Автор Тема: "Псковитянка" в Мариинке, премьера - новый старый спектакль  (Прочитано 10011 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Псковитянка
(премьера – возобновление постановки 1952 года
в декорациях и костюмах Ф. Федоровского)

Дир. – В. Гергиев
Режиссер капитального возобновления – Ю. Лаптев
Художник капитального возобновления – В. Окунев

25 апреля 2008
Царь Иван Грозный – Алексей Тановицкий
Князь Юрий Токмаков – Геннадий Беззубенков
Боярин Никита Матута – Василий Горшков
Княжна Ольга Токмакова – Татьяна Павловская
Михаил Андреевич Туча – Михаил Вишняк
Власьевна – Любовь Соколова

В очередной раз посещение оперы если и не принесло  разочарования, то, во всяком случае, и не вызвало особых восторгов. Я даже сама себе начинаю казаться противной ворчуньей, хотя обычно мне это несвойственно. Но, увы, ожидания в очередной раз не очень оправдались.

Мариинка возобновила старую постановку 1952 года. Интересно, насколько точно в этом спектакле воспроизведены те «старые» режиссерские решения. Надежда, может быть, Вы видели эту постановку раньше -  как она смотрелась тогда?
Сценографическое оформление постановки очень живописно. В каждой картине сцена предстает в новых декорациях: перед нами то утопающий в зелени княжеский двор, то городская площадь и фасад каменного собора, то древние стены Псковского кремля, то убранство княжеских хором, то тёмный лес и виднеющиеся в просвете купола Печорского монастыря. Впечатление это всё, конечно, производит. Яблони, обильно усыпанные налившимися плодами, и «гроздья красные рябин» - почти как натуральные. Лес в пятой картине сооружен с большою тщательностью – и листья резные, и дерево качается от ветра, и капли дождя падают на землю, заставляя при вспышках молний блестеть намокшую листву. А в следующей картине даже рябь на протекающей вдали реке видна.  Дождь в лесу и три всадника на самых что ни на есть настоящих лошадях, которые во время оркестрового антракта несколько раз проходят через сцену, в последний раз почти вскачь - вызывали особую овацию зала. Следует сказать, что одна из основных бед старых постановок – длительная смена декораций – здесь каким-то образом решена, перерывы между картинами незначительны по времени. Костюмы и реквизит, естественно, исторические – кафтаны, сарафаны, бороды, кокошники, дубины, рогатины, иконы и проч. Так что глазу есть чему радоваться.

Но беда, на мой взгляд, в том, что глаз радуется, а ум отдыхает. В собственно постановочном решении ничего не произвело на меня впечатления, ничего особенно не поразило. В массовых сценах какая-то бестолковая суета – ну, бегают то девки в кокошниках, то бородатые мужики с дубинами, то псковичи бестолково иконы таскают туда-сюда – и никакого отражения проявлений народного духа.  Всё внешне, в пышно-лубочной манере. В дуэтах – в основном театральные штампы, психологичности сцены практически лишены. Погибающую Ольгу не жаль. Переживаний царя не видно, да и характер его отражен в каком-то примитивном виде – «но сурово брови мы насупим». Постановщики, вероятно, хотели подчеркнуть какие-то параллели с «Борисом Годуновым», которые можно усмотреть в музыке – в одной из массовых сцен появляется кто-то наподобие Юродивого, который то с просветленным видом устремляет глаза к небу, то хватает за полы Грозного царя.
Во время спектакля - в связи с неутихающим спором относительно современной оперной режиссуры – у меня невольно возникала мысль: может ли быть хороша «классическая постановка» сама по себе, только в силу «классичности»?  Полагаю, что нет. Как и не может быть «плоха» или «хороша» авангардная постановка сама по себе, по причине авангардности. Для того чтобы любая постановка  была хороша, должны в ней быть яркие, драматичные, потрясающие ум и воображение сцены -  например, как те, о которых рассказывала Надежда в потоках про старые постановки «Орлеанской девы» и «Пиковой дамы». Хотя – кто знает,  как бы мы отреагировали на эти спектакли, если бы они были восстановлены сейчас?
Такая декоративная «классичность», как в этой «Псковитянке», меня не удовлетворила, хотя декорациям могу с восторгом похлопать (но ради них ли мы ходим в оперу?).

Теперь о музыкальной стороне.
В целом - не очень убедило.
С удовольствием слушала только оркестр – и то в гергиевской записи этой оперы (с Горчаковой) исполнение в целом более отточенное и качественное в смысле формы. В спектакле были провисания. Между тем, увертюра и cимфонические антракты прозвучали очень хорошо. Также понравились массовые сцены.

Ко всему остальному претензий много.

М.Вишняк (Михаил Туча) пел громко, но совершенно не гибко. Словно кол вставили. Дуэты вышли сырыми. Совершенно не понравился, хотя громкость в свете многих последних впечатлений от оперных спектаклей, похоже, уже можно считать большим достоинством.
Л.Соколова (Власьевна) – второстепенная роль, но хочется отметить в числе явных «минусов»: дикция отвратительная, актерски выглядела карикатурно, наигранно – неестественны ни походка, ни жесты.
От Т.Павловской, исполнявшей партию Ольги, что-то я за этот сезон устала (слышала с ней четыре или пять спектаклей), при всем моем к ней уважении. Голос становится изможденным, лишенным мягкости. К сожалению, это повторяется из спектакля в спектакль в большей или меньшей степени. Слова разобрать невозможно. Я ценю её как певицу, несущую на своих плечах многие спектакли текущего репертуара, и как хорошую актрису, которая обычно искренна и органична в роли, но её форма всё-таки оставляет желать лучшего. Не провал, конечно, но и не безусловный успех;  лучше бы я послушала Матаеву, которая также поставлена на эту оперу. (Ох, а ещё бы лучше – Горчакову,  её в записи слушаю с удовольствием). Хотя в музыкальности Павловской не откажешь, и вокальный образ у неё в целом получился (если бы не само качество голоса).
А.Тановицкий (Иван Грозный) – голосист, вокально очень хорош. На мой взгляд, вытащил спектакль. Но с образом не сроднился. Уж больно старательно напускал на себя «грозный вид» и много передёргивал. Переигрывание в конце концов становилось противно. А вот противоречивость образа никак не донёс.
Г.Беззубенков (князь Токмаков) – первые же его реплики после не очень внятной сцены девичьих игр и нечленораздельного и довольно корявого пения в дуэте Ольги и Тучи стали глотком свежего воздуха. Голос вполне на уровне (в «Сусанине» я, правда, в этом начинала сомневаться), дикция великолепна, актерски естественен.
В. Горшков (Матута) также произвел благоприятное впечатление – внятно, ровно,  убедительно. Вокальные возможности соответствуют роли.

Интересно, кто будет петь на «Пасхальном» фестивале и на открытии фестиваля «Звезды белых ночей».
Если из москвичей кто-то пойдет слушать – расскажите, пожалуйста!
Кассир в мариинской кассе говорит об  участии Огновенко.
На следующее исполнение «Псковитянки» в рамках «Звезд белых ночей» я вряд ли пойду  – слишком много других событий, потому не хочется повторно слушать рядовое исполнение.
« Последнее редактирование: Апрель 27, 2008, 12:04:08 от Кантилена »

Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363
Не только помню, но и была постоянным участником спектакля. Одной из тех девок, что в кокошниках. Если найду фото, то повешу.
В 1952 спектакль ставил Евгений Николаевич Соковнин, один из лучших оперных режиссёров, что доводилось встречать. Постановка была очень выразительной. Особенно сцены с Грозным.




[вложение удалено администратором]
« Последнее редактирование: Апрель 27, 2008, 21:26:43 от Nadejda »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Надежда, спасибо за отклик!  :)
Расскажите, пожалуйста, о той постановке.
Мне кажется, что режиссеры возобновления довольно поверхностно подошли к делу, только внешнюю сторону показали.
Возможно, конечно, это я слишком требовательна. Но всё же работа постановщиков меня не устроила. Да и вокал особенно не блистал.
Может быть, кто-нибудь ещё из петербуржцев был на премьере и выскажет своё мнение?

Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363
Надежда, спасибо за отклик!  :)
Расскажите, пожалуйста, о той постановке.
Уважаемая Кантилена, это было 55 лет назад и у меня сохранилось лишь общее ощущение от спектакля. Помню сцену "Вече" и "Палаты Токмакова", где мы и были заняты. В "Вече" всё было очень тревожно. Особенно сцены с бунтовщиком, Михайло Тучей. Сцена была затемнённой, народ с факелами. Туча на лобном месте выглядел как народный герой. Пел его Владимир Ульянов, в те годы, пожалуй, единственный настоящий драм. тенор, ведущий весь главный репертуар. Кульминацией был въезд Грозного в самом финале картины, верхом на белом коне. Мы должны были бросаться ему в ноги, падая ниц на слова: - "Царь наш, Государь! Помилуй нас! Помилуй". Ведь Грозный только что до этого разгромил Новгородскую вольницу. Занятно, что общая тревога сцены передавалась лошади. Она нервничала. А тут надо было бросаться под её копыта. Так что, было немного страшновато. Следущая сцена в палатах была яркой и красочной. У нас были совершенно роскошные костюмы из парчи, отделанные бисером и всякой блестящей мишурой. Почти всю сцену мы проводили на коленях перед Грозным. Его часто пел Иван Яшугин, Народный артист РФ. По-моему, всё было по-настоящему драматично. Особенно, когда Ольга (Ольга Кашеварова, тоже Народная РФ) подносила ему кубок мёда, по его приказу - "Да не с поклоном, только. С поцелуем". И вдруг его испуг при взгляде на лицо Ольги, в ком он видит копию той, кого когда-то любил. Там в музыке такой мощный аккорд, на который он отшатывался от неё, как ужаленный. При этом мы все должны были от ужаса опять попадать ниц. И вдруг сразу за тем такой светлый и чистый ответ Ольги: - "Царь-Государь, с тобою целоваться твоей рабе ..... недостойно. А повели, живая лягу в гроб, лишь только б ты со мной простился поцелуем". Не знаю, как сегодня это поют. Но вот, вспоминая музыку и эти слова, снова просятся на глаза слёзы. Может это просто такая реакция на память молодых лет?

Вообще-то, "Псковитянка" не та хит-опера, как, скажем "Царская". Там нет такой яркой коллизии характеров, замешанной на любви и ревности. Успех оперы зависит от яркости и выразительности 3-х персонажей - Грозного, Ольги и Тучи. И конфликт здесь скорее социальный, чем личный.
« Последнее редактирование: Апрель 28, 2008, 00:41:41 от Nadejda »

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Рецензия в "Коммерсанте":
http://www.kommersant.ru/region/spb/page.htm?Id_doc=887530
---------------------
ОЛЬГА КОМОК
Возобновили капитально . В Мариинском театре показали "Псковитянку" 1952 года

Одним словом, новая-старая "Псковитянка" не просто отчаянно живописна, а канонически живописна  /…/. Иван Грозный, как ему и положено, передвигается на ястребино-орлиный манер (ноги полусогнуты, руки растопырены, пальцы скрючены, борода торчком). /…/

Музыкальные достоинства "Псковитянки" оказались под стать сценографии. В руках Валерия Гергиева оркестр зазвучал мясисто, энергично и точно в лучших традициях Мариинки конца 90-х /…/. Что местами оркестр перекрикивал солистов - так это не беда, это традиция. А что вокалисты - все как один голосистые и удачно совпавшие с типажами своих героев - в стремлении угнаться за оркестровым напором забывали о дикции, так это и вовсе закон жанра. Зачем же иначе субтитры над сценой (пусть и на английском), если не за тем, чтобы по ним пытаться разобрать, отчего конкретно в данную минуту страдает Княжна Ольга (вообще-то, замечательное сопрано Татьяна Павловская), или к чему призывает посадничий сын Михаил Туча (Михаил Вишняк)? Исключением из оперного правила стал только Геннадий Беззубенков (Князь Юрий Токмаков), с откровенно театральной смачностью пропевавший свои воззвания к псковичам.

В итоге в репертуаре театра появился опус, на котором студентам музучилищ особенно удобно объяснять, что же такое русская опера - "жанрообразующее" сочинение Римского-Корсакова прочли дословно, без всяких там подтекстов, контекстов и прочей интеллигентской ерунды. Грозный - ужасен, но совестлив, псковичи - исторически обречены, Ольга погибает примерно так же, как Волга впадает в Каспийское море. Поют хорошо, играют от души - и слава богу. Сравнительно недавнее возобновление этой канонической "Псковитянки" в Большом театре, говорят, особого успеха не имело. В Мариинке, судя по реакции публики, вышло ровно наоборот. И успех спектакля, который не заставляет думать, но зато позволяет радоваться качающимся деревьям и живым картинам, руководством театра был, похоже, просчитан: "Псковитянкой" Мариинский театр собирается открывать грядущий фестиваль "Звезды белых ночей".
----------------------------------------

Критик почему-то мало внимания уделила музыкальной стороне. Ироничные шпильки в адрес Беззубенкова  мне кажутся не совсем справедливыми, а вот по поводу образа И. Грозного согласна - "очень грозен".
В общих выводах относительно постановки мы, я смотрю, с рецензентом пересеклись - более того, высказали некоторые соображения практически одними и теми же словами  :).

Оффлайн Кантилена

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 473
Уважаемая Надежда, спасибо за рассказ.
Nadejda
Цитировать
Вообще-то, "Псковитянка" не та хит-опера, как, скажем "Царская". Там нет такой яркой коллизии характеров, замешанной на любви и ревности. Успех оперы зависит от яркости и выразительности 3-х персонажей - Грозного, Ольги и Тучи. И конфликт здесь скорее социальный, чем личный.
Мне кажется, в этой опере всё-таки имеется переплетение социальных и личностных конфликтов.  Может быть, и нет в ней столь выраженных трагических столкновений мотивов и характеров, но личная драма, тем не менее, присутствует. 

Nadejda
Цитировать
Постановка была очень выразительной. Особенно сцены с Грозным.
Мне, вообще, было изначально очень интересно, как будет смотреться та постановка 50-х. Но вопрос ещё  в том, насколько точно при возобновлении всё воспроизведено. Не знаю,  может быть, сейчас мы уже перекормлены и традиционными декоративными спектаклями, и новомодными, иногда интересными, иногда совсем уж безумными,  поэтому – я применительно к себе – порой не знаешь, чего хочешь.

Если же говорить об историческом контексте, то мы владеем сейчас другим историческим материалом. Отношение к одним и тем же событиям истории много раз менялось. Так, фигуре  Ивана Грозного во времена композитора давалась одна оценка, в советское время - другая, сейчас – третья. Чтобы постановка «жила», вроде бы надо, чтобы в ней отражались современные и, хочется сказать, «актуальные» взгляды на историю, может быть, происходил какой-то поиск исторических аналогий. С другой стороны, «исторические» оперные спектакли представляют «исторический» интерес – так как в них отражается то, о чём думали тогда, когда ставили. Т.е. в отличие от   самих  оперных шедевров, которые обладают ценностью независимо от времени, оперные постановки имеют историческую ценность, т.к. характеризуют эстетические и мировоззренческие тенденции определенного времени. Это тоже интересно, поэтому реконструкции нужны.

Этот спектакль мне показался слишком иллюстративным. Всё буквально, дословно. Между тем, очень сложно сформулировать в деталях, что я считаю «не так». Может быть, нужно ещё раз посмотреть.

Nadejda
Цитировать
В "Вече" всё было очень тревожно
Эта картина меня особо не впечатлила. В сцене вече как-то схематично было изображено поведение толпы: Туча выступил и все начали в такт музыке размахивать дубинами и стучать рогатинами. А вообще, в этой картине мог бы быть простор для  режиссера в плане отражения психологии толпы, изменения настроений  под влиянием  поступающих новостей, воззваний  лидеров и т.д. Я не увидела  каких-то выраженных состояний - ни настороженности, ни тревоги, ни воодушевления, не отражено было взаимовлияние людей и т.п. Интересно было, как изобразят Ивана Грозного: мне бы хотелось видеть какое-то определенное решение, а не что-то плакатное. Впрочем, возможно тут ещё и недоработка исполнителей.
При въезде царя девицы, кажется, тоже падали ниц. Хотя так долго там перед этой сценой все бегали с иконами, что сам момент въезда я выпустила из внимания.

Nadejda
Цитировать
Следущая сцена в палатах была яркой и красочной.

Сцена, в которой Иван Грозный видит Ольгу, была более психологически напряженной.  Павловская здесь актерски справилась хорошо. Она была облачена в высокий кокошник, который, видимо, сковывал движение - во всяком случае, создавалось такое ощущение. Поэтому в эпизоде с царем она держалась неестественно прямо, но потупив взор, и двигалась,  только переступая ногами,  плавно, без всяких прочих жестов – как будто в страхе и почтении. Если б «Грозный» не переигрывал, сцена бы удалась. Девиц на втором плане я не заметила, наверное, всё внимание было приковано к главным героям.

Nadejda
Цитировать
Может это просто такая реакция на память

Да уж, этот фактор должен сильно влиять. Иногда повторный просмотр может вызвать разочарование, а иногда заставляет перенестись прошлое и заново погрузиться в ту атмосферу, которая была связана с сильными впечатлениями  :))


Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363
Вне всяких сомнений успех оперы держится на исполнителе Грозного. Это уже показала история первой постановки оперы в МТ осенью 1903 года. Спектакль оформил сам Александр Головин и, по словам современников, это был шедевр театрального изобразительного искусства. Грозного пел Шаляпин. Остальные исполнители (Куза, Алчечвский) уже особой роли не играли. Опера имела громадный успех. Зал ломился от желающих послушать и посмотреть Шаляпина. В ложи набивалось по 11-12 человек. У Шаляпина были две версии образа. Сначала он создал образ глубокого старика. Но потом изменил своё видение. Как писали "Новые времена" - "Вместо дряхлого расслабленного старика на сцене человек около 40 лет, полный силы. Остутствуют подозрительность и трусость. Это настоящий владыка, готовый, как коршун, ежеминутно броситься на свою добычу". Тема Грозного несколько раз проходит в опере. На въезде во Псков. Но особенно явственно, когда Грозный узнает правду об Ольге и понимает, что она его дочь. Он кличет Малюту и отменяет приказ о раззорении Пскова. Очень сильный в игровом отношении последний акт, когда схваченную Ольгу приводят в шатёр Грозного. Тут у него смесь самых разных чувств - отцовское любопытство и нежность, ревность, ирония, жестокий сарказм - "Посажу твоего Михайлу на цепь. Корми его по праздникам". Сколько звериного отчаяния в крике - "Спаси! Спаси её Бомелий" - это когда застрелянную Ольгу вносят на сцену. И её смерть на руках отца, только что обретшего и сразу потерявшего дочь. "Ведь я тебе отец" - полушопотм, а она скорее всего уже не слышит. И финальная молитва. Шаляпин проводил финал, стоя на коленях. И мы можем только представить, как это было. Не помню, была ли эта молитва в 50-х? И исполняют ли её сегодня? Безусловно, такого Грозного, как Шаляпин, уже не найти. По сравнению с ним даже Касторский был далеко не тот образ.



[вложение удалено администратором]

Александр

  • Гость
Уважаемая Надежда, раз уж Вам посчастливилось поучаствовать в постановке 52 года в Мариинском театре, то не могли бы Вы припомнить чуточку поподробнее тех исполнителей партии Грозного, которых Вы наблюдали. Как каждый из них решал этот образ, начиная со знаменитого диалога за сценой: "Войти, аль нет? - Как государь поволишь! Войти, коль есть Божье милосердие и милость Божья на земле?....." :) Заранее благодарен Вам за ответ. :)

Оффлайн Nadejda

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 363
не могли бы Вы припомнить чуточку поподробнее тех исполнителей партии Грозного, которых Вы наблюдали. Как каждый из них решал этот образ, начиная со знаменитого диалога за сценой: "Войти, аль нет?
В той постановке Грозного обычно пел Иван Петрович Яшугин, Народный РФ. Интерпретация образа была в духе второй версии Шаляпина - никакого старца, никакой особой подозрительности или жесткости, никакого хождения на полу-согнутых, никакого "носа-крючком" а ля Черкасов в фильме Эйзенштейна. Нормальный человек лет 50, с нормальными движениями. Без всякого шаржа и гротеска, в отличие от сегоднешней версии. Грим и костюм были примерно такими как на верхнем фото у Шаляпина. В знаменитом "Спаси Бог" из "Хованщины" - тоже копировали кого-то из "стариков".. Голос у Ивана Петровича был не особенно мощный. Но он брал своей артистичностью. Очень явственно передавал перемену в Грозном, когда тот догадывался, что Ольга его дочь. Поражал своей душевностью в последнем акте. Видимо, он делал Грозного с Шаляпина, как и Бориса Годунова. А ещё, Яшугин был очень хорошим Сусаниным и тут с ним мог сравниться только М. Д. Михайлов. 
« Последнее редактирование: Май 05, 2008, 18:03:23 от Nadejda »

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 636
Добавили "Псковитянку" Римского-Корсакова на 30 января, 18.30. Постановка классическая 1952 года в декорациях и костюмах Ф.Федоровского. Билетов пока много на любой вкус.
Состав очень сильный:

Дирижер – Борис Грузин
Царь Иван Васильевич Грозный – Владимир Ванеев
Князь Юрий Иванович Токмаков – Юрий Воробьёв
Михаил Андреевич Туча – Максим Аксёнов
Княжна Ольга Юрьевна Токмакова – Татьяна Павловская

Максим Аксёнов - великолепный тенор, редко сейчас появляющийся в Мариинке. Павловская мне очень нравится. Ванеев с Воробьевым тоже заслуживают внимания.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Валентина Чванова
вчера в 1:39
https://vk.com/wall247392452_432

ТЕАТР ВСЕГДА ПРЕКРАСЕН. Санкт-Петербург. 30 января 2017 года.
Пожалуй, только на «Псковитянке» в Мариинском театре так глубоко сожалеешь о недостаточности в репертуаре отдельных постановок прошлых лет, связанных так или иначе с отражением российской истории. «Псковитянка» в этом ряду занимает особое место. Потому что, можно сказать, она наша, петербургская. Это первая опера Римского-Корсакова - композитора, который родился в Тихвине, что под Петербургом, многие годы жил и работал в Петербурге. Он сочинил не только музыку, которую кстати, выстрадал, неоднократно редактируя, но и написал либретто по драме Льва Мея. События происходят в 1570 году в Пскове, а до него от Петербурга рукой подать. Премьера состоялась в Мариинском театре в 1873 году.

Капитальное возобновление постановки 1952 года в декорациях и костюмах Федора Федоровского - это такая красота, о которой зрители давно забыли! Современная тенденция к минимализму декораций и простоте костюмов, или вовсе к обычной повседневной одежде, конечно, облегчает бюджет постановки, но не способствует яркому впечатлению. Две «Псковитянки», идущие с разрывом в один день, поставили перед выбором. После долгих колебаний предпочтение отдала спектаклю с участием Владимира Ванеева (Иван Грозный) и Татьяны Павловской (княжна Ольга). Хотя уверена, что Станислав Трофимов тоже отлично исполнит партию Ивана Грозного! [отзыв был написан до второго спектакля, в котором пел Трофимов. - Прим. Папатачи.] Трофимова слушаю часто, слушаю с обожанием, а Владимир Ванеев на сцене Мариинки редкий гость.

Безусловно, интересен сюжет. В нем так много всего переплелось: любовь к родному Пскову и любовь к независимости; любовь к России и желание сделать Россию единой и сильной; любовь к Богу: без его благословения немыслимы ни одно событие, ни личное счастье. Трогательна своей преданностью любовь княжны Ольги - как выясняется, дочери Ивана Грозного и его любимой в юности женщины боярыни Веры Шелоги - и бедного посадничьего сына Михайло Тучи. Именно он возглавил бунт молодых псковичей, призывая их отстаивать независимость Пскова.

Но более трогательна любовь отца к дочери. Казалось бы, две непродолжительных сцены, но в них огромная эмоциональная сила! Когда в доме князя Токмакова Ольга поднесла Ивану Грозному чашу, словно ток пробежал по всему его телу - он узнал в ней черты своей некогда любимой женщины, понял, что встретил родную дочь, от неожиданности растерялся, разволновался. В царской ставке близ Пскова он уговаривает Ольгу, склонившуюся у его колен, поехать в Москву, обещает свободу. А как долго и медленно тянет он руку к голове дочери: хочет погладить и не решается. И тут раздается песня Михайло Тучи, он пришел с отрядом повстанцев освобождать Ольгу. Услышав голос любимого, она выбегает из шатра. Царь отдает приказ стрелять. Случайная пуля убила Ольгу. Финальную сцену обезумевшего от горя отца над телом дочери, которую только что нашел и сразу же потерял, Владимир Ванеев сыграл на одном дыхании - сердце зашлось от жалости! Он не успел сказать Ольге, что она его дочь! Почему в жизни так часто главные слова мы оставляем на завтра, не задумываясь о том, что завтра может и не наступить?!
Che mai sento!

Оффлайн Надя

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 636
30.01.2017

Дирижер – Борис Грузин
Царь Иван Васильевич Грозный – Владимир Ванеев
Князь Юрий Иванович Токмаков – Юрий Воробьёв Михаил Кит
Михаил Андреевич Туча – Максим Аксёнов
Княжна Ольга Юрьевна Токмакова – Татьяна Павловская
Матута - Василий Горшков

Опять завидую петербуржцам - в Мариинке сохраняют советские постановки большого стиля, которые кто-то справедливо предлагал причислить к национальному достоянию. И можно по-разному относиться к фигуре Гергиева, но держать такой обширный оперный репертуар, какой имеет Мариинка - это дорогого стоит. Да, не всегда спектакли исполняются качественно, но если грамотно выбирать составы - можно ходить часто и получать огромное удовольствие. Чего, увы, не скажешь про Москву.

Исторические костюмы, декорации Ф.Федоровского - потрясающие, красивейшие, это отдельное удовольствие. Вспомнился старый Большой, да его теперь уже и нет. Полностью соглашусь со всем написанным выше В.Чвановой, остановлюсь на исполнении.

Ожидания оправдались частично, но были и приятные сюрпризы. "Псковитянка" ещё раз доказала, что молодёжь русскую классику не тянет, будучи ориентированной на западноевропейский репертуар и их же театры. Мощи голосов не хватает, дикция оставляет желать лучшего, тогда как многие фрагменты носят речитативный характер.

Надо сказать, что и дирижёр никого не щадил, и оркестр звучал мощно и полнозвучно, как и должно быть в большой русской опере, без всяких скидок. При этом сыграно всё было очень аккуратно, без киксов и заметных расхождений. Насколько я понимаю, Б.Грузин дирижирует в основном балетами, возможно поэтому певцам не делалось скидок. Хотя, может быть и так, что это принципиальная позиция, и Римский-Корсаков звучал во всей своей симфонической мощи и красоте.

М.Аксёнов хорош собой, молод, ладен, подвижен, статен и красив, пел прекрасно, однако слышно его было за оркестром процентах в 40, да и дикция... Смотреть - одно удовольствие, Голливуд отдыхает, нежный и горячий возлюбленный и пламенный предводитель бунтовщиков. То же и подруга Ольги - В.Соловьева - плохо слышно и каша во рту.

Совсем другое дело, когда на сцене оказалось старшее поколение - М.Кит, В.Горшков, В. Ванеев. Опыт, мастерство, дикция, голоса... Как-будто звуковую резкость настроил кто-то сразу.))) Открытием вечера стал для меня В.Горшков - большой тенор с великолепной дикцией, звонкий и абсолютно молодой голос. Жаль, роль маловата.

В.Ванеев после, на мой взгляд, проваленной роли Якопо Фиеско в "Симоне Бокканегра" Верди, полностью реабилитировался. Возможно, русский репертуар певцу ближе. Спел очень достойно, а уж сыграл, к моему удивлению, просто блестяще. Последняя сцена над телом погибшей дочери, этот немой крик... Сильно.

Т.Павловская ещё раз подтвердила высокий уровень своего профессионализма и музыкальной культуры. Немного не хватало качества дикции, в остальном - великолепно. Грамотные динамические оттенки, интонационная точность, видна скрупулезная исполнительская работа. В начале оперы, в лирических сценах, хотелось более юного и чистого тембра, однако, думается, впоследствии юный и нежный голос потонул бы за оркестровой мощью и в драматических эпизодах последних сцен, когда требуется именно драмсопрановая сила и выносливость. Для меня в этой партии проявился один несомненный плюс певицы - в верхнем регистре её голос не истончается и не переходит на визг, а остаётся (в т.ч. на форте) таким же плотным и с той же окраской, как в среднем регистре. Ей очень идут партии в операх Пуччини. Сыграна роль также была с полной самоотдачей, с погружеием в образ, прекрасно. Так что В.Ванееву и Т.Павловской мои браво-браво-браво!

И небольшая ремарка. Спектакль закончился на 40 мин. позже запланированного. Какие-то немыслимые антракты, последний - 45 мин., тогда как сам-то 3 акт минут 35-40 длится. За это время успеваешь не только в туалет и в буфет сходить, но и, к сожалению, растерять накал предыдущих событий оперы, что не есть хорошо. Хочется надеяться, что на такие затягивания есть уважительные причины. Хотя по итогу впечатление от оперы всё равно сильнейшее, выходишь из театра с чувством какого-то просветления и воодушевления что ли, это, конечно, главное.
« Последнее редактирование: Февраль 07, 2017, 04:25:59 от Надя »

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 511
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет opera_manka (opera_manka)
2017-02-08 21:34:00
http://opera-manka.livejournal.com/17324.html

01.02.2017 Псковитянка в Мариинском театре

Царь Иван Грозный – Станислав Трофимов
Князь Юрий Иванович Токмаков – Геннадий Беззубенков
Михаил Туча – Сергей Семишкур
Ольга Токмакова – Ирина Матаева
Боярин Никита Матута – Николай Гассиев
Власьевна - Людмила Каннуникова

У Трофимова месяц «царских» дебютов: сначала Иван Грозный в Псковитянке, а четырнадцатого, надеюсь, - Борис Годунов в опере Мусоргского. Так что, хотя певец в качестве зрителя был на декабрьской Хованщине, мне кажется, что ввода еще и в эту постановку пока не будет.

Иван Грозный у Трофимова получился далеко неканонический, и не только внешне. Чувствовалось, что певец ответственно подготовился к роли, понимает, о чем поет, проанализировал поступки и намерения. Но пошло ли это на пользу? Мне, как зрителю, оказалось непросто отказаться от общих представлений, каким должен быть Грозный. Но наблюдать более сложный образ, конечно, очень интересно, хотя и отвлекало от собственно вокала. Этот Грозный показан, как человек умный, много думающий и воспринимающий свои действия как необходимость и долг, что не отменяет традиционные болезненную подозрительность, властность и высокомерие.

Из остальных действующих лиц больше всего понравился Семишкур-Туча, у которого тоже был дебют. Матаева-Ольга начала прекрасно, но потом с ней что-то случилось, и слушать ее стало тяжело. К последней сцене (самой важной!) она выправилась, но впечатление было уже испорчено. Беззубенкова, как представителя старой школы, слушать большое удовольствие.

Псковитянка – странная опера, даже при интересных солистах самыми красивыми в ней мне все равно кажутся оркестровые увертюра, музыкальные картины и финальный хор.

А вот школьников с театрального урока больше всего впечатлили лошадки, чье появление было встречено веселыми аплодисментами.
Che mai sento!