Автор Тема: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"  (Прочитано 36177 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« : Сентябрь 01, 2008, 16:29:06 »
Сайт Полины Осетинской  http://www.osetinskaya.ru


------------------------------------------------------------

Полина Осетинская «Прощай, грусть», «Издательство К. Тублина», 2008 год

Потрясающий по силе трагизма рассказ молодой пианистки о своей судьбе девочки-вундеркинда, оказавшейся в руках озабоченного поисками наживы и славы тирана-отца, сделавшего ставку на собственного ребёнка и чуть было не сгубившего её талант своими деспотически-дилетантскими способами "воспитания" и музыкального "руководства".



Петербургское издательство «Лимбус-пресс» открыло новую серию «Автобиографии современников» выпуском книги пианистки Полины Осетинской «Прощай, грусть». Эта книга — творческая биография успешной 32-летней исполнительницы, долгое время боровшейся с имиджем советского вундеркинда.

«Прощай, грусть» — это не обращение к названию знаменитой повести Франсуазы Саган, а те эмоции, которые Полина Осетинская испытала по окончании работы над книгой. Значительная ее часть посвящена отношениям с отцом, киносценаристом Олегом Осетинским, который по собственной методике создавал из девочки музыкального вундеркинда. Девочка не выдержала методов воспитания (которые довольно откровенно описаны теперь в книге) и сбежала, а через несколько лет стала настоящей звездой.

«Не секрет, что очень многие так называемые вундеркинды, к которым я себя никогда не причисляла, — говорит Полина Осетинская, — очень трагически либо заканчивают свою жизнь, либо заканчивают свое существование как творческой единицы. Моей задачей изначально было рассказать о том, что с человеком происходит после того, как он умирает как вундеркинд и становится обычным молодым человеком или молодой женщиной. Я, конечно, не хотела писать правду, мне казалось, что правду знать никому не нужно, просто это негуманно и бессмысленно — писать правду. А потом поняла, что писать ложь или изобретать себе красивую легенду гораздо более негуманно. А соображения о том, надо ли было рассказывать или не надо было рассказывать, ну, тогда не надо было вообще соглашаться писать книгу. История хороша только тогда, когда она истинна. Во всяком случае для человека, который не считает себя романистом. У меня не было мысли о назидании. Возможно, если кто-то в этом увидит назидание опосредованное, и кому-то это принесет пользу, ну, значит, книжка написана не зря».

Но печальное и поучительное все-таки не самое главное в книге. Книга — о музыке, о взрослении, о матери, о друзьях, об искусстве. Полина Осетинская не из тех академических музыкантов, которые всю жизнь играют один и тот же проверенный классический репертуар, и об этом она тоже пишет.

«Например, когда 10 лет назад мой друг Алексей Гариболь, замечательный пианист, придумал такую программу под названием "Серп и молот", которая шла 7 января и которая включала в себя "Аппассионату", изумительную, нечеловеческую музыку, "Песню о Сталине" Дунаевского и во втором отделении — пенсии из фильмов советских лет, я там исполняла "Аппассионату". И на тот момент как бы участвовать в самом этом проекте было проявлением некой гражданской смелости. Увидев на афише "Песню о Сталине", люди просто срывали афиши, писали там "Позор Гариболю!" и так далее. Но самым для меня рискованным стало, конечно, то, что Алеша в приказном порядке в финале концерта, на выходе всех участников, когда мы пели "Колыбельную" из "Цирка" просто выставил меня и сказал: "Пой". Вот это был смелый поступок», — говорит Полина Осетинская.

Последний по времени смелый поступок пианистки Полины Осетинской — автобиография под названием «Прощай, грусть».

Полина Осетинская «Прощай, грусть», «Издательство К. Тублина», 2008 год

-------------------------------------------------------------------------------

http://www.ozon.ru/context/detail/id/3714663/

Полина Осетинская
Прощай, грусть

Издательства: Издательство К. Тублина, Лимбус Пресс, 2008 г.
Твердый переплет, 288 стр.
ISBN   978-5-8370-0462-9
Тираж: 5000 экз.
Формат: 76x92/32
« Последнее редактирование: Октябрь 09, 2014, 00:11:29 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #1 : Январь 14, 2011, 19:10:08 »
Полина Осетинская сегодня – хороший добротный музыкант и, по совместительству, симпатичная женщина.
Не считая её большой величиной в пианизме, я отдаю должное её мужеству, крепкому профессионализму и какой-то удивительной её человеческой "прочности", неожиданно выявившейся в той хрупкой девчушке, которой она в 80-е годы была: выскочить с неповреждённой психикой из той моральной пропасти, в которую она попала в детстве, сумел бы далеко не каждый вундеркинд. Она вовремя поняла, что погибает как музыкант, и её еле-еле успела спасти наставница, к которой она обратилась за помощью с целью поставить её обучение на настоящую профессиональную основу.
С тех пор прошли десятилетия, но отлично помню, как я был поражён, увидев и услышав её совсем ещё детское выступление с 3-м концертом Рахманинова – это произведение было ей явно не по силам, но волею своего не по чину амбициозного отца (потому что кому-то другому потребовать от ребёнка чего-то подобного вряд ли пришло бы на ум) усаженная за подготовку этой громадной глыбы фортепианной литературы несчастная девочка была ею раздавлена. Я уверен, если только сама Полина не распорядилась их уничтожить, что эти съёмки сохранились, но вряд ли сама пианистка когда-либо даст добро на их публикацию. Это был ужасный эпизод её биографии – одно из многих ужасных событий её совсем не "детского" начала творческой жизни.
Но если оставить охи и ахи по поводу более чем нестандартного детства Полины и попытаться разобраться, чтобы было бы, если бы она с самого начала развивалась творчески гармонично и без таких ужасных срывов, т.е. если попытаться понять, чего в её вундеркиндстве было больше – отцовской рекламы или реальных творческих достижений, - то нужно будет признать, что рекламы всё же было больше. Будучи маленькой девчушкой, она демонстрировала достижения, необычные лишь для ребёнка, но по большому счёту в её игре ничего особенного в те годы не было: ничего сверхъестественного в техническом плане и ничего особенного в художественном. Многие её детские появления с непосильными для неё произведениями вызывали буквально жалость: я сочувствовал ей. Остаётся лишь порадоваться, что, повзрослев, Полина поняла беспочвенность связанных с ней сверхожиданий и сумела вырваться на дорогу настоящего профессионализма, на которой она прочно стоит и по сей день.
Но и сегодня я не вижу в её пианизме ничего особо выдающегося: да, она крепкий профессионал с хорошей техникой и достаточно хорошим пониманием исполняемого. Но в её исполнительстве нет ничего запредельного, ничего от тех чуть ли не "космических" ожиданий, которые окружали её хрупкую фигурку в широко разрекламированном детстве. Я не знаю, будут ли слова о "крепком профессионализме" для неё сегодня комплиментом, если в детские годы её, с подачи не в меру энергичного отца, называли едва ли не гениальной, но, когда выросла и возмужала в профессиональном отношении, П.Осетинская оказалась просто хорошим музыкантом. И не более того. Но и не менее ! Это её профессия, её работа. Пожалуй, никаких откровений мы от неё так и не услышали – ни в детстве, ни в юности, ни в зрелости, - но она работает в музыке и занимает свою скромную нишу, демонстрируя достойный музыкальный уровень.
Пожалуй, её судьба интересна не столько в творческом, сколько в совершенно другом плане: как олицетворение жутких попыток родителей реализовать свои беспочвенные амбиции и прославиться через успех своих детей. Полина это испытание выдержала: она прошла огонь, воду и медные трубы – за это честь ей и хвала.
И я думаю, сегодня она абсолютно уверена в том, что лучше синица в руке, чем журавль в небе, ибо испытала это, простите за выражение, "на собственной шкуре" в буквальном смысле: через издевательства и побои, о которых она живописала в своей потрясающе откровенной книге.
Желаю ей удачи, приличного достатка и, главное, спокойной достойной жизни.
« Последнее редактирование: Январь 14, 2011, 23:33:41 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #2 : Январь 14, 2011, 23:35:33 »
13.12.2010
Занимательное страноведение
«Италомания» Полины Осетинской

http://www.vremya.ru/2010/228/10/266287.html

Программа «Италомания» известной пианистки Полины Осетинской (в далеком прошлом -- вундеркиндши, потом успешно преодолевшей этот неоднозначный статус) в Камерном зале Дома музыки была одинаково удивительна и по смыслу, и по исполнению. На первый взгляд принцип составления программы казался продолжением «географической» продукции, известной с давних времен по филармоническим будням. «Музыка Вены», «Музыка Франции» и так далее регулярно наполняют концертный календарь. На самом деле «Италомания» сделана не по иллюстративно календарному принципу, но по ассоциативному, причем ряд ассоциаций-комментариев строго персонализирован и больше похож на литературную эссеистику конца ХХ века, чем на главу филармонического учебника по музыкальной географии.

Сюита «Неаполь» 20-х годов ХХ века Франсиса Пуленка (наиболее репертуарная музыка в списке, хоть как-то, хоть иногда играемая пианистами, по крайней мере в консерваториях, как «современная») здесь отправная точка, импульс к музыкантским наблюдениям -- скорее за итальянским культурным мифом и его пространством, нежели за реалиями итальянской геобиографии. Поэтому в финале путешествия окажется «Адажиэтто» из Пятой симфонии Малера, культовые такты из «Смерти в Венеции» Лукино Висконти в собственной фортепианной транскрипции Осетинской. И потому же рядом с Пуленком оказывается Нино Рота: в первом отделении феерически изысканной и призрачно карнавальной сюитой «Казанова» (1976, киномузыка как материал для изощренной композиции) он тоже представляет Венецию.

Все страноведение Осетинской полнится этой обманчиво прямой ассоциативностью. Кажется, что речь идет об иллюстрациях к пространству, на самом деле это к нему комментарии. Так же как три прелюдии на темы григорианских хоралов Отторино Респиги (1921) -- они настолько же «похожи на соборы Тосканы с их пестрыми фасадами и великими фресками внутри» (из комментария Осетинской), насколько представляются в ее исполнении поразительными отражениями странного внестилевого музыкального пространства -- между эстетиками, между течениями и смыслами. И так же «между», как будто в зазеркалье музыкальной истории, которое само по себе вырастает в программе Осетинской до примечательно важного, Пятнадцать прелюдий для фортепиано Нино Рота (1964). Здесь уже не идет речь о карнавале, в названиях феерически изысканной музыки нет ссылок на конкретные образы. Это перечень из пятнадцати строго музыкальных движений, так называемых авторских ремарок о темпе и характере исполнения: «аллегро», «анданте», «аллегретто квази андантино», «кантабиле», «аллегро, ма эспрессиво е деликато». Пятнадцать кристально чистых, мастерски выдуманных фортепианных характеров -- наследников прелюдийного творчества прошлых фортепианных эпох. Все сыграны с феерической тонкостью, с ясностью точной формы и звуковой выделки. И очевидным удовольствием от каждого поворота фортепианной линии, а также от самого репертуарного открытия. Так умный опытный путешественник, зная, куда идти и хотя бы примерно что и где искать, встречает на своем пути что-то невообразимо прекрасное (настолько же неожиданное, насколько предполагаемое), делится находкой с теми, кто может ее красоту и смысл оценить. Причем важно, что именно с ними, а не со случайными прохожими. И тут необходимо одно примечание.

О том, что филармония не утверждает многие концертные программы с нестандартным репертуаром, предлагаемые молодыми музыкантами, рассказывают сами музыканты, не меняя интонации из года в год. Судя по всему, пробить современную и малоизвестную музыку в филармонические концерты трудно не только молодым, но и пожилым. Организаторы опасаются предлагать слушателю продукт, который он заведомо, как представляется продюсерам, не купит. Таким образом, филармоническая практика обрекает себя на существование в замкнутом кругу, хотя и создает параллельно другие круги -- серии «современной музыки» или «молодых музыкантов», такие же замкнутые в себе самих, как соседние.

Дом музыки, в котором был запланирован концерт Осетинской с программой из абсолютно неизвестной итальянской музыки, в отличие от осторожной филармонии изначально действовал просто и прямолинейно -- концерт в план поставил, однако примерно за неделю до концерта отменил его, как говорят музыканты, по причине плохой продажи билетов. Через несколько дней все же одумался и концерт в плане оставил. Однако некоторые билетные интернет-сайты так и не возобновили продажу билетов. Тем не менее публика на концерт пришла в достойном количестве, хотя не факт, что все платили за вход.

Все эти детали примечательны потому, что именно такая программа именно такого музыканта буквально просится быть успешной (хотя и не в общепринятом смысле). Она очень выразительна по своему коммуникативному потенциалу. Но как всякий не ширпотребный, дорогой или просто эксклюзивный продукт с очевидными, но нестандартными возможностями нуждается в правильном продвижении. Специалистов в этом виде академического продюсирования в стране, в общем, нет. Музыканты тут все делают сами. Возможно, они должны быть внимательнее в выборе места. Да и само «место» не факт, что в другой раз благосклонно примет такую программу. Получается, что коммуникация между музыкантами, публикой и площадками настроена так плохо, что чем больше интриги в концерте, тем хуже он продается случайной публике -- по сути, прохожим. Что вполне логично, но адресные продажи (или даже подарки) требуют правильного посредничества. А этого сейчас никто не умеет делать.

Юлия БЕДЕРОВА
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #3 : Февраль 08, 2014, 21:32:25 »
13 февраля четверг   
Концертный зал Мариинского театра
19:00

Импрессионисты и Новая простота

Полина Осетинская (фортепиано)

В программе:

Клод Дебюсси
«Бергамасская сюита»

Петерис Васкс
«Музыка для летнего вечера» из цикла «Времена года»

Георгс Пелецис
Сюита № 5 для фортепиано
Прощальная сарабанда
Выздоровление
Ссора
Ночное бегство
Утреннее озеро

Эрик Сати
Гносианы № 4 и № 5

Арво Пярт
«К Алине»
«Вариации на выздоровление Аринушки»
«Вальс Укуару»

Федерико Момпу
«Три пейзажа»
Источник и колокол
Озеро
Повозки Галиции

Клод Дебюсси
Пять прелюдий из цикла «Двадцать четыре прелюдии для фортепиано»
Шаги на снегу
Туманы
Вереск
Менестрели
Фейерверк

Петерис Васкс
«Зимняя сцена» из цикла «Времена года»

 Клод Дебюсси
«Остров радости»
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #4 : Февраль 08, 2014, 21:33:01 »
Программа очень интересная и крайне необычная.
Если там кто побывает, прошу оставить отклики. Также нужно проследить, будет ли трансляция и запись по трансляции на сайте Мариинки.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн rpb

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 438
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #5 : Февраль 08, 2014, 23:32:27 »
Трансляция будет.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #6 : Февраль 09, 2014, 10:53:09 »
Московский Международный Дом музыки
14 марта 2014, Камерный зал
КОНТРАПУНКТ 7 - Семь транскрипций для двух роялей

Полина ОСЕТИНСКАЯ, фортепиано
Антон БАТАГОВ, фортепиано

Программа:
Антон Батагов (р.1965): Вечное возвращение из музыки к фильму Ивана Дыховичного "Копейка"
Перотин (XII век): Viderunt Omnes
Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750): Контрапункт 7 из "Искусства фуги"
Антон Батагов: Вальс ре минор из музыки к спектаклю "Пеликан" по пьесе Стриндберга
Иоганн Пахельбель (1653 – 1706): Чакона фа мажор
Филип Гласс (р.1937): Протест из оперы "Сатьяграха"
Антон Батагов: Музыка для декабря из одноименного фильма Ивана Дыховичного

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #7 : Март 27, 2014, 13:21:15 »
6
АПРЕЛЯ
ВОСКРЕСЕНЬЕ

КАМЕРНЫЙ ЗАЛ МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
Мария Федотова (флейта)
Полина Осетинская (фортепиано)
Абонемент №136
19:00
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #8 : Сентябрь 09, 2014, 13:40:47 »
7 ОКТЯБРЯ ВТОРНИК
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19.00

Абонемент № 24. Вера Горностаева представляет…
В рамках фестиваля «Эстафета Веры», посвященного 85-летию Веры Горностаевой

Василий Примаков (фортепиано)
Лукас Генюшас (фортепиано)
Полина Осетинская (фортепиано)

В программе:
Ф. Шопен
12 мазурок

И. Стравинский
Сюита из музыки к балету «Пульчинелла»

Д. Шостакович
24 прелюдии. «Танцы кукол»
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #9 : Октябрь 03, 2014, 19:18:50 »
Осетинская продолжает расти как профессионал и как творческая личность. Я уже сообщал, что она прекрасно сыграла 2-й концерт Шостаковича на юбилее Горностаевой в БЗК.
К сожалению, из-за чудовищных объёмов видео я не сумел скачать и послушать её сольную программу в КЗ Мариинки. О чём только думают те, кто пытается сделать "добро", размещая такую файловую гигантоманию? У них явно с головой не всё в порядке. Вполне достаточно было бы приличного аудио.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #10 : Октябрь 05, 2014, 19:09:37 »
К сожалению, из-за чудовищных объёмов видео я не сумел скачать и послушать её сольную программу в КЗ Мариинки. О чём только думают те, кто пытается сделать "добро", размещая такую файловую гигантоманию? У них явно с головой не всё в порядке. Вполне достаточно было бы приличного аудио.

no problem
аудио 1-го отделения концерта
Клод Дебюсси «Бергамасская сюита»  Прелюдия  Менуэт  Лунный свет  Паспье
Георгс Пелецис Сюита № 5 для фортепиано Прощальная сарабанда Выздоровление Ссора Ночное бегство Утреннее озеро
Эрик Сати  Гноссиены № 4 и № 5
Арво Пярт  «К Алине»  «Вариации на выздоровление Аринушки»  «Вальс Укуару»
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #11 : Октябрь 05, 2014, 19:19:57 »
О, дивно!!
А я, знаете, замучился пробовать скачать это - то срывается, то уже скачанное не слепляется в один архив. То ли у меня руки кривые, то ли выложено как-то косо, но так и не смог.
Вас благодарю.
А знаете, нужно будет послеживать за Осетинской! Что-то в ней интересное проклёвывается.
К тому же она, как это видно из её книги, неравнодушна к тому, как подводить к великой музыке маленьких детей, поэтому и даёт иногда концерты с расчётом на детскую аудиторию.
Видимо, пережитый ею в детстве ужас не отпускает её.

Честно сказать, я не понимаю, как она выжила в межвежьих лапах своего папаши! Я могу о себе точно сказать, что в таких условиях я бы просто сдох от огорчения и безысходности. А она не только выжила, но и вырвалась и окрепла. Я вспоминаю её милой улыбчивой девчушкой и не могу даже представить, как её чудовище-отец мог поднять на неё руку. Читая её книгу, я постоянно вытирал слёзы. Это невыносимо. А она выдержала!!
Её жизнь - это олицетворение чёрноюморной поговорки: "всё, что не убивает, делает нас сильнее" (с).
Она, видимо, железная девочка была, а затем - девушка, женщина. Железная леди. Могу себе представить, во что ей это обошлось и сколько лет жизни и сколько нервов она потеряла ещё в детстве.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #12 : Октябрь 07, 2014, 16:20:48 »
"Эстафета Веры" БЗК 1 октября 2014 г
Шостакович Концерт №2
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #13 : Октябрь 08, 2014, 00:10:35 »
"Эстафета Веры" БЗК 1 октября 2014 г
Шостакович Концерт №2

Осетинская - единственное по-настоящему живое, что было в тот вечер, остальное же - персонажи знаменитого "Карнавала" Сен-Санса. :)) Он там пианистов хорошо выписал.
Самое главное, что меня поразило - что Полина оказалась едва ли не единственной представительницей той самой "русской школы", о которой так много все говорят, но уже плохо понимают, что за этим стоит. А она ещё помнит и воплощает это в своей игре!
Ни у Холоденко, ни у Гугнина, ни даже у Генюшаса, самого музыкального из этой троицы, в тот вечер о русской школе даже речи не было.
И знаете, такое ощущение, что сама Горностаева уже не пестовала её в своих учениках! Как будто она пошла по пути той универсализации, которую, кстати, намечал сам Нейгауз. О да, все её питомцы техничны, но в их игре уже нет того типичного, что было в отечественной школе. Вера Васильевна, видимо, уже опиралась на некие "общечеловеческие ценности" :)) В игре её учеников-мужчин не ощущалось никаких отечественных корней - хочется верить, что только а этот раз. Нужно будет понаблюдать ещё попристальнее на этот предмет. Они играли "как все" во всём мире, никакой изюминки не было - она была только у Осетинской, хотя все парни были техничнее.
И вот вопрос: почему в игре, допустим, Гаврилюка и Осетинской отечественные корни ощущаются, чувствуется, что за их спиной не какая-то вообще "общемировая", а вполне конкретная традиция, а в игре остальных - лишь "европейские ценности" или что-то в этом роде?
Кого выращивает Горностаева? Или она действует по принципу "что выросло, то выросло"? С трудом верится, что те, кто играл на её юбилее, кроме Осетинской, могут быть причислены к школе Нейгауза.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Нота Соль

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #14 : Октябрь 08, 2014, 13:01:32 »
    Надо полагать, что никто из форумчан не был вчера на очередном концерте "Эстафета Веры" в РЗК. Жаль. А я специально пошла туда на Осетинскую. И это было что-то удивительное и неожиданное для меня. Она исполняла "Танцы кукол" и "24 прелюдии" Шостаковича, и это был совершенно особенный Шостакович.


"24 Прелюдии" <...> - это "энциклопедия" пианизма Шостаковича и его стиля, вернее, полистилистики - что он только не вытворяет в своих пьесах ! Он то пародирует клавесинистов, то изображает фальшивый духовой оркестр, то даёт образную зарисовку "дороги" (типичный сюжет для Чайковского и Рахманинова, имеется он и у Свиридова), то изображает другие инструменты или даже целый симфонический оркестр - у него тут и вальс, и марш, и песня, и чего только не встретишь.
Цикл не так прост, как кажется: доступен только самым большим мастерам звука и знатокам разных стилей и породивших их эпох. И уж конечно, нужно представлять себе (хотя бы по старым пластинкам) бытовой звучащий фон 20-30-х годов в России ХХ века ! :))
Тот, кто не имеет представления о том времени, вряд ли поймёт, в чём заключается юмор и сарказм Шостаковича, а в чём его лирика и даже мечтательная романтика. Каждая пьеса острохарактерная, со своим лицом. В целом же складывается довольно стройный цикл, который можно считать звуковым памятником и даже, наверное, частью музыкальной летописи той удивительной эпохи.

      Да, такими я и слышала эти прелюдии в блистательном исполнении Петра Лаула в этом же зале года полтора  назад.
      Но вчера ничего этого в игре Осетинской не было - ни пародий, ни сарказма, никакого фиглярства и ёрничества. Осетинская, как мне показалось, играла без всякой иронии, всё всерьёз. Даже юмор представал просто в виде грустной доброй улыбки. Вообще это было повествование от лица совсем иного лирического героя. Смены  настроений были вызваны не прихотью задёрганного паяца, а милыми капризами хорошенькой женщины. В то же время в музыке было много какого-то светлого трагизма.  Возможно, это сам облик пианистки так на меня подействовал, но манера её игры мне кажется удивительно женственной, при том что глубина и сила не утрачены, и всё обволакивается еле заметной пеленой неги, даже самые характерные и острые моменты.
    На концерте велась запись, возможно, она где-то появится. Надеюсь, найдутся желающие послушать и высказать своё мнение. Буду очень признательна.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #15 : Октябрь 08, 2014, 16:50:25 »
Были-были на вчерашнем концерте. Полина прекрасно сыграла Шостаковича.  24 прелюдии в прошлом году в этом же зале Петр Лаул играл, конечно, жестче и заостренней, но когда жесткость и остроту обволакивает нега, получается  уже тройной эффект :) 
Я бы отметила по вчерашнему и предыдущим концертам Полины Осетинской очень хорошую отчетливость и фактурную прозрачность ее пианизма.

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Нота Соль

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #16 : Октябрь 08, 2014, 17:05:22 »
Спасибо, lorina. Значит, мне ничего не показалось :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #17 : Октябрь 08, 2014, 20:40:44 »
Ну что ж, значит, во 2-м концерте Шостаковича мне это тоже "не показалось", а и в самом деле наличествовало. Полина как-то незаметно и подспудно, без лишнего шума, созревала, превратившись в нестандартную интересную пианистку. И что любопытно, это не мешает выводить её из нашей школы.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #18 : Октябрь 08, 2014, 22:29:10 »
Я была только на одном концерте с участием Осетинской - последнем, слушала "Танцы кукол" и "24 прелюдии" - исполнено было хорошо. Хотя мне трактовка Прелюдий Петром Лаулом показалось более продуманной и органичной.
На Форуме меня научили: исполнение одного автора может быть великолепным, но это еще не есть доказательство такого же интересного исполнения произведений других композиторов. Подождем чего-то другого и не будем торопиться с выводами. А женственность и обволакивающая нега - это по-моему немного не относится к пианизму ???

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #19 : Октябрь 08, 2014, 23:37:38 »
В детстве она играла Скрябина - как сейчас помню её исполнение знаменитого этюда dis-moll, как она забыла текст и плавала в кульминации довольно долго, что-то сочиняла, но в конце кое-как выплыла :)) Очень интересно было бы услышать ТЕПЕРЬ в её исполнении скрябинские мелкие вещи и избранные сонаты.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #20 : Октябрь 08, 2014, 23:46:03 »
Я бы отметила по вчерашнему и предыдущим концертам Полины Осетинской очень хорошую отчетливость и фактурную прозрачность ее пианизма.

А ещё знаете что заметно вдруг стало?? Выяснилось, что Осетинская принадлежит к той редкой породе музыкантов, которых нужно слушать непосредственно в зале. Как это характерно и для Володина, и для Чо, звук Осетинской очень теряет в записи. Совершенно другой тембр получается, другая насыщенность, другой объём. Конечно, звук - это ещё не всё, что требуется :)) Но это такой фактор, без которого многое вообще не воспринимается - в этом плане таких музыкантов с индивидуальным звуком можно сравнивать с певцами. Это природный дар, которым наделены весьма немногие инструменталисты, тем более, пианисты.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Нота Соль

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #21 : Октябрь 08, 2014, 23:56:44 »
В детстве она играла Скрябина - как сейчас помню её исполнение знаменитого этюда dis-moll, как она забыла текст и плавала в кульминации довольно долго, что-то сочиняла, но в конце кое-как выплыла :)) Очень интересно было бы услышать ТЕПЕРЬ в её исполнении скрябинские мелкие вещи и избранные сонаты.

В этом ролике http://www.youtube.com/watch?v=PSQnR-i-hLE  где-то с 6.20 минуты есть интересное разъяснение. Правда, там говорится о другом произведении Скрябина, но журналист мог напутать.

Оффлайн Нота Соль

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 147
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #22 : Октябрь 09, 2014, 00:04:40 »
А это сайт Полины Осетинской  http://www.osetinskaya.ru/, где есть и репертуар, и расписание концертов.

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #23 : Октябрь 09, 2014, 00:10:09 »
В воскресенье у Полины Осетинской в Камерном зале Филармонии  2 концерта: в 12 часов и в 15 часов - программа одна и та же.

12 октября 2014, начало в 12:00 , Камерный зал филармонии - абонемент №203
12 октября 2014, начало в 15:00 , Камерный зал филармонии - абонемент №203А
Абонементы №203 и 203А: Детская. Играет и рассказывает Полина Осетинская (фортепиано, клавесин)

Полина Осетинская (клавесин, фортепиано)
в сопровождении видеоинсталляции  проекта «Песочная Империя»

В программе:
Шостакович  - «Танцы кукол» – семь пьес для фортепиано
Шуман  - «Засыпающий ребенок», «Грезы», «О чужих краях и людях» из цикла «Детские сцены»
Лурье  - «Фарфоровое пастбище», «Бяка», «Бука» из цикла «Фортепиано ребенка»
Григ  - «Ручеек», «Шествие гномов» из циклов «Лирические пьесы»
И. С. Бах  - Полонез и Менуэт из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»
Десятников  - «Из жизни Кащея» из сюиты «Отзвуки театра»
П. Чайковский  - Вальс из музыки балеты «Спящая красавица»
Момпу - «Озеро»
Копытько - «Стрекоза и Муравей» – пастораль для клавесина соло


Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: Полина Осетинская, "Прощай, грусть"
« Ответ #24 : Октябрь 09, 2014, 00:50:31 »
В детстве она играла Скрябина - как сейчас помню её исполнение знаменитого этюда dis-moll, как она забыла текст и плавала в кульминации довольно долго, что-то сочиняла, но в конце кое-как выплыла :)) Очень интересно было бы услышать ТЕПЕРЬ в её исполнении скрябинские мелкие вещи и избранные сонаты.

В этом ролике http://www.youtube.com/watch?v=PSQnR-i-hLE  где-то с 6.20 минуты есть интересное разъяснение. Правда, там говорится о другом произведении Скрябина, но журналист мог напутать.

Нет, всё правильно. Она и в книге об этом пишет - речь о 6-й сонате Скрябина.
Но я слышал именно этюд, уж за это я ручаюсь :)) Она его учила, но, видимо, не доучила, и этюд ей отомстил. Но и то правда, что в том нежном возрасте такие вещи играть рано - особенно сонату. 6-я соната - это одно из сложнейших произведений мирового фортепианного репертуара, и я знаю только 2 её исполнения, которые меня более-менее устроили - Рихтера и Слободяника. Слободяника я слышал в реале и даже не знаю, записан тот конкретный концерт или нет. Запись другого варианта не очень хороша.
А что Осетинская досочиняла в те годы в классике и иногда импровизировала на предложенные темы - это я прекрасно помню.
В общем, проблема её отца была в том, что он в лице Полины столкнулся с настоящим талантом, а приписал её природный дар себе! Ну, правда, в каком-то смысле он имеет к нему отношение :)) Но совсем не то, о котором всем врал. А только как отец - поставщик генетического материала и не более того. Он сам был не настолько музыкален, чтобы оценить достижения Полины. Она об этом говорит и пишет с нескрываемым сарказмом.
Ослеплённый собственной манией величия отец даже не понимал, насколько он тупой и примитивный в музыкальном отношении.  Но зато наглый и нахрапистый.
В общем, Осетинский чуть не погубил свою дочь, природный дар которой приписал своей якобы "системе воспитания". А уж в чём она заключалась, Полина рассказала просто великолепно.
И я думаю, что нынешние её музыкальные программы, обращённые к детям, представляют собой попытку ненасильственного погружения детей в серьёзную музыку. С рассказами, комментариями и т.д. Это в каком-то смысле компенсация за собственное изуродованное детство через попытку приобщить к музыке нынешних детишек. Благородная миссия.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица