Автор Тема: "Хованщина" М.П.Мусоргского в Новой Опере  (Прочитано 7681 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 762
    • http://www.novayaopera.ru/
VIII Международный фестиваль
КРЕЩЕНСКАЯ НЕДЕЛЯ В НОВОЙ ОПЕРЕ

11–29 января 2012
Евгению Колобову посвящается

26 января (чт) 19:00
М.П. Мусоргский
«ХОВАНЩИНА»

Опера в концертном исполнении
Солисты, хор и оркестр театра Новая Опера
Хормейстеры: Наталья ПОПОВИЧ, Юлия СЕНЮКОВА
Дирижер Дмитрий ВОЛОСНИКОВ

Последние семь лет (1874–1881) были самым мрачным периодом в жизни Модеста Петровича Мусоргского. Распалась «Могучая кучка», обострялось отношение к «антимонархической» опере «Борис Годунов», правительственные круги продолжали травить композитора, усугубились материальные проблемы, чувство одиночества.
Основным трудом этих лет стала «Хованщина». Либретто оперы Мусоргский писал сам, исследуя исторические документы, древние литературные источники, мемуары. Однако смерть оборвала работу над монументальным трудом. Опера осталась незаконченной и неоркестрованной. Лишь в 1886 году опера увидела сцену в обработке и оркестровке Н.А. Римского-Корсакова.
Название второй музыкальной народной драмы Мусоргского происходит от фамилии князей Хованских. Иван Хованский был начальником стрелецких войск, влиятельным лицом времен правления царевны Софьи, посягающим на царский трон. Другой претендент на власть – фаворит Софьи, князь Голицын. Ненавидящие друг друга, они, тем не менее, пытаются вступить в союз для отпора наступающей новой, могучей силе, представленной молодым Петром и его соратниками. Но содержание оперы гораздо шире: происходящие в верхах раздоры заставляют лишь страдать народ и вызывают массовый стихийный протест.
Тема Хованщины – стрелецкого восстания 1682 года – переплетается в опере с любовной драмой Андрея Хованского, сына Ивана, и раскольницы-провидицы Марфы, чей образ композитор особенно ценил и щедро наделил мелодиями поразительной красоты и драматической глубины.
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 762
    • http://www.novayaopera.ru/
Re: "Хованщина" М.П.Мусоргского в Новой Опере
« Ответ #1 : Декабрь 22, 2011, 14:00:51 »
Грандиозную оперу М.П.Мусоргского "Хованщина" театр Новая Опера уже успешно исполнил в марте 2011 года на фестивале в честь композитора в Твери (смотрите видеосюжет). Теперь посчастливилось москвичам: не упустите возможность самим услышать монументальную народную драму великого русского композитора 26 января (чт, 19:00) на фестивале "Крещенская неделя в Новой Опере"!
Видеосюжет: http://www.aprel-tv.ru/news/1041
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 762
    • http://www.novayaopera.ru/
Re: "Хованщина" М.П.Мусоргского в Новой Опере
« Ответ #2 : Декабрь 22, 2011, 18:19:22 »
Урра! Предварительный состав:
Иван Хованский - Олег Диденко, Андрей Хованский - Сергей Поляков, Голицин - Александр Скварко, Шакловитый - Артем Гарнов, Досифей - Владимир Кудашев, Марфа - Агунда Кулаева, Подьячий - Максим Остроухов, Эмма - Марина Нерабеева, Стрешнев - Александр Мартынов, Кузька - Сергей Тарасов, Варсонофьев - Дмитрий Орлов, Стрельцы - Александр Попов, Сергей Тарасов, Александр Мартынов, Анатолий Григорьев
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 762
    • http://www.novayaopera.ru/
Re: "Хованщина" М.П.Мусоргского в Новой Опере
« Ответ #3 : Январь 25, 2012, 18:59:47 »
Сегодня состоялась генеральная репетиция оперы "Хованщина" М.П. Мусоргского, которая завтра в рамках фестиваля "Крещенская Неделя в Новой Опере" прозвучит на сцене театра в концертном исполнении. Музыкальные исторические полотна будут иллюстрироваться живописными полотнами, которые помогут лучше ощутить дух эпохи России XVII века, времен Смуты, стрелецких бунтов, церковного раскола.
Специально для участия в постановке приглашен старший звонарь Ярославской епархии Владимир Дегтярев.
Коллектив Новой Оперы и дирижер Д. Волосников обращаются к «Хованщине» не в первый раз. Летом 2010 г. в Костроме солисты театра приняли участие в грандиозной постановке оперы Мусоргского на главной площади города. (Режиссер Г. Шапошников, сценография В. Герасименко). А в марте 2011 г. «Хованщина» в концертном исполнении прозвучала на III Международном фестивале имени Мусоргского в Твери. Новая Опера мечтает осуществить постановку гениальной «Хованщины», и нынешнее её концертное исполнение в рамках Фестиваля «Крещенская Неделя» станет шагом на пути к осуществлению этой мечты.
Фото с репетиции:
http://vkontakte.ru/club27071367
http://www.facebook.com/pages/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80-%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%9E%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%B8%D0%BC-%D0%95%D0%92-%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0/145509892187419
Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Хованщина" М.П.Мусоргского в Новой Опере
« Ответ #4 : Январь 27, 2012, 02:18:50 »
Так, ну вот, «Крещенская неделя» идет своим чередом, теперь и «Хованщину» послушали. А ведь ее не каждый оперный театр может себе позволить. Великая опера, я считаю. Причем, я люблю и особенно  ценю именно редакцию Римского-Корсакова, что бы про нее ни говорили. Дело в том, что эта редакция просто «впиталась» в меня после спектаклей Большого театра в 1980-е годы. «Хованщина» тогда сразу стала моей любимой оперой. Но поставить и исполнить ее очень трудно. Тут даже не в вокале дело, все главные герои должны еще и харизмой обладать. И хор должен быть самого высокого уровня. Именно такой он в Новой опере, это все знают. И сегодня этот хор пел великолепно.
Очень порадовали и солисты. Прежде всего, конечно, недоступно очаровательная  Агунда Кулаева в роли Марфы. Без нее ничего бы не получилось. Сочный, красивый, очень тягучий и одновременно пластичный голос Агунды «ложится» на эту партию почти идеально. Особенно ярко он звучал в верхнем и среднем регистре. В нижнем регистре Агунда все-таки его иногда немного «перегружала», и тогда он становился холодным и  и не таким полетным. К тому же, когда она «глубит», у нее искажается гласная «а». В принципе, это, конечно, мелочь. Дело в том, что Агунда пела настолько выразительно и темпераментно, что вряд ли кто-то обратил внимание на этот недостаток. Кстати, как ни странно, практически никаких проблем с дыханием у нее не было, а они обычно всегда в этой партии «вылезают». Еще она пела очень разнообразно: с массой тембральных и динамических оттенков, причем мастерски филировала звук наверху. Словом, на сцене – яркая личность! Харизматичная.  Слушать ее было очень интересно. А ведь у меня еще «на слуху» эта партия в исполнении поистине великих певиц. Единственную микроскопическую помарочку я заметил у Агунды в конце песни «Исходила младёшенька», когда она чуть-чуть разошлась с оркестром: то ли не сразу вспомнила слова, то ли они с дирижером просто друг друга не поняли. А всё остальное прозвучало более чем достойно. Даже не знаю, какую сцену выделить, пожалуй, все-таки последнюю сцену «Слышал ли ты, вдали за этим бором…» - ту, где всё достигло своей кульминации – и чувства, и драйв.
Но одной Марфы для «Хованщины» все же мало. Удивительно хорош был в партии Ивана Хованского Олег Диденко, причем, и вокально, и актерски. Во-первых, это было просто стопроцентное попадание в типаж - этакий мощный затылок всесильного мафиозо того века. Интересный тембр, великолепная дикция,  исключительная сочность фразировки (обязательная для этой партии), яркость слова и фразы, масса обертонов – и получился незабываемый образ. Пожалуй, иногда Диденко даже слишком увлекался «расцвечиванием» всех нот подряд, но это та партия, где лучше переиграть, чем недоиграть.
Как Вы понимаете, предводитель раскольников Досифей также должен быть харизматичной личностью. Я догадывался, что Владимир Кудашев – самая лучшая кандидатура на эту партию. Дело не только в большом голосе, но и в том, что этот певец всегда умеет заставить себя слушать. Но я не ожидал, что Кудашев сможет найти столько тонких звуковых нюансов для партии Досифея. Поэтому она прозвучала не монументально-однообразно, как это иногда бывает, а естественно, по-человечески. Пожалуй. это был абсолютно новый и крайне интересный для меня Досифей. Правда, гулкий голос Кудашева, честно сказать, звучал неидеально: вначале, вроде,  проскальзывало какое-то клокотанье, а в конце он, по-моему, стал немного дрожать и покачиваться, певец, наверное, устал. Впрочем, это не смазало общего впечатления.
Наибольшее беспокойство перед спектаклем у меня вызывал Артем Гарнов. Дело в том, что я считаю партию Шакловитого, которую он должен был петь, одной из самых трудных в русской опере. А певец-то молодой совсем, неопытный. Я его слышал в «Золушке», и он большого впечатления на меня не произвел – вокал был совсем сырой еще. Сегодня, когда он вышел в роли Шакловитого, голос сначала тоже звучал глуховато и как-то пустовато, да и дикция была проблемной. Но когда Гарнов вышел петь свою наитруднейшую арию, всё изменилось к лучшему. Он распелся, голос зазвучал гораздо более внятно и как-то весь «выдвинулся вперед» (а ему этого так не хватало раньше!). Короче, ария «пошла на ура». Причем, фразировка была такой грамотной и продуманной, что казалось, он ее поет уже не первый год. Видимо, такое удачное исполнение арии  придало Гарнову сил и уверенность в себе, и концовку он отработал не только добросовестно, но и весьма артистично.
Голос Александра Скварко тоже достаточно удачно «лег» на партию Василия Голицына, точнее на то, что от нее осталось  после купюр. Он пел добросовестно, стабильно, аккуратно, но, пожалуй, без каких-либо открытий. Впрочем,  так получилось, что именно его партию сократили больше всего. К тому же, верхние ноты у него звучали как-то пустовато, а средний регистр, наоборот,  немного плосковато. Но в этой характерной партии это было даже иногда и к месту.
Сергей Поляков очень старательно исполнил партию князя Андрея Хованского. Причем, пел он достаточно ритмично и весьма уверенно звучал наверху. Правда, голос его звучал несколько «грязновато», иногда с «песочком» в тембре. Кроме того, явно наблюдалась тенденция к «распеванию», т.е. появлению каких-то «лишних» нот. Но, может быть, это было связано с волнением, и потом исправится.
А одно из самых сильных впечатлений на меня (да и на всю публику) произвел Максим Остроухов в партии Подьячего. Этот человек такое вытворял своим характерным тенором, так играл, что Подьячий стал одним из главных персонажей оперы. Я сбился со счету, подсчитывая количество голосов, которыми он пел. Это было просто блистательно! Такой маленький шедевр. Вы знаете еще театр с такими блистательными «моржами»? Я –нет.
Между прочим, «Хованщина» в Новой опере уже практически готова. Сегодня все кроме хора пели без нот на пюпитрах, в хорошо продуманных (полу)костюмах в виде этаких…ээээ…пальто (пожалуй, только Агунда Кулаева в своем очень красивом, но светском платье несколько выбивалась из этого ряда), прекрасно играли, а на заднике проецировался отлично подобранный видеоряд с компьютерными эффектами. На мой взгляд, всё можно так и оставить. Впечатление достаточно сильное.
Как я понял, «Хованщина» исполнялась именно в редакции Римского-Корсакова (кстати, в программке напрямую об этом не говорится). Конечно, как я уже отмечал, без купюр не обошлось. Но они были, видимо, неизбежны и, кстати, вполне логичны. Все, кроме одной. Когда после слов Досифея « Труба Предвечного! Настало время в огне и пламени приять венец славы вечныя» Андрей Хованский не спел «Марфа, спаси меня!» у меня чуть инфаркта не случилось!  :) Купюра была настолько неожиданной, а эта душераздирающая фраза  (как и следующая за ней фраза Марфы «Тебя спасти?») настолько крепко впечаталась в мой мозг после спектаклей в Большом и бесконечного прослушивания комплекта пластинок, что ее возмутительное отсутствие произвело на  меня эффект разорвавшейся бомбы. Все-таки интересно, кто именно решил сделать эту купюру и, главное, зачем?
Неожиданным был и заключительный (дополнительный) хор раскольников, спетый а капелла  уже после хора сожжения (а из хора сожжения,кстати, исчезли фразы Марфы и Андрея). Я не могу вспомнить, был ли этот хор в каком-то другом месте в редакции Римского-Корсакова. Или он взят из какой-то другой редакции? Кто слышал или знает, подскажите.
И вообще, кто еще был на «Хованщине»? Какие впечатления?

« Последнее редактирование: Январь 27, 2012, 22:50:26 от Schwarzenstein »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: "Хованщина" М.П.Мусоргского в Новой Опере
« Ответ #5 : Январь 27, 2012, 10:47:49 »
Александр, ваш отклик просто колоссален ! Я не был на представлении, но с ваших слов я "вижу" и "слышу", что там происходило ! Потрясающе ! Я благодарю вас за такой подробный и развёрнутый отчёт, за такое количество деталей и метких наблюдений.

Когда после слов Досифея « Труба Предвечного! Настало время в огне и пламени приять венец славы вечныя» Андрей Хованский не спел «Марфа, спаси меня!» у меня чуть инфаркта не случилось!  :) Купюра была настолько неожиданной, а эта душераздирающая фраза  (как и следующая за ней фраза Марфы «Тебя спасти?») настолько крепко впечаталась в мой мозг после спектаклей в Большом и бесконечного прослушивания комплекта пластинок, что ее возмутительное отсутствие произвело на  меня эффект разорвавшейся бомбы. Все-таки интересно, кто именно решил сделать эту купюру и, главное, зачем?
Неожиданным был и заключительный (дополнительный) хор раскольников, спетый а капелла  уже после хора сожжения (а из хора сожжения,кстати, исчезли фразы Марфы и Андрея). Я не могу вспомнить, был ли этот хор в каком-то другом месте в редакции Римского-Корсакова. Или он взят из какой-то другой редакции? Кто слышал или знает, подскажите

Судя по всему, это тот самый хор раскольников, который принадлежит перу Мусоргского и который Римский-Корсаков не стал включать в свою редакцию, аргументируя это тем, что он "невозможен".
Фразы Марфы и Андрея, принадлежащие Римскому-Корсакову, судя по вашему отклику, убраны постановщиками - они были вставлены Р-К с целью драматизации действия, что, вообще-то, совсем не обязательно, ибо действие и без того до предела драматично. Кроме того, Р-К завышал и "тянул" партию Марфы на меццо-сопрано, а ведь она была задумана как контральтовая - т.е. от "соль" внизу до "соль" вверху ! И не выше (ниже уже некуда, ибо, если не найти контральто, то не всякое меццо озвучит нижний "соль", хотя Преображенская и Образцова озвучивали). А Р-К вставлял в партию Марфы более высокие ноты, что я лично считаю его ошибкой, хотя понимаю, чем это вызвано - сделать оперу доступной для реализации обычными тогдашними исполнителями.
Так что не волнуйтесь, Александр, редакция "Хованщины", которую вы услышали в "Новой опере", судя по всему, является компилятивной. Даже если за основу взят вариант Римского-Корсакова и его оркестровка, то компоновка материала и текст приближены к автору.
Вообще говоря, этот вопрос нуждается в изучении: нужно рассматривать все авторские материалы и сравнивать с тем, что реализуется в той или иной постановке (авторские готовые и рабочие материалы по "Хованщине" вроде бы изданы в виде отдельного тома, но у меня его нет - кстати, не поискать ли его в интернете ?). Ведь не секрет, что вторая половина оперы осталась после Мусоргского в виде разрозненных номеров и фрагментов, хотя сценарий был прописан автором до конца и отдельные номера тоже были записаны (но не оркестрованы). По этой причине "Хованщина" всегда будет существовать в виде компиляций, составленных из авторских материалов с бОльшим или мЕньшим вкусом теми дирижёрами (и режиссёрами), которые возьмутся за очередные постановки.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Schwarzenstein

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 497
Re: "Хованщина" М.П.Мусоргского в Новой Опере
« Ответ #6 : Январь 29, 2012, 00:42:33 »
Да, мне показалось, что за основу всё-таки взяли версию Римского-Корсакова, но в конце добавили этот "посмертный" хор. После музыкальной темы "петровцев" (которой заканчивается опера у Р-К) он, пожалуй, звучит немного странновато. Еще там в нескольких местах добавили колокольный звон. А что касается купюр, то, конечно, не было сцены Марфы с Сусанной (впрочем, ее и в Большом не было, только на пластинках в записи с Огнивцевым), начала монолога Голицына, куска его ссоры с Иваном Хованским, той небольшой сцены, где Марфа возвращается в кабинет Голицыну (после того, как он послал "скорей утопить на болоте, чтобы сплетни не вышло") и рассказывает, что от убийцы ее петровцы спасли, и еще, вроде, пары фрагментов, сейчас уже точно не помню, но, когда слушал, заметил. Ну, и этих двух запоминающихся фраз Андрея и Марфы в последней сцене и их фраз в самом хоре сожжения. А так всё основное было, кажется, все-таки от Римского-Корсакова, причем с "московскими" словами (В Питере всегда пели немного другой вариант текста), я как-то слышал редакцию Шостаковича (кажется), так там от оркестровки совсем другое впечатление оставалось, и еще какие-то дополнительные два-три хора там было, кажется "пришлых людей" или что-то в этом роде, не помню точно, как они назывались. Так вот, кажется, ничего этого от Шостаковича в версии, которую представила Новая опера, не было, разве что этот "посмертный" хор. А проверить это можно лишь частично, потому что у меня клавир только версии Римского-Корсакова есть.

Оффлайн Svyatoslav

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 199
Re: "Хованщина" М.П.Мусоргского в Новой Опере
« Ответ #7 : Январь 29, 2012, 01:10:51 »
Модест Петрович Мусоргский, "Хованщина", редакция Павла Александровича Ламма.

http://files.mail.ru/GDMMLN

Ссылка на фонд Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, где хранится инструментовка "Хованщины".

http://archives.shostakovich.ru/funds/30/#P.2

Оффлайн Novopera

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 762
    • http://www.novayaopera.ru/
Re: "Хованщина" М.П.Мусоргского в Новой Опере
« Ответ #8 : Февраль 09, 2012, 15:24:49 »
Новая статься на OPERANEWS.ru
05.02.2012 в 18:45, Татьяна Елагина.
Абсолютный шедевр про нас
«Хованщина» в «Новой опере»
http://operanews.ru/12020505.html

 «Народная музыкальная драма» – такой подзаголовок, данный автором, казалось бы, сразу перечёркивает саму идею концертного исполнения этой оперы. Драма предполагает действие, живой нерв; концерт – статичное академическое исполнение музыкального текста с максимальным вниманием ко всем нюансам, заложенным в партитуре.

Удивительно, но в этот вечер 26 января в зале «Новой оперы» происходило действо, захватывавшее слушателей не только добротным озвучиванием сложнейшей русской оперы, но и яркими актёрскими работами, ненавязчивым, но стильным визуальным оформлением.

Особенно радовали изысканные видео-проекции, сменявшиеся на заднике. Чудеса компьютерной графики заставляли картины оживать, в каждой ярко выделялись динамичные смысловые детали. Речная рябь и отражающиеся в ней Кремлёвские храмы во вступлении – «Рассвете на Москве-реке», играющее пламя светильников и узнаваемая «парсуна» царевны Софьи в тереме Голицына, и, наконец, по-настоящему разгорающийся раскольничий скит в финале – апофеоз того, как можно красиво и современно и, заметим, бюджетно, оформлять спектакли!

Белые с чёрными узорами косынки на плечах хористок придавали их строгим концертным платьям русский колорит. У всех мужчин-солистов поверх «своего» были надеты некие тёмные гибриды кафтана и шинели, почти до щиколоток. Красные воротники-стойки отличали стрельцов, их глава – Иван Хованский – и вовсе под распахнутым верхним слоем носил ярко-малиновую длинную рубаху навыпуск. Белый воротничок – Андрей Хованский, чёрный с золотым шитьём – князь Голицын. Характерные плетёные петли на кафтане напоминали о монашеском сане Досифея.

Не стану гадать, специально ли пошили наряды двум солисткам, или они их нашли в собственном гардеробе, но смотрелись и белоснежное скромное платьице Эммы и тёмно-серое, словно из литого металла одеяние Марфы очень эффектно и в общем ключе. Даже причёски у дам соответствовали образу – крендельком, по-немецки уложенные волосы со сверкающим старинным гребнем у Эммы, и неожиданно строго выглядящая «французская» высокая коса у Марфы. Мизансцен, как таковых, не было – пришли, ушли, дотронулись, приобнялись. Но это и не требовалось в данном варианте.

Всё же хозяин в концертной постановке – дирижёр. Дмитрий Волосников, стоявший за пультом в тот вечер, показал себя в этом качестве опытным, добросовестным, чутким. Чувствовалась большая, тщательная репетиционная работа. Но всё же временами не хватало особой искры, отделяющей просто хорошее исполнение от эталона. Особенно в «Рассвете», открывающем оперу, ощущалась некая «школьность», выученные отдельные соло не сливались в единое целое. Но второй чисто оркестровый фрагмент – Пляска персидок, прозвучал неожиданно ярко, чувственно. «Балета не будет, мы за персидок» — шутка, сказанная в антракте знакомой скрипачкой, оказалась правдой, так зажигательно был исполнен этот популярный номер. Жаль, что неизбежные в «Хованщине» купюры не дали прозвучать трагичному «Поезду Голицына» — он мог бы стать откровением.

Дмитрий Волосников – хормейстер по первому своему образованию. Поэтому в многочисленных знаменитых хорах его лидерство проявлялось более явно. Причём, не вселенский вопль стрельцов «Батя, батя, выйди к нам» стал смысловым центром гласа народа, а тихие сосредоточенные молитвы раскольников, с явным акцентом на звучание мужских голосов. Кое-где хор без сопровождения слегка плавал по тональности, но зато какой октавист таится в его басовой группе!

И как не может в принципе состояться «Хованщина» без классного хора (под руководством Натальи Попович и Юлии Сенюковой), так же необходима для этой оперы очень сильная не просто певица, но актёрская личность на роль раскольницы Марфы.

Агунда Кулаева ещё очень молода, но наделена природой щедро. Настоящее, густое и тёмное меццо-сопрано, может быть чуть глуховатое в крайнем нижнем регистре, но сочное в центральном и с яркими уверенными верхами. Порой казалось, что на особо длинных фразах певице трудновато с дыханием, но это не портило впечатление. Она понимала каждое пропетое слово, вкусно произносила славянизмы, дикция её если и не безупречна, то много лучше большинства коллег.

Высокая статная фигура, точёные черты лица, природная гордая поступь горянки… Пожалуй, впервые увидела такую юную Марфу, для которой и её мистический дар, и верность Старой вере – лишь сопутствующие моменты. Главный смысл её жизни – земная и грешная, очень страстная любовь к князю Андрею. Как у неё в финальном дуэте прозвучало: «…Жарко было, как в ночи шептал ты мне…» — сплошная эротика, Песнь песней лишь средствами голоса, без раздеваний и лежачих мизансцен!

Молода и красива, с чистым компактным сопрано и вторая героиня-соперница Эмма, Марина Нерабеева. К сожалению, её партия ограничена только первой картиной.

Мужские роли в «Хованщине» превалируют. И начинать их разбор положено с идейного центра – Досифея. Глава раскольников в исполнении Владимира Кудашева казался мудрым и мягким, настоящим интеллигентом. У него замечательно проникновенно звучали дуэты с Марфой, все фразы на пиано и мецца-воче. Но в патетических местах, особенно в финале про «…трубу предвечного» его басу не хватало мощи и яркости, казалось, что голос много поработал и не по годам потускнел. От того настоящего духовного вождя, способного увлечь за собой даже в огонь, как-то не получилось.

Ещё более сомнительное звучание было у Ивана Хованского – Олега Диденко. Не всегда точно он попадал в ноты, да и слова у этого певца труднее всех было разобрать, порой казалось, что он сам не очень понимает, про что поёт на родном языке. В сцене с Голицыным с ужасом услышала про «гибеллинов» — ой, к чему это тут из другой оперы? Хорошо, что вспомнила текст: «Забыл, чья во мне кровь? Гедимина кровь!» Просто курьёз! Образ стрелецкого головы, «Бати» получился одномерным – пьяница и распутник убедительный, но ни грана породы, значимости, той самой великого князя литовского «гедиминовой» крови не ощущалось в этом персонаже.

«Яблочко от яблоньки» и сынок – князь Андрей Хованский в исполнении Сергея Полякова достаточно ровно и крепко прозвучал, его дикция, кстати, не вызывала напряжения. Но ничего нового в образ слабовольного сластолюбца он не привнёс. Впрочем, трактовка князя Андрея, как второстепенного героя, лишь «объекта», на который щедро изливается море страсти Марфы, традиционна. Пожалуй, лишь одно исключение вспоминается – постановка Венской оперы 1989 года: мощный, раздираемый противоречиями Андрей Хованский, озвученный легендарным бронзовым тенором Владимира Атлантова. Но там и «Батя» был соответствующий – Николай Гяуров!

Партия князя Василия Голицына по объёму невелика – всего один выход, и вокально в ней блеснуть нечем. Но всё же хотелось бы, чтобы исполнитель чувствовал значимость персонажа, самого титулованного и реального из всех действующих лиц.

Не только красавец и Софьин невенчанный муж, но на какое-то время по существу правитель государства, полководец, эрудит и западник. Увы! Тенор Александр Скварко продемонстрировал тривиальный тембр и голые ноты, без попыток вникнуть в смысл текста. В связи с этим подумалось, что вот тоже тенор Максим Остроухов в острохарактерной роли Подъячего вполне мог бы «поменяться местами» с князем. Его голос ничуть не хуже, а уж актёрски этот певец заслуживает самых горячих похвал. Он даже ходил по сцене не как стрельцы или князья, а как настоящая «чернильная душонка»! Так и хочется вспомнить классику про «нет маленьких ролей …» и т.д.

Единственным мужчиной в этом спектакле, соответствовавшим всем музыкальным и эстетическим запросам, оказался Боярин Шакловитый в исполнении совсем молодого артиста Артёма Гарнова. Уже в первой картине, когда Шакловитый торгуется с Подъячим, обратил на себя внимание крупный полнозвучный настоящий драматический баритон, безупречное владение словом, сарказм и подтекст, вкладываемый в почти иезуитские фразы.

О знаменитой мистической арии «Спит стрелецкое гнездо» сразу подумалось с интересом и опасением – как справится? Уж очень «крепкий орешек» вокально, а по смыслу, так чуть не диссертации защищали музыковеды, пытаясь понять, отчего такие глубокие философские строки о судьбах Руси вложил автор в уста предателя и подлого убийцы? Договаривались чуть не до того, что Шакловитый – альтер эго самого Мусоргского! Кто знает, спросить напрямую уж нельзя…

«Стрелецкое гнездо» у Артёма Гарнова получилось! Да, можно занудливо пожелать ещё большей свободы на финальной высокой ноте, пока она прозвучала напряжённо. Но даже в этом трепете излишне натянутой струны на «..от лихих наемников» был свой смысл. Была неподдельная боль, и сдержанная скорбь, и удивление, что «…пропала рать татарская, кончилась власть боярская, а ты, печальница, страждешь и терпишь!»

А как язвительно, точно, как удары хлыста, произносил Шакловитый «Белому лебедю слава, ладо ладу..» — только что убитому Хованскому. Да и фактура артиста явно к нему располагает. Словно оправдывая свою фамилию, такой гарный добрый молодец, ростом не меньше 190 см, стройный, с породистой посадкой головы, своя небольшая тёмная бородка хорошо гармонирует с почти иконописным в северно-русском стиле лицом. По описанию Алексея Толстого Федька (Шакловитый) тоже был чертовски хорош, но совсем по-иному – смуглый, цыганистые чёрные кудри, нос с горбинкой. И всё равно, из другого исторического романа всплыло, глядя на этого, оперного Шакловитого – у царевны то Софьи «губа не дура» была, не только с Василием Васильичем она была близка, но и с Федей утешалась! Вот в какие исторические дебри заносит, когда сталкиваешься с оперными артистами, обладающими всем комплексом данных и умеющими ими владеть… И когда ни музыке, ни певцам не мешает маниакальная режиссёрская воля.

Для современного зрителя, заранее испуганного ожиданием: «А что ещё удумает очередной творец-постановщик, куда заведёт нас его больная фантазия?» вариант семи-стейдж, то есть, полуконцертной постановки с элементами декора, является настоящей находкой, отдушиной.

Маленькое пожелание, странное лишь на первый взгляд. Текст, написанный самим Мусоргским, который здесь так значим и глубок, хорошо бы дать титрами над сценой, как в иностранных операх. И ничего тут нет зазорного. Во время трансляций на телеканале «Arte» субтитры в «Кармен» или «Вертере» на их родном французском – уже традиция. Да и у нас в Большом такой опыт уже есть – в «Огненном ангеле» и в «Руслане и Людмиле». То, что как ни бейся, не все вокалисты могут внятно доносить слова, – остаётся фактом. Кроме того, здесь значимы и строки у хора, а уж это разобрать не в силах и опытное ухо. Спасало то, что около половины текста помню наизусть, вторую, что называется, домысливала. Но многие в зале, а хочется отметить, что в «Новой опере» своя, особая публика, какая-то не чисто меломанская, а просто интеллигентная, судорожно шуршали программками, пытаясь понять, кто сейчас на сцене и о чём речь.

…Последняя живая «картинка» — серый щемящий родной простор, багрово дымящееся, догорающее пепелище вдали и ворон, насупившийся на плетне. «Звучит хор пришлых людей, которые скорбят о Руси, страдающей от внутренних междоусобиц» — цитирую из буклета. Но вдруг виртуальный ворон взмахивает крыльями, летит куда-то вдаль, за горизонт – и остро всплывает в памяти эпизод из шестого класса музыкальной школы. Тогда эти слова любимой учительницы по музлитературе были загадочны: «Хованщина — абсолютный шедевр, потому что это – про нас, и за 300 прошедших лет мало что изменилось в русской душе».

Московский театр Новая Опера им. Е.В.Колобова.
Билеты on-line:
www.novayaopera.ru; tickets@novayaopera.ru
Касса театра: ул. Каретный Ряд, 3 (сад «Эрмитаж»),
ст. м. «Пушкинская», «Маяковская»
тел.: (495) 694-08-68, тел./факс: (495) 694-18-30
www.parter.ru, www.ticketland.ru, www.kontramarka.ru