Автор Тема: "Борис Годунов" в Мариинке ("Белые ночи-2012")  (Прочитано 26631 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
http://www.operanews.ru/12052701.html

27.05.2012 в 14:16, Александр Курмачёв.
КультБесПросвет: «Борис Годунов» Грэма Вика в Мариинском театре



Эту премьеру ждали, затаив дыхание. Знали, что постановщик спектакля британский режиссёр Грэм Вик непременно представит нечто ультраактуальное, но все же на что-то надеялись. На что? Лично я надеялся на заявленный блестящий состав солистов и, разумеется, на оркестр: труппа Мариинки — всё-таки один из самых сильных музыкальных коллективов не только России, но и мира, — и как минимум вокально-инструментальный уровень новой постановки культовой русской оперы не мог быть посредственным по определению.
« Последнее редактирование: Май 29, 2012, 16:45:35 от Иван А. Фёдоров »
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287

Точно также в случае оперы Борис Годунов речь идет об опере Мусоргского на либретто самого композитора по мотивам одноимённой трагедии А.С.Пушкина. Кстати, специально посмотрел статью об этой опере в Вики и вот что там буквально написано:
Цитировать
«Борис Годунов» — опера Модеста Мусоргского в четырёх действиях с прологом (в семи, во второй редакции восьми картинах). Либретто композитора по мотивам одноимённой трагедии А. С. Пушкина. Первая редакция завершена в 1869, первая постановка в 1874.
Когда уже наконец эти простые вещи поймут дебилы-постановщики.


Приятно читать интеллигентных людей... Если бы Вы взяли на себя труд не посмотреть статью в Вики, а прослушать оперу и перечитать трагедию, то обнаружили бы, что музыка Мусоргского написана на слегка подправленный и подсокращенный (особенно в первой редакции), но вполне сохранный пушкинский текст. И музыка не идет вразрез с текстом - она продолжает и развивает пушкинскую мысль, интерпретируя ее, но не искажая. Возможно, это уберегло бы Вас от лишнего употребления хлестких выражений.
Кстати, если бы опера была совсем о другом, то надо было бы провозгласить ей такую же анафему, как тут провозглашают постановке, и сказать: "Зачем тогда Пушкин и Борис Годунов? Написал бы новое либретто на новый сюжет и сочинял бы на него оперу"...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Борис Годунов" в Мариинке ("Белые ночи-2012")
« Ответ #27 : Май 27, 2012, 23:15:19 »
Loki, поскольку я перестал вас понимать, я прошу объяснить, с какой целью вы разместили эту статью с Операньюс: с целью показать, что эта постановка дерьмовая, или с целью показать, что некоторые критики не понимают всей её гениальности ?

В свою очередь, мне было бы любопытно почитать отклик на эту постановку какого-нибудь нашего доморощенного критика из секты "убеждённых актуальщиков", к примеру, Ренанского, поскольку предугадать заранее, как он будет к ней относиться, невозможно, ибо в его случае всё зависит от степени личного знакомства и качества отношений с тем или иным постановщиком, а также от его собственных непредсказуемых заскоков. В зависимости от конъюнктуры спектакль Вика может быть объявлен Ренанским как полным дерьмом в сравнении с "гениальными откровениями" Чернякова, так и гениальным откровением, подобным черняковскому дерьму.
В том, что в Мариинке под видом "Бориса Годунова" поставили дерьмо, у вменяемых людей, понимающих, что опера это синтетический жанр, особых сомнений не возникает.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Кстати, если бы опера была совсем о другом, то надо было бы провозгласить ей такую же анафему, как тут провозглашают постановке, и сказать: "Зачем тогда Пушкин и Борис Годунов? Написал бы новое либретто на новый сюжет и сочинял бы на него оперу"...

Модест Мусоргский
Борис Годунов
Опера в 7-ми картинах (редакция 1869 года)
Либретто композитора по одноименной трагедии А.С.Пушкина
и "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина
(с программки к спектаклю)

Сравнивать режиссёра с композитором, по-моему, можно было бы только в том случае, если бы на афише стояло его имя как автора. А так это не совсем корректно. Пусть напишут: Опера Г.Вика. Вот лично у меня тогда никаких претензий вообще не будет.

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Loki, поскольку я перестал вас понимать, я прошу объяснить, с какой целью вы разместили эту статью с Операньюс: с целью показать, что эта постановка дерьмовая, или с целью показать, что некоторые критики не понимают всей её гениальности ?

В свою очередь, мне было бы любопытно почитать отклик на эту постановку какого-нибудь нашего доморощенного критика из секты "убеждённых актуальщиков", к примеру, Ренанского, поскольку предугадать заранее, как он будет к ней относиться, невозможно, ибо в его случае всё зависит от степени личного знакомства и качества отношений с тем или иным постановщиком, а также от его собственных непредсказуемых заскоков. В зависимости от конъюнктуры спектакль Вика может быть объявлен Ренанским как полным дерьмом в сравнении с "гениальными откровениями" Чернякова, так и гениальным откровением, подобным черняковскому дерьму.


Ответ: http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=707.msg84160#new

У меня встречный вопрос: что может быть любопытного в писаниях Ренанского? Лично мне его мнения совершенно не интересны, поскольку он руководствуется, как Вы верно заметили, своими чисто конъюнктурными соображениями.
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
помимо всего прочего, первая редакция на меня производит гораздо большее впечатление

Речь о стиле, первая-вторая, без разницы, мне кажется.

сознательное смешение эпох, набор характерных черт разных времен и пространств

Почему женщины в храме/возле храма одеты так, как не одеваются в подобных случаях сейчас, не одевались в 90-е, не говоря уже о конце 16в.? Потом будут выходить из собора Василия Блаженного, тоже с непокрытыми головами.
Где ж тут смешение эпох?

А абсурдность некоторых ситуаций присутствует (вполне намеренно) и у Пушкина: и народ, который, чтобы заплакать ищет луку или мажет глаза "слюней", и те же патрульные - они должны поймать преступника по описанию, которое честно носят с собой, но не знают и прочитать не могут - там этого полно. В постановке Вика это просто заострено, а в привычном антураже картинной Руси 17 века глаз замыливается и этот абсурд и ирония стираются.

Оба примера - реализм, абсурден из них только второй, на мой взгляд. В первом случае речь идёт о людях, специально нанятых изображать "просящий народ", откуда же у них настоящие слёзы. Второй же в современных реалиях становится бессмыслицей, а в классической постановке выглядит так, как и должен: не затем они пришли, чтобы преступника ловить, это только повод, там же прямым текстом всё сказано. И параллели с современностью, мне кажется, видны невооружённым глазом без посторонней помощи (если артисты текст внятно озвучат, разумеется).

Оффлайн zewaka

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 287
Речь о стиле, первая-вторая, без разницы, мне кажется.

Просто первая редакция острее, более сжатая, неприглаженная, экспериментальная - поэтому больше провоцирует и допускает неожиданные экспериментальные решения постановщиков.

Почему женщины в храме/возле храма одеты так, как не одеваются в подобных случаях сейчас, не одевались в 90-е, не говоря уже о конце 16в.? Потом будут выходить из собора Василия Блаженного, тоже с непокрытыми головами.
Где ж тут смешение эпох?

Ох, в чем только женщины не приходят сейчас в храм! :) Особенно в праздничные дни... Уж поверьте человеку, имеющему некоторый этнографический опыт. А непокрытой головой в церкви и вовсе никого не удивишь (если уж буквоедствовать, то при выходе из храма многие уже снимают наброшенные платки).

В первом случае речь идёт о людях, специально нанятых изображать "просящий народ", откуда же у них настоящие слёзы.

Кстати, у Пушкина-то народ никто не сгоняет и плакать не заставляет - впереди заплакали, так и нам надо, вот логика. Поэтому сцена у него по-настоящему абсурдна. Мусоргский "актуализировал" эту сцену, добавив пристава (все же о "нанятых" и у него речи не идет) - и сделал ее более острополитической, чем абсурдной.

И параллели с современностью, мне кажется, видны невооружённым глазом без посторонней помощи (если артисты текст внятно озвучат, разумеется).

Где-то видны, где-то - не очень (особенно если слишком старательно воссоздавать "колорит эпохи", сосредоточивая внимание зрителя на "экзотичности", удаленности нравов и событий). Я ничуть не настаиваю на том, что осовременивание - единственный способ подчеркнуть эти параллели. Говорю лишь о том, что в данном случае он, как мне кажется, сработал, показав, насколько легко текст накладывается практически на любую эпоху русской истории. Аналогичное впечатление произвел на меня фильм Мирзоева.

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Исполнители о постановке:

http://www.bbc.co.uk/russian/society/2012/05/120526_russia_new_godunov.shtml

"Это наша с вами жизнь с 1991 года, - говорит о постановке исполнитель партии Шуйского – солист Мариинского театра Евгений Акимов. – Мы же все видим, что творится, видим наших руководителей. Все происходит на наших глазах, поэтому ничего нового русский человек в этой постановке для себя не увидит".

"Постановка лишний раз напоминает о том, что в нашей стране ничего не изменилось за 500 лет", - вторит ему исполнитель роли Бориса Годунова, солист Мариинского театра Евгений Никитин. На вопрос о том, не грозит ли, по его мнению, театру такая постановка проблемами, певец отвечает уклончиво: мол, об этом стоит беспокоиться руководству Мариинского.


Вопрос: есть ли в спектакле что-либо кроме публицистики? И можно ли засунуть в публицистическую схему "народную музыкальную драму" Мусоргского? И что, помимо прочего, получилось с трагедией Бориса?
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Кстати, у Пушкина-то народ никто не сгоняет и плакать не заставляет - впереди заплакали, так и нам надо, вот логика. Поэтому сцена у него по-настоящему абсурдна. Мусоргский "актуализировал" эту сцену, добавив пристава (все же о "нанятых" и у него речи не идет) - и сделал ее более острополитической, чем абсурдной.

Насчёт нанятых, это я зря, конечно, но у Пушкина дьяк призывает всех идти просить царицу, это тоже воздействие, хотя и не такое прямолинейное, как приставы. Абсурдного всё равно ничего не вижу.
В опере всё попроще, но там и слёз притворных нет, да и вся сцена решена по-другому. Именно поэтому, наверное, и не стоит ссылаться на Пушкина, это не Пушкин, это Мусоргский.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
... есть ли в спектакле что-либо кроме публицистики? И можно ли засунуть в публицистическую схему "народную музыкальную драму" Мусоргского? И что, помимо прочего, получилось с трагедией Бориса?

Ох, остаётся с облегчением вздохнуть, что сына не заменили на девочку (или не сделали его гермафродитом или трансвеститом), а также не вывели на сцену какую-нибудь годуновскую любовницу, да и вообще, что Бориса не нарядили Аль Капоне, а его конкурентов - другими крёстными отцами. И на том спасибо нашей великой и могучей режопере, а то ведь могли бы и сцену коронации превратить в клуб со стриптизом, а сцену с боярами - в групповуху.
Разумеется, ноги моей не будет на этом спектакле, пропади он пропадом.
« Последнее редактирование: Май 28, 2012, 10:24:57 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
мне было бы любопытно почитать отклик на эту постановку какого-нибудь нашего доморощенного критика из секты "убеждённых актуальщиков", к примеру, Ренанского,

спектакль Вика может быть объявлен Ренанским полным дерьмом в сравнении с "гениальными откровениями" Чернякова,

Интересовались Ренанским? Вот, пожалуйста: http://www.kommersant.ru/doc/1944699

Просмотрев по диагонали, заметил такое заявление:

"Постановка заслуженного ветерана европейской музыкальной сцены Грэма Вика лишний раз красноречиво напоминает о кризисе, переживаемом в последние годы оперной режиссурой во всем мире: современному театру нечего сказать о "Борисе Годунове", да и сам материал оперы Мусоргского очевидно устал, потерял эластичность от того, сколько раз его встряхивали, переиначивали, выворачивали наизнанку".
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
"Борис Годунов" в Мариинке ("Белые ночи-2012")
« Ответ #36 : Май 28, 2012, 16:21:17 »
О-ооооо, как мило !

Интересовались Ренанским? Вот, пожалуйста: http://www.kommersant.ru/doc/1944699

Газета "Коммерсантъ", №94/П (4879), 28.05.2012
 
Театр безмолвствует

"Борис Годунов" Грэма Вика в Мариинке

Фестиваль "Звезды белых ночей" открылся четвертой в нынешнем сезоне оперной премьерой Мариинского театра — совместной с Festspielhaus Baden-Baden постановкой "Бориса Годунова" Модеста Мусоргского в режиссуре англичанина Грэма Вика и под музыкальным руководством Валерия Гергиева.

Комментирует ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ.

Сценография Стюарта Нанна — собирательный образ России, увиденной глазами иностранца: немыслимые для западного сознания контрасты вопиющей нищеты и кричащей роскоши, слившиеся в сюрреалистическое целое воспоминания о залах Кремлевского дворца съездов и Большого театра, с одной стороны, и о внутреннем убранстве то ли Успенского собора, то ли храма Христа Спасителя — с другой. Везде снуют рабочие в спецовках — некогда величественным интерьерам срочно требуется капитальный ремонт: драпировки полуистлели, на стене зияет грязный след валяющегося под ногами попранного советского герба (в сцене коронации Бориса его демонстративно вынесут вон), к рампе подбираются волны окаменевшей лавы — только что пережившая мучительный политический катаклизм страна застыла в ожидании очередной катастрофы. Сзади всю дорогу почему-то маячит шяуляйская Гора Крестов — то ли как символ, грозящий новому правителю Литвы, то ли как олицетворение пресловутой духовности, утраченной российским государством в широко трактованную эпоху смуты.

На первый взгляд может показаться, что действие спектакля Грэма Вика происходит как будто в перестроечные времена, но на самом деле соль нового петербургского "Бориса Годунова" в аллюзиях на события хронологически куда более поздние. В первой же картине обнаруживается недвусмысленная отсылка к февральскому митингу на Поклонной горе: колоритные полицейские и подчеркнуто безликие функционеры сгоняют к авансцене оплаченную фальшивую массовку, стенающую в строгом соответствии с полученным от организаторов сценарием (""Митюх, а Митюх, чего орем?" — "Вона! Почем я знаю!"") и размахивающую триколорами перед объективами телевизионщиков, на жилетках которых зоркий зритель обнаружит логотип "Первого канала". Еще имеются неистовые богомольцы, явно желающие приложиться к поясу Пресвятой Богородицы, и, разумеется, ОМОН, проводящий зачистку несанкционированного собрания оппозиционеров в едва ли не полной тьме — затем, вероятно, чтобы никто из сановных покровителей Мариинского театра в прямом смысле слова не смог разглядеть в происходящем на подмостках политической крамолы.

Пятую за последние четверть века мариинскую реинкарнацию "народной музыкальной драмы" Модеста Мусоргского авторы спектакля задумывали, очевидно, динамичным политическим триллером, апеллирующим разом и к злободневным мотивам сегодняшнего дня, и к тому, что Мераб Мамардашвили называл "дурной повторяемостью явлений российской жизни". Результат, увы, получился тяжеловесно-смехотворным — причем таковым он смотрится не только на фоне обширной традиции социально ориентированного западного театра, но и в постепенно зарождающемся контексте отечественной политической сцены. Манера театрального повествования Грэма Вика в равной степени конъюнктурна и труслива: режиссеру вроде бы ужасно хочется следовать востребованным публицистическим трендам, но сказать со сцены все как есть кишка тонка и потому приходится ограничиваться фигами в кармане. Хотя ключевая проблема постановки заключается отнюдь не в них — а в том, что никаких новых смыслов к хрестоматийному оперному подлиннику режиссуре прирастить не удается: поверхностными аллегориями содержание спектакля, в сущности, и исчерпывается.

Едва ли не большая проблема очередного гергиевского новостроя — чудовищная замшелость языка и архаичность стиля: спектакль выглядит образцовым собранием всех трюизмов и штампов псевдоактуального театра двадцатилетней выдержки. Еще до премьеры можно было догадаться, что сцена в корчме будет играться в манящем неоновой вывеской стриптиз-баре, думный дьяк Щелкалов выступит с телеобращением к нации, а бывший агент КГБ Пимен станет выстукивать свое последнее сказанье на клавишах ноутбука. Режиссерская конструкция настолько прямолинейна, топорна и фальшива, что неспособна закамуфлировать собой парадоксальные атавизмы театрального "большого сталинского стиля", с которым принято ассоциировать постановки как раз "Бориса Годунова": Отрепьев внезапно картинно вскакивает на стол — точь-в-точь как в спектаклях полувековой давности, а хор выстраивается во фронтальные мизансцены родом из советской оперы 1950-х.

Постановка заслуженного ветерана европейской музыкальной сцены Грэма Вика лишний раз красноречиво напоминает о кризисе, переживаемом в последние годы оперной режиссурой во всем мире: современному театру нечего сказать о "Борисе Годунове", да и сам материал оперы Мусоргского очевидно устал, потерял эластичность от того, сколько раз его встряхивали, переиначивали, выворачивали наизнанку. Та же усталость слышна и в на редкость дежурной интерпретации Валерия Гергиева: открывать одну и ту же партитуру одними и теми же отмычками которое десятилетие подряд невозможно — пусть даже при наличии впечатляющего ансамбля солистов во главе с предсказуемо превосходным Евгением Никитиным.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1944699
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
:)) Ну, выяснилось, что Ренанский - и, по-видимому, Черняков как конкурент - не благоволит к Вику, отсюда ведро помоев. А если бы благоволил, что Вик был бы выведен гением режиссуры, высокие помыслы которого не могут понять обыдлевшие консерваторы, погрязшие в классике ! :))
Кое над чем из писаний Ренанского я хотел бы, как всегда, поёрничать и поиздеваться, потому что Ренанский - это вообще кусок прикола ! Всё, что ни напишет, ну всё ... бесподобно.

В первой же картине обнаруживается недвусмысленная отсылка к февральскому митингу на Поклонной горе: колоритные полицейские и подчеркнуто безликие функционеры сгоняют к авансцене оплаченную фальшивую массовку, стенающую в строгом соответствии с полученным от организаторов сценарием (""Митюх, а Митюх, чего орем?" — "Вона! Почем я знаю!"")

Строго говоря, абсолютно то же самое - и даже с бОльшим основанием - можно сказать и о митингах т.н. "оппозиции" и оформить соответствующий фрагмент оперы "белыми ленточками".

... мариинскую реинкарнацию "народной музыкальной драмы" Модеста Мусоргского авторы спектакля задумывали, очевидно, динамичным политическим триллером, апеллирующим разом и к злободневным мотивам сегодняшнего дня, и к тому, что Мераб Мамардашвили называл "дурной повторяемостью явлений российской жизни". Результат, увы, получился тяжеловесно-смехотворным — причем таковым он смотрится не только на фоне обширной традиции социально ориентированного западного театра, но и в постепенно зарождающемся контексте отечественной политической сцены

:)) Ренанский просто смешон !! Абсолютно такими же словами можно было бы охарактеризовать черняковский "Китеж" начала 2000-х, который с таким же успехом можно назвать "динамичным политическим триллером, апеллирующим разом и к злободневным мотивам сегодняшнего дня, и к "дурной повторяемости явлений российской жизни". Да и результат тоже, увы, получился тяжеловесно-смехотворным.

Манера театрального повествования Грэма Вика в равной степени конъюнктурна и труслива: режиссеру вроде бы ужасно хочется следовать востребованным публицистическим трендам, но сказать со сцены все как есть кишка тонка и потому приходится ограничиваться фигами в кармане. Хотя ключевая проблема постановки заключается отнюдь не в них — а в том, что никаких новых смыслов к хрестоматийному оперному подлиннику режиссуре прирастить не удается: поверхностными аллегориями содержание спектакля, в сущности, и исчерпывается

Удивительно: ну почему бездарные постановки занимающегося тем же самым Чернякова вызывают восторг Ренанского ?? И почему, когда таким же точно дешёвым дерьмотворчеством занимаются Черняков и другие наши доморощенные режоперные деятели, так это сразу преподносится Ренанским как "гениальное" ? Как говорится, "найдите 10 отличий". Вряд ли удастся !
Бархатову уже напрямую сказал кто-то из его коллег по цеху, что он не русский, а немецкий режиссёр, так он ещё посмел обижаться ! :)) То же самое - с варьированием названий стран - можно сказать и Серебренникову, и Чернякову, и Тителю, и другим нашим театральным деятелям, потому что у них у всех, выражась словами Ренанского, "ключевая проблема постановки заключается в том, что никаких новых смыслов к хрестоматийному оперному подлиннику режиссуре прирастить не удаётся: поверхностными аллегориями содержание спектакля, в сущности, и исчерпывается".
Воистину.

Едва ли не большая проблема очередного гергиевского новостроя — чудовищная замшелость языка и архаичность стиля: спектакль выглядит образцовым собранием всех трюизмов и штампов псевдоактуального театра двадцатилетней выдержки

:)) Ну это словно про Чернякова с Бархатовым и Серебренниковым ! Прям так и вижу их физиономии за этими фразами. Как говорится, донашивают европейские шляпки.

Еще до премьеры можно было догадаться, что сцена в корчме будет играться в манящем неоновой вывеской стриптиз-баре, думный дьяк Щелкалов выступит с телеобращением к нации, а бывший агент КГБ Пимен станет выстукивать свое последнее сказанье на клавишах ноутбука. Режиссерская конструкция настолько прямолинейна, топорна и фальшива, что неспособна закамуфлировать собой парадоксальные атавизмы театрального "большого сталинского стиля", с которым принято ассоциировать постановки как раз "Бориса Годунова": Отрепьев внезапно картинно вскакивает на стол — точь-в-точь как в спектаклях полувековой давности

Ага ! Точь-в-точь как в черняковском "Евгении Онегине" Татьяна, как полвека назад, по столам КАРТИННО прыгала ! :)) Ужли Ренанский запамятовал ? И все эти "ноутбуки", телеобращения к нации и прочее - чем это лучше бизнесменов-чиновников с портфелями и механических чудищ, символизировавших, по-видимому, "нашу современность" и "западные ценности" в черняковском же "Китеже" и позаимствованных, судя по всему, то ли из "Сибирского цирюльника" Никиты Михалкова (паровая лесопилка), то ли из западных детских "стрелялок" и "фильмов о будущем", который был поставлен опять же в Мариинке и который я тоже слушал с Гергиевым в начале 2000-х ?
Ужли хрен редьки слаще ?

Постановка заслуженного ветерана европейской музыкальной сцены Грэма Вика лишний раз красноречиво напоминает о кризисе, переживаемом в последние годы оперной режиссурой во всем мире: современному театру нечего сказать о "Борисе Годунове", да и сам материал оперы Мусоргского очевидно устал, потерял эластичность от того, сколько раз его встряхивали, переиначивали, выворачивали наизнанку

Да, да ! И Серебренникову нечего сказать о "Золотом Петушке", и Чернякову нечего сказать о "Китеже", о "Жизни за царя", о "Евгении Онегине", и Бархатову нечего сказать о "Летучей мыши", да и Курентзису вместе всё с тем же Черняковым особо нечего сказать ни об "Аиде", ни о "Дон Жуане", и Тителю особо нечего сказать о "Сне в летнюю ночь" Бриттена ! Вот вспомнишь об этом всём сразу, да и подумаешь "о кризисе, переживаемом в последние годы оперной режиссурой во всем мире" ! :)) "Современному театру нечего сказать", - золотые слова ! :))
Прям сам собой вспоминается О.Уайлд: "Им нечего сказать миру, но они говорят - и говорят премило" (с).
Ха-ха.

Ну что ж, Ренанский позабавил, позабавил изрядно ! :))
А вы, Loki , ещё спрашивали, с чего бы это я им интересуюсь - да ради таких статей вот и интересуюсь ! :)) Не только наши режиссёры запутались, что считать "правильным извращением", а что "неправильным извращением" авторской идеи, уже и критики в этом запутались, в т.ч. и Ренанский - уж прямо не знает, за что хвататься ! Почва прямо на глазах из-под ног у бедняги уходит ! Уже почём зря кроет то, что ещё недавно восхвалял как "последний писк" западной театральной моды ! Он, наверное, уже забыл, что именно за это восхвалял нашу доморощенную режоперу, а вот гляди ж ты - западная ему вдруг не угодила. Он что - как Медведев, тоже в "консерваторы", следуя текущей конъюнктуре, собрался переквалифицироваться ? Чтой-то не верится в подобное идеологическое сальто-мортале .....

Ну, в общем, как бы то ни было, Ренанский тоже считает, что в Мариинке вместо "Бориса Годунова" реализовали форменное убожество. И эта идея - имею в виду признание спектакля убожеством, - как мне кажется, может быть приложена и к другим нашим современным спектаклям на классическую музыку, которым должна быть выдана такая же уничижительная характеристика.
Ну и за чем дело стало ? Вот пускай Ренанский и приложится к ним - какие проблемы-то ? Пусть к нему присоединится Бирюкова и все прочие.
« Последнее редактирование: Май 28, 2012, 18:13:34 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam
Он, наверное, уже забыл, что именно за это восхвалял нашу доморощенную режоперу, а вот гляди ж ты - западная ему вдруг не угодила. Он что - как Медведев, тоже в "консерваторы", следуя текущей конъюнктуре, собрался переквалифицироваться ?

Так ведь это и есть патриотизм как надежное прибежище. Погодите - пройдет время, юный патриот в партию вступит... А потом увидите Ренанского в статусе замминистра культуры.  :o
«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пройдет время, юный патриот в партию вступит... А потом увидите Ренанского в статусе замминистра культуры.  :o

Если только в кошмарном сне: когда я увижу Ренанского членом партии и чиновником какого-нибудь ведомства, это будет означать, что в отдельно взятой стране наступил конец света. Тогда уж лучше застрелиться.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Кстати, если бы опера была совсем о другом, то надо было бы провозгласить ей такую же анафему, как тут провозглашают постановке, и сказать: "Зачем тогда Пушкин и Борис Годунов? Написал бы новое либретто на новый сюжет и сочинял бы на него оперу"...

Модест Мусоргский
Борис Годунов
Опера в 7-ми картинах (редакция 1869 года)
Либретто композитора по одноименной трагедии А.С.Пушкина
и "Истории государства Российского" Н.М.Карамзина
(с программки к спектаклю)

Сравнивать режиссёра с композитором, по-моему, можно было бы только в том случае, если бы на афише стояло его имя как автора. А так это не совсем корректно. Пусть напишут: Опера Г.Вика. Вот лично у меня тогда никаких претензий вообще не будет.
Вот, вот. Как это блестяще высмеяли Ильф и Петров в Двенадцати стульях при описании афиши модерновой постановки Женитьбы в театре Колумба. Помните:
Цитировать
ЖЕНИТЬБА
 текст - Н. В. Гоголя
 стихи - М. Шершеляфамова
 литмонтаж - И. Антиохийского
 музыкальное сопровождение - Х. Иванова
 Автор спектакля - Ник. Сестрин

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
В музее МихТа есть дивная афиша к спектаклю "Борьба за коммуну" на музыку Дж.Пуччини к опере "Тоска" (или фотография, я точно не помню). Там и либретто честно переписали, хотя тоже бред, конечно.

Оффлайн Susl

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147

[/quote]
Вот, вот. Как это блестяще высмеяли Ильф и Петров в Двенадцати стульях при описании афиши модерновой постановки Женитьбы в театре Колумба. Помните:
Цитировать
ЖЕНИТЬБА
 текст - Н. В. Гоголя
 стихи - М. Шершеляфамова
 литмонтаж - И. Антиохийского
 музыкальное сопровождение - Х. Иванова
 Автор спектакля - Ник. Сестрин
[/quote]

Знаете, этот пассаж вообще-то был плевком в сторону Мейерхольда, - ну не любили они его!
Правда, от этого ни Мейерхольд не поблек, ни их тексты хуже не стали.

Посему в качестве иллюстрации нонешней проблемы с "Годуновым" фрагмент, Вами приведенный, служить никак не может.
Впрочем, и проблемы-то я никакой не вижу. Нормальное течение театрального процесса.
А что при этом сублимирует публика (и критика, которая тоже публика) - совершенно не важно.

Оффлайн Porgolovo

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 639

Уважаемая zewaka,доверяю Вашему мнению ,и буду ждать отзыва!
Я попадаю на этот спектакль только 26 июня.


Большое спасибо за доверие, хотя я не уверена, что заслужила его :)
Итак. По-моему, спектакль очень и очень интересный, красивый (да-да, именно красивый!), захватывающий. Современные реалии вводятся без всякого насилия - у меня не возникло ни малейших сомнений в том, что "народ", который я видела на сцене - это тот самый народ, который у Пушкина (гораздо большие сомнения у меня вызывают лубочные мужички в некоторых "традиционных" постановках). Это трагедия о власти и народе, о власти и человеке, ее добивающемся, о власти и совести - трагедия вневременная, и тогдашняя и сегодняшняя. В ней не нужно, по-моему, искать прямых параллелей с современными реалиями: отсылки к ним есть, они очевидны, но, как мне показалось, они - лишь часть большой единой истории взаимоотношений властителя и людей (на всех уровнях). В принципе, такое "модернистское" прочтение тут и исторически оправдано - трагедия Пушкина воспринималась как страшное "осовременивание" - в сюжете из далекой истории бушевали современные Пушкину страсти, в ней видели политические намеки, а драма была построена в ультрасовременном романтическом стиле, с нарушением всех правил и норм жанра исторической трагедии. Да и музыка Мусоргского - новаторская, странная, непривычная для своего времени. Так что к концепции у меня претензий нет - а эстетически я получила огромное удовольствие. Состав сегодня был просто атомный - пели прекрасно! Надеюсь, глубокоуважаемая Porgolovo, что в июне будет не хуже. И жду Ваших впечатлений.

Значит все-таки успех! :D  Спасибо за Ваш отзыв, уважаемая zewaka, отрадно , что Вы не одиноки и Ваше мнение разделяют многие петербуржцы: местные форумы и Контакт выдают такое количество восторженных отзывов!!! С нетерпением буду ждать своего спектакля 26 июня.
Хорошо бы и состав под стать премьерному ;).

Приведу несколько цитат, впечатляет, не правда ли?

…………..Грэм Вик поставил талантливейший спектакль по опере Мусоргского "Борис Годунов": ровным потоком безупречная, ненадрывная режиссура; настоящая квинтэссенция русской жизни до новейших времен; органичное существование актеров (а не только певцов) в предлагаемых обстоятельствах. Отличный образец реализации музыкальной драматургии средствами современной режиссуры. Удачнейшее (вместе с оперой Дебюсси) завершение премьерного сезона!!

………..Помните, у Пушкина: "Я, конечно, презираю Отечество моё с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделит со мною это чувство..."
Будучи не особым любителем эпатажа и осовременивания классики, я шла на спектакль с интересом, но и с максимальным предубеждением против него, в том числе и по соображениям "уродуйте своего Шекспира и своего Бриттена, оставьте в покое нашего Пушкина и нашего Мусоргского". Но прошло уже несколько дней, а всё никак не отпускает эта опера, не даёт покоя... Нужно честно признать, что после прежних "Годуновых" прийти в себя можно было гораздо быстрее!! Пушкин и Мусоргский всё те же, Никитин будет гениален в любом антураже - получается, дело всё-таки в постановке...
Все мы - дети века кинематографа. Мы воспитаны на шедеврах этого жанра, которому (особенно теперь, в эпоху новых технологий) доступно абсолютно всё. И театру всё труднее поразить зрителя в самое сердце так, чтобы он сдерживал рыдания во время какой-то сцены и потом не мог даже вспоминать ее спокойно. Но надо сказать, что в шестой картине происходило именно это, и хор "Хлеба!" я никогда не забуду (хотя до этого слушала оперу раза четыре, и не только в Мариинке). Никогда не испытывала в театре (ни оперном, ни драматическом) такого потрясения ощущения такого ужаса и боли. А что до злопыхателей - люди добрые, на зеркало неча пенять, если наша история такая страшная и который уж век всё ходит по кругу...

Helene

  • Гость
Никогда не испытывала в театре (ни оперном, ни драматическом) такого потрясения ощущения такого ужаса и боли. А что до злопыхателей - люди добрые, на зеркало неча пенять, если наша история такая страшная и который уж век всё ходит по кругу...

А не надоело ли вам, дорогие россияне, постоянно жить с "кривой рожей", любоваться ею в виковском и ему подобных зеркалах, постоянно испытывать "ужас и боль", воспринимать свою историю "такой страшной"?
Я, например,  не хочу побывав на спектакле, жить потом месяцами в депрессии и потрясении от  беспросвета увиденного. Сколько уже вы будете заниматься самобичеванием? С какой стати история России - ужас и боль?
 
Вот сейчас, на днях, отмечалась очередная годовщина Цусимского сражения - поражение, да, но сколько славных, прекрасных подвигов было совершено, какое геройство русских моряков, какой богатый материал для воспитания (вот только не надо скепсиса по поводу патриотизма, а то никогда не выкарабкаетесь)!
 
Постановка БГ в БТ вызывает гордость за страну, её с открытым ртом смотрят иностранцы, а всякую чернуху, порнуху и бытовуху  показывать - зачем? Чтобы убедить себя и весь мир в каком дерьме вы живёте? Ну так выбирайтесь уже из него. Позитив нужен! Радость! Подъём духа! Возрождение России!

 Не могу отделаться от желания, чтобы со скандальной  постановкой в МАМТ-е разобрались ваши русские нацинал-монархисты: достаточно полусотни казаков с нагайками - пороть этих "тителей" (странная какая фамилия...)  и все дела.)))

Оффлайн Максим

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 475
    • Русское исполнительское наследие на CD
пороть этих "тителей" (странная какая фамилия...)

 :)))) Какое же хорошее название Вы придумали, Helene, для всей этой гнусности. Любую приставку прибавь - все какая-то скверность выходит. Отвра-титель, возму-титель, развра-титель. Короче, имя им легион.
« Последнее редактирование: Май 29, 2012, 12:19:18 от Максим »

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Да сразу расстрелять, чего уж там!

А что до злопыхателей - люди добрые, на зеркало неча пенять, если наша история такая страшная и который уж век всё ходит по кругу...

Да-да, злопыхателей-то именно это в первую очередь взволновало. То, что видеоряд плохо сочетается с текстом, а драма конкретного человека - Бориса Годунова - и его семьи отсутствует как факт, это всё мелочи. Про то, что среди злопыхателей есть люди, способные разглядеть параллели там, где они есть, и без посторонней помощи, я уже молчу.
« Последнее редактирование: Май 29, 2012, 16:29:56 от rpb »

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
... есть люди, способные разглядеть параллели там, где они есть, и без посторонней помощи, я уже молчу.

Вот и я говорю, зачем нам это разжёвывать, мы что - дети малые ? Что за сцены с переодеваниями, что за маскарад ? Такое впечатление, что у нас по театрам везде не классику, а "В джазе только девушки" ставят ! Или "умные режиссёры" нас за дебилов держат ? Как будто мы без их помощи не понимаем, "про что" сочинён "Борис Годунов" у Пушкина и у Мусоргского !
Будто без переодеваний мы ни за что не догадались бы !
Почему-то Мусоргскому не пришло в голову перенести сюжет во времена Александра II, да и в баратовской постановке всё обошлось без переносов - и вот поди ж ты, никто не жаловался на недостаток ассоциаций ни тогда, ни позднее !
Не, ну конечно, если бы в александровские времена Бориса нарядили бы Александром II-м, то постановщиков объявили бы сумасшедшими, а если бы в сталинские времена Бориса нарядили бы Сталиным, то им вообще башку бы снесли ! И правильно бы сделали, кстати ! Подчеркну, что мне не за Сталина и не за Александра II обидно, а за произведение искусства !
А чем же сегодняшние времена отличаются - только вседозволенностью ? Но если властям наплевать и они это терпят, то почему произведение искусства должно терпеть это ? Мусоргский не искал дешёвой популярности, он мыслил исторически-конкретно, так режиссёры-то какое право имеют считать себя умнее автора ?
Нет слов.
А Гергиев-то, Гергиев ! Это же именно он выпустил этого джинна из бутылки, эту чуму под названием "Черняков" ! А теперь он ещё Вика прилашает, как будто у нас своего такого же "добра" мало ! Да у нас эти "вики" за каждый углом ! Я отлично помню черняковское уродство под названием "Сказание о граде Китеже" в той же Мариинке ! Какой там "град", какая "дева" ! Боже мой ! Перед вико-черняковскими постановками над входом в театр нужно загодя вывешивать плакат "Оставь надежду всяк сюда входящий" !
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
"Китеж" нам в следующем сезоне покажут. Как и "Жизнь за царя". http://www.mariinsky.ru/playbill/subscriptions/2012-2013/  №11 и №12

Оффлайн Loki

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 920
  • Mundus universus exercet histrioniam

А Гергиев-то, Гергиев ! Это же именно он выпустил этого джинна из бутылки, эту чуму под названием "Черняков" ! А теперь он ещё Вика прилашает, как будто у нас своего такого же "добра" мало ! Да у нас эти "вики" за каждый углом !

А вот что думает об этом Гергиев:

http://vtbrussia.ru/culture/gamt/star/news/180909/?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs0MTc3NDE2OzgwNTQxNjU3O3lhbmRleC5ydTpndWFyYW50ZWU

«Конечно, есть российская режиссерская школа, но она сейчас несколько обмелела. Вернее, ждет паводка, который, я думаю, случится в ближайшие пять лет», – пояснил на пресс-конференции выбор зарубежного постановщика руководитель Мариинского театра. <...>

Говоря о современном прочтении оперы, Гергиев также заметил, что эта постановка может стать мостиком, который связывает оригинальные идеи Мусоргского и взгляд современного режиссера. «Никого не надо стращать или пугать современной трактовкой. Это происходит и с Верди, и с Моцартом, и с Вагнером едва ли не каждый день».



 :D

«Solches ist aber nicht für lange Ohren gesagt. Jedwedes Wort gehört auch nicht in jedes Maul» (Friedrich Nietzsche)