доноса. Потому многие, в том числе Шаляпин, считали, что патриотичную арию "Спит стрелецкое гнездо" не может петь такой доносчик и убийца, как Шакловитый, и арию следует переадресовать Досифею.

А вообще, пора открыть новую тему. Творчество Римского-Корсакова и Мусоргского позволили бы поговорить о многих явлениях нашей жизни. К тому же я сохранила многое от старых потоков и будет интересно сравнить что было 4 года назад и сейчас. Я с радостью поддержу Вас в этом начинании  ::)
:) Да. Вот я только дополню поток некоторой информацией о Свиридове и его общении с Образцовой, потом немного сравнительных оценок на примере одинакового репертуара Образцовой, Архиповой, Синявской и Касрашвили, потом немного о "Вертере", ну а дальше уж кто что пожелает дополнить - на ваше усмотрение.
Тогда и займёмся какой-нибудь другой темой.
« Последнее редактирование: Ноябрь 02, 2007, 15:11:11 от Predlogoff V.V. »

Basil

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #114 : Ноябрь 02, 2007, 15:13:29 »
(рассказ о событиях 1976 года)

"За день до концерта со Свиридовым Образцова почувствовала, что простудилась: „Глотка болит - - смерть. Если снова поеду заниматься на дачу, устану и не смогу петь". И Георгий Васильевич сам приехал к ней домой. Он расхаживал по пустоватой комнате, где рояль, да диван, да полки с книгами; поглядывал на фотографии и не спешил музицировать.
Плотная, крепкая, глыбастого литья фигура; натруженные спина и шея: седина, очки.
Вместе со Свиридовым пришел молодой человек, тихий и скромный. Гобоист Толя. (Программка концерта уточнила — народный артист Чувашской АССР Анатолий Любимов.) Не помню, сказал ли он „здравствуйте!". Возможно, и нет — от смущения. Во всяком случае, в дальнейшем он не произнес ни слова, что не мешало Георгию Васильевичу к нему обращаться и приглашать в собеседники.
В тот день в гостях у Образцовой сидел американец Боб Вайс, ее знакомый по гастролям в Нью-Йорке. Он приехал в Москву с туристской группой специально, чтобы попасть на концерт Свиридова. Но группу увозили в Киев, и Елена утешала Боба, они вели быстрый, как огонь, французский диалог. Попутно она объясняла Свиридову смысл его огорчений. Георгий Васильевич сказал Бобу: „Вы не расстраивайтесь!" Образцовой: „Скажите, что я подарю ему свои пластинки". Она перевела. Боб, сидевший в углу дивана, заулыбался полыценно. „Он что, музыкант?" — спросил Свиридов. „Нет, скорее, организатор музыкального дела", — ответила она. „И это хорошо", — одобрил Свиридов. Вдруг он увидел в рамочке на стене письмо и, вглядевшись в подпись под ним, спросил с улыбкой: „Это что же, письмо от Верди?" Елена кротко объяснила: „Подлинное. Мне его подарили в Нью-Йорке". „Да! — воскликнул Свиридов с крутым разворотом туловища в сторону гобоиста Толи. —Хорошо Елена Васильевна петь стала!"
Этот порыв вызвало не одно лишь драгоценное письмо Верди, но, скорее, вся их предшествующая работа с Образцовой там, на даче, мучительно счастливившая обоих, уже почти сбывшаяся, которой он, Свиридов, знал истинную цену. Толя никак не отозвался на это. Лишь когда настал его черед поднести к губам свою дудочку, свой гобой, отвел душу, залил, затопил все чистым свирельным пением, искупив былую неречистость.
Образцова сказала, что боится петь первые четыре романса—те, что на стихи Пушкина.
- Ну-ну! - - успокоил Свиридов. — Никого не надо бояться! Он сел за рояль, она — рядом, в кресло, обласкав Свиридова улыбкой: „Мой дорогой мучитель!"
- Елена Васильевна! — воскликнул Свиридов. — Новая музыка требует вживания, её так быстро спеть нельзя! Да и старая — тоже! Знаменитому Клемпереру было семьдесят пять лет, и он писал из Лондона одной моей знакомой в Москву: „Сегодня в седьмой раз я репетировал Пятую симфонию Бетховена". Семь репетиций, Елена Васильевна,  в  симфонии,   где  он  знает  каждую  запятую!   И  с оркестром, который может сыграть, положив ноты вверх ногами!
Семь репетиций — вот это артист! Он идет в глубину! И в моей музыке мы стараемся извлечь ту глубину, какая в ней есть. Всем, кто исполнял мои сочинения, я благодарен! Всем-всем! Но есть артисты, которым я особенно благодарен. Вы, по своей человеческой природе, подходите к моей музыке. У меня есть вещи, которые лучше вас, пожалуй, никто и не споет. Не в смысле нот, сольфеджио... Ведь в поэзии Есенина жертвенник горит! И в вас эта глубина есть, вы все чувствуете нутром и никогда не сходите с этого!

Для концерта Свиридов отобрал песни и романсы разных лет. И свою юношескую музыку — четыре романса на стихи Пушкина: „Роняет лес багряный свой убор", „Зимняя дорога", „Предчувствие", „Подъезжая под Ижоры". Песни на стихи Есенина, объединенные в цикл „У меня отец — крестьянин" („Березка", „В сердце светит Русь", „Песня под тальянку"), написанные в шестидесятые годы. И то, что создал позднее, — философские, лирические откровения на стихи Исаакяна, Тютчева, Блока...
Арнольд Сохор, исследователь творчества Свиридова, писал, что композитор в середине пятидесятых годов, придя к главным темам своего творчества, обратился к вокальным циклам, доносившим то, что прежде в советской музыке „выполняли главным образом симфонии: обобщенное выражение жизненных проблем, глубоко затрагивающих нашего современника". Сохор называет Свиридова „первым и самым зрелым, глубоким и разносторонним из группы современных обновителей русской музыки", которые после композиторов „Могучей кучки", Стравинского, Прокофьева „вслушались в русскую народную песню и открыли в ней новые источники обогащения национального музыкального языка". В то же время музыка Свиридова с самого начала была обручена с высокой поэзией.
Романсы на стихи Пушкина и Лермонтова, написанные еще в тридцатые годы. Песни, вдохновленные древнекитайскими поэтами. Обращение к творчеству Роберта Бернса, Аветика Исаакяна, Владимира Маяковского.
В 1955 году Свиридов написал „Поэму памяти Сергея Есенина". И с тех пор чуть ли не четверть века есенинский стих одарен новой жизнью — жизнью в свиридовской музыке. В цикле „У меня отец — крестьянин", в кантатах „Деревянная Русь" и „Светлый гость", в хорах... То же можно сказать и о блоковской поэзии: „Петербургские песни", кантата „Грустные песни", цикл из пятнадцати песен для баса в сопровождении фортепиано „Голос из хора", оратория „Пять песен о России" ...
На концерте Образцовой предстояло впервые спеть свиридовскую песню на слова Блока „Не мани меня ты, воля".
Стали повторять четыре пушкинских романса. В „Предчувствии" после слов „Снова тучи надо мною собралися в тишине" Георгий Васильевич ее поправил: „Слишком густо и слишком значительно. Это надо петь негромко и чуть-чуть более закрыто". Она возразила: „Вы просили: повествовательно, без переживаний". „Повествовательно". — согласился Свиридов. И счел необходимым разъяснить присутствующим:
- Елена Васильевна приезжала ко мне на дачу почти целый месяц, ни с чем не считалась — ни со здоровьем, ни со временем. Талант работает самозабвенно! Способность — так... — Он пренебрежительно махнул рукой.
После того как она спела „Подъезжая под Ижоры", он воскликнул: „Да, это хорошо!" Но на блоковской песне „Не мани меня ты, воля" снова сделался строг.
— Эта вещь пока у нас не получается, хотя мы ее выносим на концерт. Не знаю, в чем дело? Может быть, вы пока в настроение не вошли. Вы поете немного романсово, оперно, монологично, а надо — проще, обобщенней, приблизить к народному, но при этом петь высокоинтеллигентно. Гармония подчеркивает интеллигентность блоковского стиха, а мелодия остается в народном ладу. Это как речь. Все должно быть просто! Но простоту нельзя выдумать. Она изысканна, потому что ее изыскиваешь в душе...
Он тихо запел:
—  „Не мани меня ты. во-о-о-ля...". Пауза. Как будто стоит человек на косогоре и видит оттуда всю Россию...  „Не зови в поля! .."
Образцова стала ему подпевать.
—  Вот! — поощрил ее Свиридов. — Теперь вы нашли верную архитектонику фразы, структуру, а дальше вы уже насытите ее своей душой.
Образцова поет:
— „Пировать нам вместе, что ли, матушка-земля? Кудри ветром растрепала ты издалека, но меня благословляла белая рука...".
Свиридов:
- Фортиссимо! Ветер жизни все растрепал... А дальше вы можете спеть грандиозно: „Но меня благословляла белая рука..." Чтобы видна была рука с неба!
Образцова:
— „Я крестом касался персти, целовал твой прах... ".
Свиридов:
— Во-от! Покаянно! —И, не выдержав, подхватил: „Нам не жить с тобою вместе в радостных полях!"
Она поет:
—  „И пойду путем-дорогой, тягостным путем — жить с моей душой убогой нищим бедняком".
— Эту фразу — „жить с моей душой убогой нищим бедняком" -не надо петь жалобно. Трагические слова не терпят натуралистической музыки. Убогий бедняк — это жалко только по сравнению с природой,  мирозданием,  а так - нет!  Чтобы была настоящая правда, это нужно спеть строго, даже сурово.
- Что лучше для музыки? От чего идти? От формы к исполнительству или, наоборот, от исполнительства к форме? — спросила она.
-  Форма более-менее всегда сделана композитором. Надо эту форму иметь в виду, но чувствовать себя в ней свободно.

И такие разговоры они ведут между собой по каждому романсу, по каждой песне. И потом сидят с такими лицами, что видно—дотла, сполна выгорело у обоих.
„И это по чистовикам!  - - думаю я. - - А когда черновое -таинственное текучее движение работы? В  этом союзе,  в этом сотворчестве. Когда один нашел в другом душу, равную музыке. А другой — музыку, равную душе".
- Буду печатать эту блоковскую вещь — посвящу ее Образцовой, — пообещал Георгий Васильевич. — Работая с вами, я многое изменил в ритмике. Когда я пишу вокальное, я сам пою — такой у меня способ сочинения. И себя, наверное, не всегда ритмически точно записываю.
Напоследок она спела песню „Слеза". Спела, как Свиридов говорил: не романсово и не оперно. „Ехал, ехал раз извозчик... ".
Ехал и взгрустнул, и с лица его скатилась горючая слеза. „Со щеки она упала и попала д на кафтан, с кафтана-то соскочила и упала д на портки. А с портков она упала прямо в валеный сапог, скрозь подметку просочилась и упала д на песок. На песок она упала, та горючая слеза, у канавы возле дома, где Настасьюшка жила".
Дворник подмел ту слезу. Русская песня метко написала его портрет. „Брюки писаны змеей. Сапоги-то с бацацырой и калоши с ремешком. А в деревне-то невеста, и зовут его Ерем".
—   Это  хорошо   спеть  на   „бис",  - - решительно  высказался Свиридов. -- После аморозо-любовной музыки, после Сен-Санса или Де Фальи!..
На том они с Образцовой расстались — расстались до концерта.

Когда все разойдутся, она дает себе краткую передышку. В ее доме поминутно звонит телефон. Огромное внемузыкальное пространство – телефонные звонки, визитеры, приливы жизни, подробности бытия и быта — все это взывает к ней, не щадя ее, требуя ее участия, души, времени. Она удивительно умеет охранить от всех посягательств суверенность и чистоту своей работы, оставаясь корректной, вежливой, приветливой.
-  Ведь я уже пела свиридовские вещи, — задумчиво говорит Образцова. Голос усталый, глуховатый, но музыка еще живет в ней, не смешиваясь с миром внешним. — Пела „Петербургские песни", это было их первое исполнение в Москве и Ленинграде. Пела концерт из произведений Свиридова, к которому готовилась два года. Георгий Васильевич остался доволен. Но только теперь я поняла, что тогда у меня мало что получилось. Я не знала, как его петь.
Этой зимой я Свиридова открыла как будто заново. У меня уже так бывало в жизни. Например, когда-то я была холодна к Вагнеру, и вдруг он мне открылся, и теперь я его люблю и пою...
— Но как же открылся Свиридов?
- После третьего курса консерватории, после Конкурса имени Глинки, меня пригласили в Большой театр. Кто-то рекомендовал меня Свиридову, и он позвал меня к себе домой. Увидев меня, он сказал: „Да вы совсем молоды! Ну ничего!" Сел за рояль и стал играть и петь своего „Изгнанника". И я, помню, так плакала, слушая его музыку, что он даже не смог послушать, как я сама пою. Георгий Васильевич дал мне ноты, чтобы я выучила его песни. Но так как это были мои самые первые годы в театре, мне приходилось учить там большие партии и я не могла так быстро, как Свиридову хотелось, разучить его вещи... Потом были еще встречи и концерты. Но когда этой зимой я приехала к Свиридову на дачу, увидела, как он сидит в домашней кофте, в валенках за роялем, мне и странно, и смешно, и трогательно было наблюдать его таким. Он заговорил о Блоке, Есенине, и меня поразила тонкость его души, энциклопедизм его знаний. Когда мы стали работать, я поняла, что петь свиридовскую музыку очень трудно. На вид это очень простая музыка, но простота ее обманчива. Народная распевность сочетается с изысканностью. То это утонченный Блок, то это гибельная удаль, широта и нежность Есенина,   то  это  Тютчев,   каждое  слово  которого,   как  говорит Свиридов, не пуд, а гора. Чтобы спеть несколько песен на стихи Блока или Есенина, я, конечно же, должна знать и Блока и Есенина. Должна знать, чем в это время жил поэт, кого любил, что его волновало, от чего он страдал. Должна знать, чем жил композитор, когда писал на стихи этого поэта, попытаться понять суть его души и интеллекта. Должна проникнуться настроением авторов и очень много нафантазировать сама, хотя в окончательный вариант войдет, может быть, одна сотая моих фантазий.
- Работа со Свиридовым по-настоящему сближает тебя с новой музыкой, с новым искусством. Ведь в Большом театре или во время гастролей на Западе тебе больше приходится петь классику, то, что создано если не века, то, во всяком случае, десятилетия назад. Что нее тебе как певице дает работа с современным композитором, с творцом новой музыки? — спросила я.
- Музыка Свиридова заставила меня искать совершенно новую манеру исполнения, совершенно новую манеру звукоизвлечения даже, новые краски в голосе. Этих красок нет ни в одной другой музыке — ни в немецкой, ни в испанской, ни во французской -нигде!  Его песни на слова Есенина нельзя петь и как русскую классику, хорошо поставленным голосом, как меня учили в консерватории. А его песня „Слеза" — „Ехал, ехал раз извозчик... ". Как это петь? Оперно, голосом в „маске"?
И желая показать, какая получается фальшь, она сшаржиро-вала, спела оперно: „А с портков она упала прямо в валеный сапог..."
—  „Слезу" и песни на слова Есенина я пою даже в особой песенной манере звукоизвлечения, которую мы отыскали вместе в спорах.
Она помолчала, тлядя перед собой напряженными глазами:
— „Ехал, ехал раз извозчик... ". Свиридову в этой песне нужна не бацацыра, а слеза. И эта моя новая песенная манера, возможно, будет шокировать публику, особенно ту, которая меня не знает и придет на наш концерт в первый раз. Но то, что я нашла для „Слезы" или есенинского стиха, не подходит свиридовским песням на стихи Блока, хотя это тоже очень русская музыка — от корней русская. Поэзия Блока и музыка Свиридова вводят меня в мир, где тишина, природа, философия. Это огромное содержание музыка Свиридова передает в чрезвычайно сжатой, сконцентрированной форме. Поэтому мне снова надо искать, как ее петь... Вот как все сложно!

Ах, какой это был концерт! (Он состоялся 25 декабря 1976 года в зале Московской консерватории.) Как у Свиридова звучал рояль! То как оркестр, то как орган, то нежно, как челеста, а то колоколами, соборными звонами... Голос Образцовой возносился, воспарял в этом звучании, изумляя своим огромным разнообразием, непрерывным движением чувства. Блоковскую песню „Как прощались, страстно клялись" она пела взмывами темного, трагедийного голоса; „Флюгер" - высокой торжественной медью, золотом, овеянным воздухом и облаками, как купола Василия Блаженного; есенинскую „Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело! Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?.." - с почти кощунственной удалью, когда хмельная гульба напоказ - - это таимая от всех беда, гибельная, смертная.
Сколько они в тот вечер вызвали обликов и ликов, и пейзажей, и настроений — таких русских! Зал накалялся, публика пламенела. Концерт выливался в праздник композитора и певицы.
И вдруг, когда она пела „Невесту", что-то вывело Свиридова из себя, и он сам сердито запел своим „композиторским" голосом.
Образцова остановилась, кровь бросилась ей в лицо. Зал обмер, потом поддержал ее неистовыми аплодисментами.
Она быстро овладела собой, он — тоже.
Она стала петь сначала: „Божья матерь Утоли мои печали перед гробом шла, светла, тиха. А за гробом — в траурной вуали шла невеста, провожая жениха... Был он только литератор модный, только слов кощунственных творец... Но мертвец — родной душе народной: всякий свято чтит она конец".
И вновь в том же месте Свиридов перебил ее и запел. Публика оторопела уже как-то гипнотически. Авторский педантизм композитора был изумителен! На этот раз Образцова не дала ему сбить себя, показала, что она актриса с непреклонным характером.
Хлопали им потом неистово. А тем, что оба — живые, горячие, с норовом, стали даже роднее.
Свиридов выходил из-за рояля, шел к Образцовой, целовал ей руку. Выводил ее чуть вперед, а сам держался чуть отступя".
(конец цитаты)
« Последнее редактирование: Ноябрь 02, 2007, 17:29:47 от Predlogoff V.V. »

Basil

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #115 : Ноябрь 02, 2007, 15:21:18 »
:)) Вот какие страсти творились за кулисами подготовки и на сцене.
Вообще, когда иногда вспоминаешь, каких великих событий нам довелось быть свидетелями, то это всё начинает казаться чем-то нереальным.
Кстати, в этом рассказе были упомянуты некоторые из произведений, которые мы, к счастью, можем послушать в записи - правда не с этого конкретного концерта, который, я даже не в курсе - был ли записан ? Хочется верить, что это всё где-то зафиксировано и ожидает своих слушателей и зрителей.
Немного позже описываемых событий Образцова и Свиридов записали песни и романсы на стихи Блока в студии.

Информация по теме дополняется здесь:
http://classicalforum.ru/index.php?topic=80.0

А далее с участием Чачавы беседа шла более подробно о песнях и романсах на стихи Блока и тоже упоминалось многое из того, что можно проиллюстрировать фонограммами.
« Последнее редактирование: Ноябрь 02, 2007, 15:29:26 от Predlogoff V.V. »

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #116 : Ноябрь 02, 2007, 15:35:47 »
Цитировать
Как известно, революции задумывают фантазёры, проводят реалисты, а результатами пользуются негодяи.
Андрей Дмитриевич своими некомпетентными высказываниями по поводу вариантов преобразования советской политики и экономики ОБЪЕКТИВНО лил воду на мельницу пришедших впоследствии к власти негодяев.

Еще раз прошу меня простить, за эти оффы. В жизни много красивых фраз, и это одна из них. Но я точно знаю, что переворот 1917 года замыслили негодяи, делали негодяи и плодами воспользовались тоже негодяи.
Чем больше живу, тем более убеждаюсь, что в России всегда правили негодяи. Пожалуй только Александр 2 и, отчасти, николай 2 не вписались в их славную когорту, за что оба и пострадали.

Что же касается советской экономики, то в экономике социализма просто не существует внутренних стимулов к развитию, лежащих в самой экономике. Эти стимулы находятся только в сфере политической власти, попросту в страхе. И как только члены у власти устали от этого страха, так власть от них и ушла.

Basil

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #117 : Ноябрь 02, 2007, 15:56:27 »
Что же касается советской экономики, то в экономике социализма просто не существует внутренних стимулов к развитию, лежащих в самой экономике
Я вас умоляю :)) Не надо тут дилетантствовать по части политики и экономики - у меня все эти кухонные разговоры уже в печёнках сидят. Весь мир пошёл по пути государственного регулирования рынка, потому что альтернативы никто не нашёл - посмотрите на ведущие индустриальные державы, которые фактически по бОльшей части уже давно стали "социалистическими", даром что вслух себя так боятся называть, дабы не утерять своё любимое коммунистическое пугало в виде России и Китая. А в Китае, между прочим, коммунисты совершили любопытный кульбит - они объявили, что богатеть - полезно для общества, а потому нравственно :)))))) А бизнесмен объявлен центральной фигурой китайского социалистического строительства, ибо действует на благо народа :))
Вот как надо выворачиваться, чтобы не допускать крушения власти и государства !
Как известно, государство существует не для того, чтобы устраивать рай, а для того, чтобы не допустить ада. И вот если его каждый раз разрушать при смене властной парадигмы, обещая очередной рай (коммунистический ли, рыночный ли), то ад никогда не закончится.
А у всех наших "проповедников" руки так и чесались ВСЁ обрушить.
И они в этом преуспели.

P.S. Собственно, по этой теме все высказались и дальнейшие высказывания на политтемы, если они будут приводиться без связи с темой потока, я буду стирать :) Далее по теме потока, как нас призывал Александр.
« Последнее редактирование: Ноябрь 02, 2007, 16:00:58 от Predlogoff V.V. »

Оффлайн чужой

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 693
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #118 : Ноябрь 02, 2007, 16:23:41 »
Цитировать
P.S. Собственно, по этой теме все высказались и дальнейшие высказывания на политтемы, если они будут приводиться без связи с темой потока, я буду стирать  Далее по теме потока, как нас призывал Александр.

Оставлять за собой последнее слово - безусловная привилегия модератора.  :)
Собственно я и не надеялся, что вы перемените свои взгляды. Я просто хотел, чтобы Вы задумались так ли выглядит то как кажется.

P.S. больше ни одного оффа.

Basil

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #119 : Ноябрь 02, 2007, 16:39:10 »
(продолжение рассказа)

"Свиридов. Что дальше? Блоковское возьмем ?
Образцова. Давайте „Изгнанника". Одна из любимых моих вещей...
Свиридов. Я написал ее в сорок восьмом году. Был тогда очень одинок!
Образцова (поет). „Мне грезится: вечер мирен и тих, над домом стелется тонкий дым, чуть зыблются ветви родимых ив, сверчок трещит в щели невидим". Как я хочу голосом, тембром передать этот уют дома, теплоту вечера!
Свиридов. Это ведь кавказская вещь. Аветик Исаакян — в переводе Блока. У них там всегда тепло.
Образцова (поёт). „У огня сидит моя старая мать, тихонько с ребенком моим грустит, сладко-сладко, спокойно дремлет дитя, а мать моя молча молитву творит".
Свиридов. Елена Васильевна! Здесь надо передать ощущение людей нашего атомного века. Жизнь, дар жизни так нешуточны, драгоценны. И все это так хрупко!..
Образцова (читает молитву матери, и лицо ее становится горестным). Я долго не могла найти интонацию, как прочесть молитву. И опять начались мои ночные бдения со свечами. Если я не отыщу интонацию, единственную для данной вещи, я не могу петь. Интонация — это все! Георгий Васильевич, помните, как Надежда Плевицкая пела „ Белилицы, румяницы вы мои... ". Первый куплет: „Едет, едет мой рявнивый муж домой, он везеть, везеть подарок дорогой, веселую, шелковую батогу, хоча, хоча меня молоду побить..." Бесстыжая баба, веселая, лукавая! Тысячей оттенков голоса Плевицкая рисует ее характер. А дальше жанровая картинка: „Я ж не знаю и не ведаю за что. За какую, за такую за бяду?"
„У соседа на беседе я была, супротив холостого сидела. Холостому стакан меду поднесла. Холостой стакан меду принимал, ко стакану белы руки прижимал. При народе сударушкой называл... ". Георгий Васильевич, „У соседа на беседе я была"! Вот русский язык! А последний куплет — слова те же, что и вначале, в нотах то же самое, а по смыслу — страшно. Ведь убьет муж; ее! „Хоча, хоча меня молоду побить. Право слово, хочет он меня побить, я ж не знаю и не ведаю за что ... ". Стон. Вот — интонация!
Свиридов. Плевицкая — моя землячка, родилась в курском селе Винниково, неподалеку от моего родного Фатежа. Это курская песня. Она их знала хорошо и пела здорово!
Чачава. К тому же на пластинке ей аккомпанирует Рахманинов. Такой ансамбль!
Свиридов. Мое отрочество прошло в Курске, там я учился в общеобразовательной школе и одновременно в музыкальной. Это было в конце двадцатых годов. И знаете, в Курске ведь была опера, играла весь зимний сезон, а летом в городском саду играла оперетта, и довольно сносная. В концертах я слышал Нежданову, Собинова, Платона Цесевича — знаменитый был бас! Слышал квартеты имени Глазунова и имени Вильома, виртуозов-пианистов и скрипачей. Они приезжали в Курск на гастроли. Звучала классика, и публика очень любила серьезную музыку, народу в концертах было полно. Теперь почему-то больше напирают на эстраду. Не скажу, чтобы этот культурный прогресс меня особо радовал...
Образцова. Что дальше возьмем? Блоковское „Утро в Москве". (Поет.) „Упоительно встать в ранний час, легкий след на песке увидать. Упоительно вспомнить тебя, что со мною ты, прелесть моя. Я люблю тебя, панна моя, беззаботная юность моя, и прозрачная нежность Кремля в это утро — как прелесть твоя".
Свиридов. Хорошо! Знаете, друзья мои, сейчас все так усовершенствовалось — и музыкальное письмо, и техника исполнения. Люди все умеют, все могут изобразить, все научились имитировать. Даже талант! Между тем настоящий талант подчас стихиен, неосознан. Он делает то, что велит ему природа, и часто сам не может объяснить, почему и как это делает. Есенин, например, говорил про себя: „Я — Божья дудка". И потому настоящий талант — такая же редкость, как и раньше. У вас, Елена Васильевна, сначала что-то рождается в сердце, а потом идет в голову. А не наоборот. Сказать по правде, мне это особенно близко в вас. Вы стараетесь проникнуть в сущность музыки, в ее тайну. И эту тайну не пытаться разгадать, нет! А как-то лишь приблизиться к ней и донести ощущение этого приближения до слушателя. Музыка должна нести в себе тайну, о которой нельзя рассказать, слов не найдешь. А иначе она не нужна. И хорошо, что вы это понимаете... Но к делу, да? Возьмем „Невесту"?
Образцова (поет). „Божья матерь Утоли мои печали перед гробом шла, светла, тиха. А за гробом — в траурной вуали шла невеста, провожая жениха... ". (Останавливается.) Георгий Васильевич, знаете, вы что-то не то с педалью делаете. Вы играли безразлично, ровно и страшно. Это как человек идет по пыли, еле ноги поднимает. У него горе, у него на уме все одно, а вокруг него люди что-то говорят, говорят, суетятся. Вот это все одно — у вас. А говорят, суетятся — это у меня. (Поет.) „И навстречу кланялись, крестили многодумный, многотрудный лоб. А друзья и близкие пылили на икону, на нее, на гроб ... ". Опять что-то не то ...
На какую-то секунду Свиридов не может понять, что Образцова от него хочет, но чувствует, что она подсказывает что-то верное. Он кричит: „Что? Как?" Наконец он схватывает то, что она ему говорит, и играет, как она хочет.
Свиридов (к Важа). А что, если в конце прибавить скрипку и виолончель, а?
Чачава (энергично). Не надо, не надо.
Свиридов. Хуже будет, да? Понимаете, эту вещь надо играть, как на челесте. Чтобы каждая нота была отдельно, без легато. Правая рука — очень ровная, а в левой должно постоянно быть три пиано. Тогда звук получается как бы завуалированный.
Образцова. Музыку Свиридова надо петь между грудным и головным резонатором. Ее надо петь, как говоришь. И я даже особую манеру пения нашла для вашей музыки.
Свиридов. Елена Васильевна, я — мелодист. Не потому, что я сам себя так придумал. Так сложился мой музыкальный тип.

По ходу дела они часто себя объясняют. Это получается естественно, само собой. Образцова говорит, что многократные повторения свиридовских песен дают ей возможность вжиться в них: „Один день я думаю о стихе, другой день — о музыке, на третий день я нахожу верную интонацию, окраску голоса". Но она вживается не только в музыку, но в самый космос бытия композитора, в его мир. Напитывается им, насыщается и как бы выдыхает ту единственную интонацию, которая делает музыку живой.
Во время работы Свиридов сыплет мыслями, его эрудиция поминутно дает себя знать. Он перебрасывает мосты ассоциаций в смежные искусства — живопись, литературу, театр.
Вот Образцова устала. Свиридов дает ей передышку. И вдруг спрашивает, читала ли она письма Сурикова, помнит ли его картину „Посещение царевной женского монастыря".

Образцова (и о письмах и о картине). Да, да...
Свиридов. Иконы у него там горят, как огонь! (И после молчания.) Сибирский казак! И откуда такая изысканность кисти? .. Врожденная, конечно! (С улыбкой.) Но, между прочим, на француженке, кажется, был женат... Да, Елена Васильевна, замечательно у вас получается! Ведь ноты без певца — просто условные знаки. А хороших певцов, знаете ли, все же мало ... Я написал новый цикл „Отчалившая Русь", из двенадцати песен на слова Есенина. Посвятил его памяти моего друга Арнольда Наумовича Сохора. Но певца нет! Некому это исполнить, лежит вещь в столе. Я хотел, чтобы это спел К. (Называет имя.) Десять раз слушал его в концертах. И девять раз он пел: „Прости, небесное созданье..." Хорошо, впрочем, пел!
Образцова. Дайте мне эти ноты, я спою! ..
(конец цитаты)
------------------------------------------------------------------------

И ведь спела !
И как спела !

Материалы по теме здесь:

http://classicalforum.ru/index.php?topic=80.0

Basil

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #120 : Ноябрь 02, 2007, 16:49:04 »
Интонация — это все! Георгий Васильевич, помните, как Надежда Плевицкая пела „ Белилицы, румяницы вы мои... ". Первый куплет: „Едет, едет мой рявнивый муж домой, он везеть, везеть подарок дорогой, веселую, шелковую батогу, хоча, хоча меня молоду побить..." Бесстыжая баба, веселая, лукавая! Тысячей оттенков голоса Плевицкая рисует ее характер. А дальше жанровая картинка: „Я ж не знаю и не ведаю за что. За какую, за такую за бяду?"
„У соседа на беседе я была, супротив холостого сидела. Холостому стакан меду поднесла. Холостой стакан меду принимал, ко стакану белы руки прижимал. При народе сударушкой называл... ". Георгий Васильевич, „У соседа на беседе я была"! Вот русский язык! А последний куплет — слова те же, что и вначале, в нотах то же самое, а по смыслу — страшно. Ведь убьет муж; ее! „Хоча, хоча меня молоду побить. Право слово, хочет он меня побить, я ж не знаю и не ведаю за что ... ". Стон. Вот — интонация!
Свиридов. Плевицкая — моя землячка, родилась в курском селе Винниково, неподалеку от моего родного Фатежа. Это курская песня. Она их знала хорошо и пела здорово!
Чачава. К тому же на пластинке ей аккомпанирует Рахманинов. Такой ансамбль!
:))
Когда перечитывал, неожиданно нашёл иллюстрацию к своим словам об изучении Образцовой пения Плевицкой. Не понимаю, как я мог забыть об этом, когда начинал тему !
Надо было сразу привести этот диалог.
Но лучше поздно, чем никогда :)
По крайней мере независимость моих наблюдений лишь подтверждает правильность мысли о заимствовании у Плевицкой при исполнении обработки Рахманинова.

Оффлайн NN

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 33
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #121 : Ноябрь 03, 2007, 14:22:24 »
Дорогие спорщики!
Ко Дню примирения и согласия предлагаю вашему вниманию любопытный документ. Ксерокопия его хранится у меня. Ник

Многоуважаемый Петр Нилович!

Мы позволяем себе снова отнять у Вас немного времени, так как Вы отнеслись с пониманием к нашим заботам во время нашего прошлого посещения.
Для нас (т. е. для Г. Вишневской и А. Огнивцева) обстановка в театре с тех пор значительно ухудшилась.
Сейчас осуществляется постановка «Псковитянки» — мы оба, как и многие другие артисты, ждали этой постановки очень давно. Дирижировать должен был Народный артист СССР Е. Светланов, который ставил непременным условием участие в постановке Г. Вишневской и А. Огнивцева.
Сейчас эта постановка поручена Ю. И. Симонову, видимо совершенно к этому неподготовленному и начавшему с ряда вольных или невольных ошибок. В этом его поощряет главный режиссер И. М. Туманов, который, не имея режиссерского таланта, избегает соприкосновения с яркими творческими индивидуальностями. Вероятно поэтому Г. Вишневская без всяких оснований исключена из состава «Псковитянки», а от А. Огнивцева ждут добровольного отказа, ставя его в невыносимые условия.
Дело в том, что Римский-Корсаков в течение своей жизни дважды возвращался к «Псковитянке», пока не создал третью, окончательную редакцию, которую признал самой совершенной. Именно эта последняя редакция всегда и шла в Большом театре под управлением таких дирижеров, как В. Сук, Н. Голованов, Е. Светланов. Сейчас же молодой дирижер по неопытности (не пожелав даже выслушать мнение Художественного совета) создает свою собственную редакцию, представляющую смесь из всех трех редакций с преимущественным возвращением к первоначальным вариантам, отвергнутым самим автором.
Мы знаем из биографии Римского-Корсакова, как горячо он поддержал революцию 1905 года, за что был удален из Петербургской консерватории. Тогда «Псковитянка» — первая русско- революционная опера звучала, как революционный призыв! Не случайно именно к этой опере Римский-Корсаков дважды возвращался.
Большой театр приурочил постановку к XXIV съезду и это совершенно правильно.
Хотелось бы, чтоб это был яркий спектакль, возрождающий лучшие прогрессивные традиции русского оперного искусства.
При режиссере, так плохо себя зарекомендовавшем в прежних постановках, и при дирижере, начавшем свою деятельность с грубейших ошибок, к сожалению, на это не приходится надеяться.
Народные артисты Союза ССР
Г. Вишневская
А. Огнивцев
(Подписи)
Машинопись. Подписи— автографы.
На первом листе печать Общего отдела ЦК КПСС:
Подотдел писем 18 ноября 1970 № 187771
К документу приложена автографическая записка:
Тов. Демичев П. Н. просил направить данное письмо в Отдел культуры ЦК КПСС тов. Шауро В. Ф. 17.XI.70 г. Скворцов


Basil

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #122 : Ноябрь 03, 2007, 20:45:22 »
Дорогие спорщики!
Ко Дню примирения и согласия предлагаю вашему вниманию любопытный документ. Ксерокопия его хранится у меня. Ник

Многоуважаемый Петр Нилович!

Мы позволяем себе снова отнять у Вас немного времени, так как Вы отнеслись с пониманием к нашим заботам во время нашего прошлого посещения.
Для нас (т. е. для Г. Вишневской и А. Огнивцева) обстановка в театре с тех пор значительно ухудшилась.
Сейчас осуществляется постановка «Псковитянки» — мы оба, как и многие другие артисты, ждали этой постановки очень давно. Дирижировать должен был Народный артист СССР Е. Светланов, который ставил непременным условием участие в постановке Г. Вишневской и А. Огнивцева.
:)) Ох уж эта Галина Павловна с её маленькими, хитрыми, злыми глазками :))
То-то она Светланова в своей книге поливает - вероятно, потому, что он поставил условие делать оперу именно с нею :))
Просто анекдот.
Кстати, не ко дню согласия будь сказано, вчерась я ознакомился с "подборкой" документов в последнем издании книги Вишневской - о котором говорил Тузик.
Это просто НЕЧТО :))))
Я хохотал до слёз :)))))
Вишневская и Ростропович писали из-за рубежа гневные письма тов. Брежневу, поливали его, как только могли (такие смельчаки :)), и клялись, что никогда не занимались, не занимаются и не собираются заниматься политикой :))))
И то знаменитое письмо Образцовой, Архиповой, Пьявко и прочих прочитал - где они просят избавить Большой театр от Вишневской и Ростроповича :))))
А Вишневская и Огнивцев просят избавить Большой театр от других деятелей (в свою очередь).
Господи, так чего хотела Вишневская - т.е. она, типа, "имеет право" судить и других отстранять от работы, а её и не тронь ? :)))

Забавно !

Ну а теперь, считая инцидент исчерпанным, вернёмся к теме потока.
« Последнее редактирование: Ноябрь 03, 2007, 20:49:06 от Predlogoff V.V. »

Basil

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #123 : Ноябрь 03, 2007, 21:04:59 »
Дальше немного скажу по Свиридову в качестве "резюме".
Потом послушаем низкое "соль", о котором говорил Тузик - в партии Ульрики :)
Далее обсудим "Вертера", ну а потом сравнительные заслушивания романсов Чайковского и Рахманинова в исполнении Образцовой и других певцов - и ещё кое-что.
Далее - как пойдёт.

Basil

  • Гость
Re: Елена Образцова как историческое явление
« Ответ #124 : Ноябрь 04, 2007, 21:22:55 »
Свиридов предложил Образцовой записать пластинку в „Мелодии". Позже она говорила об этой работе:
— Со Свиридовым мы писали музыку. Это трудно, очень трудно. Музыку естественно петь в концерте, где я чувствую публику, ее эмоции, чувствую то. что зовется властью над залом. На концерте есть неповторимый момент, когда музыка рождается под влиянием минуты. А на записи я сижу перед микрофоном в четырех стенах студии. Потом я перехожу к звукорежиссеру, слушаю, что получи¬лось, а что нет. Я работаю не только как певица, но и как режиссер и даже критик. Тут же оцениваю сделанное. Тут же исправляю.
Поэтому как бы безупречна ни была запись, она лишь отчасти передает меня: ведь двух одинаковых интерпретаций не бывает. Но с Георгием Васильевичем вдохновение от нас не ушло, хотя мы и помучили друг друга! Он отыскивал в звучании рояля воздух, широту, колокольные звоны. А я в звуке голоса своего искала радость или горестные интонации. Пожалуй, таких у меня три пластинки - вот эта, со Свиридовым. И с Чачава - романсы Чайковского и Шумана.
(конец цитаты)


В "Весне" мне сегодня, после стольких лет знакомства с этой музыкой, вдруг стало очевидно заимствование некоторых композиторских и чисто ф-п приёмов из французской музыки – Дебюсси, Равеля и даже Мессиана :) Также вполне очевидно знакомство с вокальным и фортепианным творчеством Метнера. По всей видимости, пока у меня Свиридов находился где-то на периферии внимания, а я занимался изучением более "модернистских" авторов, произошло каккое-то подспудное накопление информации и теперь можно приступать к переосмыслению своих старинных впечатлений :) А теперь я вдруг заметил, что ф-п "кластеры" уж очень что-то напоминают :)) Да, Свиридов был поистине энциклопедически образован – это проявилось даже в такой мелочи. С другой стороны, этот позаимствованный чисто внешний приём оказался более чем уместным в столь РУССКОЙ музыке !
Что касается вокала, то в первом произведении Образцова демонстрирует одну из своих вокальных "ипостасей" – яркое, светлое звучание верхов с использованием почти одного только головного резонатора ! Такое же пронзительное, как, к примеру, в романсе Чайковского "Уж гасли в комнате огни" в среднем эпизоде.
Зато во втором произведении на фоне размеренных "колокольных" аккордов фортепиано поёт таким сосредоточенным почти что "оперным" голосом "в маске" – в среднем, а также в своём любимом "фирменном" нижнем регистре с полным включением грудного резонатора. Очень точно интонирует !
Третье произведение "За горами, лесами" совершенно изумительно – на фоне статичных, словно бы бессильно "никнущих" аккордов фортепиано звучит негромкое сосредоточенное пение. Музыка передаёт настроение каких-то бескрайних далей – слышно, как Свиридов вслушивается в угасающие аккорды рояля, на фоне которых звучат тонко варьируемые интонации певицы, вплоть до исчезающего РРР. Заканчивается это всё немного неожиданно, так, что хочется повторить знаменитые слова: "музыка не заканчивается, а прекращается" :)
Контрастом к предыдущему и как-то удивительно "по-московски" начинается и звучит следующее произведение – тут Свиридов опирается на типичные приёмы московской композиторской школы – думаю, сознательно прибегает к ним. Образцова опять демонстрирует свой сверкающий верхний регистр – что так уместно здесь !
Зато в следующей вещи она опять находит удовольствие в демонстрации всей своей звуковой палитры. Правда, сама музыка не очень меня впечатляет.
По поводу "Невесты" всё было сказано выше в беседах Образцовой и Свиридова, вряд ли что-то можно добавить – можно лишь послушать и узнать, что же у них получилось в результате всех творческих споров и даже после их эстрадной "борьбы", когда композитор перебивал Образцову своим "композиторским" пением. Не могу припомнить ничего подобного этому случаю :)) Представляю себе, как в тот момент разозлилась Образцова :))
Импрессионистские призвуки ф-п в "Ветер принёс издалёка" удачно оттеняют насыщенное звучание голоса Образцовой – это одна из самых удачных вещей Свиридова.
Уникальна запись "Колыбельной песни" участием Маквалы Касрашвили – Образцова во втором куплете намеренно во всей полноте использует грудное звучание своего голоса, чтобы дать максимальный контраст тембру Маквалы – зато когда они поют вместе, Образцова старается как можно лучше соответствовать тембру Маквалы. Колыбельная опять не заканчивается, а прекращается – этот приём только что уже встречался. Любопытно, композитор просто не счёл нужным "закончить" вещь, чтобы "не испортить", или попросту уже всё было сказано и чтобы не разрушать впечатление напрашивающейся концовкой, Свиридов предпочёл не размениваться на банальное завершение ?
Про песню "Не мани меня ты, воля" было кое-что интересное сказано в беседе певицы и композитора, не хочу дополнять.
"Под насыпью" – одна из самых трагических вещей этого набора песен и романсов, но мне она, честно говоря, кажется немного надуманной. Быть может, такое впечатление вызвано самим стихотворением ? Оно всегда мне казалось интеллигентски-вычурным и как бы вызванным к жизни "социальным заказом". Впрочем, не мне судить.
Существенна роль фортепиано в последнем произведении, "Царица и царевна" – своими звукоимитациями оно вызывает ассоциации с какими-то волшебными, небесными тембрами, на фоне которых звучит "земной" насыщенный голос Образцовой. Вообще, как легко заметить, в своём ансамбле два великих музыканта весьма успешно использовали контрасты – и динамические, и тембровые. А вот в ансамбле с Архиповой Свиридов раскрыл другой приём – почти полного слияния тембров голоса и фортепиано. Это тоже по-своему великолепное и даже гениальное исполнение, но Ирина Константиновна по бОльшей части видела и передавала СВЕТЛУЮ сторону музыкальной сущности музыки Свиридова, тогда как Образцова предпочитала более густые краски.
Не могу сказать, какой приём мне больше "понравился" – скорее всего, композитор подразумевал возможность обоих подходов, для чего и записал свои произведения с разными певицами, по поводу чего мы может испытывать лишь полнейшее счастье :))
Хочу также отметить, как чисто интонировала Образцова в студийном ансамбле со Свиридовым – с ним-то, под таким слуховым контролем она не могла расслабиться и позволить себе петь неточно :)
В целом же все произведения подобраны автором таким образом, чтобы образовать как бы "цикл", хотя все они первоначально для этого вроде бы не предназначались.

Что касается монолитного цикла на слова Есенина в целом, то он мне кажется более интровертным, нежели сборник на слова Блока – тот больше связан с какими-то ВНЕШНИМИ впечатлениями и ассоциациями, а здесь по преимуществу – погружение в глубину экзистенции.
"Я покинул родимый дом" – одна из моих любимых вещей не только у Свиридова, но вообще в камерном вокальном жанре. Как и заключительный раздел цикла, завершающийся мощной колокольной ф-п кодой !
Эффектны фортепианные "звоны" и кластеры в разделе "Отчалившая Русь" (давшем название всему произведению) - один из немногих "внешних" приёмов в этом цикле, как и переливающаяся импрессионистскими "колокольчиками" ф-п партия в разделе "Там, за Млечными холмами".
Вообще, от пианиста требуется в этом цикле почти невозможное, например, изображение звучания рога в разделе "Трубит, трубит погибельный рог" и т.п.
Суровый гармонический колорит цикла и местами не слишком изящные (по замыслу) мелодии требуют и от певца большой сосредоточенности и точности интонирования, а также вполне "оперной" силы и насыщенности, вовсе не вредящих этому циклу, а даже необходимых при его исполнении.


"Бал-маскарад".
По правде говоря, я не люблю эту оперу, но когда поют такие великие певцы, то даже мне она начинает нравиться :)) При этом я вспоминаю сказанные по другому поводу знаменитые слова: "Эту музыку исполняют лучше, чем она написана" :))
Воистину.
Поначалу я хотел ограничиться лишь прослушиванием нижнего контральтового "соль" Образцовой, о котором говорил Тузик (середина 7-го трека), но потом подумал и решил, что можно заслушать всю партию Ульрики, начиная с упоминания этого персонажа в опере, в исполнении Образцовой, чтобы заодно оценить её партнёрские качества в знаменитых ансамблях.
Блестящее воплощение и одна из лучших ролей Образцовой.


Материалы по теме здесь:
http://classicalforum.ru/index.php?topic=80.0
« Последнее редактирование: Ноябрь 04, 2007, 21:51:40 от Predlogoff V.V. »