Автор Тема: Григорий Соколов (р.1950, Ленинград), пианист  (Прочитано 223719 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #75 : Апрель 11, 2010, 23:13:42 »
Я очень огорчаюсь, что Кантилена покинула этот форум. Теперь некому освещать Петербургские музыкальные события. Ее рецензии всегда отличались глубиной понимания, достаточной доброжелательностью, точностью зарисовок, интеллигентностью.

Она ушла на forumklassika. Это огромная для нас потеря. Там она уже разместила свою рецензию на обсуждаемый здесь концерт Г.Соколова.

А кто расскажет о концерте Н.Луганского в Концертном зале Мариинского театра 8.04.10 ?

Видно, теперь уже никто.


А разве покинула?

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #76 : Апрель 12, 2010, 12:06:29 »
Я очень огорчаюсь, что Кантилена покинула этот форум. Теперь некому освещать Петербургские музыкальные события. Ее рецензии всегда отличались глубиной понимания, достаточной доброжелательностью, точностью зарисовок, интеллигентностью.
Мне тоже очень жаль, что Кантилена ушла на другой форум - это человек, сочетающий в себе немалые знания в области музыки с вдумчивым и взвешенным  анализом всевозможных процессов, происходящих в ней.
Печально все это.
Извините за оффтоп, но ссылку на концерт Соколова мы получили именно от Кантилены и спасибо ей за все.
« Последнее редактирование: Апрель 12, 2010, 12:16:50 от lorina »
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #77 : Апрель 12, 2010, 14:29:48 »
Вот один из первых откликов на последний концерт Соколова:
http://pressa-spb.ru/news/2010/04/11/news_120450.html
Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру

Григорий Соколов — это идеальный миф нашего времени, когда мифотворчество накрепко сплавилось с технологиями управления массовым сознанием. Говоря современным языком, «Григорий Соколов» — это бренд, а гениальность музыканта заключается в том, что создал он его сам, основываясь на каком-то (возможно, интуитивном) знании уже много лет назад.

Он нелюдим, немногословен, замкнут в себе — вот она, загадочность гения! Он практически не записывается в студии (исключение, подтверждающее правило, составил его недавний сольный концерт в театре Сhamps Elysйe, поскольку снимал его сам знаменитый Бруно Монсенжон — автор фильма «Рихтер непокоренный») — и потому билеты на его концерты распродаются практически вообще безо всякой рекламы. И какова публика на этих концертах! Нужно быть Гоголем, чтобы описать причудливую толпу из профессиональных (и не очень) музыкантов – концертирующих пианистов и убелённых сединами консерваторских учёных мужей, положивших жизнь на написание теоретических трудов о том, как надо играть на фортепиано. Городские сумасшедшие и преданные поклонницы, «просвещённые» чиновники и уже изрядно истаявший пласт той интеллигенции из поколения «физиков и лириков», которые идут на Соколова в силу того, что «такой концерт нельзя не посетить».
Григорий Соколов как личность — это тайна за семью печатями. Вся информация о Соколове строго дозирована — но всё, что известно, повторяется с привязчивостью легкомысленной песенки вот уже много лет. Григорий Соколов — это масштаб, это сверхчеловек, это — гений. Армия его преданных поклонников (численности которой позавидует любая звезда оперы или балета) расскажет вам о Соколове всё (точнее, всё, что положено знать простому смертному): родился в Ленинграде, первый сольный концерт дал в 12 лет, закончил питерские десятилетку и Консерваторию, в шестнадцатилетнем возрасте получил Первую премию на Конкурсе имени Чайковского. Играет он две программы за сезон, в Москве с некоторых пор не выступает вовсе, а в Питере играет, как правило, только один раз в год — и все адепты творчества пианиста из Москвы каждую весну дружно устремляются на берега Невы. Вам с благоговением расскажут о том, что Он (именно так) отказался от концертов в Лондоне, поскольку снятие отпечатков пальцев для получения визы «считает для себя унизительным»; что «Шопен (Шуман, Шуберт, Бетховен — нужное подчеркнуть) у него “особенный”» (правда, не уточняют, у кого же — «заурядный»).
..........................
Что же касается концерта «человека-бренда» Григория Соколова, то он прошёл с вполне предсказуемым успехом. В первом отделении были исполнены Вторая партита Баха до минор и Семь фантазий Брамса, соч. 116. Безупречная форма, богатые градации звука, ясного и красивого (хотя часто неодушевлённого и даже стерильного) — одним словом, всё comme il faut — осталось непонятным только одно: зачем пианист играл эти вещи.

Баха, конечно, можно играть как угодно — в том числе и «романтично»: это доказали все, от Бузони до Гульда и Горовица. Но (в отличие, например, от «Меблировочной музыки» Эрика Сати) Бах не предназначал свои опусы для игры «ни о чём». Я не побоюсь и такого весьма банального вопроса: что, собственно, г-н Соколов хотел сказать своим слушателям? Образно выражаясь, его музицирование напоминало некоего школьника-отличника, вымахавшего до огромных размеров: всё чисто, всё красиво; тут forte, там — piano... и при этом как-то всё «по-школьному». Часто говорят, что архитектура — это застывшая музыка; а у Соколова музыка — это звучащая архитектура: добротные, красивые, крепко и на века сложенные здания, сплошь симметричные и холодные на ощупь.

Во втором отделении г-н Соколов исполнил Сонату фа-минор Шумана — и вновь всё напоминало большой и прекрасный по форме, красиво расписанный, но герметично закупоренный сосуд. «Необычайная погруженность в себя» — вещь, конечно, хорошая. Однако концертирующий пианист, всё-таки, профессия экстравертная; как правило, человек выходит на сцену в том случае, если ему есть, что сообщить людям. Кроме Сонаты фа-минор, в программе второго отделения ничего не значилось: время было рачительно рассчитано на «бисы»: не играть же «третье отделение», в конце концов!

Критики, разумеется, будут писать о «новых прочтениях», «скрытых смыслах», «концептуальности»; о «глубинах» или «высотах», или даже о «спорных трактовках». Однако художника, как известно, судят по его же собственным законам. Умиротворённый комфорт и уют — вот, пожалуй, единственное, что явно чувствовалось в соответствовавшей всем самым строгим ГОСТам игре пианиста. Так что следующего появления в Петербурге Григория Соколова в апреле 2011 года можно будет дожидаться в dolce far niente, полном безмятежного покоя: судя по всему, этот бренд ещё не скоро выйдет из моды.





"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Sergey

  • Гость
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #78 : Апрель 12, 2010, 16:25:25 »
Вот один из первых откликов на последний концерт Соколова:
http://pressa-spb.ru/news/2010/04/11/news_120450.html
Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру
.....
Любопытно насколько же противоположны вкусы Предлогова и Веселаго. Можно почти со стопроцентной уверенностью ожидать, что если что-то понравилось одному, то резко не понравится другому. И наоборот. Точно также Предлогов не совпадает разве что с Ренанским. Лично я больше доверяю оценкам Предлогова, меня его аргументация убеждает.
....
А вот в случае с Кантиленой, как мне представляется, Предлогов допустил ошибку. Не надо было с ней "цапаться". Тем более из-за такой ерунды как "творчество" современных композиторов-авангардистов. Ну интересны они были ей, да и черт с ними! Женщинам, что называется, "от природы" присуще стремление кого-либо опекать, защищать. Конечно, нужно было "наступить на горло собственной песне" и не ссориться. Жаль, что так получилось, и она ушла - они с Предлоговым составляли на этом форуме достойную пару. 
« Последнее редактирование: Апрель 12, 2010, 22:44:49 от Sergey »

Оффлайн Игорь Г

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 27
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #79 : Апрель 12, 2010, 17:43:12 »
Решение нашел Соколов. Он перестал ездить в Англию  ;)

И что же, он разве так и не был там с тех пор ? 2 года уже прошло, как от него отпечатки пальцев требовали.
Сразу скажу, не отвечаю за достоверность, но слыщал о знакомых, что был даже сделан запрос в парламент с целью сделать для Соколова исключение, но парламент отказал, отметив, что Соколов, дескать,  едет в Англию не просто так, а зарабатывать деньги. И в результате Соколову запретили въезд в Англию на пять лет.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #80 : Апрель 12, 2010, 18:17:48 »
Цитировать
И в результате Соколову запретили въезд в Англию на пять лет.
Что-то с трудом верится в такое :o
Вот еще один отклик на концерт Соколова
http://vechespb.ru/content/view/374/1/
Автор Вячеслав КОЧНОВ
Переварив услашанное, могу сказать, что Бах был сыгран идеальным звуком, с очень живой ритмикой в манере лично мне чем-то напомнившей Гленна Гульда. Вторая партита до Соколова в этом году была сыграна как минимум уже дважды – в январе Полиной Осетинской и ровно за сутки до Соколова в Малом зале Антоном Ляховским, который буквально утопил её в педали.
Да, на фоне Осетинской и Ляховского при всём уважении к их заслугам, стало совершенно ясно, что Григорий Соколов – пианист иного технического уровня.
Собственно говоря, этот же высочайший уровень был продемонстрирован и в миниатюрах Брамса в 116-м опусе и в редко исполняемой фа минорной Сонате (т.н. Концерт без оркестра) Шумана и, конечно же, в бисах (прелюдии Шопена из 28-го опуса и Скрябина).
Но вот в Брамсе мне не хватило трагического пафоса, а в Шумане – романтического угара.  И это – подчеркну ещё раз – при идеальном звукоизвлечении, свободно дышащей ритмике и всех прочих мыслимых достоинствах.
Шопен и Скрябин в бисах оказались на уровне Баха. Я вообще очень пожалел, что Соколов в тот вечер не сыграл весь 28-й опус Шопена. Так кристально хороша была си минорная прелюдия (первый бис), которую, помнится когда-то много лет назад пытался играть и я.
Рассуждая о Григории Липмановиче Соколове, не могу удержаться от того, чтобы не привести доводы его оппонентов, с коими мне довелось общаться.
Как-то раз один довольно известный питерский музыкант – обозначим его NN – предложил мне послушать вместе с ним DVD-запись «Пасторальной» сонаты Бетховена в исполнении Соколова.
Мы послушали и посмотрели – мне, как и NN, не понравилось, показалось, что Соколов своей, как и всегда сверхсовершенной, игрой лишил ре мажорную сонату её веселья, жизнерадостности, танцевальности – высушил её.
А NN выразился так образно, что я никак не могу удержаться от прямого цитирования:
- Он (Григорий Соколов) прежде чем взять звук, умерщвляет его, потому что живой звук недостаточно совершенен. Он как андерсеновский Кай, который по заданию Снежной Королевы выводит слово ВЕЧНОСТЬ, и не хочет или не может вспомнить, что в мире есть живая Герда с её человеческой любовью.
Побывав 7-го апреля в Большом зале, я уже не могу подписаться под этим определением, ибо Бах, Шопен и Скрябин Соколова далеко выходят за его рамки. Однако слушая Каприччио Брамса и особенно первую и вторую части Сонаты Шумана, я невольно припомнил эти слова NN.
В любом случае Григорий Липманович делает большое хорошее дело – и своей сверхвиртуозностью, и выбором репертуара, и отношением к произведению и к отдельным звучаниям как к драгоценным вещам, которые берут в руки со священным трепетом.
Ну а то, что и у него кто-то находит недостатки в некоторых интерпретациях – лишнее доказательство, что Соколов – не инопланетянин с Альфа-Центавры, а живой человек, которого хочется от души поблагодарить за его преданность высокому Искусству.

P.S. На вечере Соколова, среди прочих, мною были замечены Мирослав Култышев и ученик Соколова Александр Рубинов, других известных мне в лицо петербургских пианистов я не увидел – или они были на хорах, или…
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #81 : Апрель 12, 2010, 18:34:32 »
А вот в случае с Кантиленой, как мне представляется, Предлогов допустил ошибку. Не надо было с ней "цапаться". Тем более из-за такой ерунды как "творчество" современных композиторов-авангардистов. Ну интересны они были ей, да и черт с ними! Женщинам, что называется, "от природы" присуще стремление кого-либо опекать, защищать. Конечно, нужно было "наступить на горло собственной песне" и не ссориться. Жаль, что так получилось, и она ушла - они с Предлоговым составляли на этом форуме достойную пару. 


Форум не может держаться на 2-х или 3-х собеседниках ! :)) Надо будет налаживать более прочные связи в Петербурге, к тому же, судя по постам её последнего полугодия на нашем форуме, Кантилене явно стали не интересны классические концерты и произведения. Она постоянно жаловалась на недостаток времени, но при этом в реале ходила бог знает на что и заполняла форум и его календарь бог знает чем, привлекая этими похождениями и этой писаниной к нашему форуму абсолютно ненормальных деятелей, которые до сих пор нас иногда атакуют. Кстати, хочу предупредить, что атаки на наш форум некоторых особо дегенеративных "современных авторов" вовсе не прекратились: им не даёт покоя тот факт, что обсуждение их сочинений выделили в отдельный раздел, отделив от Бетховена и Шопена, которых они считают равными себе, любимым.
Т.е. Кантилена давно уже самоустранилась от обозрения КЛАССИКИ, а проблема получения информации из Петербурга всё равно остаётся: необходимо найти любителей классики в Петербурге, которые активно посещали бы наиболее интересные питерские концерты КЛАССИКИ, чтобы они нас снабжали информацией. Придётся мне подумать о том, как их стимулировать – людей надо как-то заинтересовать, вопрос в том, как именно ? Полагаю, критерий тут может быть только один: любовь к классике и к классическому искусству. Людей будем искать. Стимулы - тоже.

И давайте эту тему тут не будем развивать, у меня и так голова трещит от всей этой "современности".
Проблему общения с Петербургом обсудим позже: я готов выслушать любые соображения.
Пишите мне ЛС.

Вот один из первых откликов на последний концерт Соколова:
http://pressa-spb.ru/news/2010/04/11/news_120450.html
Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру
.....
Любопытно насколько же противоположны вкусы Предлогова и Веселаго. Можно почти со стопроцентной уверенностью ожидать, что если что-то понравилось одному, то резко не понравится другому. И наоборот. Точно также с Предлогов не совпадает разве что с Ренанским. Лично я больше доверяю оценкам Предлогова, меня его аргументация убеждает.

Да, один отвязный текст появился, но не его я ожидал ! :) Мне обещали другое, но тем не менее, раз уж этот текст появился, то хочу сказать, что, как показали отклики Веселаго на бездарную игру Гаврилова в прошлом году, когда Гаврилов назвал Веселаго едва ли не лучшим критиком Европы или даже всего мира, а Веселаго Гаврилова - едва ли не гением, Веселаго мало что понимает в фортепианной музыке: тут не поругаешь исполнителя за переходные ноты, недостаточно яркие верхи или недостаточно плотные низы ! :)) Тут другие критерии, поэтому прежние демагогические клише не работают. Вследствие чего Веселаго переключился на что ? – правильно, на НЕмузыкальные "доказательства" и НЕмузыкальную критику Соколова.
Но дело даже не в словесных выкрутасах. Я выше напоминал, что вовсе не принадлежу к поклонникам "позднего Соколова", но я уже говорил, что если объявление посредственностей "гениями" это есть тяжкий грех, то объявление гения посредственностью – это преступление перед искусством.
Я не хочу сказать, что Григорий Соколов "гений" и что он "не имеет себе равных", как о том иронизирует Веселаго – о нет ! Я как раз хочу сказать, что Соколов "имеет себе равных", но не в настоящем, а в прошлом. Ныне Соколов играет на том великолепном "среднесоветском" уровне, на которым во времена оны проходили вполне "рядовые" концерты Лазаря Бермана, Дмитрия Алексеева, молодого Михаила Плетнёва, Эмиля Гилельса, Льва Оборина, Якова Флиера и многих-многих других наших замечательных пианистов, советские записи которых мы ныне слушаем с таким восторгом. Другое дело, что замечательная игра, которая в прошлом воспринималась как нечто само собой разумеющееся, в сегодняшних обстоятельствах выглядит как нечто "ностальгическое" и "погружающее в прекрасное прошлое". И я не иронизирую – я сокрушаюсь, что такие концерты ныне являются скорее "исключением", тогда как раньше они были "правилом" ! А разве это в прошлом ценили должным образом ?
Именно из этого я и вывожу нынешнее трепетное отношение нашей публики к Соколову: "что имеем не храним, потерявши – плачем". Это я о сегодняшнем контексте восприятия игры Соколова на фоне "потерянного музыкального рая" советских пианистических (и вообще музыкально-театральных) времён.
Я как раз не желаю говорить о "райских звучаниях", "небесных высотах" и "философских глубинах" его игры, я предпочитаю говорить о плотности фактуры, о бОльшей или меНьшей степени стилевой адекватности, об особенностях исполнительского стиля и взаимодействии его с композиторскими стилями исполняемых авторов в плане конкретики звукового претворения конкретных произведений, о современных влияниях (музыкальных и немузыкальных), в конце концов – о совести художника. Вот об ЭТОМ, пожалуйста, я готов поговорить и говорю, а рассуждать о пианисте с тех позиций, что его замкнутость является, дескать, частью саморекламы, я не готов и не намерен.
Не тот это случай, как мне думается, а Соколов это не тот человек, которого можно было бы в этом заподозрить. Да, ему бывают свойственны - а на протяжении больших временнЫх промежутков даже и типичны - проявления "беспредметного мастерства": я сам живой свидетель подобных его провалов, о чём уже многажды писал и не хочу повторяться, чтобы не муссировать неудачи. Наоборот: ныне я готов помуссировать его феноменальную исполнительскую удачу в 3-й сонате Шумана ! В моих глазах эта удача затмила даже сокрушительный провал 1-й сонаты Шумана !
Да, я не вижу объективных причин для идолопоклонничества, но грешно не воздать мастеру должное за его удачу ! Принижать критикой талантливое достижение это смертный грех ! Честно говоря, на протяжении последних лет наблюдая за кризисом исполнительства Соколова, за повторением в его репертуаре одних и тех же вещей, за использованием одних и тех же приёмов, за принудительным внедрением в исполняемое "концептуальности" (я видел в этом полную аналогию с ненавистной мне режоперой), наблюдая за тем, как его трактовками, попеременно скатывающимися то в уродство, то в банальность (в зависимости от обстоятельств), восторгается один из одиозных наших гламурных писателей-"любителей Чернякова", я уже начал не в шутку, а всерьёз подумывать о реальном закате карьеры Соколова. Ведь все признаки идейно-творческой деградации "в современном духе" были налицо ! На наших глазах происходили какие-то идейные метания музыканта, он долго показывал нам какие-то свои экспериментальные достижения, пробы, даже недоделки.
И вдруг …
Только очень большой мастер может вот так неожиданно распрямиться и стряхнуть с себя прах своих поражений, как это сделал на последнем своём питерском клавирабенде Соколов. И тут же одни недовольно завопили, что он "изменил себе", а другие завопили, что он "такой же, как все" и т.п., а истина-то, как всегда посередине – он такой, каким любой большой музыкант был в прошлые времена, что по временам нынешним – уже большое достижение. Пожалуй, в этом и состоит ценность для нас классического в своей основе искусства Григория Соколова.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #82 : Апрель 12, 2010, 21:19:14 »
Сразу скажу, не отвечаю за достоверность, но слыщал о знакомых, что был даже сделан запрос в парламент с целью сделать для Соколова исключение, но парламент отказал, отметив, что Соколов, дескать,  едет в Англию не просто так, а зарабатывать деньги. И в результате Соколову запретили въезд в Англию на пять лет.
Игорю Г от Michael_B  :)
До такой глупости даже английский парламент не догадался бы. На это способны только Ваши знакомые. Держитесь от них подальше.

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #83 : Апрель 12, 2010, 22:08:28 »
Predlogoff
Цитировать
судя по постам её последнего полугодия на нашем форуме, Кантилене явно стали не интересны классические концерты и произведения...
Кантилена давно уже самоустранилась от обозрения КЛАССИКИ
Я не могу равнодушно пройти мимо таких замечаний, но продолжу здесь:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2413.msg38026#msg38026
"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Игорь Г

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 27
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #84 : Апрель 13, 2010, 01:39:48 »
Сразу скажу, не отвечаю за достоверность, но слыщал о знакомых, что был даже сделан запрос в парламент с целью сделать для Соколова исключение, но парламент отказал, отметив, что Соколов, дескать,  едет в Англию не просто так, а зарабатывать деньги. И в результате Соколову запретили въезд в Англию на пять лет.
Игорю Г от Michael_B  :)
До такой глупости даже английский парламент не догадался бы. На это способны только Ваши знакомые. Держитесь от них подальше.
Боюсь я в спешке неясно выразился  и создал путаницу, скомпрометировав знакомых :). Конечно, не имелось  в виду, что это  парламент издал указ не пускать Соколова в страну .  В любом случае,  концерты Соколова в Англии срываются уже не первый год.
К сожалению, в Москву Соколов тоже больше  не ездит, хотя его регулярно зовут  (в т.ч.,   на "Декабрьские вечера").

regards

  • Гость
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #85 : Апрель 13, 2010, 03:38:59 »
Убрал пост и прошу прощения за резкость и офф. Уж очень презираю Веселагу с Гаврюшей.
« Последнее редактирование: Апрель 13, 2010, 17:29:41 от regards »

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #86 : Апрель 13, 2010, 08:33:41 »
Не тот ли это Кочнов, который был главным редактором неофашистской газеты "Я русский"?

Оффлайн lorina

  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 3 910
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #87 : Апрель 13, 2010, 11:58:24 »
Вот, наконец, долгожданная статья Дм. Ренанского
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1353643
Коммерсантъ Санкт-Птербург Дмитрий Ренанский
Клаустрофония
Григорий Соколов давно играет в Петербурге один раз в сезон. Эти визиты для музыкального сообщества — что-то вроде ежегодных обращений Папы Римского к своей пастве. Из года в год фактически канонизированный при жизни музыкант забирался в столь высокие сферы, в которых обычному человеку уже трудно дышать. Но каждую весну публика терпела и примирялась — она знала, что Соколов ведет ее в эмпиреи. В нынешнем году впервые показалось, что пастырь, во-первых, не очень твердо представляет себе направление маршрута, во-вторых, не слишком озабочен тем, следует ли кто-нибудь вслед за ним, и, в-третьих, в лучшем случае — элементарно устал. А в худшем — достиг небес и обнаружил, что они пусты.

Свой всегдашний аполлонизм Соколов еще в прошлый приезд взорвал внезапно прорвавшейся в зону полного покоя противоречивой конфликтностью. Год спустя отчаянная борьба уступила место скорбной энтропии. Из Второй партиты Баха Соколов изъял всякий намек на аффектированную барочную риторику, погрузившись в безутешную траурность, беспросветное отчаяние, единственную альтернативу которым музыкант видит в упорядоченном беге, нескончаемой пене наступающих друг другу на пятки дней. Риторика — публичное искусство, Соколов же мизантропически закрывается в себе, замыкая музыку на саму себя. Выматывая душу тщательно соблюдаемыми и никак не варьируемыми репризами, он эмоционально опустошенно топчется на месте. Больше не выискивая в сонорном спектре рояля самые лучезарные обертоны — как будто под сурдинку, приглушенно, несвободно, стреноженно. Звуковая поверхность у нынешнего Соколова словно бы схвачена невидимой пленкой, сообщающей целому ровное и совершенно безжизненное натяжение.

Помещенные в каталог сочинений композитора под номером сто шестнадцать Фантазии Иоганнеса Брамса в исполнении Соколова превращаются в пытку неестественностью и дисгармонией. Привычное пианистическое совершенство дает сбой, в первой же пьесе цикла ледяные торосы до крови режут ухо грубой фактурой сколов. Эмоциональная температура интерпретации — абсолютный ноль: движение элементарных музыкальных частиц прекращается, они выстраиваются в четкую замкнутую структуру. Пять миниатюр следуют друг за другом подряд без пауз, в вакууме общего для всех пьес погребального темпоритма. В крайних частях Третьей сонаты Шумана процессуальность формы обеспечила иллюзию движения, средние под руками пианиста остолбенели навсегда. Соколову и раньше была свойственна любовь к остановке прекрасных мгновений, но если до сих пор он стопорил лишь время человеческой жизни, то теперь научился останавливать еще и время музыкальное.

В офф-программу Соколов включил прелюдии Шопена и миниатюры Скрябина, которые он уже играл в Петербурге соответственно два и три года назад и которые в прошлом году тоже звучали на бис. Пугающую повторность (тот же пианист с теми же произведениями на той же сцене и с теми же лицами в зале) нарушали лишь звонки мобильных телефонов, дерзко прерывавшие отправление ритуала сигналами из реальности. Искусство Соколова всегда было герметичным, а желание встроиться в него сопрягалось с подчас физическими трудностями. В этом году все попытки подключиться к своим интерпретациями пианист обрек на неудачу: свободные слоты, которые можно было бы занять, отсутствовали. Музыкальное пространство Соколова, некогда просторное, разреженное и светлое, схлопнулось, как в романе Бориса Виана, став закрытым и непригодным для жизни. Из него хотелось бежать — и нервный фанатский крик "спасибо" откуда-то с галерки, традиционно венчающий каждое выступление Соколова, после этого концерта звучал по-новому. Не как благодарность за пережитое, а как за избавление от него.

 

"Меньшинство может быть право, большинство - НИКОГДА" Генрик Ибсен.

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #88 : Апрель 13, 2010, 18:31:00 »
Не тот ли это Кочнов, который был главным редактором неофашистской газеты "Я русский"?

:)) То ли дело в Прибалтике, где фашисты прямо по улицам маршируют с разрешения властей.
Вот где демократия-то.
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #89 : Апрель 13, 2010, 18:32:24 »
Predlogoff
Цитировать
судя по постам её последнего полугодия на нашем форуме, Кантилене явно стали не интересны классические концерты и произведения...
Кантилена давно уже самоустранилась от обозрения КЛАССИКИ
Я не могу равнодушно пройти мимо таких замечаний, но продолжу здесь:
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=2413.msg38026#msg38026

Я там же и отвечу ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #90 : Апрель 13, 2010, 18:34:56 »
Цитировать
И в результате Соколову запретили въезд в Англию на пять лет.
Что-то с трудом верится в такое :o
Вот еще один отклик на концерт Соколова
http://vechespb.ru/content/view/374/1/
Автор Вячеслав КОЧНОВ

Касаемо того, что в 3-й сонате Соколову якобы не хватило "романтического угара" это давно знакомая – я бы даже сказал старинная - претензия, которую предъявляли ещё Рихтеру и Гилельсу ! :)) Тут, видите ли, надо ещё разобраться, что автором отклика подразумевается под этим "угаром" и как себе автор этого текста представляет "романтизм". На мой взгляд, шумановский романтизм, каким он явлен, допустим, в "Фантазии" или в 3-й его сонате, как раз не "угарный": как мне представляется, он хорошо выражен в эпиграфе к "Фантазии" Шумана, который с таким же успехом можно применить ко многим моментам 3-й сонаты – "Во сне земного бытия звучит, скрываясь в каждом шуме, таинственный и тихий звук, лишь чуткому доступный слуху".
Если вдуматься в художественный контекст, породивший эти слова, то можно догадаться, что романтизм не обязательно может и должен быть связан с каким-то "угаром". По поводу "угара" это, пожалуйста, к Листу, к Берлиозу (да и то не во всех сочинениях). Даже применительно к Шопену я затруднился бы рассуждать об "угаре" – там и вовсе было бы адекватнее рассуждать о классицистских установках (которые и у Шумана часто проявляются, но по-другому).
В 3-й шумановской сонате у Соколова как раз приятно поразило ощущение полёта во многих допускающих такой подход моментах, в них же - безударность звучания рояля, звуковая иллюзия мелькающих, бликующих призрачных видений. Нечто похожее, кстати, наличествовало у него и в его давнем исполнении 2-й сонаты: та же призрачность, какая-то невсамделишность, фантастичность происходящего. В 1-й сонате ничего подобного у него и в помине не было: то ли он так её себе представляет, то ли она объективно сподвигает на другие подходы – трудно судить. 1-ю сонату великолепно играл Софроницкий: с одной стороны, довольно строго с т.ч. компактности формы и весомой плотности ф-п звука, а с другой стороны, вполне романтично, трепетно и "рубатно". У Соколова 1-я соната не получилась.
По этому поводу можно напомнить только одно: умение правильно выбирать репертуар является очень важной составляющей таланта и даже гения ! :)
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #91 : Апрель 13, 2010, 18:43:27 »
Вот, наконец, долгожданная статья Дм. Ренанского
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1353643
Коммерсантъ Санкт-Птербург Дмитрий Ренанский
Клаустрофония

Хм, странно …….
Эта статья оказалась даже не столь отвязной, как статья Веселаго (ещё менее адекватная): и тем не менее, у нас теперь есть целых 2 отвязных статьи ! :)) Ренанский, правда, оказался тут непривычно краток: обычно его демагогия бывает гораздо более многоречивой и отвязной ! :)) Наверное, он сам "устал", а вовсе не Соколов, как раз-таки в этом концерте продемонстрировавший изрядную энергию.
Вообще, знаете, напрашивается удивительная аналогия ……. Чтобы пояснить свои странные ощущения "дежа вю", я должен кратко напомнить предысторию вопроса. В своё время, когда на других форумах (у нас по понятным причинам не было тех же крайностей) очень активно обсуждали исполнительство Рихтера и очень горячо обсуждался вопрос, был ли он назначен в "гении" компартией или же был им объективно, поклонников искусства Рихтера в чём только не обвиняли сторонники идеи "партназначенца Рихтера": они им приписывали и тоталитарное мышление, и рабское преклонение, и шизофрению, и нежелание оглянуться по сторонам и разглядеть других "гениев", они их обвиняли в идолопоклонничестве и даже в фашизме ! :)) Причём, эти "противники Рихтера", обвиняя в шизофрении всех окружающих, сами перманентно буквально визжали и бились в истерике чуть ли не обо что попало. И всё почему ? Да потому что фигура Рихтера, как и любая крупная фигура в любой области, всегда привлекает отнюдь не только одних лишь поклонников, но и противников.
Что-то подобное (хотя и не в таких масштабах и не с такими страстями) ныне наблюдается у нас вокруг фигуры Григория Соколова: одни ему поклоняются, словно идолу, другие ждут от него чего-то несусветного, а если не находят, то своею волею приписывают ему что-нибудь несусветное, третьи же просто ждут от него очередной интерпретации и анализируют его исполнительские решения. В общем, очень похожая ситуация и какая-то похожая суета.
Но дело не только в этом, дело ещё в том, что если раньше о Рихтере, Гилельсе и других наших гигантах могла оперативно написать дельные статьи тогдашняя музыкальная критика, то ныне-то у нас в стране никакой "критики" давно уже нету ! У нас ныне пишут "рецензии" околомузыкальные журналисты. И если бы только в этом состояла беда ! Настоящая беда в том, что Ренанский, как и Веселаго, как и другие "и примкнувшие к ним" писатели, то ли разучились слушать живую, звучащую "здесь и сейчас" (а не заранее существующую в их воображении) музыку, то ли увлечены желанием произвести какие-то "разоблачения" и рубануть некую мерещущуюся им "правду-матку", то ли озабочены высказыванием чего-то своего, "наболевшего", каких-то своих дум и "концепций", то ли они озабочены тем, чтобы впихнуть предлагаемое их вниманию искусство в какие-то заранее придуманные мыслительные конструкции – мне неведомо ! Но я вижу результат: полнейшая неадекватность.
Ни в одной статье не дифференцировано отношение к различным произведениям клавирабенда, а если и сделана такая попытка, то при этом наводится тень на плетень и чуть ли не буквально предлагается "не верить своим ушам": не "движение", мол, а "иллюзия движения", не сдержанные темпы, а, дескать, "остолбенение навсегда" и т.п. Как это вообще понять ? Мне кажется, ответ можно найти лишь в плоскости личных взглядов автора и его литературных излишеств: собственно, чего ещё можно ожидать от любителя Чернякова ? Если только претензий в адрес его брата-близнеца Бархатова ! :)) Причём, в одних и тех же устах претензии в адрес второго столь же нелепы, столь и поклонение первому.
А вот о Соколове ничего путного в нашей прессе я так и не увидел за все последние годы. "Концепции" мы все сами мастера выдумывать, а суметь взглянуть на происходящее незашоренно  – вот проблема.
« Последнее редактирование: Апрель 13, 2010, 18:59:37 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #92 : Апрель 13, 2010, 19:13:47 »
Дмитрий Ренанский написал гениальную миниатюру! Мне кажется, не имеет никакого значения, насколько она "правильна" с точки зрения характеристики концерта. Это - самостоятельный жанр, и ДР выступил в нём блистательно. Прямо маленькая трагедия :) - яркие образы и эффектная концовка. Какая смелость и какая стройность! :)

Никакая критика не заставит слушателя изменить своё впечатление, поскольку он слышит то, что может. А вот эффектно написать об услышанном - отдельное искусство, и можно счесть бесспорным достоинством концерта уже то, что Соколов дал повод для такого великолепного литературного экзерсиса.

Браво, Дмитрий!

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #93 : Апрель 13, 2010, 19:18:40 »
Отрывок из интервью Соколова:

– Вам интересно, что о вас пишут?

– Нет. И скажу почему. Что бы ни читал – это всегда больше об авторе сочинения, а не обо мне.

Оффлайн Nato

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 6
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #94 : Апрель 14, 2010, 11:56:35 »
О Соколове(фрагменты некоторых "мнений". Цифры - номер поста)


17
А разве я говорю, что мне было "скучно" ?
Скорее я согласен с Regards'ом в том, что в этот раз исполнение Соколова было более предсказуемым

-----
24
Боже мой, какая зануда!!! Изображает какое-то "объективное совершенство" с прямолинейностью первоклассника,
предсказуем до ужаса (копирайт Предлогова), и просто лень комментировать.
-----
28
Цитата:
(((По отрывочным откликам, которые на сей момент поступили, Соколов, во всём блеске своего мастерства, ужасно сыграл
 клавиабенд 07-04-2010 в Петербурге. Судя по всему, это было что-то вроде того, что я услышал в 2006 году, но тогда
 была 1-я соната Шумана, а теперь была 3-я. Но, судя по всему, тягомотина была всё такая же.)))

В конце 2000 года я был на концерте Соколова в Байройте. Да простится мне, это тоже была тягомотина...
------
64

Вряд ли это можно назвать прогнозом, сделанном "на основании прошлых провалов Соколова". Это скорее утверждение,
 сделанное на основании каких-то слухов, неизвестно где и от кого услышанных, и это утверждение было сделано до
 того, как Вы послушали запись.
Возникает простой вопрос: зачем вводить сотни людей в заблуждение (на публичном форуме), вместо того, чтобы
подождать день-два и написать, хоть на чем-то реальном основанное мнение?
-------
78
Григорий Соколов — это идеальный миф нашего времени, когда мифотворчество накрепко
сплавилось с технологиями управления массовым сознанием. Говоря современным языком,
«Григорий Соколов» — это бренд, а гениальность музыканта заключается в том, что создал
он его сам, основываясь на каком-то (возможно, интуитивном) знании уже много лет назад.
...судя по всему, этот бренд ещё не скоро выйдет из моды.
 
-----
78
 Я не побоюсь и такого весьма банального вопроса: что, собственно, г-н Соколов хотел сказать своим слушателям?
Образно выражаясь, его музицирование напоминало некоего школьника-отличника, вымахавшего до огромных размеров:
всё чисто, всё красиво; тут forte, там — piano... и при этом как-то всё «по-школьному». Часто говорят, что
архитектура — это застывшая музыка; а у Соколова музыка — это звучащая архитектура: добротные, красивые, крепко
 и на века сложенные здания, сплошь симметричные и холодные на ощупь.
------
82
 Я как раз хочу сказать, что Соколов "имеет себе равных", но не в настоящем, а в прошлом. Ныне Соколов играет
на том великолепном "среднесоветском" уровне, на которым во времена оны проходили вполне "рядовые" концерты
Лазаря Бермана, Дмитрия Алексеева, молодого Михаила Плетнёва, Эмиля Гилельса, Льва Оборина, Якова Флиера и
многих-многих других наших замечательных пианистов, советские записи которых мы ныне слушаем с таким восторгом.
-----
88
Из него хотелось бежать — и нервный фанатский крик "спасибо" откуда-то с галерки, традиционно венчающий каждое
выступление Соколова, после этого концерта звучал по-новому. Не как благодарность за пережитое, а как за
избавление от него.
 

-----

Уважаемые!   У меня такое ощущение, что одного из лучших пианистов нашего времени каждый из "кусавших" хочет опустить до
своего уровня.  Дорогие! Поймите! Люди такого плана, как Соколов всё-таки отличаются от нас - простых смертных...
И судить их со своего холмика не совсем правильно.
Хотя можно понять для чего пишутся такие рецензии: когда "укусил" великого, то как бы и сам возвысился...
Феномен Герострата...

ЗЫ: Кто только из поэтов не презирал и не лягал Пушкина, но наедине с собой все они понимают и признают, что Пушкин
недосягаемая высота. И дело то не в построении фраз или в рифме(это как раз повторить можно!). А дело в самой личности
Пушкина, в его духе, характере...  И вот это как раз неповторимо... И это самое ценное... 

regards

  • Гость
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #95 : Апрель 14, 2010, 12:37:08 »
Дорогой североатлантический психоаналитик!

Никто и не сомневается, что Соколов отличается от Вас, смертного. Однако что ж Вы так с масштабом лопухнулись? - Мы хоть Соколова кусаем, а Вы - нас, кочки болотные.

Несолидно как-то.

P.S. Кстати, не припомню, чтобы кто-нибудь тут пытался опустить куда бы то ни было Соколова-пианиста. Или Вам всё равно?
« Последнее редактирование: Апрель 14, 2010, 12:48:24 от regards »

Оффлайн Nato

  • Новый участник
  • *
  • Сообщений: 6
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #96 : Апрель 14, 2010, 13:23:03 »
Дорогой североатлантический психоаналитик!

Никто и не сомневается, что Соколов отличается от Вас, смертного. Однако что ж Вы так с масштабом лопухнулись? - Мы хоть Соколова кусаем, а Вы - нас, кочки болотные.

Несолидно как-то.
Именно потому что я простой смертный - мне по зубам только "болотные кочки".


P.S. Кстати, не припомню, чтобы кто-нибудь тут пытался опустить куда бы то ни было Соколова-пианиста. Или Вам всё равно?
По видимому я ошибся - я подумал, что выбранные мною фразы и особенно  подчёркнутые мною в моей "аналитике" слова, относятся именно к пианизму Соколова...
Если это так - то я извиняюсь...
Перечитал свою "аналитику" снова и убедился, что геростратовщина неискоренима...
Простите если задел неосторожно...

Оффлайн Predlogoff

  • Модератор
  • Народный участник
  • *****
  • Сообщений: 27 237
  • (1962—2014)
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #97 : Апрель 14, 2010, 18:24:39 »
эффектно написать об услышанном - отдельное искусство, и можно счесть бесспорным достоинством концерта уже то, что Соколов дал повод для такого великолепного литературного экзерсиса.

:)) Если так будет продолжаться, то его статьи придётся рассматривать не на музыкальных, а на литературных форумах ! Собственно, именно к этому он и подвигается.
Интересно, если бы, допустим, Г.Нейгауз, Я.Мильштейн или Д.Рабинович, великолепно владевшие русской прозой и способные изящно изложить свои мысли, писали бы не о том, что было в зале, а о том, что им примерещилось, много ли толку было бы в их писаниях сегодня ? К примеру, когда уже в наши дни публикуются давнишние фонограммы, отклики на которые давным-давно были оставлены этими музыкальными писателями, мы можем послушать записи и убедиться, что тексты-описания музыкальных событий полувековой и более чем полувековой давности идеально соответствуют сути произошедшего.
Спрашивается: стали бы мы их читать, если бы это было не так ?
Я вот когда смотрю на писания Ренанского, всегда понимаю, что сделать по ним какие-то адекватные обзоры о питерской концертной жизни в грядущем будет невозможно, ибо сравнение написанного с фонограммой сразу приведёт к выводу о несоответствии одного другому. Кстати, по свидетельствам очевидцев, этим же страдали многие печатные отзывы далёкого прошлого, в т.ч. 18-го и даже 19-го веков, и только на смысловом пересечении очень и очень многих откликов можно обнаружить и вычленить какие-то объективные черты событий прошлого.
Слава богу, что сегодня есть и стационарно сделанные фонограммы, и бутлеги, иначе вся та демагогия, в которой тонет наша околомузыкальная пресса, была бы единственным источником информации, причём, крайне недостоверным.
« Последнее редактирование: Апрель 15, 2010, 21:20:18 от Predlogoff »
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не "открытие", а "закрытие"» (c) П.Л.Капица

regards

  • Гость
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #98 : Апрель 14, 2010, 18:51:29 »
Право, Вам не за что извиняться, Nato, мания величия надёжно блокирует от мелких обид.

Но если Вы перечитаете не свою подборку "аналитики", а тексты Предлогоффа по существу, и не только эти - "контекстно-зависимые", а непосредственно посвящённые теме, и не только последние, и не только в этой теме, то, я надеюсь, убедитесь, что читаете тексты человека, понимание которого во всех аспектах, включая чисто ремесленные, сравнимо с пониманием Соколова. Здесь есть и другие компетентные авторы - кантилена и лорина, например, - но ценность всего этого форума определяется только присутствием здесь Предлогоффа, как в своё время он был самым ценным из нескольких ников, сделавших имя Классике. Вот Вы упомянули Форварда. Это - один из ников Предлогоффа на Классике.

Не стоит, мне кажется, развивать здесь офф. Выяснение личных отношений - это жанр сегодняшней Классики. Здесь я наблюдаю в 2-3 раза большую читаемость тем и бесконечно большую компетентность пишущих. Предлагаю беречь эту традицию.

P.S. На всякий случай: я довольно чувствителен к стилистике, и должен заметить, что Ваша - довольно характерна :) Впрочем, психоделические сюжеты меня не интересовали ещё на Классике.

Оффлайн michael_b

  • Участник
  • **
  • Сообщений: 81
Re: пианист Григорий Соколов
« Ответ #99 : Апрель 14, 2010, 19:15:26 »
А что у Ренанского происходит с бисами? В прошлом году он написал, что Соколов сыкрал 5 прелюдий Шопена (вместо четырех). В этом году он пишет, что те же бисы Соколов исполнял и в прошлом году. По-моему никакий повторений не было. Или я ошибаюсь?