Автор Тема: Михаил Плетнёв (р.1957, Архангельск), пианист, дирижёр, транскриптор  (Прочитано 152816 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
:) Я всё же думаю, что бумага и карандаш идейно не слишком отличаются от экрана и клавиатуры компьютера. Да, насчёт "рук" я согласен, но я это отношу к взаимодействию с музыкальным инструментом, а не к способу фиксации нотных знаков. В конце концов, партитура предназначена для глаз, а не для рук, а чем она записывается - руками или ещё каким-то способом, - думаю, несущественно.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
Капустин тоже пишет вручную! А сочиняет всегда за инструментом.
Кстати, в этом сообществе уже выложено довольно много музыки в исполнении М.П.

А мне ещё понравилось вот это:

"...В 1974 году он поступил в Московскую консерваторию в класс профессора Я. Флиера, выдающегося пианиста и педагога. Профессору достался очень непростой студент, весьма крепкий орешек с неуступчивым характером. Однажды Флиер упомянул, что на одно занятие с этим юношей он тратит столько же сил и нервов, сколько на два своих сольных концерта... "

( http://community.livejournal.com/michail_pletnev/2554.html#cutid1 )

:)
« Последнее редактирование: Август 08, 2010, 19:42:57 от Muusika »

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Существенной разницы в методах записи нот нет. Но в компьютерной записи есть существенные плюсы.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
Я только не понимаю, почему он говорит "как и все, я не признаю...". Сейчас большинство, как раз-таки, сочиняет за компьютером. Или, он имеет в виду "как и все прочие великие композиторы, подобные мне..."
« Последнее редактирование: Август 08, 2010, 21:09:21 от Muusika »

Оффлайн Cesar

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 809
Мне тоже не понятно почему он сказал именно так и что имел ввиду

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Я только не понимаю, почему он говорит "как и все, я не признаю...". Сейчас большинство, как раз-таки, сочиняет за компьютером. Или, он имеет в виду "как и все прочие великие композиторы, подобные мне..."

:)) Не иначе как !
Да и вообще, с учётом многих фактов его биографии и последних событий, когда выяснилось, что он позволяет себе весьма многое, чего не могут позволить себе люди без аналогичного достатка и аналогичной степени известности, мании величия и уверенности в том, что он имеет право на то, на что не имеют права многие другие ("твари дрожащие" - это я добавляю для ясности), ему не занимать !
Несмотря ни на что, Плетнёв как был, так и остаётся одним из ведущих русских музыкантов. Пожалуй, скандальная слава лишь добавит ему популярности.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
По просьбе одного из участников форума я вновь размещаю ссылку на беседу Меркулова о Плетневе -пианисте и Плетневе-дирижере, прозвучавшую на радио Орфей в прошлом году

http://files.mail.ru/TAMNYP    Плетнев-пианист
http://files.mail.ru/K19X1E       Плетнев-дирижер

Да,да, не забываем, что Плетнев выдающийся пианист и хороший дирижер
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Romy The Cat

  • Постоянный участник
  • ***
  • Сообщений: 188
Да,да, не забываем, что Плетнев выдающийся пианист и хороший дирижер
Lorina, милая, ну где же вы видели что претнев хороший дирижер?

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
Да,да, не забываем, что Плетнев выдающийся пианист и хороший дирижер
Lorina, милая, ну где же вы видели что претнев хороший дирижер?

вот именно. я тоже всегда удивляюсь и прошу, чтобы мне показали - где

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Да,да, не забываем, что Плетнев выдающийся пианист и хороший дирижер
Lorina, милая, ну где же вы видели что претнев хороший дирижер?

Хороший дирижер в моем лексиконе - это самый нижний уровень умения дирижирования, следом идет "не дирижер" ;)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
http://community.livejournal.com/michail_pletnev/37776.html

Концертный зал им. П.И. Чайковского
5 ноября 2010 года

...


II отделение
Бенджамин Бриттен (1913 – 1976) – «Путеводитель для оркестра для молодёжи» (Вариации и фуга на тему Пёрселла), Ор. 34
Михаил Плетнёв (1957) – «Джаз-сюита» , соч. 2009 г.

    * 1. Прелюдия
    * 2. Блюз
    * 3. Бурлеск
    * 4. Финал


Бис: Пётр Чайковский (1840 –1893) – «Славянский марш», Op. 31

Российский национальный оркестр
Дирижёр – Михаил Плетнёв



"...Плетнев-композитор в джазовом стиле препарировал «Танец маленьких лебедей» из «Лебединого озера» Чайковского, «стук судьбы» из Пятой симфонии Бетховена, голливудскую киномузыку, и даже Чижика-пыжика. Зал взрывался хохотом, слыша знакомые цитаты в джазовом прочтении....."

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
:))) Кто-нибудь был на этом концерте, слышал эту "Джаз-сюиту"?

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Цитировать
«стук судьбы» из Пятой симфонии Бетховена, голливудскую киномузыку, и даже Чижика-пыжика. Зал взрывался хохотом, слыша знакомые цитаты в джазовом прочтении....."
:))) Кто-нибудь был на этом концерте, слышал эту "Джаз-сюиту"?

Я на этом концерте не была, но охотно верю, что зал взрывался хохотом - я как-то была на концерте в Рахманиновском зале (фестиваль Возвращение), где исполнялась Фуга для струнного квинтета неизвестного мне композитора Дениса Федорова (р.1971г),  которая была написана по всем правилам полифонии с  использованием все того же "стука судьбы", плавно переходящего в мотив "в траве сидел кузнечик", при этом музыканты играли с крайне серьезными лицами. Смешно было жутко и зал тоже взрывался хохотом (жаль я не записала :( -забыла устройство)
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
От Бетховена до блюза
РНО отметил свой 20-летний юбилей

http://www.rg.ru/2010/11/08/orkestr.html

Ирина Муравьева
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5330 (251) от 8 ноября 2010 г.
 
В концертном зале имени Чайковского два вечера звучали программы, которые подготовил к своему двадцатилетию Российский Национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева.

Как это практически всегда случается на концертах Российского Национального оркестра, оба вечера в зале аншлаг и особая атмосфера ожидания "живого творчества". Это факт, что РНО, созданный Михаилом Плетневым двадцать лет назад, приучил публику не только к высокому стандарту исполнительского качества, выдвинувшему оркестр в разряд лучших коллективов мира, но и к нетривиальным, порой совершенно неожиданным интерпретациям, способным расширять сложившиеся представления даже о хрестоматийных партитурах. Для слушателя искусство РНО - это всегда прорыв, новые трактовки, репертуар, включающий в себя классику и блоки почти неисполняемой в России музыки, оркестровые обработки и мировые премьеры, полновесный жанровый спектр - от симфоний, балетов, опер до джаза. В "заслуженном" реестре оркестра - сочинения Чайковского, Сергея Танеева, Николая Черепнина, признанные эталонными записи всех симфоний Бетховена и Чайковского, сочинений Рахманинова, Скрябина, Шостаковича, получившая "Грэмми" симфоническая сказка Прокофьева "Петя и волк", джазовая программа с квартетом Дэвида Брубека (The Dave Brubeck Quartet). И это именно тот редкий случай исполнительского универсализма, который свидетельствует не о поверхностной "всеядности", а о классе оркестра и о том целостном музыкальном мышлении, которое вносит в современное искусство Михаил Плетнев.

И даже если бегло взглянуть на афишу двух юбилейных программ РНО, то все "параметры" коллектива окажутся на виду. Во-первых, свежий репертуарный ход - опера "Валькирия", раритетный вагнеровский репертуар, который в Москве и в России, несмотря на уже двадцатилетнюю богатейшую историю в Мариинском театре, так и не приживается. За последние 60 лет "московского Вагнера" можно по пальцам пересчитать ("Золото Рейна" и "Летучий голландец" в Большом, "Лоэнгрин" в Новой опере, а "Валькирия", боюсь, вообще вернет к предвоенной постановке Сергея Эйзенштейна). Для РНО Вагнер тоже не "аутентичный" репертуар, как, скажем, Чайковский или Бетховен. Но музыканты все-таки рискнули "дебютировать" на юбилее в вагнеровской опере, продолжив тем самым свое новое увлечение концертным исполнением оперного репертуара.

Нельзя, правда, не вспомнить, что с монографической программой из музыки Вагнера оркестр выступал под руководством Михаила Плетнева три года назад здесь же, в Концертном зале Чайковского, впечатлив тогда масштабным трагическим прочтением фрагментов вагнеровского мифа, словно пропущенного через катаклизмы ХХ века. На этот раз вагнеровскую оперу представил знаменитый американский дирижер Кент Нагано, многолетний партнер и дирижер РНО. И эта "Валькирия" меньше всего оказалась похожей на "эталон", отполированный в своем исполнительском концепте. Здесь было все - и неровная медь, и московские певцы, только нащупывающие нить вагнеровского вокального стиля, заслужившие в итоге признание зала (Михаил Векуа в партии Зигмунда, Светлана Создателева в партии Зиглинды, Ксения Вязникова - Фрика), и голосящие с балконов юные валькирии. А были эпизоды, заставившие буквально замирать зал - фантастический по мощи тяжелый "галоп" в сцене бегства Брунгильды, чью партию исполняла вагнеровская прима Мариинки Лариса Гоголевская, или неожиданно сумрачные краски феерии огня, несущие в себе тревогу будущей беды, аккуратный, "правильный" Вотан (Алексей Тановицкий из Мариинки), вступивший во взрывной по эмоциям диалог с валькириями и Брунгильдой. Эта московская "Валькирия" стала музыкальным событием, несмотря на все свои шероховатости, показав стремительно растущий "оперный" опыт оркестра, умеющего не только удерживать сложнейший баланс с певцами, но и блистать своими колористическими качествами, своей культурой звука, так сближающей молодой РНО с маститыми европейскими оркестрами.

Именно это "европейское" качество, включающее в себя не только красоту и тонкую балансировку оркестрового звучания, но и точное владение музыкальными стилями, стало содержательной частью второго вечера РНО - юбилейного гала, в котором была представлена программа на все виды "оркестровой техники" и вкусы. Кент Нагано продирижировал бетховенской Увертюрой "Леонора N 3", симфонической поэмой Рихарда Штрауса "Дон Жуан" и магнетическим "Болеро" Равеля. И РНО в этом разностильном репертуаре продемонстрировал все свои грани: разреженные пианиссимо, поразительно мягкие тутти, тонкий контур венского танца в "Леоноре", пылающий темперамент в штраусовском "Дон Жуане", где фанфары и вихри звука внезапно замирали в нежнейших скрипичных соло, разливались в размытой красоте модерновой фактуры, или легкий, будто из воздуха возникающий звук барабана в "Болеро", который возгонялся до тотемного тутти.

Но особенно яростным оказалось совпадение музыкантов со своим худруком Михаилом Плетневым, исполнившим "Вариации и фугу на тему Перселла" Бриттена и собственную "Джаз-сюиту". С первого же звука дирижер и оркестр предстали как одно "тело", где каждый жест, дирижерская реакция тут же подхватывались и отыгрывались музыкантами. Мощное, почти экстатическое проведение перселловской темы сменялось завораживающими соло деревянных, выделанным рисунком ударных, крепкими медными и удивительными прозрачными пианиссимо струнных. Это было сплошное оркестровое великолепие, затмившее скромный посыл бриттеновской музыки - путеводителя по оркестру. И совершенно в ином качестве - азартного "биг-бэнда" РНО предстал в "Джаз-сюите", написанной Михаилом Плетневым год назад и впервые исполненной в России. В четырех частях сюиты (Прелюдия, Блюз, Бурлеск и Финал), пронизанных игривыми стилизациями и битовой пульсацией, РНО чувствовал себя "как рыба в воде", войдя в драйв и свингуя, как настоящий бэнд. Публика же ликовала, оценив плетневский юмор, подвергавший джазовой трансформации и Чайковского (Танец маленьких лебедей), и Бетховена (Пятая симфония), и фигурации (альбертиевы басы), и голливудские мотивы. Зал даже аплодировал в джазовых традициях - поперек музыки. А на "бис" с масштабом, достойным Красной площади, был исполнен визитный номер РНО - "Славянский марш" Чайковского. И, положа руку на сердце, мало что может прийти на память, равное тому исступленному музыкальному союзу РНО и Плетнева, свидетелем которого стала публика на юбилейном гала.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Да, как раз нашла ссылку на архивную запись концерта
http://www.moskva.fm/share/2101/20101121/fromtime:20:01:00

Джаз-сюиту Плетнева можно послушать отсюда
http://www.moskva.fm/share/2101/20101121/fromtime:21:17:38
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
Прелюдия к джаз-сюите.

http://community.livejournal.com/michail_pletnev/43658.html

Не знаю, что они там смеялись, я ничего смешного не вижу - скукота и банальщина.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
я больше 5-х минут не смогла слушать эту сюиту -сплошные штампы эстрады 20-30 годов. Не ожидала такого от Плетнева.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн чиновник

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 1
Lorina, Вы слишком критичны.
Вряд ли М. Плетнев ставил себе целью писать из ряда вон джазовое произведение. Вероятно, Плетнев хотел показать, что он (и оркестр), как профессионалы высшего класса , могут все, в том числе сочинять (и исполнить) такую музыку. Джаз? - пожалуйста, легко. А может быть, таким образом, Плетнев и оркестр пытаются привлечь внимание "непросвещенной" публики. С этой тчк зрения, все это обоснованно.

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
а мне кажется, дело всего лишь в том, что Плетнёв не есть хороший композитор.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Михаил Плетнёв - дирижёр
« Ответ #69 : Январь 13, 2011, 20:57:40 »
Скоро будет концерт, в котором любопытна вокальная составляющая:

Концертный зал Чайковского
26 01 2011
среда /
19.00

Российский национальный оркестр
Художественный руководитель и главный дирижер – Михаил Плетнев

Дирижер – Михаил Плетнев

Солисты:
Туйя Книхтиле (меццо-сопрано) /Финляндия/
Ханну Немеле (баритон) /Финляндия/

Хор Академии хорового искусства имени В.С.Попова
Художественный руководитель – Алексей Петров

В программе:

Сибелиус
Симфония «Куллерво», вокально-симфоническая поэма для сопрано, баритона, мужского хора и оркестра
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Muusika

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 427
Про этих певцов я ничего не слышала, но вообще в Финляндии хорошая вокальная школа и очень много шикарных голосов.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Михаил Плетнёв - пианист, дирижёр, транскриптор
« Ответ #71 : Февраль 03, 2011, 19:25:45 »
Партитура от Циклопа

http://www.rg.ru/2011/01/28/orchestra.html

Михаил Плетнев представил в Москве "Куллерво" Сибелиуса

Ирина Муравьева
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5393 (17) от 28 января 2011 г.

Величественное сочинение Яна Сибелиуса "Куллерво", написанное на тексты "Калевалы", прозвучало в Концертном зале им. Чайковского в исполнении Российского Национального оркестра, финских певцов Туйи Книхтиле (меццо-сопрано) и Ханну Нимеле (баритон), Хора Академии хорового искусства имени Попова. Дирижировал партитурой Михаил Плетнев.

Вряд ли московская филармоническая аудитория была хорошо знакома с этим сочинением Сибелиуса, написанного ровно 120 лет назад. Для нынешнего сознания этот подзабытый в ХХ веке опус показался горячей "смесью шедевра и монстра", своего рода, "кинг-конгом", ворвавшимся в технизированный и огламуренный мир современной цивилизации. Сам факт, что Михаил Плетнев представил эту "циклопическую" партитуру московской публике, можно отнести к разряду эксклюзивных музыкальных событий. Причем исполнение "Куллерво" последовательно продолжило "скандинавскую" линию, которую уже не первый год ведет Плетнев, исполняя с Российским Национальным оркестром сочинения Сибелиуса, Грига, Нильсена.

Сибелиус в этом контексте стоит особняком: тягучие, мерные накаты, скрытый глубоко "вулканический" драматизм его музыки, масштабность тем, пульс природы - водопадов, холодного ветра, массивов гор, лесов, - особенно близки Плетневу. Пять частей "Куллерво", повествующей о юноше, который встретил на дороге свою неузнанную сестру, согрешил с ней, а когда страшная правда открылась, и сестра от стыда покончила с собой, попытался искать смерть на войне, но в результате погиб на могиле сестры от собственного меча, превратились в медленное, растекающееся густым, плотным звуком и суровыми песнопениями мужского хора действо, заставившее вспомнить об античной трагедии.

Уже в оркестровой Интродукции Михаил Плетнев задал этот трагедийный тон оркестру, выдвигая на первый план суровые темы, темные звуковые массивы, которые нагнетались упорным тревожным пульсом литавр. В Колыбельной из "Юности Куллерво" мерное "раскачивание" в оркестре вдруг трансформировалось в движение "роста", когда каждая оркестровая тема будто прорастала, как ветви гигантского дерева, одна из другой. Архаически звучащий мужской хор сопровождал это фантастическое по красоте музыкальное "зрелище", создавая своего рода ритуальный фон. Встреча Куллерво с сестрой в III части, их короткие, грубоватые реплики под "конский скок" с бубенчиками, их молчаливое растворение в скупой короткой любви, прозрение, вырвавшееся пронзительным вскриком Туйи Книхтиле и трагическим, быстрым, невероятно громким, будто разверзающим пространство, монологом Ханну Нимеле, вылились в гигантские картины разворачивающегося оркестрового звука, медленно поднимающегося, как это бывает у Плетнева, на крещендо к какой-то невидимой вершине. И это внутреннее оркестровое движение в сочетании с песнопениями хора сложилось в финальный апофеоз, который своей благородной и величественной звуковой мощью абсолютно соответствовал, несмотря на фатальный трагизм, тому ощущению первородного порядка мира, которое с античности и до наших дней означает для человека катарсис - очищение души.

---------------------
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Михаил Плетнёв - дирижёр
« Ответ #72 : Апрель 09, 2012, 22:18:13 »
Только что побывал на этом концерте:

----------------------------------------------

Большой зал консерватории
09 04 2012 / понедельник / 19.00

РНО, Михаил Плетнев
Абонемент: No. 64 РНО под управлением Михаила Плетнева

Исполнители:

Российский национальный оркестр
Художественный руководитель и главный дирижер – Михаил Плетнев

Дирижер – Михаил Плетнев

Московский синодальный хор
Художественный руководитель – Алексей Пузаков


В программе:

Митрополит Иларион Алфеев
2 хора a cappella: "Во Царствии Твоем", "Тебе поем"

Н.ЧЕРЕПНИН
«Хождение Богородицы по мукам», оратория для солистов, хора оркестра

Н.ГОЛОВАНОВ
4 хора a cappella: «Воскресение Твое Христе Спасе», «Не рыдай Мене, Мати», «Тебе поем», «Свете тихий»
Cюита из оперы «Принцесса Юрата»

----------------------------------------------


Впечатления самые радужные.
По музыке интереснее всего были, пожалуй, хоры Алфеева, Голованова и, конечно, головановская "Принцесса Юрата", которую ведущая обозвала почему-то "царицей" ! :)) Но это не беда: как говорится, хоть горшком назови, только в печь не клади.
Плетнёв-дирижёр был на высоте - жест его, как всегда, до крайности скуп, но оркестр откликается на него очень хорошо: тончайшие пианиссимо, красочные оркестровые звучности, мощные нарастания и великолепные кульминации с эффектными концовками - всё это звучало чудесно.
Если кто там был, расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Ренне

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 685
Полностью с Вами согласна, Черепнин как-то "рассыпался", а вот "головановское" отделение было просто потрясающим. На самом деле,при плотной насыщенности московской концертной жизни давно не было такого яркого События (даже "раритеты" Прокофьева в исполнении Лондонского филармонического с В. Юровским так не прозвучали). Спасибо Михаилу Плетневу и всем исполнителям!

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Полностью с Вами согласна, Черепнин как-то "рассыпался"

Ну вот, вы тоже обратили внимание ! Следовательно, для такого вывода имеется какая-то объективная подоплёка.

На днях Плетнёву исполняется 55 лет, этому событию посвящён документальный фильм на ТВ "Культура":

К 55-ЛЕТИЮ МУЗЫКАНТА.
"Плетнев"
12.04.12  
22:40
Документальный фильм.

http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=120604

Документальный фильм (Россия).
Режиссер Юрий Борисов.

В документальном фильме рассказывается о жизни и разнообразной творческой деятельности выдающегося российского музыканта, пианиста с мировым именем, дирижера Российского Национального оркестра и композитора - Михаила Васильевича Плетнева.
Включены эксклюзивные материалы из личного архива музыканта, а также беседы автора фильма Юрия Борисова с Михаилом Плетневым.
------------------------


Насколько я понял, этот фильм сделан ныне покойным Юрием Борисовым (автором книги о Рихтере) к 50-летию Плетнёва:

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1356579
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица