Автор Тема: Михаил Плетнёв (р.1957, Архангельск), пианист, дирижёр, транскриптор  (Прочитано 147565 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 564
Концерт, в котором дирижировать будет М. Плетнев, а солировать  Д. Шишкин, состоится совсем скоро - 15 ноября в КЗЧ. Объявлена онлайн-трансляция.

Российский национальный оркестр
Дирижер – Михаил Плетнев
Дмитрий Шишкин (фортепиано)
В ПРОГРАММЕ:
Гуммель
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Сибелиус
Симфония № 7
Музыкальная поэма "Финляндия"

Оффлайн MV

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 73
    24-го ноября в БЗК М.В.Плетнев сыграет Концерт Скрябина и Второй Рахманинова, а не Восьмой концерт Моцарта...
   Таким образом, будут исполнены те же два концерта, которые М.В. играл на фестивале РНО в прошлом году.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 209
Он был очень недоволен своим исполнением в прошлый раз.
Видимо, хочет "переиграть".

Билеты будут на вес золота. Такая программа, а концерт абонементный.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 209
Вчерашнего Гуммеля слушала только по трансляции. Концерт, красивый, как багатель.
Первый раз видела, чтобы МВ так бережно относился к солисту: оркестр звучал тихо, аккуратно. Оттенял и дополнял солиста.

Но так ведь и Гуммель -- не Рахманинов: можно себя сдержать.

Второе отделение послушать не удалось.
Если кто был на концерте -- поделитесь впечатлениями, пожалуйста.

Оффлайн Idia

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 101
Ирина67, запись концерта лежит на сайте Филармонии
http://meloman.ru/concert/rno-mihail-pletnev-15-11-2016

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 209
Спасибо, Idia.
Все-таки очень бы хотелось услышать впечатления тех, кто слушал в зале.

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2016-11-16 17:05:00
http://users.livejournal.com/-arlekin-/3466514.html

Гуммель и Сибелиус: РНО в КЗЧ, дир. Михаил Плетнев, сол. Дмитрий Шишкин

Австро-немецкий композитор, чех по национальности, родившийся в нынешней столице Словакии (но Братислава тогда называлась иначе - Пресбург на немецкий лад), учившийся у Моцарта и Сальери, а также и у Гайдна - Иоганн Непомук Гуммель, и само имя даже, тем более его музыка, не сказать чтоб на слуху, и непонятно почему: симпатичная, и вместе с тем - незаигранная, а сегодня же есть тенденция извлекать из архивов полузабытые раритеты, хрестоматийные шедевры уже обрыдли. Вот и 2-й ля-минорный концерт Гуммеля для фортепиано с оркестром - может, не шедевр, зато редкость, к тому же приятная во всех отношениях. Специфика Гуммеля, однако, в том, что он застрял (потому и потерялся, вероятно) между венским классицизмом и австро-немецким романтизмом - современник Бетховена и Шуберта, еще не романтик, но уже не классик и при том не перворазрядный композитор, как ни крути. И вот когда РНО с Плетневым заиграл оркестровое вступление к первой части - а оно весьма развернутое, легко сказать, затянутое - это был самый настоящий, рафинированный венский классицизм, и отнюдь, между прочим, не второсортный по ощущениям от того, как Плетнев его преподнес. Потом вступил Шишкин, рассыпая фортепианную партию мелким бисером, изображая нечто "романтическое" - и несмотря на технически точное взаимодействие солиста с оркестром для меня концерт развалился. В том числе и самая потенциально шлягерная вторая часть (по образцу поздних фортепианных концертов Моцарта, где именно медленные части, как правило, наиболее выразительны и узнаваемы), с незамысловатой, но сходу запоминающейся мелодией в миноре, интонациями перекликающейся, как это ни странно, с детскими песенками из советских киносказок про условно-аллегорическую "старую Европу". Я бы еще предположил, что такая проблема, стилистическое несоответствие между сольной партией и оркестром, заложено в партитуре - если б накануне не нашел в интернете записи концерта (их на удивление немало оказалось) и не послушал его прежде, чем собраться в КЗЧ. Не первый раз попадаю на Шишкина, второй раз - с оркестром (год назад он играл с гастролерами-поляками Шопена), в сольных выступлениях он еще поинтереснее, но если требуется не только демонстрация собственной "виртуозности", а еще и взаимопонимание, причем в первую очередь содержательное, смысловое, не только ритмическое - с дирижером, таким крупным и своеобычным, как Плетнев, и подавно - тут Шишкин кажется бестолковым, да и просто скучным: он, конечно, техничный - но, похоже, я опять в этом убедился, манерный и пустой. К финалу концерта пианист полностью сосредоточился на эквилибристике, музыки в том, что он делал, почти не осталось, и бис так же прошел - но, разумеется, у субтильного юноши масса поклонниц зрелых лет, и цветами его заваливают как мало кого, пускай, не жалко.

Второе отделение обещало меньше, но вышло настоящим прорывом. Поздние симфонии Сибелиуса, даром что это запоздалый минимум на четверть века и тоже, в общем-то, вторичный европейский романтизм - по сути в своем роде такое же "другое пространство", как и Штокхаузен с Берио, в том смысле, что при всей формальной гармоничности - и не исполняются практически, и на слух ложатся не сразу. Пристрастие Михаила Плетнева к таким авторам, как Сибелиус или Глазунов (одного поля ягоды, по большому счету, оба пережили свою эпоху, в истории остались, но при жизни устарели) не всегда понятно, а обращение к их крупным формам, в частности, к симфониям и симфоническим поэмам, не каждый раз убеждает в такой необходимости. Но тут отделение открывала поэма "Финляндия", 1899 года создания, с которой у меня связаны определенные, и не концертного, не академического плана, воспоминания. ...

- так что несмотря на некоторую помпезность музыки (которую Плетнев к тому же аккуратно "прибрал", сделав более прозрачным ее тяжеловесный лиризм), сибелиусова "Финляндия" во мне самом открыла какие-то шлюзы и подготовила к Седьмой симфонии. Сибелиус написал свою последнюю симфонию № 7 в 1924 году, за 33 года до смерти (а умер он "не так давно"!), по форме она ближе к симфонической поэме, хотя и с выраженными разделами, но более цельная, чем "традиционный" симфонический цикл, а завершается в До мажоре, что достаточно парадоксально: как будто с первых секунд начинает сгущаться мрак, сгущается, сгущается долго - а потом быстро расходится. Однако и Сибелиус, и Плетнев подавно - не певцы "рассветов", и как ни редко МВ после оркестровых выступлений дает "бисы", а на сей раз сделал исключение, и даже двойное, поскольку перед тем, как бис исполнить, еще и обратился к публике с предуведомлением (уж точно не будучи столь словоохотливым оратором, как некоторые его коллеги, и вообще предпочитающим обходиться без "просветительских" речей): мол, все знают "Грустный вальс" (в зале аплодисменты), но мы сыграем не его (заминка в зале), а второй фрагмент из музыки к той же пьесе ("Смерть" Арвида Ярнефельта, 1903) под названием "Сцена с журавлями". И сыграли - бис не то что оказался превосходным "эпилогом" вечера, но, пожалуй, и лучшим, самым чистым, пронзительным концертным номером программы: не мутная скорбь, но элегическая грусть, герметичная, словно и не рассчитанная на понимание посторонних - в этой "Сцене..." Михаил Плетнев, по-моему, высказался с какой-то небывалой откровенностью, ну и порадовал опять же редкостной симфонической диковинкой.
Che mai sento!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 209
Papataci, огромное спасибо!

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 209
Сегодня был совершенно фантастический концерт. Из таких, на которых побывать -- это счастье, которое выпадает в жизни редко.
На 2-ом Рахманинова люди чуть с балконов не свисали, в проходах стояли толпы.
Я думаю, будут записи, видно было, что публика вооружилась электронными средствами, понимая, что от Маэстро ждать приглашения съемочных групп -- это как снега в июле.
На бис была Прелюдия до-диез минор.
https://www.youtube.com/watch?v=-pYMLOmuNkA
« Последнее редактирование: Ноябрь 25, 2016, 06:18:23 от Ирина67 »

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 209
Вчерашний 2-й концерт Рахманинова https://www.youtube.com/watch?v=STsbhGXmHUY&feature=share

Видео советую скачать, его удалят (по причине АП)
« Последнее редактирование: Ноябрь 25, 2016, 15:36:22 от Ирина67 »

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 209
Отзыв Натальи Зимяниной о вчерашнем концерте:
https://www.facebook.com/natalya.zimyanina/posts/858985710905145

Дирижер Конрад ван Альфен совсем не впечатлил Классической симфонией Прокофьева (последний раз мне башку ею оторвал Гергиев, что неудивительно), а Девятую симфонию Шостаковича, которая тоже числилась в программе, как объявила в самом начале ведущая, отменили. Ну, и слава аллаху. Куда еще Шостаковича совать.

Михаил Плетнев на своем «Каваи» агрессивен не был ни в чем, звучность была от mf и вниз до всех возможных оттенков PPP, что я сочла особенностью его состояния и немножко вызовом всем ... нашего музыкального мира, которых он не может не замечать – он все-таки еще и дирижер, играет же с ними.

Если в прошлом исполнении Скрябина в КЗЧ он предстал почти порывистым юношей, тургеневской девушкой, оплакивающей уходящую молодость, то во вчерашнем Скрябине, осталась одна тяжелейшая грусть и разочарование. Я бы даже сказала, вернулся почти тот Плетнев, которого долго упрекали в холодности, рационализме и даже равнодушии, если бы с годами не стала ценить его рафинированность самого высокого класса, которая предполагает сублимацию эмоций. Во всяком случае, холодным и равнодушным никак не могу его назвать. Хотя второй день после бриттеновского «Билли Бадда» в Большом театре я как в гробу.

В конце первого отделения сыграл на бис соло – явно Скрябина, но никто не угадал, что именно. (Дома – пришла перерыла и ноты, и ю-тьюб, так как успела записать первый такт в блокноте, – но не ничего нашла). Благодаря пресс-секретарю Свете Чаплыгиной выяснила, что это была миниатюра Юлиана Скрябина, сына композитора, утонувшего в возрасте 11 лет. Вот такое было состояние у Михаила Васильевича. (Чтобы все поняли, что я тут не просто так сопли размазываю).
Оно и во втором отделении продолжилось, никогда раньше я не слышала столько грусти, боли, отрешенности во Втором концерте Рахманинова (я его и вообще уже стараюсь не слушать), а вчера исковыряла все пальцы.

Вторая часть была потрясающая, непредставимой тонкости. В крайне медленном, почти невыносимо медленном, склоняющем к гипнотическому состоянию, темпе. В начале третьей пианист довольно громко себе подпевал (с 11 ряда было слышно), возможно, ему чем-то надо было себя поддержать, так бывает, когда играешь и чувствуешь, что вот-вот забудешь – но это, конечно, не случай Плетнева, так что не знаю, почему.

Честно говоря, оркестра для меня в этот вечер почти не существовало – и в общем, все равно, это в плюс ему в данном особом случае или в минус. Дирижер, по-моему, так боялся Плетнева, так старался угодить немного надменному или, скажем попроще, смурному солисту, что шел за ним как шелковая ниточка за очень опасной иголочкой.

Все на этом концерте выглядело так, будто Плетневу противно, если начнут вставать и орать, как у нас теперь любят. После Концерта Рахманинова он тихо вышел на сцену, показал полусогнутым указательным пальцем «один бис!», и сыграл до-диез-минорную Прелюдию Рахманинова. Со всеми делами, которые он там слышит.

Мы потом долго бродили по жутким студеным улицам с Наташей Арутюновой, всепонимающей пианисткой из «Геликона», которая всегда дарит Плетневу цветы, и думали о том, что одна из пружин, его подзуживающих, - то, что он, по сути, первый пианист мира (ни с кем нельзя его сравнить – перебирали всех), но не признаваемый таковым. И это ему не может не быть досадно, и в то же время он все больше демонстрирует, что ему на это абсолютно наплевать. Это очень красиво, очень.

И как все-таки хорошо, что без Шостаковича обошлись в этот вечер.
« Последнее редактирование: Ноябрь 25, 2016, 15:11:40 от Ирина67 »

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 209
Пианист печального образа
http://izvestia.ru/news/647628
Фрагмент статьи:
Музыка автора «Поэмы экстаза» у Плетнева лишается всего внешнего, наносного, и становится декадентством не показным, а глубоко личным. Этому способствует и собственная редакция концерта — с измененными нюансами и более прозрачной фактурой. Другому пианисту такие вольности вряд ли сошли бы с рук, в случае же с Плетневым публика воспринимает это как должное. Прощаются ему и мелкие шероховатости вроде неточных нот в пассажах: дай бог каждому пианисту так «мазать».

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 209

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 209
Маэстро Плетнев за роялем: Скрябин, Рахманинов и Прокофьев для ценителей русской музыки
В Большом зале Московской консерватории состоялся очередной аншлаговый концерт Российского национального оркестра. Солистом выступил его художественный руководитель и главный дирижер Михаил Плетнев. Маэстро Плетнев за роялем – всегда яркое музыкальное событие. Эпохальное, уточняют меломаны.
Автор -- Елена Алексеева
http://www.rewizor.ru/music/reviews/maestro-pletnev-za-royalem-skryabin-rahmaninov-i-prokofev-dlya-tseniteley-russkoy-muzyki/

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 209
С фейсбука Геннадия Крутикова https://www.facebook.com/gennady.krutikov?hc_ref=NEWSFEED&fref=nf :

"Сегодня на концерте Плетнёв сыграл концерт Моцарта в первом отделении, а во втором сел в оркестр за рояль и исполнил партию арфы в сюите из "Лебединого озера" (арфа вышла из строя перед концертом). Очередное памятное событие на этих гастролях. Успех, несмотря ни на что!" (Китай, Чжучжоу)

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 209
Ссылка на запись концерта 24.11.2016 размещена в разделе "Аудио- и видеозаписи".

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 209
Была сегодня на концерте РНО.
Исполняли в 1-ом отделении Чайковского "Вариации на тему рококо". солировал А. Рудин -- солист был выше всяких похвал по виртуозности владения инструментом. Интерпретация меня удивила, многие места вариаций звучали очень свежо, с незнакомыми акцентами.
Во 2-ом был Шостакович, 9-я симфония. Интересно, но не очень захватывало. Скорее, исполняли любопытную по замыслу и воплощению вещь -- без особых эмоций.

В конце исполнили Air Bach-Stokowski. В зале плакали. Оркестранты, кажется, тоже сдерживали комок в горле.
 

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 209
Вчерашний концерт можно послушать на странице АЛ https://vk.com/a_nat_oly3

Бис:
https://www.youtube.com/watch?v=njeqlt7nkSs
« Последнее редактирование: Декабрь 28, 2016, 01:10:23 от Ирина67 »

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 209
Еще запись с концерта в Японии 17.10.2016
S.Rachmaninov Piano Sonata No.1
https://www.youtube.com/watch?v=3QpioYOo1Z4&feature=share

Оффлайн MV

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 73
      Абсолютно гениальное исполнение. 
 Не думаю,  что возможно будет слушать еще кого-то с этой сонатой (и, тем более, восторгаться).

   Жаль только,  Михаил Васильевич делает купюру в финале (примерно две страницы).

    Но, как говорится,  не нам судить великих...

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 209
Волшебный Лядов, изысканный Чайковский и фееричный Шостакович
Автор -- Ирина Шымчак
http://www.classicalmusicnews.ru/reports/rno-lyadov-shostakovich-glazunov-2016/

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 209
Передача 1993 года о М.Плетневе
https://www.youtube.com/watch?v=6oU3unL0bLs

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 14 351
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Пишет Слава Шадронов (_arlekin_)
2017-02-08 00:58:00

Карлович и Шостакович: РНО в КЗЧ, дир. Михаил Плетнев

По ссылке ненормативная лексика, выражающая бурное одобрение.
http://users.livejournal.com/-arlekin-/3520762.html
Che mai sento!

Оффлайн Kleon

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 310
Эту историю я услышал в Ивановке, Тамбовской области. В Музее-усадьбе С.В.Рахманинова.

Она случилась несколько лет тому назад. Михаил Васильевич Плетнев тогда ещё играл перед своим фортепианным молчанием, затянувшимся на какое-то количество лет.

Дело было в Японии.

После концерта, приняв всех посетителей,  Михаил Васильевич разоблачался в своей артистической  комнате, снял фрак, пояс, бабочку.  Вдруг в артистическую ворвалась молоденькая японочка и заговорила на плохом русском языке: «Дорогой Михаир Васиревич, я выучира 2-й концерт Рахманинова и доржна его играть через месяц. Скажите, что я доржна сдерать, чтобы все поручирось хорошо. 

(Примечание: В японском языке нет звука «Л», поэтому они всё говорят, заменяя  букву «Л»  на букву «Р».  Я сам слышал в Московской консерватории, как одна японская студентка говорила своей русской подруге об участии в пианистическом конкурсе: «Я уже туда факс посрара»)

Ну, вы же знаете Михаила Васильевича. С кислой физиономией, скрипучим голосом, не глядя на просительницу, укладывая вещи в сумку , он пробурчал: «Ничего не выйдет. Отменяйте концерт. Ничего у вас не получится»

- Ну как же так, Михаир Васиревич, Уже все афиши повешены, биреты распроданы, как же так?

-Говорю вам, отменяйте концерт, ничего у вас не выйдет.

- Ну почему же, Михаир Васиревич?

- А потому, что вы никогда не были в Ивановке. Пока вы там не побываете, не смейте даже думать, чтобы играть Рахманинова.

……

Прошло несколько недель после этого происшествия. Дело было зимой, Ивановка завалена снегом, служители прокапывают дорожки между строениями, люди ходят в снежных траншеях, ничего сбоку не видно, только тропинка впереди и сзади.  Директор Музея-усадьбы С.В.Рахманинова, Александр Иванович Ермаков, сидел в своей комнатушке, размышляя об экскурсантах, занесенных снегами на просторах Тамбовской губернии.

Вдруг звонок. Звонят менты из Тамбовской ГИБДД. «Иваныч, выручай. Тут какая-то девка косоглазая, по-русски не говорит, полузамерзшая. И твердит все время: "Ивановка, Рахманинов, Ивановка, Рахманинов".

- А вы откуда звоните?

- Из Кирсановского района.

А надо вам сказать, что в Тамбовской губернии 19 деревень с именем Ивановка, а  Рахманиновская Ивановка находится в Уваровском районе.  Эта японская девица, приехав в Тамбов, заказала такси и велела отвезти ее в Ивановку, не назвав в какую, и её отвели совсем в другую Ивановку. Одетая не по-зимнему, она тряслась от холода и уже не могла членораздельно говорить.

Пришлось Александру Ивановичу садиться в свой вездеход «Ниву» и ехать за этой дальневосточной путешественницей. Всё кончилось благополучно. Ермаков привез  несчастную полуживую японку в настоящую Ивановку. Её растерли водкой , укутали в меховую шубу, напоили горячим чаем с ромом и уложили спать. На следующий день ей устроили пышную экскурсию, сам А.И.Ермаков ей всё показал и рассказал.

А вот сыграла ли эта бедняжка 2-й концерт Рахманинова в своей Японии и как у неё это получилось – это никому не известно.

Оффлайн Ирина67

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 209
Для прогрессивного человечества
Николай Луганский и Михаил Плетнёв исполнили Первый концерт Брамса и Десятую симфонию Шостаковича
Автор: Надежда Игнатьева

http://www.chaskor.ru/article/dlya_progressivnogo_chelovechestva_41578