Автор Тема: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист  (Прочитано 210672 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #700 : Январь 27, 2017, 14:23:43 »
В концерте 3 февраля в Музее Скрябина Петр Лаул  исполнит 4-ю сонату и прелюдии ор. 16. Об остальных участниках этого концерта см. тут:
http://classicalforum.ru/index.php?topic=12684.msg187488#msg187488


Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #701 : Февраль 05, 2017, 23:37:28 »
Программа состоявшегося сегодня третьего концерта бетховенского цикла Петра Лаула вроде бы не обещала ничего особенного, она даже не включала ни одной «хитовой» сонаты (из обычной концертной обоймы), за исключением разве что 26-й.
И все же пианист смог удивить и воодушевить публику (не помню, чтобы раньше столько раз кричали "браво"). Начнем с того, что он несколько изменился внешне: постройнел и сменил свой привычный уже концертный френч на пиджак. Казалось бы, мелочь, достойная  внимания лишь женской части аудитории. Ан нет! Лаул не только, казалось, помолодел лет на 10, он и играл соответственно, и чувствовал себя гораздо раскованнее. Полный сил, молодого задора, он был, мне кажется, в ударе, и все у него получалось, все звучало. Несмотря на головокружительные темпы, слышна была каждая нотка. Особенно это касалось сонат, исполненных в первом отделении – 4, 9 и 16-й. 12-я понравилась меньше – здесь уже «завышены» были имхо темпы всех частей, включая похоронный марш. 26-я прозвучала примерно так же, как и в питерском цикле (а хотелось тоже удивиться).
Короче, для меня кульминацией вечера стала 16-я соната. Крайние части пенились, как шампанское, исполнены были с настоящим драйвом и большим чувством юмора. А средняя часть (как, впрочем, и Ларго 4-й) явила такое разнообразие оттенков чувств и настроений, открыла такие глубины, что казалось, я слышу ее впервые.
Следующего концерта – 2 апреля – жду с нетерпением.
« Последнее редактирование: Февраль 06, 2017, 10:09:37 от lina »

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #702 : Февраль 06, 2017, 23:09:44 »
4-я https://www.youtube.com/watch?v=wkvdZPPbco4
9-я https://www.youtube.com/watch?v=Bw-asdZFriA
16-я https://www.youtube.com/watch?v=Bxdr3Xt567Q
12-я https://www.youtube.com/watch?v=q898CkE-lpo
26-я: https://www.youtube.com/watch?v=-nlmyfJbf0c
бисы: https://www.youtube.com/watch?v=I_8HeYvHZZc

Список бисов (всё Бетховен):
1. Багатель ор. 33 №7
2. Багатель ор. 119 №1
3. Багатель ор. 119 №2
4. Экосезы Es-dur
5. Багатель ор. 119 №3
6. Экосез G-dur
« Последнее редактирование: Февраль 07, 2017, 02:03:44 от Петр Лаул »

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #703 : Февраль 07, 2017, 13:57:50 »
Концерт был ВЕЛИКОЛЕПНЕЙШИМ. На меня самое большое впечатление произвели соната №4 и №12. Петр ЛАУЛ дал прекрасные заметки к каждой исполняемой сонате. Я сохранила эти мини-эссе - могу опубликовать, если будет интерес.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #704 : Февраль 12, 2017, 18:18:46 »
Виктор Славутинский, психолог и большой любитель музыки Шостаковича, разместил отзыв о концерте 11 февраля в БЗК, где солировал Петр Лаул:

По случаю дня рождения побывал на концерте "Такой разный джаз!" Московского Академического Павла Когана. Дирижировал Феликс Коробов, солист Пётр Лаул.

Вообще-то, я думал получить в подарок, как писал раньше, все симфонии Шостаковича. Но вышло иначе - поскольку День Рождения это мероприятие коллективное, в котором и решает коллектив, деньги ушли на довольно дорогие билеты. Вопрос с записью мы обязательно решим, но, видимо, позже. Плюс к тому, в программе прозвучала Вторая Джаз-Сюита Дмитрия Дмитриевича, так что всё более-менее по совести. А у Сергея Васильевича я прошу прощения - опять же, решал коллектив.

Кроме упомянутой Джаз-Сюиты, так же прозвучали Рапсодия в Стиле Блюз Джорджа Гершвина и Сюита для Фортепиано с Оркестром Александра Цфасмана, а во втором отделении Увертюра к "Кандиду" Бернстайна и "Мексиканский Салон" Аарона Копленда. А так же бисировались наиболее бодрые части произведений.

Я в полном восторге! Всё замечательно. Начнём с того что не сцене были декорации - как бы небоскрёбы, которые ещё и светились окнами. Был задник со светящимися звёздами, был динамический цвет. В начале, когда слушатели рассаживались, на сцене уже присутствовал музыкант (...) который минут двадцать играл джазовые стандарты. Потом, после выхода музыкантов, сначала прозвучал создающий настроение записанный музыкальный эпиграф, а потом молодые люди вели как бы радиопередачу- то есть по полной программе вложенные средства пошли, вместо как на чей то гонор, на целевые расходы. Ах да, и ещё аншлаг был.

Так вот, про концерт. Рапсодия Гершвина - произведение общеизвестное, но дирижёр и солист смогли найти в нём какие-то новые интересности - там, оказывается, есть пара отсылок к Дворжаку, и что-то бетховенское можно отыскать если захотеть. Ещё бы отметил определённую деловитость, и хорошо переданный большой город. Говоря откровенно - без сверхдостижений, но достойно.

Наш ответ Чемберлену, Сюита Цфасмана - произведение в первую очередь бриллиантовой виртуозности. Смотрю в текст, там так и написано, brilliante. И по двадцать четыре ноты на такт в разных руках. Гершвин, конечно, композиционно посложнее, но наш технически совершеннее, и намного. Что же до музыкальной составляющей, написано это где-то в сорок пятом, но по безмятежности больше походит на 1956й, запись самого Цфасмана с которого есть. Пётр Лаул показал чудеса виртуозности, практически сравнявшись с автором - что большая редкость, мало кто вообще за такое берётся; и сложно, и все соотносят отдачу с трудом сейчас . А потом ещё и на бис сыграл.
(...)
Полностью см.:
https://vk.com/id2268875?w=wall2268875_6000

А Анна Зябрева в ФБ записала такой фрагмент из Цфасмана:
https://www.facebook.com/anna.zyabreva/videos/10154261544568062/






Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #705 : Февраль 13, 2017, 11:57:00 »

11 февраля 2017 на сцене Большого зала Консерватории состоялся концерт «DOLCE VITA: КИНО, ТАНГО И ДЖАЗ»: Симфонический Оркестр под управлением Павла Когана, дирижер Феликс КОРОБОВ, солист Петр ЛАУЛ, в программе Гершвин, Цфасман, Бернстайн, Копленд, Шостакович  – ничего из ряда вон выходящего анонс не предвещал. Но как только я вошла в БЗК поняла - будет что-то ФАНТИСТИЧЕСКОЕ, ВОЛШЕБНОЕ и оказалась права.

При входе на контроле  волонтеры раздавали бесплатные, красиво оформленные программы вечера и первое очень приятное впечатление:   помимо интересного и достаточно подробного описания всех звучащих во время вечера композиций, полностью дан состав Московского Государственого Академического Симфонического Оркестра под управлением Павла Когана.

Полный аншлаг, очень много молодых людей, состояние праздника ощущается еще до начала концерта. И хотя дизайн так хорошо знакомого и любимого Большого зала преобразился в максимальной степени и поразил меня – об этом поговорим попозже, все-таки в первую очередь  об исполнении пианиста и оркестра.

Я много раз слушала в зале «Американскую Рапсодию» - так первоначально называлось произведение Джорджа Гершвина - и мне всегда везло, т.к. солировали прекрасные пианисты: Даниил Крамер, Денис Мацуев, Борис Березовский, в транскрипции для фортепиано-соло довелось услышать замечательные исполнения Эндрю Тайсона и Сергея Кузнецова. Каждый раз Рапсодия оказывалась разной и «показывала себя» с какой-то новой интереснейшей стороны.

То же произошло и вчера: трактовка Петра Лаула и Феликса Коробова  была восхитительно изысканной, стильной, виртуозной, потрясающе лиричной и абсолютно джазовой. Импровизационная сторона, столь сильная при исполнении Крамера и Мацуева, была немного приглушена и Лаул и Коробов  сделали очень яркий акцент на том, что в основе Рапсодии лежит BLUE=БЛЮЗ, а он всегда немножко загадочен, эротичен и чуть-чуть грустен. Чарующие каденции первой части Рапсодии, зачастую переходящие на нежнейшее pianissimo, и в тоже время остроумные, озорные  моменты, завершающие такие волнующие темы – ведь это JAZZ!!!Гершвин молод и талантлив, ему нужно доказать всем, что джаз и классическая музыка совместимы – именно Рапсодия положила начало новому направлению симфоджаза.  Суперэнергичная токкатная каденция  и ликующая финальная часть – гимн свету и жизни – все удалось исполнителям ВЕЛИКОЛЕПНО. Я поражена и восхищена, бесподобная музыка Гершвина захватила весь зал.

В России знаменитая «Рапсодия в стиле BLUE» впервые была исполнена в 1946году (через 22 года со дня премьеры)  оркестром Александра Цфасмана (он же солировал за роялем) и именно поэтому исполнение Сюиты ("Снежинки", "Лирический Вальс", "Полька" и "Быстрое движение"), написанной композитором чуть раньше – в 1945 году – была следующим номером программы. Я не знаю, сколько репетиций состоялось перед концертом (но полагаю, что совсем немного) – сыгранность оркестра и пианиста, передача настроения, юмора и шарма этой одной из первых композиций советского джаза  были превосходными. На бис повторили «Быстрое движение» - наиболее виртуозную пьесу Сюиты, у меня просто перехватывало дыхание. БРАВО!!!!

Теперь вернусь  к описанию декора зала. Сцена неузнаваема: все переливается и искрится, в разных местах поставлены макетов небоскребов, окна которых во время исполнения светились разными огоньками. Привычными для сцены Большого зала  смотрелись только стулья для оркестрантов, дирижерский пульт и  рояль Steinway. Перед началом концерта саксофонист (к сожалению нигде не нашла фамилии исполнителя) играл интересные джазовые композиции. Время начало восьмого, выходит оркестр в строгих театральных костюмах, все музыканты свободно садятся на свои местах, свет затухает и начинает звучать оркестровая музыка (но не со сцены). Явно слышны звуки приближающего поезда с характерными паровозными гудками и скрежетом тормозов, мигают яркие сигнальные разноцветные огни  - мы приехали в 1924 год, когда 12 февраля впервые был исполнена «Рапсодия в стиле BLUE» Джорджа Гершвина, перевернувшая все представления о взаимоотношениях симфонической  и джазовой музыки. Обратите внимание – концерт в нашем Большом зале Московской Консерватории состоялся 11 февраля, почти полное совпадение с  днем премьеры в Америки.

В глубине сцены два диджея приветствуют зрителей и немного рассказывают об истории создания гениальной Рапсодии. Затем на сцену выходят Феликс КОРОБОВ и Петр ЛАУЛ и начинается ДЕЙСТВО, которому можно дать только одно определение: ВОСТОРГ!!!! Когда звучит знаменитое вступительное glissando оркестра – в зале практически нет света, я подумала : а как же Петр будет играть почти в темноте. При первых звуках рояля прожектор осветил исполнителя – все было заранее продумано и красиво срежиссировано. Оформление оказалось более чем удачным и прекрасно гармонировало со звучащим музыкой.

Во время антракта я увидела музыканта, который создал первую вступительную часть этого действа - он сидел со своей свето-звуковой аппаратурой в ложе справа от прохода: Алексей Панков прекрасно врисовался в обстановку Большого зала Консерватории. И последнее в своем восторженном отзыве о концерте: слова благодарности организаторам этого абонемента. Все очень органично и выдержано в лучших традициях концертов БЗК, впечатление самое хорошее. Ждем концерта №2 – ТАКОЙ РАЗНЫЙ ДЖАЗ (25 марта 2017) – в исполнении Оркестра под управлением Павла Когана, дирижер Александр Анисимов, мы услышим произведения АСТОРА ПЬЯЦОЛЛЫ.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #706 : Февраль 25, 2017, 12:13:18 »
Большой зал СПБ филармонии
28   
Февраля 2017
вторник
20:00
Бетховен. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
Сибелиус. Симфония № 2

4-й концерт 4 абонемента «Александр Дмитриев и его оркестр»

 Академический симфонический оркестр филармонии                     
 Гинтарас Ринкявичюс
 дирижер (Литва)
 Пётр Лаул
фортепиано
                                                                               



                                                                               



Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #707 : Февраль 28, 2017, 13:18:13 »
Кто в контакте, может посмотреть сегодня в 20.00 трансляцию:
https://vk.com/philharmoniaspb
Ну и потом вроде тоже должна висеть.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #708 : Февраль 28, 2017, 20:58:12 »
Эх, Петр, вот на "потом" вся надежда: не получилось послушать в трансляции, компьютер все время зависал... Начало Рондо до мажор (бис) прозвучало хорошо, а потом опять пошли обрывы.
Судя по реакции публики, все прошло очень хорошо. А Вы как - довольны своим выступлением?
« Последнее редактирование: Февраль 28, 2017, 21:15:43 от lina »

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #709 : Февраль 28, 2017, 21:29:21 »
Ну как будто бы хорошо было. Я очень люблю этот концерт, играл его последний раз еще в прошлом веке :). Запись должна будет висеть в группе, я прослежу и дам знать.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #710 : Февраль 28, 2017, 21:31:36 »
Запись должна будет висеть в группе, я прослежу и дам знать.
Спасибо!

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #711 : Февраль 28, 2017, 21:53:41 »
я тоже хотела послушать любимый концерт, но не получилось :(  И в чате все жаловались, что сайт зависает.  Кроме того, видимо, микрофон далеко стоял от рояля и баланс был нарушен -звук  рояля доносился откуда-то издалека, в отличие от оркестра.
Не знаю,  будет ли потом запись, но сейчас уже могу дать  10-ти минутный фрагмент (до зависания), надо будет сделать замечание по поводу микрофона.
https://cloud.mail.ru/public/F3h2/yv3XTiSEU

Из того, что я слышала, мне кажется, Петр играл блестяще, а оркестр отличался нордическим спокойствием.
« Последнее редактирование: Февраль 28, 2017, 21:59:01 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #712 : Февраль 28, 2017, 22:52:50 »
Запись должна будет висеть в группе, я прослежу и дам знать.
Спасибо!
Уже висит по той же ссылке!

Оффлайн Papataci

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 15 628
  • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
    • ClassicalForum. Форум Валентина Предлогова
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #713 : Февраль 28, 2017, 23:00:10 »
Кто в контакте, может посмотреть сегодня в 20.00 трансляцию:
https://vk.com/philharmoniaspb
Ну и потом вроде тоже должна висеть.

Вот более точная ссылка: https://vk.com/philharmoniaspb?w=wall-34884057_8219
Che mai sento!

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #714 : Февраль 28, 2017, 23:24:44 »
запись здорово глючит -пропускаются такты, из середины второй части перескакивает  сразу на третью часть и т.п..
Это первая попытка трансляции из БЗФ? тогда понятно, почему комом :-\
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #715 : Февраль 28, 2017, 23:51:49 »
запись здорово глючит -пропускаются такты, из середины второй части перескакивает  сразу на третью часть и т.п..
Это первая попытка трансляции из БЗФ? тогда понятно, почему комом :-\
Не первая, вроде бы. Но да, запись дырявая, причем пропущены все самые информативные куски музыки. Не слушайте! Мне обещано хорошее аудио, я им здесь поделюсь. Только будет это небыстро.

Оффлайн mandarinka

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #716 : Март 01, 2017, 09:09:11 »
Петр, большое спасибо.
Благодаря Вам, снова слушаю Бетховена.

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #717 : Март 01, 2017, 22:15:30 »
Мариинский театр
Санкт-Петербург, Концертный зал
4
марта
суббота
20:00
Шостакович. Бетховен

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Ольга Волкова (скрипка)
Олег Сендецкий (виолончель)
Петр Лаул (фортепиано)


В ПРОГРАММЕ:
Дмитрий Шостакович
Фортепианное трио № 1 до минор, соч. 8
Фортепианное трио № 2 ми минор, соч. 67

Людвиг ван Бетховен
Фортепианное трио ре мажор, соч. 70 № 1



Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #718 : Март 18, 2017, 23:08:58 »
13  марта П. Лаул выступил с концертом в Петрозаводске и дал интервью Карельской филармонии:

https://youtu.be/3j2pbznoLjE

Оффлайн lina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 1 038
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #719 : Март 30, 2017, 20:10:35 »
2
АПРЕЛЯ
ВОСКРЕСЕНЬЕ
МАЛЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19:00
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА
Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Все фортепианные сонаты

Цикл концертов. Концерт № 4

Исполнитель:

Пётр Лаул (фортепиано)

В программе:
Сонаты
№ 7 ре мажор, соч. 10 № 3
№ 10 соль мажор, соч. 14 № 2
№ 17 ре минор, соч. 31 № 2   
№ 23 фа минор, соч. 57 («Аппассионата»)
№ 27 ми минор, соч. 90

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #720 : Апрель 04, 2017, 00:21:42 »
Основная программа.
7-я: https://www.youtube.com/watch?v=8d6hqWimc2g
10-я: https://www.youtube.com/watch?v=ZDdOOKsbSwQ&t=20s
17-я: https://www.youtube.com/watch?v=2JL8I-Quu24
23-я: https://www.youtube.com/watch?v=if5fehndiY8&t=4s
27-я: https://www.youtube.com/watch?v=xBW9fr_Nqpw

Бисы: https://www.youtube.com/watch?v=K1L3L6dniWQ
Список бисов:
1-4. Багатели ор. 119 №4-7
5. Рондо соль мажор ор. 51 №2
« Последнее редактирование: Апрель 04, 2017, 00:44:54 от Петр Лаул »

Оффлайн Алька

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 2 150
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #721 : Апрель 04, 2017, 16:25:15 »
Петр, еще раз благодарю Вас за концерт!!! ПОТРЯСАЮЩЕ.
Спасибо за записи и еще за аннотации ко всем исполняемым Сонатам. С Вашего позволения размещу текст здесь.

Аннотации ЛАУЛА к Сонатам Бетховена, прозвучавшим на концерте  2 апреля 2017.
Сонаты, составляющие программу сегодняшнего концерта, большей частью представляют темную, трагическую и драматическую сторону творчества Бетховена.

Соната №7 ре мажор, соч.10 №3, написанная в 1796-1798 годах – сочинение поразительное. В ней органично сочетаются, казалось бы, несоединимые вещи: кипучая энергия и ликование первой части, ужас и безнадежный трагизм второй, мягкая лирика третьей, экстравагантный юмор и озорство финала. В этой сонате необычно всё, начиная с первой части: вместо обычного allegro Бетховен начинает сонату с presto, самого быстрого из возможных темпов. Соната не начинается, а буквально врывается! С ошеломительной энергией и щедростью Бетховен рассыпает и сопоставляет множество ярких тем. Часть вызывает чувство эйфории, всемогущества молодого гения. Тем большим контрастом возникает вторая часть, Largo e mesto (то есть скорбное Largo), центр тяжести сонаты: по длительности она занимает практически ее половину! Это – первый и, скорее всего, ярчайший образец трагической медленной части в творчестве Бетховена. Подобные части встречаются еще, например, в трио ор. 70 №1, в Сонате №29, в Пятой сонате для виолончели и фортепиано. Характерно и то, что в трио и виолончельной сонате они в той же тональности – ре минор, которая еще со времен моцартовского «Дон Жуана» и Реквиема заняла особенное место в музыке и всегда ассоциируется с вопросами жизни и смерти. Сам Бетховен определял содержание части, как душевное состояние меланхолика. Но атмосфера в ней мрачнее и безысходнее даже самой глубокой меланхолии. По словам Самуила Фейнберга, «Largo… в его напряженнейшем симфоническом развороте осталось высочайшей и одинокой вершиной трагической грусти, воплощенной в звуках». Густые и глухие аккорды в нижнем регистре придают звучанию прямо-таки свинцовую тяжесть, а в репризе она еще усугубляется дополнительными подголосками в басах. Развитие части не дает оснований ни для каких надежд. Окончание – несколько скорбных фраз в тишине. После такой части настоящим музыкальным чудом воспринимается переход к третьей части, менуэту (по выражению Антона Рубинштейна, «менуэт – любезная вещь»), с ее мягким, ласковым мажорным колоритом. Финал же – одна из самых эксцентричных, юмористических частей во всех сонатах Бетховена. Основа ее темы – мотив всего лишь из трех нот, повторяемых на все лады с неистощимой выдумкой. Иногда возникает ощущение, что проведения мотива буквально разбегаются из-под пальцев, словно тараканы по углам. Калейдоскопичные повороты сюжета полны парадоксов и внезапных пауз. Невероятно, но весь этот фейерверк остроумия от последних вздохов Largo отделяет менее трех минут!

Соната №10 соль мажор соч. 14 №2, законченная и изданная в 1799 году, относится к числу самых по-моцартовски прозрачных и вместе с тем обаятельных бетховенских сонат. Первая часть с ее несколько даже наивной нежностью и элегантностью заставляет порой вспомнить о Шуберте. Вторая часть – лаконичные вариации на маршеобразную тему. Своим добродушным юмором они вызывают воспоминания о «Симфонии с ударом литавр» Гайдна, тем более что даже и «удар литавр» в них имеется – не будем заранее рассказывать, в каком месте! Финал сонаты, написанный в форме рондо, имеет, однако, заголовок «Скерцо» (единственный такой случай у Бетховена). Тема его построена на игре ритмов, постоянно сбивающей с толку слушателя. Вся часть выдержана в игривом и беззаботном характере.

Соната №17 ре минор соч. 31 №2, написанная в 1802 году – одно из наиболее печальных и беспросветных сочинений композитора. Если вдуматься, в ее первой части и финале нет ни единого мимолетного отклонения хоть в какой-то мажор! В сонате Бетховен дал волю обуревавшим его в то время чувствам и эмоциям: окончательному осознанию своей глухоты, переживанию несчастной влюбленности в Джульетту Гвиччиарди; в том же 1802 году он пишет Гейлигенштадтское завещание и всерьез обдумывает возможность самоубийства. Поэтому Семнадцатая соната – глубоко личное, даже интимное высказывание. Первая часть и собственно ее тема построена на противопоставлении двух сфер: мистической и философской (Largo) и земной, тревожной и драматической (Allegro). В основном первая часть чрезвычайно бурная, она полна отчаяния и борьбы. Смысловой кульминацией и части, и, возможно, всей сонаты являются знаменитые речитативы, «прорастающие» из мотива Largo и выдержанные на одной длинной педали, словно одинокий вопрошающий голос под сводами церкви. Вторая часть, Adagio – глубокое и возвышенное раздумье. Оно разворачивается во времени необычайно медленно, однако внутреннее напряжение этой части очень велико из-за постоянных нарастаний, не находящих выхода (subito piano), и ритмических фигур в басах, вызывающих ассоциации с траурным маршем. По высказыванию Марии Юдиной, «даже средняя часть не приносит мира душе, пронзенной отчаянием». Финал сонаты – своего рода трагическое вечное движение. Часто его тему сравнивают с темой багатели «К Элизе», но характер здесь совершенно иной – взволнованный, неустойчивый, даже нервный. На это указывают и задерживаемые ноты в левой руке, делающие ритм «хромым», и «рваная» динамика, полная резких контрастов и subito piano. Возникает ощущение постоянного «бегства от судьбы», попыток прорвать замкнутый круг, не приносящих ничего кроме поворота в очередной минор. Часть не приносит никакого просветления, и завершается после нескольких отчаянных хроматических речитативов тихо и с каким-то смирением, замыкаясь на одиноком басе.

Соната №23 фа минор соч. 57 «Аппассионата» (знаменитое название дано не Бетховеном, а издателем Кранцем уже после его смерти), законченная в 1806 году, по своему характеру и образному строю сильно отличается от других минорных сонат Бетховена. Ей свойственна страстность, лихорадочность, исступленность, некоторая вполне уже романтическая атмосфера ужаса и безумия, заставляющая вспомнить некоторые страницы шумановской «Крейслерианы». С точки зрения фортепианного письма она написана «широкими мазками», гораздо масштабнее, размашистей большинства других сонат. Первая часть сонаты в стремительном темпе Allegro assai открывается тихо, таинственно и как-то по-особенному зловеще. Вопросительные интонации перемежаются шквальными пассажами и страшными вспышками бетховенского гнева. Повторяющиеся ноты связующей части рождают ощущение кошмара. Настоящий музыкальный фильм ужасов! Побочная партия, похожая на своего рода благородный гимн, как будто приносит некоторое просветление, но оно обманчиво: тема проходит под таинственный рокот басов, а основной ее ритм позаимствован из главной темы, и вскоре она сменяется яростной стихией. Колоссальная внутренняя энергия сотрясает привычные основы формы: впервые Бетховен обходится без повтора экспозиции первой части. В кульминации перед кодой он вводит ошеломляющий педальный эффект, когда огромные массы звучности пассажей через всю клавиатуру рояля смешиваются на одной длинной педали. В еще более лихорадочной коде побочная тема проходит в миноре и в болезненно «изломанном» виде, что создает впечатление ее катастрофической гибели. Вторая часть – вариации. Тема в хоральном звучании вносит временное успокоение и просветление; после двух столь же созерцательных вариаций в третьей она утверждается со своего рода экстатическим восторгом. После недолгого затишья резко вторгается финал. С легкой руки Святослава Рихтера, в своей впечатляющей трактовке исполнявшего финал в бурном движении, многие стали пытаться повторять это решение. Однако часть написана в темпе Allegro non troppo, разворачивается мучительно небыстро, что подчеркивает и неожиданный повтор второй половины, создающий ощущение заколдованного круга, безвыходности. Постепенно, неумолимо напряжение достигает «точки кипения», и финал срывается в катастрофическую, яростную коду, где Бетховен словно бы «затаптывает» сонату «ко всем чертям». И хотя герой сонаты, несомненно, гибнет, но гибнет несломленный (в отличие от героя 17-й). Думается, что именно неторопливое, сдержанное (особенно по сравнению со стремительной первой частью) исполнение финала делает его развязку настолько выстраданной и впечатляющей. Бетховен считал 23-ю самой сильной из всех своих сонат и неслучайно именно после нее он сделал первую в своей жизни трехлетнюю паузу в этом жанре.

Завершающая концерт двухчастная Соната №27 ми минор соч. 90, сочиненная в 1814 году после уже пятилетнего перерыва, совсем невелика по протяженности. Но по глубине и проникновенности содержания это, безусловно, одна из самых выдающихся сонат; прямо-таки хочется признаться ей в любви. К примеру, как Антон Рубинштейн: «Вот это – соната! Нужно написать целую книгу, чтобы приблизительно выразить, что в этой сонате заключается!» Две ее части совершенно противоположны по настроению. Первая – суровая и мрачная. Главная тема напоминает многие минорные темы у Моцарта (Соната до минор) и самого Бетховена (Пятая соната), где первому, жесткому и решительному мотиву противопоставляется второй, человечный, жалобный, сомневающийся. Впрочем, в этой части нет никакого намека на сентиментальность – она как будто вырублена из скалы и подчеркнуто аскетична по фактуре. Лишь в самом конце столь могучая до того главная тема проводится в пианиссимо, полностью теряя всю свою силу. Часть тихо заканчивается печальной подытоживающей фразой, словно бы обрываясь на полуслове, и вот тут-то случается настоящее бетховенское музыкальное чудо: «с того же места», даже с той самой ноты начинается вторая часть – едва ли не самое проникновенное лирическое высказывание во всем творчестве Бетховена. Образный строй части вызывает, с одной стороны, ассоциации с пьесами Листа из цикла “Consolations” («Утешения»), и, несомненно, роль второй части после первой, с одной стороны, именно утешение, а с другой, нежное прощание, что роднит ее уже со второй частью Неоконченной симфонии Шуберта (также написанной в ми мажоре). Характер темы, одной из самых длинных у Бетховена, тоже вполне по-шубертовски песенный. Взволнованность ей придает почти непрерывная пульсация шестнадцатых. Вторая тема звучит в нежном верхнем регистре, а после этого шестнадцатые переходят в совсем уже успокаивающие мягкие триоли. Пожалуй, как никакая другая у Бетховена, эта часть способна «лечить душевные раны». Следует ряд повторов и блужданий по далеким тональностям; тема проводится в последний раз в глубоком теноровом регистре. После нескольких прощальных, затухающих фраз Бетховен вдруг дарит нам еще одно из своих чудес: неожиданно движение ускоряется и столь же внезапно успокаивается и истаивает в тишине. Вот как описывает этот момент Артур Шнабель: «accelerando (ускорение) начинается в основном темпе, страстно стремится вперед, чтобы еще раз поймать ускользающую мечту, внезапно останавливается, потому что она уже исчезла, и посылает ей вслед тихое, проникновенное последнее “Прости”».

Оффлайн Линара

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #722 : Апрель 05, 2017, 15:58:54 »
       К сожалению, не могу разделить восторги слушательницы Альки по поводу концерта Петра Лаула в МЗК 2-го апреля.
       Я давно  (с 2004 или 2005 года) наблюдаю за творчеством этого незаурядного пианиста. Раньше всегда радовалась его игре, замечательному звуку, блестящей технике, чувству меры и юмору. Никогда не забуду, как он на бис исполнил "Музыкальную табакерку" Лядова. С такой лёгкостью, с таким изяществом, с такой доброй улыбкой на лице, что публика, не привыкшая слушать на бис "бирюльки", была ошарашена и одновременно очарована смелым включением в программу почти детской пьески и тем, как изумительно она была сыграна. А каким замечательным был Шуберт в исполнении Петра!
       Но уже не первый концерт вызывают у меня разочарование бешеные темпы, которыми стал увлекаться исполнитель. На мой взгляд, темп сверх меры пожирает музыку. Уже не слышно никаких тонкостей в фактуре,начинают проваливаться басы, да и темы не всегда успеваешь понять и прочувствовать. Словно едешь на Сапсане: окрестности наблюдать ещё можно, но любоваться ими уже нельзя. Особенно убила кода 23 сонаты, превратившаяся в какую-то вакханалию, истерию. Мне могут возразить, что такова концепция пианиста. Но меня она не убедила.
       А вот в бисах я услышала прежнего Лаула, очень гармоничного и уравновешенного.
             

Оффлайн Петр Лаул

  • Заслуженный участник
  • ****
  • Сообщений: 426
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #723 : Апрель 05, 2017, 22:52:06 »
Ну что тут скажешь - табакерке табакерково, а Аппассионате - Аппассионатово. :)
Справедливости ради скажу, что не вполне удовлетворен в этот раз концовкой Аппассионаты - не темпом, а тем, как в нем все получилось, бывало и лучше. Но за "гармоничностью и уравновешенностью" уж точно не нужно обращаться к этой сонате.
Да, я понимаю, что иногда иду на риск, особенно в выборе темпов - но мне неинтересно играть Presto в темпе Allegro только потому, что какие-то уравновешенные и гармоничные дяди уже так много раз сыграли. Мне кажется - риск необходим для исполнения Бетховена.

Оффлайн Линара

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 8
Re: Пётр Лаул (р.1977, Ленинград), пианист
« Ответ #724 : Апрель 06, 2017, 13:17:23 »
       А что плохого в том, что "гармоничные и уравновешенные дяди" бережно доносят до нас текст произведения и делают это так убедительно, что чувствуешь невольную благодарность к ним за каждую услышанную ноту, за каждую пропетую интонацию, за каждый поворот мысли, за уважительное отношение к слушателям, которые ждут от них интересного прочтения давно знакомой музыки.
       Кстати, в октябре 2016 г. на концерте в БЗК, посвящённом юбилею Бетховена, его сонаты играли Рувим Островский, Наталья Труль, а последней с "Аппассионатой" выступила Ирина Плотникова. Она играла её вполне традиционно, но с таким поистине бетховенским драйвом, с таким точным чувством стиля, что зал замер, а когда соната была сыграна, взорвался овациями.
       Знаете, мне кажется, что в наше время, когда все (даже юные пианисты Крайневского конкурса) умеют играть быстро (и ещё быстрее...) и громко, нужно иметь мужество, чтобы сыграть произведение с почтением к авторскому тексту и не разрушая исполнительских традиций. Это не значит, что все должны играть одинаково. Каждый слышит в музыке что-то своё, об этом и рассказывает.
       А где гарантия, что, взяв "рисковый темп", Вы получите наилучшую трактовку произведения? В конце концов, дело не в темпе, а в том, что он даёт музыке. Делает её более выразительной или, наоборот, подобно урагану,сметает всё на своём пути, и ты с недоумением думаешь, что это было и зачем.
       Не убедили Вы меня и в I ч. 7-й сонаты, сыгранной тоже быстрее требуемого самой музыкой темпа. В результате какие-то дорогие сердцу детали просто пробалтывались. Да и медленные части Вы играли быстрее, и они приобретали другой характер и не давали полного ощущения погружения в другое пространство.
      По-моему, Мравинскому принадлежит мысль, что темп - очень важное средство выразительности. Но не главное же!
      Извините,  если я ошибаюсь и досаждаю Вам своим, возможно,неправильным суждением. У Вас - публичная профессия и выслушивать мнение ЛЮБЯЩЕЙ  Вас аудитории - её издержки. Не сердитесь.
      С уважением, Линара.