Автор Тема: Камерный музыкальный театр им. Покровского  (Прочитано 49109 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Торжество русского искусства

«Мавра» в Театре Покровского
Мария Жилкина, 12.06.2014 в 15:01

Премьерой оперы Игоря Стравинского «Мавра» Московский государственный академический Камерный музыкальный театр им. Б. А. Покровского отметил 60-летний юбилей своего главного режиссера Михаила Кислярова. Новая постановка будет идти в театре в паре с другой оперой — «Блудный сын» Бенджамина Бриттена, также поставленной Кисляровым в сезоне 2013-2014 года (премьера 22 ноября 2013 года).
http://www.belcanto.ru/14061202.html
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
«Блудный сын» заблудился, но «Мавре» удалось собрать свой пазл

Сергей Бирюков http://www.trud.ru/article/16-06-2014/1314402_bludnyj_syn_zabludilsja_no_mavre_udalos_sobrat_svoj_pazl.html

22:21 16 Июня 2014г.
 
В Театре Покровского — две новые одноактные постановки

Вечер премьер, прошедший в Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского под занавес сезона, обогатил афишу двумя славными оперными именами: это Бриттен и Стравинский. «Блудный сын» и «Мавра». Евангельская притча и парадоксальная шутка. Достойнейшая музыкантская работа под водительством в первом случае молодого дирижера Айрата Кашаева, во втором — настоящий бенефис патриарха русского дирижерства, великого пропагандиста музыки ХХ века Геннадия Рождественского.

По рангу события надо было бы начинать с «Мавры» — первого показа только что созданного спектакля. Но начался вечер с «Блудного сына» — а это тоже постановка нынешнего сезона, продолжающая идти под грифом «премьера». Бриттен, к сожалению, не самый востребованный нашими театрами композитор, но в последние годы ситуация стала меняться, а юбилейный 2013 год (100 лет со дня рождения) дал постановщикам толчок, эхо которого, надеемся, уже не затихнет. Впрочем, для Театра Покровского имя великого англичанина — давно не чужое: сам основатель театра Борис Покровский был первым постановщиком «Сна в летнюю ночь» еще на сцене ГАБТа, несколько бриттеновских партитур в разные годы ставились и в Камерном музыкальном, и силами его артистов на фестивале Святослава Рихтера «Декабрьские вечера».

Но «Блудный сын» в особой степени ложится на стиль Театра Покровского, где лаконизм средств и камерность формы — не только физическая необходимости, но и творческое кредо. Эта опера принадлежит к триаде духовных действ, написанных Бриттеном в 1960-е годы для исполнения в церкви. Тоже, кстати, очень «по-покровски», ведь в театре Бориса Александровича до сих пор идет восстановленная им русская духовная опера XVII века «Ростовское действо»... Эти оперы Бриттен словно и писал для Камерного музыкального: здесь очень скромные по составу партитуры с небольшим количеством поющих актеров и инструменталистов. «Блудный сын» в особой степени привязан к нашей стране: его замысел пришел к Бриттену, когда тот приехал к своему другу Шостаковичу встретить новый 1967 год и в Эрмитаже увидел знаменитую евангельскую картину Рембрандта, глубоко его потрясшую. Не случайно написанная вскоре опера посвящена Шостаковичу...

По стилю это типичный Бриттен: ясные на первый взгляд гармонии и простые мелодические попевки, которые, однако, загадочным образом приобретают у этого музыкального скептика ядовитый и зловещий колорит. Особенность «Блудного сына» (как и всего цикла бриттеновских духовных опер) — обращение к архаичной мелодике грегорианского хорала, из которой постепенно «вытягивается» полифоническая ткань партитуры с ее усложнениями и «искушениями» вплоть до ассоциаций с пошлой поп-музыкой, и финальное возвращение в первоначальный одноголосный хорал. Есть здесь и еще один стилистический акцент: в звучании органчика и редкой дроби ударных улавливаются переклички с древней японской церемониальной музыкой гагаку, которой в ту пору увлекался Бриттен. И этот загадочно-зловещий фон, так тесно связанный с типичной для японской культуры атмосферой мистики (духи-оборотни там постоянно искушают и сбивают с пути честных людей), пришелся очень кстати в притче о юноше, соблазненном Искусителем на уход из родительского дома в злачные места.

И Искуситель (тенор Борис Молчанов), и Младший сын (также тенор Игорь Вялых), и Старший сын (баритон Алексей Морозов) — яркие певческие и актерские работы. Меньше внешнего блеска в вокале Алексея Мочалова (басовая партия Отца), но в этой музыкальной речи мудрого всепрощающего старика, возможно, именно такая интонация, оттеняющая броскую истеричность теноров и грубоватый вызов баритона, и нужна. А дирижер Айрат Кашаев (кстати, ученик Геннадия Рождественского) проделал ювелирную работу, выстраивая партитуру, где между певческими и инструментальными голосами угадываются тончайшие, глубоко продуманные композитором символические связи.

Духу экономии, символизма и тайны поначалу соответствовало и зрелище, когда из стилизованных русских субтитров (опера звучит по-английски) постепенно сформировался видеоряд с игрой неясных серо-черных форм, как бы набегающий на тебя мрачный коридор, намекающий на предстоящий уход героя в неизвестность и опасность. И вдруг — вульгарно-натуралистические пляски девиц из варьете, огромные игровые кубики... Обидный срыв в банальность художника-постановщика Аси Мухиной, так интересно оформившей исток и итог действия.

Что-то подсказывает, что это решение было принято художницей не самостоятельно, а по настойчивой просьбе режиссера-постановщика Михаила Кислярова. Не впервые замечено: увлекаясь пластикой (и нередко достигая на этом поприще любопытных результатов), нынешний худрук Театра Покровского порой теряет чувство меры и перегружает постановки движением и деталями. До сих пор на памяти его спектакль по опере Вебера — Малера «Три Пинто», где от не прекращающихся ни на секунду цирковых кульбитов рябило в глазах...

Заметна была эта чрезмерность и во втором спектакле нынешнего вечера — «Мавре». Конечно, оперу-шутку Стравинского по пушкинскому «Домику в Коломне», где к скучающей девице Параше проникает переряженный в кухарку ухажер-гусар, без юмористического каскада представить трудно, однако в этих бесконечных прыжках героев с кровати и на кровать, в беспрестанной перестановке стульев (или что это было — какие-то куски мебели) теряется смысл действия. Хотя если говорить о видеоряде, он в «Мавре» как раз более целен: это рассыпавшееся на отдельные фрагменты кубистическое изображение шутовского лика, сперва маячившего на заднике, и увеличенные «кубики», причудливо сменяя друг друга, сопровождают все действие оперы, а в конце шут снова «собирается», как пазл. Чтец, декламирующий пушкинский текст, пародийно загримирован под Александра Сергеевича, что наивно, но забавно. Костюмы мещански пестры, как павловский платок или жостовский поднос, и это тоже не оскорбляет глаз.

Но главное достоинство работы театра, конечно, в музыкальной интерпретации, передавшей изощренный «примитивизм» этих романсовых интонаций, сохранившей иронию Стравинского по отношению к пародируемому им верстовско-алябьевскому стилю и в то же время тщательно воспроизведшей весь виртуозный блеск этих ансамблей. Здесь — восторженный комплимент Геннадию Рождественскому, собравшему партитуру и продирижировавшему не только с точностью опытнейшего патриарха, но с таким задором, будто цифры 83 в обозначении его возраста просто перепутались местами.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 133
10-12 октября 2014 г.

Людвиг ван Бетховен
Леонора
Опера в трех действиях
Либретто Жана-Никола Буйи в редакции Йозефа фон Зонлейтнера

http://www.opera-pokrovsky.ru/Afisha/id/85/cast/575
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 133
Умер Владимир Орлов, создатель «Альтиста Данилова»

В 2012 году в Камерном музыкальном театре имени Покровского состоялась премьера оперы-фантасмагории «Альтист Данилов» с музыкой Александра Чайковского, которую композитор посвятил известному российскому альтисту Юрию Башмету. Владимир Орлов был почетным гостем премьеры.

«Известия». 5 августа 2014, 12:20
http://izvestia.ru/news/574839#ixzz39Vg2xkNk
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 133
Камерный музтеатр в Москве представит в новом сезоне три премьеры

Впервые российский зритель сможет увидеть и услышать "Леонору" Людвига ванн Бетховена, сообщил РИА Новости главный режиссер театра Михаил Кисляров. В апреле Камерный театр выпустит оперу Александра Маноцкова "Титий Безупречный". Еще одна мировая премьера — "Мелкий бес" по одноименному роману Федора Сологуба.
 
МОСКВА, 20 авг — РИА Новости. Всемирно известный Камерный музыкальный театр имени Покровского в Москве открывает 22 августа свой 43 сезон — впервые в России будет представлена опера "Леонора" Людвига ван Бетховена, также зрителей ждут две мировые премьеры современных российских композиторов — Александра Маноцкова и Александра Журбина, сообщил РИА Новости главный режиссер театра Михаил Кисляров.

"Как всегда мы приготовили для поклонников оперного искусства несколько сюрпризов. Впервые российский зритель сможет увидеть и услышать "Леонору" Людвига ванн Бетховена, известную как первая редакция его единственной оперы "Фиделио". На этой редакции, которая отличается от последующей версии, настоял музыкальный руководитель театра Геннадий Рождественский, выступающий в качестве дирижера-постановщика в этой работе. Премьера спектакля в моей режиссуре состоится 10 октября", — сказал РИА Новости Кисляров.

Мировые премьеры и юбилей

По словам режиссера, на апрель и июнь запланированы две мировые премьеры произведений современных российских композиторов. В апреле Камерный театр выпустит оперу Александра Маноцкова "Титий Безупречный". Опера создана по одноименной пьесе молодого драматурга, лауреата премии "Антибукер" Михаила Курочкина, который написал ее по заказу Королевского Шекспировского театра и театра Royal Court по мотивам самой ранней и самой кровавой шекспировской пьесы "Тит Андроник". Ставить спектакль будет известный драматический режиссер Владимир Мирзоев.

Вторая мировая премьера — "Мелкий бес" по одноименному роману Федора Сологуба приурочена к юбилею известного российского композитора Александра Журбина, который написал эту оперу специально для Камерного музыкального театра.

"В этом сезоне мы отметим 40-летний юбилей легендарной постановки оперы Дмитрия Шостаковича "Нос". Спектакль, созданный великими режиссером Покровским и дирижером Рождественским, объехал практически весь мир и повсюду его принимали с восторгом. Все эти десятилетия опера "Нос" остается в нашем репертуаре и является визитной карточкой Камерного музыкального театра", — сказал Кисляров.

Гастроли

В самом начале сезона в сентябре театр отправится в австрийский город Линц, где примет участие в Международном фестивале Brucknerfest. Второй раз Камерный музыкальный получил приглашение этого крупного музыкального форума, где выступают известные оркестры и исполнители разных стран, но только с прошлого года в этом фестивале стали принимать участие театры.

"Мы везем в Австрию два спектакля в моей постановке: оперу "Три Пинто" К.М. фон Вебера — Г.Малера и "Холстомер" Владимира Кобекина, спектакль, получивший в прошедшем сезоне высшую российскую театральную премию "Золотая Маска". Оперы пройдут 19 и 21 сентября на сцене современного культурного центра Posthof", — отметил режиссер.

РИА Новости. 11:40 20.08.2014 (обновлено: 11:52 20.08.2014)
http://ria.ru/culture/20140820/1020672561.html#ixzz3AvL11oVc
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 133
В России покажут оперу по самой кровавой пьесе Шекспира

Мировая премьера оперы «Титий Безупречный» Александра Маноцкого, основанная на пьесе украинского драматурга, лауреата премии «Антибукер» Михаила Курочкина, пройдет в апреле 2015 года в Камерном музыкальном театре имени Покровского в Москве, сообщают РИА Новости. Ставить спектакль будет известный драматический режиссер Владимир Мирзоев, он же написал либретто к опере.

Как пишет агентство, Курочкин сочинил пьесу по самой ранней и самой кровавой шекпировской трагедии «Тит Андроник». «Опера сохранит некоторую брутальность пьесы Шекспира, цитаты, имена персонажей, но в целом от раннего литературного источника будет далека. Я использовал двойную интерпретацию — Курочкина и Мирзоева, но акценты расставил по-другому», — пояснил «Ленте.ру» автор оперы Александр Маноцков.

По его словам, музыкальная основа оперы будет «разреженной», непривычной для российского слушателя. В постановке встретятся действующие лица, которых автор назвал «ансаблевыми», к примеру, персонаж Сгусток, партия которого будет исполняться тремя голосами. Маноцков отмечает, что по его идее спектакль должен представлять собой «оперу в опере» — по аналогии с классическим «театром в театре».

Он добавил, что черновики «Тития» пролежали на его столе около двух-трех лет. «Когда начали работать над оперой, я понял, что не вполне ее узнаю, но мне, в общем, понравилось то, что получается», — отметил Маноцков.

Пьесу Шекспира «Тит Андроник» эксперты называют самой кровавой из-за большого количества «жестких» сцен. В целом, в трагедии четырнадцать убийств, тридцать четыре трупа, три отрубленные руки и один отрезанный язык. Спектакли по этой пьесе в мире часто ставили в жанре черной комедии. Версия Михаила Курочкина получила гран-при на фестивале современной пьесы «Новая драма» в Москве в 2008 году.

Александр Маноцков — автор камерных и симфонических, инструментальных и вокальных сочинений, кантат, ораторий и опер. Получил премию имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму «Мой папа Барышников».

Лента.ру. 16:53, 20 августа 2014 г.
http://lenta.ru/news/2014/08/20/titi/
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Вольфрам

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 439
Ох, кроме Бетховена всё современное. Жаль.

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 133
Виктория Иванова

Камерный музыкальный театр имени Покровского открывает сезон

Впереди у коллектива под руководством Геннадия Рождественского — российская и две мировые премьеры


Камерный музыкальный театр имени Покровского открывает новый, 43-й сезон. Как рассказал на сборе труппы главный режиссер Михаил Кисляров, в этот раз театр ставит перед собой задачу показывать максимальное количество премьер: «так повелось, что мы много ставим, но мало прокатываем». В начале сезона публику ждут лучшие премьеры прошлого года: «Три Пинто» Вебера — Малера, Stabat Mater Перголези, «Блудный сын» Бриттена, «Холстомер» Кобекина и др.

Но если показ уже заслуженных спектаклей — хороший повод наверстать упущенное, то новые постановки 2014/15 обещают немало интересного. Первой из них станет опера Бетховена «Леонора», известная как первая редакция его единственной оперы «Фиделио», не получившая успеха. Как подчеркнул Михаил Кисляров, идея спектакля принадлежит музыкальному руководителю театра Геннадию Рождественскому, который и выступит в качестве дирижера-постановщика.

— Я всё лето занимался этим спектаклем и долгое время думал — зачем нам эта опера? Но это замечательное произведение, начиная от уникальной увертюры, которая иногда звучит в концертном исполнении. У нас «Леонора» будет исполнена в первозданном виде, без компромиссов и уступок, — подчеркнул главный режиссер.

Не обойдется в новом сезоне и без экспериментов: в апреле состоится мировая премьера оперы современного композитора Александра Маноцкова «Титий Безупречный», написанной специально для Камерного театра по одноименной пьесе известного украинского драматурга Максима Курочкина. В качестве автора либретто и режиссера выступит Владимир Мерзоев.

 — Эта постановка — абсолютный эксперимент и должна быть очень интересна для нашего театра в качестве повышения планки. Я прочел пьесу — очень интересная. Ничего не понял в музыке, но она — тоже интересная, — смеется Михаил Кисляров. — Но если что — Владимир Мерзоев всё понял.

Завершится сезон еще одной мировой премьерой, написанной специально для театра: оперой Александра Журбина «Мелкий бес» по одноименному роману Сологуба.

— Александра Журбина многое связывает с нашим театром, ведь он начинал у нас. И сейчас он всегда интересуется, как у нас дела, приходит на репетиции. Эта опера лежала у нас несколько лет, чтобы быть поставленной в честь 70-летнего юбилея автора, — отметил главный режиссер.

Также в новом сезоне планируется сразу несколько юбилеев: в октябре Камерный театр с размахом отметит 40-летие легендарной постановки оперы Шостаковича «Нос», созданной тандемом Бориса Покровского и Геннадия Рождественского. До сих пор без «Носа» не обходился ни один театральный сезон. В январе специальными торжествами будет отмечен 70-летний юбилей главного дирижера Владимира Агронского, а в мае — юбилей Дня Победы.

Планируется и общее увеличение спектаклей за сезон: как отметил директор театра Олег Михайлов, «мы обязаны выполнять требования Министерства культуры и с честью это делаем».

Известия. 20 августа 2014 г.
http://izvestia.ru/news/575525
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В Театре имени Покровского прошел сбор труппы

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/116487

Театр имени Покровского свой новый, 43-й сезон открывает оперой Вебера-Малера «Три Пинто». Этот же спектакль через месяц увидят на международном фестивале в австрийском городе Линц. На время гастролей сцену театра отдадут студентам. Рассказывают «Новости культуры».

«То, что на сцене театра будут дипломные спектакли моего курса ГИТИСа, – это тоже знаковое событие, потому что они впервые выйдут с тремя новыми спектаклями на сцену перед публикой камерного театра – для них это, конечно, очень важно», - убежден  главный режиссер Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского Михаил Кисляров.

На традиционном сборе труппы обсудили сезон прошлый и планы на предстоящий. 15 октября театр широко отметит 40-летие легендарной постановки оперы Дмитрия Шостаковича «Нос». Всего в новом сезоне ожидается три премьеры – «Леонора», единственная опера Бетховена, затем «Мелкий бес» Александра Журбина и «Титий Безупречный» современного российского композитора Александра Маноцкова.

«Мы хотим привлекать зрителей именно на российских композиторов, на современных композиторов с их интересным, новым подходом, и музыкальным, потому что эти две оперы были написаны специально для театра, под состав оркестра и театра, и под наших вокалистов», - объяснил директор Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского Олег Михайлов.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 133
10-12 октября 2014 г.

Людвиг ван Бетховен
Леонора
Опера в трех действиях
Либретто Жана-Никола Буйи в редакции Йозефа фон Зонлейтнера

http://www.opera-pokrovsky.ru/Afisha/id/85/cast/575

Вчера в кассе театра начали продавать билеты на премьерные спектакли.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 133
Камерный театр имени Покровского покажет спектакли в Австрии

Широко известный в мире московский Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского примет участие в Международном фестивале Brucknerfest -2014 в Австрии, где представит два оперных спектакля "Три Пинто" Карла Марии фон Вебера - Густава Малера и "Холстомер" Владимира Кобекина.

МОСКВА, 18 сен — РИА Новости. Широко известный в мире московский Камерный музыкальный театр имени Бориса Покровского примет участие в Международном фестивале Brucknerfest —2014 в Австрии, где представит два оперных спектакля "Три Пинто" Карла Марии фон Вебера — Густава Малера и "Холстомер" Владимира Кобекина, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.

Это единственный театральный коллектив из России, участвующий в этом престижном музыкальном форуме. Фестиваль, названный в честь великого австрийского композитора Антона Брукнера, проводится центром Brucknerhaus. По традиции он проходит в городе Линц, где с 1855 по 1868 год проживал композитор. Музыкальный форум впервые состоялся в 1974 году и открылся симфоническим концертом под управлением знаменитого дирижера Герберта фон Караяна. Главным приоритетом фестиваля была и остается симфоническая музыка, но с прошлого года в нем стали принимать участие и театральные коллективы.

Первый театр на Brucknerfest

"Мы имели честь стать первым театром, который был приглашен в прошлом году на Brucknerfest. И тогда мы показали четыре работы: "Царь и плотник" А.Лорцинга, старинную русскую музыкальную мистерию "Ростовское действо", а также "Век DSCH" и наш легендарный "Нос" Шостаковича. На этот раз выбор руководителя фестиваля пал выбор на два наших спектакля. Это премьеры последних сезонов: "Три Пинто" и "Холстомер", — сказал РИА Новости главный режиссер театра Михаил Кисляров.

...

"Мы уже в Линце, где сегодня пройдет репетиция, а завтра мы предстанем перед австрийской публикой. Пока все хорошо, никаких проблем нет. Билеты практически все проданы. И уже идут переговоры об участии нашего театра в следующем Брукнеровском фестивале. Кроме нашего, в фестивальной программе в этом году представлен еще один театральный проект. Это "Тиль Уленшпигель" — совместная работа израильского оркестра и австрийских артистов", — сказал Кисляров.

Полностью:

РИА Новости. 17:43 18.09.2014.
http://ria.ru/culture/20140918/1024650456.html#ixzz3DiuXXWb9
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 133
В театре появилось табло для титров. И титры тоже. Надеюсь, они теперь будут всегда.
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
В театре появилось табло для титров. И титры тоже. Надеюсь, они теперь будут всегда.

А что, раньше не было?  :o То есть оперы на иностранных языках шли совсем без перевода?
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 133
Не было. Именно так и шли. Например, из последнего, что там не так давно слушал на языке оригинала, "Три Пинто". На немецком (за минусом диалогов). Без титров. "Самодуры" по-русски. "Лунный мир" на русском. Не знаю, были ли титры на "Лазаре". Узнаю 6 ноября  ;)
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
14 октября в 19.15 смотрите программу "Главная роль" на телеканале "Культура".
Гость студии - музыкальный руководитель театра, народный артист СССР Геннадий Рождественский. С ведущим передачи Юлианом Макаровым он побеседует об опере Шостаковича "Нос" и о легендарном спектакле Покровского.

А завтра, 15 октября театр отмечает 40-летие "Носа" на сцене Камерного музыкального театра юбилейным показом.

http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/20902
Che mai sento!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
О постановке оперы Шостаковича "Нос" в театре имени Покровского  http://www.classicalforum.ru/index.php/topic,1915.msg144426.html#msg144426
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 133
ГЕРМАН ЮКАВСКИЙ:
МЫ ОБЯЗАНЫ БЫТЬ ВЛЮБЛЕННЫМИ В СВОИ РОЛИ…


Герман Юкавский, ведущий солист Камерного театра имени Б. А. Покровского, обладающий роскошным басом, мастер перевоплощения, вот уже двадцать лет выходит на сцену и радует зрителей убедительными образами разных персонажей – от Лепорелло в «Дон Жуане» до Хлудова в знаковом «Беге». Двадцатилетие творческой деятельности в этом театре и стало поводом для нашей встречи.

Встречались мы с Германом два раза, первый разговор вышел сумбурный, интервью не задалось. На второй встрече Герман сразу же сказал: «Ну, Вы мне и вопросы задали. Заставили задуматься над жизнью, над смыслом… Кто ты такой, Юкавский? До сих пор хожу и думаю!». Вот и выясняли вместе ответы на эти трудные вопросы: говорили о жизни, театре, роли и месте театра в жизни актёра, о Покровском, которого уже нет с нами, а дух его незримо витает в театре.


-Герман, давайте заглянем в прошлое… 20 лет назад Вы впервые переступили порог театра, и было это ещё на Соколе. Как прошла первая встреча с Покровским? Какое он на Вас произвёл тогда впечатление?
-Ну какое впечатление может произвести оперный режиссёр с мировым именем на 24-летнего парня, без царя в голове, который тогда грезил мюзиклами, типа «Человек из Ла Манчи», «Целуй меня, Кэт!», «Вестсайдская история»? В октябре 1994 года я пришёл устраиваться на работу, меня пригласили в кабинет, а там сидели Лев Моисеевич Оссовский, тогдашний директор, и Борис Александрович. Покровский что-то спрашивал, говорил, пугал маленькой зарплатой и тяжёлой работой, предупредил, что все солисты в хоре работают, собственно, и все. Меня сразу назначили на две сольные партии, и на пяток хоровых. Сказать, что я стеснялся, робел, что я был счастлив от встречи с Великим Мастером, не могу… Если только чуть-чуть. Были совершенно другие планы. Этот театр казался для меня тогда только ступенькой к завоеванию мира. В ГИТИсе посоветовали – попробуй, пока заканчиваешь институт, с оркестром попоёшь, поработаешь с Покровским, он великий оперный режиссёр, а там видно будет…Однако как-то так получилось, что эта «ступенька» затянулась.
Герман Юкавский
-Почему Вы остались здесь и уже 20 лет работаете?
-Потому что мне стало интересно! Творчески интересно. Я втянулся. Это так отличалось от моих представлений об оперном театре. Здесь был драйв, для того времени невиданный. Прекрасная сплочённая команда артистов. Доброжелательность, творческая заинтересованность в молодых коллегах. Меня здесь и учили, и хвалили, и ругали. И, потом, гастроли! Полмира объездили. В самых знаменитых театрах пели. Успех. Овации.
-Если охватить этот период, это же кусок жизни огромный…
-Огромный кусок, да. Это даже вся жизнь. Я себя почти и не помню вне этого театра. Я все время в этом театре, в его перипетиях, в его спектаклях, в ролях. Роли мне снятся, я в них живу. Намеренно их называю «ролями», а не «партиями», потому что это специфика театра.
-Этим и выделяется театр Покровского среди других музыкальных театров.
-Ну, не знаю… Я не стал бы так категорически утверждать. Все зависит от конкретных певцов, от режиссёров. От конкретного спектакля. Но театр Покровского всегда был «самобытным» явлением. Драматические актёры нам говорят – «ничего близкого у вас с драматическим театром нет», на оперетту мы не тянем, на мюзикл – тоже, оперные нас на дух не признают – «нет такого театра». Какую нишу мы занимаем – никто не знает, причём не знает на протяжении уже долгого времени. Что это за театр? К какому жанру его отнести? Я не отвечу. Разрываемся, как та обезьяна в анекдоте: умные налево, красивые направо.
-Тем не менее, его создал великий Покровский, который для всех оперных режиссёров является Гуру и Мастером.
-Да, на словах многие, наверное, преданы его делу. Все мы «ученики и продолжатели его традиций»…Но, бывает, делаем ровно наоборот.
-Виктор Вольский как-то сказал, что при появлении Бориса Александровича «Все ставали «на котурны», потому что понимали, что в обыденном состоянии, в нормальном, невозможно с ним работать. Надо чуть-чуть подтянуться выше».
- Конечно, когда приходил Покровский, уверен, все артисты внутренне собирались, готовились. Покровский был для нас, если не Бог, то точно небожитель. Я слушал его, открыв рот, а впечатление было – «какой могучий старик!». Мы, как по щелчку, приходили в творческое состояние. Были готовы слушать и действовать. И впечатление такое, что люди думают: «Мы здесь, с вами, Борис Александрович! Сейчас мы все сделаем! Да! И возможное, и невозможное!» Несмотря на то, что были очень тяжёлые времена, и материально в том числе, когда этот театр чудом не закрылся. Спасали только «вера в идею», творчество и… заграничные поездки. Да, «котурны» – это хорошее выражение, точно отражает суть происходившего. Но Вольский – художник. Мне так красиво не сказать. А сейчас, к сожалению, Покровский становится табличкой…Рекламным баннером…
-Сколько спектаклей, поставленных Борисом Александровичем, осталось в репертуаре театра?
- Боюсь, почти не осталось. Только «Нос», и то потому, что постановке исполняется 40 лет. Очень хорошие спектакли сняты. Это отдельная боль, это ведь целый кусок жизни. Жаль… Спектакли и роли – они же как дети.
-Ваш любимый спектакль за эти 20 лет?
-У меня немного любимых спектаклей. «Сорочинская ярмарка», «Дворянское гнездо», «Виндзорские проказницы», «Медведь». Из идущих сейчас – «Бег». Жаль, что тогда он не получил «Золотую маску», потому что из всего представленного, «Бег» – безапелляционно достойный спектакль. Про Россию, про русскую трагедию, прекрасного российского композитора, к тому же – Булгаков. И на какую злободневную тему! Ещё «Дон Жуана» люблю, в «Четырех самодурах» нравится роль Лунардо – тут играть ничего не надо, просто себя играешь – да, вот я такой зануда, злыдень и тиран.
-Вернёмся в настоящее. Вы создаёте экспрессивные, драматические, но при этом музыкальные образы, идеальный синтез голоса и актёрской игры. Как Вы этого добиваетесь?
- Добиваюсь в результате кропотливой и долгой работы. Хотя, что-то даётся легко, что-то не очень. Я верю в то, что делаю. Главное для меня донести смысл, текст и переживания моего персонажа. Сделать это, по возможности органично и любыми доступными мне средствами. Голос – лишь вспомогательный инструмент. Голос – он или есть, или его нет. Почему в моем случае это смотрится и слушается убедительнее? Потому, что я сам убеждён. Потому что я хочу и могу убедить. И отдаюсь этому полностью, без остатка. Конечно, хорошо бы создать некий синтез, золотую середину. Но не всегда это удаётся. Я принял условия игры этого театра. Может быть я ошибаюсь, но здесь вокал в чистом виде – пожалуй, последняя составляющая.
-А другие составляющие?
- Выразительность композиции, актёрская органика, движение, танцы. Сначала убедительность мизансцен. Потом уже вокальная.
-Говорят, Покровский на репетициях отрабатывал до мелочей каждый шаг, каждый вздох, каждое движение?
-Да. Вот он успевал уделять внимание всему. И общему плану, и мелочам. Его репетиции были очень интересны, иногда рождались совсем неожиданные решения. До сих пор вспоминаю репетиции «Носа», «Дон Жуана», «Виндзорских», и, конечно, «Цезаря и Клеопатры». Помню, как репетировали сцены Птолемея. Как мы работали, как мы искали, как он захотел этого персонажа выделить. Гендель – это совершенно определённый способ существования, вокал, жесты, все очень сладко, очень высоко… Эстетика барочной музыки. И вдруг он мне говорит – а ты будешь сумасшедшим. Ты будешь вразрез всему этому, и это будет конфликт твой не только за власть, с Клеопатрой. Это будет конфликт и вызов всему миру. И, в том числе, в реальном времени на сцене. И мы пробовали, оттачивали каждый жест, каждую музыкальную фразу и каждую безумную ужимку моего персонажа. Вместе фантазировали и получали, как мне казалось, огромное удовольствие от творчества. Это было очень интересно. Борис Александрович как никто другой умел индивидуально работать с певцом, и он, несмотря на все свои требования, прежде всего был оперный режиссёр. Он владел музыкальным материалом спектакля, читал партитуры, разбирался в лейтмотивах, в голосах, в тесситуре. Никто не помнит, к сожалению, этих репетиций. Сейчас все по-другому. Театр меняется.
- Театр Покровского был и остается режиссерским. Каково в нем сегодня место актера?
- Театр может быть режиссёрским, актёрским, авторским, коллективным… все равно. Ведь это не отменяет тех задач, которые перед нами стоят. Я должен не просто находиться на сцене и издавать какие-то звуки, пусть красивые, пусть кантиленнейшие, пусть самые наисладчайшие… Я должен играть, оправдывать, действовать. Да, профессиональный певец вкладывает какие-то эмоции, чувства и мысли в голос, но я убеждён, что, если человек пустой и думает только о звуковедении, дыхании, верхней ноте, его неинтересно слушать. Может быть, приятно, но не интересно.
Мне повезло. Я застал таких мастеров, как Матвей Ошеровский и Борис Покровский. Я работал над ролями с прекрасным актером и вокалистом Владимиром Маториным. К сожалению, сейчас мы все предоставлены сами себе, режиссёры больше заботятся о внешней стороне спектакля, о построении каких-то картинок, композиций. Иногда получается эффектно, и это, как говорят, «стреляет», но мало кто, к сожалению, занимается внутренней линией роли, отношениями персонажей между собой… Сейчас все это как бы само собой разумеющееся. В лучшем случае поставят несколько простейших, ничем не оправданных задач и мизансцен. Если человек пришёл служить в театр, то уже априори он должен уметь все это делать. Но этого же нет! Приходят артисты с прекрасными голосами, с отличными данными, талантливые молодые ребята, но с ними никто не работает. Как мой учитель и друг Матвей Абрамович Ошеровский говорил: «Кто кому тётя?». Так вот, непонятно, «кто кому тётя?!». Есть идеально выстроенная картинка, музыка потрясающая, свет, мизансцены, есть танец, есть энергетика, а к этому бы ещё добавить взаимоотношения героев... Какие-то более тонкие вещи.
Увы, вокалист, у которого актёрская, сценическая подготовка на уровне этюдов первого курса, просто выйдет, красиво споёт, поднимет ногу, опустит руку – и возникает конфликт. Конфликт пения и смысла, актёрских задач и жеста. На слова плюют, потому что слово мешает петь, поют вокализы, и вокализом это все и остаётся. А драматургия, образ, действие и смысл переходят на второстепенный план. Текст непонятен, соответственно уходит органика, убедительность на сцене. Но здесь, как говорится, замкнутый круг получается. Ведь если певец уделяет внимание внутренней составляющей образа, драматической игре, активному выразительному жесту и движениям, внятному произношению текста, - то происходит это всегда за счёт голосовых потерь, и потерь серьёзных.
-Но ведь есть, наверное, компромисс?
- От режиссёра зависит очень много. Если он понимает, что работает в оперном театре. Выстраивает действие, исходя не только из своего «оригинального» видения, но и из музыкальной драматургии, заложенной композитором. Если он любит и знает музыку. Любит и ценит певца. Понимает возможности его голоса, логику вокального мышления. Взаимодействует с дирижёром спектакля. Увы, это утопия…Как правило, театр – это производство. Конвейер. Актер – марионетка, робот. Сломался – на свалку. Артисты себя ломают, и совершенно справедливо говорят, что «театр режиссёрский – это убийство для голоса». Не одно поколение певцов, в принципе, неплохих, сломало на этом себя как вокалиста. А кто не стал ломать, те ушли. И сейчас уходят. И будут уходить. Но… не будем о грустном.
...

Ирина ШЫМЧАК

Полностью:

Музыкальный Клондайк. 15.10.2014
http://www.muzklondike.ru/announc/122
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 133
03.11.2014 в 18:58, Вячеслав Курицын.

Прикоснуться к «Носу»
 
В Московском государственном академическом камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского 15 октября отметили 40-летие легендарной постановки «Носа» Шостаковича.

http://www.operanews.ru/14110308.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 133
03.11.2014 в 18:58, Игорь Корябин.

Выйти из темноты и обратиться к свету

«Stabat Mater» Перголези: опыт освоения музыкальным театром

http://www.operanews.ru/14110306.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 133
В театре появилось табло для титров. И титры тоже. Надеюсь, они теперь будут всегда.

А что, раньше не было?  :o То есть оперы на иностранных языках шли совсем без перевода?

Не было. Именно так и шли. Например, из последнего, что там не так давно слушал на языке оригинала, "Три Пинто". На немецком (за минусом диалогов). Без титров. "Самодуры" по-русски. "Лунный мир" на русском. Не знаю, были ли титры на "Лазаре". Узнаю 6 ноября  ;)

На "Лазаре" титры тоже были. Надеюсь, что теперь они будут всегда!
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 504
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
На "Лазаре" титры тоже были. Надеюсь, что теперь они будут всегда!

Я смогу это проверить :) У нас на ноябрь запланировано три или четыре похода в театр им. Покровского.
Che mai sento!

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 133
Еще раз "Леонора"? "Три Пинто"? Что-то еще?
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 133
Фестиваль спектаклей Ольги Ивановой в Камерном музыкальном театре им. Покровского

11.12.2014

С 11 по 31 декабря в Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского пройдет фестиваль спектаклей режиссера, заслуженного деятеля искусств России Ольги Ивановой, которая в этом году отметила юбилей и 40-летие творческой деятельности.

В Камерный музыкальный театр Ольга Иванова первые пришла в 1975 г.: начинающий режиссер поставила здесь оперу Россини «Брачный вексель».

В ретроспективу работ, осуществленных режиссером в театре имени Покровского, вошли шесть спектаклей.

11 и 12 декабря фестиваль откроется оперой «Бег» по одноименному роману Булгакова. В 2011 г. спектакль был номинирован на премию «Золотая Маска» и удостоен спецпремии жюри.

14 декабря будет показана премьера этого года - «Stabat Mater»: театральная 3D постановка знаменитой кантаты Дж. Б. Перголези. Над созданием уникального визуального облика постановки режиссер работала вместе с художником Виктором Герасименко и автором 3D анимации Даниилом Герасименко. Солирующие партии в спектакле исполняют молодые солистки театра.

В тот же вечер зрители увидят и одноактную оперу «Человеческий голос» - лирическую монодраму Ф. Пуленка, написанную на текст Ж. Кокто.

Премьера прошлого сезона - драма Гайдна «Лунный мир» по комедии К. Гольдони — будет показана 16, 17 и 18 декабря.

В России эта опера поставлена впервые. Имея высочайшие оценки и признание знатоков, она до сих пор является репертуарным раритетом не только в России, но и за рубежом. Благодаря энтузиазму Ольги Ивановой, автора русского текста либретто Юрия Димитрина, музыкального руководителя постановки Владимира Агронского и всего коллектива, сегодня публика может слышать и увидеть в Камерном музыкальном театре эту жемчужину классического оперного наследия.

Неизменной популярностью пользуется «Ревизор» - бессмертная гоголевская комедия, превращенная в оперу композитором Владимиром Дашкевичем в содружестве со своим постоянным соавтором, поэтом Юлием Кимом. Спектакли пройдут 21 и 23 декабря.

Завершится фестиваль на праздничной ноте: традиционно перед Новым годом театр показывает серию «Черевичек»: 26-28, 30 и 31 декабря.

Ольга Тимофеевна Иванова окончила факультет режиссуры музыкальных театров и ассистентуру-стажировку Ленинградской (Санкт-Петербургской) государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Работала начальником отдела музыкальных театров и заместителем начальника Управления музыкальных учреждений Министерства культуры РСФСР.

Заявила о себе в начале 1980-х как смелый, вдумчивый оперный режиссер, который способен успешно воплощать на сцене разнообразный материал: от шедевров оперной классики до музыкального авангарда. В качестве режиссера-постановщика она работала в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (1982-1992), затем занимала пост главного режиссера Саратовского театра оперы и балета (1994-1999) и Нижегородского театра оперы и балета им. Пушкина (2003-2006).

На счету Ольги Ивановой более 100 постановок классических русских и зарубежных опер, оперных произведений современных композиторов и авторских музыкальных спектаклей. Среди них: «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Трубадур» и «Набукко» Верди, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, «Мария Стюарт» Слонимского, «Порги и Бесс» Гершвина, «Возвышение и падение города Махагони» Брехта – Вайля, оперы Чайковского и многие другие.

http://www.muzcentrum.ru/news/2014/12/item10093.html
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Tantris

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 12 133
4, 5, 22 и 23 апреля 2015 г.

Мировая премьера

Александр Маноцков

Титий Безупречный

Опера в двух действиях

Либретто Владимира Мирзоева по одноименной пьесе Максима Курочкина

Постановочная группа

Режиссер-постановщик
Владимир Мирзоев

Дирижер-постановщик
Айрат Кашаев

Художник-постановщик
Александр Лисянский

Хормейстер
Алексей Верещагин

Режиссер
Валерий Федоренко

Действующие лица и исполнители

Титий
Александр Полковников
Азамат Цалити

Капитан
Захар Ковалев
Павел Паремузов

Порк, жена Тития / Нерегулярная жена капитана
Екатерина Большакова
Анна Костылева

Архитектон
народный артист России Алексей Мочалов
заслуженный артист России Герман Юкавский

Субурбий
Борислав Молчанов
Виталий Родин

Люций, сын Тития
Игорь Вялых
Михаил Яненко

Перл, жена Субурбия / Стюардесса
Екатерина Ферзба

Администратор-убийца / Стойкий горожанин
заслуженный артист России Сергей Остроумов

Аналитик-убийца / Человек на Плутоне
Роман Бобров
Алексей Морозов

Папос, сын Тития
Алексей Прокопьев
Алексей Смирнов

Сгусток
Василий Гафнер
Анатолий Захаров
Ульяна Разумная
Злата Рубинова
Алексей Сулимов
Кирилл Филин

Микас, сын Тития
участник детской хоровой группы театра

Мальчик, сын Архитектона
участник детской хоровой группы театра

http://www.opera-pokrovsky.ru/Glavnaya/id/95/cast/696
Бог создал дураков и гусей, чтобы было кого дразнить. Л.Д. Ландау

Оффлайн Евгений Крашенинников

  • Lan Pirot
  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 400
  • Зритель
Когда меня знакомые спрашивают, на что сходить в оперном театре, то я не заглядывая в афиши театров Москвы, отвечаю: на любой спектакль в Камерном. Это точно будет интересно, ярко, эмоционально, умно. (Правда, один спектакль я всё-таки называю как исключение :-) ). А во всех других театрах надо сначала расспрашивать о спектакле, так как бывает всякое... :-) (По-разному всякое: в Геликоне одно всякое, в Большом своё...). :-)
Ora pro nobis beate pater Dominice