Автор Тема: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист  (Прочитано 178406 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #125 : Май 10, 2010, 01:36:49 »
Спасибо за ссылку, там даже буклет есть, где кое-что написано о третьей сонате Шумана, надо будет превести с нидерландского.

:)) Перевести с нидерландского - это нечто почти невозможное ! Можно попытаться понять общий смысл с помощью интернациональных слов, но чтобы перевести, надо там родиться и жить, чтобы освоить этот невероятный язык, который является дикой смесью нескольких европейских языков.
А автоматического переводчика нету.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Sergey

  • Гость
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #126 : Май 10, 2010, 11:12:41 »
Ту же (последнюю питерскую) программу Соколов сыграл в Роттердаме, я наткнулся на ссылку в инете:

http://www.sendspace.com/file/zov5n4

Коллеги, я из любопытства послушал и обнаружил, что качество этой зарубежной фонограммы обалденное !
Как шутила недавно lorina, кто-то подключился к их кабелю ! :)))
Так то оно так, тем более, что в этой мр3 записи и битрейт выше - 192, чем в записях из Питера (128). Но я вот начал слушать и почти сразу же в начале Партиты - на 1 мин 27 сек - происходит резкое скачкообразное снижение громкости. Такое впечатление, что в этот момент крутанули регулятор  уровня записи.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 908
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #127 : Май 10, 2010, 11:59:19 »
Sergey
Цитировать
происходит резкое скачкообразное снижение громкости. Такое впечатление, что в этот момент крутанули регулятор  уровня записи.

Мне кажется эта запись та же диктофонная, только  запись велась на профес. диктофон.
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #128 : Май 10, 2010, 12:54:16 »
Так то оно так, тем более, что в этой мр3 записи и битрейт выше - 192, чем в записях из Питера (128). Но я вот начал слушать и почти сразу же в начале Партиты - на 1 мин 27 сек - происходит резкое скачкообразное снижение громкости. Такое впечатление, что в этот момент крутанули регулятор  уровня записи.

Да, правда ! Я поначалу не всё проверил, а теперь обнаружил, что громкость и правда прыгает. Интересно, чем это могло быть вызвано ? Дефектом устройства ?
Но в целом всё равно, качество поразительное, причём, почти полностью отсутствует эффект "бочки", который обычно проявляется в зале: видимо, их микрофон обладает более узкой диаграммой направленности ?
Есть чему поучиться в плане фиксации события.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #129 : Май 22, 2010, 14:20:52 »
Цитата: Predlogoff
...ЧУТЬ ЛИ НЕ ПОЛОВИНУ этого интервью Соколов посвящает изъяснению своей любви к роялю ! :)
В интервью отвечают на вопросы. Он не сам выбирал о чем говорить. Каков вопрос - таков ответ  ;)
Цитата: Predlogoff
Известно, правда, что Рихтер в конце жизни предпочитал Ямаху, но только потому, что считал, что именно на нём он может добиться настоящего пианиссимо ! Т.е. даже в этом выборе на первом плане у Рихтера была забота о музыке и своих музыкальных замыслах, а не о способе их достижения !
Вы считаете пианиссимо "музыкальным замыслом"?
Цитата: Predlogoff
...Соколов же фиксирован на мастерстве, на его механике, что в его случае приобретает самодовлеющее значение: когда он об этом рассказывал, у меня сложилось впечатление, что сам по себе хороший контакт с инструментом уже приносит ему удовольствие, сравнимое с удовольствием от подачи музыки ! :))
Почему Вы противопоставляете различные составляющие пианистического мастерства друг другу? Разве они не являются частями целого? В пианисте "все должно быть прекрасно!"  :)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Григорий Соколов
« Ответ #130 : Май 22, 2010, 14:29:44 »
Почему Вы противопоставляете различные составляющие пианистического мастерства друг другу? Разве они не являются частями целого?

Во всём должна быть какая-то мера, а в этом интервью получилось так, что Соколов больше рассказывал о рояле, чем о том, что он на нём делает. В этом плане он как раз таки лил воду на мельницу Regards'а, который приписывает ему "беспредметное мастерство".
Даже я удивился, как много времени можно посвятить разговорам о механике. Под конец ему оставалось, как чеховским героям, подойти к роялю, обратиться к нему со словами "многоуважаемый шкаф" и поцеловать его.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #131 : Май 22, 2010, 14:36:01 »
Почему Вы противопоставляете различные составляющие пианистического мастерства друг другу? Разве они не являются частями целого?

Во всём должна быть какая-то мера, а в этом интервью получилось так, что Соколов больше рассказывал о рояле, чем о том, что он на нём делает. В этом плане он как раз таки лил воду на мельницу Regards'а, который приписывает ему "беспредметное мастерство".
Даже я удивился, как много времени можно посвятить разговорам о механике. Под конец ему оставалось, как чеховскому герою, подойти к роялю, обратиться к нему со словами "многоуважаемый шкаф" и поцеловать его.
На это я Вам уже ответил. Вы как-то пропустили мои другие замечания.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #132 : Май 22, 2010, 14:41:24 »
Не понимаю сути ваших замечаний.
Я говорю о том, что так много рассуждать о роялях и об их свойствах может только тот, кто придаёт этому несуразно большое значение. Из истории известно, что великие пианисты играли и могли заставить звучать самый раздолбанный рояль, причём, нынешние рояли бесконечно более совершенны в сравнении с инструментами прошлого, поэтому такое благоговение перед достаточно хорошо стандартизированным ящиком в наши дни у меня вызывает удивление.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #133 : Май 22, 2010, 14:49:17 »
Не понимаю сути ваших замечаний.
Я говорю о том, что так много рассуждать о роялях и об их свойствах может только тот, кто придаёт этому несуразно большое значение. Из истории известно, что великие пианисты играли и могли заставить звучать самый раздолбанный рояль, причём, нынешние рояли бесконечно более совершенны в сравнении с инструментами прошлого, поэтому такое благоговение перед достаточно хорошо стандартизированным ящиком в наши дни у меня вызывает удивление.
А что здесь понимать. По-моему все понятно. О чем спросили - на то и отвечал. По-моему это странно судить о степени значения того или иного предмета по количеству отведенного ему времени в одном отдельно взятом интервью.
« Последнее редактирование: Май 22, 2010, 15:04:26 от michael_b »

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #134 : Май 22, 2010, 15:15:56 »
Соколов вообще дает очень мало интервью. Приведу несколько:
http://www.rogev.com/sokolov/reviews/Rannev2006/
http://www.rogev.com/sokolov/Master.htm
http://www.rogev.com/sokolov/zelber.html
В них рояль либо не упоминанется вообще, либо вкользь. Ну и какие из этого можно сделать выводы? Да ни каких. Точно также, как и из приведенного Вами.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #135 : Май 22, 2010, 18:12:17 »
странно судить о степени значения того или иного предмета по количеству отведенного ему времени в одном отдельно взятом интервью.

:)) На мой взгляд, это вполне логичо ! Я был несказанно удивлён этими рассказами о фортепиано, о том, что у каждого из них свой характер, своя душа и т.п.
Знаете, это мне напомнило урок в начальной музыкальной школе середины 20-го века, когда детей привлекали к занятиям музыкой через такие вот романтические истории.
Да, 2-х одинаковых фортепиано не бывает, но стандарт давно уже выдерживается столь основательно и хорошо, что те микроскопические механические отличия инструментов, о которых рассказывал Соколов, в сравнении с различиями интерпретационными давно уже сделались совершенно второстепенными. Ещё раз повторяю, что удивлён такими рассказами и не ожидал их от Соколова ни "в отдельно взятом интервью", ни вообще по жизни.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #136 : Май 22, 2010, 18:18:24 »
Я прошу учесть, что всё сказанное мною выше ничуть не мешает мне восторгаться его последним питерским концертом, где он сыграл 3-ю сонату Шумана !
Regards может возмущаться сколько угодно, но я считаю, что он сыграл её гениально ! :)
Более того, я вдруг обнаружил, что уже никогда не смогу воспринять её без той части, которую вернул в неё Соколов: мне теперь чего-то не хватает в Сонате, если эта часть отсутствует.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #137 : Май 22, 2010, 18:48:26 »
...Я был несказанно удивлён этими рассказами о фортепиано, о том, что у каждого из них свой характер, своя душа и т.п.
Но это совсем не то, о чем Вы писали в предыдущих постах. Там Вы вывели почти прямую зависимость между временем, уделенным роялю в интервью и временем, которое Соколов уделяет роялю вообще в жизни. Как будто он думает о рояле больше, чем о музыке. Помоему одно никак не вытекает из другого. Изучение инструмента никак не мешает изучению самой музыки. Более того, чем лучше музыкант владеет инструментом, тем точнее он сможет передать свое слышание музыки.
А то, что Соколов относится к роялю с большим интересом я абсолютно согласен. То, как он говорит о рояле необычно, но это никак не мешает музыке.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Григорий Соколов
« Ответ #138 : Май 22, 2010, 18:54:25 »
:) Ну вот, нам с вами удалось о чём-то договориться !
Собственно, я с самого начала не имел в виду чего-то ужасного и криминального, просто никогда не слышал от Соколова ничего подобного, а потому был удивлён, что он вдруг раскрылся как раз в пользу высказывания о нём как о стороннике "беспредметного мастерства".
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #139 : Май 22, 2010, 19:11:53 »
:) Ну вот, нам с вами удалось о чём-то договориться !
Собственно, я с самого начала не имел в виду чего-то ужасного и криминального, просто никогда не слышал от Соколова ничего подобного, а потому был удивлён, что он вдруг раскрылся как раз в пользу высказывания о нём как о стороннике "беспредметного мастерства".
:) В чем-то, но не в главном. Не вижу никакой связи между тем, как он говорит о рояле и причисления его к сторонникам "беспредметного мастерства". Стремление добиться исполнительского совершенства не мешает, а скорее помогает "выразить" музыку. Можно спорить о том, есть ли "предмет" в музыке Соколова (я думаю есть), или нет, но рояль здесь ни при чем.
Я люблю читать то, что Вы пишите. Чаще всего соглашаюсь. Но иногда Вы пишите такие вещи, с которыми трудно согласиться.
Кстати, Ваш пример с Рихтером. По-моему Вы написали не то, что имели ввиду  ;)

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #140 : Май 22, 2010, 19:16:12 »
В чем-то, но не в главном. Не вижу никакой связи между тем, как он говорит о рояле и причисления его к сторонникам "беспредметного мастерства"

Уважаемый michael_b !
Разговоры о роялях давно уже потеряли свою актуальность: рояль достиг предела своего развития как механического инструмента, он очень хорошо стандартизован, поэтому имеет смысл выбирать между стандартами, а не между конкретными инструментами.
Если только они механически исправны, конечно ! :))
А тут прям была спета такая ода выбору и изучению рояля, как будто речь шла о выборе скрипки работы старинного мастера.
Вот Рихтер выбрал "Ямаху" и успокоился - он же не пел дифирамбы и не давал на эту тему пространные интервью ! :) Просто пояснил, что его в этом инструменте устраивает, вот и всё. Для него это была часть банальной подготовительной работы, и никакой мистики или заколдованных мест в его рассуждениях не было.
А у Соколова прям целый фейерверк ! Такое ощущение, что он себе жену для жизни до гробовой доски выбирает, а не инструмент для выступления в очередном концерте.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #141 : Май 22, 2010, 19:19:15 »
В чем-то, но не в главном. Не вижу никакой связи между тем, как он говорит о рояле и причисления его к сторонникам "беспредметного мастерства"

Уважаемый michael_b !
Разговоры о роялях давно уже потеряли свою актуальность: рояль достиг предела своего развития как механического инструмента, он очень хорошо стандартизован, поэтому имеет смысл выбирать между стандартами, а не между конкретными инструментами.
Если только они механически исправны, конечно ! :))
А тут прям была спета такая ода выбору и изучению рояля, как будто речь шла о выборе скрипки работы старинного мастера.
Вот Рихтер выбрал "Ямаху" и успокоился - он же не пел дифирамбы и не давал на эту тему пространные интервью ! :) Просто пояснил, что его в этом инструменте устраивает, вот и всё. Для него это была часть банальной подготовительной работы, и никакой мистики или заколдованных мест в его рассуждениях не было.
А у Соколова прям целый фейерверк !
И что это доказывает? Какая разница как и что он говорит о рояле? Главное, что он делает, когда выходит на сцену.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Григорий Соколов
« Ответ #142 : Май 22, 2010, 19:30:04 »
Главное, что он делает, когда выходит на сцену.

Ну вот это и есть то "главное", в чём я с вами согласен.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #143 : Май 22, 2010, 19:36:55 »
Главное, что он делает, когда выходит на сцену.

Ну вот это и есть то "главное", в чём я с вами согласен.
И я соглашусь в этом с Вами  :)

Sergey

  • Гость
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #144 : Май 22, 2010, 22:03:23 »
Возможно в своем отношении к инструменту Соколов напоминает Микеланджели. Вот как о последнем вспоминал в своих мемуарах дирижер Кондрашин:
Цитировать
...после репетиции приходил Богино, и они начинали колдовать над роялем. На этот день все остальные занятия в зале отменялись, репетиции кончались в час дня, концерт начинается в полвосьмого. Я прихожу в четверть восьмого, они еще на эстраде, и Микеланджели еще пробует найти вот "эту" ноту, а ее нет. Все в панике: надо еще идти в гостиницу переодеваться, машина его ждет. Наконец, он неохотно покидает эстраду. Быстро ставят оркестр. Через 10 минут он уже входит во фраке и играет как бог....
Я понял, почему ему нужен идеальный инструмент. Потому что он должен быть уверен, что будет то качество, тот тембр, та сила, которые ему нужны.

regards

  • Гость
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #145 : Май 22, 2010, 22:32:24 »
Не вижу особого сходства. В не помню чьих воспоминаниях Микельанджели подошёл к роялю, сделал глиссандо, и указал ноты, которые надо поправить!

А Соколов распинается в любви к частным роялям так, как мог бы распинаться я, который всегда играл, за редкими исключениями, на плохих или средних роялях, и они, действительно, все разные.

Майкл не видит диспропорции - вероятно, не пианист, и ему это в соколовском интервью не бросается в уши.

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #146 : Май 22, 2010, 23:05:51 »
Майкл не видит диспропорции - вероятно, не пианист, и ему это в соколовском интервью не бросается в уши.
Я уже отвечал Предлогову на это замечание. Мне хорошо известно отношение Соколова к Роялю. Это старое интервью из "Царской ложи". Еще более старое интервью о том же можно прочитать <a href="http://www.rogev.com/sokolov/petrova.htm">здесь.</a>Ничего нового я в этом интервью не услышал. Соколов относится к роялю не так, как другие.
Ну и что из этого следует? Что это идет во вред музыке? Не вижу связи.

regards

  • Гость
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #147 : Май 24, 2010, 23:16:28 »
Ага, спасибо за ссылку, michael_b.
Нет, я не имел в виду никакого вреда для музыки, просто этот специфический акцент на различии роялей воспринимается несколько преувеличенно.
Имеет право.

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #148 : Май 24, 2010, 23:56:40 »
То, что Соколов уделяет много внимания роялю, для меня не удивительно.
Во-первых, для него  очень важен звук. Соколов любит и умеет заставить любой рояль звучать так, как ему необходимо. Для этого ему нужно понять данный конкретный рояль со всеми его достоинствами и недостатками.
Во-вторых, на звучание могут повлиять температура, влажность, давление. При перемене давления высота звука меняется. Даже не столько сама высота, сколько ее восприятие. Большинство людей этого даже не заметят. Для Соколова это просто катастрофа, он чувствует эти изменения и ему это сильно мешает.
В-третьих, это примерно как автогонщики любят автомобили или жокеи лошадей  :). Ничего удивительного.
Единственное, что меня удивляет, это когда он говорит о рояле как об одушевленном предмете. Возможно, это просто образное выражение. Не думаю, что он считает рояль одушевленным. Но даже если и считает. Чем человек талантливее (гениальнее?), тем больше у него «мух». У Соколова их не так много. По крайней мере, не пропорционально его таланту. Могло быть гораздо больше  ;).

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
пианист Григорий Соколов
« Ответ #149 : Июль 21, 2010, 19:38:22 »
Только что, изучив какие диски Шумана выпускались в последние годы, с удивлением обнаружил, что Соколов не был пианистом, "вновь открывшим" раннюю редакцию 3-й шумановской сонаты. Как выяснилось, эту редакцию давно уже записали другие пианисты, что, впрочем, вовсе не отменяет замечательного исполнения Соколова.
Тем не менее, это какое-то интересное "поветрие", вызванное, по-видимому, желанием взглянуть на хорошо известное произведение как-то по-иному, а Соколов шёл в этом же направлении.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица