Автор Тема: "Резиновая клава" (вред от игры на электронных клавиатурах)  (Прочитано 2975 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Агния Барто

"Резиновая Зина"

Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзинке принесли.
Она была разиней,
Резиновая Зина,
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим:
Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин.

----------------------------


Хотя поводом к созданию этого потока послужили совершенно другие соображения, не могу не отметить, что эти стихи и живописуемый ими быт ныне воспринимаются совершенно по-другому в изменившемся социальном контексте.

Так вот, о резине: к чему бы это я, да ?

С изумлением прочитал, что некоторые ведущие наши пианисты (помимо тех, о ком я это знаю наверняка, можно смело сказать то же самое и о многих других) денно и нощно упражняются ..... на чём бы вы думали ?? Да-да: на электронных клавиатурах.
Я узнал об этом о разных пианистах из разных источников. Эта информация меня неприятно поразила, и мне многое стало ясно.



 Сообщение от Koteika 
---------------------------------
Маленькая смешная заметка - он [Б.В.Березовский] приехал с маленьким сыном, который бегал вокруг церкви во время репетиции и перед концертом. Нас пустили в зал за полчаса до начала. В алтарной части, где я сидела, была приоткрыта дверь в комнату, где Б продолжал репетировать на электронной Ямахе с выключенным почти звуком. Так вот - после исполнения второй песни Шуберта, в паузу, на весь зал раздалось - бамс-бамс-бамс!! Березовский вскочил, покраснел и выбежал из зала со словами "Sorry, it's my son!". Мелкий заскучал и решил тоже поиграть. Попало ему, наверное!) Возвращение Березовского зал встретил дружными возгласами поддержки и рукоплесканиями!
--------------------------------------
(конец цитаты)


Любопытная зарисовка, но больше всего меня заинтересовало в данной заметке не это, а тот факт, что Березовский репетировал на электронном инструменте !! И, судя по всему, это был не эпизод, это уже "система" ! Не этим ли объясняется вот такое наблюдение ?


 Сообщение от Татьяна Воскресенская 
---------------------------
к величайшему сожалению, в последнее время в его исполнении наметились негативные тенденции:
1. Очень сухая , холодная игра, отдан приоритет исключительно виртуозной всемогущественности.
2. Практически отсутствует дифференциация в стиле композиторов. Часто все композиторы исполняются одинаковой эффектной, шоуменовской манерой, одним, одинаковым звуком
---------------------------
(конец цитаты)


Мы тут немножко посовещались

http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3165.30
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3165.45

и постановили, что во всём виноваты систематические упражнения на электронных клавиатурах, которые "портят" звук пианистов. Кстати, та же проблема неожиданно обозначилась и у Володося:

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/266336/kogda_ya_byl_ne_ya

Цитата из интервью с Володосем:
-------------------------
— Как вы организовываете занятия?

— Заниматься много вредно. И для рук, и для слуха. Притупляется восприятие. Гораздо полезнее заниматься «в голове». Кроме того, я веду ночной образ жизни, занимаюсь ночами на электронном инструменте. У него нет чувствительности к градациям туше, но текст на нем выучить можно. Все равно ведь инструменты на сцене каждый раз разные, и то, что подходит для одного, не годится для другого.

— Но у вас тончайшая звуковая палитра, такие нежные прикосновения. Неужели это заранее не отрабатывается?

— Я просто слышу в воображении те тембровые краски, которые хочу получить, а пальцы подчиняются слуху.
-------------------------

До этого интервью, ошарашившего меня подробностями занятий Володося, я не придавал значения некоторым особенностям его звуковой палитры, приписывая их специфическому тембровому вИдению пианиста (в частности, удивившее меня однообразие звучания в 7-й сонате Скрябина - я воспринял это как сознательно реализованную именно в таком виде часть художественного замысла, и мне это показалось надуманным), но теперь я прихожу к выводу, что некоторые особенности его звука и странности технических решений - иной раз очень грубых в форте - проистекают именно из занятий на электронной клавиатуре.
Кто бы мог подумать ...
Да разве могло мне в голову прийти подобное предположение ?
Но теперь я, вспоминая игру многих пианистов, в т.ч. и Березовского, всё больше убеждаюсь в том, что тембровая обезличенность проистекает именно из занятий на электронных клавиатурах. Всё же за это "удобство" приходится расплачиваться утратой индивидуальности звука.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
В защиту занятий на электронных клавиатурах приводятся различные резоны: чтобы никому не мешать, чтобы упражняться в любое время, что нет смысла играть на настоящем рояле, потому что все рояли всё равно отличаются друг от друга и т.п. Вообще говоря, до сего момента я на эту тему особо много не размышлял, но в связи с открывшимися обстоятельствами у меня сразу возник вопрос о влиянии такого способа занятий на звуковой результат при игре уже на настоящем рояле. И, обсудив этот вопрос, я вместе с моими собеседниками пришёл к выводу, что следы подобных занятий "на резине", безусловно, повлияли на изменение звуковой палитры указанных музыкантов далеко не в лучшую сторону !
Я могу добавить ещё несколько имён: я подозреваю, что таким же способом гробил свой тембр Коробейников - я уже много раз указывал на крайнюю бедность и однотипность его тембровой палитры. И теперь я могу предположить причину этого: у него не было своего рояля, и он, судя по всему, тоже много занимался "на резине".
Судя по игре Лубянцева и его неспособности не только продемонстрировать тембровое своеобразие и многообразие, но даже подать самую простую кантилену, он тоже слишком много занимался на электронном инструменте.
Короче говоря, если не "резиновая Зина", то "резиновая Клава" в полном ходу даже у самых известных наших пианистов, но больше всего меня потрясли известия о занятиях Березовского и Володося.
И вот я хочу обратиться к ним: друзья мои, что ж вы творите-то, а ? Неужели вы не слышите сами себя ? Вы гробите свой слух, свой тембр, вы не соотносите движения рук и способ прикосновения к клавиатуре с качеством звучания !
Вы гробите саму идею фортепиано, ради которой оно было изобретено: уйти не только от однородности динамики, но и от обезличенности тембров органа и клавесина, дабы разнообразить звучание и добавить ему жизни и красок.
Использование "резиновой клавы" гробит на корню идею фортепиано ! Боже, за что ?? Что вы делаете ?
Если подобная практика будет распространяться, то мы получим целую прослойку "резиновых пианистов" - да, они будут техничны и игра их будет виртуозна, но у них не будет ни красок, ни настоящего фортепианного блеска ! Разве мы не видим и не слышим, что это проявляется уже сегодня, сейчас ?
И самое главное, я не понимаю, ЗАЧЕМ ?? Неужели даже у тех пианистов, которые в финансовом отношении могут себе позволить весьма многое, не находится денег на такую организацию своей жизни, своего быта и музыкальных занятий, чтобы можно было постоянно заниматься на настоящих роялях с настоящими чуткими клавиатурами ?
Честно говоря, я в шоке: пришла беда, откель не ждали !
Я не понимаю: такая вот "резиновая" игра - это что, тоже веяние нашего серого компьютерного времени ? Что же это - музыкант расстаётся со своим прежним образом жизни и звуковым миром и погружается в пучину мёртвых стандартов ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Звучание электронного (оно же "резиновое") фортепиано сильно отличается от звучания живого, но это отличие прослеживается не столько в виртуозности, сколько в мёртвом туше - такое же туше присуще пианистам, которые слишком сильно злоупотребляют занятиями на электронных клавиатурах.
В принципе никакая механика фортепиано не сможет заменить игру живого человека до тех пор, пока не будет изобретено что-то ещё более радикальное - к примеру, нечто такое, что позволит имитировать игру на струнных. Ведь струнные пока что имитировать электронно невозможно, потому что слишком много взаимосвязанных и связанных с играющим человеком параметров. Простота нажатия на клавишу фортепиано порождает иллюзию простоты имитации туше живого профессионала, но при тщательном вслушивании эта иллюзия исчезает. В неживой игре всегда есть нечто нарочитое, как, впрочем, и в игре живого человека, который огрубил свою игру занятиями на электронных клавиатурах. И такие примеры мы видим - и не только я один их вижу, видят и другие люди. Вернее, слышат.
И я не знаю, как бороться с этой "музыкальной чумой XXI века". Я связываю её пришествие с общецивилизационным кризисом и с увлечением алгоритмизацией и компьютеризацией всего и вся, начиная с экономики и заканчивая чуть ли не движениями человеческой души. Последнее представляется мне утопией, но это является утопией на нынешнем уровне развития науки и техники. А что будет через N-е количество лет ?
Такое впечатление, что в мертвящем прикосновении к клавиатуре инструмента, на деле реально способного преподнести гораздо более шикарные звуковые краски, сказывается нечто более страшное - мертвящее прикосновение техногенной цивилизации к человеческим душам. Случайно ли то обстоятельство, что и выдающихся и даже просто хороших певцов стало меньше - а ведь, казалось бы, вместо них-то компьютеры пока ещё не запели ! )
В общем, ужас.
А самое ужасное то, что многие этого даже не слышат. Я догадываюсь по отдельным откликам - в т.ч. и на этом форуме, - что некоторые люди, пристально вслушивающиеся в игру современных музыкантов, фиксируют эти пагубные для музыкального искусства моменты, но большинство народу вообще не понимает, о чём речь.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Да, кстати, вот что мне пишут в потоке о Березовском – откуда, собственно, и начался этот разгогвор:

 Сообщение от Koteika
--------------------------------------  
Насколько я помню, ББ говорил, что все 10 лет жизни в Лондоне у него не было своего инструмента. И он занимался на этой пресловутой Ямахе. Если бы это должно было , по Вашему мнению, испортить звук, то заметно это стало бы ни как не позже 2000 года
Тут любопытен один момент, о котором я сразу вспомнил в связи с этой фразой: "10 лет жизни в Лондоне у него не было своего инструмента. И он занимался на этой пресловутой Ямахе. Если бы это должно было, по Вашему мнению, испортить звук, то заметно это стало бы ни как не позже 2000 года".
--------------------------------------
(конец цитаты)


Да, именно тогда его звук и испортился !! Как раз где-то в районе 2000-го года (+-) Березовский приезжал в Россию и играл 2-й концерт Прокофьева. ЭТО БЫЛО НЕЧТО ЧУДОВИЩНОЕ !
Звук был такой, как будто пианист переваливал металлолом с места на место ! Никакого сравнения с тем звуком, который он имел в эпоху конкурса им.Чайковского 1990 года ! В те годы о нём Лев Власенко отозвался как о высочайшем профессионале с замечательным звуком, подчёркивая именно профессионализм Березовского.
Затем Березовский надолго исчез (для нас, россиян), а когда он явился обратно и начал здесь чаще играть, я заметил, как ужасно пострадал его звук ! Он стал каким-то стенобитным в форте и нейтрально-серым в пиано. Мне это ужасно не понравилось, но в те годы я не смог постичь причину такой метаморфозы. И вот теперь задним числом мне случайно раскрыли причину деградации его звука ! И она, как правильно говорит автор процитированной мной заметки, проявилась УЖЕ ТОГДА, в 2000 году или где-то в его окрестностях.
И этот недостаток Березовский не смог до конца преодолеть до сих пор, хотя с тех времён прошло ещё одно десятилетие ! Другая процитированная мной дама его упрекала его в том, что он играет "одним, одинаковым звуком". Но это же правда ! Этот звук не "плох" сам по себе, но Березовский словно бы утратил РАЗНООБРАЗИЕ звуковой палитры, её красочность ! Та же тенденция проявилась и у Володося – у него тоже тембровая палитра чёрно-белая ! То же самое и у Лубянцева, и у Коробейникова.
Когда Коробейников играл "24 Прелюдии" Дебюсси в своём клавирабенде, мы все, кто его ВНИМАТЕЛЬНО слушал, за голову хватались: такой серый, невзрачный звук в Дебюсси – это полный провал ! Таким звуком НЕЛЬЗЯ играть импрессионистов ! И Скрябина нельзя так играть ! Если в Бетховене, в Моцарте или в Бахе такое "прокатит", то в Дебюсси, Равеле, Скрябине, Шопене, живописных пьесах Листа, фантастических звуковых зарисовках Шумана – это смерти подобно !
Нельзя так "замораживать" этих авторов.
И я виню в этом игру на электронных клавиатурах !
Но ещё хуже, если сами пианисты не слышат, как они гробят свой звук – это значит, что они сами не ощущают или не придают значения разнице между живым и электронным звучанием. Но это уже "полный аллес капут". Если это так, то вместо них и впрямь можно посадить робота, запрограммировать его – и пусть виртуозничает.
Я на эту тему уже приводил цитату из фантастического рассказа.
В какой-то степени в разговоре об "испорченном" на электронной клавиатуре фортепианном туше возможна аналогия с клавесинистом, пересевшим за фортепиано. Техника органной игры, кстати, ещё менее напоминает фортепианную. Но самое главное заключается в том, что клавесинисты и органисты не могут влиять на звук непосредственно через прикосновение: у них нет "туше" в том смысле, какой приобретает нажание на клавишу фортепиано под руками значительного пианиста, и нет той его индивидуальности в сочетании с педальными эффектами, которую демонстрирует каждый выдающийся пианист. Органисты, правда, всегда на это возражают, что нажать органную клавишу тоже нужно уметь - это вы у них можете расспросить в их разделе. И всё же та степень индивидуализации звука посредством исполнительского контроля нажатия на клавиши и педали, которая возможна и необходима при игре на фортепиано, ни на клавесине, ни на органе невозможна в силу устройства механики этих инструментов и физического способа получения звука.
Невозможна индивидуализация качества звучания и на современных электронных клавиатурах - примерно по тем же причинам. Возможно чисто механическое укрепление мастерства пианиста, его виртуозности, но качество звучания при этом никак не совершенствуется, а чаще всего - просто гробится.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица