Автор Тема: Лукас Генюшас (р.1990, Москва), пианист, внук и ученик В.Горностаевой  (Прочитано 68919 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
:)) Соглашаясь с оценочной стороной - что Генюшас, без сомнения, выдающийся пианист уже сейчас, по части Рахманинова не соглашусь. О да, сыграно чудесно, но .....
Статью об этом концерте надо было бы назвать так: "Мистер Питкин в тылу врага" или "Шопенист Генюшас играет Рахманинова".
Концерт не задался с самой первой вещи - знаменитая прелюдия cis-moll сразу пошла "под рояль": она была настолько невзрачной, что мне сразу захотелось встать и уйти с концерта. Абсолютно провально была сыграна. И в дальнейшем тоже - вполне очевидное непопадание в рахманиновскую эстетику, абсолютное непонимание стилистики, рахманиновской харАктерности, перманентная тусклость звучания, отсутствие ярких красок, резких звучностей, отсутствие упругого ритма, от чего пострадали все энергичные прелюдии. К примеру, H-dur-ная, ЦЕЛИКОМ построенная на ритмических сочетаниях и эффектных "перебоях", была сыграна без малейшего понимания её существа. А, к примеру, прелюдия Es-dur пострадала по причине нивелирования уникальной партии левой руки - исключительно и насквозь мелодичной: Генюшас превратил её всю в "пассажную", как будто подготавливающую следующую, c-moll-ную. Прелюдия d-moll, также требующая ислючительной ритмической упругости, тоже была лишена смысла и почти всей своей прелести. Ритмика - это слабая сторона Генюшаса. Кстати, в Шопене это не столь критично и даже, наверное, совсем не критично, но это же не Шопен, а Рахманинов !
В общем, я не то чтобы "разочарован", но не нашёл ничего особенного - можно было и не ходить на концерт, такая была рутина. Более-менее прилично прозвучали самые НЕзаигранные номера. Для пианиста нет никакого повода быть собою довольным, ибо он способен на бОльшее, а сейчас он ещё не готов играть Рахманинова.
« Последнее редактирование: Март 26, 2013, 01:08:41 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Никак не могу согласиться с тусклостью, рутиной, отсутствием ритма и понимания!!!! :o >:( :o
И это при всем при том, что:
Цитировать
О да, сыграно чудесно, но .....
Особенного ничего не было (и хорошо, а то можно такого наваять!!), но исполнение было очень интересное и яркое. Я думаю, что некоторая зажатость первых тактов в начале концерта, о которой я писала раньше,  вызвала негативную оценку господина Predlogoff, которую он в силу каких-то причин не захотел пересмотреть в течение всего исполнения. :)
Возможно я недостаточно разбираюсь в тонкостях, но и реакция зала была АБСОЛЮТНО однозначной и не думаю, что все слушавшие концерт поддержат мнение нашего уважаемого Predlogoff. >:(

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Я бы меньше всего прислушивалась  к реакции зала, тем более что там было полно сокурсников.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Больше всего меня поразило на предыдщем концерте в МЗК то, что Лукас  в первом отделении играл Шумана одним звуком - мягким, приглушенным, как бы пастельным, а Хиндемита во втором отделении абсолютно другим - плотным, насыщенным, резким когда надо. Я никогда такого перевоплощения в одном концерте не видела. После того, как Лукас Генюшас исполнил  Хиндемита  том виде, в каком я его слышала,  я бы не называла его шопенистом.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Я НИКОГДА не равняюсь на реакцию зала, потому  что у нас любят кричать Браво в самых неуместных случаях.
Но такой резкой отрицательной оценки Лукас сегодня явно не заслужил!!
Конечно, со временем он будет играть Рахманинова иначе, но сказать, что этот концерт был неудачным - нет, ни за что не соглашусь с этим!!!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я вовсе не "отрицательно" оцениваю, просто это было "непопадание". Слышно, что пианист выдающийся, имеющий свой взгляд и стиль, но пока что не всегда умеющий его применить по делу. Не берусь судить о Хиндемите, на котором не был, но в данном случае вполне очевидна была шопеновская стилистика, приложенная к Рахманинову. Само по себе это не новость, но в столь откровенном виде я с этим столкнулся едва ли не впервые, хотя я неоднократно слышал весь цикл рахманиновских Прелюдий в исполнении самых разных пианистов, не говоря уже об избранных номерах, игранных самим автором, Горовицем, Флиером, Гилельсом, Рихтером, Л.Берманом, Алексеевым, Малининым и прочими выдающимися исполнителями рахманиновского творчества.
Быть может, Генюшас и владеет звуком, как об этом рассказывает lorina, но в данном случае это было "мимо".

Ну а реакция зала была по большей части направлена на Рахманинова, как это всегда бывает в таких случаях, и это, в общем, хорошо, а кричали, наверное, девушки со звонкими голосами :)) В принципе, почему бы и не покричать, когда играет их коллега и для многих даже однокашник ?? Не вижу в этом ничего дурного, как и, конечно, не вижу смысла на это ориентироваться в оценках.
В зале были микрофоны и даже камеры, так что всё это нам вскоре покажут. Если Генюшас разрешит :)) Впрочем, куда он теперь денется: съёмка ведь уже состоялась, не зря же на неё потратились, чтобы запрещать.
« Последнее редактирование: Март 26, 2013, 08:22:44 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Без сомнения, господин Predlogoff, я высоко ценю Ваши оценки и знания.
Сама же чаще ориентируюсь на внутреннее восприятие, которое либо возникает, либо нет. Сегодня мое чувство сказало "ДА" ( а это последнее время бывает все реже), хотя справедливости ради должна сказать, что вчера после Симфонии №7 Бетховена в исполнении Петра Лаула оно же вопило изо всех сил "ГЕНИАЛЬНО!!!" Лукас Генюшас до такого уровня не дотянул, но потенциал прекрасный. :)

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Кстати, нашла ссылку: http://ria.ru/culture/20130325/928812840.html
- сам Генюшас говорит о концерте 25 марта в БЗК.
Привожу всю статью:
Генюшас отметит юбилей Рахманинова циклом из 24-х прелюдий в Москве
МОСКВА, 25 марта — РИА Новости. Пианист Лукас Генюшас отметит 140-летие со дня рождения Сергея Рахманинова исполнением всех 24-х прелюдий композитора в Большом зале Московской консерватории в понедельник.

"У меня будет 10-12 сольных концертов по всему миру с этой программой, — рассказал РИА Новости музыкант. — Но, конечно, московское выступление стоит в этом ряду особняком. Можно играть Рахманинова в Лондоне, в Нью-Йорке, где угодно. Но именно здесь он звучит совершенно по-особенному, потому что эта музыка рождалась здесь. И премьера прелюдий в исполнении автора звучала рядом — на сцене Малого зала консерватории".

Пианист добавил, что для него предстоящий вечер важен и потому, что это будет его первый сольный концерт в Большом зале консерватории. "В 22 года сыграть на этой сцене сольный вечер — это действительно большое событие для меня", — заявил Генюшас.

Он также объяснил, почему решил играть все прелюдии Рахманинова в один вечер.

"Я склонен к тому, чтобы составлять программы по монографическому принципу, — рассказал собеседник агентства. — И это должны быть какие-то мощные циклы, это должен быть вызов! Я играю 24 этюда Шопена, цикл Ludus Tonalis Хиндемита — масштабные полотна. 24 прелюдии Рахманинова как раз один из таких эверестов, на которые забраться довольно сложно. Но я приложу все усилия, чтобы мне это удалось".

"Лукаса Генюшаса называют одним из самых одаренных музыкантов своего поколения. Он родился в 1990 году в Москве. Его наставником стала его бабушка — знаменитый педагог, профессор московской консерватории Вера Горностаева. С 2002 Генюшас успешно выступает на международных конкурсах. В 2010 году пианист завоевал II премию на Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве. Генюшас гастролирует по всему миру. В его репертуаре 10 полноценных сольных программ."

Оказывается вот у Лукаса какие планы в отношении программы с прелюдиями С.Рахманинова :)



Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Не роковая, но ошибка
На концерте Лукаса Генюшаса (25-03-2013)

Валентин Предлогов, 29.03.2013

http://www.belcanto.ru/13032901.html
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 692
С интересом прочитала Вашу статью и все же решила поделиться своими впечатлениями от концерта, исключительно как слушателя и человека, не представляющего себе жизни без музыки Рахманинова. Никаких конкретных ожиданий от исполнителя у меня не было, о Генюшасе больше слышала, да еще видела несколько фрагментов по ТВ и на ю-тюбе. Вообще я внутренне очень придирчиво отношусь к исполнению произведений Рахманинова, и на многих очень известных пианистов ни за что не пойду, если они их включают в программу (например, на Березовского). Эталонным, кроме самого Рахманинова, для меня является исполнение Николаем Луганским. Но почему-то на этот раз всякие опасения пересилило желание услышать все рахманиновские прелюдии, и я доверилась своему внутреннему чувству. И была вознаграждена! В первом отделении были такие моменты, когда казалось, что за роялем молодой Рахманинов - именно его нотки и фразировки я услышала (хотя все его собственные записи относятся к гораздо более зрелому возрасту). И необыкновенная мягкость исполнения (то, что Вы называете "шопеновским" звуком) ничуть не мешала почувствовать рахманиновскую мощь и глубину. Что касается знаменитой прелюдии, которой открывался концерт, то, по-моему мнению, Лукас намеренно не стал ее излишне драматизировать. возможно, памятуя о том, что сам Рахманинов считал ее своего рода проклятием - его постоянно просили сыграть эту вещь, мгновенно сделавшую его знаменитым - и не любил ее исполнять.

От второго отделения столь ярких впечатлений у меня не осталось, возможно, до этих более поздних произведений пианисту еще нужно немного "дорасти", пережить какие-то важные события в своей жизни.

Вот такие впечатления, и искреннее спасибо Лукасу Генюшасу за несколько совершенно волшебных минут.

Оффлайн boboruka

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 100
Не роковая, но ошибка
На концерте Лукаса Генюшаса (25-03-2013)

Валентин Предлогов, 29.03.2013

http://www.belcanto.ru/13032901.html
полностью согласна

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
полностью согласна

Громадные технические возможности, практически безошибочная игра, и вдруг такое непонимание Рахманинова. Я был невероятно удивлён, ибо ничто вроде бы не предвещало - и Шопен у него был хорош, и Хиндемита хвалили (я сам в зале не слушал).
Любопытно было бы узнать, кто ему насоветовал играть 24 Прелюдии Рахманинова ? Ему это явно не по плечу сегодня в художественном плане. Надо было бы хоть чем-нибудь разбавить для подстраховки, а что весь вечер под одну гребёнку.
Вообще, это любопытный момент: Шопена можно играть как "романтику", а можно как "классицизм", и он оба подхода выдерживает, и мы это слышали в исполнениях самых разных пианистов, ибо эти черты присущи его стилю органически, но играть Рахманинова как "классицизм" ?
Почему-то принято считать, что прихотливая ритмика, импровизационность, богатство педали и красочность тембра в наибольшей степени присущи Скрябину, а разве это так ? Разве Рахманинов не требует хотя и другого рода, хотя и более упругой и мужественной, но не менее прихотливой ритмики ? Разве он не требует громадного разнообразия динамических и тембровых градаций ? Это был самый уязвимый момент в игре Генюшаса - всё было сделано "в лоб". Да, это было добротно, честно, но Рахманинов вдруг заупрямился такой прямолинейности.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Завтра Лукас играет гос. экзамен по специальности.
МЗК, 13:00.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
А что, экзамены бывают по воскресеньям?
Я бы пошла, но уезжаю загород
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
А что, экзамены бывают по воскресеньям?

По-видимому, госэкзамены могут проводиться в любой день недели.
Я уж забыл давно :))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
По-видимому, госэкзамены могут проводиться в любой день недели.
Я уж забыл давно :))
Вы забыли, в какой день сами сдавали госэкзамен в консерватории? ;)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683
Завтра Лукас обыгрывает 4 и 5 концерты Бетховена (партия оркестра - С. Главатских).
Сегодня были первые три концерта, забыл сообщить.

Начало в 18:00, Yamaha Artists Service Center, Леонтьевский переулок, дом 11.

Вход свободный.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Завтра Лукас обыгрывает 4 и 5 концерты Бетховена (партия оркестра - С. Главатских).
Сегодня были первые три концерта, забыл сообщить.

Вениамин, вы же представитель пианистической мекки :) Вы же находитесь в самом сердце, так сказать, системы нашего музыкального образования, от кого же ещё нам ждать информации? Мы же там не учимся :) Я вас очень прошу сообщать нам о подобных событиях хотя бы накануне. Форум-то всегда под рукой - черкнуть пару строк в "Новостях", в "Что-где когда" или в любом другом потоке не так уж сложно.
Пожалуйста.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн вещь-в-себе

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 683

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Вениамин, спасибо за выкладку Сонаты Листа. Мне понравилось исполнение, а ведь запись была сделана 2 года назад. Здорово!! :)
Что-то подсказывает мне, что Лукаса мы будем слушать на конкурсе Чайковского в 2015 году.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Лист - Соната си минор
http://www.youtube.com/watch?v=fKG7dVYyujo

Увидел здесь вот что:

Geniusas

Разве так пишется его фамилия латиницей ? Или наоборот - фамилия его отца именно так и пишется, а мы на русский переложили неправильно ? Или с русского на латиницу вышло неправильно ?
Я был уверен, что нужно Geniuschas или Geniushas. А как правильно-то ?
Обратил внимание, что в переводе Lucas Geniusas получается что-то вроде "Лукас Гениальный" :))))))
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Сергей

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 673

Увидел здесь вот что:

Geniusas

Разве так пишется его фамилия латиницей ? Или наоборот - фамилия его отца именно так и пишется, а мы на русский переложили неправильно ? Или с русского на латиницу вышло неправильно ?
Я был уверен, что нужно Geniuschas или Geniushas. А как правильно-то ?
Обратил внимание, что в переводе Lucas Geniusas получается что-то вроде "Лукас Гениальный" :))))))
Всё верно: в литовском используется буква Š, взятое из чешской письменности изобретение Яна Гуса, и читается она, как и в чешском, как "ш". Т.е. фамилия Лукаса по-литовски записывается как "Geniušas" и означает, действительно, "гений". :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
фамилия Лукаса по-литовски записывается как "Geniušas" и означает, действительно, "гений". :)

Что ж, очень мило, теперь дело за малым: добиться соответствия этой фамилии фортепианной игре :)

А кто ещё выскажется по поводу Сонаты h-moll Листа в исполнении Лукаса Генюшаса ?
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Ну раз по поводу лукасовской Сонаты h-moll Листа никто больше не высказывается, я сам попробую сформулировать.
Мне исполнение не понравилось.
Но сказать это - значит ничего не сказать, потому что заявления типа "мне нравится" или "мне не нравится" всегда нуждаются в комментариях.
Сначала о том, что мне понравилось - ведь не без этого же, когда играет один из лучших наших пианистов :)) Весьма технично, затруднений особых не встречается, только одно "но", которое я разъясню в рассказе о том, что мне НЕ понравилось. Форма сонаты в целом выстроена, все разделы на месте, динамический рельеф вполне адекватный. Т.е. вроде бы "всё хорошо, прекрасная маркиза". "За исключеньем пустяка".
А вот не понравилось мне многое - прежде всего то, что Соната исполняется без малейших признаков художественного и пианистического риска - абсолютно спокойная игра, как будто подаются "Песни без слов" Мендельсона. Понимаете, это не Лист, когда в "неудобных" местах позволяешь себе призамедлить, чтобы "поудобнее" сыграть, особенно на переходах от одной музыкальной мысли к другой, в результате чего за счёт сглаживания перехода теряется контраст между этими мыслями.
Кульминации лишены радости достигания, понятие "творческий экстаз" к такому исполнению неприменимо вовсе, потому что это спокойное нажимание клавиш - нужных и вовремя - невозможно охарактеризовать такими словами.
Темы все очень плавно выводятся одна из другой, между ними отсутствует художественный контраст: тема вступления спокойно излагается, выводимые из неё октавные рывки "фаустовской" темы столь же спокойны, так же спокойна и последующая "мефистофельская" тема (её антагонист). А вот кульминация в конце экспозиции - одна из самых главных в сонате - где как раз нужно всё подавать единым потоком, подана "частями": нет единой волны, которая несла бы музыку от низвергающегося и вновь взлетающего пассажа после лирической побочной партии через октавные взлёты в левой руке с "фаустовской" темой в правой, через последующую суету D-dur-ного эпизода, через заключительную партию к бушеванию темы вступления на фоне тремолирующих аккордов при переходе к центральному разделу Сонаты. Всё это ОДНА ВОЛНА! И только самые большие пианисты ощущают её и могут подать на одном дыхании, не дробя на эпизоды, как дробят почти все и Генюшас в т.ч.
Художественное "зло", занимающее одно из центральных мест в этой Сонате, лишено в его подаче харАктерности, в таком исполнении оно не является "двигателем" всей драматургии этого произведения, а ведь это должно быть именно так! Эта барабанящая тема, в которой "зло" выступает как бы "от первого лица", многократно преобразуясь, пронизывает всё произведение от начала до конца.
Кульминация центрального раздела получилась блёклой - в ней не было не то что "экстаза", а даже сколько-нибудь выраженного торжества от достигания этой вершины. А ведь это один из самых ярких ликующих моментов Сонаты.
Самое неприятное то, что у Генюшаса ликующие и злобные кульминации никак не отличаются друг от друга ни динамикой, ни тембром, ни степенью выраженности рубато, ни художественным "качеством". У него всё это идёт, как одно и то же - всё вроде сыграно, а звучит "на одной волне", т.е. одинаково. Как в сказке - "Что воля, что неволя - всё равно". А разве Листу было всё равно?
И самое главное, пожалуй, что такому молодому человеку недоступно примерно по той же причине, по какой и "Мефисто-вальс" редко у кого из молодых получается убедительно, так это личное отношение к выходящему у них из-под рук материалу. О да, и техника есть, и виртуозность, но нет ощущения разворачивающейся драмы, нет ни ужаса катастроф, ни ликования побед, потому что нет ни катастроф, ни побед, когда всё однотипно и безлико. "Зачем вздыхать, когда счастливо мои дни юные текут?" (с)
Вот такие у меня вышли размышления о листовской Сонате h-moll "По прослушивании Генюшаса".
« Последнее редактирование: Июнь 16, 2013, 13:10:38 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Predlogoff, Сегодня 12:30:26

Цитировать
Вот такие у меня вышли размышления о листовской Сонате h-moll "По прослушивании Генюшаса".

Вот чему я всегда искренне восхищаюсь - это ОБАЛДЕННОЙ способности господина Predlogoff просто, доходчиво и объемно писать!!!
На мой взгляд - редкий дар - такая возможность изложения своих размышлений.

Обычно 2 слов из себя не выдавишь, кроме piano да forte, а тут - такие пространные и рельефные опусы на пол-листа - и все за несколько секунд....
Да...................

Наверное, Вы правы, тема "зла" у Лукаса не была значимо характерной, хотя драматизма мне хватило, но вот состояния экстаза во время прослушивания Сонаты во мне не наступило... Хотя справедливости ради  надо сказать, что прослушивания записей даже ОЧЕНЬ значимых и интересных мне исполнителей на меня не оказывают сильного впечатления. Вот если игра хуже некуда - я слышу, а тонкие нюансы в ЛЮБОЙ ЗАПИСИ СУПЕРИСПОЛНИТЕЛЕЙ от меня почти ускользают. Мне может только больше нравиться или меньше нравиться, либо если это незнакомые мне произведения, то это интересно или неинтересно.
 Поэтому заявление по поводу исполнения листовской Сонаты Генюшасом типа "мне понравилось" почти без комментариев остается в силе. Я просто думаю, что запись сделана 2 года назад, пианист был так молод и тем не менее достиг такого уровня мастерства, что рука не поднимается написать "мне не понравилось".

Делайте маленькие поблажки участникам ФОРУМА, не являющимся "сладкоголосыми птицами" - высказаться хочется, а не совсем получается... Но мы будем стараться давать хотя бы маленькие комментарии... :) :)
« Последнее редактирование: Июнь 16, 2013, 16:37:46 от Алька »